0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кому читает стихи пушкин на картине репина

Лицейская годовщина, или Как Пушкин экзамен сдавал

Вспоминается самый яркий день в истории Лицея – экзамен! Тот самый, с картины Репина.

Царскосельский лицей (если угодно — Сарскосельский ликей) слыл символом Александровской просвещённой России, выставкой просвещенческих достижений. Важнее, чем университет, важнее, чем академия. Просто — город Солнца, Телемское аббатство в дворцовом пригороде.

Здесь во всём чувствовался царский уровень: воспитывали будущих соратников государя, управленцев «светлого будущего». В полной мере эти надежды оправдает лишь один Александр Горчаков.

Наверное, Державин относился к своему присутствию на лицейском экзамене как к ординарной повинности — возможно, приятной, но не более. Он увядал, старел и, не имея детей, грезил о наследниках и на государственном, и на поэтическом поприще.

Так случилось, что многие сегодня знают о Державине по двум строкам из «Евгения Онегина»:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Правда, нынче массовый читатель и этих строк не знает. Скоро и «солнце русской поэзии» превратится в достояние немногих любителей словесности.

И. Смирновский «Портрет Г.Р. Державина»

В 1835 году, двадцать лет спустя, Пушкин записал свои воспоминания о том дне:

«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад».

Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию.

Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной.

Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»

Да, Пушкин, когда пришёл черёд мемуарам, писал о себе не в третьем лице, как Гаврила Романович.

Вот оно как: не успел Державин объявиться в Лицее — и сразу вопрос про нужник. Думаю, 35-летнему Пушкину, в отличие от юного Дельвига, это нравилось.

Державин не держал себя парнасцем, не был воздушным существом. Это и в лучших стихах Державина проявлялось. Пушкину нравился натурализм Державина, смачное описание собственных слабостей и грешков. Без этих мотивов непредставим стиль «Евгения Онегина». И в поздних стихах у Пушкина частенько мелькает державинское:

Да щей горшок, да сам большой.

В Лицее Пушкин ещё не вчитался в Державина, воспринимал его суть поверхностно. Он пребывал в том возрасте и настроении, когда хлебом не корми — дай поколебать основы. Иной раз под огонь молодой иронии попадал и Державин, сам того не зная. Но неполитесные замашки старого поэта Пушкину, верно, приглянулись. Да и впечатлительный Дельвиг всё-таки не до конца разочаровался в Державине. Узнав о смерти старого поэта, он сочинит длинный траурный гимн в античном стиле:

Державин умер! Чуть факел погасший дымится, о Пушкин!

О Пушкин! Нет уж великого! Музы над прахом рыдают!

Строка с упоминанием Пушкина в этом не по-державински возвышенном гимне будет повторяться до бесконечности.

…Этот эпизод вспоминали многие. К столетию Лицея Илья Репин написал одну из самых известных «литературных» картин: «Пушкин на лицейском экзамене». Фигура Державина у Репина излучает ту самую «живость необыкновенную». Сколько бы Державин ни говорил, что литература — это пустяки и баловство, а главное — насаждение законов, исправление нравов, управленческие успехи, но глаза его загорались, когда речь заходила о литературе.

Илья Репин. Александр Пушкин на акте в лицее

Старик не принял в расчёт, что Пушкин упомянул и вечного соперника — Петрова. Державина давно уже никто не ставил на одну доску с автором «Карусели». Но разве можно вести мелочные расчёты, когда звучит столь складная, осмысленная юношеская поэзия?

Писательская активность Державина в последние годы жизни поразительна. Погружаясь в собственные черновики, он, конечно, интересовался литературными новинками, хотя приноровиться к новому стилю в драмах он не мог. В последние годы, на склоне лет Державин выстроил такие громады, как «Евгению. Жизнь Званская» и «Христос». А это — избранное из избранного в наследии Державина. В ХХ веке эти произведения назвали бы поэмами. Да, в них есть срывы: в некоторых строфах Державин сплоховал.

Пушкин судил об этом беспощадно: «наш поэт слишком часто кричал петухом». Вскоре после триумфального выступления на экзамене Пушкин напишет озорную поэму «Тень Фонвизина» — разумеется, не для печати. В этой шутливой поэме появляется Державин – исписавшийся, недалёкий «татарин бритый». С юношеской жестокостью (не так ли Державин в своё время ранил Сумарокова?) Пушкин заключает:

И спотыкнулся мой Державин

Денис! он вечно будет славен,

Но, ах, почто так долго жить?

Старик, которому жить оставалось недолго, отнёсся к лицеисту куда добродушнее.

Державин не ждал от шестнадцатилетнего юноши столь зрелых, мастеровитых стихов — и поразился стройности стиха. Уж дядю Василия Львовича тот превзошёл точно.

«Мое время прошло. Теперь ваше время. Теперь многие пишут славные стихи, такие гладкие, что относительно версификации уже ничего не остается желать. Скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который уже в лицее перещеголял всех писателей», — говаривал Гаврила Романович Сергею Тимофеевичу Аксакову, ежели верить воспоминаниям последнего.

В сверкающем зале царскосельского Лицея Державин прожил свой последний звёздный час: он благословил наше литературное будущее. В садах Лицея его тень иногда бродит рядом с тенями Пушкина, Горчакова, Дельвига…

А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года

Описание картины «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»

Говоря о картине Репина «Пушкин в Лицее» , имеет смысл говорить сразу о двух работах художника. В 1910 году к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе Лицейское общество заказало художнику изображение Пушкина, читающего на экзамене в присутствии Державина «Воспоминания о Царском Селе». Чтобы помочь художнику воссоздать атмосферу, лицеисты устроили инсценировку того знаменитого экзамена.

Репин принялся за дело с размахом. Заказчики, увидев, как идет работа, изрядно удивились – они подразумевали небольшую картину, Репин же писал на огромном холсте размерами 2 на 4 метра. В итоге он написал для Лицейского сообщества картину «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» размером 123,7 х 195,5 см. Она хранится во Всероссийском музее имени Пушкина в Петербурге (см. репродукцию на этой странице). А большой холст с длинным названием «А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе»» был показан на одной из выставок передвижников. В 1933 году картину приобрел первый президент Чехословакии Томаш Масарик за 120 тысяч чехословацких крон. По сей день она находится в Праге.

Напомним о самом событии. В 1815 году в Лицее на экзамене по русской словесности присутствовал прославленный поэт Гаврила Державин. Именно тогда состоялась его встреча с юным Пушкиным. На картине воссоздана обстановка экзамена, он тянется долго и явно всех утомил. И вдруг (как же Репин любил изображать моменты, описание которых начинается со слов «как вдруг…») в центре оказывается бойкий курчавый юноша, который с неистовой страстью читает свои стихи. Друг-лицеист поэта Иван Пущин вспоминал: «Читал Пушкин с необыкновенным оживлением» . Это оживление заметно невооруженным глазом! Равно как и то, что оживился не только юный чтец.

Задремавший было Державин привстал с места и с восторгом, смешанным с недоверием, наблюдает за взволнованным юношей, полностью сосредоточенном на своем чтении. Множество лиц повернуты в его сторону, с улыбкой и интересом слушают и одобрительно смотрят на мальчика.

Композиция картины построена по классическим принципам. Главный персонаж – Пушкин – расположен в правой части холста по линии золотого сечения. Он стоит на открытом пространстве, выделяется на фоне окружающих особо светлыми оттенками – сияющее лицо, белоснежные панталоны, белые пуговицы на фраке. Слева – стол, покрытый красным сукном, цвет которого совпадает с одеждой Державина. Красный и белый узоры сочетаются также в покрытии пола. Расстояние от головы Державина – второго ключевого персонажа картины – до правого края холста разделено на две равные части линией золотого сечения, которая проходит вдоль фигуры юного поэта.

Читать еще:  33 года какая свадьба стихи

Действие происходит в большом зале с колоннами и портретом императора на заднем плане. Полукругом стоят и сидят зрители – представители аристократических фамилий, дамы в богатых нарядах, белые манишки господ. Настроение картины – радость, восторг юности, вдохновение и смелость. Экзаменационный зал озарен солнечный светом. Фигура юного поэта, кажется, сияет, она полна такой взволнованности и страсти, так динамична, что невольно веришь – этому юноше удастся всё, что он задумает.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Разбор картины. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года»

Илья Ефимович Ре́пин

И. Е. Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Холст, масло, 1911 год

А.С. Пушкин

Русский поэт, драматург и прозаик.

Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

Гавриил Державин

Русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Экзамен

Экзамен состоялся 8 января (21 января) 1815 года. Державин был уже очень стар. Экзамены шли долго, и поэт утомился. Он оживился, когда начался экзамен по русской словесности. Все лицеисты читали, разбирали и хвалили державинские стихотворения. Старик внимательно и с удовольствием слушал. Затем вышел Пушкин. Позднее он вспоминал:

Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…

«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит меня».

На последовавшем за экзаменом парадном обеде Разумовский, довольный впечатлением произведенным на гостей молодым поэтом, сказал отцу Пушкина: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…». На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».

Императорский Царскосельский лицей

Привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении М. М. Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены.Программа была разработана Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед». Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству.

Программа лицея

Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года — 4 класса по полтора года). За это время изучали следующие дисциплины:

нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 годах при лицее действовал Благородный пансион.

Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.

Описание картины Ивана Репина “Пушкин на лицейском экзамене”

Картина Ильи Репина “Пушкин на лицейском экзамене”, Фото: artchive.ru

НазваниеПушкин на Лицейском экзамене
Страна, художникРоссия, Илья Репин
Год1911
ЖанрЖивопись
НаходитсяВсероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
МатериалыХолст, масло

Картина была заказана художнику к 100 летнему юбилею Императорского лицея. Заказчики надеялись на небольшое полотно, они были удивлены размахами работы, проделанной автором. Это была картина размером два на четыре метра. Поэтому картин получилось две — полноразмерный холст с длинным названием “ А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму “Воспоминания в Царском селе”, и небольшая картина 123*195.

На полотне Репин изобразил большой актовый зал лицея, в котором в январе 1815 года проходил первый открытый экзамен. В центре зала мы видим огромное скопление людей — это ученики, преподаватели, родственники учеников и почетные гости. На экзамен были приглашены так же представители местной знати и духовенство.

На этом полотне мы так же видим знаменитого русского поэта Г.Р.Державина, который конечно же был приглашен на это событие. Для создания фигуры Державина художник долго изучал жизнь поэта, даже перечитал все его произведения.

В центре картины мы видим молодого лицеиста Пушкина, который произносит перед аудиторией свое стихотворение ” Воспоминания в Царском селе”. Сам Пушкин показан невысоким худеньким, кудрявым подростком. Его поза, розовощекое живое лицо показывает зрителем высокую степень увлечения и отдачи поэта во время выступления. Репин очень хорошо передал оживление, динамику движения и жестикуляцию юного лицеиста.

Державин восседает в центре за столом для почетных гостей. Перед выступлением Пушкина он сидел, задумчиво опустив голову. Но, услышав первые строчки стихотворения, поэт изумленно и заинтересованно подался вперед. Именно он на картине в красном мундире наклоняется ближе, чтобы лучше слышать стихи поэта.

В зале много военных в мундирах — война кончилась совсем недавно, военная одежда все еще напоминает о ней. Вся картина выполнена в ярких красках, передавая всю помпезность и торжественность события.

Читать еще:  Стихи я буду той которую нельзя забыть

В 30 годах XX века большую картину купил первый президент Чехословацкой Республики Томаш Гарриг Масарик . Посей день она хранится в одном из Пражских музеев. Картина, написанная к юбилею Императорского лицея находится во Всероссийском музее имени Пушкина в Петербурге.

Картина Пушкин на лицейском экзамене

Репин — известный художник и талантливый живописец, чьими работами до сих пор восхищаются ценители искусства. Среди его работ, выделим картину Пушкин на лицейском экзамене, с которой мы познакомились на уроке литературы.

Репин: Пушкин на лицейском экзамене

Как я уже говорил, автором картины Пушкин на лицейском экзамене является Репин — представитель русской живописи 19-20 веков. Как говорил художник, искусство присутствовало с ним всегда и никогда не покидало. Подтверждением этого являются картины. Достаточно взглянуть на его полотна, чтобы убедиться в правдивости высказывания живописца. Взять хотя бы репродукцию картины Репина Пушкин на лицейском экзамене, что лежит передо мной. Это не просто картина, это исторический факт. Здесь изображен момент сдачи экзамена в Царскосельском лицее. Был среди лицеистов и Пушкин. Это было его первое публичное выступление, которое не оставило равнодушным никого. Был в восторге и знаменитый поэт Державин, которого пригласили в экзаменационную комиссию. Этот момент и был изображен Репиным на картине Пушкин на лицейском экзамене 1815 года.

История картины

Картина Пушкин на лицейском экзамене была написана в честь столетнего юбилея Императорского лицея от Пушкинского лицейского общества, которое начало свою работу в 1899 году. Царскосельский лицей был популярен и известен своими знаменитыми выпускниками. Гордостью лицея был Пушкин, поэтому к столетию заведения многие готовили подарки в виде бюста Пушкина или фамильного издания рукописей писателя. А вот Пушкинское общество решило заказать картину у знаменитого художника Репина. Ему было предложено два сюжета. Один из них — открытие лицея, второй — это экзамены в 1815 году, где Пушкин выступал перед Державиным. Репина заинтересовал второй сюжет, который и был воплощен в жизнь.

Художник уже видел в своем воображении участников картины, представлял вельмож, сановников, профессоров, что съезжались на экзамен, но этого было мало. Он хотел как можно точнее изобразить тот день столетней давности, вот только на момент написания полотна здание лицея изменилось, да и не было известно художнику каким был зал в то время, кто там присутствовал, в чем были одеты лицеисты. Словом, художник ждал факты, которые были предоставлены Пушкинским обществом. После подробного изучения материала, Репин приступил к написанию холста Пушкин на лицейском экзамене. Для этого в одном из залов была устроена инсценировка экзамена. В ней участвовали лицеисты, директор лицея, члены общества, была жена Репина, участвовал в инсценировке и правнук Пушкина.

Интересно то, что Репин написал два варианта картины. Написать большое полотно он не успевал по срокам, поэтому была написана картина поменьше. Ее и преподнесли в качестве подарка на столетие Лицея. Второй вариант картины также был доработан и находится в настоящее время в Чехии.

Описание картины

Вглядываясь в картину Пушкин на лицейском экзамене зритель видит большой торжественный зал с большими окнами, красивым шахматным полом, высокими потолками и колоннами. Все здесь окутано торжеством и величием. Какие здесь красивые люстры, расписанные под лепнину стены, шикарные малиновые портьеры и зеркала. Зал заполнен народом. Здесь и знать, и родственники, и гости. Они заняли весь второй план. Смотришь, а в глазах аж рябит от ярких платьев, от блеска вензелей и белых манишек.

Слева замечаем длинный стол, покрытый яркой красной скатертью. За столом удобно расположилась вся администрация лицея, профессора, и сам Державин. Он в красных одеждах и настолько восхищен чтением Пушкина, что даже привстал.

В центре картины — главный герой. Это Александр Пушкин, которого художник изобразил в момент чтения стихотворения. Он находится посреди зала. Левая нога лицеиста отставлена в сторону, правая рука поднята вверх, голова запрокинута. Создается впечатление, что Пушкин в это мгновение с большим восторгом и воодушевлением читает Воспоминания о Царском селе. Все настолько реалистично, что просто замираешь перед картиной, переносясь на много лет назад. Мне очень понравилась работа художника!

Подготовка к описанию картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Презентация к уроку

Цель:

  • воспитание наблюдательности и любознательности, осуществление метапредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к личности А.Пушкина и Г.Р.Державина
  • формирование эстетических вкусов, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина;
  • развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи;
  • активизация в речи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины.

Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”

Перспективное дом. задание: учащиеся заранее заучивают отрывки из произведения Пушкина “Воспоминания в царском селе”

Ход урока

Дети получают цветные фишки (учитель определяет настроение детей перед уроком)

1. Организационный момент Вступительное слово учителя. Играет музыка Римского-Корсакова

Слово учителя: Ребята, сядьте удобно. Я вижу, что у всех настроение хорошее. Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю сегодня получить только положительные оценки (если у кого-то из детей черные или серые фишки, учитель в течение урока уделяет особое внимание ребенку, поддерживает его, помогает ему в ответах; важно, чтобы в конце у этого ребенка поднялось настроение)

2. Разминка. Учитель читает стих

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной радостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирною, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, –

Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок? (творчеству и жизни Пушкина в лицее. Знакомство с планом урока (Презентация, слайд 2)

3. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.

Беседа.

Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Расскажите, что больше вам запомнилось о жизни Пушкина в лицее?

Это было специальное учебное заведение для детей дворян. Лицеисты издавали рукописные журналы, в которых появлялись и стихи Пушкина. Режим дня. Номер комнаты — 14. Друзья Пушкина. Как обзывали Пушкина. Произведения в лицейские годы.

Что говорили современники Пушкина о его таланте?

В. А. Жуковский, известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с Пушкиным, писал: “Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Милое живое творение! Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”.

Учитель

Мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”, который изобразил событие, описанное Пушкиным.

Беседа:

  • Какое стихотворение читал Пушкин на лицейском экзамене? (“Воспоминания в царском селе”)
  • Что писал Пушкин о том экзамене?

Пушкин вспоминает об этом так: “Когда узнали мы, что Державин будет к нам, все мы волновались. Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш его очень утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности. Наконец, вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Не помню, как я кончил свое чтение, — не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал. Хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли”. Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава.

Сколько лет было тогда Пушкину? (15 лет)

Ребята, расскажите о Г. Р. Державине?

(В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием.)

Просмотр отрывка из фильма “Юность Пушкина”, режиссер Абрам Народицкий

Физминутка. Прочтите отрывок из стиха, передавая движения Пушкина? (перспективная домашняя работа: подготовить инсценировку по картине “Пушкин на лицейском экзамене”)

Анализ картины.

Прежде чем приступим к работе над картиной художника “Пушкин на лицейском экзамене” поговорим о творце этого произведения.

Беседа об Илье Ефимовиче Репине (с просмотром презентации к уроку о художнике )

— Просмотр слайда о картинах репина (во время просмотра дети вспоминают ранее виденные картины Репина. Приложение1)

— Какие сведения о художнике вы получили? (заранее подготовленный ученик)

Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью.

Читать еще:  Что означает имя надежда в стихах

— Расскажите об истории создания картины? (заранее подготовленный ученик)

В 1910 году по заказу Лицейского общества Илья Ефимович Репин приступил к работе над картиной “А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года”. Он настолько увлекся, что вместо предполагаемого маленького эскиза начал картину на большом полотне. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, которая хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). А первый вариант картины, считающийся эскизом, тоже стал самостоятельным произведением и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Правда, назвал Репин третий вариант картины очень длинно — “А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму “Воспоминания в Царском селе”. Картина побывала на передвижной выставке, потом вернулась в мастерскую, откуда в послереволюционные годы попала в частную коллекцию в Прагу.

Дополнения учителя (для разностороннего развития. (Презентация, слайд 3)

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Интересная деталь. Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства, искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения. Принцип этого закона можно увидеть и в картине И.Е. Репина “А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года”. (приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

А теперь смотрим и сравниваем полотна!

  • И.Е.Репин “А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года”. 1910, Эскиз, Холст, масло. 43×60.7 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (Презентация, слайд 4).
  • И.Е.Репин “А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года”. 1911, Холст, масло. 123,7×195,5 см, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург(Презентация, слайд 5)
  • И.Е.Репин “А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе»”. 1911 Холст, масло. 203×398 см. Частное собрание, Прага (Презентация, слайд 6, 7)

Анализ произведения живописи ( попутные записи в тетради)

— Ребята, посмотрите на репродукцию картины “Пушкин на лицейском экзамене” и попробуйте войти в картину.

— Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)

— Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина?

(Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему.)

— О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?

(В Большом зале Лицея 8 января 1815 года состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. Пушкин читал стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”)

Дополнение учителя:

(“Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина. Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову. Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо. Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли. Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом. Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился гул”. )

Словарно-орфографическая работа(Презентация, слайд 8)

  • Эполе*ты -(франц., ед. ч. epaulette, от epaule — плечо), наплечные знаки различия военнослужащих, преимущественно офицеров, генералов и адмиралов в русской и иностранной армиях и флотах.
  • Ве*нзель -от польск, wezel — узел), начальные буквы собственных имён (имени, фамилии), обычно переплетённые между собой и образующие своеобразный узор.
  • Ботфо*рты -фр.bottes fortes) — кавалерийские сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено.
  • Фрак — [нем. Frack] Верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.
  • Обшлаг — голл. opslag] Отворот на конце рукава; нижняя пришивная часть рукава.
  • Подбор синонимов (Презентация, слайд 9)
  • Иллюстрация – репродукция, картина
  • Автор – художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист
  • Герой – Пушкин, Державин, стихотворец,
  • Красный – алый
  • Молодой – юный
  • Гости – собравшиеся, родители, родственники
  • Взгляд – взор
  • Восхищение – радость, воодушевление
  • Внимание – забота, почтение
  • (Картина) чудесная – замечательная, прекрасная, безукоризненная, безупречная, бесподобная, бесценная, блистательная
  • (Настроение) восторженное – вдохновенное, взволнованное, возбужденное, воодушевленное, трепетное, упоенное
  • Триумф — победа,праздник,хвалапобеда,праздник,

Составление опорных словосочетаний и предложений. С данными словами составить словосочетания (слова в таблице). Таблицы раздаются каждому (Приложение 2)

Ответы на вопросы, требующие размышления и доказательства:

— Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?

— Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)

— Что привлекает внимание в облике Державина? (сначала засыпал потом оживился, приставил руку к левому уху, заплакал)

— Какова реакция окружающих на происходящее?(все сидят с гордыми лицами, довольными)

— Какие чувства и мысли она вызывает? (гордость за русского поэта)

Работа по готовому плану. Запись на доске (план с пропусками, заполнить недостающие пункты. (Презентация, слайд 10)

Слово о живописце

Экзамен в Лицее.

Восхищение Державина (музы*ка, второй Державин)

Илья Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге.

Свою картину “Пушкин на лицейском экзамене” Репин создал в 1911 году.

Сюжет картины исторически конкретен и достоверен. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в “окончательный курс” состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”.

Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. За столом сидят лицейские начальники и профессора в парадных формах. Все собравшиеся стеной стоят и сидят вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них торжественные и отчаянные. Спрашивают Пушкина. Поэт стоит перед экзаменатором Галичем.

В состава экзаменационной комиссии входил великий поэт Державин. Он приподнялся из-за стола, приставил к левому уху руку , удивленно смотрит на Пушкина. Гавриила Романович одет в красный сюртук.

Кажется , что голос молодого поэта звенит металлом. Правая рука Пушкина вытянута вверх, растрепанная голова с черными курдрями закинута назад. Лицо поэта торжественное и гордое. Пушкин одет в черный сюртук с красными обшлагами, белые панталоны и черные сапоги.

После прочтения стиха Державин прослезился от радости и протянул руки к Пушкину.

Мне нравится картина Репина, потому что художник достоверно передал исторические события, показал свою любовь к молодому гению.

Закрепление знаний. Обобщение. Вывод урока. Оценки.

  • Что нового вы узнали о художнике и живописи ?
  • Какая работа больше всего вам понравилась на уроке ?

А теперь покажите мне фишки снова?

Использованная литература:

  1. П.К. Боголепов, Н.В. Верховская, М.И. Сосницкая “Тропа к Пушкину” 2 издание, Москва, “Детская литература”,1974 год.
  2. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”, Том 1,2, Москва, “детская литература”.1993 год.
  3. В. Воеводин. “Повесть о Пушкине”, Ленинград, “Лениздат”,1955 год.
  4. В.С.Рождественский “Читая Пушкина”, Ленинград, “Детская литература”, 1966 год.
  5. А. Терц, А.Синявский “Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.
  6. Из материалов сайта “Газета 1 сентября”. Сочинение по картине И.Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”. Мирсаева Альбина Айратовна, учитель русского языка и литературы.
  7. Ходасевич Владислав Фелицианович “Державин”. Библиотека Мошкова. 1916 год.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector