2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда маршак пытался писать первые стихи

Самуил Маршак: «Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать»

«Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать»

Самуил Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Семья несколько раз переезжала, в 1900 году они надолго поселились в Острогожске. Здесь Маршак поступил в гимназию, здесь же начал писать свои первые произведения. «Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать», — вспоминал поэт. Увлеченный древнеримской и древнегреческой поэзией, Маршак уже в младших классах гимназии перевел поэму Горация «В ком спасение».

Когда отец будущего поэта, Яков Маршак, нашел работу в Петербурге, вся семья переехала в столицу. В Острогожске остались лишь Самуил Маршак и его младший брат: еврейское происхождение могло помешать поступлению в столичную гимназию. Маршак приезжал к родителям на каникулы. Во время одного из приездов он случайно познакомился с Владимиром Стасовым — известным критиком и искусствоведом. Стасов помог будущему поэту перевестись в петербургскую гимназию — одну из немногих, где после реформы образования преподавали древние языки.

«Познакомившись с моими стихами, Владимир Васильевич подарил мне целую библиотечку классиков, а во время наших встреч много рассказывал о своем знакомстве с Глинкой, Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым, Мусоргским. Стасов был для меня как бы мостом чуть ли не в пушкинскую эпоху».

В гостях у Стасова Самуил Маршак знакомился с творческой интеллигенцией дореволюционного Петербурга — c композиторами и художниками, писателями и профессорами. В 1904 году критик представил Маршака Федору Шаляпину и Максиму Горькому. Через месяц Горький устроил его в ялтинскую гимназию: со времени переезда в Петербург Самуил Маршак часто болел. Следующий год молодой поэт жил на даче Пешковых под Ялтой. После революции 1905 года семья писателя уехала из Ялты за границу, и Маршак вернулся в Петербург.

«Детский городок»

В 1911 году Самуил Маршак путешествовал по Турции, Греции, Сирии, Палестине. Поэт поехал в страны Средиземноморья как корреспондент петербургских изданий «Всеобщая газета» и «Синий журнал». Вернувшись из поездки, он написал цикл стихотворений «Палестина».

Шумят открытые харчевни,

Звучат напевы дальних стран,

Идет, качаясь, в город древний

За караваном караван.

Но пусть виденья жизни бренной

Закрыли прошлое, как дым,

Твои холмы, Иерусалим!

И будут склоны и долины

Хранить здесь память старины,

Когда последние руины

Падут, веками сметены.

Самуил Маршак, отрывок из стихотворения «Иерусалим»

В поездке Самуил Маршак познакомился со своей будущей женой Софьей Мильвидской. Вскоре после свадьбы молодые супруги поехали в Англию — учиться в Лондонском университете.

«Пожалуй, больше всего подружила меня с английской поэзией университетская библиотека. В тесных, сплошь заставленных шкафами комнатах, откуда открывался вид на деловитую, кишевшую баржами и пароходами Темзу, я впервые узнал то, что переводил впоследствии, — сонеты Шекспира, стихи Вильяма Блейка, Роберта Бернса, Джона Китса, Роберта Браунинга, Киплинга».

Во время каникул они путешествовали по Англии, поэт изучал английский фольклор и переводил баллады. Он писал: «Переводил я не по заказу, а по любви — так же, как писал собственные лирические стихи».

В 1914 году Самуил Маршак вернулся в Россию. Он публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы семья часто переезжала с места на место, а после революции Маршаки осели в Екатеринодаре (сегодня — Краснодар): там служил отец поэта.

В 1920 году краснодарские писатели, художники и композиторы, среди которых был и Маршак, организовали один из первых в стране театр для детей. Скоро он превратился в «Детский городок» с садиком, школой, библиотекой и кружками.

«Раздвигается занавес. Мы готовы к тому, что Петрушка потянет детей к себе поближе — к ширме. Самуил Яковлевич — главный «ответственный» за этот момент — чувствует, что минута настала, что вот-вот дети поднимутся и побегут к ширме и этим сорвут ход действия. И тогда он встает и делает, привлекая к себе внимание, озорной жест — дескать, пойдем поближе, но тихо и молча. Петрушка вовлекает ребят в общую игру. Все зрители и актеры сливаются воедино. Хохот стоит могучий, фантазия детей разгорается. Все — всамделишное! Всем понятное!»

Актриса Анна Богданова

«Другая литература»

В 1920-х годах Самуил Маршак с семьей вернулся в Петербург. Вместе с ученым-фольклористом Ольгой Капицей он руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования. Маршак начал писать свои первые поэтические сказки — «Пожар», «Почта», «Сказка о глупом мышонке» — и переводить английский детский фольклор.

Поэт стал фактическим редактором одного из первых советских журналов для детей — «Воробей» (позже он стал называться «Новый Робинзон»). Журнал рассказывал о природе, технических достижениях тех лет и предлагал юным читателям ответы на множество вопросов. В издании выходила постоянная рубрика — «Бродячий фотограф» Бориса Житкова, «Лесная газета» Виталия Бианки, «В Лаборатории «Нового Робинзона» М. Ильина (Ильи Маршака, работавшего под псевдонимом). В одной из первых редакционных статей говорилось: «Волшебной сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь современного ребенка. Ему нужна другая литература — литература реалистическая, литература, черпающая свой источник из жизни, зовущая к жизни». В 30-х годах Самуил Маршак вместе с Максимом Горьким создал первое Издательство детской литературы (Детиздат).

В 1938 году поэт переехал в Москву. В годы Советско-финской и Великой Отечественной войн поэт сотрудничал с газетами: писал эпиграммы и политические памфлеты. За стихотворные подписи к плакатам и карикатурам в 1942 году Самуил Маршак получил первую Сталинскую премию.

В послевоенные годы вышли книги его стихов — «Почта военная», «Быль-небылица», энциклопедия в стихах «От А до Я». В театрах для детей ставили спектакли по произведениям Маршака «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи».

В 1950-х годах Самуил Маршак путешествовал по Англии, он переводил сонеты Уильяма Шекспира, стихи Редьярда Киплинга, Джорджа Байрона, Перси Биши Шелли, произведения Алана Милна и Джанни Родари. За перевод шотландского поэта Роберта Бернса Самуил Маршак получил звание почетного гражданина Шотландии.

В 1963 году вышла последняя книга Самуила Маршака — «Избранная лирика». Писатель умер в Москве в 1964 году. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Самуил Яковлевич Маршак

Фото Все

Видео Все

Самуил Маршак. Гении и злодеи.

Самуил Яковлевич Маршак. Передача «Будильник» с Симоновой, Броневым, Бортниковым (1984)

«Самуил Маршак. Обыкновенный гений»

Самуил Маршак — биография

Самуил Маршак – известный отечественный поэт, переводчик, драматург, сценарист, литературный критик. Автор многочисленных книг для детей. Четыре раза отмечен Сталинской премией, в 1973 году получил еще одну престижную премию – Ленинскую.

Самуил Маршак начал сочинять свои первые стихи задолго до того, как научился писать. Это потом, много лет спустя Корней Чуковский скажет, что Маршак был страстно одержим поэзией, что без нее он не представлял своей жизни. Самуил Маршак посвятил свою жизнь не только написанию поэзии ля взрослых и детей, но и общественной деятельности, результатом которой было создание детского театра, одного из первых в СССР, а также первого печатного детского издательства.

Детство

Родился Самуил Маршак 3 ноября (по новому стилю) 1887 года в воронежской слободе Чижовка. Родители мальчика – Яков Маршак и Евгения Гительсон, были евреями. Отец был родом из Койданова, получил образование инженера-химика, трудился в должности мастера мыловаренного завода, принадлежавшего братьям Михайловым. Мама родом из Витебска, занималась домом и растила детей. У Самуила было три сестры – Лия, Юдифь, Сусанна, и два брата – Илья и Моисей.

Самуил Маршак в детстве

Фамилия «Маршак» принадлежала представителям одного из древнейших родов-исследователей Талмуда. Отец семейства пытался реализовать свои знания и способности, раскрыть свой недюжинный потенциал в химической отрасли, и поэтому часто перевозил жену и детей на новое место жительства. Вначале Маршаки жили в Витебске, потом в Покрове, Бахмуте, и наконец-то, в 1900-м году поселились в Острогожске.

Детям из еврейских семей было трудно попасть на учебу в гимназию, места для них сильно ограничивались. Поэтому, когда вся семья засобиралась в Петербург, где отец нашел себе новую работу, Самуил остался в Острогожске.

Но все каникулы парень старался провести с родными, и приезжал к ним Петербург при первой же возможности. Во время одной из таких поездок Самуил и встретил человека, сыгравшего очень большую роль в его биографии. Его познакомили с известным в те годы критиком и искусствоведом Владимиром Стасовым.

Самуил Маршак в юности

Стоит отметить, что литература вошла в жизнь Маршака с ранних лет. По воспоминаниям самого поэта, свои первые стихотворные формы он создал, когда еще не умел писать, поэтому держал строчки своих произведений в уме. Еще в годы жизни в Острогожске в их доме собирались приятели Самуила, которые и были первыми слушателями его сочинений.

Поэтому, стоит ли удивляться, что Стасов, прочтя стихи, записанные в тетради, сумел оценить его поэтический талант и приложить максимум усилий для того, чтобы Самуил получил место в одной из питерских гимназий.

Маршак немедленно переехал в Петербург, протоптал дорожку в публичную библиотеку, где мог просиживать часами за изучением произведений классиков как российской, так и мировой литератур. Критик культивировал в Маршаке любовь к творчеству, особенно поддерживая его в области развития национальной еврейской культуры.

В 1904-м Стасов представил Самуила Максиму Горькому. Узнав о том, что у парня есть проблемы со здоровьем, пошатнувшемся после переезда в Питер, Горький пригласил его в Ялту, погостить на его собственной даче.

Самуил Маршак в молодости

В Ялте Маршак жил на протяжении двух лет. В 1906-м до него доходят слухи, что против евреев готовится заговор, и он срочно покидает этот красивый южный город и возвращается в Петербург.

Это было не последнее приключение в биографии поэта. В 1911-м Маршак и группа его товарищей предприняли поездку на Ближний Восток, в которой он выполнял обязанности корреспондента. Спустя год поэт отправился в Англию, чтобы стать студентом Лондонского университета.

После возвращения в Россию в 1914 году, Самуил еще несколько раз менял место своего жительства, пока окончательно не поселился в Петрограде в 1922-м.

Творчество

Первый раз произведения поэта увидели свет в 1907-м. Его дебютный сборник получил название «Сиониды», и был полностью посвящен волнующей его национальной теме – евреям. Помимо написания стихов Маршак вплотную занимается переводами. Его первые работы в этом направлении тоже имели непосредственное отношение к еврейской теме – он переводил стихи поэтов-евреев.

Джанни Родари и Самуил Маршак

Свои первые произведения Маршак писал для взрослых читателей. По мнению критиков, лучшим из того, что было создано в те годы, можно назвать сборник стихотворений под названием «Палестина», созданный во время его путешествия на Ближний Восток. В годы обучения в Лондоне, Самуила увлекло народное творчество Шотландии и Британии, он переводил баллады и произведения классиков.

Однако в годы правления большевиков, а потом во времена сталинских репрессий, поэты и писатели периодически ощущали немилость власти, их подвергали репрессиям и гонениям. Маршак придумал, как выйти из положения в этом случае, и начал писать детские стихи.

Самуил питал нежные чувства к подрастающему поколению. В 1920-м он приложил максимум усилий для организации первого детского театра, в репертуаре которого появились постановки на основе его пьес «Теремок» и «Двенадцать месяцев».

Самуил Маршак в творческом процессе

Начиная с 1923-го года, в Петрограде постоянно выходят книги Маршака, и не только его авторства («Вот такой рассеянный», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж»), но и переводы, к примеру, «Дом, который построил Джек».

Когда началась Великая Отечественная война, Маршака не взяли в действующую армию, у него было слишком слабое зрение. Поэт занимается написанием сатирических памфлетов и фельетонов, создает антифашистские плакаты.

За огромный вклад в развитие литературы Самуил Маршак получил четыре Сталинских и одну Ленинскую премии, он удостоился Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Ленина.

В 60-е годы, когда Самуил уже стал именитым писателем, и не боялся никаких репрессий, Маршак выпустил сборник произведений для взрослого читателя под названием «Избранная лирика». В 1960-м Самуил опубликовал свою автобиографию, которую назвал «В начале жизни».

Читать еще:  Когда нибудь я стану лучше стихи

Личная жизнь

Самуил Маршак оказался из той породы мужчин-однолюбов, которые, встретив однажды свою судьбу, остаются верны ей до конца дней. Со своей будущей женой – Софьей Мильвидской молодой человек встретился во время поездки на Ближний Восток. Когда он решил поступать в Лондонский университет, то Софья уехала с ним уже в качестве супруги. Они прожили вместе долгую и счастливую жизнь, Софья стала не только женой поэта, но и его музой.

Самуил Маршак с женой Софьей Мильвидской

Самуил обрел счастье в личной жизни, хотя они с Софьей имели очень разные темпераменты и сложные характеры. Но именно этим супруги отлично дополняли друг друга. Самуил имел вспыльчивый нрав, был импульсивный и взрывной, как и многие творческие люди. Софья, в противовес супругу, была настоящим «технарем», отличалась рассудительностью, взвешенностью и спокойствием.

Нужно отметить, что поэт был крайне рассеянным, и одного из своих самых популярных героев – человека с улицы Бассейной, он писал именно с себя.

Самуил Маршак с семьей

Были в личной жизни Маршака и трагедии, связанные с собственными детьми. В то время, как он веселил советскую детвору, его сердце обливалось кровью при мысли о безвременно умершей дочери Натанаэль, первом ребенке супругов. В 1915-м девочке исполнился год, и она каким-то образом сумела опрокинуть на себя самовар с кипящей водой. Ожоги были настолько масштабными, что спасти малышку не удалось.

В 1917 году супруга родила поэту сына Иммануэля, а в 1925 году их семья стала больше еще на одного человека, сына Якова. Самуил и Софья души не чаяли в своих детях, старались оберегать их от всяческих невзгод. «Сказку о глупом мышонке» Маршак создал в течение одной ночи, чтобы заработать нужную сумму. Иммануэля нужно было лечить в Евпатории, а денег не оказалось.

Самуил Маршак с женой и сыном Эммануэлем

Еще одна трагедия, связанная с детьми, случилась у Маршака. Его младший сын Яков умер в 21 год. Причина смерти – туберкулез. Из наследников поэта в живых остался только Иммануэль, который дожил до преклонного возраста, сделал карьеру физика. Его главное достижение – разработка методики аэрофотосъемки. Параллельно с основной деятельностью, старший сын поэта делал переводы.

Отличительными чертами характера Маршака были отзывчивость и доброта, именно они двигали поэтом, когда он выступал на защиту своих коллег по перу в годы сталинских репрессий. Самуил не боялся обращаться к высоким чинам из НКВД, по мере сил защищал творчество опальных писателей Солженицына и Бродского.

Периодически находились желающие обвинить и самого Маршака. Ему инкриминировали космополитизм, распускали сплетни о том, что в детских стишках поэт зашифровал каббалистические призывы. Для каждого еврея естественно изучать Талмуд, не стал исключением и Самуил Маршак, однако ни в одной из его детских книг нет даже намека на сионистские стихи.

Смерть

К концу жизни Самуил Яковлевич практически ничего не видел. Катаракта привела почти к полной слепоте. Сердце великого литератора остановилось 4 июля 1964 года, он умер в 76 лет. Поэт скончался от острой сердечной недостаточности, именно такую причину официально указали медики.

Памятник Самуилу Маршаку

Прощание с выдающимся поэтом проходило при скоплении тысяч людей, провести его в последний путь пришли родные, друзья и многочисленные поклонники. Местом его упокоения стало Новодевичье кладбище. На могиле Самуила Маршака всегда свежие цветы, их несут благодарные читатели, выросшие на творчестве поэта, подарившего им радость детства.

Произведения

  • Двенадцать месяцев»
  • «Горя бояться — счастья не видать»
  • «Радуга-дуга»
  • «Умные вещи»
  • «Кошкин дом»
  • «Теремок»
  • «Мельник, мальчик и осёл»
  • «Сказка о глупом мышонке»
  • «Сказка про короля и солдата»
  • «Про двух соседей»
  • «Лошади, хомяки и куры»
  • «Сказка об умном мышонке»
  • «Отчего кошку назвали кошкой»
  • «Кольцо Джафара»
  • «Курочка Ряба и десять утят»
  • «Старуха, дверь закрой!»
  • «Пудель»
  • «Багаж»
  • «Хороший день»
  • «Отчего у месяца нет платья»
  • «Где обедал воробей?»
  • «Волга и Вазуза»
  • «Кот-скорняк»
  • «Лунный вечер»
  • «Усатый-полосатый»
  • «Храбрецы»
  • «Угомон»
  • «Разговор»
  • «В гостях у королевы»
  • «Что я видел»
  • «Сказка про козла»
  • «Доктор Фауст»
  • «Кот и лодыри»
  • «Пожар»
  • «Почта»
  • «Война с Днепром»
  • «Мистер Твистер»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Рассказ о неизвестном герое»

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Путь Маршака: история о том, как благодаря поэту появилась современная детская литература

Текст: Ольга Гаврилова

Рассказываем, как Самуил Маршак пришёл в детскую литературу и сделал её самостоятельным явлением.

Самуил Яковлевич Маршак — один из поэтов, которому мы обязаны появлением в СССР (а соответственно и в России) качественной детской литературы. Он стоял у истоков Детского государственного издательства (Детгиза). Именно благодаря Маршаку мы знаем В. Бианки, Л. Пантелеева, Е. Чарушина, Т. Богданович, Д. Хармса и других писателей, без которых не мыслим детство.

В 130-летие со дня рождения Маршака «Летидор» рассказывает, как Маршак пришёл в детскую литературу, почему до него книги для маленьких считались литературой второсортной и как поэту удалось это изменить.

Путь к профессии

Маршак с юношества был вхож в литературные круги Санкт-Петербурга. Ему покровительствовал знаменитый критик Владимир Стасов, который по признанию молодого гимназиста, стал для него «мостом чуть ли не в Пушкинскую эпоху», так как некогда был лично знаком с Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым и другими мастерами слова. В гостях у Стасова Маршак повстречался с Максимом Горьким, который позже пригласил гимназиста пожить в своём доме в Ялте.

Несмотря на то, что Маршак собирался посвятить свою жизнь писательскому труду, он никогда не питал особых чувств к детскому направлению.

Ему нравился русский фольклор, русская и зарубежная классика, которая в то время составляла золотой фонд детской библиотеки, но к современным детским авторам начинающий поэт имел большое предубеждение.

Вот что он пишет в автобиографии: «Преобладали в предреволюционной детской литературе (особенно в журналах) слащавые и беспомощные стишки и сентиментальные повести, героями которых были, по выражению Горького, «отвратительно-прелестные мальчики» и такие же девочки».

Очевидно, что в детскую литературу поэта привело желание искоренить слащавых героев кустарных книг в дешёвых пёстрых обложках, убрать из них описание псевдожизни.

В 1923 году он организовал журнал «Новый Робинзон», с которого началась литература для юного читателя в таком виде, в котором мы знаем её сейчас. Но в 1923 году Маршаку было уже 36 лет, а детьми он стал интересоваться задолго до этого времени и вообще до того, как начал сочинять для них стихи.

Как поэт пришёл в детское направление

Маршак сам не раз отмечал, что всегда считал себя другом детей. После окончания гимназии он «безо всякой практической цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх».

Он проявил большую заботу к детям-беженцам, которых накануне Первой мировой войны свезли из прифронтовых областей в Воронеж, родной город писателя.

Маршак собирал для них обувь, одежду, тёплые одеяла.

При участии поэта в 1920-м году в Краснодаре открылся один из первых серьёзных театров для юного зрителя в России, который со временем превратился в «Детский городок» со своей школой, кружками, столярной и слесарной мастерскими. Маршак писал для театра пьесы и сам считал этот момент поворотным на своём пути к юному читателю.

Обращению к детскому направлению способствовала поездка Маршака в Лондон, где он два года учился на факультете искусств. Он много времени проводил в университетской библиотеке, где сделал первые переводы английского и шотландского фольклора, среди которых были стихи для детей.

Детская литература как самостоятельное и самодостаточное явление

Самуил Маршак был абсолютно уверен, что детская литература в том виде, в котором её знали в дореволюционной России, должна уйти. Впервые во всеуслышание он заявил об этом на Первом всесоюзном съезде писателей в 1934 году в своей речи «О большой литературе для маленьких».

Книги для детей не должны быть хуже «взрослых» произведений, искусство, созданное для детей не должно быть второсортным.

Эта мысль стала одной из главных в литературной, переводческой и критической деятельности поэта. Его выступление на съезде писателей шло вслед за Максимом Горьким. Такая очерёдность была спланирована намеренно, опять же для того, чтобы ещё раз подчеркнуть значимость нескольких идей о направлениях развития Детгиза, которые высказывал автор.

Эти идеи по-настоящему мудрые, и их можно отнести не только к литературе, но и к восприятию взрослыми детей в целом.

Маршак никогда не считал себя педагогом, но речь «О большой литературе для маленьких» свидетельствует о серьёзном и чутком отношении к ребёнку как к самостоятельной личности.

Вот что нужно взять на заметку из речи писателя всем взрослым

1. «Дети живут, а не готовятся жить»

Для ребёнка не сгодятся заграничные повести, перекроенные на русский лад. Он хочет читать и видеть настоящую жизнь. Кому интересно проглатывать истории про псевдогероев, которые невозможно прочувствовать? Идеалистическо-семейные повести, в которых нет конфликтов, сказки, в которых все герои будто под копирку списаны друг с друга, научно-популярные книги, где персонажи только задают вопросы, и не находят ни одного ответа…

Поэт выступал за то, чтобы давать детям правду:

«Я не думаю, что в детских книгах нельзя рассказывать о голоде и страшной голодной смерти».

Задача писателя (читайте «родителя») в том, чтобы выбрать верную и понятную форму для того, чтобы рассказать об этих серьёзных вещах. Но не говорить о них нельзя.

«Эта реальная жизнь, в которой столько еще незнакомых людей и столько трудных, заманчивых дел, всегда привлекала и привлекает подростка, который заранее примеряет на себе судьбы самых разных героев, обязанности и задачи самых различных профессий».

2.«Детей нельзя кормить сухой дидактикой и нравоучительной литературой»

Маршак считал, что «искусство решает в той или мной мере воспитательные задачи, если понимать их не в прикладном, а в самом широком смысле».

Это значит, что мы можем направлять ребёнка в нужное нам русло, но делать это надо аккуратно, создавая для него такие условия, в которых ему будет интересно развиваться в заданном направлении.

3. «К читателю нельзя идти с одними внешними эффектами и выкрутасами, с литературным жеманством или бездушными готовыми схемами»

Как в литературе ребёнок не поверит в реальность происходящего, описанного с помощью бесконечных шаблонов, так и в жизни он заподозрит подвох, если взрослый попытается воспитывать его, используя заготовки.

Потому что в противном случае ребёнок не будет питать к этому человеку доверия.

Или же он постепенно сам научится «заслонять содержание формой».

Вместо заключения
Самуил Маршак уважал детей и восхищался их способностью фантазировать, мечтать. И, конечно, мечтал вместе с ними. Он верил в то, что дети способны понимать гораздо больше, чем думают взрослые, способны переживать гораздо сильнее, чем мы привыкли думать. Он всегда отмечал, что писать книжки для таких читателей — «великая честь для наших литераторов».

Когда маршак пытался писать первые стихи

Национальная детская
библиотека Республики Коми
им. С.Я. Маршака

Наш адрес: г. Сыктывкар, ул. Советская, д.20

  • Электронный каталог
    • Поиск в ЭК
    • Инструкция по поиску в ЭК
  • Читайте с нами! Мечтайте с нами!
    • Видеоканал Маршаковки
    • Маршаковка рекомендует!
    • Лучшие новые книжки!
    • Книжные виртуальные выставки
  • Детям, подросткам
    • Конкурсы
    • Территория безопасности
    • Студии и клубы
  • Взрослым
    • Говорит психолог
    • Родителям и педагогам
    • Семейное чтение
    • Коллегам
    • Календарь знаменательных дат на 2021 год
    • Занятия по компьютерной грамотности
  • Электронная библиотека
    • Наши издания
    • Национальная детская книга в цифровом формате
    • ЛитРес: Библиотека
  • Услуги онлайн
    • Виртуальная справка
    • Виртуальный заказ книг
    • Виртуальное продление книги
    • Электронная доставка документов
    • Гостевая книга

Личный кабинет

  • О библиотеке
    • История
    • Контакты
    • Официальные документы
    • Отделы
    • Как стать читателем
    • Услуги
    • Ресурсы
    • Противодействие коррупции
    • Обращения граждан
    • Независимая оценка качества условий оказания услуг
  • Новости
  • С.Я. Маршак
    • Фильм «Маршак. Вперёд в детство»
    • Биография
    • Творчество
    • Маршак на вырост
    • От семьи Маршака
  • Чужан му (Родная земля)
    • Краеведение онлайн: виртуальная справка
    • «Кывзам мойд» (аудиосказки)
    • «Ас олӧмысь» (Детство писателей)
    • Лауреаты литературных премий и конкурсов в Республике Коми
    • Гижöны челядьлы (Пишут для детей)
    • Лыддьӧй нимкодьпырысь! (Читайте с радостью!)
    • Сëрнитам комиöн (Говорим по-коми)
    • Менам мойд (Моя сказка)
    • Ворсыштам! (Поиграем!)
    • Наши издания: Краеведение (Миян лэдзöмъяс: Ас му туялöм)
    • Города моей республики
  • Коллегам
    • Новости детских библиотек Республики Коми
    • Профессиональные издания
    • Профессиональная пресса
    • Проф.net
    • Библиотечные исследования
    • Библиотеки мира и России сегодня
  • Мир Интернет
    • Безопасный Интернет
    • Родительский контроль
    • Интернет-навигатор
    • ГОСУСЛУГИ
  • Чтение. Творчество. Маршаковка
    • 100-летие Республики Коми
    • Мир Книготории
    • В гостях у Маршаковки
    • Маршаковке – 85!
    • Памяти Великой Победы
    • Музей «Гарри Поттера»
    • Год науки и технологий
Читать еще:  Кто из русских поэтов писал стихи

Кто ты, посетитель нашего сайта?

Биография

Маршак Самуил Яковлевич (1887-1964)

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября (22 октября – по ст. стилю) 1887 года в городе Воронеже. Его отец, Яков Миронович, мастер-химик по профессии, был человеком разносторонних способностей, очень любил литературу и знал несколько иностранных языков. Он сумел привить своим детям с ранних лет стремление к знанию, уважение к человеческому труду, ко всякому мастерству.

Мать поэта, Евгения Борисовна, с детских лет и на всю жизнь была влюблена в литературу, в романы Тургенева, Гончарова, Диккенса, стихи Некрасова.

Эта любовь к чтению от родителей передалась и их детям. Детей в семье было шестеро. Трое из них стали известными писателями, а известность второго сына – Самуила – перешагнула границы страны и прославила его во всём мире.

Брат Маршака Михаил Ильин (Илья Яковлевич Маршак) – автор книг «Солнце на странице», «Сто тысяч почему», «Рассказы о том, что тебя окружает». А его сестра Елена Ильина (Лия Яковлевна Маршак-Прейс) написала удивительную повесть «Четвёртая высота», рассказывающую о жизни и подвиге Гули Королёвой.

Раннее детство и школьные годы Маршака прошли в городке Острогожске под Воронежем, в рабочем поселке около завода. Будущий поэт рано полюбил стихи. В четыре года он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки. А в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, Самуил уже переводил древнеримского поэта Горация.

Когда Маршаку было 15 лет, его судьба неожиданно изменилась. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки Владимира Васильевича Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. Маршак очутился в северной столице, в большом доме, где бывали самые знаменитые в то время художники, музыканты, писатели. Он увидел великолепные петербургские музеи, бывал на выставках, в театрах и концертах, учился в лучшей столичной гимназии. В Петербургской публичной библиотеке, где работал Стасов, юный Маршак проводил целые дни, рассматривая старинные книги и гравюры.

В 1904 году в доме Стасова Маршак познакомился с Максимом Горьким, который отнесся к нему с большим интересом. Узнав, что у молодого человека слабые легкие, Алексей Максимович пригласил его жить к себе на дачу в Ялту. Здесь, в семье Пешковых, Маршак прожил два года. Дружба Маршака с Горьким потом продолжалась всю жизнь, и Алексей Максимович очень много помогал поэту, когда уже взрослым Маршак стал писать для детей и собирать вокруг себя молодых писателей.

Вернувшись из Ялты в Петербург, Маршак начал самостоятельно пробивать себе дорогу в литературу, сотрудничать в разных журналах и альманахах.

Через несколько лет для завершения образования Маршак поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь, он пешком совершил большое путешествие по английской провинции. Живя в Англии, он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов и народные баллады и песни.

Летом 1914 года, незадолго до начала Первой мировой войны, Маршак вернулся в Россию. Во время войны и в годы революции Самуил Яковлевич жил на юге России – в Воронеже и Краснодаре. Здесь тогда было много детей беженцев из тех краев, которые были заняты немцами, много беспризорных детей. Маршак вел большую работу по организации помощи детям. В Краснодаре он организовал целый «Детский городок» – комплекс детских учреждений со школой, детскими садами, библиотекой, кружками художественной самодеятельности и театром для ребят. Вместе с поэтессой Е.И. Васильевой Маршак написал пьесы для детей «Сказка про козла», «Кошкин дом» и другие. С них и началась работа Маршака в детской литературе.

В 1922 году Маршак вернулся в Петроград, здесь он создал свои первые оригинальные сказки в стихах. В 20-е годы вышли его книги: «Детки в клетке», «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Мистер Твистер», «Дом, который построил Джек» и многие другие книги стихов, которые потом стали классикой детского чтения.

Но Самуил Яковлевич не только писал детские книжки. Он был выдающимся редактором, организатором детской литературы. Он объединил вокруг себя таких талантливых детских писателей и поэтов, как Агния Барто, Сергей Михалков, Борис Житков, Аркадий Гайдар, Леонид Пантелеев и многих других и помог создать первое в мире издательство детской книги.

Поэтический дар Маршака разносторонен и разнообразен. В годы Великой Отечественной войны С.Я. Маршак печатал в газетах сатирические эпиграммы, пародии, памфлеты, высмеивавшие и обличавшие врага.

На протяжении всей жизни Маршак очень много переводил. Целые тома в собраниях его сочинений занимают переложения из английских и шотландских поэтов, начиная с полного перевода сонетов Шекспира и кончая образцами детской поэзии. Его переводы, как правило, и сегодня остаются либо непревзойденными, либо одними из лучших.

Итогом большого творческого опыта писателя стал сборник статей «Воспитание словом», вышедший в 1961 году. В том же году вышла его автобиографическая повесть «В начале жизни».

Последняя книга писателя – «Избранная лирика» – вышла в 1963 году. Стихи, вошедшие в эту книгу, создавались на протяжении многих лет.

Маршак умер 4 июля 1964 года в Москве. До последнего дня он работал, в больнице правил корректуры, заботясь о том, чтобы с честью отвечать за каждое своё слово.

Одним из последних стихотворений С.Я. Маршака было это (1963):

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И всё, что мог, постиг,

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг.

Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок, литературных статей. Корней Иванович Чуковский, приветствуя Маршака на одном из юбилеев, сказал, что в его лице приветствует сразу пять Маршаков: детского поэта, драматурга, лирического поэта, переводчика и сатирика. А литературовед С. Сивоконь прибавил к этим пяти ещё пять: прозаик, критик, редактор, педагог, теоретик детской литературы. «Десять Маршаков, – пишет С. Сивоконь, – воплощённых в одном – это не десять голов сказочного змея, спорящих между собой и мешающих ему жить. Нет, это десять сторон многогранной, но удивительно цельной личности, имя которой – Самуил Яковлевич Маршак».

Самуил Маршак и сегодня – один из главных детских писателей в России , именно его стихи для многих детей становятся самыми первыми в жизни. Проходят годы, сменяются эпохи и поколения, но его произведения всегда современны и неизменно пользуются большой популярностью у юных читателей.

В целях популяризации русского языка, литературы и культурного достояния России создан проект «Литературная классика для детей. Маршак».

В рамках проекта создан документально-постановочный фильм «Маршак. Вперёд в детство» (режиссер и автор сценария Варвара Куликова), о ярчайшем явлении отечественной литературы для детей – Самуиле Яковлевиче Маршаке, и возникновении «новой детской литературы», которую писатель создавал вопреки штампам общественного мнения. Фильм снят кинокомпанией «АТК-СТУДИО» в 2020 году.

Проект реализуется Некоммерческим Фондом развития Национального кинематографа «Новый Формат» при поддержке Фонда Президентских грантов.

Биография Маршака: жизнь и творчество писателя

Самуил Маршак с юными читателями: YouTube/Biblioteca Miron Costin

Чем примечательна биография Маршака, кроме того что он создал самые известные и популярные детские стихотворения? Самуил Яковлевич много путешествовал, изучал Талмуд и творчество еврейских писателей. Писал автор и произведения для взрослых.

Самуил Маршак: биография, факты из жизни

Многие знают, что писал Маршак. Фамилия этого автора на слуху у большинства с детских лет благодаря первым иллюстрированным поэтическим сказкам.

Но далеко не всем известна биография Самуила Яковлевича Маршака. Поэтому, прежде чем переходить к описанию творчества, познакомимся с историей его жизни.

Краткая биография Маршака: детские годы

Мальчик, которому дали имя Самуил, появился на свет в 1887 году в семье евреев, которые принадлежали к древнейшему роду исследователей Талмуда:

  • Его папа служил на заводе по производству мыла химиком.
  • Мама была домохозяйкой, воспитывала шестерых детей.

Отец семейства искал пути реализации в профессии, поэтому Маршаки то и дело переезжали: побывали в Витебске, Покрове, Бахмуте, с 1900 года задержались в Острогожске, а немного позже переехали в Петербург.

Самуил Маршак в детстве: YouTube/Biblioteca Miron Costin

Самуил уже в юные годы проявил литературный талант. Однако выходцы из еврейских семей не всегда могли попасть в гимназию. Поэтому, когда родные мальчика уже жили в Петербурге, он задержался в Острогожске.

Самуил навещал родителей на каникулах. Во время одного из таких визитов произошла его судьбоносная встреча с критиком и искусствоведом Владимиром Стасовым.

Маршак: биография начинающего поэта

Так случилось, что Стасову попались на глаза первые произведения мальчика. Он сразу разглядел в нем талант и похлопотал о переводе в одну из гимназий Петербурга:

  • В городе на Неве Самуила больше всего привлекла публичная библиотека, в которой он перечитал всю мировую классику.
  • Стасов прививал ему любовь к искусству, заинтересовал национальным еврейским творчеством.
  • Кроме того, в 1904 году он представил юношу Максиму Горькому.

Когда Горький узнал, что питерский климат отрицательно сказывается на здоровье Маршака, то пригласил его на собственную дачу в Ялту.

Самуил Маршак в юности: YouTube/Biblioteca Miron Costin

Где жил Самуил Маршак в этот период? Практически два десятилетия он вел жизнь кочевника:

  • Два года провел в Ялте.
  • В 1911 году с товарищами отправился путешествовать на Ближний Восток как корреспондент.
  • Через год побывал в Англии, учился в Лондонском университете.
  • На родину вернулся спустя два года, еще несколько раз переезжал из города в город и только с 1922 года обосновался в Петрограде.

Маршак: личная жизнь

С будущей супругой Софьей Михайловной Мильвидской юный писатель познакомился, когда путешествовал по Ближнему Востоку. В Лондон пара ехала уже в статусе супругов. Софья Михайловна как верный друг и муза сопровождала Самуила Яковлевича всю жизнь.

По отзывам современников, муж и жена отличались по темпераменту и характеру, дополняя друг друга:

  • Творческую личность Маршака отличал вспыльчивый нрав, импульсивность.
  • Его супруга была истинным «технарем» по складу ума: она была рассудительна, спокойна.

В браке родилось трое детей:

  • Первой на свет появилась девочка Натанаэль. В возрасте одного года, в 1915 году, она случайно опрокинула на себя самовар с кипятком и скончалась из-за ожогов.
  • Спустя два года родился мальчик, которого назвали Иммануэль. Он стал физиком и переводчиком, разработал метод аэрофотосъемки.
  • Яков появился на свет в 1925 году и прожил 21 год. Его жизнь оборвал туберкулез.

Родители очень дорожили детьми. Так, «Сказку о глупом мышонке» Маршак Самуил Яковлевич создал в течение одной ночи, чтобы заработать деньги на лечение Иммануэля в Евпатории.

Годы жизни Маршака оборвались в 1964 году. В преклонном возрасте поэт стал практически слепым из-за катаракты. Из жизни ушел из-за острой сердечной недостаточности.

Маршак с сыновьями: YouTube/Biblioteca Miron Costin

Самуил Маршак: произведения, творчество

Литература и творчество присутствовали в детстве и юности Маршака. По воспоминаниям самого поэта, он сочинял стихи, когда еще не мог их записать. Острогожская детвора приходила к нему в гости и с удовольствием слушала веселые истории, которые выдумывал смышленый мальчик.

Стоит ли удивляться тому, что критик Стасов, когда прочел стихотворения мальчика, сделал все возможное для раскрытия и развития его таланта. С момента переезда в Петербург и появляется писатель Маршак.

Его произведения впервые опубликовали в 1907 году. Это был сборник «Сиониды» на еврейскую тематику. Наряду с авторским творчеством, писателя увлекли переводы. Работу в этом направлении он начал с творчества еврейских поэтов.

Все произведения этого периода предназначены для взрослых читателей:

  • Один из лучших циклов юного автора — сборник «Палестина», который был создан в путешествиях.
  • Во время учебы в Англии Самуил изучал народное творчество Британии и Шотландии, переводил баллады, произведения классиков.
Читать еще:  Можно ли менять ударение в стихах

Но в большевистской, а затем и в советской сталинской России к творчеству литераторов власти не всегда были лояльны. Каждый из авторов мог попасть в немилость и подвергнуться репрессиям. Поэтому Самуилу Яковлевичу пришлось искать выход — создавать произведения для детей.

Маршака отличала любовь к юному поколению:

  • В Краснодаре в 1920 году он организовал первый детский театр. На сцене ставили спектакли по его пьесам «Двенадцать месяцев», «Теремок».
  • Через три года были опубликованы детские произведения Маршака. Это были собственные сказки Маршака («Кошкин дом», «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке») и переводы («Дом, который построил Джек»).

Отметим, что Самуил Яковлевич был до невозможности рассеян. Бытует мнение, что рассказ о человеке с улицы Бассейной был автобиографическим — так похож на своего героя Маршак. Мультфильмы, снятые по мотивам этих произведений, быстро стали популярными.

В годы войны мобилизация не коснулась Маршака из-за плохого зрения. Он стал автором сатирических фельетонов, создавал антифашистские плакаты.

Известный добротой и отзывчивостью, Маршак во время репрессий, когда писатели подвергались гонениям, старался защитить коллег по перу. Он был очень смел, обращался даже в НКВД, чтобы защитить Бродского и Солженицына.

Не удивительно, что и Самуил Яковлевич был обвинен в космополитизме. Появились слухи о том, что его стихотворения для детей — зашифрованные каббалистические призывы. Как потомственный еврей, писатель занимался изучением Талмуда, писал сионистские стихи, но это никак не отражалось на детских книгах.

В 1960-х, когда репрессии прекратились, был опубликован сборник стихотворений для взрослых «Избранная лирика». В 1960 году вышла автобиография творца под названием «В начале жизни».

Вклад писателя в литературу оценен несколькими Сталинскими и Ленинскими премиями и наградами, в том числе орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Такова биография Маршака — поэта, который подарил миру множество прекрасных строк, добрых и искренних произведений. Самуил Яковлевич сумел реализовать свой талант в весьма непростых условиях, оставил потомкам богатое поэтическое наследие.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Маршак Самуил Яковлевич

Самуил Яковлевич Маршак — русский поэт, переводчик, драматург, организатор детской литературы.

Содержание

  • 1 Маршак / Биография
  • 2 Иллюстрации к произведениям С.Я. Маршака
  • 3 С.Я. Маршак / Избранная библиография
  • 4 Самуил Маршак / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
  • 5 Маршак / Диафильмы
  • 6 Маршак / О жизни и творчестве
  • 7 Маршак / Литературные премии
  • 8 Экранизации по произведениям С.Я. Маршака
  • 9 Памятники, музеи

Маршак / Биография

Самуил Яковлевич Маршак родился в семье химика-технолога, мастера мыловаренного завода Якова Мироновича Маршака и его супруги Евгении Борисовны, урождённой Гительсон. Кроме него, в семье было ещё пять детей — два брата и три сестры. Как отец, так и мать писателя родом из Белоруссии. Маршаки ведут свою родословную от известного раввина XVII века Аарона Шмуэля Кайдановера. Семья часто переезжала, так как отец находил новую службу.

С 1893 по 1900 гг. Маршаки жили в Витебске, Покрове, Бахмуте и, наконец, в Острогожске. Там Самуил Маршак, хотя блестяще сдал вступительные экзамены, не сразу был принят в гимназию, что было связано с существовавшей в России процентной нормой для евреев. Уже в ранние гимназические годы мальчик начал писать стихи.

Через некоторое время отец поэта нашёл службу в Петербурге. Самуилу Маршаку удалось перевестись в столичную гимназию лишь позднее, с помощью критика и искусствоведа В. В. Стасова, взявшего на себя покровительство «вундеркинду». Некоторое время Маршак, у которого открылся туберкулёзный процесс, провёл в Крыму, в семье М. Горького. В 1905 г. он вернулся в Петербург.

Ранние стихи Маршака отмечены влиянием постромантической лирики XIX века, а из современников — прежде всего И. А. Бунина. Важную роль в его творчестве того времени сыграло увлечение сионистскими идеями. Первый сборник «Сиониды» (1907 г.) целиком состоял из стихов на еврейские темы. Первую известность Маршак приобрёл как поэт-юморист (псевдоним — доктор Фрикен, Узллер, М. Кучумов и др.), в стихотворно-фельетонной форме освещавший в 1910–13 гг. столичные политические и литературные новости в газетах «Солнце России», «Всеобщая газета», «Биржевые Ведомости», «Киевские вести» и др.

В 1911–12 гг. Самуил Маршак в качестве корреспондента «Всеобщей газеты» и «Синего журнала» посетил Турцию, Грецию, Сирию и Палестину, где некоторое время жил в еврейской колонии. В ходе этой поездки он познакомился с Софьей Михайловной Мильвидской, на которой вскоре женился. Их семью ждала трагическая судьба: старшая дочь Маршаков, Натанель, погибла в раннем детстве в результате несчастного случая, старший сын Иммануэль тоже тяжело болел в детстве, но вырос и получил мировую известность как физик и первый переводчик романов Дж. Остин, а второй сын Яков умер от туберкулёза совсем молодым, сразу после войны.

В 1912–1914 г. Маршак учился в Великобритании — сперва в политехникуме, затем в Лондонском университете. В этот период он начал переводить английскую поэзию. Знакомство с «Лесной школой» (или «Школой простой жизни») доктора Ойлера повлияло на его отношение к детям. Тогда же в их семье родилась дочь Натанель.

С началом Первой мировой войны Маршак принял решение вернуться в Россию и вступить в армию, но из-за плохого зрения его так и не призвали.

Родители С.Я. Маршака. Яков Миронович и Евгения Борисовна

Самуил Маршак в гимназии

Самуил Маршак с Владимиром Васильевичем Стасовым. Санкт-Петербург, 1904

Самуил Маршак студент лондонского университета, 1912

Жена С.Я. Маршака Софья Мильвидская, 1912 год

Самуил Маршак с женой, дочерью Натанелой и сестрой Лией (слева)

Потом, после нескольких лет жизни в Воронеже, Маршак в 1917 г. приезжает в Петроград, а вскоре (уже после Октябрьского переворота) переезжает в Петрозаводск, откуда затем перебирается на занятую «белыми» территорию юга России. В г. Екатеринодаре он сотрудничал с различными изданиями, и в 1919 году выпустил свою первую книгу «Сатиры и эпиграммы» под псевдонимом Д-р Фрикен.

Позже, когда на Юг потекли «беспризорники», Маршак занялся устройством «Детского городка» со школой, столовой, мастерскими. Вместе с Елизаветой Васильевой (псевдоним Черубина де Габриак) организовал первый в стране Детский театр. В соавторстве Маршака и Васильевой была издана книга пьес «Театр для детей» (1922 г.). Одна из включённых в этот сборник пьес — «Кошкин дом», написанная Маршаком (так же как «Сказка про козла» и «Петрушка»), в переработанном и расширенном виде получила позднее широкую известность.

Этот опыт высоко оценил первый нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский и вызвал Маршака для помощи в организации театра «Юного зрителя» в Петрограде. Там Маршак в 1923–1928 гг. выпускает множество стихотворных детских книг: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Дом, который построил Джек», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Мороженое», «Багаж», «Почта» и др. Эти произведения (кроме первого издания «Деток в клетке») выходили в издательстве «Радуга» с рисунками В. Лебедева, В. Конашевича, С. Чехонина, К. Петрова-Водкина, Б. Кустодиева и других иллюстраторов.

В ходе сотрудничества поэта с художниками сложился совершенно новый тип детской книги, в котором лаконичный, выразительный, полный игры текст и яркая по цветам, динамичная, свободная от лишних деталей графика составляли единое целое. Однако частное издательство «Радуга», созданное Л. М. Клячко, находилось под тяжелейшим цензурным и экономическим давлением государства и, несмотря на огромный успех изданных им книг как у широкого читателя, так и на международных выставках, закрылось в 1930 г. Это заставило Маршака уже в середине 1920-х развивать другие формы организации детской литературы, связанные с государственными издательскими структурами.

Журнал «Воробей» (позднее «Новый Робинзон»), сборники «Советские ребята», легендарные журналы «Чиж» и «Ёж», наконец, детский сектор Госиздата и возникшее в 1933 году на его базе издательство «Детгиз» — во многом его детища. Хотя, будучи беспартийным, Маршак формально не мог возглавлять государственные издательства и редакции журналов, идейное руководство Детским Сектором было в его руках. В огромной мере он способствовал привлечению к детской литературе Д. Хармса, А. Введенского, Б. Житкова, Е. Шварца, В. Бианки, Белых и Пантелеева, и многих других.

По его инициативе в Ленинградском дворце пионеров и школьников был создан Детский Клуб под названием «Дом детской литературы» (ДДЛ). Там с талантливыми юными литераторами занимались поэты, писатели, путешественники, ученые (по выражению Маршака «бывалые люди»).

С.Я. Маршак с художниками Кукрыниксами. Слева направо: П.Н. Крылов, М.В. Куприянов, С.Я. Маршак, Н.А. Соколов. Москва, 1941 год

Художники Кукрыниксы, Сергей Михалков, Самуил Маршак и танкист Г. Филлипов у танка «Беспощадный», прибывшего с фронта на ремонт. 1943 год

С.Я. Маршак с сыном Иммануэлем Маршаком

Маршак с внуком Александром Маршаком

Джанни Родари и Самуил Маршак, 1962 год. Фото из семейного архива Маршаков

Та концепция детской литературы, которую отстаивал Самуил Маршак и которая легла в основу деятельности Детского сектора Госиздата, наталкивалась на сопротивление со стороны как цензоров и пропагандистов, которые требовали от детской литературы обслуживания государственных интересов, так и педагогов. Как писал Маршак А. М. Горькому, «…прежде всего они боятся сказочности и антропоморфизма. По их мнению, фантастика (всякая) внушает детям суеверие. Напрасно в спорах мы указывали, что всякий поэтический образ грешит антропоморфизмом — оживлением, очеловечиванием всего окружающего. Один из педагогов на это ответил мне: если поэтическое сравнение употребляется со словом „как“ („то-то, как то-то“), тогда можно; если же без слова „как“, то сравнение собьёт ребят с толку. Весёлые книжки — особенно те, в которых юмор основан на нелепице, — упрекают в легкомыслии и в том, что они вносят путаницу в детские представления».

Кампанию против Маршака и Чуковского возглавляла в конце 1920-х Н. К. Крупская. О частичной победе Маршака и его концепций свидетельствовал выход сборника статей «Детская литература» (1931 г.) с предисловиями А. М. Горького и А. В. Луначарского. Однако сборник подвергся резкой политической критике; уже в следующем году несколько авторов издательства (в том числе Хармс и Введенский) были арестованы. По-видимому, готовилось дело о вредительстве в детской литературе, главным фигурантом в котором должен был стать Маршак. По каким-то причинам дело до ареста не дошло. Тем не менее, даже в обстановке идеологического давления и травли ему удавалось сохранять ядро Детского Сектора и высокий уровень выпускаемых книг. Лишь террор 1937–38 гг. положил конец работе Маршака в Ленинграде и вынудил его переехать в Москву.

Следуя установкам и велениям эпохи, Маршак, как организатор и издатель, наряду со сказочными и «весёлыми» книгами, уделял время популярным изданиям, разъясняющим «построение» мира и пропагандирующим научные достижения и технический прогресс. Одним из авторов этих книг был брат Маршака Илья Яковлевич, писавший под псевдонимом М. Ильин (1896–1953 гг.). Среди его книг — «Чёрным по белому» (1928 г.), «Сто тысяч почему» (1929 г.), «Рассказы о вещах» (1936 г.), «Как человек стал великаном» (1946 г., совместно с Е. Сегал). Политико-пропагандистский характер носила «Повесть о великом плане» (1930 г.), посвящённая первой пятилетке. Детской писательницей была и сестра С. Я. Маршака — Лия Прейс, писавшая под псевдонимом Елена Ильина (1901–1964 гг.). Среди её многочисленных стихотворных и прозаических произведений наиболее известна повесть «Четвёртая высота» (1946 г.), посвящённая героине Великой Отечественной войны Гуле Королевой.

Лучшие из собственных детских стихов Маршак написал в те же годы. Это книги издательства «Радуга» и вышедший уже в «Детгизе» «Вот какой рассеянный» (1930 г.). Великолепная игра, изящный сюжет (теснее, чем в сказках Чуковского, привязанный к быту), отсутствие излишней дидактики обеспечило долговечность этих стихов. Критика встречала их благожелательнее, чем стихи Чуковского: если последний (с его богатой дореволюционной литературной биографией) рассматривался как поэт «буржуазной детской, а не детского коллектива», то в Маршаке советская критика уже в 1920-е годы склонна была видеть «близкого попутчика». В более поздних произведениях, таких как «Отряд» (1930 г.), «Война с Днепром» (1931 г.), «Мистер Твистер» (1933 г.) поэт поневоле подчиняет свой талант целям политической пропаганды, хотя сохраняет великолепное техническое мастерство. Детские стихи Маршака тесно связаны с его переводами – прежде всего виртуозными переложениями английской народной поэзии.

Театр для детей : Сборник пьес / Елизавета Васильева, Самуил Маршак, 1922

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector