0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда мы говорим фильм о войне стихи о войне сочинение

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Между двумя морями

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 29

Между двумя морями

Повесть о поэте-фронтовике Георгии Суворове

«Узнать — как в душу заглянуть…»

Когда я захотел поближе познакомиться с этим человеком, мы были ровесниками: ему 24, мне 24. Да и судьбы наши были схожи — педагогический институт, учительская работа, служба в армии, военная журналистика, стихи, уже сложившиеся в первую книжку… Его стихи мне нравились, многие помнил наизусть. Но это были строки, которые постигаешь по-настоящему глубоко лишь тогда, когда знаешь их автора, знаешь не только его слово, но и дело, его жизнь.

Я бы хотел просто подойти к этому высокому красивому сибиряку, протянуть руку и попросить почитать стихи, зная, что читает он с удовольствием. Трудно сказать, какое бы стихотворение он выбрал, может быть, вот это:

Туманов голубая робость Над грязью выбитых дорог. Устало ухает автобус Из лога в лог, из лога в лог. Ухабы — глубже. И пропала В ночи дорога. Нет и нет. Пробив густую темень, ало Взметнулись сполохи ракет…

Он читал бы с особым сибирским выговором, будто грызя кедровые орешки, а в его чуть раскосых глазах в самом деле бы вспыхивали те самые ночные ракеты:

Так, отоспавшись за неделю И письма написав домой, С рассветом натянув шинели, Мы движемся к передовой. Чтобы в бою узнать героя, Узнать — как в душу заглянуть, — Какой высокою ценою Он свой оплачивает путь.

Но наша встреча не могла состояться. Давно уже унеслись в вечность воды реки Нарвы, при форсировании которой гвардии лейтенант Георгий Суворов погиб в 1944 году, состарились его ровесники — молоденькие гвардейцы, начинающие поэты фронтовой поры, и я, еще, в сущности, совсем молодой человек, уже стал старше его. У него теперь другие ровесники. И так будет всегда, потому что время подобно медленному урагану, незаметно уносящему людей. Не многие способны выдержать напор этого ветра времени, Суворов выдержал, и именно поэтому я ощущаю его как живого человека, а его стихи, написанные сорок лет назад, читаю, словно боясь смазать еще не просохшие чернила.

О классиках мы знаем все: что они делали или говорили в такой-то день их жизни, кто их натолкнул на тот или иной замысел. Порой даже знаем о них то, чего и они сами не знали. Другое дело, когда путь молодого писателя оборвался в самом начале и все оставшееся от него — тоненькая книжка прекрасных стихов, несколько строк в истории отечественной литературы и горькие слова более счастливых его ровесников о том, что он стал бы замечательным художником, если бы…

Но это «если бы» произошло. И человеческая судьба, которая минуту назад, подобно быстрой реке, летела вперед, подпрыгивая на камешках мелких невзгод и закручиваясь в водовороте народных бед, вдруг словно рассыпалась на тысячи мельчайших осколков: старые фотографии, письма, кем-то запомненные обрывки разговоров, воспоминания… У поэта — стихи, конечно. Из этих осколков, увы, человека уже не сложишь, но его образ сложить можно. Обычно не задумываются, какой смысл заключен в ставших как бы клятвой словах «Никто не забыт, и ничто не забыто». Разве я знаю о каждом из многих миллионов погибших на войне, разве я знаю о каждом подвиге? Есть несколько сотен имен, которые мы помним, и в их лице, если так можно выразиться, отдаем дань памяти всем павшим за Родину. Мы же знаем, что многие солдаты повторили подвиг Александра Матросова. А почему «повторили»? Ведь и до него солдаты Великой Отечественной падали грудью на амбразуры. Многих мы не знаем поименно и называем, склоняя головы перед их бесстрашием, одно имя — Матросов. Но мы можем знать обо всех. И в этом «можем» заключен второй смысл формулы «Никто не забыт, и ничто не забыто».

С каждым годом о павших на фронте знать становится все труднее и труднее: уходят их ровесники, соратники. Но спустимся с общенародного уровня на литературный. Немало «стихотворцев обоймы военной» не вернулось с фронта. У некоторых перед войной вышли первые книги, другие начали печататься в периодике, а третьи при жизни не напечатали ни одного стихотворения. С горькой точностью написал об этом Давид Самойлов:

Они шумели буйным лесом, В них были вера и доверье. А их повыбило железом, И леса нет — одни деревья.

Но если сравнивать поэтов с деревьями, то нужно добавить, что у них как бы общая корневая система, и, для того чтобы в этой корневой системе разобраться, мы должны знать как можно больше о каждом. Знать не по кратенькой биографической справке и нескольким стихотворениям в сотнеименной антологии, а по-настоящему…

И еще об одном я хочу сказать, прежде чем повести рассказ о жизни и поэзии Георгия Суворова. Та «с рассветом вставшая тишина», о которой мечтал и за которую погиб поэт, простирается над нашей Отчизной почти сорок лет. Мы-то помним, какой ценой оплачена тишина, и готовы бороться за нее. Готовы… Готовы ли мы, молодые 80-х, если понадобится, отдать за тишину, как юноши 1941 года, ту единственную жизнь, которая дается, как известно, только один раз? Сможем ли? Повременим с дежурным «да!» и вглядимся в черты поколения, вынесшего войну с фашизмом, сверим свои души с душами героев, вчитаемся в строки поэтов-фронтовиков, отразившие не только их личные судьбы, но и судьбу народа, может быть единственного в мире, для которого слово «победа» и радостное и горькое одновременно.

И последнее. Эта книжка не научная биография, не литературоведческое исследование, хотя творчество Суворова заслуживает и таких работ. Это попытка поэта 80-х рассказать о поэте 40-х. И попытка, нужно сказать, ответственная, потому что о нем писали и размышляли такие мастера советской поэзии, как

Когда мы говорим фильм о войне стихи о войне сочинение

Во имя жизни
Солдаты мы. И это наша слава,

Погибших и вернувшихся назад.

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат.

Николай Старшинов.

Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чем идет речь. Все понимают и так: была гражданская, была финская… и была – ВОЙНА – Великая Отечественная, вошедшая в генетическую память народа, который обрел в огне этого испытания такой нравственный и исторический опыт, что еще не одно поколение людей будет постигать его глубины.

Среди живущих сейчас есть еще участники Великой Отечественной войны. С каждым годом их становится всё меньше, и об этом нужно всегда помнить. В годы военной юности они перенесли великие тяготы: лежали в промерзлых окопах, случалось, по несколько дней не видели горячей пищи, по несколько суток не спали, редкий из них не ранен. Все они были свидетелями трагической гибели своих друзей, которые падали почти на каждом километре фронтовых дорог.

А теперь заговорили старые раны, еле тянет сердце. Но старый солдат не станет жаловаться, не такой он закваски…

Будьте внимательны к ним в поликлиниках, на вокзалах, в трамваях и автобусах, в длинных очередях…

Это очень маленькая плата за то, что они совершили в грозном 1941, трагическом 1942, переломном 1943, решающем 1944 и победном 1945!

После войны уже выросло несколько поколений советских людей. Времена меняются, но память остается. Осталась она у матерей, не дождавшихся своих сыновей с полей сражений. Осталась она у вдов не вернувшихся мужей. Осталась она у невест, так и не успевших обнять своих женихов. Осталась она у всех, кого в той или иной мере коснулась война.

Конечно, память, как категория нравственная, может быть вечной и короткой, доброй и недоброй. В наше смутное время отношение к Великой Отечественной войне и её героям неоднозначно. Кто-то подчеркнуто называет её советско-немецкой, кому-то не нравится её всенародный характер, кого-то не устраивает её победоносный исход.

Да, нельзя не считаться со временем. Оно все-таки важнейший измеритель истории, вносит свои коррективы в оценку исторических событий.

В памятный воскресный день 22 июня 1941 года всколыхнулась вся страна, поднялся весь народ, от мала до велика, Вся страна клялась: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

На защиту родины в едином порыве со всей страной встала многонациональная Хакасия. Уже в первые часы с момента правительственного сообщения о вероломном нападении гитлеровской Германии на Советский Союз военкоматы получили тысячу заявлений патриотов с просьбой добровольцев идти на фронт. Всего за годы войны ряды Вооруженных сил СССР пополнили почти 62 тысячи человек или каждый пятый житель Хакасской автономной области. Среди них было около восьми тысяч хакасов, которые впервые принимали массовое участие в современной войне, свыше полутора тысяч женщин и девушек.

Призывники из Хакасии воевали в частях и соединениях под Смоленском и Москвой, под Ленинградом, в Сталинграде, 309-ой Пирятинской стрелковой дивизии, в составе многих других прославленных частей, соединений Советской Армии и Военно-Морского флота. На всех рубежах наши воины сражались мужественно, проявляя массовый героизм. Их ратный подвиг отмечен десятками тысяч боевых наград.

Среди награжденных 23 Героя Советского Союза, 9 наших земляков смогли стать полными кавалерами Орденов Славы.

Тыл не знал покоя, много забот было у него, и все они ложились на хрупкие плечи женщин, подростков, стариков. Благодаря их усилиям Хакасия за годы войны поставила стране свыше 3 миллионов тонн угля; 1,2 миллиона кубометров леса, много цветных и редких металлов, военного обмундирования и снаряжения, около 7 тысяч лошадей, более 235 тонн зерна, 20 тысяч тонн мяса, около 50 тысяч тонн молока и других продуктов. В фонд обороны поступило 115,5 миллионов рублей.

Ощущая мощную поддержку тыла, защитники Отечества смело шли на врага, дрались с ним не на жизнь, а на смерть. В боях за честь, свободу и независимость Родины отдали свою жизнь более 20 тысяч призывников Хакасии, почти треть ушедших на фронт.

Конечно, это были чувствительные потери. Ведь каждая человеческая жизнь бесценна. Поэтому нельзя не согласиться с теми, кто утверждает, что все потери в Великой Отечественной войны были оправданы. За каждый просчет нашего командования приходилось платить человеческой кровью и жизнью. Война не знает другой цены.

Народ, не уважающий собственных прошлых побед, обречен на будущие поражения. Даже в самые мрачные времена наша Победа в Великой Отечественной войне была свята.

Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника. Человеку, чье Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передается из поколения в поколение, равно же и гордость за одержанную Победу.

Память… Благодаря ей существует прошлое, не обречено на забвение настоящее. Память создает и человека, и историю, т.е. пишет биографию рода человеческого.

Более того, не пропустив эту боль через собственную душу, не осознав высокий и трагический опыт, вынесенный народом из войны, нельзя быть по-настоящему современным человеком.

Таким современным человеком ощущаю и я себя.

Я родился в небольшой деревне Большой Монок Бейского района Республики Хакасия. Судьба моей малой родины — судьба великой России в миниатюре.

Немного истории. Станица Монок возникла в 1760 году. Название Монок (от хакасского «нонып»-черника или в переводе с тюрского «места, богатые смородиной»). К 1842 году деревня уже называется Большой Монок и расстояние от поста Абакан до деревни Большой Монок 20 верст.

22июня 1941г общая беда сплотила жителей деревни Большой Монок. Мужчины ушли на фронт, женщины и подростки приближали победу в тылу.

Вспоминают участники событий.

Байкалова Лидия Васильевна родилась в казачьей семье, отец в 1937 году был репрессирован, четверых детей мать растила одна. День, когда пришла война, помнит ясно.

«Строили школу, и мужчины уехали за лесом в Ахкол (лог). Из колхозной конторы, что напротив их дома, выехал верховой и всем кричал: «Война, война!» Он поехал за мужиками в лог. Около колхозной конторы стояли «Майские ворота» (2 вкопанных столба, на них вешали флажки, посредине звезда, рядом стояла трибуна). Вся деревня собралась к этим воротам, и начался митинг».

Лидия Васильевна осенью пошла в школу и началась военная жизнь. Писали на газетах, на книгах между строк, чернила делали сами, из марганца, один учебник на весь класс. Ученики пилили дрова и топили печи в школе, дома дрова тоже готовили дети, брали сами и шли на остров.

«Мама приходит вечером с работы, а у нас уже сварена картошка, керосинки не было, поэтому сидели на полу у печки. Мама платила налоги, военный, сельскохозяйственный и заем: молоко, яйца, мясо, всего 52кг, мы этого и всего не ели, только молоком воду забеливали, а налог платили, потому что отец был репрессирован, а те, у кого мужья были на фронте, не платили. Летом ученики молотили хлеб, а дома вскапывали огород лопатой, прежде чем посадить картошку, лили в лунку воду (тогда была засуха), все лето приходилось поливать и полоть огород. Когда картошку садили, её не оставалось на еду. Ходили в лог за саранками и жарили их на сковороде, и еще щавель рвали мешками, сушили его, толкли «морковник», «пучки», «заячья капуста» – все шло в ход».

После войны она выучилась на зоотехника и всю свою жизнь проработала в селе. «О военных годах не хочу вспоминать, – говорит она, — никому не желаю их пережить».

Одним из тех, кто вернулся, был Казанцев Михаил Семенович. После окончания речного техникума в городе Красноярске он был призван на действительную службу. Он попал служить на Дальний Восток, в бухту Тетюха. Войну встретил в бухте Советская Гавань, в 262′-ой части береговой охраны командиром радиовзвода.

В 1942 году Михаила Семеновича отправили в город Владивосток учиться на курсы офицеров. В звании младшего лейтенанта Казанцев начал службу в органах контрразведки, где прослужил до конца войны. Всю войну пробыл на Дальнем Востоке, в партию вступил в тяжелом 1942году.

Казанцев М. С. принимал участие в боевых событиях с Японией. Особенно тяжело он вспоминает о смерти своего друга – Николая Селиверстова, старшего лейтенанта. «Это было в сентябре 1945 года под городом Отомари. Николай первым выскочил из десанта на берег и тут же был убит на моих глазах. Николай упал, а я не мог даже подбежать к нему, так как атака уже началась».

После окончания войны Казанцев служил в Корее. В июле 1948 года демобилизовался. Награжден медалью «За боевые заслуги», орденом «Отечественной войны, медалью «За победу над Японией» и др. Всю жизнь прожил в нашем селе.

113 человек (по неполным данным) приняли участие в боях в годы Великой Отечественной войны из деревни Большой Монок.

53 жителя с. Большого Монока (по книгам Памяти) погибли на полях сражений.

В настоящее время в селе Большой Монок проживает только один ветеран Великой Отечественной войны – Чебодаев Николай Антонович.

Родину можно только любить. По-всякому – с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, — но только любить… Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придем – со слезами на глазах, как поется в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уже следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени…

В 1917г выбор дедов поддержан ветеранами Великой Отечественной войны. Нынешнее поколение должно сделать такой выбор, чтобы Россия действительно занимала достойное место в современном цивилизованном мире. Для этого надо ценить наше прошлое, не отмахиваться от настоящего, работать на будущее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Солдаты Победы.- Абакан: ГУП ПП «Хакасия», 2005.
  2. Книга памяти. Республика Хакасия. 1941-1945. т. 1 Абакан, 1995г.
  3. Хакасия в годы Великой Отечественной войны: боевой и трудовой подвиг. Абакан, 1995.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чём идёт речь?

Русский язык | 10 — 11 классы

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чём идёт речь.

Все понимают и так : была гражданская, была финская… и была — ВОЙНА — Великая Отечественная, вошедшая в генетическую память народа, который обрёл в огне этого испытания такой нравственный и исторический опыт, что ещё не одно поколение людей будет постигать его глубины.

Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника.

ЧЕЛОВЕКУ, чьё Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передаётся из поколения в поколение, равно же как и гордость за одержанную Победу.

Читать еще:  Кто что ест стихи для детей

Более того, не пропустив эту боль через собственную душу, не осознав высокий и трагический опыт, вынесенный народом из войны, нельзя быть по — настоящему современным человеком какая проблема и позиция автора ?

Проблма памяти ВОВ

автор пишет о том, что ВОВ — это то, что люди должны помнить.

Народы любой нации.

Но если не пропустить эту боль, которую испытывали бойцы, то не понять ее.

ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (сжать до 110 слов) Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей?

ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (сжать до 110 слов) Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей.

В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом.

Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все : от мала до велика.

Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.

Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное.

К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней.

Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется.

А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство.

О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы.

И тут нет какой — либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней.

Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.

ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей?

ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей.

В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом.

Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все : от мала до велика.

Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.

Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное.

К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней.

Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется.

А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство.

О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы.

И тут нет какой — либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней.

Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.

Помогите с ?

Примером по проблеме бессильности искусства (нельзя передать ту боль на картине , которую человек испытывал во время войны).

Напишите сочинение на тему Вайна — боль и память народа?

Напишите сочинение на тему Вайна — боль и память народа.

Восстанови в текстах пропущенные имена существительные?

Восстанови в текстах пропущенные имена существительные.

Человек отдаёт себя.

. Во имя людей жертвует всем, даже собственной .

И . поднимается весь.

В годы Великой Отечественной .

. . об этом поступке будет жить вечно.

Слова для справок герой, люди, жизнь, память, народ, защита, честь, свобода, война, подвиг.

Сжать текст пожалуйста)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей?

Сжать текст пожалуйста)

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей.

В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — фашизмом?

Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все : от мала до велика.

Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.

Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное : менее значимое и яркое ; а затем — и существенное.

К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней.

Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется.

А этого нельзя допустить!

Тема Великой Отечественной войны напротяжении десятилетий питает литературу и искусство.

О жизни человека на войне снято не мало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы.

И тут нет какой либо преднамеренности — есть боль, непокидающая души народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней.

Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к её участникам.

ПОМОГИТЕ СЖАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ?

ПОМОГИТЕ СЖАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ!

Уходит в прошлое Великая Отечественная война, но память о ней жива.

Невозможно забыть подвиг и принесенные во имя победы жертвы.

Четыре года войны по тяжести пережитого не могут сравниться ни с чем.

Важнейшая черта войны — всенародный характер, когда за общее дело боролись все, отдавали себя без остатка во имя грядущей победы.

Но память человека со временем ослабевает.

К тому же все меньше становится ветеранов.

Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется.

Этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны питает литературу и искусство.

О войне сняты фильмы, созданы произведения литературы.

В этом боль народа, потерявшего за годы войны миллионы человеческих жизней.

Важно в разговоре на эту тему сохранять меру и такт в отношении к правде войны, к ее участникам.

Какие можно привести аргументы к проблеме»влияния войны на человека» позиция автора»невозможно вернуть тех кто погиб на войне»?

Какие можно привести аргументы к проблеме»влияния войны на человека» позиция автора»невозможно вернуть тех кто погиб на войне».

Нужно сжать изложение до 70 — 80 слов?

Нужно сжать изложение до 70 — 80 слов.

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей.

В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом.

Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все : от мала до велика.

Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.

Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное.

К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней.

Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется.

А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство.

О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы.

И тут нет какой — либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней.

Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.

Помогите пожалуйста аргументы на тему » какой опыт даёт человеку война»?

Помогите пожалуйста аргументы на тему » какой опыт даёт человеку война».

Перед вами страница с вопросом ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чём идёт речь?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

Жопа : — () я прост собираю баллы.

Десять плюс шесть будет шестнадцать, девять минус один будет восемь, тридцать восемь плюс сто будет сто тридцать восемь.

Женского рода, третьего склонения, мужского, первого склонения, множественного числа, родительного падежа.

Заболел мой кот Фе[д]от, Выпил чая, съел он мёд. И грустит, и очень ждёт : «Что же [д]октор не идёт? «.

Зелёный з— [з’] — согласный, парный глухой, парныймягкий е— [и] —гласный, безударный л— [л’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парныймягкий ё— [о] —гласный, ударный н— [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парныйтвёрдый ы— [ы] —гласный.

Вертеться как белка в колесе — быть в постоянном движении (Предлог — В) Видно как на ладони — все видно очень ясно (Предлог — НА) Льет как из ведра — проливной дождь (Предлог — ИЗ) Как с гуся вода — ничего не действует на кого — либо (Предлог — С) Ка..

Быть скромным — «тише воды и ниже травы», оставаться безнаказанным — «всё с рук сходит», исчезать бесследно — «как в воду канул», быть похожим — похож, «как две капли воды».

535 — С 536 — А 537 — С 538 — С 539 — В 540 — В 541 — С 543 — В 544 — С.

О праве на боль

О праве на боль

Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чем идет речь. Все понимают и так: была гражданская, была финская… и была — ВОЙНА — Великая Отечественная, вошедшая в генетическую память народа, который обрел в огне этого испытания такой нравственный и исторический опыт, что еще не одно поколение людей будет постигать его глубины.

Вот где, по-моему, следует искать жизненный источник странного, казалось бы, явления — военной лирики невоевавших поколений. Раскройте сборник любого поэта, родившегося в 40-х, 50-х, даже 60-х годах, и вы обязательно найдете стихи о войне. Они могут быть хуже или лучше, но без них лирический мир человека, знающего о фронте только из устных рассказов, книг, кинофильмов, так же неполон, как если бы в нем отсутствовала память о первой любви, о матери, раздумья о смысле жизни.

Поэты и сами пытаются разобраться в этом кровном пристрастии:

В пятидесятых рождены,

Войны не знали мы, и все же

В какой-то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны, —

предлагает свое объяснение Николай Дмитриев. В самом деле, каждый из нас выжил вместе с отцом или дедом, шире — вместе со всем народом. В самом деле, в каких бы мы жили мирах, говоря словами Н. Дмитриева, если бы случилось непоправимое?

Часто приходится слышать или читать в критических рассуждениях, что война для послевоенных поколений поэтов всего лишь память о героическом и горьком прошлом страны, боль искренняя, но не своя, а как бы «заемная». Поэтому не лучше ли молодым писать о своем времени, о своей боли, пусть не такой острой и всеобъемлющей, но пережитой наяву, а уж войну оставить ее участникам и очевидцам.

На первый взгляд все логично, но логика эта формальная, и, поверенная гармонией искусства, она распадается. Именно так, как в стихотворении «Рубеж» Александра Боброва:

А сын в лесу негромко —

Как я отцу — вопросы задает:

— Гнездо, где размещался дзот.

А сын опять упрямо

Все ищет гильзы.

Да, может, это не воронка — яма,

Не бруствер — складка на лице земли.

Но ветер дымом горьким

Встревоженному сердцу говорит:

Склонись в раздумье над любым пригорком,

Не ошибешься — здесь солдат зарыт.

Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника. Человеку, чье Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передается из поколения в поколение, равно как и гордость за одержанную Победу.

Более того, не пропустив эту боль через собственную душу, не осознав высокий и трагический опыт, вынесенный народом из войны, нельзя быть по-настоящему современным человеком. Особенно сегодня, когда земля напоминает «лимонку», готовую взорваться.

Писать о прошлом, думая про будущее, — прием в литературе не новый. Вспомним хотя бы Георгия Суворова и его ровесников, запоем писавших о гражданской войне на рубеже тридцатых — «роковых сороковых годов», если пользоваться выражением Александра Блока из статьи «О назначении поэта», удачно использованным применительно к новому веку в знаменитом стихотворении Давида Самойлова «Сороковые, роковые…». Именно так, с тревогой о завтрашнем дне, пишут поэты послевоенных поколений о том памятном утре, когда «„мессершмиты“ плеснули бензин в синеву». Они хотят, пусть мысленно, поставить себя сегодняшнего в начале того горького победного пути длиной в двадцать миллионов жизней, потому что пока существует угроза войны, двадцать вторым июня может стать любой день в нашем календаре. Не случайно Сергей Мнацаканян завершает свое стихотворение «Памяти 1941 года» строчками:

Раннее утро — и красное солнце,

красное-красное солнце весны,

на остановке — автобус трясется, —

небо аукнется, пульс оборвется —

сколько осталось минут до войны.

…Это, так сказать, жизненная основа рассматриваемого нами поэтического явления, но есть еще основа литературная. Сергей Наровчатов, размышляя именно о стихах Георгия Суворова, высказал мысль, что фронтовое поколение, не выдвинув одного гениального поэта, само, все в совокупности, стало таким гениальным поэтом. И как в русской поэзии невозможно не испытывать влияния Пушкина, так нельзя сегодня писать стихи, не ощущая мощного воздействия поколения поэтов-фронтовиков. Воздействия идейно-тематического, стилевого, но прежде всего нравственного. «А я бы смог, как они?» — этот вопрос явно или подспудно пронизывает каждое стихотворение о войне, написанное сегодня.

Не забывая о России,

Сгорая в танках на снегу,

Стихи из боя выносили,

А я из дома не могу… —

наивно и в то же время очень точно передает свое ощущение ответственности перед «стихотворцами обоймы военной» Александр Швецов и добавляет:

И как же я под небом синим,

Как подвести я их могу!

Но, как правило, эта преемственность поэтических поколений выражена сложнее, диалектичнее, что ли! Часто война как бы пропускается через свой солдатский, хоть и не боевой, опыт. Например, у поэтов, прошедших через армейскую службу, обязательно есть стихи о военных учениях — с «условным противником», с «условно убитыми». Мысль о том, что обстоятельства образа действия «условно», родись он на десятилетие-два раньше, могло и не быть, обжигает поэта, заставляет мучительно думать о том, что случилось бы, если… Именно в таком ключе написано стихотворение Юрия Гречко «Маневры»:

Читать еще:  Как выучить стих майор привёз мальчишку на лафете

— Вы убиты, сержант,

на счастье слепое свое уповал,

когда мы бежали, шалея,

И цепь отпустила меня,

разомкнувшись на мне…

Убитый условно, я падал на полупути.

Трава и деревья

могли сквозь меня прорасти.

распевать надо мною могла,

когда наступает весенняя

Поэт смотрит в прошлое как в зеркало и видит там почти себя. Почти, потому что полному слиянию мешает это зыбкое и так легко отбрасываемое людьми обстоятельство «условно»:

и скажет: «Горчит…»

рассмеется, потом замолчит.

И будет, наверно, лежать

голова к голове

с солдатом без имени,

давшим начало траве.

На стихах Юрия Гречко мне хотелось бы остановиться подробнее, потому что он относится к немногим поэтам, пришедшим в литературу в середине 70-х, для которых военная тема стала одной из главных. Причем он принял в себя не только боль фронтового поколения, но и свойственную фронтовикам гордость за свое ратное дело, высокую воинскую романтику:

Все мерить соленостью пота —

привычка солдат отставных.

Ничто не покажется пресным,

ничто не истлеет, пока

для нас громыхают оркестры

на замерших флангах полка!

Эти строки удивительно созвучны поэзии Георгия Суворова, во многих своих стихах утверждавшего отношение к ратному труду как мерилу важнейших свойств человеческой души. Поэт, задумавшийся о минувшей войне, воспринявший как личную боль фронтового поколения, не может не мыслить о сегодняшнем дне, о его болях и бедах. Иногда мне кажется, что к самой гражданственности и интернационализму, этим неотъемлемым качествам всей русской поэзии, современные молодые поэты приобщаются через военную тему.

И еще одним наблюдением я хочу поделиться. Важным мотивом молодых поэтов 30-х и 40-х годов, писавших о гражданской войне, было чувство зависти к отцам и старшим братьям. Надо ли говорить, что у нынешних молодых, пишущих о войне, этот мотив начисто отсутствует. На фронте порой живые были рады поменяться местами с мертвыми, пользуясь выражением Дмитрия Кедрина. И завидовать тут нечему. Это свойство тесно связано с другим. Готовность к испытаниям, к защите Родины молодые поэты от имени своего поколения не декларируют, эта готовность как бы звучит в самих мужественных интонациях стихов, где есть все — и гордость за военную мощь Родины, и чувство личной причастности к этой мощи, и чувство личной ответственности за такой дорогой и непривычный для нашего народа мир, и чувство страха за человечество, за планету. Именно чувство такого страха рождает в бою отвагу, которая отличала советских воинов. Об этом в стихотворении «Поколение Победы» с пронзительной точностью написал Станислав Золотцев:

Не страх за себя — я плечами ровесников стиснут.

Не холод по коже от близких ракет и торпед:

они для того и встают над водою и виснут,

чтоб кровью и пеплом не застило солнечный свет.

Но трудно поверить — и страшно не верить,

что веха свинца и огня не возникнет у нас на пути.

Мы — первые люди в России двадцатого века,

не знавшие войн — дожившие до тридцати.

На этом было бы можно и закончить наше отступление, если бы не одно «но», которым неожиданно становятся в нашем разговоре такие строки молодого поэта Владимира Урусова:

Катись проторенной дорогой.

Про что угодно воду лей.

Но меру знай — войну не трогай.

Отца родного пожалей.

На первый взгляд можно подумать, что автор в принципе против военной темы в молодой поэзии (помните рассуждения о «заемной боли»!). Но в другом месте Урусов сам признается: «Война меня преследует повсюду…» В чем же дело? А дело в том, что автор имеет в виду тот тип стихотворцев, которые делают из военной темы «паровозы». Есть такой профессионализм, обозначающий дежурные патриотические стихи, тянущие за собой в публикации весь остальной лирический состав. И обычно, показывая стихи товарищу, их авторы с виноватой улыбкой говорят: «Первое можешь не читать. Это паровоз…» Но, честно говоря, я еще не читал ни одной талантливой лирической подборки, втянутой на газетные или журнальные страницы такими «паровозами». Гражданские стихи могут не удаться талантливому поэту, но сознательно идти на подделку художественно одаренный человек, по-моему, просто не может.

В таких стихах нет своей боли, а есть расчет на то, что святость темы возместит отсутствие человеческой подлинности, поэтической новизны. Поэтому всем обращающимся к военной теме надо бы чаще вспоминать суровые строки Николая Майорова:

Не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Читатель может задать вопрос: «Почему я назвал это отступление лирическим, если речь в нем идет совсем не об авторе, а о чужих стихах?» Да, это верно, и тем не менее все, о чем я сказал, вещи глубоко личного свойства, потому что военная тема волнует и меня, потому что немало моих стихотворений посвящено войне, потому что иногда я представляю себе, как принес бы свои стихи о войне Георгию Кузьмичу Суворову. Ему сейчас было бы за шестьдесят. Я пытаюсь вообразить его пожилым, но что-то не получается. Знаете, как в фильмах: бывает, молодого актера неудачно загримируют под старика — немного седины в виски и усы, немного искусственных морщин, а лицо все равно молодое…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Боль Окно, а за окном снег. Дома. Да на столе соль. Капкан. Тупых часов бег. Я жду, пока пройдёт боль. Один. На алтаре пыль. Ну вот, я отыграл роль. Теперь вокруг меня штиль. Я жду, пока пройдёт боль. Сижу – на потолке тень, Лежу – в глазах рябит смоль. Встаю – очередной день. Я

а) Учение о праве, экономике и государстве

а) Учение о праве, экономике и государстве Различные области общественной жизни Гегель рассматривает в качестве проявлений объективного духа. Объективный дух — это некая закономерность, возвышающаяся над жизнью индивидов и проявляющаяся через их различные связи и

БОЛЬ Вопят в молчании глаза, А змей-горыныч сердце гложет, Никто, никто помочь не сможет, Пока не кончится

Боль Вопят в молчании глаза, А Змей Горыныч сердце гложет, Никто, никто помочь не сможет, Пока не кончится

Приложение 6 Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной думе 10 мая 1907 года

Приложение 6 Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной думе 10 мая 1907 года Господа члены Государственной думы! Прислушиваясь к прениям по земельному вопросу и знакомясь с ними из стенографических отчетов, я пришел к

Приложение 15 Речь о праве крестьян выходить из общины, произнесенная в Государственном совете 15 марта 1910 года

Приложение 15 Речь о праве крестьян выходить из общины, произнесенная в Государственном совете 15 марта 1910 года Господа члены Государственного совета!После исчерпывающего доклада М. В. Красовского и после глубоких разъяснений такого высокоуважаемого и авторитетного

О ВСЕОБЩЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

О ВСЕОБЩЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ Я уже говорил о том, что все штаты Союза приняли всеобщее избирательное право. С ним согласилось население, находящееся на различных социальных ступенях У меня была возможность увидеть результаты его действия в самых разных местах, там, где

О праве на боль

О праве на боль (Лирическое отступление)Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чем идет речь. Все понимают и так: была гражданская, была финская… и была — ВОЙНА — Великая Отечественная, вошедшая в генетическую память народа, который обрел в

О крепостном праве

О крепостном праве О крепостном праве люди, не знавшие его, судят совершенно превратно, делая выводы не по совокупности, а из крайних явлений, дошедших до них, и именно оттого дошедших, что они были необыденны. Злоупотребления, тиранства — все это, конечно, было, но совсем

Глава первая О праве наций на самоопределение

Глава первая О праве наций на самоопределение Выдуманный триумвират: Борджио — Де Марчи — Скорцени — Моя юность в Вене — Драма немецкого народа в австрийском государстве — Студенческая пора: дуэли — Бальдур фон Ширах ликвидирует союзы студентов; я объясняю Гитлеру

Спор о крепостном праве

Спор о крепостном праве Так вводил ли Борис Годунов крепостное право или нет? Это излюбленный вопрос историографии, особенно советской. Поискам ответа на него посвящено немало работ историков, сделаны интересные открытия архивных документов. Однако по-прежнему точно не

Раздел XII, где говорится о праве индульта и предлагается справедливый порядок его использования

Раздел XII, где говорится о праве индульта и предлагается справедливый порядок его использования Поскольку право индульта берёт своё начало и силу от буллы Папы Евгения[455][456], которая утрачена[457], то всякий, кто пожелал бы пристально это право изучить, обнаружил бы, что

Глава 48 ДЕКРЕТ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ(1791)

Глава 48 ДЕКРЕТ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ(1791) В тот момент, когда, казалось бы, восторжествовали идеи, рожденные на почве его критики старого режима, Бомарше из разряда бунтарей и революционных писателей перешел в разряд капиталистов, ретроградов и консерваторов, и у него

БОЛЬ Вопят в молчании глаза, А змей-горыныч сердце гложет, Никто, никто помочь не сможет, Пока не кончится

О ПРАВЕ И О СИЛЕ

О ПРАВЕ И О СИЛЕ «Затем, что спор о силе, не о праве Меж мною и Британией идет» (Шиллер. «Мария Стюарт») В декабре 1799 года Шиллер с семьей окончательно переезжает в Веймар: он не мыслит теперь своей жизни вдали от театра.«Пока я занимался философией, я чувствовал здесь себя

Боль Война порой теряется из вида: И генералы — не фронтовики, А все ж у мира, как у инвалида, Болит ладонь потерянной

Интегрированный урок русского языка и литературы (В рамках подготовки к ЕГЭ)

70-летию Победы посвящается

Интегрированный урок русского языка и литературы

(В рамках подготовки к ЕГЭ)

Цель: написать сочинение- рассуждение по тексту Ю. Полякова

Задачи: образовательные: -научить старшеклассников формулировать основную проблему теста и комментировать её, определять позицию автора и отражать её в сочинении, излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов;

развивающие: -развивать у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать публицистический текст ,самостоятельно отбирать материал на определённую тему;

воспитательные: -воспитание патриотизма и гражданственности, уважительного отношения к истории своей страны.

Тип урока — практикум.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, выставка книг, дидактический материал (текст Ю.Полякова, таблица-схема сочинения-рассуждения)

I .Эмоциональный настрой.

Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» в исполнении автора. На экране -кадры военной хроники.

II .Чтение текста Ю. Полякова заранее подготовленным учеником.

(1) Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чём идёт речь. (2)Все понимают и так: была гражданская, была финская. и была — ВОЙНА — Великая Отечественная, вошедшая в генетическую память народа, который обрёл в огне этого испытания такой нравственный и исторический опыт, что ещё не одно поколение людей будет постигать его глубины.

( 3)Вот где, по-моему, следует искать жизненный источник странного, казалось бы, явления — военной лирики невоевавших поколений. (4)Раскройте сборник любого поэта, родившегося в

40-х, 50-х, даже 60-х годах, и вы обязательно найдёте стихи о войне. (5)Они могут быть хуже или лучше, но без них лирический мир человека, знающего о фронте только из устных рассказов, книг, кинофильмов, так же неполон, как если бы в нём отсутствовала память о первой любви, о матери, раздумья о смысле жизни.

( 6)Поэты и сами пытаются разобраться в этом кровном пристрастии:

(7) В пятидесятых рождены,

Войны не знали мы, и всё же

В какой-то мере все мы тоже

Вернувшиеся с той войны,

предлагает своё объяснение Николай Дмитриев. (8)В самом деле, каждый из нас выжил вместе с отцом или дедом, шире — вместе со всем народом.

(9) Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника. (10)Человеку, чьё Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передаётся из поколения в поколение, равно же и гордость за одержанную Победу.

(11) Более того, не пропустив эту боль через собственную душу, не осознав высокий и трагический опыт, вынесенный народом из войны, нельзя быть по-настоящему современным человеком.

III .Тема и задачи урока. Вступительное слово учителя.

-Завершая юбилейный 2010 год, мы посвящаем наш урок 65-летию великой Победы. Сегодня в рамках ЕГЭ мы пишем сочинение-рассуждение по тексту Ю. Полякова. Приглашаю всех к сотрудничеству.

IV .Работа над сочинением-рассуждением.

-Назовите основные требования к работе.

Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, сформулировать позицию автора, выразить свою точку зрения на поставленный вопрос, аргументировать свой ответ, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения.

-С чего начинается работа с текстом?

С формулировки проблемы.

-Какие проблемы волнуют автора текста? Что его тревожит? Какие вопросы, на ваш взгляд, являются наиболее важными?

Слайд № 1 Основные проблемы

Почему военной тематике посвящают свои произведения писатели и поэты, родившиеся после войны?

Проблема генетической памяти. (Почему Великая Отечественная война вошла в генетическую память русского народа?)

Можно ли считать себя современным человеком, не учитывая трагический опыт военных лет?

-Выберите и запишите одну проблему, по которой вы будете строить ваше рассуждение.

Прокомментировать проблему вам помогут рабочие материалы в таблице:

-укажите категорию проблемы, её актуальность, важность, подумайте, что делает её злободневной;

-напишите, традиционна она или нова;

-как автору удалось привлечь ваше внимание к данной проблеме;

-как характеризует автора выбор данной проблемы.

По мере того, как ученики справляются с первым этапом работы, в классе звучат 2-3 отрывка из сочинений.

-Следующий этап работы – выявить авторскую позицию. Как Ю. Поляков сам отвечает на поставленные вопросы?

Слайд № 2 Авторская позиция

Память-это творческий процесс, в результате которого писатель вместе с народом переживает боль войны и гордость за Победу. Благодаря памяти прошлое входит в настоящее и осмысляется им.

Великая Отечественная война вошла в генетическую память русского народа, испытавшего такой нравственный и исторический опыт, глубины которого будет постигать еще не одно поколение людей.

Хранить память, беречь память — наш нравственный долг перед современниками. Память — наше богатство.

-Напишите эту часть сочинения.

Ученики и учитель обмениваются мыслями.

-Память — одно из величайших свойств человеческого бытия. «Генетическая» память – память, заложенная в веках, память, переходящая от одного поколения к следующим.

Слайд № 3 Память — преодоление времени, преодоление смерти. Д. С. Лихачев

— В этом огромная нравственная сила памяти. Принято делить время на настоящее, прошедшее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошлым. Вспомним пушкинские строки:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Земля была б без них мертва.

-Выразите собственное мнение по данному вопросу. Помогут вам в этом цитаты.

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова.

Д. Сантаяна, американский философ.

Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был.

В. Тальников, русский писатель.

Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.

Ф Абрамов, русский писатель

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно – не мертвым!

Это надо – живым!

Звучат отрывки из сочинений.

6 этап. Аргументация собственного мнения.

-Назовите поэтов, чьё детство опалила война. Может, поэтому в их произведениях так часто звучит тема войны?

Слайд № 4 «Детство, опалённое войной»

В. Высоцкий Р. Рождественский Р. Казакова

И.Бродский А. Дементьев

-Какие произведения вы вспоминаете в связи с темой урока? Поделитесь впечатлениями, процитируйте поэтические строчки.

Звучат стихи о войне В. Высоцкого»Братские могилы», «Письмо перед боем», «Сыновья уходят в бой», «Высота», «Звёзды». «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог» , «Он не вернулся из боя»

Р. Рождественского «Баллада о красках», «Давнее»

Р. Казаковой «На фотографии в газете»

А. Вознесенского «Баллада 41-года», «Гойя», «Ров», «Доктор Осень»

Г. Шпаликова «Я жизнью своей рискую…»

А. Розенбаума «Очень личное о войне», «А может, не было войны», «Дорога длиною в жизнь» и др.

-Кто из современных поэтов, родившихся в мирное время и никогда не знавших ужасов войны, обращается к проблеме исторической памяти?

Слайд № 5 «Невоевавшие поэты»

Марк Львовский Анна Леун

Николай Зиновьев Николай Дмитриев

Какие стихи не оставили вас равнодушными? Как их можно использовать в качестве аргументов в сочинении?

Читать еще:  Какие эмоции у вас вызывают стихи о родине

Звучат ответы одиннадцатиклассников.

-Какие ещё аргументы можно привести в качестве доказательств?

-Из жизненного опыта.

-Вспомните страницы классного альбома «Военная и трудовая летопись моей семьи».

Слайд № 6. В памяти навечно (Из сочинений учащихся школы №3 г.Арзамаса)

В нашей стране не найти такой семьи, в которую не вторглась бы Великая Отечественная война. Одним из первых на фронт ушел мой прадедушка Отвесов Борис Павлович. В 1940 году в возрасте 18 лет он вступил в ряды Красной армии и был направлен во Владивосток на курсы японского языка. После чего вступил в состав действующей армии Манчжурии и Кореи военным переводчиком разведотряда, штаба 25-й армии, первого Дальневосточного фронта, под руководством генерала армии Шанина, с которым неоднократно попадал под артиллерийский обстрел в сопках Манчжурии.

Борис Павлович присутствовал на одном из знаменательных событий второй мировой войны — подписании капитуляции Японии, в качестве переводчика генерала Шанина.

За заслуги перед Отечеством мой прадедушка был награжден орденом Великой Отечественной войны второй степени, медалью за победу над Германией, медалью за победу над Японией, медалью 30-летия Советской армии и флота.

Мой прадед Алексеев Алексей Иванович на войну ушел почти в самом ее начале. Его направили на Дальний Восток, так как там ожидалось нападение японцев.

Для того чтобы приостановить японцев, была придумана хитрость. Солдат сажали на поезд и подвозили к станции, на виду у врага они выходили из вагона, маршем уходили за сопки, там они бежали до другой станции, садились на тот же поезд и подъезжали опять на ту же станцию, опять выходили и шли за сопки, и так не раз. Японцы думали, что русским пришло огромное подкрепление, и не торопились наступать.

Всю войну прадед был сержантом и в этом звании закончил ее на Дальнем Востоке. Он был награжден многими медалями и одним орденом, но не любил рассказывать о войне.

Брат моей прабабушки Минич Николай Лаврентьевич после «учебки» в Казани был отправлен на Белорусский фронт. Он тоже был сержантом, но выжить ему не удалось. В похоронке было написано: «. погиб в бою 10 февраля 1944 г. Похоронен в деревне Кисаново Витебской области».

Война оставила отпечаток в жизни каждого из нас. Кому-то она ранила душу, кому-то — сердце.

Когда началась война, моей бабушке Карповой (Петруниной) Анне Ивановне было всего шесть лет. Уже в эти годы она умела делать всё: готовить, стирать, вести домашнее хозяйство. Она не сама этому научилась — жизнь заставила. Её мама Анна Матвеевна трудилась в колхозе, работа в котором была не из лёгких, поэтому все заботы по дому возлагались на плечи шестилетней Анечки.

Мой дед Карпов Александр Иванович в годы войны учился в ремесленном училище, ему было 12 лет. В 13 лет он уже работал на железной дороге в вагонном депо. Все его силы тоже были направлены на помощь фронту и своей семье.

Подвиг русского народа останется в нашей памяти навечно. Из поколения в поколение люди будут рассказывать своим детям, внукам и правнукам о том страшном времени.

-Какой ещё личный опыт бережного отношения к истории своей страны вы можете вспомнить?

-Почётную вахту на Посту № 1 у огня Вечной славы.

Слайд № 7 «Юнармейский отряд школы № 3»

-Итак, выберите из предложенных аргументов самые, на ваш взгляд, убедительные и продолжите работу над сочинением.

Звучат отрывки из работ.

-Осталось написать вступление и заключение. Какие функции они выполняют?

Вступление может

вводить в тему текста

сообщать об основной проблеме

быть основным тезисом, который будет аргументирован

определять круг проблем, затронутых автором

содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором

должно быть логическим завершением рассуждений

может содержать твое решение проблемы, поставленной автором

может дополнять мысль автора

представлять собой развернутую мысль, высказанную во вступлении

может содержать рассуждение о злободневности

-Закончите свою творческую работу.

Итоги урока: ученики читают свои сочинения.

Заключение. Звучит отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» в исполнении ученицы класса.

Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!

Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!

Песню свою
отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,—
помните!

Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли,—
о погибших
помните!

Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните.
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,—
заклинаю,—
помните!

Домашнее задание : отредактировать сочинение.

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Калиновская СОШ» Волкова Юлия Владимировна. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемkalinovo.gvarono.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Учитель русского языка и литературы МБОУ «Калиновская СОШ» Волкова Юлия Владимировна.» — Транскрипт:

1 Учитель русского языка и литературы МБОУ «Калиновская СОШ» Волкова Юлия Владимировна

2 В лингвистике изучаются не только словосочетания и предложения, но и различные объединения законченных предложений в единицы большего объёма. Наиболее крупной из таких единиц является текст. Текст- это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. Основными признаками текста являются: 1).завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в в полном раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста; 2).связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли; во- вторых,в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка; 3).стилевое единство, которое заключается в том. Что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально- деловой, научный, публицистический или художественный стиль; 4).цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве.

3 Текст — интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке ряда наук: лингвистики, психологии, философии, истории, культурологии и др. Изучая текст, вы невольно обогащаете свой культурный багаж, получаете представление о добре и зле, любви и ненависти, войне и мире и других сторонах жизни людей разных эпох. Вы учитесь сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять свои ошибки — становитесь образованными. Наконец, вы овладеваете богатством точной и выразительной устной и письменной речи. Текст — сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Следует отметить, что сам термин «текст» происходит от латинского textus — «связь, соединение». Значит, можно предположить (памятуя об афоризме Козьмы Пруткова «зри в корень»), что главным признаком текста все же является его связность.

4 Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

5 Вставьте пропущенные буквы: К…р…ндаши в п…нале, д…журный по ст…ловой, дн…вник в п…ртфеле, зв…нок на перемену, р…сунки м…лышей, уч…ник у д…ски, расп…сание уроков, сп…ртивный сн…ряд, р…бочая т…традь, т…варищ в к…мнате, оц…нить работу по мат…матике, отв…чать на п…терку.

6 Карандаши в пенале, дежурный по столовой, дневник в портфеле, звонок на перемену, рисунки малышей, ученик у доски, расписание уроков, спортивный снаряд, рабочая тетрадь, товарищ в комнате, оценить работу по математике, отвечать на пятерку.

8 -Определите тип и стиль речи, основную мысль текста. -Какие слова в тексте несут основную смысловую нагрузку? — -Подчеркните грамматические основы в первом и втором предложениях. -Для каких пунктограмм они являются опознавательными признаками. -Определите спряжение глаголов. -Существительные 1 склонения из 1-го абзаца?

9 1). Прошёл тёплый летний дождь. 2). На зелёных листьях деревьев по…вились крупные капли. 3). Но высокая температура на улице совсем (не)снизилась. 4).По- прежнему жарко.5). После дождя на голубом небе появилась яркая радуга с неизменными цветами : красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, ф…олетовым. 6). Асфальтовые дорожки, нагретые солнцем, быстро выс…хли. 7).Но вот на небе снова появилась т…жёлая серая туча. 8). Наверное, будет сильная гроза. 9). Небо потемнело, стало почти чёрным. 10). Засв…ркали яркие молнии, и опять пош…л дождь. 11).На этот раз капли дождя были крупными, редкими и очень холодными.

10 Тип речи? Слова с проверяемыми гласными в корне из 1-10? НЕ с глаголом из 3 слитно или раздельно ? Способ образования слова «неизменными» из 5? Выпишите грамматическую основу из 6. Глаголы переходные в 1-11? ССП? предложения с обобщающим словом при однородных членах?

11 1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды. 2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром. 3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне. 4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.

12 Шоссе. (1)Я ш..л по шоссе, прон…слась машина, а за ней мчался догоняя её сухой берёзовый листик, тёмный, такой заметный на белом.(2) Я соед…нился душой с с этим листиком и подумал о себе, что я то(же) такой, когда мне хорошо пишется: как будто весь мир летит, как эта машина, и я мчусь, как листик, в ею поднятом вихре. Задание. Определить тип и стиль речи. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделать пунктуационный разбор предложений.

13 ( 1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, – первый разряд! – они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака. (4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок — есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)Они презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали. (5)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, осмелился доплыть до Чертова Пальца — мрачной отвесной скалы у самого дальнего входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством. (10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки. (11)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла. (12) Не мог предусмотреть он и ещё одного обстоятельства. (13)С моря шла мертвая зыбь — широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.(15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справиться с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик. (18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котенка. (19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом: (20) — Ребята, а Бычок-то тонет. (21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: «Помогите!» или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.

14 ( 23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала. (24)Мне повезло: на четвертом или пятом заходе я задел мальчишку за руку. (25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришел в себя, хотя долго еще морщился и откашливался. (26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал: (27)- А все-таки я немножко совсем не доплыл. (28)Чуть-чуть. (29)- Чуть-чуть. — вскипев, передразнил я его. (30)- Не утонул ты чуть- чуть, заморыш несчастный! (31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул.(32) А потом спросил вдруг: (33) — А завтра вы здесь будете? (34) — А тебе зачем? — не слишком вежливо буркнул я. (35)- Я опять поплыву! — горячо выпалил мальчишка. (36)- Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего. (40)Вы меня опять спасете. (41)Ладно? (42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьезное очкастое лицо, раздумывая — не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул: (45) — Ладно. приходи, там посмотрим. (46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали: (47)- И чего смотреть? (48)Поплывем вместе — и кранты! (49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. (50)Не завтра, так послезавтра. (По Л.Куклину)

15 а) Чтение исходного текста. б) Беседа о смысле последних фраз текста: «Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра. ». в) Формулирование тезиса: «Сильным человека делают не мускулы,а стремление осуществить свою мечту.» г) Подбор аргументов из текста. д) Формулирование вывода. » Упорство и сила воли помогают человеку достичь желанной цели и вызывают уважение окружающих».

16 Тип речи? Номера предложений с обособленным обстоятельством? Выпишите грамматическую основу из 7. Выпишите частицу из 1-3. Слово с чередующейся гласной из 4-7. Номер СПП с придаточным изъяснительным? Укажите, чем осложнено предложение 9. Выпишите согласование из 2. Слово, в котором 5 морфем, из 9? Способ образования «осыпая» из 4, напишите слово, от которого оно образовано.

17 (1) Когда мы говорим «фильм о войне», «стихи о войне», не нужно объяснять, о чём идёт речь. (2)Все понимают и так: была гражданская, была финская. и была — ВОЙНА — Великая Отечественная, вошед­шая в генетическую память народа, который обрёл в огне этого испытания такой нравственный и исторический опыт, что ещё не одно поколение людей будет постигать его глубины. ( 3)Вот где, по-моему, следует искать жизненный источник странного, казалось бы, явления — военной лирики невоевавших поколений. (4)Раскройте сборник любого поэта, родившегося в 40-х, 50-х, даже 60-х годах, и вы обязательно найдёте стихи о войне. (5)Они могут быть хуже или лучше, но без них лирический мир человека, знающего о фронте только из устных рассказов, книг, кинофильмов, так же неполон, как если бы в нём отсутствовала память о первой любви, о матери, раздумья о смысле жизни. ( 6)Поэты и сами пытаются разобраться в этом кровном пристрастии: (7) В пятидесятых рождены, Войны не знали мы, и всё же В какой-то мере все мы тоже Вернувшиеся с той войны, предлагает своё объяснение Николай Дмитриев. (8)В самом деле, каждый из нас выжил вместе с отцом или дедом, шире — вместе со всем народом. (9) Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника. (10)Человеку, чьё Отечество перенесло то, что выпало на долю нашей страны, нет нужды заимствовать чужую боль, потому что она принадлежит всем и передаётся из поколения в поколение, равно же и гордость за одержанную Победу. (11) Более того, не пропустив эту боль через собственную душу, не осознав высокий и трагический опыт, вынесенный народом из войны, нельзя быть по-настоящему современным человеком. ( По Ю. Полякову)

18 Тип речи? Проблема текста? Местоимения из 2? Союз из 5? Словосочетание(я) с подчинительной связью примыкание из 11? Причастный оборот с определяемым словом из 3-4? Грамматическая основа из 11? Вид придаточного предложения из 1?

19 (1)…(2)Однако начитанность, эрудиция не гарантия успеха, а иногда даже помеха в исследовательской работе.(3)Пётр Леонидович Капица, возглавлявший Институт физических проблем, советовал своим сотрудникам не лазать по библиотечным полкам в поисках путей для решения новых проблем.(4)…надо самому постараться найти верный путь, а потом уж изучать литературу по истории вопроса.(5)Такие наставления редко слышат ученики от своих учителей.(6)Капица слышал их от Резерфорда, когда работал под его руководством в Кембридже, Резерфорд- от Томсона.

20 Какая фраза должна быть первой в этом тексте? 1.Пётр Леонидович Капица, как и его учитель Резерфорд, обладал необузданной энергией и богатым воображением. 2.В книгах часто люди, обладающие здравым смыслом, умеющие рассчитывать, противопоставляются учёным- мечтателям. 3.Бесспорно, учёный должен быть хорошо осведомлён о том, сто сделано в науке, чтобы не «изобретать велосипед». 4.Дух новаторства витал в лабораториях физиков, исследующих атом. 3 Каким словом или словосочетанием может начинаться предложение 4 ? 2 1).И всё-таки 2).Он считал, что 3).Поэтому 4).Существует мнение, что

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector