1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кому блок посвятил цикл стихов кармен

Незнакомки и Прекрасные Дамы Александра Блока

Загадочный поэт, воспевший Вечную Женственность, Александр Блок и в жизни искал тот идеал, который видел в своих фантазиях. Не исключено, что и находил, во всяком случае — наделял чертами Прекрасной Дамы земных женщин.

Мы вспоминаем самые яркие романы Блока, благодаря которым появились знаменитые стихотворения.

Первая любовь — Ксения Садовская

Свою первую музу Блок встретил в шестнадцать лет в немецком курортном городе Бад-Наухайм. Ею была «синеглазая» Ксения Садовская, в прошлом — актриса, а в момент знакомства с поэтом — жена чиновника и мать троих детей.

Ксения была на 21 год старше Блока, но даже его тетка и мать, не одобрявшие роман малолетнего «Сашеньки», признавали красоту Садовской. Юноша же был без ума от своей возлюбленной.

«Чем больше я вижу Тебя, Оксана, тем больше во мне пробуждается то чувство, которое объяснить одним словом нельзя: в нем есть и радость, и грусть, а больше всего горячей, искренней любви, и любовь эта не имеет границ и, мне кажется, никогда не кончится».

Из письма К. М. Садовской. Петербург, 1898 г.

Несмотря на то, что долго эти отношения не продлились, они оставили глубокий след в сердцах обоих. Садовской были посвящены первые стихотворения поэта, а через двенадцать лет, вернувшись в Бад-Наухайм, Блок напишет:

«Все та же озерная гладь, / Все так же каплет соль с градирен. / Теперь, когда ты стар и мирен, / О чем волнуешься опять? / Иль первой страсти юный гений / Еще с душой не разлучен, / И ты навеки обручен, / Той давней, незабвенной тени?»

А что же Садовская? Она до конца жизни хранила письма, написанные ей молодым любовником. Дни свои она закончила в психиатрической клинике, в одиночестве, и уже после ее смерти лечащий врач обнаружил в подоле платья своей пациентки двенадцать писем, перевязанных алой лентой.

«Розовая девушка» Любовь Менделеева

Об отношениях поэта и одной из дочерей легендарного ученого написано много. Возможно даже слишком много для того, чтобы хоть что-то в них стало понятно. Некоторые биографы делают упор на желании Блока жить «белым браком», другие увлеченно обсуждают измены обоих супругов, однако ясно одно: Александр Блок и Любовь Менделеева любили друг друга искренне и, несмотря на все свои увлечения, всегда помнили о своей второй половине.

«Ты — мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство. Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая Моя Тайна и Последняя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца. Играй ей, если это может быть Тебе Забавой. Если мне когда-нибудь удастся что-нибудь совершить и на чем-нибудь запечатлеться, оставить мимолетный след кометы, все будет Твое, от Тебя и к Тебе. Твое Имя здешнее — великолепное, широкое, непостижимое. Но Тебе нет имени. Ты — Звенящая, Великая, Полная, Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного. Мне дано видеть Тебя неизреченную. Не принимай это как отвлечение, как теорию, потому что моей любви нет границ, преград, пределов ни здесь, ни там».

Из письма Л. Д. Менделеевой. Петербург, 10 ноября 1902 г.

Молодые люди познакомились летом 1898 года, еще до свадьбы много раз расставались и снова возобновляли отношения. Именно Любови Менделеевой посвящен цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Демоническая Наталья Волохова

С 1906 по 1908 год Блок был увлечен актрисой Натальей Волоховой — стройной и строгой темноволосой красавицей, которая была полной противоположностью рыжеволосой и жизнелюбивой Любе Менделеевой.

«Кто видел ее тогда, в пору его увлечения, тот знает, какое это было дивное обаяние. Высокий, тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, черные волосы и глаза, именно крылатые, черные, широко открытые “маки злых очей”. И еще поразительна была улыбка, сверкающая белизной зубов, какая-то торжествующая, победоносная улыбка. Но странно, все это сияние длилось до тех пор, пока продолжалось увлечение поэта. Он отошел, и она сразу потухла».

Из дневника Марии Андреевны Бекетовой

Волохова ценила и уважала Блока как поэта, но была влюблена в другого и не смогла ответить на его чувства. Последнее объяснение между ними состоялось в Москве, где театр был на гастролях, и после него Александр Блок не хотел вспоминать о своей бывшей пассии. Однако эти чувства оказались плодотворными для творчества поэта. Волоховой он посвятил сборник «Снежная маска», ее образ отражен в цикле «Фаина», в пьесе «Песня Судьбы» и в «Сказке о той, которая не поймет его».

«И шурша черной, кажется, шелковой юбкой, пошла она к выходу; и А. А. за ней следовал, ей почтительно подавая пальто; было в ней что-то явно лиловое; может быть, опускала со лба фиолетовую вуалетку она; я не помню, была ли у ней фиолетовая вуалетка; быть может, лиловая, темная аура ее создавала во мне впечатление вуалетки; мое впечатленье от Волоховой: слово “темное” с ней вязалось весьма; что-то было в ней “темное”. Мне она не понравилась».

Из воспоминаний Андрея Белого

Кармен XX века — Любовь Андреева-Дельмас

Еще одна яркая любовь Блока — актриса и педагог Андреева-Дельмас, которая произвела на поэта сильное впечатление своей ролью Кармен. Рыжеволосая, живая, пышнотелая красавица не обманула его воображение и в жизни.

«Да, велика притягательная сила этой женщины. Прекрасны линии ее высокого, гибкого стана, пышно золотое руно ее рыжих волос, обаятельно неправильное, переменчивое лицо, неотразимо влекущее кокетство. И при этом талант, огненный артистический темперамент и голос, так глубоко звучащий на низких нотах».

Из дневника Марии Андреевны Бекетовой

Андреевой-Дельмас был посвящен цикл стихотворений «Кармен». Этот роман также длился несколько лет и был настолько бурным, что даже терпеливая Любовь Дмитриевна предлагала мужу развод, а потом, в 1916-м уехала на фронт санитаркой. Тут-то поэт понял, кого любил на самом деле. Отношения Блока и Андреевой-Дельмас не разрушили браки обоих, и до конца жизни они сохранили дружеские отношения.

P. S. Несмотря на странный брак и сильные увлечения обоих, самые теплые и нежные письма Александр Блок все равно писал своей жене — Любе Менделеевой. Именно она ухаживала за больным поэтом в последние месяцы его жизни и посвятила остаток собственных дней сохранению его наследия.

Истории любви

Александр Блок: сердце в плену у Кармен

16 июля 2009, 00:03 | ИЛЬ ДЕ БОТЭ

Иногда для творческого взлета поэту недостаточно безумно влюбиться – ему нужно убить свою любовь. Страсть, прихотливо уничтоженная собственными руками, разрушает людское счастье. Но находит свое оправдание в литературных шедеврах.


Явление Карменситы

Когда поэту тягостно, когда супружеская жизнь поэта не задалась и ему душно среди нагромождений обязательств, которые не имеют ничего общего ни с вдохновенной любовью, ни с полетом, он бродит в поисках животворящего источника.

Где только не пытается поэт оставить грызущую его душевную тоску – на вечерах, приемах, можно и в театрах. В театре Музыкальной драмы, например, где так темно, так незаметно, так покойно. И где он слышит голос…

Знатоки в партере улыбались и довольно кивали: прекрасное меццо-сопрано. А для Блока происходящее на сцене было куда большим, чем просто хорошо поставленная опера «Кармен». Перед ним звенела весна, его новая весна в образе неистовой Кармен с рыжими волосами. И он завороженно «средь бушующих созвучий глядит на стан ее певучий и видит творческие сны».

Перед Любовью Александровной Дельмас благоговел весь Петербург. И Блок, отчаянно впиваясь в ее лицо, в гордую линию плеч, в «хищную силу рук прекрасных», бледный и отравленный, каждый вечер после выступления брел за Дельмас до самого ее дома (а жили они на краю города, на одной Офицерской улице!) и ждал, пока загорится над ним ее окно.

Он был не юн и уже знал эту «адскую музыку влюбленности, от которой стон стоит во всем существе и из которой нет никакого исхода». Исхода он и не искал. Спешил домой, в бессонные ночи, переплавлять свою страсть в буквы. И таяли чернила, и стихи, казалось, жгут бумагу.

Весь поэтический цикл «Кармен» Блок создал за две мартовских недели. В нем – вся история его неукротимого чувства: и взгляд, которому нет сил противиться, и пляска страсти, от которой не уйти, и рокот бурь, и губительная прелесть Кармен, и нестерпимое желание поймать ее, танцующую и дикую, в жаждущие руки…. Поэт написал свой роман еще до начала его в реальной жизни. И Дельмас он изобразил той Кармен, которую желал в ней видеть.

Хотя саму актрису он по-прежнему сторонился, не зная, что может ей сказать. И вновь мчался на спектакль, простаивал вечерние часы под окнами, писал откровенные письма… и не отправлял. Скупал в магазинах ее фотокарточки, мало что общего имеющие с оригиналом, и терзался, и был счастлив, и не знал, что ему делать…

Читать еще:  Стихи о рио де жанейро

Первый шаг был совершен самой Любовью Александровной. Кто-то сказал ей, что она очень заинтересовала известного поэта, и после очередного выступления Блок был представлен смеющейся Кармен.

«. Точно волна, которая покрывает с головой – несколько вечеров напрасных сомнений, отчаяния, злобы – и вдруг, точно на гребне волны – этот Ваш звенящий, звенящий смех первого вечера, и моя неловкость, и Ваши открытые плечи, и розы, открывающие грудь, Ваши руки, овладевающие мгновенно всякой вещью, Ваши сияющие зубы и таинственные глаза; и эта неровность плеч, их застенчивость, и то, что Вы сразу просто приняли, когда я взял Вас под руку, и улицы, и темная Нева, и Ваши духи, и Вы, и Вы, и Вы!»

Теперь счастливый Блок мог отправлять Любови Дельмас свои письма. Всякий вечер они проводили вдвоем: прогулки над неспокойно спящей Невой, стихи негромким голосом, чтобы не разбудить, белые ночи, запутавшиеся в сиреневых кустах Таврического сада, и соловьи, и колдовские глаза той, на которую не налюбоваться…

Любовь Дельмас (настоящая фамилия Тишинская) была выпускницей Петербургской консерватории, успевшей до театра Музыкальной драмы поработать в Киевской опере и даже поучаствовать вместе с Шаляпиным в заграничном турне, исполняя партию Марины Мнишек в «Борисе Годунове». На ее счету было много знаменательных ролей: в «Аиде», «Евгении Онегине», «Снегурочке», «Пиковой даме». Но «Кармен» была для Дельмас самой любимой – может быть, потому, что она сама жадно любила жизнь, танцы и свободу. Впрочем, тяга к независимости не помешала ей выйти замуж и хранить супружескую верность. До встречи с Блоком.

Поэт, уже несколько лет переживавший нестабильные отношения с женой, Любовью Менделеевой, разочарованный в несоответствии страсти возвышенной и любви земной в месяцы очарования Дельмас совсем перестал появляться дома. Менделеева, привыкшая к изменам мужа и сама напропалую изменявшая, отнеслась к этому факту спокойно и, в конце концов, съехала из квартиры.

Теперь влюбленные практически не расставались. И даже начали выступать вместе на сцене: она пела, он декламировал стихи. И наблюдавшие их отмечали, как гармонично смотрятся друг с другом поэт и Карменсита, каким удивительным ореолом подлинного счастья они окружены…

Все – в топку поэзии

«Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь… Сама себе закон – летишь, летишь ты мимо… И этот мир тебе – лишь красный облак дыма, где что-то жжет, поет, тревожит и горит», – писал еще в том знаменательном месяце простаивания под окнами Блок. Предчувствовал. Что? Недолговечность любой страсти, неизбежность расставания.

«Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен», – неистовый творец, который жаждет упоительного счастья, но слишком долго жить в нем не умеет.

Огонь любви вначале подпитывал силы поэта и дарил ему вдохновение. Но потом сжег весь кислород его личной атмосферы – Блок начал задыхаться. Маяться, тосковать, искать выхода – и понимать, что он уверен только в одном: «Я не знаю, как это случилось, что я нашел Вас, не знаю и того, за что теряю Вас, но так надо. Надо, чтобы месяцы растянулись в годы, надо, чтобы сердце мое сейчас обливалось кровью, надо, чтобы я испытывал сейчас то, что не испытывал никогда, – точно с Вами я теряю последнее земное».

Они придумывали тысячи оправданий для своего разрыва – от лживого «мы слишком разные» до туманного «мы расстаемся, потому что должны». Разрыв и в самом деле был мучительным. Блок уходил, но, чувствуя, что буквально умирает без своей Кармен, мчался назад. И Дельмас, не находя в себе сил, оказывалась слабее, чем собиралась быть. Но после – снова попытки расставания, и слезы, и томление, и возвращение писем, засушенных цветов, памятных символов…

Наконец, вдоволь натерзав друг друга, эти двое нашли в себе силы вернуться каждый в свою жизнь. Дельмас с головой ушла в гастроли; страдающий, раненый и полный вдохновения поэт – к письменному столу.

«. Боже мой, какое безумие, что все проходит, ничто не вечно. Сколько у меня было счастья (счастья, да) с этой женщиной. Слов от нее почти не останется…»

Останутся шедевры, ею вдохновленные. На углях безумных чувств можно приготовить даже больше прекрасных поэтических блюд, нежели на открытом огне страсти.

Образ лирического «я» в цикле А. Блока «Кармен»

ТГСПА им. , г. Тобольск

Образ лирического «я» в цикле А. Блока «Кармен»

Образ Кармен впервые появляется в одноименной новелле П. Мериме. Писатель акцентирует внимание на стихийном, природном начале героини. Духовное же начало Кармен нивелируется: в отношениях ею движет либо рассчет, основанный на материальных интересах, либо импульсивное влечение.

Бизе написал по мотивам новеллы оперу «Кармен», где «облагородил» образ цыганки. В опере Кармен воплощает народное, темпераментное начало, и при этом наделена прямотой, независимостью, свободолюбием и смелостью.

Блок создает собственный образ гадалки-Карменситы. В произведении представлено два геокультурных топоса. Первый – мартовский Санкт-Петербург, где «бушует снежная весна». Там, в одном из сумрачных домов, «в последнем этаже», «под высокой крышей», виднеется светящееся окно. Лирический герой не спит: он погружен в чтение книги – «Кармен» Мериме. Он так увлечен, что персонажи новеллы словно являются пред его взором – вот сверкнули черные очи чародейки-Карменситы, вот блеснул в насмешке ее «зубов жемчужный ряд»… И тут уже не герой новеллы, баск Хозе, сражен прекрасной гадалкой, а сам лирический герой: «И я забыл все дни, все ночи, / И сердце захлестнула кровь, / смывая память об отчизне…». В 4 стихотворении герой поэтического цикла переходит от одного состояния лрического «я» к иному. Сначала лирическим «я» выступает образ петербуржца, современника Блока, читающего книгу. Но затем этот образ плавно переходит в образ литературного персонажа, Хозе. Эти два инварианта образа лирического «я» объединяют схожие чувства – Хозе влюблен в Кармен, а читатель из Петербурга – в женщину, имеющую нечто общее со своенравной цыганкой. При этом человек, читающий книгу о Кармен, одновременно оказывается и зрителем оперы Бизе, который слышит арию: «Ценою жизни / Ты мне заплатешь за любовь!»

В 5 строфе появляется второй геокультурный топос – экзотическая Андалусия. У таверны Лиллас-Пастья с задумчивым видом стоит человек, наблюдая за танцующей Кармен. Это влюбленный Хозе. Но в последних стихах образ персонажа из новеллы Мериме обретает неожиданные черты:

Он вспоминает дни весны,
Он средь бушующих созвучий
Глядит на стан её певучий
И видит творческие сны. [1, с. 6]

Если в предыдущем стихотворении Хозе, герой художественного произведения, «переселяется» в лирическое «я» (и репрезентируется в 1 лице), то здесь происходит обратное. Хозе (о нем говорится уже в 3 лице) перевоплощается в лирического героя Блока – художника, способного видеть «творческие сны». Это – образ поэта, который вдохновляется стихией «бушующих созвучий». Его вдохновительницей, носительницей музыкального начала выступает Кармен.

В 6 стихотворении, появляется иное пространство – театральное: «в партере-ночь», «под круглой лампой». Женщина с «сердитым взором бесцветных глаз», к которой герой-петербурженец обращается, — та же Карменсита с гордым и презрительным взором. Она характеризуется как источник музыки: «всех линий – таянье и пенье», «песня Ваших нежных плеч». На сцене оперного театра разыгрывается трагедия – столь же трагична и история любви в жизни героя, сидящего в зрительном зале. Сливаются воедино образы двух пар: театральных ролей, Хозе и Кармен, и реальных людей, поэта и его любимой. Заканчивается 6 стихотворение возвращением к топосу пасмурного весеннего Петербурга: «И март наносит мокрый снег».

Седьмое стихотворение вновь открывается петербургским топосом, в котором существует герой-поэт: «вербы – это весенняя таль». Но потом упоминаются ячменные поля, кричащие журавли, плетень, у которого герой ожидает любимую – несвойственные для городского пространства явления. Появляются и южные цветы: «розы – страшен мне цвет этих роз», и лирический герой уже терзается вопросом: «Это – сердце в плену у Кармен?» Образы петербургского художника и испанца Хозе опять соединяются воедино, а его «муза»-вдохновительница, хоть и обладает медного цвета волосами, слилась в сознании поэта с образом черноволосой цыганки.

В 8 стихотворении лирический герой оказывается в Петербурге, где сквозь «вешний трепет, и лепет, и шелест» слышит чарующую музыку. Носительницей ее является возлюбленная, вновь предстающая в образе Кармен. Она является поэту в «непробудных диких снах», наделяя их звучанием: «ты – как отзвук забытого гимна», «твоя одичалая прелесть – как гитара, как бубен весны». Кармен тоже находится в состоянии сна. В «сказочном сне» на зрит некую высшую мечту в блаженном краю, «синем, синем, певучем, певучем». В тиши этого рая герой-художник слышит песню своей любимой: «Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей». Поэт и его «муза» встречаются в ином пространственном измерении – не в реальном, не в книжном или театральном, а во сне. Сложно определить, кто из них спит, а кто является другому в сновидении: кажется, будто лирический герой и его вдохновительница видят один общий сон.

Читать еще:  Где ты моя вторая половинка стихи

В этом стихотворении и образ лирического героя, и образ его возлюбленной изображаютя Блоком при помощи характеристики «дикий». Судьба поэта – «черная и дикая», ему снятся «дикие сны». А Кармен наделена «одичалой прелестью». «Дикое» — это безначальное, стихийное, которое есть и в цыганке, и в самом лирическом герое. Именно Кармен помогает поэту снять покров тайны с бездны его духа. В статье «О назначении поэта» Блок утверждал, что приобщившись «к «родимому хаосу», к безначальной стихии, достигнув самых глубин своего духа, можно расслышать «чужеродный звук», который затем облекает в четкую форму слова и несет в мир поэт. В 9 стихотворении лирический герой обещает любимой: «Я буду петь тебя, я небу / Твой голос передам!» Поэт гармонизирует, возведет в мир вящий стихийное безначалие звуков, народную песню своей цыганской «музы». Как и Хозе, лирический герой не может быть вместе со свободолюбивой женщиной. И блоковский герой смиряется с тем, что в реальном мире им не суждено быть вместе: «О да, любовь вольна, как птица». Но он провозглашает: «Да, все равно – я твой!» И Кармен тоже будет с ним. «Неотступный лик» Кармен явится творцу во сне. Образ возлюбленной с ее «огневым станом», «хищной силой рук прекрасных» явится в преображенном виде в прекрасной песне поэта: «Ты встанешь бурною волною / В реке моих стихов». Лирический герой, в отличие от Хозе, не требует взаимности от любимой. Он лишь тихо уповает на то, что она «когда-нибудь, украдкой» помыслит о нем…

В 10 стихотворении вновь звучит мотив свободы: «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь». Поэт признается, что свободолюбие Кармен – это то, «что так влекло сквозь бездну грустных лет». Но влекло не как мужчину к женщине, а как поэта к музе – свободной в «дикой» стихии духа. «Вот почему я – твой поклонник и поэт» — подчеркивает он. Появляется образ двух миров: «здесь» — мир реальный, где Кармен уготованы «страшная печать отверженности женской», и «там» — иное измерение, где «дикий сплав миров», «где часть души вселенской / Рыдает, исходя гармонией светил». В этом мире страсти перерождаются в гармонию звука, подобную «мировой музыке», «мировой гармонии», «гармонии сфер», которую создают движения космических светил.

В новелле Мериме образ Кармен статичен, это воплощение грубоватой чувственности. У Блока образ возлюбленной – Кармен представлен претерпевает трансформацию. Кармен – лик возлюбленной-современницы поэта. Если в начале цикла любимая лирического героя очень похожа на роковую соблазнительницу из книги Мериме, а сам он сопоставляется с Хозе, то к концу поэтического цикла Кармен преображается до образа возвышенного, лучезарного и парящего. Она утрачивает низменные черты, становясь музой героя, который уже однозначно позиционирует себя как поэт. Героиня-муза отрывается от бренной земли, и с высоты ее полета «этот мир» видится ей лишь как «красный облак дыма», где остались все ее земные чаяния, «где что-то жжет, поет, тревожит и горит». Все реальное (а вместе с ним и земной лик Кармен-соблазнительницы) сгорает. И в зареве полыхающего мира окаянного возрождается иная Кармен – вдохновительница («и в зареве его – твоя безумна младость»). Новая Кармен находится в особом состоянии духа. Она полностью освобождается от всего земного, от эмоций, тревог, переживаний, достигая высшего состояния абсолютного спокойствия. Героиня-муза возносится в мир красоты и гармонии: «все – музыка и свет». Там «нет счастья, нет измен». Звучит только величественная мелодия, в которую слились отзвуки дольнего мира, и слез, и смеха: «мелодией одной звучат печаль и радость».

Изменился и сам герой-поэт. Открыв безначальную музыкальную стихию в глубинах своего духа, он из хаоса «диких», беспорядочных звуков в процессе творчества создал прекрасную мелодию стиха. Сотворенный поэтом-артистом упорядоченный в своем звучании мир и есть пристанище обновленному духу Кармен. Но без самой Кармен поэт не смог бы изведать бездны своего духа, узреть в нем народное начало, а следовательно, и сотворить гармонию стихотворного строя, и стать подлинным художником.

Новелла Мериме заканчивается трагично. И если Кармен остается верной своей мятежной натуре до конца, то внутренний мир Хозе претерпевает значительную деградацию. Для Хозе любовь – великая созидательная сила – оборачивается разрушением. Загадочная цыганка так и осталась для Наварро непостижимой тайной, он чувствовал свою с ней непохожесть.

В лирическом цикле Блока все иначе. Лирический герой выступает не только в ипостаси Хозе, но и как представитель петербургской интеллигенции, творец мира культуры и гармонии. Блоковский герой сбрасывает маску испанца Хозе, и являет свой истинный лик поэта-созидателя. Он не встает на путь нравственной регрессии, напротив, духовно совершенствуется, открывая неведанные глубины своего внутреннего мира. Любовь его к Кармен не становится губительной, ибо оборачивается созиданием и творчеством. Хозе, не сумев покорить своей власти любимую женщину, убивает ее. Поэт же возводит свою музу на иной, надбытийный, метафизический уровень, где нет места земным чувствам.

Поэт и его вдохновительница способствуют духовному преображению друг друга, они вместе создают мировую гармонию. «Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен» — говорит лирический герой о созвучии «родимого хаоса» звуков в их душах. Поэт сравнивает не Кармен с собой, а себя с Кармен – именно он, «такой», как она, в самой основе своего духа. Блоковские герои – совсем не чужие друг для друга. Поэтому если в начале цикла лирический герой сопоставлялся с Хозе, то в конце поэт уподобляется своей любимой, Кармен. Родство своих душ герои предчувствовали еще при первой встрече в театре: Кармен, «еще не угадав, не зная, не любя» лирического героя, провожает его странным взглядом. А когда спадают театральные маски Кармен — греховной красоты, и ревнивого Хозе-разбойника, пред нами предстают подлинные лики героев: Творца-поэта и его Музы-вдохновительницы, принадлежащих не «страшному» земному миру, а светлому миру искусства, осененного дивными звуками божественной музыки.

1. Стихотворения. Поэмы. Пьесы. – М., 2009.

Образ лирической героини в поэтическом цикле А. Блока «Кармен»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Образ лирической героини в поэтическом цикле А. Блока «Кармен»
Поэтический цикл «Кармен»

Выполнила:
Заварзина Наталья
Учитель:
Потапушкина И. Г.

Описание слайда:

Содержание
История создания цикла
Образ Кармен
Анализ стихотворений цикла
Вывод

Описание слайда:

Цель работы:
Выявить основные мотивы в поэтическом цикле «Кармен», показать эволюцию образа лирической героини.

Описание слайда:

История создания
Создание цикла “Кармен” относится к моменту увлечения Блоком оперной актрисой — Любовью Александровной Дельмас.

“Как редко дается большая
страсть! — но когда приходит она
— ничего после нее не остается, кроме
всеобщей песни. Ноги, руки и все члены
поют и поют хвалебную песню”.

Описание слайда:

История создания
Поэт создал, основываясь, конечно, на образе подлинной Кармен, свою собственную героиню.
Любовь Александровна Дельмас мало повлияла на формирование образа, она скорее была толчком, послужившим к созданию цикла.
На протяжении всего цикла Кармен выступает символом бушующей стихии.

Описание слайда:

Что привлекало поэта?
Видимо, именно это новое, сильное привлекало поэта, ведь образ Кармен извечно ассоциировался с бушующей страстью, жаждой жизни, бурными эмоциями. Кармен — это яркая
пылающая роза среди серого
пепла бытия, как его видел
Блок. Противоположности
тянутся друг к другу.

Описание слайда:

И так же, как Кармен — символ стихии, так и любовь Блока — стихия.
“…есть страсть — освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы”.

Описание слайда:

Эта стихия бушует и заставляет поэта забыть обо всем.

И я забыл все дни, все ночи,
И сердце захлестнула кровь,
Смывая память об отчизне…
А голос пел: ценою жизни
Та мне заплатишь за любовь!
(«Бушует снежная весна…»).

Описание слайда:

Цыганка Кармен
Кармен порывы этой бушующей стихии заставляют “менять сердца строй” и “забывать об отчизне”.
Однако, если говорить об отчизне, то у Кармен ее нет. Кармен — цыганка, а у цыган нет Родины. Они кочуют с места на место, изучая язык тех или иных народов, их обычаи.

Описание слайда:

К образу гордой цыганки задолго до Блока обращались писатели.
Стоит лишь вспомнить поэму А.С.Пушкина «Цыганы» или романтический рассказ М.Горького «Макар Чудра».

Описание слайда:

«Цыганы»
Главный герой, бежав из «неволи душных городов» к свободным цыганам, влюбляется в Земфиру и убивает её, когда та объявляет, что свободна выбирать себе спутника жизни, и оставляет его ради другого.

Описание слайда:

«Макар Чудра»
В этом рассказе изображается столкновение двух сильных личностей. Она – гордая Радда, он – непобедимый Лойко Зобар. Вольная душа цыганки не хочет покоряться. От этого Радда погибает.

Описание слайда:

«Кармен» – повторение пройденного?
С одной стороны, «Кармен» живо напоминает “Снежную маску” и “Фаину” сходными обстоятельствами создания.
Однако “Кармен” не повторение пройденного. Гимн стихийной
любви звучит здесь уже на
новом витке спирали
блоковского пути.

Читать еще:  Стихи как хобби
Описание слайда:

С другой стороны, снова чувствуется мировосприятие Блока. Для него и для Кармен:
…И этот мир тебе — лишь красный облак дыма,
Где что-то жжет, поет, тревожит и горит.
(“Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь”).

Описание слайда:

Кармен…
Роковая,
страстная,
свободолюбивая,
готовая пожертвовать всем ради сохранения своей внутренней независимости.

Описание слайда:

Образ Кармен
Образ Кармен у поэта многолик, синтетичен. Кармен — и героиня оперы Бизе, и современная женщина.
Этим и близка героиня цикла лирическому герою: «Мелодией одной звучат печаль и радость. ».

Описание слайда:

Это две творческие личности. В реальном плане она — актриса, он — поэт. Она вдохновляет его, и он видит “творческие сны”.

Когда же бубен зазвучит
И глухо зазвенят запястья, —
Он вспоминает дни весны,
Он средь бушующих созвучий
Глядит на стан ее певучий
И видит творческие сны.
(«Среди поклонников Кармен…»)

Описание слайда:

Образ Кармен
Поэт возносит ее, становясь частью ее самой.
Он признает ее независимость, ее стихийность, потому что “Он сам такой…”, он из той же стихии. И именно поэтому происходит единение Кармен и поэта, между ними существует творческая гармония.
У поэта так же, как у Кармен, нет отчизны, он также дитя стихии, он так же дик.
А стихия никому не подвластна. Это Блок подчеркивает.

Описание слайда:

Образ Кармен
В образе Кармен, помимо неподвластности, есть природная дикость, присущая цыганам.
Кармен нельзя заставить полюбить. Она искренна в своих чувствах, как ни в чем другом. Поэтому-то Блок и говорит: “О да, любовь вольна, как птица!”
Эта непокорность, одичалость, независимость навевают мотив одиночества. Героиня одинока в этом мире.
Она никому не подчиняется.

Описание слайда:

Образ Кармен
Кармен — символ стихии,
причем стихии бушующей
и неподвластной, сметающей
все на своем пути.
А любовь – также стихия,
стихия творческая, которая “таит в себе семена культуры”, та стихия, которая делает поэта таким же, как и Кармен.
Таким образом, Кармен олицетворяет собой любовь, но любовь, не обыкновенную. Эта любовь порождает “творческие сны”, но она кратковременна и разрушительна, как стихия.
Для нее шар земной “лишь красный облак дыма, где что-то жжет, поет, тревожит и горит”.

Описание слайда:

Композиция «Романа в стихах»
Цикл «Кармен» — одна из глав в сюжетном развитии блоковского «романа в стихах», а внутри этой «новеллы» есть свое самостоятельное сюжетное движение. Десять стихотворений «новеллы о любви» образуют сложную логическую зависимость, — перед читателем возникает драма души.

Описание слайда:

«Как океан меняет цвет…»
Поэт, стремясь выразить и передать это чувство во всем его величии и широте, в его грозной и неодолимой силе, обращается к образу океана, над которым собирается и готовится разразиться гроза. Этим образом, словно ключом, открывается цикл стихов «Кармен».

Описание слайда:

«На небе — празелень, и месяца осколок…»
Второе стихотворение, как и третье «Есть демон утра. Дымно светел он…», вчерне написано 24 марта 1914 года и дорабатывалось 5 апреля. Драма любви ещё не началась. Умиротворённость и покой – вот настроение этих стихов: «И в сонный входит вихрь смятенная душа».

Описание слайда:

«Есть демон утра…»
Напряжение нагнетается, и уже в последней строфе стихотворения «Есть демон утра…» мы чувствуем приближение грозы, пасторальные дымно-серые, перламутровые краски сменяются тревожным тёмным золотом, и «ночною тьмой сквозит лазурь». Трагические ноты уже врываются в лирический мотив.

Описание слайда:

«Бушует снежная весна…»
И в следующем, четвёртом стихотворении цикла буря разразилась. Снежная весна – какое тревожащее, необычное сочетание. Мотивы снега, неподвижности, холода в единении с весенним настроением, с пробуждением жизни – они и рождают симфонизм этого стихотворения.
В нём искусство актрисы сравнивается с неожиданностью стихии – бушующая весна и мятущееся чувство Кармен равно сопоставляются в стихотворении, утверждающем всепокоряющую, захлёстывающую силу искусства.

Описание слайда:

«Среди поклонников Кармен…»
Это пятое стихотворение Блоком 26 марта 1914 года. В нём – ключ к пониманию увлечения поэта Л.А. Дельмас – Кармен.
«Творческие сны» — наивысшее, что мог требовать поэт от жизни и от своего лирического героя. Это протест против всего жёсткого, наносного, это уход от «страшного мира». И далее
развивается тема страсти,
пугающей, манящей, неожиданной.

Описание слайда:

«Вербы — это весенняя таль…»
В седьмом стихотворении цикла «Вербы – это весенняя таль…» тема любви продолжает развиваться и рядом с ней нарастает тема трагическая. Написано стихотворение 30 марта 1914 года.

Описание слайда:

«Ты — как отзвук забытого гимна…»
В этом стихотворении слышатся основные мотивы будущей поэмы Блока «Соловьиный сад».
Шесть строф стихотворения проникнуты очарованием благоуханной райской тишины, где лишь «Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей». Резким, безжалостным диссонансом,
властью страшного мира звучат
здесь слова первой строфы.

Описание слайда:

«О да, любовь вольна, как птица…»
Упоение сном нарастает в девятом стихотворении, где оно уже близко к молитве. Драма любви достигла кульминации.

Описание слайда:

«Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…»
Цикл «Кармен» завершается стихотворением «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…».

«Вам этого про Вас не говорил, и Вы этого про себя, ни про меня – не узнаете и не поймёте, верно, но это так, клянусь Вам и в этом»

Описание слайда:

Вывод
Сколько самоубийств и дуэлей было из-за женщин!
Сколько горячих, благородных молодых людей простились с жизнью из-за безнадежной любви к ним!
Все они — пьяняще-обольстительны: аромат необыкновенной чувственности — неотъемлемый атрибут «серебряных» чаровниц.
Хрупкие, нежные, беззащитные с виду, гордые недотроги и одновременно манящие, зовущие, алчущие любви.

Описание слайда:

Использованная литература:
В. П. Енишерлов «Александр Блок. Штрихи судьбы»
Н. П. Крыщук «Открой мои книги»
Большая школьная энциклопедия, том 2, «Большое русское товарищество», Москва 2004
Глобальная сеть Интернет

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

  • Другое
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Текст выступления на семинаре к презентации «Музыка нас связала»

Презентация на тему «Музыка нас связала!»

Реферат «Типология синтаксических систем. Типы предложений в сопоставляемых языках.»»

Презентация по ПМ 03. МДК 03.02 на тему «Графики работы водителей»

Контрольно-измерительные материалы для СПО по дисциплине «Страховое дело»

Наполнение материалом на платформе РСДО

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе»Экскурсия на кухню детского сада»

Презентация «Моё педагогическое кредо»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5229510 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector