2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова лирическая героиня стихов о москве кто она

Анализ стихотворения Цветаевой М.И. «Стихи о Москве»

Стихи Марины Цветаевой небольшие, но всегда со смыслом. Через свои произведения поэтесса передает нам свое отношение к жизни, свое видение, свою любовь к городу, краю, где родилась и росла.

Сегодня нам предстоит сделать анализ цикла «Стихов о Москве» Цветаевой, чем мы и займемся. Уже по названию мы понимаем, что данный цикл стихов будет посвящен городу, где родилась Цветаева и это Москва. В цикл Марины Цветаевой «Стихи о Москве» вошло девять самостоятельных работ, которые могут существовать самостоятельно, но благодаря объединению их в цикл, стихотворения Цветаевой в цикле «Стихи о Москве» приобретают новые смысловые комплексы.

Стихи о Москве Цветаева

Все стихи о Москве Цветаевой имеют общий образ и это образ Москвы, которая у поэтессы ассоциируется прежде всего с храмами, соборами, иконами, куполами и колоколами. Почти в каждом произведении из цикла Цветаева упоминает образ «сорока сороков церквей». Так данный образ встречается в первом, во втором, пятом, седьмом стихах. Часто в стихах является нам образ колоколов и колокольных звонов: «Мне же – вольный сон, колокольный звон», «накрапывает колокольный дождь», «спорили сотни колоколов» и так далее.

При этом Цветаева в своих произведениях описывает конкретные церкви. Они у нее не безликие: «Пятисоборный колокольный звон», «Иверская горит», «Иверское сердце». Использует писательница в своих работах и образ холмов, на которых, по преданию, и была заложена Москва.

Все стихотворения Цветаевой, что вошли в цикл «Стихи о Москве» открывают читателям разные стороны души лирической героини, так, мы видим героиню – мать, героиню, переполненную чувствами любви. Уже в третьем стихотворении у лирической героини проявляется «озорство». В четвертом стихотворении используется мотив страстности, и при этом фигурирует мотив смерти. Далее в цикле «Стихов о Москве» Цветаевой и в анализе стихотворения мы видим, что в пятом стихотворении Москва противопоставляется Петербургу, сама же героиня сравнивает свою судьбу с судьбой своего города: она «отвергнутая», как и ее Москва «отвергнутая Петром». Далее мы видим усталость героини, и ее желание следовать за «смиренными странниками».

В восьмом стихотворении Цветаева показывает свое отношение к Москве, свою любовь, рассказывает нам о том, чем ей так близка Москва, а в последнем стихотворении из цикла «Стихи о Москве» Цветаевой и в анализе поэтесса рассказывает о своем рождении в день Иоанна Богослова, когда поспела рябина.

Цикл «Стихи о Москве» поведал нам о любви к родному краю, о любви к родной земле, о широте русской души, о готовности отказаться от благ.

Урок по теме «Мотивы Москвы в творчестве Марины Цветаевой»

Разделы: Литература

Цель урока: через анализ стихотворений пробудить интерес к творчеству М.Цветаевой.

Задачи урока:

  1. Показать, какой видит Москву М.Цветаева;
  2. Формирование у учащихся положительной мотивации и потребности в знаниях;
  3. Создание эмоционально деловых отношений на уроке.

Оборудование:

  • Портрет М.Цветаевой;
  • Иллюстрация “Уголок старой Москвы”;
  • Беловой автограф стихотворения “Москва! Какой огромный…” 1916г.;
  • Колокольные звоны (серия “Золотая классика”), звонарь Владимир Петровский;
  • Томик стихов М.Цветаевой.

На сегодняшнем уроке мы должны с вами показать, что значит быть грамотным читателем, обладающим “талантом чтения”. Покажем, как мы понимаем в авторском тексте каждое слово и объясним, почему именно его выбрал автор. Для этого мы должны “погрузиться” в текст, окунуться в мир чувств, настроений и переживаний автора; понять смысл, который он вложил в каждое слово, предложение.

Слова прощания таяли,
Как первый снег на стекле,
Прочитанный томик Цветаевой
Лежал на моем столе.
Земной не снесла тяжести,
С рожденья была “морской” —
Нет равной ей грешницы, кажется,
Нет праведницы такой…

Звучит колокол (Благовест Серия “Золотая классика”)

Облака – вокруг,
Купола – вокруг,
Надо всей Москвой –
Сколько хватит рук!

М Цветаева. Стихи о Москве.

Сегодня эти два слова будут часто звучать на нашем уроке.

Купол собора, церкви. Давайте представим, какой он и изобразим его контуры руками.

  • Он имеет форму чего? (разные версии)
  • А почему купол имеет именно такую форму, а не круглую, например?
  • Давайте мысленно войдем в церковь. Что мы видим? (Иконостас, иконы, много свечей)
  • Представим свечу, а ее пламя? А оно какой формы?
  • Что означает свеча? (тепло, свет, пламя согревает)

Подберите к слову свеча однокоренные слова. (Светлый, светоч, освещать)

По ходу беседы эти слова записываются в столбик и потом обводится контур в виде пламени свечи

Купол – это символ пламени свечи, который нас согревает, просвещает.

Снова зачитываются строки эпиграфа. Купола, колокола играли большую роль в жизни М.Цветаевой. Это было связано с Москвой, где очень много соборов и церквей, где и родилась Марина Цветаева. Почти в каждом стихотворении, посвященном Москве, А.Блоку, других произведениях, есть эти слова. Они символ для поэтессы, символ добра, света, тревоги и жизнеутверждения.

Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года и до замужества жила в доме №8 в Трехпрудном переулке. Если идти от Пушкинской площади по Большой Бронной, то он будет по правой стороне. В 1919 году Цветаева, как бы заглядывая в будущее, писала:

Со мной в руке – почти что горстка пыли –
Мои стихи! – я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я – или
В котором я умру.

“…Трехпрудный переулок, где стоял наш дом, это был целый мир, вроде именья, и целый психический мир – не меньше, а может быть и больше дома Ростовых…”

Красною кистью
Рябина зажглась
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

(1916)

  • Что автобиографичного в этом стихотворении? (Цветаева родилась осенью, в период листопада. В это время поспевает рябина, колокола звонят в Москве, наступает праздничный день Иоанна Богослова.)
  • Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (Символом горькой, надломленной судьбы)

Как многие поэты, Цветаева охотно верила указующим, намекающим “знакам судьбы”. Полночь, листопад, суббота – она прочитала этот гороскоп легко и отчетливо. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Полыхающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, полыхающей творчеством и постоянно грозившей уйти в зиму забвения.

“Колокола спорили”. Какие у вас ассоциации со словом “спорили”? О чем же они спорили? (Чей звон громче, кто первый извещает о празднике, а может быть, о том, что кто-то родился, и ему надо дать имя?)

Звучит колокол (Красный звон. Серия “Русская классика”)

Между воскресеньем и субботой
Я повисла, птица вербная…

“Родилась я ровно в полночь с субботы на воскресение”, — поясняла Цветаева через восемнадцать лет. И тогда же, по поводу слов “спорили сотни колоколов”, писала: “ведь могла: славили, могла: вторили, — нет – спорили!

Оспаривали мою душу, которую получили все и никто (Все боги и ни одна церковь!)”

Иоанн Богослов, согласно христианскому преданию, апостол, автор одного из канонических евангелий, Апокалипсиса (пророчество о конце света) и 3 посланий.

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит Марина? (Морская)

Читаем стихотворение “Кто создан из камня, кто создан из глины…”

Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю.
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –

  • С чем сравнивает себя лирическая героиня? (С морской волной)
  • Какая она – морская волна? (Изменчивая, непостоянная, своевольная, гордая, серебрится и играет)
  • Кому противопоставляет себя лирическая героиня? В чем? (Обычным людям. Она, в отличие от них, в постоянном полете: разбитая, она воскресает)

В 1915-1916 годах Марина Цветаева пишет цикл стихотворений о Москве.

Образ Москвы становится сакральным (относящийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный)

С одной стороны, женское, природно-родовое и этническое начало Москвы, а с другой – Москва как центр православия.

Царю Петру и вам, о, царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.
Пока они гремят из синевы –
Неоспоримо первенство Москвы.
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!

Дом в Трехпрудном, как никакой другой, она любила словно родное существо. Любила за то, что он в годы её детства и юности был в полном смысле слова родным гнездом, надежно и безопасно спрятанным в неподвижной каменной листве огромного, как дремучий лес, города. Улицы прихотливо изгибались, взбегали на холмы, петляли; на пригорках стояли церквушки, на широких травянистых площадях высились соборы; шумели торжища, базары, ярмарки, торговые ряды; тысячи галок взлетали с крестов, вспугнутые неистовым колокольным звоном. В отличии от департаменского Петербурга Москва жила раскидистее, вольнее.

Петербург был фасадом империи, а Москва – обжитой и уютной российской усадьбой, раскинувшейся на семи холмах, пестрой, звонкой и своевольной. В характер Цветаевой Москва вошла сполна – она в нем запечатлелась подобно родительским генам.

Семь холмов – как семь колоколов!
На семи колоколах – колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, —
Колокольное семихолмие!

В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Дом – пряник, а вокруг плетень
И церковки златоглавые.

Почему семь холмов? (Москва – третий Рим, который стоит на семи холмах, центр православия)

Холмы и колокола. Что общего?

“Всех счетом: сорок сороков” Это сколько?

Сорок сороков (устар.) Сорок – четыре десятка. Встарь считали сороками: первое сорок, другое сорок и т.д. По преданию, в Москве было 40 сороков церквей (1600), но их только около тысячи, а разделены они по сорокам на старовства или благочиния, хотя в сороке менее сорока церквей (В.В.Даль)

Над синевою подмосковных рощ.

Накрапывает колокольный дождь

(Метод компонентного анализа)

Почему сочетание именно этих слов?

Какие у вас возникают ассоциации со словами дождь, колокол, накрапывает?

Читать еще:  Кто был никем тот станет всем стих

Записываются слова в три столбика.

Дождь – вода, лето, сверху вниз, с неба, капли, струи, из туч, звук, равномерность, природное явление, падать.
Колокол – звон, тревога, оповещение (знак), сверху, равномерность, частота, колокольня.
Накрапывает – вода, сверху, мелкий, тихий, равномерный, падать, слабый.
Общие признаки – вода, сверху, равномерность, падать, звук, звон тихий, слабый (тихий, монотонный, сверху).

Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.

Перекатился – с одной стороны на другую, перевалился, рокот, качаться, шуметь, греметь.
Гром – сверху, шум, грохот, перекатывается, звон, тревога.

Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Все мы к тебе придем.

Что для лирической героини Москва? (Огромный приют, открытый каждому)

“Странноприимный дом” – дом, хозяева которого христолюбивцы или, как еще их называют, странноприимцы, принимают у себя странников, скитальцев. Странничество на Руси имеет древние корни. Странники – это паломники к святым местам, куда полагалось обязательно идти пешком, не пользуясь транспортом. Другая категория странников – это люди, утверждающие видимое воцарение антихриста, почему всякое повиновение власти есть смертный грех и гибель вечная, и поэтому надо жить и умереть странником, бродягой. (В.В.Даль)

Вся Москва – “огромный / Странноприимный дом”: город готов принять любого, даже самого странного и чудаковатого человека.

“Всяк на Руси – бездомный”: почему? Откуда может возникать ощущение бездомности?

Оттого, что подлинный дом в восприятии народа – это царство Христа, царство справедливости, правды, а в современном мире правды нет. Москва чем-то сближается с самим Христом, который был готов принять и простить каждого, отпустить его грехи. Каждый на Страшном суде должен предстать перед Господом – так русские (в контексте этого стихотворения) предстанут перед Москвой: “Мы все к тебе придем”.

У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звонят,
И гробницы в ряд, у меня стоят, —
В них царицы спят и цари.

И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Легче дышится – чем на всей земле!
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе – до зари.

И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как над рекой-Москвой
Я стою с опушенной головой,
И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю –
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари.

Но моя река – да с твоей рекой,
Но моя рука – да с твоей рукой
Не сойдутся. Радость моя, доколь
Не догонит заря – зари.

Это стихотворение не только о Москве, но оно прежде всего посвящено А.Блоку.

“Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по “струнному рукомеслу”, а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась…ни о какой сопричастности этой творческой высоте… и помыслить не смела – только коленопреклонялась”. (Ариадна Эфрон)

Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому своё.

Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое.

Как вы поняли эти стихи?

У каждого на земле свое предназначение (это окончательно, бесповоротно)

У Цветаевой – славить Блока, он для нее – царь.

Что значит “у меня в Москве”?

Цветаева обращается к поэту, в его город на Неве, который не уходит из ее сознания.

Любовь несбыточна; “объект” недосягаем. (М.Цветаева с Блоком не была даже лично знакома)

1921 год. “Мы уехали из Москвы быстро, неприметно, словно вдруг сойдя на нет. Но дом, столь живший, продолжал жить дальше…но без нас. Как книга, уже не нуждающаяся ни в авторе, ни в читателе” (М.Цветаева). Когда проезжали белую церковку Бориса и Глеба, Марина сказала дочери: “Перекрестись, Аля! – и перекрестилась. Так и крестилась всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой.

18 июня 1939 года — после семнадцати лет эмиграции – Цветаева вернулась на Родину, а 31 августа 1941 года ее не стало.

Анна Ахматова писала: “Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие ко всем и ко вся…”

Невидимка, двойник, пересмешник,
Что ты прячешься в темных кустах,
То забьешься в дырявый скворечник,
То мелькнешь на погибших крестах.
То кричишь из Маринкиной башни:
Я сегодня вернулась домой.
Полюбуйтесь, родные пашни,
Что за это случилось со мной.
Поглотила любимых пучина,
И разграблен родительский дом.
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем.
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет.
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающий след.

Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

Прочитайте теорию по теме » Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство».

«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, – тот потеряет её лишь вместе с жизнью», – написала Марина Цветаева в 1925 году в эмиграции.

Судьба поэтессы сложилась непросто. Она подолгу жила вдали от Родины. Когда поэтесса была ещё ребёнком, Цветаевым пришлось уехать в Европу из-за болезни матери – Мария Мейн тяжело заболела туберкулёзом. После гражданской войны были долгие семнадцать лет жизни в эмиграции. Возвращение в Россию далось Марине Цветаевой нелегко и принесло много страданий.

«Что до меня – вернусь в Россию не допущенным «пережитком», а желанным и жданным гостем» , – утверждала Цветаева.

В России арестовали и расстреляли её мужа Сергея Эфрона , осудили на годы лагерей дочь Ариадну . Стихи Цветаевой не печатали, её ждали невостребованность и бедность, так же, как и в годы гражданской войны в России, так же, как и в эмиграции.

Несмотря на все эти беды, треть жизни, прожитую вдали от родины, Марина Цветаева осталась русским поэтом, который, говоря её же словами, «невозможен» вдали от родного края. Тема Родины звучит в её стихах на протяжении всей жизни.

братимся к циклу стихов Марины Цветаевой под названием «Стихи о Москве» .

Этот цикл насчитывает 9 стихотворений. Создавался он весной и летом 1916 года, ещё до революции. И Москва в нём предстаёт старинным городом, в котором сияют золотом купола храмов и звучит колокольный звон.

Надо всей Москвой

Сколько хватит рук!

Таким восклицанием открывается цикл стихов.

Тема православия в этом цикле очень сильна. Во втором стихотворении цикла лирическая героиня открывает Москву собеседнику, чужеземному гостю. Что же она ему предлагает? Что показывает гостю?

По церковке – все сорок сороков,

И реющих над ними голубков.

И Спасские – с цветами – ворота,

Где шапка православного снята.

Часовню звёздную – приют от зол –

Где вытертый от поцелуев – пол.

И ведёт она гостя к старинной иконе Богородицы под названием «Нечаянная радость», на которой изображён грешник, стоящий на коленях перед иконой Божьей Матери. Сюжет этой иконы – покаяние и прощение. «Нечаянная радость» – не единственная чудотворная икона, которая упоминается в цикле.

Как золотой ларчик

Иверская горит, – пишет Цветаева.

Мы видим, что Москва в стихах этого цикла – город-святыня, куда со всей Руси стекаются паломники, чтобы обрести прощение и благодать.

– Москва! – Какой огромный

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придём.

В глазах поэта Москва – это сердце страны, средоточие той самой исконной «нутряной» Руси. Поэтому главным городом, истинной столицей Цветаева считает именно Москву, а не Петербург.

В пятом стихотворении цикла говорится именно об этом. Москву Цветаева в нём называет «городом, отвергнутым Петром» . Известно, что Пётр I перенёс столицу из Москвы в Петербург. Поэт спорит с императором, утверждая, что «неоспоримо первенство Москвы»:

И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

Лирическая героиня цикла «Стихи о Москве» предстаёт богомолкой и грешницей, хозяйкой города и его дочерью, плотью от плоти московской земли.

Так в последнем стихотворении цикла прямо не говорится ни о Москве, ни о Руси. В нём Цветаева повествует о дне своего рождения:

В этом стихотворении появляется один из ключевых символов поэзии Цветаевой – рябина.

Образ красной рябиновой кисти открывает и завершает стихотворение. Рябина в поэзии Цветаевой не только олицетворяет «жаркий» и «горький» характер лирической героини, но и связь с Родиной, родным домом.

М. И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве»

Урок 72. Русская литература 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «М. И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве»»

Сегодня на уроке мы:

· продолжим разговор о творчестве Марины Цветаевой;

· узнаем, как раскрывается тема Родины в лирике этого поэта;

· попытаемся понять, какой видит Россию Марина Цветаева;

· познакомимся с циклом «Стихи о Москве».

«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, – тот потеряет её лишь вместе с жизнью», – написала Марина Цветаева в 1925 году в эмиграции.

Судьба поэтессы сложилась непросто. Она подолгу жила вдали от Родины. Когда поэтесса была ещё ребёнком, Цветаевым пришлось уехать в Европу из-за болезни матери – Мария Мейн тяжело заболела туберкулёзом.

После гражданской войны были долгие семнадцать лет жизни в эмиграции. Возвращение в Россию далось Марине Цветаевой нелегко и принесло много страданий.

«Что до меня – вернусь в Россию не допущенным «пережитком», а желанным и жданным гостем», – утверждала Цветаева.

Читать еще:  Стихи как вести себя в театре

В России арестовали и расстреляли её мужа Сергея Эфрона, осудили на годы лагерей дочь Ариадну. Стихи Цветаевой не печатали, её ждали невостребованность и бедность, так же, как и в годы гражданской войны в России, так же, как и в эмиграции.

Несмотря на все эти беды, треть жизни, прожитую вдали от родины, Марина Цветаева осталась русским поэтом, который, говоря её же словами, «невозможен» вдали от родного края. Тема Родины звучит в её стихах на протяжении всей жизни.

Юную поэтессу не очаровывает великолепие Парижа. В 1909 году семнадцатилетняя Цветаева пишет:

В большом и радостном Париже

Мне снятся травы, облака,

И дальше смех, и тени ближе,

И боль как прежде глубока.

Это строки из стихотворения «В Париже», в котором говорится об одиночестве в праздничном городе, о тоске по Родине. И от этой тоски не спасают красоты чужих краёв.

А какой же видит Родину поэт?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к циклу стихов Марины Цветаевой под названием «Стихи о Москве».

Этот цикл насчитывает 9 стихотворений. Создавался он весной и летом 1916 года, ещё до революции. И Москва в нём предстаёт старинным городом, в котором сияют золотом купола храмов и звучит колокольный звон.

Облака – вокруг,

Купола – вокруг,

Надо всей Москвой

Сколько хватит рук!

Таким восклицанием открывается цикл стихов.

Тема православия в этом цикле очень сильна. Во втором стихотворении цикла лирическая героиня открывает Москву собеседнику, чужеземному гостю. Что же она ему предлагает? Что показывает гостю?

По церковке – все сорок сороков,

И реющих над ними голубков.

И Спасские – с цветами – ворота,

Где шапка православного снята.

Часовню звёздную – приют от зол –

Где вытертый от поцелуев – пол.

И ведёт она гостя к старинной иконе Богородицы под названием «Нечаянная радость», на которой изображён грешник, стоящий на коленях перед иконой Божьей Матери. Сюжет этой иконы – покаяние и прощение. «Нечаянная радость» – не единственная чудотворная икона, которая упоминается в цикле.

Как золотой ларчик

Иверская горит, – пишет Цветаева.

Мы видим, что Москва в стихах этого цикла – город-святыня, куда со всей Руси стекаются паломники, чтобы обрести прощение и благодать.

– Москва! – Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придём.

В глазах поэта Москва – это сердце страны, средоточие той самой исконной «нутряной» Руси. Поэтому главным городом, истинной столицей Цветаева считает именно Москву, а не Петербург.

В пятом стихотворении цикла говорится именно об этом. Москву Цветаева в нём называет «городом, отвергнутым Петром». Известно, что Пётр I перенёс столицу из Москвы в Петербург. Поэт спорит с императором, утверждая, что «неоспоримо первенство Москвы»:

И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

Лирическая героиня цикла «Стихи о Москве» предстаёт богомолкой и грешницей, хозяйкой города и его дочерью, плотью от плоти московской земли.

Так в последнем стихотворении цикла прямо не говорится ни о Москве, ни о Руси. В нём Цветаева повествует о дне своего рождения:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

В этом стихотворении появляется один из ключевых символов поэзии Цветаевой – рябина.

Образ красной рябиновой кисти открывает и завершает стихотворение. Рябина в поэзии Цветаевой не только олицетворяет «жаркий» и «горький» характер лирической героини, но и связь с Родиной, родным домом.

Годы спустя, уже в эмиграции, Цветаева напишет в стихотворении «Тоска по родине»:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино.

Но если по дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина.

Заключительное стихотворение цикла подчёркивает нерушимую, кровную связь поэта с родной землёй.

Примечателен этот цикл ещё и тем, что относится он к раннему творчеству, но при этом в нём уже обозначены главные темы творчества Цветаевой. Например, несколько раз возникает тема смерти. В первом же стихотворении цикла Цветаева обращается к дочери, отдавая ей Москву «царевать» и «горевать» в ней, а после передать уже своей дочери как величайшую святыню, «с нежной горечью». О себе она говорит:

Мне же вольный сон, колокольный звон,

Зори ранние –

На Ваганькове.

Ваганьково – одно из старейших кладбищ Москвы. Поэтому вольный сон – это смерть.

А вот как заканчивается 7-е стихотворение цикла:

Провожай же меня весь московский сброд,

Юродивый, воровской, хлыстовский!

Поп, крепче позаткни мне рот

Колокольной землёй московскою!

4 стихотворение цикла «Настанет день — печальный, говорят!» и вовсе представляет собой картину похорон. Какой представляется смерть поэтессе?

Прекрасной и благообразной. В стихах слово благообразие повторяется. «Новопреставленную болярыню Марину» окутывает «с головы до пят благообразия прекрасный плат», и она наконец-то удостоилась прекрасного пояса благообразия.

Смерть – это освобождение от всего мирского, в том числе и земной любви.

Смерть – это отстранённость, покой и обращение к Богу:

Ничто меня уже не вгонит в краску,

Святая у меня сегодня Пасха.

Ещё одна цветаевская тема – это тема страстной, грешной земной любви. Любовная тема присутствует уже во втором стихотворении цикла, где появляется образ гостя, которому героиня показывает Москву. Дело в том, что «Стихи о Москве» обращены к поэту Осипу Мандельштаму, с которым у Цветаевой в этот период был короткий, но очень яркий роман.

Кроме того, мы можем видеть в этом цикле, что несмотря на всю футуристичность своей поэтики, Цветаева следует традициям русской литературы. Одна из этих традиций – обращение к русскому фольклору, его образам. На страницах «Стихов о Москве» появляются странники-слепцы, юродивые и знахарки. Лирическая героиня предстаёт перед нами то богомолкой, то посадской поселянкой. Она хозяйка города, которая дарит свою Москву тем, кого полюбила.

Русь Цветаевой богомольная и сказочная, бескрайняя. Как и у Блока, у Цветаевой Родина предстаёт в женском облике.

И льётся аллилуйя

На смуглые поля.

Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

Родство с народной поэзией в полной мере проявится у Цветаевой в поэмах «Переулочки», «На Красном коне», «Молодец», «Царь-Девица».

В цикле «Стихи о Москве» ярко проявляется и новаторство цветаевской поэтики. Цветаева стремится передать свою мысль максимально ёмко и мощно, чтобы слово било навылет. Литературоведы часто сравнивают её поэзию с бурей, разгулом стихии или бунтом. Ритм цветаевских стихов сбивчивый, эмоциональный, будто задыхающийся от избытка чувств. Этот эффект усиливается огромным количеством восклицаний.

Греми, громкое сердце!

Жарко целуй, любовь!

Ох, этот рёв зверский!

Дерзкая – ох –кровь!

Фразы часто разорваны, а паузы возникают в любом месте строки. Для поэта важнее подчеркнуть образ, выставить нужный акцент, чем соблюсти классическую гармонию стиха. Отсюда у Цветаевой появляется обилие тире:

И все сорок – чти –

Сороков церквей.

Исходи пешком – молодым шажком! –

Всё привольное

Поэтику Цветаевой называют уникальной потому, что она сочетает в себе новаторский подход и приверженность традициям. Абсолютно новый, ломающий все каноны подход к созданию стиха и традиционные темы гражданской и любовной лирики. Обращение к истокам, устному народному творчеству характерно для золотого века русской литературы.

Кроме того, Цветаеву часто называют последним поэтом-романтиком. Лирическая героиня её стихов – бунтующий человек, одинокий, не понятый миром. Героиня Цветаевой не желает мириться с несовершенством мира, она бросает ему вызов, борется с ним.

От символизма в цветаевской лирике приверженность к символам. Поэтесса жертвует красотой фразы, эпитетами, мелодикой стиха ради создания ёмкого образа, за которым скрывается множество смысловых пластов и оттенков.

Цветаева обращается не только к фольклору, но и к греческой мифологии, литературной традиции всего мира. История, искусство, мистика и религия – всё это причудливым образом переплетается в цветаевском стихе. Именно поэтому стиль Цветаевой не подлежит определению. Её стихи невозможно отнести ни к одному литературному течению. Марина Цветаева воистину уникальный поэт.

«Цветаевапоэт чрезвычайно искренний, вообще, возможно, самый искренний в истории русской поэзии. Она ни из чего не делает тайны, и менее всегоиз своих эстетических и философских кредо, рассыпанных в её стихах и прозе с частотой личного местоимения первого лица единственного числа», – писал о Марине Цветаевой поэт Иосиф Бродский.

М. Цветаева «О Москве» — анализ стихотворения

Автор: Guru · Опубликовано 25.01.2021 · Обновлено 29.01.2021

История создания

Мотивы, побудившие М. Цветаеву отдать дань городу, где она родилась, и посвятить ему стихи? Ее коллега по литературному перу – Ахматова и она, большую часть своих произведении написали о прекрасном и туманном Петербурге, где они проживают с историей, подобной величавой Москве. Ведь с ее точки зрения, она имеет место на уважение, чтобы ей уделили внимание, чтобы воспели ее, как матерь городов. Поставила перед собой задачу ее воспеть, как и Петербург.

Столица остается городом, словно как магнит, притягивающий людей, чтобы закружить их в бешенном и энергичном водовороте событий. Она имеет свойство изменять человека, менять настроение и сдвигать временные интервалы, но в период проживания поэтессы, она обладала свойствами совершенно другого стиля и калейдоскопа красок. Цветаева имела намерение преподнести в поэтическом кругу литературные произведения столицы в таком аспекте, как она способна ее понимать и любить, потому что столица представляет собой сплав прекрасного и загадочного, чем тот же Петербург.

Получившие выход в свет весной-летом 1916 г. стихотворения «О Москве» рассказывают о времени столицы — тихой, величественной, удобной.

Жанр, направление, размер

Девять стихотворений не имеют отношения ни к одному из направлений в литературе. Прибиваться не к одному из направлений, таково мнение самой поэтессы. Это накладывало на нее определенные ограничения, на её творчество в том, что:

  • писать о себе;
  • что мыслить;
  • как видеть вселенную.

Во всех значениях слова можно подчеркнуть, что она была мятежником, а именно и в жизни и в поэзии. К слову, ей присущ своеобразный стиль письменного написания. Представляется сложной задачей её сравнения с иными авторами, так как от её стихов исходит восстание и свет ее мыслей.

Представлен оригинальным размером стихотворения «О Москве», построенный на соизмерности системы сложения стихов, где представлены равным числом ударных слогов в строке стихотворения, а безударные слоги в строке свободны. Он внедрился в литературу из творческого наследия народа. Его применение не представляется случайным фактом, а находятся в гармоничном сочетании с произведением: Москва царей ведет диалог с читателем словами народа, не принимая во внимание стихосложение Запада с силлабо-тонической системой. Остальные стихи в цикле представлены двухсложным стихотворным размером с ударными четкими слогами, а именно разностопным ямбом.

Читать еще:  Вохменцев яков терентьевич стихи

Ода является основным жанром цикла, где звучит похвала городу, применяются слова «высокого штиля» (архаизмы). Рисует образ первопрестольной, любившей принимать гостей и странников. Бедняк найдет в ней помощь и поддержку. Какие силы тянут в этот город? Наличие клейма и ножа представляет несладкую жизнь, а тем более велика охота, занять место, которое пригрето и будет теплее, если обладать им. Эти нюансы представлены поэтессой неспроста, так как, она показывает Москву, спасающей всех, где все найдут покой и всепрощение тяжких грехов. Данный стержень мышления продолжается и далее, представлена картиной душевных исцелений душ преступного мира, прибывшего во исцеление и освящение душ. Дальнейшее развитие в стихотворении Цветаевой, получили созданные образы святых и чудотворцев, которые дают исцеление своей пастве от имени Иисуса Христа. Народ, жаждущий исцеления и очищения прибывает в златоглавую. В золотой оправе с горящим сердцем, кажется поэтессе, образ Божьей Матери. В последнем четверостишие, обобщается вся жизнь столицы, которая заманивала многочисленные толпы людей.

Мотивация построения и структуры, отбора и последовательности элементов в частях «О Москве». Здесь прослеживаются жизненные черты самой поэтессы. Она представлена лирической героиней, предсказывающей скорейшие перемены, которые будут болезненными для всех и тем более для нее. Познание происходит через угол восприятия ее мировоззрения. Москва показана как живой организм со своей памятью и имеет свое негативное отношение к тем, которые отвергают её. Герой лирики ревет от злобы и одновременно восхваляет и радуется за величие города. Это служит развязкой о городе-храме, верном страже всей Руси, оплоте христианского мира.

Марина Цветаева

Стихи о Москве (цикл) (+ Анализ)

  • Об авторе
  • Недавние публикации

«Стихи о Москве»
Марина Цветаева

Цикл

Облака – вокруг,
Купола – вокруг,
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук! –
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!

В дивном граде сем,
В мирном граде сем,
Где и мертвой – мне
Будет радостно, –
Царевать тебе, горевать тебе,
Принимать венец,
О мой первенец!

Ты постом говей,
Не сурьми бровей
И все сорок – чти –
Сороков церквей.
Исходи пешком – молодым шажком! –
Все привольное
Семихолмие.

Будет твой черед:
Тоже – дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Мне же вольный сон, колокольный звон,
Зори ранние –
На Ваганькове.

31 марта 1916 г.

Из рук моих – нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке – все сорок сороков,
И реющих над ними голубков.

И Спасские – с цветами – воротá,
Где шапка православного снята.

Часовню звездную – приют от зол –
Где вытертый от поцелуев – пол.

Пятисоборный несравненный круг
Прими, мой древний, вдохновенный друг.

К Нечаянныя Радости в саду
Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола,
Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил…
Ты не раскаешься, что ты меня любил.

31 марта 1916 г.

Мимо ночных башен
Площади нас мчат.
Ох, как в ночи страшен
Рев молодых солдат!

Греми, громкое сердце!
Жарко целуй, любовь!
Ох, этот рев зверский!
Дерзкая – ох – кровь!

Мой рот разгарчив,
Даром, что свят – вид.
Как золотой ларчик
Иверская горит.

Говорят, что август пахнет осенью.

Ты озорство прикончи,
Да засвети свечу,
Чтобы с тобой нонче
Не было – как хочу.

31 марта 1916 г.

Настанет день – печальный, говорят!
Отцарствуют, отплачут, отгорят,
– Остужены чужими пятаками –
Мои глаза, подвижные как пламя.
И – двойника нащупавший двойник –
Сквозь легкое лицо проступит лик.
О, наконец тебя я удостоюсь,
Благообразия прекрасный пояс!

А издали – завижу ли и Вас? –
Потянется, растерянно крестясь,
Паломничество по дорожке черной
К моей руке, которой не отдерну,
К моей руке, с которой снят запрет,
К моей руке, которой больше нет.

На ваши поцелуи, о, живые,
Я ничего не возражу – впервые.
Меня окутал с головы до пят
Благообразия прекрасный плат.
Ничто меня уже не вгонит в краску,
Святая у меня сегодня Пасха.

По улицам оставленной Москвы
Поеду – я, и побредете – вы.
И не один дорогою отстанет,
И первый ком о крышку гроба грянет, –
И наконец-то будет разрешен
Себялюбивый, одинокий сон.
И ничего не надобно отныне
Новопреставленной болярыне Марине.

11 апреля 1916 г.,
1-й день Пасхи.

Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и вам, о, царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.

Пока они гремят из синевы –
Неоспоримо первенство Москвы.

И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!

Над синевою подмосковных рощ
Накрапывает колокольный дождь.
Бредут слепцы калужскою дорогой, –

Калужской – песенной – прекрасной, и она
Смывает и смывает имена
Смиренных странников, во тьме поющих Бога.

И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской, –

Одену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь, и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по калужской.

Троицын день 1916 г.

Семь холмов – как семь колоколов!
На семи колоколах – колокольни.
Всех счетом – сорок сороков.
Колокольное семихолмие!

В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Дом – пряник, а вокруг плетень
И церковки златоголовые.

Вам одеваться было лень…

И любила же, любила же я первый звон,
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.

Провожай же меня весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче позаткни мне рот
Колокольной землей московскою!

8 июля 1916 г., Казанская.

– Москва! – Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем.

Клеймо позорит плечи,
За голенищем нож.
Издалека-далече
Ты все же позовешь.

На каторжные клейма,
На всякую болесть –
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, –
Там Иверское сердце
Червонное горит.

И льется аллилуйя
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля!

8 июля 1916 г., Казанская.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

16 августа 1916 г.

Москва, Вид на Кремль, художник Игорь Разживин

Анализ цикла «Стихи о Москве» Марины Цветаевой

Поэтический цикл «Стихи о Москве» написан с марта по август 1916 года и состоит из девяти стихотворений, связанных единой темой – любовью поэтессы к столице. Сборник относится к раннему творчеству Марии Ивановны, произведения в нём написаны в лирическом стиле.

Первое стихотворение цикла является одой, в которой славится древний град Москва:

Где и мертвой мне
Будет радостно!

Цветаева называет столицу своим первенцем, ведь она родилась в столице и останется с ней навсегда, пусть и на Ваганьковском кладбище (к сожалению, последнее пожелание не сбылось).

Второй стих славит православную Москву с её сорока сороками церквей и Спасскими воротами. Этот город хранит сама Богородица, накрывая его своим покровом и благословляя на вечность.

И на тебя с багряных облаков
Уронит Богородица покров.

Финал стиха описывает воскрешение града, который всегда будет возрождаться из пепла, исполненный дивных сил, при этом он не раскается, что любил автора строк.

Стих №3 – это лихая поездка по ночной столице, где тишина сторожевых башен сочетается с страшным ревом молодых солдат. Не забываем, что идет Первая мировая война и Москва наполнена солдатами.

Кто создан из камня, кто создан из глины…(+ Анализ)

Молодая кровь поэтессы играет, и она сама себе приказывает:

Ты озорство прикончи,
Да засвети свечу.

Цветаева даже в 24 года знает грани и умеет останавливать своё «Я хочу» против «Я должна».

Интерес представляет стих №5 , где речь идёт о городе, который когда-то был отвергнут Петром (при Петре столицей стал Питер). Марина Цветаева пишет тут, что этот град мстит ей отвергая её, словно бы в отместку за петровский поступок.

Вместе с тем поэтесса признает Москву лидером на первенство и пишет, что столица просто смеются над гордыней царя Петра, она выше его, она выше всего земного.

— И целых сорок сороко́в церквей
Смеются над гордынею царей!

Последний стих цикла написан в августе 1916 года и восхваляет красоту Москвы на излете лета. Тут мало философии, но град коротко и красиво описан в своей августовской красе. В это время зажигаются листья рябины, а в воздухе витает субботний перезвон сотен колоколов Иоанна Богослова.

В целом стихотворения цикла восхваляют Москву, делая акцент на православии и могуществе русской столицы XX века. Хорошо обозначают это цикл последние строки восьмого стихотворения сборки:

— Я в грудь тебя целую,
Московская земля!

Средства выразительности

Анализ средств выразительности помогает нам найти в строфах эпитеты, метафоры и олицетворения. Особое внимание стоит уделить эпитетам, так как они помогают оживить картинки стихов и более четко прорисовать образ столицы.

Отметим эпитеты , относящиеся к Москве – «дивный… мирный град», «нерукотворный град» и «странноприимный дом».

Из метафор выделим – «дочери передашь Москву» и «с багряных облаков уронит Богородица покров». Четвертая строфа второго стиха является двойной метафорой:

Часовню звёздную — приют от зол —
Где вытертый — от поцелуев — пол.

Олицетворения«площади нас мчат», «бессонные взгремят колокола», «встанешь ты, исполнен дивных сил» (град) и т д.

Рифмовка в цикле меняется от перекрёстной до параллельной, что усложняет восприятие строк, если читать все стихотворения подряд, поэтому делайте паузу между ними.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: