Когда высоцкий начал писать стихи
Высоцкий
ГЕРОИ НЕ УМИРАЮТ!
Мой мозг до знаний жадный, как паук,
Всё постигал – недвижность и движенье.
Но толку что от знаний и наук,
Когда повсюду им опроверженье.
Владимир Высоцкий
25 января исполнилось 70 лет великому русскому поэту Владимиру Семеновичу Высоцкому.
Эта статья рассчитана на тех любителей поэзии, кто не знал или плохо знал Высоцкого.
Есть люди, которые относят (или относили) Высоцкого к разряду бардов, поставив тем самым своеобразное клеймо. Это происходит или от непонимания сути вопроса, или из ревности.
Объем статьи позволяет произвести лишь ограниченный анализ и побудить ценителей поэзии к изучению наследия великого поэта, актера, исполнителя своих песен, а точнее – стихов под музыку. Кстати, когда Высоцкий записывал свои песни в Париже, композитор Поль Мориа, работающий над аранжировками, назвал Владимира Высоцкого выдающимся композитором.
Лингвисты разделяют поэтическое наследие Высоцкого на две части:
– тексты, сохранившиеся только в авторских рукописях и не исполнявшиеся под гитару (стихи);
– тексты произведений в авторском исполнении – в магнитной записи (песни).
Специалисты считают это разделение чисто условным, мотивируя это тем, что Высоцкий писал стихи, рассчитывая на слушателя, а не на читателя. Мало кто из них объясняет, почему это происходило. Высоцкий сам считал себя, в первую очередь, поэтом. Но его при жизни, к большому сожалению, не печатали, – видимо, была на это установка «сверху»…
Гитара, его необычный – низкий, с хрипотцой, голос, тембр и интонации стали инструментами, которые довели его стихи до слушателя и растопили миллионы сердец. Высоцкий был прекрасным рассказчиком: на своих концертах он всегда комментировал создание той или иной песни, живо, с юмором, отвечал на вопросы многочисленных и влюбленных в него слушателей.
Я уверен, что в истории человечества явлений, подобных Высоцкому, не было. Об этом говорит его яркая и краткая жизнь на Земле, сотканная из необычайной любви к людям, ко всему живому и природе, и жажды к жизни. Потому что он сам был необычайно искренен, чист и честен, как сама природа. Был настоящим мужчиной – отважным и сильным, но, как и все истинные поэты – необычайно ранимым.
День на редкость – тепло и не тает, –
Видно есть у природы ресурс, –
Ну… и, как это часто бывает,
Я ложусь на лирический курс.
Сердце бьётся, как будто мертвецки
Пьян я, будто по горло налит:
Просто выпил я шесть по-турецки
Чёрных кофе, – оно и стучит!
Пить таких не советуют доз, но –
Не советуют даже любить! –
Есть знакомый один – виртуозно
Он докажет, что можно не жить…
Нет, а всё же природа богаче!
День какой! Что – поэзия? – бред!
…Впрочем, я написал-то иначе,
Чем хотел. Что ж, ведь я – не поэт.
Я привел несколько строф из первого стихотворения Высоцкого, написанного им в конце 50-х – начале 60-х прошлого века. Его признание в конце – не лукавство, а – осознание высочайшего звания поэта и требований, предъявляемых к нему. Но его поэтический дебют состоялся: и в его первых песнях, и в этом стихотворении. В его произведениях никогда не было фальши, несмотря на то, что отдельные стихи не были доведены до совершенства. И на это были веские причины.
Высоцкий работал не щадя себя, иногда спал по четыре часа в сутки. Чтобы писать стихи – нужно быть свежим, иметь чистую голову. Когда у него было время, он подолгу сидел за письменным столом, глядя в чистую стену, создавая свои шедевры. Но времени для поэтического творчества не хватало, часто Высоцкий работал по ночам. Одна работа актера в заповедном в то время театре на Таганке чего стоила! Съемки в кино, концерты, друзья, подруги…
О человеке можно судить по его отношению к матери, отцу, женщине, друзьям и к деньгам. По свидетельству родных, друзей и очевидцев, Высоцкий был человеком необычайно добрым, щедрым и нежным, преданным в дружбе и надежным в любви, был заботливым и внимательным сыном и внуком. Он был три раза женат. Его любовью, музой и ангелом-хранителем стала Марина Влади – его третья и последняя жена.
В детстве учитель музыки обнаружил у него абсолютный слух – Володя учился играть на фортепьяно. Он имел феноменальную память: мог запомнить стихотворение, прочитав его один раз, а на заучивание поэмы уходило полчаса – час. Это помогло ему успешно окончить школу (по словам отца, во время учебы в школе, Володя проявил необычайную тягу к чтению: он читал книги по истории, искусству, литературе), а затем и школу-студию МХАТа.
Высоцкий учился всю жизнь, был отличным спортсменом, бесстрашным рыцарем, всегда готовым встать на защиту чести дамы. Однажды в ресторане он так врезал здоровенному мужику, оскорбившему Марину Влади, что тот пролетел через фойе и упал на улице. Среди его друзей можно отметить Всеволода Абдулова – он познакомился с ним в студенческие годы, сдружился, и пронес эту дружбу до конца своих дней, Василия Шукшина, памяти которому он посвятил свои проникновенные строки (привожу их выборочно):
Мы спим, работаем, едим, –
А мир стоит на этих Васях.
Да он в трёх лицах был един –
Раб сам себе, и господин,
И гражданин – в трёх ипостасях!
Ещё – ни холодов, ни льдин,
Земля тепла, красна калина –
А в землю лёг ещё один
На Новодевичьем мужчина.
Должно быть, он примет не знал, –
Народец праздный суесловит, –
Смерть тех из нас всех прежде ловит,
Кто понарошку умирал…
Смерть самых лучших намечает –
И дёргает по одному,
Такой наш брат ушёл во тьму! –
Не поздоровилось ему, –
Не буйствует и не скучает.
А был бы «Разин» в этот год…
Натура где? Онега? Нарочь?
Всё – печки-лавочки, Макарыч, –
Такой твой парень не живёт.
26 января, в программе 1-го канала Российского телевидения, Владимир Познер открывая вечер, посвященный 70-летию Высоцкого, назвал его выдающимся поэтом, философом, поставив в один ряд с Пушкиным. Хочется добавить, что Высоцкий был поэтом-сатириком – не каждому поэту это дано: сатира считаются вершиной поэзии. И здесь Высоцкого можно поставить в один ряд с Себастьяном Брандтом и Эразмом Роттердамским, с Салтыковым-Щедриным и Крыловым. То, что Высоцким были написаны повести, сценарий и «Роман о девочках», подчеркивает его поэтический талант: произведения были написаны необыкновенной поэтической прозой! Вспомним «Повести Белкина» Пушкина и «Героя нашего времени» Лермонтова, где исключение подчеркивает правило: поэты писали своей – особенной и проникновенной прозой.
На вопрос Владимира Познера Алле Демидовой, актрисе театра на Таганке, коллеге Высоцкого по театру: «Что Вы можете сказать о Высоцком людям, которые его не знают?», Алла Демидова ответила: «Он – гений. ».
Николай Николаевич Дроздов, ведущий телепередачи «В мире людей», заканчивая свою программу 26 января, сказал теплые слова о Высоцком, назвав его великим русским поэтом, прочитав строфу из стихотворения Владимира Семеновича «О переселении душ»:
Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком, –
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?!
Мне тоже очень нравится это стихотворение, и особенно строфа предыдущая:
Пускай живёшь ты дворником – родишься вновь прорабом.
А после из прораба до министра дорастёшь.
Но если туп как дерево – родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.
Почитатели Высоцкого жалеют о том, что он рано ушел из нашей жизни в мир иной, и задаются вопросом: мог ли он прожить дольше? Думаю, что мог. У Высоцкого были завистники и недоброжелатели даже среди коллег, которые после его смерти, «задним числом», попытались записаться в его друзья.
Не всем режиссерам нравился этот великий актер. Отдушиной Высоцкого были его авторские концерты. Его песни слушали все: от рабочего и крестьянки – до членов Политбюро ЦК КПСС: они ему петь позволяли, но не давали ходу его поэтическому творчеству. Поэты, знаменитые в то время, из ревности или малодушия не вступались за Высоцкого. Всё это приносило поэту необычайные страдания и боль. Сейчас появилась версия о том, что Высоцкому, один из приближенных к нему людей, доставал наркотики. А врач, делавший ему укол 25 июля, сделал «передоз». Диссиденты не считали его своим – он не был резок по отношению к властям. Конечно, не был резок и зол, и любил власть (хоть и высмеивал), как составную часть своей Родины. В интервью американскому телевидению Высоцкий сказал: «Я не диссидент, я – поэт!». Он мог бы остаться жить за границей, вместе с любимой женой, но его тянуло домой.
Высоцкий пел о том, о чем люди шептались на кухнях, и его сатира и юмор были тем скальпелем, которым он пытался вырезать «опухоли общества». Власти не одобряли песенного творчества Высоцкого, понимая, что издание его стихов может привести к бунту.
Владимира Высоцкого не стало 25 июля 1980 года – он умер рано утром на сцене театра на Таганке в одежде Гамлета – живёт в народе такая версия его смерти. Не буду её опровергать. Все радио и телеканалы Советского Союза молчали о его смерти. Его песни в этот день начало передавать «Радио Варшавы», прерываясь, каждые полчаса, на одну новость: «Умер Владимир Высоцкий!». Несмотря на умолчание властей, Высоцкого проводить в последний путь пришли и приехали со всех концов страны миллионы советских людей; беспорядков не было – люди переживали страшную и невосполнимую для себя утрату.
И снизу лёд и сверху – маюсь между, –
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно – всплыть и не терять надежду,
А там – за дело в ожиданье виз.
Лёд надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека – сорок с лишним, –
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним.
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Этим стихотворением Владимир Высоцкий закончил свою мирскую жизнь, начав отсчет жизни Вечной…
Высоцкий был счастливым человеком: на протяжении всей жизни его окружали красивые девушки. Но не это было главным – он был счастливым мужчиной, отцом двух сыновей – Аркадия и Никиты, которых ему подарила вторая жена – Людмила Абрамова.
Мне, как человеку и как поэту, очень жаль, что МЫ НЕ УБЕРЕГЛИ ЕГО. 26 января этого года, когда шли телепередачи о Высоцком, я пережил то, что пережил 25 июля 1980 года – страшную боль и горечь утраты – как и тогда, в день его кончины, я рыдал, как маленький мальчик.
В.С. Высоцкому
Тебе бы жить во Франции, и даже – в ИзраИле, –
Вот там бы смог отметить ты столетний юбилей.
Тебя б там не порвали, тебя б там не сгноили, –
С Мариной жизнь спокойнее и для души милей.
Писал бы песни, басенки, романы и сценарии,
Твои б стихи печатали, снимали бы в кино.
А жизнь твоя в Московии – подобная аварии, –
Не сел бы на наркотики – добили б, всё равно!
А так, ушёл ты вовремя, не видев срама Родины.
Да, горюшка немерено для любящих тебя!
С тобою столько найдено, с тобою столько пройдено.
Живёшь ты незапятнанный, жизнь яростно любя.
Эта статья и стихи были посвящены 70-летию Владимира Высоцкого, и опубликованы в газете «Панорама Резекне»
Январь 2008 года.
Высоцкий. Глава 17. Самая первая песня
Автор текста: Антон Орехъ: слушать
Москва, школа-студия МХАТ, 1959 год
Долгая дорога начинается с первого шага.
А биография великого исполнителя и поэта – с самого первого произведения. Владимир Высоцкий написал сотни песен, но какая же из них была самой первой?
Сам Высоцкий про свою самую первую песню говорил вполне определенно.
Например, в январе 1967 года он выступал в Ленинграде и со сцены клуба «Восток» рассказывал публике вот такую историю: слушать
Ленинград, ДК пищевиков. 18 января 1967 года. Фото Галины Дроздецкой
Коль скоро это выступление было в начале 1967 года, а песню, по его словам, Владимир Семенович написал за пять лет до того, то получается, что «Татуировку» он сочинил и исполнил в 1961-м или в начале 1962-го?
Ленинград, у Натальи Собираевой, ноябрь 1961 года
Любопытно, что друзья Высоцкого не столько проясняют картину, сколько запутывают ее.
Актер Владимир Акимов прекрасно помнил, что Высоцкий впервые исполнил свою песню на Курском вокзале в вагоне поезда Москва – Одесса. Жена близкого друга Высоцкого Льва Кочаряна уезжала на юг, Володя ее провожал, у него была с собой гитара и он спел для Инны Кочарян песню, которую придумал буквально утром. То есть, получается, что придумал он ее не в Ленинграде, а в Москве? А местом первого исполнения Владимиром Высоцким его самой первой песни нужно считать Курский вокзал?
Ленинград, у Натальи Собираевой, ноябрь 1961 года
Но сама Инна Кочарян вспоминала, что Высоцкий спел ей про «Татуировку» в 1961-м в Севастополе, где снимался в картине «Увольнение на берег».
Фотопроба к фильму «Увольнение на берег», 1960 год
Братья Вильдан уверены, что впервые эта песня была в буквальном смысле записана – на листке бумаге – и спета под аккомпанемент пианино все-таки в Питере, у них дома на 7-ой Красноармейской улице.
Черновой автограф песни «Татуировка»
А знаменитый танцовщик Михаил Барышников и вовсе рассказывал невероятную историю, как Высоцкий разбудил его буквально среди ночи и повез на Черную речку.
Привез и сказал, что вот здесь он и задумал свою самую первую песню.
В.Высоцкий в дни поездки студентов школы-студии МХАТ в Казахстан. Павлодарская область, июнь 1958 года
Впрочем, вполне возможно, что ни одна из версий не противоречит другой.
Ведь известно, что Высоцкий кропотливо работал над каждой из своих песен. Не раз переделывал их и перепевал, кому-то показывал только наброски, а для кого-то исполнял уже готовые варианты.
Владимир Высоцкий, «Татуировка»: слушать
Эта запись из архива Семена Владимировича Высоцкого.
Вот ведь что удивительно! Первая песня – это совсем не тот случай, когда первый блин комом. Это сразу был тот Высоцкий, которого мы знаем, со своей характерной поэтической манерой. Да и манера исполнения узнаваема, несмотря на, скажем так, ранний голос, менее для нас привычный.
Ленинград, у Натальи Собираевой, ноябрь 1961 года
В конце 1978 года, выступая в МГУ в аудитории геологического факультета, Владимир Семенович, вспоминая свои первые песни, говорил о том, что сразу определился с тем, какими они должны быть: слушать
Геологический факультет МГУ, 24 ноября 1978 года. Фото Бориса Киреева
Надо сказать, что исполнял Высоцкий «Татуировку» не так часто, однако она вошла в число прекрасных записей, сделанных дома у Константина Мустафиди в начале 1970-х.
Здесь уже звучит привычный нам голос Владимира Семеновича – или как говорил Окуджава «охрипший его баритон»: слушать
Фотопроба к кинофильму «Карьера Димы Горина», 1960 год
Однако есть ведь и еще одна известная песня, которая тоже претендует на звание самой первой.
Песня, основанная, что называется, на реальных событиях.
В январе 1960 года шторм унес в Тихий океан самоходную баржу, на которой были четверо советских моряков, которым было по 20-21 году.
Младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Анатолий Крючковский, Иван Федотов и Филипп Поплавский. Продуктов и воды у них практически не было. Радиостанция вышла из строя, а баржу носило по океану 49 дней. Моряки пили дождевую воду, варили кожаные ремешки, сапоги, ели мыло. Зиганшин похудел на 30 кило. Все были на грани истощения, но держались, как могли, не теряя человеческого достоинства. Спас моряков американский авианосец, который доставил их в Сан-Франциско, а потом все четверо триумфально вернулись на родину.
Карта дрейфа
Это был действительно геройский, беспримерный дрейф.
Но советская пропаганда так активно воспевала их подвиг, что эффект как всегда получился обратным. Подвиг четверки Зиганшина дал пищу для всяких веселых анекдотов и песен. Самой знаменитой была «Зиганшин-буги»:
Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками,
Чуваки не унывают –
Под гармошку рок лабают!
Зиганшин-рок, Зиганшин-буги
Зиганшин родом из-под Калуги.
Зиганшин-буги, Зиганшин-рок,
Зиганшин съел чужой сапог.
Автор этой знаменитой песни неизвестен.
Впрочем, вариантов текста и исполнения было множество.
Та самая баржа
Тот самый вертолет
Первое фото на борту «Кирсарджа»
В Сан-Франциско
Ну, а Владимир Высоцкий написал свою историю про 49 дней дрейфа советских моряков в Тихом Океане.
Версия тех событий у начинающего исполнителя Высоцкого получилась не менее иронической.
Владимир Высоцкий, «49 дней»: слушать
Кстати, мелодия этой песни принадлежит не самому Высоцкому.
Он просто положил текст на мотив известной песни «Я был батальонный разведчик…». А вот когда конкретно это произошло, толком не понятно до сих пор.
Существуют всего три доступных нам фонограммы исполнения песни про «49 дней».
Самая ранняя запись – та, которую вы слышали. Это 1964 год, запись сделана у Валерия Синельщикова. А последняя из известных пленок относится к 1967 году. Даже самые дотошные исследователи творчества Владимира Семеновича расходятся в оценках.
С Игорем Кохановским. Январь 1956 года
Например, друг Высоцкого поэт Игорь Кохановский вспоминал, что Володя сочинил песню про «суровый климат охотский» буквально сразу же по горячим следам этой истории, причем подыгрывал себе не на гитаре, а отбивал ритм ладонью по столу.
А первая жена Высоцкого Иза Жукова вспоминала, как он пел эту песню еще на капустнике в Школе-студии МХАТ.
Владимир Высоцкий и Изольда Жукова. ВДНХ, 1959 год
И если они ничего за давностью лет не путают, то получается, что песню про «49 дней» Владимир Высоцкий написал и исполнял еще в 1960 году, и по хронологии именно она должна считаться его самым первым песенным произведением.
Другое дело, что, судя по всему, сам Высоцкий к этой песне всерьез не относился.
До сих пор известно только одно публичное воспоминание Владимира Семеновича об этом опыте. На концерте в 1972 году он рассказывал слушателям, что поставил себе задачу написать песни о каждом из 49 видов спорта. Как раз столько было клеточек в главной советской лотерее «Спортлото». И Высоцкий вспомнил, что когда-то была у него песня про каждый из 49 дней дрейфа баржи в Тихом Океане. И всё.
Герои Тихого океана, встреча в Москве, март 1960 года. Слева направо: Иван Федотов, Асхат Зизаншин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский. В центре — начальник ГлавПУРа генерал армии Ф.И.Голиков. Фото Евгения Петракова
И напоследок – еще одна любопытная деталь.
Существует так называемый беловой автограф песни «Суров же ты, климат охотский». И там не только полный текст, ни разу целиком никогда не исполнявшийся.
Владимир Высоцкий и Лев Прыгунов в фильме «Увольнение на берег». Фрагмент съемок, 1961 год
Там есть важное примечание автора. Высоцкий назвал эту песню «Пособием для начинающих халтурщиков». И рецепт, как нужно писать такие песни:
Черновой автограф песни «49 дней»
Все отступления в прозе можно рифмовать по принципам:
океан – Асхан – Иван; картошку – гармошку – крошку – ножку;
1) чаще употреблять фамилии героев;
2) герои должны петь и помнить о доме;
3) Зиганшин – старший, его употреблять чаще.
Таким же образом могут быть написаны поэмы о покорителях Арктики, об экспедиции в Антарктиде, о жилищном строительстве и о борьбе против колониализма. Надо только знать фамилии и иногда читать газеты.
«49 дней». Автор клипа — Александр Петраков
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова, Валерия Басина и Александра Ковановского.
А Высоцкий не зря ни разу после 1967 года больше не исполнял песню про «49 дней».
Он не то чтобы вычеркнул ее из своего творчества, но всерьез к ней, видимо, не относился. Так что по всему выходит, что сам Владимир Семенович считал своей первой настоящей песней именно «Татуировку», и мы не будем с ним спорить.
Москва, школа-студия МХАТ, 1959 год
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Натальи и Михаила Кане, Александра Петракова, Александра Тюрина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
— рукописи из архива Сергея Жильцова.
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.
Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.
Биография Владимира Высоцкого
ТАСС-ДОСЬЕ. 25 января 2018 года исполняется 80 лет со дня рождения певца, поэта и актера Владимира Высоцкого.
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье Семена Владимировича Высоцкого (1915-1997) и Нины Максимовны Серегиной (1912-2003). Отец – военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, полковник. Мать – переводчица с немецкого языка.
В 1941-1943 годах Владимир Высоцкий вместе с матерью находился в эвакуации в Чкаловской (ныне – Оренбургской) области. В 1943 году они вернулись в Москву. Через несколько лет родители Высоцкого развелись.
В 1947-1949 годах вместе с отцом и его второй женой Евгенией Лихалатовой (1918-1988) Высоцкий проживал в городе Эберсвальде (ГДР). В 1949 году все вместе вернулись в Москву, проживали в доме в Большом Каретном переулке.
С 1953 году Высоцкий посещал драматический кружок в Доме учителя под руководством Владимира Богомолова.
В 1955 году поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева (ныне – Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет), однако отчислился по собственному желанию, до сдачи экзаменов.
В 1960 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Павла Массальского).
Театр
В 1959 году дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле “Преступление и наказание” в роли Порфирия Петровича. После окончания Школы-студии МХАТ был принят в труппу Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, где работал с перерывами до 1964 года. Был занят в основном в эпизодических ролях. В 1962 году несколько месяцев играл в Московском театре миниатюр (ныне – “Театр Эрмитаж”).
В 1964-1980 годах – актер Московского театра драмы и комедии на Таганке (ныне – Московский театр на Таганке). Был задействован в постановках художественного руководителя театра Юрия Любимова: “Герой нашего времени” по роману Михаила Лермонтова, “Антимиры” и “Берегите ваши лица” по произведениям Андрея Вознесенского, “Десять дней, которые потрясли мир” по произведению Джона Рида, “Павшие и живые” на стихи поэтов военного и послевоенного поколений, “Добрый человек из Сезуана” и “Жизнь Галилея” по пьесам Бертольта Брехта, “Послушайте!” по произведениям Владимира Маяковского, “Пугачев” по драматической поэме Сергея Есенина, “Преступление и наказание” по роману Федора Достоевского.
Наиболее известная роль – Гамлет в одноименном спектакле Любимова по трагедии Уильяма Шекспира. Песни Высоцкого звучали в десяти постановках Театра на Таганке.
Наряду с этим Высоцкий был автором ряда песен, исполнявшихся другими артистами в спектаклях Театра сатиры, “Современника”, Московского драматического театра им. М. Н. Ермоловой и др.
Высоцкий участвовал в записи 11 радиоспектаклей. В их числе: “Альта – пароль срочного вызова” по пьесе Сергея Демкина и Тома Фетисова “Красная капелла” (1970), “За Быстрянским лесом” по роману Василия Шукшина “Любавины” (1971), “Мартин Иден” по роману Джека Лондона (1976), “Алиса в Стране чудес” по сказке Льюиса Кэрролла (1976), “Каменный гость” по пьесе Александра Пушкина (1978) и др.
Кинематограф
Высоцкий дебютировал в кино в эпизодической роли студента Пети в мелодраме Василия Ордынского “Сверстницы” (1959).
Всесоюзную известность Высоцкому принесла роль радиста Володи в драме Станислава Говорухина и Бориса Дурова “Вертикаль” (1966), в которой прозвучали пять его авторских песен, в том числе “Песня о друге” и “Вершина”.
- ВЦИОМ: главными кумирами XX века для россиян остаются Гагарин, Высоцкий и Жуков
- Спектаклю в честь 80-летия Высоцкого в Кремле гарантирован аншлаг
- Путин посетил Музей Высоцкого на Таганке накануне юбилея поэта
Среди других киноработ: геолог Максим в мелодраме “Короткие встречи” (1967, режиссер Кира Муратова), Бродский (Воронов) в экранизации пьесы Льва Славина “Интервенция” (1968, Геннадий Полока; выход на экраны – 1987), поручик Александр Брусенцов в военной драме “Служили два товарища” (1968, Евгений Карелов), Николай фон Корен в драме “Плохой хороший человек” по повести Антона Чехова “Дуэль” (1973, Иосиф Хейфиц), Ибрагим Ганнибал в фильме “Сказ про то, как царь Петр арапа женил” по мотивам исторического романа Александра Пушкина “Арап Петра Великого” (1976, Александр Митта).
Особую популярность Высоцкий завоевал, сыграв капитана милиции Глеба Жеглова в телесериале “Место встречи изменить нельзя” по роману Аркадия и Георгия Вайнеров “Эра милосердия” (1979, Станислав Говорухин).
В общей сложности Высоцкий снялся в тридцати фильмах. Им было написано около 130 песен для кинолент, хотя многие из них в картины не вошли.
Последней актерской работой стала роль Дон Гуана в телефильме “Маленькие трагедии” по произведениям Александра Пушкина (1979, Михаил Швейцер).
Музыкальное и литературное творчество
Высоцкий был широко известен в качестве исполнителя собственных сочинений под русскую семиструнную гитару. Обладал уникальным тембром голоса.
В 1961 году написал первую песню – “Татуировка”.
В 1963 году начал записывать музыку в студии. С середины 1960-х вел концертную деятельность – сначала в составе группы артистов Театра на Таганке, затем – сольно. Первое публичное выступление состоялось 18 января 1967 года в ленинградском клубе самодеятельной песни “Восток”.
Творчество Высоцкого отличалось разнообразием песенной тематики. Для раннего периода была свойственна опора на традиции городского романса. Высоцкий писал вариации на “дворовые”, “блатные” темы (“Я в деле, и со мною нож. “, “Тот, кто раньше с нею был”, “За меня невеста отрыдает честно”, “Ребята, напишите мне письмо” и др.).
Затем в его репертуар вошли военные (“Штрафные батальоны”, “Песня о звездах”, “Все ушли на фронт”, “Братские могилы”, “Он не вернулся из боя”, “Письмо” и др.), лирические (“Дом хрустальный”, “Белый вальс”, “Мне каждый вечер зажигают свечи…”, “Здесь лапы у елей дрожат на весу…”, “Баллада о Любви” и др.) и философские композиции (“Кони привередливые”, “Баллада о Времени”, “О фатальных датах и цифрах”, “Бег иноходца”, “Две судьбы”, “Притча о Правде и Лжи” и др.).
Он также исполнял песни про спорт (“Профессионалы”, “Песня о сентиментальном боксере”, “Марафон”, “Вратарь” и др.), шуточные и сатирические (“Песенка о слухах”, “Жертва телевидения”, “Про Джеймса Бонда, агента 007”, “Бал-маскарад”, “Инструкция перед поездкой за рубеж, или полчаса в месткоме” и др.). В ряде песен были использованы сказочные мотивы: “Про дикого вепря”, “Песня-сказка о нечисти”, “Песня-сказка про джинна”, “В далеком созвездии Тау Кита” и др.
В общей сложности Высоцкий написал более 600 песен. При его жизни было выпущено всего семь миньонов (небольших грампластинок) с различными записями, а также экспортная пластинка “Владимир Высоцкий поет свои песни” (1978). Высоцкий проводил концерты во многих городах Советского Союза, в 1970-х состоялись несколько зарубежных выступлений. По оценкам исследователей, в общей сложности он дал около 1 тыс. 500 концертов.
Также он был автором свыше 200 стихотворений. Среди наиболее известных – “Мой Гамлет” (1972), “Мой черный человек в костюме сером…” (1979) и др.
Высоцкий написал несколько прозаических произведений. В их числе: повесть “Дельфины и психи” (1968, первая публикация в СССР – 1989), “Роман о девочках” (1977, первая публикация в СССР – 1988), киносценарий “Венские каникулы” (1979, совместно с Эдуардом Володарским) и др. Во второй половине 1970-х в соавторстве с Леонидом Мончинским работал над романом “Черная свеча” (первая публикация в РФ – 1992).
В 1975 году в литературно-художественном альманахе “День поэзии” было размещено стихотворение Высоцкого “Ожидание длилось, а проводы были недолги”, ставшее его единственной прижизненной поэтической публикацией.
В 1979 году Высоцкий стал одним из авторов самиздатовского альманаха “Метрополь”, в котором были напечатаны тексты 18 его песен.
22 января 1980 года прошла его единственная прижизненная съемка на Центральном телевидении Гостелерадио СССР – для передачи “Кинопанорама”. Однако запись была показана в эфире под названием “Владимир Высоцкий. Монолог” лишь в 1987 году.
Первый сборник поэтических произведений Высоцкого – “Нерв” – вышел в московском издательстве “Современник” в 1981 году уже после смерти автора.
Высоцкий являлся одним из наиболее известных исполнителей Советского Союза. Его творчество получило всенародное признание.
Смерть, похороны
Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980 года в Москве в возрасте 42 лет. По настоянию родственников вскрытие тела не проводилось. Вследствие этого существуют разные версии причины его смерти. Называются, в частности, сердечная недостаточность и асфиксия из-за приема большой дозы седативных препаратов.
Высоцкий умер во время проведения в Москве XX летних Олимпийских игр (19 июля – 3 августа), из-за этого информация о его кончине почти отсутствовала в печати (были опубликованы два сообщения в “Вечерней Москве” и некролог в “Советской культуре”). Однако вскоре эта новость распространилась в столице и других городах.
28 июля 1980 года в Театре на Таганке прошли гражданская панихида и прощание с Высоцким. В тот же день он был похоронен на Ваганьковском кладбище. В последний путь артиста провожали 40 тыс. человек. Очередь за траурной процессией от Театра на Таганке до кладбища растянулась на 10 км.
Семья
Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая супруга – народная артистка РФ Изольда Жукова (род. 1937), вторая – актриса Людмила Абрамова (род. 1939), третья – французская актриса русского происхождения Марина Влади (род. 1938). От второго брака имел сыновей Аркадия (род. 1962; сценарист) и Никиту (род. 1964; актер и режиссер, директор Государственного культурного центра-музея В. С. Высоцкого “Дом Высоцкого на Таганке”).
Признание, память
Заслуженный артист РСФСР (1986; посмертно). Был отмечен Государственной премией СССР (1987, посмертно; “за создание образа капитана Глеба Георгиевича Жеглова в телесериале “Место встречи изменить нельзя” производства Одесской киностудии и исполнение авторских песен”).
В 1974 году на Фестивале наций в Таормине (Италия) Высоцкому был присужден приз “Харибда” за лучшее исполнение мужской роли (Николай фон Корен в фильме “Плохой хороший человек”).
В 1981 году за роль Глеба Жеглова Высоцкий был посмертно отмечен призом жюри XIV Всесоюзного кинофестиваля (Вильнюс, Литовская ССР, ныне – Литва), в 1998 году – премией Министерства внутренних дел РФ.
С 1996 года действует благотворительный Фонд Владимира Высоцкого. В 1997 году данная организация совместно с Министерством культуры и комитетом по культуре Москвы учредила премию “Своя колея” имени Владимира Высоцкого. Ее вручают “людям, которые не изменяют своим убеждениям, кому сегодня, возможно, захотел бы посвятить песню Владимир Высоцкий; людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии”.
В Москве работает Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого “Дом Высоцкого на Таганке”. В Екатеринбурге расположен музей Высоцкого, в Норильске – культурно-досуговый центр имени Высоцкого.
Имя Высоцкого носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Красноярске и др. российских городах, а также в Одессе (Украина), Самарканде (Узбекистан), Астане (Казахстан) и Софии (Болгария). В его честь назван бульвар в Киеве (Украина).
Стихи и голос. Заметки о Высоцком
Шестидесятые — семидесятые сегодня представляются эпохой звука. Все самое главное, запретное и живое в стране не показывалось, а звучало. Вражеские голоса в приглушенном приемнике на кухне, «Битлз» на затертых пленках бобин, Окуджава, Галич. Высоцкий, до выхода «Вертикали» мало кому знакомый в лицо.
От него, жившего в те времена в каждой квартире на правах незримого домочадца, до нас дошло тричетыре часа теле и кинохроники да около пятидесяти минут нарезки из таганских спектаклей. Даже знаменитый «Гамлет» никем не запечатлен на видео целиком. Зато доступен и переиздан в виде звуковой дорожки, как и километры (гигабайты) песенных аудиозаписей.
«Ну, я лирических песен не пою», — обаятельным баритоном предупреждает магнитофон, и смех пробегает по залу, как ветерок по спелым колосьям.
А потом начинается история «певца у микрофона» из одноименной песни:
Уверен, если гдето я совру —
Он ложь мою безжалостно усилит.
Любая лишняя строфа, сырая и слабая строчка, элементарная оговорка — все тиражируется и разлетается в бессчетных копиях по многомиллионному Союзу. Черновик конкурирует с окончательным вариантом на равных, а автор на концертах цитирует Пушкина: «От плохих стихов не отказываюсь — надеюсь на добрую славу своего имени, а от хороших, признаться, и сил нет отказаться».
Из песни «О поэтах и кликушах», о Христе:
. Но гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
И гвозди в лоб, чтоб ни о чем не думал.
Обычная советская религиозная невежественность, свойственная не только Высоцкому, но и подавляющей массе его современников.
В какойто момент автору попеняли на неточность — и он выправляет вторую строку. Правда, не в ту сторону:
. Чтоб не писал и чтобы меньше думал.
Христос не был писателем, да и руки с думанием связаны всетаки опосредованно.
Дьякам, которые в церкви курят ладан, из «Вариаций на цыганские темы» повезло еще меньше: они так и остались не выправлены.
Путь Владимира Высоцкого с пленки на бумагу тернист при его жизни и не пройден до сих пор. Высоцкий напечатан, но частью русской поэзии не стал. В восьмидесятых, при всем обилии публикаций, любое его стихотворение на бумаге воспринималось как песенный текст. Выпускали в советское время такие сборники для застолий — небольшого формата, в мягкой обложке — тексты песен без нот: «Клен ты мой опавший», «Подмосковные вечера». Имеющий слух да исполнит, надев очки и отодвинув в сторону рюмку.
Со временем стихотворный каркас песен Высоцкого понемногу начал выступать наружу, как белый скелет морского животного во время отлива. Но зоолог пока в пути.
Есть основания определять Высоцкого по песенному ведомству: стихи, не подпираемые хриплым баритоном и богатой актерской интонацией, зачастую распадаются на атомы при попадании на бумагу. Им написана масса песен для фильмов и спектаклей, и многие из них именно в этом качестве превосходны. Вот только сам автор настаивал на статусе своих текстов как фактов поэзии, без скидок на их «прикладную» песенную функцию. Он знал себе цену (насколько точно — другой вопрос). Лишнее подтверждение тому — написанный вослед классикам собственный «Памятник», одно из наименее удачных стихотворений Высоцкого. Он бросал вызов профессионалам, пытаясь переиграть их на собственной их территории. А те не спешили этот вызов принять. В лучшем случае хвалили за рифмы (как это сделал Бродский в историческую ньюйоркскую встречу), в худшем — за них же ругали («не стоит рифмовать “кричу торчу”»).
Незадолго до смерти Высоцкий давал концерт в МГУ. Тогда же договорился со студентами о следующем своем — поэтическом — вечере. Вечер не состоялся: в сложившейся системе координат конца семидесятых Высоцкий среди поэтов не числился.
И все же. Авторская настойчивость порождает эффект инсталляции. Если бытовой предмет заявлен как произведение искусства, так его и должно воспринимать. Рамка обозначена, контекст очерчен.
Оценивая наследие Высоцкого, ростовский критик Владимир Козлов определяет его как «поэта с черного хода»*. Сквозь этот ход он вводит Высоцкого в русскую поэзию, руководствуясь собственной меркой. Один из предложенных критериев сформулирован так: «Уровень поэта. определяется уровнем шедевра». У Высоцкого «есть два десятка стихотворений, которые выигрывают в самой конкурентной поэтической борьбе, — в силу неповторимости». Чуть ранее Козлов выводит Высоцкого изпод огня, оговариваясь, что по другому показателю — наименьшему количеству плохих стихов — он его оценивать отказывается: «Надо понимать, что по этому критерию Высоцкий всегда будет недооценен — так ему приходится расплачиваться в том числе за любовь к “низким” жанрам».
Признаться, я склоняюсь к другому выводу: именно любовь к «низким» жанрам поднимает Высоцкого на уровень высокой поэзии. Скажем, «Баллада о любви» или «Кони привередливые» — неплохие тексты удачных песен, где автор обозначает свою принадлежность к культурной традиции. Но не более того. И даже «Мой Гамлет» и опубликованное при жизни Высоцкого в «Дне поэзии» стихотворение «Из дорожного дневника», никогда не певшиеся под гитару, не гарантируют ему места в пантеоне. Чем больше апеллирует Высоцкий к лирическому «я», тем ходульней его слог и мертвее поэтический голос. Напротив: в ролевых текстах, где он растворяется в стихии актерства и скоморошества, надевает маску и срастается с ней, не сочиняет стихи, а словно нанизывает их уже готовыми на нить сюжета, — там ему нет равных. Интонация естественна, а рифмы и звукопись виртуозны:
Дрянь купил жене — и рад,
Песни Высоцкого часто называют «энциклопедией советской жизни». Едва ли хоть одна статья о нем обходится без упоминания об обилии социальных типов и бытовых реалий, включенных в его тексты.
Мишка Шифман башковит —
У него предвиденье.
«Что мы видим, — говорит, —
Смотришь конкурс в Сопоте —
И глотаешь пыль,
А кого ни попадя
Пускают в Израиль!»
Судя по всему, сам Высоцкий чувствовал эту опасность — влипнуть в свое время, как муха в янтарь, и остаться его заложником. Уже сегодня читателям юного поколения трудно понимать многие его тексты без примечаний и комментариев.
В итоге автор, стремясь вырваться, переключал себя на «вечность» — и терпел неудачу. Тогда как в «низких» жанрах, требующих перевоплощения, он сам исчезал, а на его месте вырастала поэзия. Она и живет там до сих пор, несмотря на схлынувшую эпоху.
Схожая история — с аранжировками песен. Расстроенная семиструнка до сих пор звучит свежо в своей первозданной безыскусности, а приджазованные обработки Гараняна, послужившие оправой для песен Высоцкого на «Мелодии», сегодня принадлежат исключительно истории советской эстрады.
Этапов восприятия Высоцкого у меня, помнится, было три, как и у многих моих сверстников.
Слепое преклонение и подпадание под власть магического хриплого баритона в школьном возрасте; разочарование после вслушивания и вчитывания в студенчестве; возрождение интереса к этой самой загадочной магии и стремление разгадать ее природу — в зрелом возрасте.
Когдато, еще старшеклассником, я с удивлением прослушал с относительно небольшим интервалом два концерта Высоцкого, где он, рассказывая о своих пристрастиях, говорил прямо противоположные вещи. Не припомню сейчас, чего именно касались его монологи, — должно быть, какойто мелочи. Помню только оторопь: Высоцкий был для меня этаким стержнем, эталоном истины и твердости. (В перестроечных восьмидесятых потребность в таком стержне была остра как никогда.) В моем представлении он не мог раздваиваться даже в мелочах. Театральная, скоморошья природа его поэтического таланта открылась мне позднее.
Возможно, личная трагедия Высоцкого — его неготовность принять природу своего драматургического, полифонического дара такой, какая она есть. Этот внутренний протест и вызывал в нем жажду профессионального поэтического признания и легитимации — в которой он, как видится теперь, вроде бы не должен был так остро нуждаться. Мучительный поиск собственного «я», непрерывная потребность в самоидентификации.
Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
О чем это? Зачем? Для кого?
Одним из немногих примеров удачного слияния со своим лирическим «я» стало написанное незадолго до смерти стихотворение «Я никогда не верил в миражи. » Возможно потому, что в нем поэт говорит от лица поколения: не только «я», но и «мы».
Я никогда не верил в миражи,
В грядущий рай не ладил чемодана, —
Учителей сожрало море лжи —
И выплюнуло возле Магадана.
И я не отличался от невежд,
А если отличался — очень мало,
Занозы не оставил Будапешт,
А Прага сердце мне не разорвала.
И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз, —
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.
Здесь голос автора свободен и естественен еще и потому, что для печати внутри страны эти строки заведомо не предназначались.
Песни Высоцкого своим успехом во многом обязаны эффекту узнавания. Актерское ремесло опирается на него более явно, чем литература. Пусть даже не вполне осознанно, но к месту употребленные диалектизмы, жаргонные словечки, профессиональные термины — все работает у него на образ, все идет в дело.
«Не могу писать о том, — признавался Высоцкий в письме Людмиле Абрамовой, — что знаю, слишком уж много навалилось, нужно или не знать, или знать так, чтобы это стало обыденным, само собой разумеющимся, а это трудно. Я и английскую речь имитирую оттого, что не знаю языка, а французскую, например, не могу»*.
Классический пример: воющие локаторы на подлодке в песне «Спасите наши души». Для знающего человека — нелепость, но ведь работает!
В начале семидесятых Высоцкого выпускают на Запад. Там он впервые попадает на концерт рокгруппы и слушает ELP. Энергия скоростного артрока захлестывает Высоцкого. Марина Влади вспоминает, как, едва оказавшись за пределами стадиона, он хватает гитару и затевает свой импровизированный концерт, собирая вокруг себя толпу.
В Союзе Высоцкого ждут свои дворцы и стадионы, где он будет держать многотысячную аудиторию в одиночку, без поддержки клавиш и ударных, вооружась только расстроенной гитарой и собственной бешеной энергетикой.
Высоцкого принято причислять к бардам. В действительности он был первым советским рокидолом. Не будучи профессиональным музыкантом, он брал толпу фактически голыми руками — магическим хриплым голосом, неистовым гитарным боем, без медиаторов и «примочек». Природа его популярности и взаимодействия с публикой была скорее ро;ковая, нежели бардовская или, тем более, эстрадная. В этих солоконцертах Высоцкийпевец воплотился гораздо полнее, чем в записях для кино и фирмы «Мелодия» (хотя в мелодическом отношении его песни от сотрудничества с профессиональными композиторами и музыкантами часто выигрывали — достаточно вспомнить пластинку «Алиса в стране чудес» или фильм «Интервенция»).
Едва ли не ближе всех подошла к разгадке феномена Высоцкого Мария Степанова в своем эссе «На послесмертие поэта»: «Это ни на что не похожий, твердый, как лестничные перила, голос человека, на которого можно положиться. Эта способность внушать уверенность и обещать защиту спустя тридцать пять лет после физической смерти того, кто поет, пожалуй, может стать источником тревоги. Голос Высоцкого — предельное воплощение чистой, нерассуждающей силы; на языке этой силы он говорит со страной, и стране такое нравится»*.
Вы спросите: да, голос, но при чем здесь поэзия? Ей здесь отведена определенная функция, но исключительно поэзией притягательность Высоцкого, конечно же, не объясняется.
В схожем ключе писали критики об американском певце Джиме Моррисоне, лидере группы «Дорз». О его поэтическом таланте так же спорили и спорят до сих пор. Его статус одного из лучших в истории рокпоэтов под сомнение никто не ставит, но Моррисон претендовал на собственное место в большой англоязычной поэзии. Говорили о влиянии на него Блейка, Рембо, анализировали образную систему. И все же при попытке разбить на составляющие феномен его успеха, невероятной способности вести слушателя за собой в дебри подсознания, магия неизбежно пропадает, утекает сквозь пальцы.
Не то же ли и с Высоцким? И не нуждается ли он, скорее, в какомто другом, не чисто литературном, а комплексном инструменте исследования?
1988 год. В городе Фрунзе (была такая столица на южной окраине Союза), в кинотеатре «Октябрь» премьера документального фильма «Владимир Высоцкий — киноактер. Штрихи к портрету». Единственный сеанс в 10.20. Встаю пораньше, чтобы добраться пешком по скользким завьюженным улицам.
В малом зале человек десять. Ближе всего ко мне — мужчина средних лет в помятом пальто, с таким же помятым лицом алкоголика. Остальных помню смутно: советские кинозрители, ушедшая натура.
В полной тишине слушаем Никиту Высоцкого, с фамильной хрипотцой читающего с экрана фрагменты из дневника отца. Мелькают кадры знакомых фильмов. На финальных титрах, при первых аккордах «Коней привередливых», все десять встаем, не сговариваясь, и так, стоя, слушаем до конца.
* В.Козлов. Высоцкий — поэт с черного хода. — «Prosodia» № 3, осень 2015 — зима 2016.
* Цит. по: В.И.Новиков. Высоцкий. 7е изд., доп. М.: Молодая гвардия, 2013.
Высоцкий Владимир
О классике
Высоцкий Владимир
Годы жизни: 25.01.1938 – 25.07.1980
Местонахождение: Россия
Биография
Как известно из знаменитых строк Евгения Евтушенко, «поэт в России – больше, чем поэт». Наверное, мало кто иллюстрирует этот принцип лучше, чем Владимир Высоцкий. Он действительно представлял и представляет сегодня собой больше, чем просто поэта, сразу во многих смыслах.
Во-первых – потому, что был не менее гениален в других творческих областях: как актёр театра и кино, как певец. Во-вторых – потому, что был не просто деятелем искусства, а настоящим культурным феноменом в СССР. Владимир Высоцкий, стихи которого были одинаково понятны и близки как простым советским людям, так и творческо-диссидентской интеллигенции.
Увы, как часто и бывало с великими русскими поэтами, жизненный путь Высоцкого вышел коротким – он умер в 42 года, 25 июля 1980. Точная причина смерти так и осталась неизвестной, но ни для кого не секрет, что одного из величайших поэтов и актёров СССР в могилу свели алкоголь и наркотики.
Детство, начало творческого пути
Владимир Семёнович родился 25 января 1938 в Москве. Коммунальная квартира, в которой прошло раннее детство поэта, будет потом описана в «Балладе о детстве» – хотя Высоцкий, в отличие от героя песни, в войну был эвакуирован, и вернулся в Москву в 1943. Два года семья жила в Германии, где служил отец Высоцкого.
Владимир Высоцкий стихи, по собственным словам, начал писать в 8 классе, весной 1953 года. Актёрский путь начался тогда же – Владимир посещал драмкружок в Доме Учителя. Затем поступил в школу-студию МХАТ, на первом курсе которой познакомился с первой женой – Изой Жуковой. А первая песня датируется 1960 или 1961 – на этот счёт не был уверен и сам автор.
Расцвет творчества
В 1964 году Высоцкий попал в театр на Таганке, до того безуспешно пытаясь стать актёром «Современника». Именно с работой в этом театре связан его актёрский успех. Стихи Владимира Высоцкого становятся текстами песен для многих кинофильмов, которые он сам и исполняет. Уже скоро Высоцкий одинаково знаменит как актёр, поэт и певец. В театре на Таганке он проработает всю жизнь, став одним их его символов.
В 1967 году состоялось знакомство Высоцкого с Мариной Влади – французской актрисой, которая впоследствии станет его третьей женой. Через год он выпустил свою первую пластинку, состоявшую из песен для кинофильма «Вертикаль».
В 1971 году на Таганке Любимов впервые поставил «Гамлета» – главная роль в этом спектакле стала центральной в театральном творчестве Высоцкого. Также он становится знаменит как киноактёр – его работы в советском кинематографе знакомы, наверное, каждому.
Высоцкий много ездит с гастролями театра по Европе и Северной Америке, также даёт сольные концерты за границей, а в СССР проводит их более тысячи. Повсеместно распространяются записи. Высоцкий чрезвычайно знаменит, но из-за содержания песен и стихов не в ладах с властью. Поэтому при жизни он ни разу не появился на центральном телевидении – ни с интервью, ни с концертными записями (один раз его показали лишь на эстонском телевидении). Цензура к нему крайне неблагосклонна: Владимир Высоцкий стихи официально опубликовать также не может с 1975 года.
Однако от этого его популярность скорее даже растёт – Высоцкий исполняет блестящие кинороли, его песни находят живой отклик у простых граждан, а диссиденты видят в них мощный протест против советских порядков.
Последние годы
Образ жизни Высоцкого едва ли мог позволить ему прожить долго. До сих пор ведётся много споров о том, насколько много алкоголя и морфия он употреблял в течение жизни и в последние её годы. Тем не менее, известно, что он едва не скончался ещё в 1968.
К счастью, судьба всё же отвела ему немного больше времени для создания творческого наследия. До последних дней он активно давал концерты и играл в театре.
Самое интересное о жизни Владимира Высоцкого, всенародного любимца, не ставшего заслуженным артистом, но получившего признание народа
Простой выходец из народа, который говорил правду в глаза и завоевывал сердца людей с первых слов. Ему аплодировали стоя и цитировали песни. Его любили, ему подражали. С ним прощались как с братом, другом, учителем.
“Мне меньше полувека – сорок с лишним.
Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним…”
Биография
Высоцкий родился в 1938 году 25 января в городе Москва. Любимец народа, актер театра и кино, поэт, который писал о жизни, спорте, войне и о любви. Его отец, Семен Владимирович был военным. Мама, Нина Максимовна – референт-переводчик.
Учился Высоцкий в школе-студии МХАТ. После выпуска он пришел в Театр имени Пушкина, а потом в Театр на Таганке, где проработал 16 лет. Владимир сочинял и пел песни своим друзьям.
Он был женат три раза. В первый раз он женился в студенческие годы, но быстро развелся. От второго брака у него два сына: Никита и Аркадий. С третьей женой Владимир прожил 12 лет.
Умер Высоцкий в 42 года. На его похороны собралась вся Москва. Люди пришли к Театру на Таганке и провожали поэта два дня.
Детство и школьные годы Владимира Высоцкого
После рождения, Вова с родителями поселился в коммунальной квартире. В 1941 году отец отправился воевать, а маму с Вовой эвакуировали в другую область. Уже через два года Нина Максимовна с сыном вернулись в Москву. К этому времени у Семена Владимировича появилась другая семья, и родители развелись.
В 1945 году Володя пошел в школу. Нина Максимовна работала целыми днями и не могла уделять сыну должного внимания. Поэтому учился он плохо. Вова самостоятельно справлялся с делами по дому. Он был общительным, все во дворе его знали.
Вскоре Нина Максимовна вышла замуж во второй раз. С отчимом у Володи сложились непростые отношения. Тот часто приходил домой пьяным и мог поднять руку на свою семью. Отец, Семен Владимирович, беспокоился за сына. И когда Вове было 8 лет, он забрал его жить к себе. С мачехой мальчик подружился. Именно она помогала ему в учебе, занималась с ним, в результате чего он окончил школу с хорошими оценками.
Уже в школе Вова полюбил литературу. Именно тогда он написал свое первое произведение. Володя ходил в театральный кружок Владимира Богомолова и играл в сценках. В то время он написал свое первое стихотворение, которое называлось “Моя клятва” про Иосифа Сталина.
Высоцкий с детства отличался находчивостью. Когда в школе ученики прогуливали уроки, директор не разрешал им выходить из здания с рюкзаками. Поэтому Володя выбрасывал свой рюкзак в окно, а потом выходил из школы. За это одноклассники прозвали его “Высотой”.
В конце школы мама подарила Высоцкому гитару.
Студенческие годы
Володя хотел стать актером, но отец был против этой профессии. И ему пришлось поступить в строительный институт. Но тяга к театру была настолько сильной, что Высоцкий бросил институт уже через год. Любовь к театру ему привила мама, которая каждую субботу старалась водить Вову на спектакли.
Чтобы поступить в театральный институт, Высоцкому пришлось вернуться в кружок Богомолова. Позже он поступил в школу-студию МХАТ.
Во время обучения в школе-студии проходил концерт Булата Окуджавы, который сильно повлиял на Высоцкого. После этого концерта Володя начал осваивать игру на гитаре. Он подбирал ритмы, чтобы усилить смысл своих текстов.
В студенческие годы Высоцкий сыграл роль в спектакле “Гостиница Астория”. В этом спектакле он познакомился со своей первой женой Изой Жуковой. Она была замужем. После развода, Иза и Владимир поженились. Свадьбу отметили на Большом Каретном в студенческой компании.
Еще будучи студентом Владимир сыграл в спектаклях – “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского, в пьесах “Ведьма”, “Свадьба”, “Иванов” А.П. Чехова. Он также сыграл в кинофильме “Сверстницы” В.С. Ордынского.
В 1960 году Высоцкий получил свой заветный диплом и стал актером драмы и кино.
Песенное творчество
Высоцкий выступал в жанре “авторской песни”. Свои первые песни он исполнял перед друзьями на Большом Каретном. Там Владимир чувствовал себя свободно и часто прислушивался к мнению друзей. Иногда туда ходили люди из криминального круга, что повлияло на песенный репертуар Высоцкого. Их истории легли в основу первых текстов.
Первыми песнями Высоцкого были “Сорок девять дней” и “Татуировка”. В песнях он настолько реалистично описывал криминальную жизнь, что слушатели думали, что Высоцкий отбывал срок.
Репертуар Высоцкого начал меняться, когда он пришел в Театр на Таганке. Именно здесь начало меняться содержание его песен. После роли Гамлета появились песни “Мои похороны” и “Песни конченного человека”.
Владимира не оставляла равнодушным военная тема. Он написал песни: “Он не вернулся из боя”, “Штрафные батальоны”, “Песня о погибшем летчике”. Последняя песня была написана в честь погибшего друга-летчика Николая Скоморохова.
Когда Высоцкий в очередной раз влюблялся, он писал песни о любви. Одна из таких песен “Дом хрустальный”, которая была посвящена Марине Влади.
После того, как Высоцкий сыграл в фильме “Вертикаль”, он записал свою первую пластинку. Самой популярной у слушателей стала “Песня о друге”.
В 70-х годах Высоцкий писал о детстве и юности. Он написал такие песни как “Баллада о детстве”, “Из детства”, “В младенчестве нас матери пугали”.
Он участвовал в создании запрещенного сборника “Метрополь”. Туда входили песни авторов, тексты которых считались недопустимыми в советском обществе.
Театр
После окончания школы-студии МХАТ Высоцкий работал в Театре имени Пушкина. Там ему давали эпизодические роли в спектаклях. Из-за отсутствия главных ролей он ушел из театра.
В Театре на Таганке Высоцкий начал работать в 1964 году под руководством режиссера Юрия Любимова. Первая значимая роль была в спектакле “Жизнь Галилея”. После этого о Высоцком написали в газетах.
Высоцкий сыграл в спектакле “Антимиры” в 1965 году. В этом спектакле он исполнил “Песню акына” на стихи Андрея Вознесенского. Некоторые зрители приходили посмотреть спектакль только для того, чтобы послушать песни в исполнении Высоцкого.
В 1967 году Владимир сыграл Хлопушу в спектакле “Пугачев”. На репетиции этого спектакля Высоцкий познакомился со своей будущей третьей женой, Мариной Влади.
Владимир всю жизнь хотел сыграть Гамлета, и в 1971 году он появился на сцене в этой роли. Роль Гамлета имела большой успех у зрителей и критиков. Она принесла ему славу и известность.
Актер сыграл в спектаклях “Вишневый сад”, “Добрый человек из Сезуана”, “Берегите ваши лица” и многих других.
Последней посмертной работой Высоцкого в театре был спектакль “В. Высоцкий”. Весь спектакль зрители слышали голос поэта, и смотрели на пустые стулья, которые перемещались в поисках его, главного актера Театра на Таганке.
Любимые женщины Владимира Высоцкого
Женщины в жизни Владимира сыграли немалую роль. Именно мама первой познакомила Володю с миром театра. Они вместе ходили на спектакли. Это повлияло на выбор его дальнейшей профессии.
Владимир был любвеобильным и обращал внимание на красивых женщин.
Первой его любовью стала Иза Жукова. Она была студенткой третьего курса школы-студии МХАТ и на два года старше Высоцкого. Брак продержался недолго.
Второй его женой стала Людмила Абрамова. С ней он познакомился во время съемок фильма “713-й просит посадку”. Людмила родила ему двух сыновей.
В Театре на Таганке у Владимира был роман с Татьяной Иваненко, который длился несколько лет. Она родила ему дочь, но до брака дело не дошло.
- Марина Влади
Марина Влади стала главной женщиной в его жизни. Высоцкий
впервые увидел ее в фильме “Колдунья” и влюбился с первого взгляда. Она же влюбилась после того, как услышала песни в его исполнении.
Марина жила во Франции, а он в России, но это не помешало им быть вместе. В 1970 году они поженились. Он посвятил ей много песен и стихов. В дальнейшем Марина помогала Владимиру бороться с алкогольной и наркотической зависимостью.
В конце жизни у Высоцкого появилась новая любовь, Оксана Афанасьева. Она наполнила его жизнь радостью и дала стимул к жизни. Оксана оставалась с Владимиром до конца его дней.
Кино
Первая роль Высоцкого была в фильме “Сверстницы” в 60-м году. Актер так волновался, что произнес свои слова с кавказским акцентом.
Фильм “Вертикаль” принес Высоцкому признание его актерского таланта. Там он сыграл связиста-альпиниста. Хоть Володя и не был альпинистом, но он настолько вжился в роль, что после окончания съемок получил звание “Альпиниста СССР”.
Еще одна интересная роль для Высоцкого была в фильме “Интервенция”. Он приходил на съемки даже в выходные дни. К сожалению, фильм не приняло Госкино. Он считался слишком эксцентричным для советского времени. “Интервенцию” показали уже после смерти Высоцкого.
Отрицательного героя Высоцкий сыграл в фильме “Хозяин тайги”. Ему досталась роль вора Ивана Рябого.Во время съемок актер пытался изменить драматургию в фильме, в результате чего у него были конфликты с режиссером. После съемок Владимиру вручили грамоту от МВД.
В фильме “Место встречи изменить нельзя” Владимир был не только актером, но и активно участвовал в процессе съемок. Он играл следователя Глеба Жеглова, который боролся с преступностью любыми методами. Этот фильм принес актеру огромную популярность. Глеб Жеглов остался любимым героем, как в советское время, так и сейчас.
В.Высоцкий настолько умело вживался в роль персонажа, что становился “своим” для каждого зрителя, даже с телеэкрана.
Последний год жизни Владимира Семеновича
В последний год жизни Высоцкий мечтал снять фильм “Зеленый фургон”, в котором он был режиссером. Актер собирался не только участвовать в процессе съемок , но и сыграть роль в фильме. Фильм одобрили и съемки должны были начаться в сентябре. Но Владимир Семенович этого не успел это осуществить.
В 80-м году Высоцкий был на гастролях в Калининграде с группой “Земляне” и джаз-ансамблем “Диапазон”. Перед концертом у него пропал голос, но его не отменили. Владимир Семенович вышел на сцену без гитары и стал рассказывать зрителям о своем творчестве и читал монологи.
На своем последнем сольном концерте он пел песни “Баллада о детстве”, “Я не люблю”, рассказывал о своей жизни.
Последним его спектаклем был “Гамлет”. Актер был обессилен физически, но с таким же огнем в глазах, как будто играл в первый раз.
16 апреля 1980 года поэт приехал в Ленинград на съемку фильма “Я помню чудное мгновенье”, где он спел песню “Кони привередливые”. Этот эпизод на телеэкранах так и не показали.
Владимир с трудом справлялся с “бешеным” ритмом жизни. Это привело к тому, что он начал употреблять наркотики. С этой зависимостью он боролся, но безуспешно.
В конце его жизни у Высоцкого появилась новая любовь – Оксана Афанасьева, молодая студентка. Он был еще женат, но уже произошел разрыв с Мариной. Оксана ухаживала за ним и была рядом в момент смерти.
Смерть и похороны
Сердце Владимира Семеновича остановилось 25 июля 1980 года. Вся Москва пришла попрощаться со своим любимым артистом. Люди приходили к Театру на Таганке и оставляли цветы. Билеты на спектакль Высоцкого, который должен был состояться на днях, никто не вернул. Люди оставили их на память о великом артисте. Никто не остался равнодушным.
Владимира Семеновича похоронили на Ваганьковском кладбище.
Памятники, легализация культурного наследия Владимира Высоцкого
Памятник на могилу Высоцкого выбирали все. Даже объявили конкурс по надгробию, в котором участвовали артисты театра. Два года согласовывали памятник с чиновниками, которые постоянно вносили изменения во внешний вид. Его установили в 1985 году. Также были установлены памятники Высоцкому во многих городах.
Первый сборник стихотворений Высоцкого “Нерв” появился в 1981 году. Он стал первым шагом к печати, как утверждает википедия. Потом создали специальную комиссию, которая занималась издательством произведений поэта. Тексты автора напечатали в журналах “Дружба народов”, “Нева”, “Огонек”.
Жизнь после смерти
После смерти люди посвящали стихи Высоцкому. Свои тексты они приносили к Театру на Таганке и на могилу поэта. Собирали все стихотворения в сборники и распечатывали.
Песни Высоцкого слушают и сегодня. Многие люди хранят пластинки того времени, как память о поэте. А фильмы с его участием до сих пор показывают на экранах, где артист всегда живой.
Заключение
К сожалению, творчество Владимира Семеновича официально не было признано при жизни. Из-за бунтарского характера Высоцкий считался неблагонадежным гражданином при жизни. Часто его песни звучали без указания авторства. Цензура ограничивала публикации его стихов и требовала изменений и правок, но поэт отказывался это делать. Ему часто отказывали в ролях. У актера были конфликты с властями. Газеты резко критиковали его творчество и театр.
Но В.С. Высоцкий остается в сердцах и памяти зрителей, коллег, друзей, поклонников его творчества и в наше время. Люди до сих пор приносят цветы на его могилу, поют и слушают его песни, декламируют его стихи.