0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда были написаны стихи справщика савватия

Савватий, Тейша

Савватий, Тейша
Дата рождения:XVII век
Дата смерти:XVII век
Страна:Московское государство и Русское царство
Деятельность
Жанры произведений:Стихотворение
Автограф

Савва́тий (полное имя Тере́нтий Васи́льев по прозвищу Те́йша, XVII век) — один из первых поэтов России, также один из первых руководителей церковного раскола после реформ патриарха Никона. Савватий написал

20 стихов, из которых 11 предназначались для детей.

Биография

Сначала он был дьяком, потом принял монашество. Служил в придворной церкви в Кремле, был монахом, а затем иеромонахом Чудова монастыря. в 1634 году был принят на печатный двор справщиков, где служил до 1652 года.

В 1660 году он подал царю челобитную «о книжном исправлении», в которой обвинял справщиков в умышленном искажении текста Священного Писания. За это он был сослан в Кирилло-Белозёрский монастырь, откуда в 1661 году он послал ещё более длинную челобитную. Дальнейшая судьба поэта неизвестно, но известно то, что он скончался в XVII веке.

Творчество

Написал самые первые известные стихотворения для детей в русской литературе. Известно одиннадцать детских стихотворений Савватия, возможно, их было больше.

В своих стихах о современной ему жизни, к которой поэт относится критически и рисует её в негативном свете, он обвиняет своих современников в забвении духовных ценностей, в нарушении норм нравственности, в излишних заботах о материальных благах. Люди превратили свою жизнь в бесконечную суету об «окоянней нашей несытой утробе. аки бессловеснии скоты».

Первый русский поэт для детей

Первым русским поэтом для детей следует считать справщика Московского печатного двора Савватия. Незначительные биографические сведения о нем можно извлечь из его произведений, а также из косвенных данных. Он был женат, имел детей, а потом постригся в монахи, очевидно, после того, как потерял семью во время одной из моровых язв (так тогда называли эпидемии, часто посещавшие Русь и всю Европу). Некоторое время служил в придворной церкви в Кремле, что сблизило его с членами царской фамилии. По рекомендации патриарха Филарета, отца царя Михаила Романова, в сентябре 1634 г. Савватий был принят на печатный двор справщиком (на эту должность назначались самые образованные и надежные люди), где работал до 1652 г. Савватий был хорошо знаком со многими знатными людьми того времени, возможно, держал свою школу, в которой обучал Детей вельмож или же посещал их на дому. В настоящее время обнаружено более 20 стихотворных произведений Савватия, 11 из которых — детские. . 20 августа 1634 г. в Москве была издана первая печатная детская книга, названная учеными азбукой Бурцова. Она представляла собой более усовершенствованную азбуку Ивана Федорова; в январе 1637 г. книга эта вышла вторым, переработанным изданием. В ней появилась гравюра, первая светская иллюстрация в книге московской печати, на которой была изображена сцена из школьной жизни. Во втором издании в числе новых текстов было довольно большое стихотворение, обращенное непосредственно к ребенку. Как недавно установлено, оно было написано справщиком Московского печатного двора Савватием. Начинается стихотворение такими строками: Сия зримая мала книжица, По реченому алфавитица, Напечатана бысть по царскому велению, Вам, младым детям, к научению. Ты же, благоразумный отроче, сему внимай, И от нижния степени на вышнюю выступай. И неленостне и ненерадиве всегда учися, И дидаскала своего во всем добром наказании блюдися. Это откровенная беседа учителя со своим учеником. В ней поэт просто рассказывает ребенку о книге, убеждает его старательно учиться, говорит о великом значении грамоты в жизни человека, дает советы, как учиться. Лучшее время для учения, говорит он, детство, поэтому предостерегает школьников от того, чтобы годы эти не тратились зря на пустые игры, ибо: К мяхкому воску чисто печать воображается, Тако же и учение во младости крепце вкореняется. Сего ради во младых ноктех учению прилежи И всякое децкое мудрование от себя отложи. Беседа эта проникнута теплыми интонациями, внимательным и уважительным отношением к ребенку, к его интересам. Здесь нет обычных для того времени угроз физических наказаний, не появляется розга. Хотя в гравюре в начале книги она изображена, однако служит скорее всего, как говорили тогда, «для прещения», т. е. предупреждения, предостережения, как символ строгости. В стихотворении автор не угрожает ею, а пользуется методом убеждения и разъяснения. Содержание и словарь стихотворения близки и понятны ребенку. В лексике мало славянизмов, поэтому его может понять и современный читатель. Свою задачу — заинтересовать детей учением-автор достигает разнообразными приемами: примерами, сопоставлением, цепью логических доводов. Стихотворение тесно связано с содержанием книги, оно предельно наглядно. Это еще не художественное произведение по современным понятиям, так как в нем нет картин, сцен, выразительных образов, а лишь зарифмованные призывы и сентенции. В то же время это уже и не публицистика. Мы ясно чувствуем образ учителя, читающего эти строки, можем представить себе и образ ребенка. Для того времени это настоящее произведение детской литературы, не уступающее лучшим образцам стихотворства тех лет. Оно было широко распространено и до нас дошло в составе многих рукописных детских книг. Самым крупным произведением Савватия является «Прещение зкратце о лености и нерадении всякому бываемому во учении», состоящее из 144 строк. В нем нарисован образ способного, но ленивого ученика, которого автор уговаривает полюбить учение, быть старательным и трудолюбивым. По своей форме это монолог учителя, в котором довольно стройно и мотивированно высказываются мысли, характеризуется сам ученик. Как и в первом стихотворении, основным воспитательным средством Савватия и здесь выступает убеждение, а литературными приемами — сравнение, уподобление. Так, он говорит, что бриллиант дорог игрой красок, блеском, а человек — образованием, «своим разумением». Образованный человек сравнивается с золотым сосудом, наполненным бисером, с источником свежей, вкусной воды. Щит во время сражения предохраняет человека от ран, «от телесного уязвления», а учение — от всяких бед и напастей. Оно украшает человека, поэтому поэт призывает детей «учение любити, ки сладкую реку пити». Другим литературным приемом Савватия является противопоставление. Учение противопоставляется неучению, леность и нерадение- трудолюбию и старанию.

Читать еще:  Стихи без слов где напечатана

Нарисовав привлекательными красками образ ученого человека, которого в будущем ожидает счастье и успех, поэт создает и эбраз неученого, пустого человека, удел которого — озлобление; А неученому — горе, аки сосуд скудельный пуст, Понеже ничто не может добра изнести от своих уст. И всегда ходит во своем неразумии, И не размышляет о своем безумии, Токмо обычий ему мудрых укоряти, И сердце их раздражати, И свое безумие утешати, И чтоб никому ничто не знати. Непосредственное обращение к ребенку, разговор о конкретных, знакомых ему явлениях делает стихотворение близким юному читателю. Древнерусские авторы, как правило, не подписывали свои Сочинения, но нередко прибегали к разнообразным приемам, чтобы Зашифровать свое имя. В «Прещении вкратце» Савватий тайнописью закрепил свое имя. Начиная с 18-й строки первые буквы строк составляют фразу: Князю Михаилу Никитичу чернец Савватий радоватися». Такой «формулой обычно начинались письма в Древней Руси. Предполагают, что Михаил Никитич — рано умерший сын известного государственного деятеля того времени Никиты Одоевского, который, очевидно, был учеником Савватия. Другое большое стихотворение Савватия — «Азбука отпускная»- состоит из 120 строк. Оно адресовано тому же ученику, что и «Прещение вкратце». Но теперь уже автор хвалит его за хорошее поведение и старательное учение, за большие успехи. Поэт нарисовал образ положительного ученика, противоположного тому, каким он был в предыдущем произведении. По своей форме это акростихидная азбука. Начиная с 24-й строки первые буквы строк составляют алфавит. Из других детских произведений Савватия выделяются два стихотворных предисловия. В предисловии к басням Эзопа говорится, что баснописец Эзоп не отличался внешней красотой, но был умен, образован, чем и заслужил честь и уважение. В своих баснях он рассказывает о зверях и птицах, но фактически «в них изображает человеческие справы» (дела). Каждая его басня много «мудрости в себе вмещает», поэтому кто их читает, из них «мудрость обретает». В заключение поэт просит с любовью и вниманием читать басни Эзопа и утешаться ими. Знаменательно то, что предисловие к басням Эзопа завершается словами о ценности и занимательности произведений и о решении издать их в печатном виде. Это дает основание сделать вполне обоснованное предположение, что Савватий готовил такую книгу к печати, но его намерение не осуществилось. Ибо такой книги Московский печатный двор в XVII веке не издавал. Произведения Савватия для детей этими тремя стихотворениями не ограничиваются. Так, в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина хранится толстая рукописная детская книга под названием «Азбуковное учение», в которой большую половину составляют стихотворные произведения. В их число входят десять посланий и девять предисловий к книгам. Из десяти посланий четыре принадлежат Савватию. Одно из них содержит искаженную акростихидную фразу: «Князю Семену Ивановичу чернец Савватий челом биет». Здесь адресатом автора послания является умерший в 50-е годы XVII века князь Шаховской по прозвищу Харя, автор большого количества стихотворений, посланий, похвальных слов, записок исторического характера. В двух других посланиях яснее раскрываются некоторые взгляды Савватия. Они адресованы царю Михаилу Федоровичу, о чем свидетельствует заглавие одного из них: «Сие послание к царскому величеству». Оно распадается на две части. Первая из этих частей является пышной, многословной похвалой царю, за которой следует не менее высокопарная похвала Московскому государству. В них выражаются искренние патриотические чувства поэта, его желание видеть славную свою Родину еще более славной и могучей. Во второй части послания поэт с огорчением замечает, что славный русский царь окружен не совсем подобающей свитой, среди которой есть корыстные, малодостойные люди, преследующие только свои личные интересы. Они мешают подданным видеть царя, общаться с ним. Поэт просит царя обратить внимание на это, а также и на то, что подданным такого светлосиятельного государя живется нелегко, так как они «аки рабы. от всех попираемы» и не имеют доступа к своему любимому владыке, чтобы рассказать о своем тяжелом положении и просить о помощи. Таким образом, мы видим, что Савватий был не просто поэтом, восхваляющим царя, но и ловким дипломатом, умеющим, как писал о себе Державин, «истину царям с улыбкой говорить», критически относиться к царедворцам и вельможам. Другое послание к царю написано по поводу смерти его отца, патриарха Филарета. Оно было создано в 1633 г., в год смерти Филарета. Отмечая великие заслуги усопшего перед Родиной, всем сердцем сочувствуя царю и всему русскому народу в великом горе, признавая смерть неизбежной, поэт призывает не впадать в тяжкую скорбь, чтобы быть здоровым «на многия лета», для того чтобы победить всех врагов России. В своих посланиях Савватий выступает патриотом, искренне любящим Россию и желающим ей добра, но в то же время критически настроенным по отношению к высшей знати и сочувствующим простым людям. Не случайно эти произведения были включены в детскую книгу: они воспитывали патриотические чувства. В рукописном сборнике, дошедшем до нас под названием «Азбуковное учение», находится девять предисловий к разным книгам. Они столь значительны по своему содержанию, что составитель счел возможным поместить их без самих книг. Четыре из них принадлежат Савватию. Предисловие является излюбленным жанром поэтов XVII века, особенно первой половины. В нем обычно раскрывается содержание книги, дается оценка поступкам героев, разбираются достоинства авторского стиля, высказываются разнообразные мысли и суждения. Предисловия особенно ценны были в детских книгах, так как воспитывали любовь к книге, готовили читателя к пониманию произведения, учили делать практические выводы для себя. Наибольший интерес представляет небольшое стихотворное вступление к первому разделу «Азбуковного учения», своеобразное предисловие к предисловиям. В нем впервые ставится вопрос о необходимости связывать чтение с жизнью, с практическими делами и поступками.

Читать еще:  Кому посвящен стих пушкина 19 октября

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Расставь в нужной последовательности (от самого древнего к XVII в?

Литература | 1 — 4 классы

Расставь в нужной последовательности (от самого древнего к XVII в.

) : 1) «Поучение» Владимира Мономаха.

3) Стихи справщика Савватия.

4)»Повесь» временных лет.

1)Повесть временных лет — ранее1114 года(дата смерти автора Нестора).

2) «Поучение» Владимира Мономаха — 1117 год.

Герасимова — 1522 год.

4). Стихи справщика Савватия — 1634 — 1652гг.

5) «Рифмологион» С.

Полоцкого — 1678 год.

6) «Букварь» Истомина — 1694 год.

Кто такой Справщик Савватий?

Кто такой Справщик Савватий.

Какие тексты, написаны специально для детей?

Какие тексты, написаны специально для детей?

Поучение Владимира Мономоха

Стихи справщика Савватия

Повесть временных лет

Своё поучение по другому поучению владимира мономахасрочно нужнопомогите?

Своё поучение по другому поучению владимира мономаха

«Поучение» Владимира Мономаха — выписать самые важные, на ваш взгяд, советы поучения?

«Поучение» Владимира Мономаха — выписать самые важные, на ваш взгяд, советы поучения.

Из Поучения Владимира Мономаха выписать поучения?

Из Поучения Владимира Мономаха выписать поучения.

Что самое главное в Поучении Владимира Мономаха?

Что самое главное в Поучении Владимира Мономаха.

Расставь в нужной последованости ( от самого древнего к XVII века ) ?

Расставь в нужной последованости ( от самого древнего к XVII века ) :

Расставь в нужной последовательности ( от самого древнего к XVII в?

Расставь в нужной последовательности ( от самого древнего к XVII в.

Расставь в ножной последовательности от самого древнего к 17 веку поучение владимира мономаха?

Расставь в ножной последовательности от самого древнего к 17 веку поучение владимира мономаха.

Стихи справщика савватия.

Повесть временных лет.

Поучения владимира мономаха список?

Поучения владимира мономаха список?

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Расставь в нужной последовательности (от самого древнего к XVII в?, относящийся к категории Литература. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 1 — 4 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Л. Николаевич Толстой «Акула».

Главы 9, 10«Том Сойер» сокращенно Ночью Том и Гек отправляются на кладбище, чтобы на свежей могиле старика Вильямса произвести для сведения бородавок некие манипуляции с дохлой кошкой. Мальчики боятся мертвецов и ведьм. Но опасность возникает совсе..

Цыганок(Иван)является второстепенным персонажем. Его подбросили в дом, когда он был совсем маленьким. У него была смуглая кожа, черные волосы. Цыганок работал в красильне деда и был мастером своего дела. Его любил дед, как собственного сына. Дед..

Читать еще:  Любят не за что-то стихи

Главная мысль этой повести хорошо относиться к людям.

Программно — аппаратный комплекс с веб — интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в интернете. Под поисковой системой обычно подразумевается сайт, на котором размещён интерфейс (фронт — энд) системы. Программной частью поисковой с..

Мама принесла домой апельсины. Мне захотелось их попробовать. Я потихоньку пробралась в кухню и взяла один апельсин. Он был большой и красивый. Я не удержалась и съела его. Вечером мама пересчитывала апельсины, но одного не хватало. Она спросил..

Чужие ошибки — это плохо. Они приведут к страшным происшествиям. На чужих ошибках учиться нельзя, он. Могут привести к травме, к плохой оценке или​ даже суициду. Надо понять, что ты делаешь неправильно и исправить себя, и других Не учитесь на чуж..

Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они поручили это сделать самому старшему в семье. Увидев какую — нибудь школу, дед заходил во двор и ждал перерыва, чтобы поговорить с учениками. Завидев старика в старомодной одежде, дети начи..

В стихотворении грустная эмоциональная окраска, чувства поэта — он печален, грустен, что подтверждают строки про птиц, которые покидают дом, но при этом он радуется, что зима еще далеко.

Очередное задание Эврисфея заключалось в том, что бы Геракл очистил от навоза весь скотный двор царя Авгия. Геракл предложил Авгию очистить его конюшни от навоза за один день, если тот согласится отдать за это ему десятую часть своих стад. Авгий со..

Презентация по литературному чтению » Справщик Савватий -первый детский поэт».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема :Путешествие в XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт

«Азбуки» Ивана Федорова 1584г.

Московский скульптурный памятник создателю первой русской датированной печатной книги Ивану Фёдорову.

Чу́дов монастырь—мужской монастырь в восточной части Московского Кремля. Основан в 1365 году митрополитом Алексием, был разрушен в 1929—1932 год

Монахи чудова монастыря за написанием книг

Первые книги писали вручную, не один год уходил на переписку книги. Потом листы сшивали, делали де­ревянные переплеты, обтянутые кожей, украшенные драгоценными кам­нями. Можно представить, как мало было книг, как дорого они стоили.

Книгохранилище в монастыре, рабочее место для монахов-рукописцев.

В 1553 году государь Иван Грозный повелел на средства царской казны построить Печатный двор — неподалеку от Кремля, на Никольской улице. За дело взялся дьякон Кремлевского храма Николы Гостунского Иван Федоров.

Книгопечатание в России стало мощнейшим инструментом распространения просвещения и образования, а его возникновение признано одним из важнейших культурных событий в истории нашей страны.

Справочник, справа, справка, исправить, правнук, правление, правка, правитель, правша

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Презентация по литературному чтению «Первый детский поэт» составлена для изучения темы «У истоков русской литературы». В презентации представлен материал о первой азбуке, есть фотографии памятника Ивану Федорову, Чудов монастырь, монахи монастыря. Информация о создании книг , как они создавались, хранились. Представлена информация о книгопечатании в России. презентацию можно использовать на уроках литературного чтения, внеурочных занятиях.

  • Лозовенко Наталия СергеевнаНаписать 400 08.10.2019

Номер материала: ДБ-726574

  • Литературное чтение
  • 4 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.10.2019 59
    15.09.2019 99
    08.09.2019 67
    30.08.2019 191
    04.08.2019 212
    04.08.2019 156
    18.06.2019 99
    06.06.2019 129

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector