0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда ты загнан и забит анализ стиха

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Александр Александрович Блок. «Когда ты загнан и забит…»

Александр Александрович Блок

Когда ты загнан и забит
Людьми, заботой иль тоскою;
Когда под гробовой доскою
Все, что тебя пленяло, спит;
Когда по городской пустыне,
Отчаявшийся и больной,
Ты возвращаешься домой,
И тяжелит ресницы иней,-
Тогда — остановись на миг

Послушать тишину ночную:
Постигнешь слухом жизнь иную,
Которой днем ты не постиг;
По-новому окинешь взглядом
Даль снежных улиц, дым костра,
Ночь, тихо ждущую утра
Над белым запушенным садом,
И небо — книгу между книг;
Найдешь в душе опустошенной
Вновь образ матери склоненный,
И в этот несравненный миг —
Узоры на стекле фонарном,
Мороз, оледенивший кровь,
Твоя холодная любовь —
Все вспыхнет в сердце благодарном,
Ты все благословишь тогда,
Поняв, что жизнь — безмерно боле,
Чем quantum satis* Бранда воли,
А мир — прекрасен, как всегда.

* В полную меру (лат.)

Произведение, написанное в начале 1911 г., было включено автором в третью главу незавершенной поэмы «Возмездие». Эпизод, предшествующий отрывку, передает противоречия душевного состояния сына, только что похоронившего отца — нелюбимого, странного, при жизни казавшегося чужим, злым и циничным. Гонимый скорбью, усталостью и холодом, герой бесцельно бродит по заснеженной Варшаве. Он оказывается во власти черной ночи, и «вечный» снег кажется ему саваном, готовым укрыть слабеющее тело. Путаясь, мысли становятся «почти несвязным бредом», в ушах слышится неясный звон. Измученный и потерянный скиталец прислоняется к решетке городского сада.

Зачин стихотворения моделирует ситуацию, аналогичную описанной выше. Жизненный кризис, затянувший лирического адресата, спровоцирован внешними и внутренними причинами: неудачами, нуждой, болезнью, потерей идеалов. Отчаяние и тоска овладевают героем, тихо бредущим домой по враждебной «городской пустыне».

Призыв субъекта речи будто прерывает поток бесконечных жалоб. Он предлагает лирическому «ты» прислушаться к ночной тишине. В ней скрыт тайный потенциал, способный придать сил, возродить упавших духом к новой жизни.

Приоритет музыкального начала в блоковской поэтике обусловливает тот факт, что процесс «перезагрузки» души начинается с акта вслушивания. За ним следуют многочисленные визуальные образы, перечисление которых фиксирует свершившееся преображение городского пейзажа. Вместо картины агрессивной ночной тьмы возникают изображения снежных улиц, устремленных в даль, спящего «запушённого» сада, морозных узоров на стеклах. Отдельное место в визуальном ряду занимает образ матери, существующий как полузабытое сокровенное воспоминание. Оно ассоциируется с любовью — отравленной противоречиями, но искренней.

Особый интерес представляет яркая метафора «книга между книг», имеющая библейские корни. Иносказательная конструкция указывает на незримое присутствие божественного начала в несовершенном земном мире.

Осознание красоты обыденных деталей влияет на внутреннее состояние лирического «ты». В душе, казавшейся опустошенной, вдруг вспыхивают положительные эмоции: благодарность, тихая радость. Примирившийся герой освобождается от заблуждений крайнего максимализма, для выражения которых поэт обращается к образу бескомпромиссного священника, персонажа Генрика Ибсена. Лирический адресат, преодолевший духовный кризис, открыт вечному и прекрасному миру.

«Когда ты загнан и забит…»

«Когда ты загнан и забит…»

Это стихотворение Александра Блока я услышала сегодня утром… И, хотя оно не соответствовало сегодняшнему прекрасному утру — бабье лето начинается, (особенно первые строчки не соответствовали), то как раз последние строчки и сегодняшнее утро находились в полной гармонии…

А, поскольку каждый из нас бывает в состоянии, когда ощущаешь себя и загнанным, и забитым, я решила не откладывать этот стих до лучших (вернее, до худших) времен, а разместить его прямо сейчас… Скоро осень, а потом долгая зима, и сезонные спады и депрессии в наших регионах не редкость… А в этих строчках показана возможность восстановления гармонии в душе — искренне соприкоснись с миром, и тогда ты сможешь стать его частью, и сможешь примириться с ним, и во всей полноте осознать его красоту… Может быть, каким-нибудь ноябрьским или февральским вечером, этот стих всплывет в памяти, и укрепит вас… Пусть этот сегодняшний болезненный укол — описание состояния отчаявшегося человека — будет как прививка от предстоящей долгой зимы и всего трудного, что может быть с ней связано…

Я позволила себе прочитать это стихотворение, но, если вам не хочется слушать его в моем исполнении, ниже находится текст, прочитайте его сами…

Это стихотворение нашло такой сильный отклик во мне, потому что я сама именно так и делаю — просто выхожу ночью побыть несколько минут наедине с небом, темным садом и всем миром…

Читать еще:  Стихи жизнь как танец

Александр Блок

Когда ты загнан и забит
Людьми, заботой иль тоскою;
Когда под гробовой доскою
Все, что тебя пленяло, спит;
Когда по городской пустыне,
Отчаявшийся и больной,
Ты возвращаешься домой,
И тяжелит ресницы иней,-
Тогда — остановись на миг
Послушать тишину ночную:
Постигнешь слухом жизнь иную,
Которой днем ты не постиг;
По-новому окинешь взглядом
Даль снежных улиц, дым костра,
Ночь, тихо ждущую утра
Над белым запушенным садом,
И небо — книгу между книг;
Найдешь в душе опустошенной
Вновь образ матери склоненный,
И в этот несравненный миг —
Узоры на стекле фонарном,
Мороз, оледенивший кровь,
Твоя холодная любовь —
Все вспыхнет в сердце благодарном,
Ты все благословишь тогда,
Поняв, что жизнь — безмерно боле,
Чем quantum satis* Бранда воли,
А мир — прекрасен, как всегда.

— quantum satis (лат.) — «в полную меру», «сколько хочешь», «сколько надо» — такой жизненный принцип был у Бранда, героя драмы Ибсена.

2 комментария в “«Когда ты загнан и забит…»”

Я боюсь вы не поняли насколько все серьезно в тексте что вам так понравился. Причем тут сезонные депрессии? Блок бы от души посмеялся над такой интерпретацией. Начнем с того что это не стих, а отрывок из поэмы «Возмездие». Контекст очень важен, редуцировать не надо. У конкретно этого отрывка есть во первых контекст локальный. Сын похоронил отца, жизнь бессмысленна, наследия от отца (не материального) он не получил, с отцом были сложные отношения. Он мучительно пытается найти что то важное в его и соответственно в своей скучной унылой жизни. Он чувствует как подбирается смерть. Во вторых есть контекст глобальный. Можете прочитать пролог и начало первой главы. Это ситуация, когда русский дух ушел из Романовской империи, великие идеалы прошлого потухли, жизнь простых людей все больше омещанивается, высоких идеалов уже нет, империя идет к гибели и тд. В третьих есть контекст творчества Блока в целом, и времени в котором он жил. Например статья «Безвремение». Какие еще сезонные депресии?! На нашу жизнь, по Блоку, покушаются страшные темные силы, если мы их не остановим, смерть все поглотит. У него все пронизано метафизикой борьбы. А это небо, которое в такой тотально безнадежной ситуации может найти человек в свой опустошенное душе — оно идет из самой глубины сознания из потаенных недр. Взять это и развит удается единицам из людей и при этом они становятся героями, пророками или просто большими Людьми. С депрессиями люди в 99% справляются методом вытеснения. Если человек простой и машинальный ему это удается без особых трудностей и в итоге он становиться гармоничным жизнерадостным мертвецом…

Александр, спасибо!
В ответ на ваш комментарий я хочу сказать следующее: я не литературовед, и не обладаю такими глубокими познаниями в области творчества Блока, теперь я знаю больше, спасибо вам! Я услышала этот отрывок в передаче, и, поскольку он меня сильно впечатлил, тут же нашла его в интернете по первой строчке, там он был представлен, как стихотворение, а не как часть поэмы.
Мне кажется, когда автор пускает в свет свое детище, он знает, что количество интерпретаций будет равно количеству прочитавших… Здорово, что вы защищаете Блока, но не думаю, что я его обидела своим прочтением и пониманием, и не думаю, что он бы смеялся…
Он описывает здесь состояние и эмоции, которые люди испытывают в разных драматических и трагических обстоятельствах, и эта «метафизика борьбы» знакома многим… Поэтому эти строки и находят отклик в душах… Блок чувствовал, что способность соприкасаться с абсолютом через какие-то внутренние дверцы свойственна многим, в том числе внешне простым и даже примитивным людям, и к такому соприкосновению он и призывает в этом отрывке.
Каждый здесь найдет что-то важное для себя…

С вашим представлением о легкости преодоления депрессии, о единичных особенных личностях, которым свойственно истинное понимание этих строчек и обо всех остальных людях, которых вы считаете «гармоничными жизнерадостными мертвецами», я не могу согласиться, но это уже совсем другая история…
А про сезонные депрессии — это профессиональное: «Что ты видала при дворе? — Видала мышку на ковре…»

Когда ты загнан и забит…

Анализ стихотворения Александра Александровича Блока «Когда ты загнан и забит…»

Произведение, написанное в начале 1911 г., было включено автором в третью главу незавершенной поэмы «Возмездие». Эпизод, предшествующий отрывку, передает противоречия душевного состояния сына, только что похоронившего отца — нелюбимого, странного, при жизни казавшегося чужим, злым и циничным. Гонимый скорбью, усталостью и холодом, герой бесцельно бродит по заснеженной Варшаве . Он оказывается во власти черной ночи, и «вечный» снег кажется ему саваном, готовым укрыть слабеющее тело. Путаясь, мысли становятся «почти несвязным бредом», в ушах слышится неясный звон. Измученный и потерянный скиталец прислоняется к решетке городского сада.

Зачин стихотворения моделирует ситуацию, аналогичную описанной выше. Жизненный кризис, затянувший лирического адресата, спровоцирован внешними и внутренними причинами: неудачами, нуждой, болезнью, потерей идеалов. Отчаяние и тоска овладевают героем, тихо бредущим домой по враждебной «городской пустыне».

Призыв субъекта речи будто прерывает поток бесконечных жалоб. Он предлагает лирическому «ты» прислушаться к ночной тишине. В ней скрыт тайный потенциал, способный придать сил, возродить упавших духом к новой жизни.

Приоритет музыкального начала в блоковской поэтике обусловливает тот факт, что процесс «перезагрузки» души начинается с акта вслушивания. За ним следуют многочисленные визуальные образы, перечисление которых фиксирует свершившееся преображение городского пейзажа. Вместо картины агрессивной ночной тьмы возникают изображения снежных улиц, устремленных в даль, спящего «запушённого» сада, морозных узоров на стеклах. Отдельное место в визуальном ряду занимает образ матери, существующий как полузабытое сокровенное воспоминание. Оно ассоциируется с любовью — отравленной противоречиями, но искренней.

Особый интерес представляет яркая метафора «книга между книг», имеющая библейские корни. Иносказательная конструкция указывает на незримое присутствие божественного начала в несовершенном земном мире.

Осознание красоты обыденных деталей влияет на внутреннее состояние лирического «ты». В душе, казавшейся опустошенной, вдруг вспыхивают положительные эмоции: благодарность, тихая радость. Примирившийся герой освобождается от заблуждений крайнего максимализма, для выражения которых поэт обращается к образу бескомпромиссного священника, персонажа Генрика Ибсена . Лирический адресат, преодолевший духовный кризис, открыт вечному и прекрасному миру.

Читать еще:  Стихи про свекровь которая умерла

Мои любимые произведения Блока

Мои любимые произведения Блока.

Блок – один из моих любимых поэтов. Стихи его можно читать и перечитывать бесчисленное количество раз, и снова и снова находить в них что-то новое. Его лирика никого не может оставить равнодушным. Его речь течет медленно, но оставляет в душе неизгладимый след, словно поэт открывает душу каждому своему читателю, бросает ему в лицо свои чувства, отдается на его милость. С течением времени стихи Блока не иссякают, вернее не иссякает тот скрытый философский смысл, пропитывающий строфы будто елей. И он, этот смысл, всегда абсолютен, всегда непреложен. Любовь поэта – чистая и светлая, и всегда чуточку отсраненная, чуточку недостижимая, как будто она принадлежит не земле, а небесам. Тщетно мы стараемся отыскать Прекрасную Даму в череде лиц настоящих и минувших эпох, она — вечная загадка, она — чистый абсолют. Среди стихов Блока мне особенно нравятся такие как: «Плачет ребенок», «По улицам метель метет», «Отдых напрасен, дорога крута», «Сама судьба мне завещала», «Когда ты загнан и забит» и, конечно, многие другие.

Почему именно эти стихи? Мне кажется, что в них наиболее ясна видна душа поэта, то, о чем он думает, на что надеется, о чем в тайне мечтает. Вот, например, стихотворение «Плачет ребенок». Оно насквозь пронизано символизмом, в нем поэт отождествляет своего лирического героя и со страшным горбуном и с невинным ребенком. Мне нравится размышлять над строчками Блока. Читатель никогда не разграничивает понятия лирический герой и сам автор, наверное, это под силу только филологам, рассматривающим структуру стихов. Мне, как простому читателю, видится в строчках сам Блок, слышатся его размышления о своей нелегкой судьбе поэта:

Бледные девушки встали из трав.

Подняли руки к познанью, к молчанью.

Ухом к земле неподвижно припав,

Внемлет горбун ожиданью, дыханью.

У меня всегда возникает вопрос, кому внемлет горбун, что хотел сказать нам автор, воплощая свои мысли в образы. Быть может, бледные девушки – это беззвучно-громогласная толпа, которая тянется к поэту-горбуну, в надежде напитаться знаниями или, наоборот, многозначительным молчанием. И что означает ребенок, который плачет? Думается, что это плачет душа поэта, он, этот горбун, боится, скрывает ребенка от кого-то косматого, который смеется над его горбом, но крик младенца все равно слышен. Так и поэт, он может молчать, но душа его все равно вырвется наружу и заплачет, и закричит, и ее не скроешь:

Под лунным серпом

Тащится по полю путник горбатый.

В роще хохочет над круглым горбом

Кто-то косматый, кривой и рогатый.

И продолжает «тащится» вместе с ребенком всю свою жизнь, и в этом, наверное, счастье. Еще мне нравится ритм стихотворения, перед глазами возникают какие-то средневековые образы, и жутко, и интересно в одно и то же время.

Но вот в стихотворении «Сама судьба мне завещала» нет образов-символов, и в нем нельзя заблудится как в роще. Оно как гимн поэту и поэзии, и в нем Блок кричит всему миру, зачем он рожден на этом свете:

Сама судьба мне завещала

С благоговением святым

Светить в преддверьи

Идеала Туманным факелом моим.

И только вечер — до Благого

Стремлюсь моим земным умом,

И полный страха неземного

Горю Поэзии огнем.

Действительно, эти строчки так не похожи на другие. Блок, в основном, говорит с нами тихим голосом, но здесь он действительно кричит во всю мощь своих голосовых связок, и мне нравится стихотворение потому, что здесь мы видим другого Блока, способного не только рассказывать нам истины, но и отстаивать их, воспламенять души, хоть и «туманным факелом», и вести за собой.

Вообще, как уже говорилось, мне действительно интересно читать стихотворения, посвященные поэту и поэзии, наверное, потому мне также нравится «Когда ты загнан и забит». В нем заключена такая неизбывная истина, которая в тоже время настолько проста и понятна, что каждый может ее познать. Ведь просто родится – это уже счастье, созерцать этот мир, растворятся в нем, любить его. Это как своего рода утешение жаждущему, словно гадать по книге: открыть наугад страницу, предварительно задавшись вопросом, например, буду ли я счастлив, или пройдут ли неудачи стороной, и я был бы безмерно счастлив, если бы открылась страница именно с этим стихотворением. Ведь:

Когда по городской пустыне,

Отчаявшийся и больной,

Ты возвращаешься домой,

И тяжелит ресницы иней,-

Тогда — остановись на миг

Послушать тишину ночную:

Постигнешь слухом жизнь иную,

Которой днем ты не постиг …

Все это так просто, но иногда мы настолько поглощены насущными делами, что забываем и про небо, эту «книгу между книг», и про голос матери, и про ночь, «тихо жаждущую утро». Вообще, созерцательность характерна для Блока, он постигает истину, вглядываясь в очертания предметов, освещаемых «туманным факелом» его вдохновения и спешит передать нам эти картины мира. Когда читаешь его произведения, в сердце поселяется какое-то странное чувство тоски по утраченному, но и такая же странная надежда:

Ты все благословишь тогда,

Поняв, что жизнь — безмерно боле,

Чем quantum satis Бранда воли,

А мир — прекрасен, как всегда.

У Блока очень часто мы встречаем образ метели, это очень символично: метель может быть доброй и злой, нести и жизнь, и смерть, и проклятие, и благословение. Это хорошо видно на примере стихотворения «По улицам метель метет». Здесь метель выступает в роли подстрекателя к смерти, к самоубийству, или, может быть, мы не правильно трактуем символику поэта. В поэме «Двенадцать», например, метель – это символ перемен, принятия Блоком революции. Но «По улицам метель метет» написано раньше в 1907г. Быть может тогда, поэт предчувствовал приход более сильной метели, урагана, в котором затеряются двенадцать матросов в главе с Иисусом Христом, иначе как тогда трактовать следующие его строки:

Бегу. Пусти, проклятый, прочь!

Не мучь ты, не испытывай!

Уйду я в поле, в снег и в ночь,

Забьюсь под куст ракитовый!

Там воля всех вольнее воль

Не приневолит вольного,

И болей всех больнее боль

Вернет с пути окольного!

Блоковское стремление убежать, в ночь, в снег, где-то перекликается с лермонтовскими романтическими поисками идеала, и мне кажется, что духовно эти поэты очень близки друг другу. Лермонтова всюду преследует Демон, а Блока – метель. Она как навязчивый сон, манящий и пугающий одновременно. По ту сторону метели всегда кто-то скрывается, и никогда нельзя угадать кто это: хохочущий горбун или Прекрасная Дама. У Блока мы не найдем мотива дороги, может быть, только конца пути. Он уже пришел, он уже нашел то, что искал, нашел истину и нашел свою Царевну, но вот метель мешает ему понять, действительно ли это то, что он искал…

Читать еще:  Вера полозкова стихи что тебе ещё рассказать

В стихотворении «Отдых напрасен. Дорога крута» мы слышим народные мотивы, и это сближает Блока с романтическими авторами, с их рыцарями, царевнами и несчастной любовью. Но у Блока, конечно, всегда чуть-чуть не так. Его любовь, не бледная и немощная красавица, заточенная в башне замка, а прекрасная царевна, горячая и неистовая, зажигающая терем во славу своего возлюбленного. Но вот вопрос, царевна – это и есть Прекрасная Дама, или опять ее образ ускользнет от нас незамеченным. Нашел ли поэт эту свою даму, и если она – царевна, то да, а если царевна – это лишь замена прекрасному идеалу, то почему так рад герой в конце пути увидеть зарево теремов, отражающееся в прекрасных глазах царевны:

Каждый конек на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе.

Купол стремится в лазурную высь.

Синие окна румянцем зажглись.

Все колокольные звоны гудят.

Залит весной беззакатный наряд.

Ты ли меня на закатах ждала?

Терем зажгла? Ворота отперла?

При чтении произведений Блока возникает больше вопросов, чем ответов, но этим он нам и интересен. Поэзия сама по себе тайна, и если при прочтении не возникло ни одного вопроса, то, наверное, это уже не поэзия. Блоковские стихи очень душевны и сопереживательны, они вовлекают читателя в волнующий мир, населенный невероятными волшебниками, царевнами, горбунами, русалками, Прекрасными дамами. Мы блуждаем в метели и поминутно натыкаемся на них, иногда образы плавно перетекают один в другой, словно во сне, когда сначала был один человек, обернешься, а на его месте совсем другой. Так же и Блок, сначала он один, потом другой, но слава Богу «туманный факел» его еще не погас, еще не прочитана вся его книга, еще не дают покоя загадки, заключенные в панцирь рифм. Пока Блок с нами, у нас есть надежда…

Александр Блок
«Когда ты загнан и забит. »

Когда ты загнан и забит
Людьми, заботой иль тоскою;
Когда под гробовой доскою
Все, что тебя пленяло, спит;
Когда по городской пустыне,
Отчаявшийся и больной,
Ты возвращаешься домой,
И тяжелит ресницы иней,-
Тогда — остановись на миг
Послушать тишину ночную:
Постигнешь слухом жизнь иную,
Которой днем ты не постиг;
По-новому окинешь взглядом
Даль снежных улиц, дым костра,
Ночь, тихо ждущую утра
Над белым запушенным садом,
И небо — книгу между книг;
Найдешь в душе опустошенной
Вновь образ матери склоненный,
И в этот несравненный миг —
Узоры на стекле фонарном,
Мороз, оледенивший кровь,
Твоя холодная любовь —
Все вспыхнет в сердце благодарном,
Ты все благословишь тогда,
Поняв, что жизнь — безмерно боле,
Чем quantum satis* Бранда воли,
А мир — прекрасен, как всегда.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 28 строк (многостишие)
Стихи астрофические (без разделения на строфы).
Размер: четырёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
Рифмы: забит-тоскою-доскою-спит
пустыне-больной-домой-иней
миг-ночную-иную-постиг
взглядом-костра-утра-садом
книг-опустошенной-склоненный-миг
фонарном-кровь-любовь-благодарном
тогда-боле-воли-всегда.
Рифмовка: смешанная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа — это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии — четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа — это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) — самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы — последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа — пеон — четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон — пеон с ударением на первом слоге, второй пеон — с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон — ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер — это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма — это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка — это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector