0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковы главные особенности русского народного стиха

НАРО́ДНЫЙ СТИХ

  • В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 78

    Скопировать библиографическую ссылку:

    НАРО́ДНЫЙ СТИХ рус­ский, сти­хо­твор­ные фор­мы, упот­ре­би­тель­ные в уст­ной нар. по­эзии. Раз­ли­ча­ют 3 ос­нов­ных ти­па. Го­вор­ной стих – упот­ре­би­те­лен в по­сло­ви­цах, по­го­вор­ках, за­гад­ках, при­ба­ут­ках, при­сказ­ках и т. п.; это текст, чёт­ко рас­чле­нён­ный на за­риф­мо­ван­ные ре­че­вые от­рез­ки, обыч­но со смеж­ны­ми риф­ма­ми, без вся­кой внутр. рит­мич. ор­га­ни­за­ции («Лож­кой кор­мит, а стеб­лем глаз ко­лет», «До­се­ле­ва Ма­кар ого­ро­ды ко­пал, а ны­не Ма­кар в вое­во­ды по­пал»). Ре­чи­та­тив­ный стих – упот­ре­би­те­лен в бы­ли­нах , ис­то­рич. пес­нях, бал­ла­дах, ду­хов­ных сти­хах, при­чи­та­ни­ях ; он не­риф­мо­ван­ный, с окон­ча­ния­ми жен­ски­ми или ча­ще дак­ти­ли­че­ски­ми (см. Клау­зу­ла ). Наи­бо­лее час­тый вид – 3-икт­ный, раз­вив­ший­ся из об­ще­слав. 10-слож­но­го сти­ха; про­ме­жут­ки ме­ж­ду силь­ны­ми мес­та­ми (ик­та­ми) здесь ко­леб­лют­ся от 1 до 3 сло­гов, так что стро­ки это­го раз­ме­ра мо­гут зву­чать и как хо­реи («Как во сл а в­ном бы­ло г о­ ро­де во К и е­ве»), и как ана­пе­сты («Как во сл а в­ном во г о ­ро­де К и е­ве»), и как так­то­ви­ки («Как во сл а в­ном во г о­ ро­де во К и е­ве»), и как доль­ни­ки («Как во сл а в­ном г о ­ро­де К и е­ве»). У раз­ных ска­зи­те­лей этот раз­мер об­ла­да­ет разл. сте­пе­нью стро­го­сти и раз­но­об­ра­зия. Ре­же упот­реб­ля­ют­ся раз­ме­ры 2-икт­ный (напр., в бы­ли­не о Щел­ка­не) и 4-икт­ный (в не­ко­то­рых ис­то­рич. пес­нях). Пе­сен­ный стих – упот­ре­би­те­лен в ли­рич. пес­нях; ритм его тес­но свя­зан с на­пе­вом и ко­леб­лет­ся ме­ж­ду срав­ни­тель­но стро­гим строе­ни­ем (4- и 6-стоп­ный хо­рей) и очень слож­ны­ми ва­риа­ция­ми (за­ви­ся­щи­ми от на­пе­ва), за­ко­ны ко­то­рых до сих пор не впол­не ис­сле­до­ва­ны. Не­сколь­ко бо­лее прост стих час­ту­шеч­ных (см. Час­туш­ка ) и пля­со­вых пе­сен, име­ю­щий вид доль­ни­ка на хо­ре­ич. ос­но­ве. В лит. сти­хе го­вор­ной тип Н. с. лёг в ос­но­ву до­сил­ла­бич. сти­хо­сло­же­ния 17 в.; ре­чи­та­тив­ный стих вос­про­из­во­дил­ся в «Пес­нях за­пад­ных сла­вян» А. С. Пуш­ки­на, «Пес­не про ца­ря Ива­на Ва­силь­е­ви­ча. » М. Ю. Лер­мон­то­ва; ими­та­ции пе­сен­но­го ти­па (час­ту­шеч­ных раз­ме­ров) встре­ча­ют­ся в совр. по­эзии.

    НАРОДНЫЙ СТИХ

    НАРО́ДНЫЙ СТИХ русский , стихотворные формы, употребительные в устной народной поэзии (см. Народное поэтическое творчество).

    Различаются три основных типа:
    1) говорной стих — употребителен в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках, присказках и т. п.; это текст, четко расчлененный на зарифмованные речевые отрезки, обычно со смежными рифмами, без всякой внутренней ритмической организации («Ложкой кормит, а стеблем глаз колет»., «Доселева Макар огороды копал, а ныне Макар в воеводы попал»).
    2) Речитативный стих — употребителен в былинах (см. Былинный стих), исторических песнях, балладах, духовных стихах, причитаниях; он нерифмованный, с окончаниями женскими или чаще дактилическими (см. Клаузула). Наиболее частый размер — 3-иктный, развившийся из общеславянского 10-сложного стиха; промежутки между сильными местами (иктами) здесь колеблются от 1 до 3 слогов, так что строки этого размера могут звучать и как хореи («Как во сла́вном было го́роде во Ки́еве»), и как анапесты («Как во сла́вном во го́роде Ки́еве»), и как дольники («Как во сла́вном го́роде Ки́еве»), и как тактовики («Как во сла́вном во го́роде во Ки́еве»). У разных сказителей этот размер обладает различной степенью строгости и разнообразия. Реже употребляются размеры 2-иктный (напр., в былине о Щелкане) и 4-иктный (в некоторых исторических песнях).
    3) Песенный стих — употребителен в лирических песнях; ритм его тесно связан с напевом и колеблется между сравнительно строгим строением (4-стопный или 6-стопный хорей) и очень сложными вариациями (зависящими от напева), законы которых до сих пор не вполне исследованы. Несколько более прост стих частушечных (см. Частушка) и плясовых песен, имеющий вид дольника на хореической основе.

    В литературном стихе говорной тип народного стиха лег в основу досиллабического стихосложения XVII в.; речитативный стих воспроизводился в «Песнях западных славян» А. С. Пушкина, «Песне про царя Ивана Васильевича » М. Ю. Лермонтова и т. д.; имитации песенного типа (частушечных размеров) встречаются у советских поэтов.

    М. Л. Гаспаров.

    Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .

    • НАРОДНОСТЬ
    • НАРОДОВ СССР ЛИТЕРАТУРА

    Полезное

    Смотреть что такое “НАРОДНЫЙ СТИХ” в других словарях:

    Народный стих — стихотв. формы, употребит. в устной нар. поэзии. В совр. стиховедении принято выделять 3 осн. типа Н. С.: 1) говорной стих употребит. в свадебных приговорах, скоморошьих прибаутках, присказках, пословицах, поговорках, загадках и т. п. Он не… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    народный стих — НАРО´ДНЫЙ СТИХ многообразный по формам стих, которым написаны русские народные былины, сказы, песни, частушки и пр. Строение русского народного стиха до сих пор еще не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм… … Поэтический словарь

    народный стих — тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной стих (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни) … Словарь литературоведческих терминов

    русский народный стих — РУ´ССКИЙ НАРО´ДНЫЙ СТИХ см. народный стих … Поэтический словарь

    Стих напевный — СТИХ НАПЕВНЫЙ. Стих при своем возникновении в любом языке мыслится автором его, народом, неразрывно связанным с определенным напевом. Корни этого явления глубже зарождения стиха. Их следует искать в зарождении самого слова. Для современного… … Литературная энциклопедия

    Стих напевный — СТИХ НАПЕВНЫЙ. Стих при своем возникновении в любом языке мыслится автором его, народом, неразрывно связанным с определенным напевом. Корни этого явления глубже зарождения стиха. Их следует искать в зарождении самого слова. Для… … Словарь литературных терминов

    Раёшный стих — народный стих, в котором единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений нет. Так сложены прибаутки раёшников в … Большая советская энциклопедия

    Сатурнийский стих — (лат. Saturnius numerus), сатурнов стих древнейший, народный стих латинского стихосложения. Называется по имени Сатурна, италийского бога золотого века. Структура сатурнийского стиха полностью до сих пор не определена; сохранилось немногим… … Википедия

    АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — АКЦЕНТНЫЙ СТИХ, основная форма тонического стихосложения — стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русском языке обычно… … Литературный энциклопедический словарь

    ГОВОРНОЙ СТИХ — ГОВОРНОЙ СТИХ, 1) в русской устной поэзии (в противоположность речитативному и песенному стиху; см. Народный стих) — рифмованный акцентный стих, не связанный с пением и употребительный в скоморошьих прибаутках, свадебных приговорах,… … Литературный энциклопедический словарь

    Народный стих

    Строение русского народного стиха до сих пор не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм классического стиха; единого общепринятого взгляда на строение народного стиха не существует.

    Читать еще:  Когда тебя со мною нет стихи

    Народный стих — многообразный по формам стих, которым сложены русские народные былины, сказы, песни, частушки и пр. Строение русского народного стиха до сих пор не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм классического стиха; единого общепринятого взгляда на строение народного стиха не существует.

    Основная причина трудности распознавания и классификации форм народного стиха заключается в том, что исследователи пытались сделать это, исходя из теории классического стиха, которая стоит в явном противоречии стехнологией форм народного стиха.

    Первая попытка разобраться в строении народного стиха принадлежит В. К. Тредиаковскому, который искал в нем опоры для своего «тонического стиха». Определенных выводов о строении народного стиха Тредиаковский не дал.

    Большими достоинствами обладает исследование народного стиха, сделанное в первой трети 19 в. А. Востоковым, который считал русское народное стихосложение оригинальным, но «довольствующимся одними ударениями, не знающим употребления стоп и рифм». Востоков определял русский народный стих как акцентный. Это утверждение Востокова верно в отношении лишь одной формы народного стиха, а именно дисметрической. Но в народном стихе есть и другие оригинальные, метрические формы, о существовании которых Востоков не мог знать, так как в его время не были произведены такие многочисленные и многообразные записи народного стиха, какими располагаем мы сейчас.

    Однако в его время («Опыт о русском стихосложении» А.Востокова вышел в 1817 г.) все же был сборник Н. с. Кирши Данилова, где имеются образцы метрического, т.е стопного стиха, правда, совершенно иной ритмической конструкции, чем в книжном классическом стихе (М.Ломоносова, В. Петрова, А. Сумарокова, Г. Державина и молодого Пушкина). Отрицая в народном стихе стопы, Востоков отрицал и наличие в нем рифм, отметив, однако, единство клаузул. Несмотря на столь явную односторонность учения Востокова о русском наро., оно имело в 19 в. много последователей и имеет их доныне.

    В 1837 вышла книга А. Кубарева «Теория русского стихосложения», в которой автор выдвинул теорию тактов и пауз. Кубарев считал, что «у древних стопа, у нас такт, понятия тождественные»; в противоположность Востокову, он защищал метрический принцип строения народного стиха, различая краткие и долгие слоги, а также ритмические паузы в стихе. Таким образом, в истории русского стиховедения обозначились два противоположных взгляда на формостроение народного стиха. Теорию Востокова (народный стих — акцентный) поддерживали Н. Греч. В. Классовский, С. Шафранов, П. Сокальский, И. Голохвастов, а в наши дни — М. Штокмар; теорию Кубарева (народный стих — метрический, стопный) — Н. Надеждин (частично), Д. Дубенский, Р. Вестфаль, Ю. Мельгунов (два последних — исходя из принципа античной метрики), Ф. Корш, М. Малишевский. В действительности проблема ритмических структур народного стиха сложнее.

    Каковы главные особенности русского народного стиха

    Русская песня

    Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, придворный композитор и собиратель народных песен, в предисловии к “Собранию русских народных песен” (1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, “чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал их произведением искусных музыкальных сочинителей”.

    Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным фольклором.

    Народную песню отличает богатство жанров (разновидностей), различных по происхождению, характеру и значению в народной жизни. Существенная черта большинства жанров народной песни – непосредственная связь её с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые , сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие,

    обрядовые , сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, игровые календарные и т. п.),

    а также хороводные, игровые, плясовые, песни-былины, исторические народные песни.

    Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев.

    Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни .

    Они поются соло, ансамблем, хором. Каждая разновидность общества имеет свою песенную лирику.

    Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс.

    Можно отметить вариантность народной песни: на один текст создавались разные мелодии, а на одну мелодию можно встретить разные тексты.

    Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

    Особенности русской народной песни.

    1. Исполнение без музыкального сопровождения – а капелла.

    2. Начинал песню кто-то один (запевала), затем постепенно присоединялись другие голоса.

    3. В народных песнях много распевов, поэтому большинство р.н.п. протяжные,

    распевные, с широкой мелодикой (их так и называют – протяжные лирические песни). К тому же распевы украшают мелодию.

    4. В мелодиях р.н.п. часто встречаются остановки на долгих звуках, что создаёт ощущение устойчивости музыки, неторопливости.

    5. Для р.н.п. характерно вариационное развитие от куплета к куплету, что тоже украшает музыку, придаёт богатство её звучанию.

    Вспомним: Вариации – такое построение музыки, при котором одна и та же тема (мелодия), повторяясь, звучит несколько раз, но каждый раз по-разному.

    Слушаем русскую народную песню “Вниз по матушке, по Волге”.

    В ней встречаются все выше перечисленные особенности.

    Вниз по матушке по Во… по Волге,

    По широкому раздолью,

    По широкому раздолью, эх раздолью

    Поднималась непого… погода.

    Эх, нема… немалая,

    Немалая, волно… волновая.

    Ничего в волнах не видно, не видно

    Только видно, только слышно, только слышно

    Только видно, только слышно, слышно

    Одна лодочка чернеет,

    Только паруса белеют.

    1. Перечисли разновидности народных песен, которые ты знаешь.

    2. Умей рассказать об особенностях русской народной песни.

    Устное народное творчество

    Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

    Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

    В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.

    К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.

    Читать еще:  Кто написал стих быть знаменитым некрасиво

    Особенности русского фольклора

    На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.

    Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.

    Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.

    В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

    Жанры устного народного творчества

    Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.

    С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.

    Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

    Произведения устного народного творчества

    Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

    • Былины
    • Сказки
    • Песни
    • Пословицы и поговорки
    • Загадки
    • Легенды
    • Колыбельные песни
    • Пестушки и потешки
    • Прибаутки
    • Игровые приговоры и припевы

    Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.

    Камень на развилке дорог

    Устное народное творчество России

    Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.

    Песни

    В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.

    Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.

    Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.

    В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

    Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

    Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.

    Былины

    Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.

    Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

    Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.

    В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.

    Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.

    Сказки

    Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.

    Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.

    Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.

    Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.

    Легенды

    В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.

    Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.

    Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.

    Загадки

    Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.

    На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.

    На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.

    Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

    Пословицы и поговорки

    Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.

    Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.

    Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.

    Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.

    Колыбельные песни

    В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».

    С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.

    Пестушки и потешки

    Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.

    Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».

    Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.

    Прибаутки

    Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.

    По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».

    Читать еще:  Запричастный стих что это

    Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.

    Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

    Игровые приговоры и припевы

    С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.

    В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.

    Виды устного народного творчества

    Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:

    • Былины
    • Сказки
    • Песни
    • Пословицы и поговорки
    • Загадки
    • Легенды
    • Колыбельные песни
    • Пестушки и потешки
    • Прибаутки
    • Игровые приговоры и припевы

    Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.

    Каковы главные особенности русского народного стиха

    Вокальная музыка. Русская народная песня.

    1.Жанры русской народной песни

    Если вдуматься в смысл таких выражений, как «Вся Рос­ сия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевид­ным, что жизнь русского человека немыслима без песни.

    Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Под звуки песнопений совершается в церкви обряд крещения. Незатейливые детские песенки, потешки, считалки, зак лички сопровождают маленького человека повсюду – дома и в школе, в развлече­ниях и в учебе. Вырастает малыш, и новые песни помо­ гают ему трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми радость и горе. Пес­ни-плачи, песни-причитания провожают человека в послед­ ний путь.

    Появление разнохарактерных песенных жанров, отличающихся своим эмоциональным содержанием и поэтическими образами, обусловлено связью песенного творчества славян с различными видами земледельческого труда и различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление и о миропонимании, верованиях народа.

    Каждый жанр народной песни имеет свои неповто­ римые особенности: харак­ терные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения, – по которым ты отличишь колыбельную песню от трудовой, игровую,

    хо­ роводную от лирической, протяжной.

    Жанры русских народных песен:

    календарные, лирические, игровые,шуточные,

    хороводные, колыбельные, трудовые,

    обрядовые, протяжные, исторические,

    величальные, солдатские, частушки.

    2. Задание 1

    Послушай русские народные песни.

    Ответь на вопросы:

    1. Определи, к какому жанру они принадлежат.

    2.Что объединяет эти песни?

    3.В чём особенность каждой песни?

    По желанию спой русскую народную песню.

    3. Песня – душа народа.

    Песня – душа народа. В ней отражаются особенности
    на­ родного характера, речи, удивительная природная
    музы­ кальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы.
    Песня — хранительница истории, народ­ ных традиций и обрядов. Нельзя однозначно сказать, что важнее в че­ ловеке – ум или сердце, а в песне – слова или ме­ лодия. Именно в сочетании слова и напева, жеста и инструментального сопровождения рождается народная песня. Не случайно в народе бытует та­ кое выражение – «складывать песню».

    Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, ее пейзажи. Мир русской песни – это поля и степи, дубы и березы, весь просторный русский пейзаж.

    Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказы вала об их праздниках и буднях.

    Ах ты степь широкая,
    Степь раздольная,
    Ах ты, Волга – матушка,
    Волга вольная!

    Ой, да не степной орёл
    Подымается,
    То речной бурлак
    Разгуляется!

    Не летай, орёл,
    Низко ко земле,
    Не гуляй, бурлак,
    Близко к берегу!

    Мелодия песни «Ах ты, степь широкая. » нетороп лива и величава.

    Рассмотри картину И.Шишкина Среди долины ровныя

    Русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи – излюбленная тема народного песен ного искусства, выражающая через образ природы ха рактер и силу русского народа.
    В народной песне, как ни в какой другой, неразрывно слиты слова и мелодия. Неоднократно повторяясь с различными словами, песенный напев звучит каждый раз с иными выразительными оттенками, обретает новое образное содержание.

    4. Задание 2.

    Всмотрись в эти картины. О чём они рассказывают?

    К.Петров -Водкин “Полдень”

    Обрати внимание на большой панорамный пейзаж в картине К.Петрова -Водкина “Полдень” – это обобщённый образ народной жизни на просторах России. Глаз охватывает бескрайние пространства благодаря сферической, или наклонной, перспективе. Мы видим шарообразность Земли, “планетарность” этого грандиозного пейзажа. Отдельные жанровые сценки в картине дают представление обо всём традиционном укладе крестьянской жизни.

    Александр Блок писал: “Живопись учит смотреть и видеть (этот вещи разные и редко совпадающие)”. Пейзаж становится не просто воссозданием реальности, но выражением мысли и мечтаний людей.

    Б.Кустодиев “Голубой домик”.

    Эта картина олицетворяет жизненный круг человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь.

    Ответь на вопрос:

    1.Музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?

    В.Поленов Монастырь над рекой

    5. Авторские стихи – основа русской песни

    Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам народ ных песен. Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон» – стало основой известной песни. Его автор – И. Козлов.
    Послушай ЗДЕСЬ русскую народнуюпесню “Вечерний звон”
    Вечерний звон, вечерний звон!
    Как много дум наводит он
    О юных днях в краю родном,
    Где я любил, где отчий дом,
    И как я, с ним навек простясь,
    Там слушал звон в последний раз.
    «Вечерний звон» И. Козлова, вероятно, близок му­ зыкантам своим поэтическим образом, своей изна­ чальной музыкальностью. Облик деревянной Руси с ее церквами, колокольным звоном дорог и близок рус­ ской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеж­ дах.
    5. Задание 3
    Всмотрись и вслушайся в картину И. Левитана «Вечерний звон», в которой слиты воедино облик Ро­ дины и звон сельского колокола. Может быть, ты по­ чувствуешь душу старой России с её любовью к Богу, давшую миру такую богатую культуру колокольного звона.

    Ответь на вопросы:

    1. Определи состав исполнителей, какой голос исполняет соло?

    2. Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

    3. Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая. » и

    «Ве­ черний звон»? В чём оно проявляется?

    4. Какие ещё народные песни ты знаешь? О чём они?

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: