12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковы особенности интонации и стиха маяковского

Особенности творчества Маяковского: раннее творчество, поэтика

Содержание:

Маяковский – известный литературный деятель двадцатого века. Его поэтический стиль кардинально отличался от традиционных, классических форм. Раннее творчество Маяковского посвящается особенностям эпохи, в которую довелось расти молодому писателю. Россия столкнулась с глобальными противоречиями в обществе, потрясениями, социальными переменами. Особенности стихов Маяковского сформировались под влиянием этих событий, значительно повлиявших на его взгляды.

Раннее творчество Маяковского – стихи

Ранний творческий этап Владимира Владимировича основывается на объединении лирических, политических аспектов. Поэзия наполнена пренебрежительными интонациями, насмешливыми выражениями, фамильярностью. Особенности поэтики Маяковского заключаются в использование простых, оригинальных слов, ранее не применяемых поэтами.

При дальнейшем знакомстве с произведениями читателю станет заметна важная особенность. За внешней бравадой автор скрывает одиночество, ранимость, чувствительность. Он глубоко переживает события в стране, его душа болит. Поэт хочет любить, понимать и быть понятным. Рассмотрим ранний поэтический стиль Владимира Владимировича:

  • Поэт использует непривычные подходы к формированию стихотворений. Они базируются на усеченных строках, структурах с разной ударностью, отсутствии рифмы;
  • Первые стихи пронизаны настроем против буржуазии. Для изображения чужой обывательской среды поэт использует сатиру. Он характеризует ее как безнравственную, гонит долой к низменным увлечениям;
  • Устаревшие традиции мещанского класса вызывают негативные эмоции у молодого писателя. Он презирает ложный патриотизм, зажиточную жизнь светского общества. Особенно ярко эти эмоции чувствуются в произведении «Вам»;
  • Молодой писатель считал себя истинным борцом с Богом. Он называл его – «ваш Бог», использовал иронию, всячески занижал значимость веры;
  • Автор часто смешивал языковые стили. Одна строка могла содержать устаревшие выражения, описания. В следующем четверостишии появлялись современные обороты, ситуации.

Особенности творчества Маяковского

Лирический герой писателя – это самоотверженный борец за свободу народа, стремящийся к изменениям. Отличительные черты поэзии Маяковского:

  • Любовь к себе. Автор часто восторгается собственной значимостью, посвящает этому настоящие оды;
  • Гиперболы. Литературный инструмент используется в стихах очень часто. Один из ярких примеров – произведение «Нате»;
  • Стремление к динамичности. В стихах происходят быстрые, резкие изменения, автор постоянно описывает движение, борьбу, действия. Пример – «Левый марш»;
  • Применение звукописи. С помощью фонетического приема читатель полностью погружается в атмосферу, описываемую поэтом. Он представляет образы героев, общую картину, воссоздает звуки, сопровождающие события. Пример – «Хорошее отношение к лошадям»;
  • Эстрадный стиль. Обращение к врагу, читателю, народу, пороку присутствует в большинстве стихов;
  • Авторские неологизмы. Поэт проявлял колоссальную изобретательность, подбирая неологизмы. Он мог максимально точно, оригинально передать описание предмета, человека в двух словах.

В. В. Маяковский. Новаторство в поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонации.

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930) – знаменитый советский поэт 20 века, публицист, драматург, художник. Кроме того – талантливый актер кино, режиссер и сценарист.

Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли еще будучи детьми.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.

В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии №5.

Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение, он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.

Начало творческого пути

Во время одного из арестов, в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов. Первое стихотворение Маяковского – «Ночь» – было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.

В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические.

В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.

Путешествия и общественная деятельность

1918-1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. В этом журнале печатались Пастернак , Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, и др.

В 1922 -1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случился краткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.

Вернувшись из-за границы, путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского – «Клоп», в 1929 году – «Баня».

Смерть и наследие

В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.

В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, площади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.

Хронологическая таблица Маяковского

Хронологическая таблица Маяковского, классика «Серебряного века» русской литературы, содержит важные события его творческого пути. В жизни и творчестве Маяковского выделяются два этапа: дореволюционный и советский. После смерти поэта цензура поставила все творчество знаменитого футуриста под запрет, и только спустя несколько лет этот запрет был снят. Посмертно он получил еще большее признание.

Биография Владимира Маяковского по датам представлена в данной таблице, что позволяет кратко ознакомиться с основными вехами творчества. Меняющееся мировоззрение автора освещается в хронологии, насыщенной событиями его нелегкой жизни.

1893 год, 7 (19) июля – Родился В.В. Маяковский в селе Багдати (ныне Маяковский) близ Кутаиси, Грузия, в семье лесничего.

1902-1906 – Обучаясь в Кутаисской гимназии, участвовал в революционных событиях 1905 года.

1906 – Переезд в Москву;

работа в революционном подполье (1908—1910). Вступив в РСДРП, выполнял партийные задания;

сидел в Бутырской тюрьме, был освобожден по несовершеннолетию.

1911 – Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

1912 – Выступил в печати со стихотворением «Ночь»;

начало участия в литературной группе футуристов.

1915 – «Облако в штанах».

1915-1916 – Поэма «Война и мир».

1916-1917 – Поэма «Человек»;

1918 – Прославление ее — «Ода революции».

1919 – «Левый марш».

1921 – «Мистерия Буфф».

1919-1922 – Активная работа в Российском телеграфном агентстве (РОСТА);

выпуск агитплакатов (более 3000);

поэма «150 000 000», которая была отрицательно встречена Лениным.

1922 – «Прозаседавшиеся» – благосклонный отзыв Ленина;

поездка в Америку;

цикл стихов об Америке.

1924 – Поэма «Владимир Ильич Ленин»;

повседневная работа в газетах «Известия», «Комсомольская правда».

1927 – Поэма «Хорошо!»;

активное участие в борьбе существовавших тогда литературных группировок («ЛЕФ»; «Новый ЛЕФ»).

1929-1930 – Сатирические пьесы «Клоп», «Баня».

1930 – Вступление к поэме «Во весь голос».

1930, 14 апреля – Покончил жизнь самоубийством в Москве.

Особенности стихосложения в творчестве В.Маякрвского

Особенности стихосложения в лирике В.Маяковского

Кажется, что традиции литературы, культуры сравнительно легко укладываются в схемы. Ими легко оперировать в критике, литературоведении, в дискуссиях. И их не просто опровергать, так как схемы обычно выводятся из творческого опыта известных, маститых художников. Маяковский же –весь!- антисхема. Впрочем, как и Пушкин, и Некрасов. Сами они разрушали предыдущие схемы и после их ухода создавались новые, уже с опорой на их творчество. Так было и с Маяковским.

Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии; его воздействие испытали Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда, И. Бехер, Е.Антокольский, Е.Евтушенко, М.Шехтер и многие, многие другие.

Маяковский существенно реформировал русский стих. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя. Это сказывается в системе графических обозначений: повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиционной орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графической фиксации текста — «столбика», а с 1923 — «лесенки«, отражающих паузирование. Стремление к максимальной выразительности стиха проходит по разным линиям: лексики и фразеологии, ритмики, интонации, рифмы.

М.Цветаева отмечает, что «ритмика Маяковского – физическое сердцебиение – удары сердца – застоявшегося коня или связанного человека…»

Б.Арватов, анализируя синтаксический строй его поэзии, заключал, что его речь —это митинг, призыв к действию, что сам Маяковский все время сознательно стремится воздействовать на слушателя, расшевелить его, растормошить, сагитировать. Ю.Тынянов соотнес эту митинговую установку стиха Маяковского с одической жанровой традицией XVIII в., с одическим стихом Державина прежде всего. Вместе с тем Б.Пастернак первым заговорил о том, что при восприятии поэзии Маяковского нельзя отделаться от литургических параллелей, что построение его поэм подсказано архаическим словесным искусством, древним творчеством, тесно связанным с обрядом. Здесь Б.Пастернак очень точно уловил ориентацию Маяковского на воспроизведение определенных структур, восходящих к древнему словесному творчеству. Думается, можно говорить о том, что одическая традиция оказала свое непосредственное влияние прежде всего на позднюю поэзию Маяковского.

Читать еще:  Цвети как роза стихи

Коренное изменение внес Маяковский в технику русского стиха. Он установил новые методы рифмовки, которые близки к ораторскому слову. В своей статье «Как делать стихи?» Маяковский писал, что самое характерное слово он ставит в конец строки и подбирает к нему рифму. Маяковский нарушает так называемый силлабо-тонический стих, установленный реформой В. Тредиаковского в начале ХVШ века, и создает тоническое стихосложение, в котором длина стиха определяется количеством полноударных слов. Очень хорошо написал об этом явлении Л.Тимофеев: «Новым в стихе Маяковского было не разрушение силлабо-тонического строя… новым было введение строку паузы как элемента ритма, во-первых, и превращения слова в самостоятельную единицу, во-вторых, это…позволяло строить стих лишь на чередовании ударных слогов, поддержанных паузами». Маяковский использует лестничное строение стиха, где каждое слово -«ступенька» — имеет логическое ударение и содержит определенную смысловую нагрузку.

Поэтическая работа Маяковского представляет собой образец упорнейшей борьбы за остроту и выразительность языка, осознанной ответственности читателя за качество своей художественной работы. Он стремится вернуть поэтическому языку свежесть и конкретность языка жизни, разговорной речи. Первоначально он ориентируется на говор улиц, жаргон окраин. После революции к этим требованиям добавляются новые – быть современным, политически острым.

Маяковский был активным противником необдуманного использования в языке иностранных слов, непонятных простому народу.

Чтоб мне не писать, впустую оря,

мораль вывожу тоже:

то, что годится для иностранного словаря,

газете – не гоже.

Однако он не боится вводить в поэтический словарь международно-политическую терминологию, естественно-научные понятия и вообще новые или обновленные слова, явившиеся результатом новых понятий и представлений. Поэт также пользуется словарем многовековой истории русского литературного и речевого языка, широко применяет древнерусские, церковно-славянские и даже библейские слова, талантливо обновляя их современными ему революционными сопоставлениями:

в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

А я у вас – его предтеча.

«Облако в штанах»

Учитывая особенности русских слов приобретать различные смысловые оттенки от изменения суффиксов и приставок, он широко применяет ее для создания словесных новообразований: шумишки, адище, громадье, изласкало, изыздеваюсь, испозолочено, расперегрянуло, распрозаявится. Иногда, наоборот, поэт обновляет слова тем, что отбрасывает приставку, тем самым выделяя корень: рыхль, верженные.

Одно из характерных словообразований у Маяковского – превращение несклоняемых имен существительных в склоняемые: пуанкарей, а также склонения наречий по образцу существительных: долоем.

Широко представлена словарем поэта категория составных слов: словомолниево, комсомальчик, многопудье. Иногда некоторые составные слова образуются путем перестановки понятий, так, например, лобоузкий из обычного узколобый. Некоторые составные слова заменяют целые выражения: прижаблен – прижат как жаба, цветоморье – море цветов. Много неологизмов создано основе представлений о будущей технике: аэросипеды, радиобудильники, электролектор. В своих словоновшествах паоэт часто нарушает привычные формы единственного и множественного числа: неб, эх, золот, любвей. Некоторые приобретают форму неологизма вследствие создания необычной степени сравнения: поиностранней, орлинее, чайнее, или вследствие необычных суффиксов прилагательных: попья палка, тома шекспирьи, баллад поэтовых.

Отрицательное отношений к языковым нормам «чистых эстетов» и «служителей муз» обусловило в лексике Маяковского наличие целого ряда вульгаризмов, бранных слов, разговорно-презрительных фраз: прет, шляться, харя…

Интересно, что многие современники Маяковского отмечали важную особенность его поэзии – она вся переводима на прозу, «рассказуема», как выражалась Цветаева, своими словами: «И словаря менять не приходится, ибо словарь Маяковского сплошь обиходен, разговорен, прозаичен.»

Определяющим в работе над языком у Маяковского было стремление не бесстрастно описывать, а находить такие слова, которые увлекли бы читателя, воздействовали на него. Не холодное академическое повествование, но полемика и призыв определяют язык и синтаксис Маяковского.

В этой связи он широко использует всевозможные изобразительно-выразительные средства языка. Например, эпитеты, которые выполняют у поэта большую смысловую роль. Будучи поэтическим определением, они в то же время четко конкретизируют отношение поэта к описываемому предмету и имеют остро очерченный идейно-смысловой характер: в тупой полицейской слоновости, лазоревосинесквозное тело, заспанная простыня и другие. Весьма разнообразны и сравнения по аналогии: лодочки ручек суньте в карман. Иногда в этом художественном приеме фиксируются только крайние понятия, связываемые тире: усища- веники.

Сравнения отличаются содержательной весомостью. Поэт стремится путем расширения ассоциаций включить в строку как можно больше содержания. Поэтому много усложненных сравнений, построенных на больших смысловых ситуациях: искривился позвоночник, как оглоблей ударенный.

Употребляя, на первый взгляд, обычные лексические единицы, иногда с новыми формами образования, Маяковский сумел создать ошеломляющие метафоры: «грудь ис-пешеходили», то есть исходили взад и вперед, вдоль и поперек. Часто ошеломляющая метафора разворачивается во всю строфу:

Вот — я, весь боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души.

Внимательное отношение к метафоре свидетельствует о глубоком понимании поэтом всей сложности поэтической работы. Определяя метафору как «перенос определения», Маяковский на практике далеко превзошел эту грань, употребляя в качестве метафор любую часть речи, ставя их в переносном значении:

По мостовой

моей души изъезженной

шаги помешанных

вьют жестких фраз пяты

Ю.Олеша назвал Маяковского «королем метафор»: «среди тысячи созданных им метафор он создал одну, которая потрясает меня. Говоря о силе слов, он сказал, что той силе слов, которой «рукоплещут ложи», он предпочитает ту силу, от которой «Срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек».

Гиперболизация в стихах Маяковского вызывалась особым чувственно-приподнятым способом его мировосприятия, в основе которого изобразительные принципы устно-поэтического народного творчества. Маяковский употребляет гиперболы главным образом в сатирических стихах – гимнах, «О дряни», «Прозаседавшиеся», пьесах.

Аллитерации и ассонансы придают эмоционально запоминающееся звучание поэтическому тексту: «И жуток шуток клюющий смех»; «слезают слезы с. «; «рука реки»; «у вас в усах». Взволнованная интонация закреплена в сложных инверсиях: «в неба свисшие губы»; «сердце — с длинноволосыми открыток благороднейший альбом» (последнюю хочется даже пояснить: сердце — альбом открыток с длинноволосыми). А метафоры и метонимии прямо из легенды: «в норах мистики вели ему мышиться», «скомкав фонарей одеяла», «враждующий букет бульварных проституток», «трамвай с разбега взметнул зрачки». И все это «уложено» в пестрый, сбивчивый разговор улицы или монолог потрясенного ее наблюдателя. Отсюда перебивы ритма, разделение по строчкам связанных по смыслу слов, иногда даже слогов, обилие неточных, ассонансных и составных рифм (приближенных к разговорному языку).

Все языковые изобретения Маяковского художественно мотивированы, подчинены определенным идеям, целям: они неразрывно связаны со стихами, которыми поэт стремиться наиболее экономно, ярко и самородно выразить свою политическую тенденцию, отразить новое политическое бытие.

Обязательно хочется сказать об инструментальном звучании стихов Маяковского. Кто-то заметил, что поэзия Маяковского вообще скорее звучащая, чем написанная, что ее скорее надо слушать, чем читать. В грандиозном оркестре его поэтического арсенала музыкальные инструменты становятся чуть ли не важнейшими действующими лицами. Вот вой портовой трубы: «…как будто лили любовь и похоть медью труб» («Порт»), вечер играет на гобоях ржавых («Несколько слов о моей маме»), янтарной скрипкой поют бедра («Несколько слов о моей жене») . кажется, это не бог, а сам Маяковский кладет на рояль человечьи ноты и с помощью слуховых образов выворачивает себя так, «чтобы были одни сплошные губы!» Разве не об этом стихотворение «Скрипка и немножко нервно», щемящая исповедь поэтиного сердца, на бабочку которого взгромоздились грязные в калошах и без калош?

«Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

а доказать ничего не умею!»

Оживают у Маяковского и другие инструменты: «в арфы распускаются голенища», «балалайка будто лаем оборвала скрипки бала…»

Но особая приверженность – к флейте. Еще в 1913 году поэт вызывающе обратился к буржуазной толпе, соединив в каламбурной метафоре и разные инструменты, и низменные приметы современного города:

ноктюрн сыграть

на флейте водосточных труб?

И задумавшись уже в молодости о прощальном концерте, он снова вспомнил этот инструмент, дав в заголовке поэмы «Флейта-позвоночник» еще один вариант личностных названий – «Я», «Владимир Маяковский», «Человек».

Звуковыми вспышками озарена и поэма «Война и мир». Для русского человека олицетворением Америки становятся машины. Италии – теплые ночи, Африки – палящее солнце, Франции – первая женщина мира, Греции – стройные юноши, Германии – веками граненная мысль, Индии- золотые дары, А России – ПЕСНЯ. В пламенном гимне раскрывает родина свое сердце. Как заметил исследователь Н.Харджиев, «в монументальной поэме «Война и мир» весь мир становится театром, с эстрадой, «колеблемой костром оркестра».

Важное место в поэзии Маяковского занимают маршевые ритмы. Именно в 1917 году рождается первый из многочисленных его маршей:

Дней бык пег.

Медленна лет арба.

Наш бог бег.

Сердце наш барабан.

В соответствии с принятой установкой изгоняются все другие инструменты за исключением барабана. С его помощью поэт стремится передать музыку революции: «На цепь», «Барабанная песня», «Наше новогодие», «Хорошо!», а в поэме «150000000» — целая барабанная вакханалия:

Читать еще:  Когда цветут сады стихи

Баров и бань.

Бей, барабан!

Барабан, барабань!

В барабан! В барабан!

Так рождалась звуковая поступь нового мира.

Таким новатором выступает перед нами Маяковский. Он обогатил русскую поэзию новыми формами стихосложения, нашел и применил свои способы активно и самородно выражаться. Он первым ввел в русскую поэзию образ нового лирического героя с новыми переживаниями и устремлениями, новым мировоззрением. В области поэтического мастерства Маяковский развил дальше неограниченные возможности русского стиха, создал свои новые стиховые конструкции, даюшие возможность наиболее полно и реалистично изображать разнообразие и сложность жизни. Стих Маяковского исключительно емкий. Поэт разрушил старую форму поэзии, но высоко ценил, разрабатывал, усовершенствовал и широко применял разнообразные формы классической поэзии устно-поэтического народного творчества.

Сила и мастерство поэта – в отчетливом знании цели работы, в умении находить актуальные темы, в изобретении и подборе таких поэтических средств, которые активно убеждают людей в правильности преобразований общественной жизни.

Вопросы и ответы к творчеству В. В. Маяковского

1. К какому из родов литературы отнесете вы рекламный плакат Маяковского: «Нигде кроме как в Моссельпроме» или «Беги со всех ног поку­пать «Огонек»? Нужно ли и эти краткие рекламные стихи записывать «лесенкой»? Маяковский это делал, В чем особенность записи стихов «лесен­кой»?

Трудно отнести к лирике рекламные стихи, но наличие рифмы, определенной ритмики указывает на принадлежность их в лирическому роду литературы. Ле­сенкой подчеркивается значение ключе­вого слова в рекламном призыве, как «Огонек», Моссельпром.

2. Какова концепция любви в поэме В. Маяковского «Люблю»?

В поэме «Люблю» показана любовь-радость, которую «не смо­ют ни ссоры, ни версты». Это — громада-любовь, которая опре­деляет величие и отдельного человека, и всего мира. Такая лю­бовь противопоставлена мещанской «любвишке».

3. Как В. Маяковский изображает революцию?

Революция осознается В. Маяковским как противоречивое яв­ление: «О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая!», «Как обернешься еще, двуликая?» Этим и объясняется, что в послереволюционной поэзии параллельно идут две линии — про­славление революции и социалистического строительства и ос­меяние отрицательных сторон ее.

4. В чем нетрадиционность любовной лирики В. Маяковского?

Любовная лирика В. Маяковского нетрадиционна в том отно­шении, что в нее вносится социальный аспект. Уже в поэме «Об­лако в штанах» поэт любовную драму вводит в идеологическое русло, провозглашая четыре крика «Долой!» — «Долой вашу лю­бовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» В поэме «Про это» вселенская любовь поэта про­тивопоставлена мещанской, комнатной, «цыплячьей» любви, быту, о который позже разбилась «любовная лодка».

5. Каким предстает образ поэта во Вступлении к поэме «Во весь голос»?

Поэт во Вступлении — «революцией мобилизованный и при­званный». Он — «ассенизатор и водовоз», который ради утили­тарных целей должен себя смирить, «становясь на горло собст­венной песне». В. Маяковский утверждал принцип партийности искусства:

6. Каковы особенности поэтической системы В. Маяковского?

В. Маяковский считал целью поэзии агитацию. Поэтому поэ­зию он понимал как ремесло. Как делать стихи — можно нау­чить. Стих В. Маяковского основан на ударности и интонации. Такой стих называется интонационно- или акцентно-тониче­ским. Формально он выражается в знаменитой «лесенке» В. Мая­ковского. Поэзия В. Маяковского необычайно экспрессивна. Он использует приемы ораторской и разговорной речи. Особая выразительность достигается и благодаря неологизмам: «крас­нокожая паспортина», «планов громадье». Существенной осо­бенностью образной системы является ее социальная окрашен­ность. Поэт использует гиперболу, гротеск. Метафора В. Мая­ковского строится на ассоциации не с миром природы, как в традиционной поэзии, а на связи с предметным миром.

7. Каким предстает лирический герой ранней поэзии В. Мая­ковского?

Лирический герой ранней поэзии В. Маяковского — бунтарь- романтик, не приемлющий современный ему мир. Он эпатирует своим богоборчеством (отрицанием, низвержением Бога), нару­шением общепринятых норм («Я люблю смотреть, как умирают дети»). Вместе с тем он способен испытывать боль и страдание от неразделенной любви. Лирический герой В. Маяковского траги­чески одинок: «Я одинок, как последний глаз у идущего к сле­пым человека».

8. Что сближало раннего В. Маяковского с футуризмом?

Футуризм был близок В. Маяковскому восприятием языка как средства самовыражения собственной творческой личности. Фу­туристы интересовались прежде всего ниспровержением всего известного, предшествующего и стремлением создать новое, не похожее на прежнее искусство. Как и футуристы, В. Маяковский стремился эпатировать публику необычностью поэтических об­разов, анти эстетизмом, внешним поведением, нигилистическим отношением к нравственным и эстетическим нормам. Была близка ему и футуристическая концепция будущего.

9. Почему революция оказалась близка В. Маяковскому?

Утопические футуристические представления В. Маяковского о будущем, агрессия по отношению к настоящему соответство­вали практике революции, провозглашавшей необходимость раз­рушения старого мира для построения нового. Бунтарство, не­приятие буржуазной морали, любви, быта тоже были в русле революционного отрицания. Февральская и Октябрьская рево­люции стали для поэта началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке. Материал с сайта //iEssay.ru

10. Как понимать слова В. Маяковского о том, что он «насту­пал на горло собственной песне»?

В. Маяковский по природе своего таланта был лириком. Но после революции он поставил свою поэзию на службу утилитар­ным целям — построению нового общества. Для этого нужна была агитационная, пропагандистская поэзия, творцом какой и ста­новится поэт. Лирические чувства нельзя выражать с трибуны.

В. Маяковскому пришлось превратиться в «агитатора, горлана, главаря», приглушить лирику ради плаката, призыва, лозунга.

11. Какие две линии развиваются в послереволюционном твор­честве В. Маяковского?

Послереволюционная поэзия В. Маяковского развивалась по двум направлениям: воспевание социалистических преобразова­ний и сатирическое отрицание негативных явлений действитель­ности. Первое выразилось в «Стихах о Кузнецкстрое и людях Куз­нецка», «150000000», «Хорошо!»; второе — в стихах «Прозаседав­шиеся», «О дряни», «Столп», «Подлиза», пьесах «Клоп» и «Баня».

Кое-что про ритм у Маяковского

Давно хотел поделиться мыслями и впечатлениями. Если я что-то и пишу (высказываюсь о писателях), то только на каком-то основании.
По поводу владения Маяковским ритмикой.
Одно из первых «корявых» стихотворений Маяковского (особенно обратите внимание на «крикливо тянется толпа созвездий пестрополосая.» — такие длинноты разрушают всю структуру стихотворения, что периодически случается у В.М.)
2
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОЕЙ ЖЕНЕ

Морей неведомых далеким пляжем
идет луна —
жена моя.
Моя любовница рыжеволосая.
За экипажем
крикливо тянется толпа созвездий пестрополосая.
Венчается автомобильным гаражей,
целуется газетными киосками,
а шлейфа млечный путь моргающим пажем
украшен мишурными блестками.
А я?
Несло же, палимому, бровей коромысло
из глаз колодцев студеные ведра.
В шелках озерных ты висла,
янтарной скрипкой пели бедра?
В края, где злоба крыш,
не кинешь блесткой песни.
В бульварах я тону, тоской песков овеян:
ведь это ж дочь твоя —
моя песня
в чулке ажурном
у кофеен!

И сравните позднее,где больше труда над словом,над ритмом,над формой.

Штыками
двух столетий стык
закрепляет
рабочая рать.
А некоторые
употребляют штык,
чтоб им
в зубах ковырять.
Все хорошо:
10 поэт поет,
критик
занимается критикой.
У стихотворца —
корытце свое,
у критика —
свое корытико.
Но есть
не имеющие ничего,
окромя
20 красивого почерка.
А лезут
в книгу,
хваля
и громя
из пушки
критического очерка.
А чтоб
имелось
научное лицо
30 у этого
вздора злопыханного —
всегда
на столе
покрытый пыльцой
неразрезанный том
Плеханова.
Зазубрит фразу
(ишь, ребятье!)
и ходит за ней,
40 как за няней.
Бытье —
а у этого — еда и питье
определяет сознание.
Перелистывая
авторов
на букву «эл»,
фамилию
Лермонтова
встретя,
50 критик выясняет,
чт_о_ он ел
на первое
и чт_о_ — на третье.
— Шампанское пил?
Выпивал, допустим.
Налет буржуазный густ.
А его
любовь
к маринованной капусте
60 доказывает
помещичий вкус.
В Лермонтове, например,
чтоб далеко не идти,
смысла
не больше,
чем огурцов в акации.
Целые
хоры
небесных светил,
70 и ни слова
об электрификации.
Но,
очищая ядро
от фразерских корок,
бобы —
от шелухи лиризма,
признаю,
что Лермонтов
близок и дорог
80 как первый
обличитель либерализма.
Массам ясно,
как ни хитри,
что, милюковски юля,
светила
у Лермонтова
ходят без ветрил,
а некоторые —
и без руля.
90 Но так ли
разрабатывать
важнейшую из тем?
Индивидуализмом пичкать?
Демоны в ад,
а духи —
в эдем?
А где, я вас спрашиваю, смычка?
Довольно
этих
100 божественных легенд!
Любою строчкой вырванной
Лермонтов
доказывает,
что он —
интеллигент,
к тому же
деклассированный!
То ли дело
наш Степа
110 — забыл,
к сожалению,
фамилию и отчество, —
у него
в стихах
Коминтерна топот.
Вот это —
настоящее творчество!
Степа —
кирпич
120 какого-то здания,
не ему
разговаривать вкось и вкривь.
Степа
творит,
не затемняя сознания,
без волокиты аллитераций
и рифм.
У Степы
незнание
130 точек и запятых
заменяет
инстинктивный
массовый разум,
потому что
батрачка —
мамаша их,
а папаша —
рабочий и крестьянин сразу. —
В результате
140 вещь
ясней помидора
обволакивается
туманом сизым,
и эти
горы
нехитрого вздора
некоторые
называют марксизмом.
Не говорят
150 — о веревке
в журнале повешенного,
не изменить
шаблона прилежного.
Лежнев зарадуется —
«он про Вешнева».
Вешнев
— «он про Лежнева».

Читать еще:  Анализ стиха как луч зари как розы леля

И вот из раннего, стихотворение

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика.

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре ****ям буду
подавать ананасную воду!
1915

Не до конца лады с ритмоикой, даже если декламировать и мысленно кидать кому-то слова в лицо
«может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика. «Чувствуется недоработка.
Пример позднего Маяковского,когда он не владел ритмом даже в пределах своего стиля «лесенкой».
Бывают события:
случатся раз,
из сердца
высекут фразу.
И годы
не выдумать
лучших фраз,
чем сказанная
сразу,
10 Таков
и в Питер
ленинский въезд
на башне
броневика.
С тех пор
слова
и восторг мой
не ест
ни день,
20 ни год,
ни века.
Все так же
вскипают
от этой даты
души
фабрик и хат.
И я
привожу вам
просто цитаты
30 из сердца
и из стиха.
Февральское пламя
померкло быстро,
в речах
утопили
радость февральскую.

«»Радость февральскую». На слух очень хорошо чувствуется пренебрежение к ранее заданному ритму. Это случилось от того, что шло чередование мужских и женских рифм, а в данной строке произошел переход на трехсложную (дактилическую). Этим «грешком» страдают другие произведения Маяковского (в т.ч. и приведенные выше). Дело в том, что Маяковский не умел писать «классических» стихов, отсюда еше большее рвение к рваности слога. Но там,где стих проработан рваности нет,есть чеканнка слов,»чеканность слога», в «халтуринках» именно рваность, причем бессистемная и произвольная. Подобные недоделки чувствуются сразу (неумение справляться с ритмом и интонацией, интонация при чтении вслух становится спасительной палочкой.
Зачин у Маяковского всегда (чаще всего) отшлифован, но через 10-20 строк происходят «Хромания» метание от одних видов рифм, к другим. — Просто листал (перечитывал) стихи и привожу первые попавшиеся примеры непроработки (по собр.соч. в 2тт,м.1987)
Например в «Маруся отравилась».
Из тучки месяц вылез,
молоденький такой.
Маруська отравилась,
везут в прием-покой.
Понравился Маруське
один
с недавних пор:
нафабренные усики,
расчесанный пробор,
10 Он был
монтером Ваней,
но.
в духе парижан,
себе
присвоил званье:
«электротехник Жан».
Он говорил ей часто
одну и ту же речь:
— Ужасное мещанство —
20 невинность
зря
беречь. —
Сошлись и погуляли,
и хмурит
Жан
лицо, —
нашел он,
что
у Ляли
30 красивше бельецо.
Марусе разнесчастной
сказал, как джентльмен:
— Ужасное мещанство —
семейный
этот
плен. —
Он с ней
расстался
ровно
40 через пятнадцать дней,
[b]за то,
что лакированных[/b]
нет туфелек у ней.

Попробуйте прочитать вслух «за то что ЛА_КИ_РО_ВАН_НЫХ»- При произношении язык заплетается. Снова вторгается трехсложная рифма, причем бессистемно.
Ну не выезжает в подобной форме и ритма стиха «лакированных» .
И на меня не действуют слова «Это же классик!» «У него такое видение», это его стиль. Ну и что, а я Вася Пупкин, провинциальный рифмоплет, хоть не классик, но вижу,когда мой «коллега» халтурит (или эпатирует: «люблю смотреть как умирают дети») и вполне обоснованно (на приведенных выше примерах) об этом высказываюсь.Все-таки нужно отделять мух котлет. Как ни обзывай халутур, от того халтура не останет чем-то иным. Вданном же случае скорее просто неумение, отсутсвие навыков написания «классических стихов» и даже отсуствие музыкального слуха, которое могло бы спасать в случае с непроизвольным изменением ритма, какой-то погрешности.
февраль 2011

Особенности поэтической манеры Маяковского

I.Особенности поэтического языка Маяковского:

1) Установка на разговорную народную речь (стихотворение часто называется «Разговор…», «Рассказ…» и т. п.). Это связано со стремлением поэта быть ближе и понятнее массам.

2) Обращение к фольклору, его образам и поэтическим средствам (поэма «150 000 000», смысл названия, подзаголовок: «Былина об Иване», трансформация жанра былины; широкое творческое использование пословиц и поговорок: «Сергею Есенину»: «Ни тебе аванса, ни пивной…», «Во весь голос»: «Сочтемся славою, ведь мы свои же люди…»).

3) Ораторская интонация («Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря…»).

4) Словотворчество, идущее от футуристов, широкое использование неологизмов, окказионализмов («Долг Украине»: «Я немало слов придумал сам…»). Маяковский никогда не создавал слов, не имеющих смыслового наполнения («громадьё», «молоткастый», «серпастый», «двухметроворостая», см. стихотворение «Евпатория»).

5) Использование своеобразных рифмы и ритма.

Стихотворение Маяковского располагается «лесенкой». Это связано с особенностями произнесения стиха Маяковского.

Очень выразительны и разнообразны рифмы Маяковского. Среди них можно найти простые: «кадет – одет», «руды – изумруды», «коса – Казань»; сложные: «шар – хороша», «объединятся – нации»; составные: «молот и стих – молодости».

Маяковский пользуется различными системами стихосложения. Какими?

Систему стихосложения Маяковского изучали с помощью компьютера математик Колмогоров и литературовед Жирмунский. Согласно их выводам, у Маяковского есть стихотворения, выдержанные в рамках классической силлабо-тонической системы («Мой стих трудом громаду лет пробьёт…» – классический ямб). Маяковский пользуется вольным ямбом и вольным хореем – «разностопными» размерами (с различным количеством стоп в строке), ударным стихом с одинаковым количеством ударений и свободным числом междуударных промежутков – тоническим стихом. Он наиболее часто используется Маяковским. По этому вопросу в исследовательской литературе единства мнений нет. Так, Жовтис, анализируя дооктябрьское творчество Маяковского, говорит о том, что его поэтическая система своеобразна, и пользуется термином «освобожденный стих».

17) Отец трагедии,-Эсхил жил в Греции в первой половине 5в. До н. э., Эпоха подъема — общественного, политического, идеологического и художественного. Эпоха греко-персидских воин, в которых Греция побеждала старый деспотический Восток. Победы остались в памяти греков как символ их патриотического подъема и нерушимого единства греческого народа в борьбе за свою независимость. Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатировских драм. До нас дошло только 7 трагедий и более 400 фрагментов. Эсхил ввел второго актера. Это сокращало партии хора и число действующих лиц, так как два актера могли играть сразу несколько ролей. Эсхилу приписывается введение роскошных костюмов для актеров, масок, сценической обстановки. Эсхил широко вводил в свои трагедии танцы. Характеры героев: монолитны, статичны, однокрасочны. В религиозно-философском отношении Эсхил так же рассуждает в духе культурного подъема своего времени, освобождая своего Зевса от пороков и недостатков, постоянно восхваляя его. Эсхил шел вместе со своим веком по путям восходящей рабовладельческой демократии, которая вначале отражала собой огромную мощь нового класса и его титанические усилия создать культуру нового типа. Титанизм Эсхила есть выражение мощного подъема всего его великого народа.

Эсхил — «отец трагедии», его главная трилогия «Орестея» Раскрыл с помощью мифологических образов историческое содержание того переворота, современником которого он являлся, — возникновения демократического государства из родового общества.

Родился в 525/4 г. в Элевсине и происходил из знатного землевладельческого рода. Из трагедий видно, что поэт являлся сторонником демократического государства, хотя и принадлежал к консервативной группировке внутри демократии.

Три этапа в творчестве Эсхила, которые вместе с тем являются этапами становления трагедии как драматического жанра: «Персы», ранняя трагедия, характерны преобладание хоровых партий, слабое развитие диалога, отвлеченность образов.

К среднему периоду относятся такие произведения, как «Семеро против Фив» и «Прикованный Прометей». Появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; получает большее развитие диалог; более четкими становятся и образы эпизодических фигур.

Третий этап представлен «Орестеей», с ее более сложной композицией, нарастанием драматизма, многочисленными второстепенными образами и использованием трех актеров.

Элементы традиционного мировоззрения тесно переплетаются с установками, порожденными демократической государственностью. Он верит в реальное существование божественных сил, воздействующих на человека и зачастую коварно расставляющих ему сети, придерживается даже старинного представления о наследственной родовой ответственности. С другой стороны, боги Эсхила становятся блюстителями правовых основ нового государственного устройства, и он усиленно выдвигает момент личной ответственности человека за свободно выбранное им поведение. В связи с этим традиционные религиозные представления модернизируются. Соотношение между божественным воздействием и сознательным поведением людей, смысл путей и целей этого воздействия, вопрос об его справедливости и благости составляют основную проблематику Эсхила, которую он развертывает на изображении человеческой судьбы и человеческого страдания. Материалом для Эсхила служат героические сказания. Однако заимствуя сюжеты из эпоса, Эсхил не только драматизирует сказания, но и переосмысляет их, пронизывает своей проблематикой.

Власть денег, бесчеловечное отношение к рабам, захватнические войны — все это встречает безусловное осуждение, суровое миросозерцание которого основано на глубоком сочувствии к человеческому страданию.

Свойственны известная торжественность и величавость, особенно в лирических частях. Торжественный, «дифирамбический» стиль Эсхила и малая динамичность его пьес казались уже в конце V в. несколько архаическими. Из образов, созданных Эсхилом, наибольшее значение имел Прометей. Мощь и величие трагедий Эсхила получили должную оценку лишь с конца XVIII в.; однако буржуазные исследователи и поныне искажают образ основоположника трагедии, подчеркивая исключительно консервативную, религиозно-мифологическую сторону его творчества и игнорируя его глубоко прогрессивную сущность.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector