Кому лермонтов посвящал стихи
“Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова”
Адресаты любовной лирики Лермонтова
«Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность – к женскому роду, а гнев, сумасшествие и капризы – к мужскому и среднему».
М.Ю.Лермонтов
Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям(«Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.
К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.
Стихотворение «Ответ» (1829)
Раннее стихотворение с характерным для него мотивом разочарования в любви и в жизни. В отличие от более поздних стихов сходного содержания, не обнаруживает реальной биографической основы и несет на себе печать сентиментально-романтической условности.
Варвара Александровна Лопухина
(1815-1851)
Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Встреча с Варенькой(младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году.
«Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»
Стихотворения, посвящённые Лопухиной:
«К Л.-»(«У ног других не забывал…»;
«К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»;
«К*»(«Оставь напрасные заботы..»;
«Она не гордой красотою…»;
«Слова разлуки повторяя…».
Прими мой дар, моя мадонна!
С тех пор как мне явилась ты,
Моя любовь мне оборона
От порицаний клеветы.
Такой любви нельзя не верить,
А взор не скроет ничего:
Ты не способна лицемерить,
Ты слишком ангел для того!
Она не гордою красою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной красоты.
Сушкова Екатерина Александровна (1812-1868)
• Знакомство состоялось весной 1830 в Москве у А.М.Верещагиной.
• Красивая, умная и ироничная, Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова.
• С её именем связан цикл стихов1830, посвящённый преимущественно неразделённой любви.
Сушковский цикл
(1830-1831)
Лирический дневник юноши Лермонтова:
зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделённой любви.
Основные мотивы цикла:
неразделённая любовь, память, разлука, смерть.
Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой:
• «К Сушковой»;
• «Благодарю!»;
• «Зови надежду сновиденьем»;
• «Нищий»;
• «Стансы»;
• «Ночь»;
• «У ног других не забывал»;
• «Я не люблю тебя, страстей…»
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
(«Нищий»)
Иванова Наталья Фёдоровна
(1813-1875)
Знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения. Дочь драматурга Ф.Ф.Иванова. Знакомство произошло в Москве в 1830 г.
Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встре-тил непонимание и холодность.
Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творчес кого дара и высокой ответственности за него.
Ивановский цикл
• Большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832 годов.
Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы:
стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.
Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой:
«Н.Ф.И…вой»;
«Романс к И…»;
«К***»(«Всевышний…»);
«К Н.И…….»;
«Я не унижусь…»
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену? –
Ты знала: – я тебя не знал!
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Щербатова Мария Алексеевна
(1820-1879)
• Княгиня; в первом браке за князем М.А.Щербатовым, во втором – за И.С. Лутковским.
Лермонтов был увлечён ею в 1839-40.
Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.
Щербатова высоко ценила поэзию Лермонтова; после чтения у неё «Демона» она сказала поэту: « Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака.»
По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».
Стихотворения, посвящённые М.А.Щербатовой:
«Молитва» («В минуту жизни трудную»);
«М.А.Щербатовой»;
«Отчего»
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно. потому что весело тебе.
(“Отчего”)
Анна Григорьевна Философова
(1815-1892)
• Двоюродная сестра М.М.Лермонтовой (матери М.Ю.Лермонтова), жена генерала А.И.Философова.
• Анна Григорьевна – предмет «второй» любви поэта. С её именем связывают стихотворения:
• «К гению»;
• «К…»(«Не привлекай меня красой…»);
• «Дереву».
Но я тебя молю, мой неизменный Гений:
Дай раз еще любить! дай жаром вдохновений
Согреться миг один, последний, и тогда
Пускай остынет пыл сердечный навсегда.
(“К гению”)
Евдокия Петровна Ростопчина
(1811/12-1858)
• Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо».Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года.
• Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».
Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а после отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с надписью: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841».
• На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением «Нашим будущим поэтам»; позднее она пишет стихотворения «Пустой альбом», «Поэтический день».
• Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.
Умеешь ты сердца тревожить,
Толпу очей остановить,
Улыбкой гордой уничтожить,
Улыбкой нежной оживить;
Умеешь ты польстить случайно
С холодной важностью лица
И умника унизить тайно,
Взяв пылко сторону глупца!
(“Додо”)
Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец
(1820 – 1880) , дальняя родственница поэта. Бронзовый цвет лица и черные очи. Она имела много поклонников из окружения Михаила Юрьевича. Но сам он искал в Екатерине Григорьевне милые черты Вареньки Лопухиной. И находил, что радовало его безмерно. В своем стихотворении, обращенном к Екатерин е Быховец, он написал:
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие.
Любовь и уважение к женщине – другу, товарищу, который никогда не подведет, на которого в любую минуту можно положиться, довериться, который всегда поможет, посоветует, подскажет верное решение. М.Ю.Лермонтов своим другом и советчиком мог назвать только одну женщину – В.Лопухину. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. И даже день перед дуэлью с Мартыновым провел в воспоминаниях о ней.
Кому лермонтов посвящал стихи
Любовь – всепроникающая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова. И, прежде всего, любовь к женщине, от бескорыстно-идеального “небесного” чувства до всепоглощающей любви-страсти. “Я не могу любовь определить. Но это страсть сильнейшая! Любить необходимость мне; и я любил всем напряжением душевных сил” (1831 июня 11 дня).
У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М. Ю. Лермонтов не исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи. Эти женщины любили и предавали его, они были прекрасны и жестоки, они не умели понять глубину чувств поэта и даже насмехались над ним, некоторые пронесли любовь Лермонтова через всю свою жизнь, но так и не воссоединились с ним. Кто же они – вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Лопухина В.А., Сушкова Е.А., Иванова Н.Ф., Щербатова М.А. и Быховец Е.Г.
ВАРВАРА АЛЕКСАНДРОВНА ЛОПУХИНА. Одна из самых глубоких привязанностей Лермонтова. Встреча с Варенькой – младшей сестрой друга Алексея произошла в 1828 г. Обоим было по 14 лет. Бабушка поэта Елизавета Арсеньева привезла своего ненаглядного внука Мишеля, подающего большие надежды, в Москву, чтобы подготовить к поступлению в университетский пансионат. Они поселились на Малой Молчановке. Поблизости жила семья Лопухиных: отец с сыном Алексеем и тремя миловидными дочерьми – Марией, Варварой и Елизаветой. Все вместе они дружили и виделись практически каждый день. Особенно дружен был Лермонтов с Машей и Варенькой. Первая навсегда останется его хорошим другом, а вторая станет впоследствии объектом пылкой любви. В воспоминаниях современников Варенька была “натура пылкая, восторженная, поэтическая в высшей степени симпатичная”. Она нравилась многим: тонкие черты лица, большие задумчивые глаза, в омуте которых можно было утонуть, и взгляд, ничего общего не имевший с томным, но такой манящий. Этот образ стал для Лермонтова эталоном красоты. И во многих произведениях он вольно или невольно описывает его.
Даже родинка над бровью, по поводу которой некорректно подшучивали сверстники, казалась Лермонтову лучшей в мире. У Вареньки было немало поклонников среди молодёжи, которая собиралась в доме “всеобщей бабушки” Арсеньевой, общительной и любящей веселье. По сравнению с объектом своей любви юный Лермонтов считал себя некрасивым, недостойным, блеклым и неинтересным. Ко всему прочему, Варенька была доброй, мягкой и отзывчивой. Её спокойный характер являлся полной противоположностью пылкому, порывистому и временами несдержанному Лермонтову, который иногда считал, что у него нет и не может быть шансов. Поначалу ни Лермонтов, ни Лопухина не отдавали себе отчёт в своих чувствах и не подавали виду, что начинают безудержно увлекаться друг другом. Страдал Лермонтов от этой любви немало. Впрочем, Вареньке эта любовь приносила не меньше страданий. Она жила как будто в темноте, ведь Лермонтов не давал ей никаких чётких ориентиров, то и дело ставя в тупик. То он становился холоден к ней, то относился как к другу, то вновь был охвачен страстью. Их любовь крепла постепенно, пока не переросла в зрелое чувство, в котором они друг другу так и не успели признаться. Лопухина отдала свою судьбу другому человеку, штабс-капитану Бахметеву, став госпожой Бахметевой. Она стояла у алтаря в подвенечном платье, бледная и красивая, необычайно грустная. Рука об руку с другим, которому она сказала “да”. Потому что Лермонтов не расслышал и не разгадал её “да”. Но их любовь не исчезла, она выдержала испытание временем и расстоянием. Лермонтов и Лопухина продолжали любить друг друга всю дальнейшую жизнь, не видя друг друга и почти не общаясь. Это была самая сильная любовь поэта.
ЕКАТЕРИНА СУШКОВА. В 1830 году Сушкова приехала из Петербурга в Москву. В ту пору ей было 18 лет, и она уже была ослеплена своими успехами в “свете”. На одном из блистательных балов у генерал-адъютанта Депрерадовича её заметил великий князь Михаил Павлович – родной брат императора. Он сказал в её адрес: “Она очаровательна, у неё такие изысканные манеры”. Её называли “Miss Black eyes” (“черноокой”) за жгучие, угольного цвета глаза, которые она кокетливо прятала под пушистые ресницы. Сушкова находилась в возрасте невесты и ей, конечно, хотелось устроить свою судьбу. Она намеревалась выйти замуж, не иначе, как по расчёту. Лермонтов посвящал Сушковой стихи, где выражал подлинные, искренние чувства. Она же насмехалась над ним, видела в нём неуклюжего, косолапого мальчика, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительно- насмешливой улыбкой. Она прозвала его своим чиновником по особым поручениям, отдавала ему приказания подержать свою шляпу, зонтик, перчатки. Сушкова писала в воспоминаниях: “Перчатки он часто затеривал, и я грозила отрешить его от вверенной должности”. Она знала его имя Мишель, но не знала его фамилии Лермонтов. Да и к чему было ей замечать юношу, безвестного стихотворца? В 1832 году Лермонтов, покинув Московский университет, уехал в Петербург. С поступлением в местный университет у него не сложилось, и Михаил пошёл по военной стезе, став гусаром. Там же в Петербурге спустя 4 года он снова встретился с Сушковой. Страсть вспыхнула с новой силой, но она была уже другой – мстительной и разрушительной. Сушкова всё ещё оставалась невестой на выданье, по понятиям того времени невестой перезрелой. Лермонтов не претендовал на её руку, от былой любви не осталось и следа. Он начинает ухаживать за Сушковой, ведя расчётливую игру, и впоследствии расстраивает замужество Сушковой со своим приятелем Алексеем Лопухиным. Затем пишет анонимное письмо в её адрес, что приводит к их окончательному разрыву. Екатерина не раскусила намерений поэта и по собственному признанию искренне полюбила Михаила. Она объяснилась в любви к Лермонтову, а он отомстил ей за насмешливость в ту пору, когда он так любил её. Лермонтов писал: “Я хорошо отомстил за слёзы, которые кокетство mille S заставило меня пролить 5 лет тому назад! Но мы всё-таки ещё не рассчитались, она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки”.
НАТАЛЬЯ ИВАНОВА. Когда Лермонтов и Сушкова расстались, сердце поэта стало склоняться к другому чувству. В 1930 году поэт познакомился с Натальей Федоровной Ивановой, которая стала его печальной любовью. Она была дочерью писателя Фёдора Фёдоровича Иванова. Всё случилось так внезапно и так же завершилось. Он встретил её, когда гостил у родных. Как только поэт увидел Наташеньку, его сердце стало биться быстрее: она была хороша и удивительна. Но друзьям Лермонтов не признавался в своих чувствах к ней, говоря о том, что с первого взгляда Иванова ему не понравилась – якобы она предвещала нечто плохое. А предчувствиям поэт доверял и не ошибся. Ободрённый в начале знакомства её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. В Наташеньку был влюблён Николай Обресков. Он отличался от Михаила тем, что точно знал о своих желаниях и старался их выполнить. Его решительность покорила Наталью – и девушка выбрала его. Поэт посвятил Наталье много стихотворений, пронизанных чувством горечи и обиды. Лермонтов страдал, отношения закончились разрывом. Расставание с Ивановой вызвало у Лермонтова мстительное чувство, ощущение оскорблённой гордости. Он писал в стихотворении “Я не унижусь пред тобой…”:
Любовь к Ивановой уходила, приходило столь нужное для успокоения разочарование. Но любовь не покинула оскорблённого поэта. После разрыва с Ивановой Лермонтов понял, что настоящая его любовь – это Варенька Лопухина.
МАРИЯ ЩЕРБАТОВА. Новой возлюбленной Лермонтова стала Мария Щербатова. Мария Алексеевна Щербатова была дочерью украинского помещика Алексея Петровича Штерича. В 1837 году она вышла замуж за князя Щербатова, а в 1838-м овдовела. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах, красивая и образованная. В Петербурге вела светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. Любила ли она его, поэт не знал, но готов был подарить ей всю землю. Он говорил с теплотой: “Мне грустно, что я вас люблю и знаю, что за этот лёгкий день нам придётся дорого рассчитаться”. В 1840 г. на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом, который, по словам современников, “волочился” за вдовой Щербатовой. Состоялась дуэль Лермонтова с Дебарантом, окончившаяся примирением. Однако великий князь Михаил подписал приказ об аресте Лермонтова за дуэль с Дебарантом, а в апреле 1840 г. был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказе. Между Марией Щербатовой и Лермонтовым было много общего. Как и Мария Алексеевна, Лермонтов переносит и насмешки, и зло “в гордом покое”. променяв уединённую жизнь на светские развлечения. По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство. “Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова”. Чувство самого Лермонтова к Машеньке Штерич (Щербатовой) отражено в стихотворении “Отчего”.
ЕВДОКИЯ ПЕТРОВНА РОСТОПЧИНА. Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения “Крест на скале” (1830) и новогодний мадригал “Додо”. Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года. Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 г. перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение “Я верю: под одной звездою”.
ЕКАТЕРИНА БЫХОВЕЦ. Летом 1841 года в Пятигорске Лермонтов встретил свою кузину Екатерину Григорьевну Быховец. У неё был бронзовый цвет лица и чёрные очи. По свидетельству близких поэту людей, она была очень похожа на Лопухину. Обращаясь к кузине перед самой гибелью, он искренне сказал:
Они встретились после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Она же принимала участие в похоронах.
Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь, любовь истинную и взаимную. Но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов ищет женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть, ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелёгкие минуты, будет понимать и уважать его. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь брачными узами. “Любить… но кого же? На время – не стоит труда. А вечно любить невозможно”. Любовь приносила ему горечь, разочарование и страдания, а он всё равно любил и надеялся на ответные чувства!
Библиография: С.А. Андреев-Кривич. Всеведенье поэта. Изд-во Советская Россия. Москва, 1978.
Статья подготовлена читательницей библиотеки Ларисой Петровной Н.
«Любил я трижды – трижды безнадежно»: Любовь, месть и расплата Михаила Лермонтова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как известно, каждому творцу – художнику, поэту, композитору всегда нужна муза, вдохновляющая, милая сердцу его и взору. И по большому счету женщинам-музам должны были ставить памятники рядом с монументами самим творцам. Ведь благодаря только их участию, которых поэты, писатели или художники боготворили, по ком страдали ночами, мечтая о встречах, и создано все то прекрасное, что они оставили после себя потомкам. Сегодня поговорим о женщинах-музах Михаила Лермонтова , подвигших поэта на создание его прекрасной любовной поэзии.
Очень короткий жизненный путь выпал на долю прославленного поэта, наполненный множеством любовных увлечений и разочарований — как мимолетных, так и сильных. Его постоянные светские ухаживания и интрижки были немалой частью его бурной жизни. “Он был вулканом — то спящим и молчаливым, то огненным и страстным” , что приводило всех его женщин к страданиям.
Екатерина Сушкова
Михаил с Екатериной познакомился в 1830 году в доме родственницы поэта Александры Верещагиной. Молодой 16-летний юноша сразу же проникся к девушке глубочайшим чувством любви. А та, обладая острым искрометным умом, была девицей язвительной и не упускала случая поиздеваться над ним.
К слову сказать, вела в то время Катенька в своем дневнике записи о всех своих интрижках, благодаря которым до наших дней и дошли весьма редкие сведения о поэте. Эти записи со временем переросли в мемуары, в которых содержалось много ценных сведений о Лермонтове. В 1870 году, когда Сушковой уже не было в живых, эти мемуары были опубликованы…
По описанию 18-летней столичной девицы, 16-летний поэт был мал ростом, невзрачен, коренаст и косолап, взгляд черных очей мрачен, но выразителен, нос вздернут, улыбка язвительно недобрая, а еще он был чрезмерно нервный и похожий на избалованного и злобного ребенка. И конечно же стройная, красивая, с прекрасным лицом, большими черными глазами и роскошными волосами девушка – уж точно не могла близко подпустить к себе столь нелепо выглядевшего юнца, пусть даже и без памяти в нее влюбленного. Екатерина и Михаил тесно общалась все лето 1830 года, а осенью поэт с разбитым сердцем исчез из ее жизни.
Повстречались они вновь в 1834-м в Петербурге. На то время в жизни обоих произошли большие изменения. Лермонтов был в звании офицера лейб-гвардии Гусарского полка, а Сушкова, имея закрепившуюся за ней репутацию легкомысленной кокетки, готовилась выйти замуж за Алексея Лопухина – приятеля Михаила. Родители жениха противились этому браку как могли, но, казалось, ничего уже нельзя было изменить.
Однако Лермонтов решил избавить друга от необдуманного союза. И хотя от былых юношеских чувств в его сердце не осталось и следа, он решил приударить за девицей Сушковой, некогда отвергнувшей его. Ведя расчетливую игру, он с трепетом ухаживал за Екатериной. И теперь она без памяти была влюблена в поэта, а тот лишь тешил свое самолюбие, и смаковал месть за ее насмешливость в то время, когда он так её любил. Именно тогда это чувство он излил в так называемый «Сушковский цикл»: 11 стихотворений, посвященных Катеньке.
А теперь он за глаза отзывался о ней так: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! — было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею… »
Безусловно эта интрижка расстроила свадьбу Екатерины с Алексеем Лопухиным, и поэт сразу же оставил ее: «Теперь я не пишу романов — я их делаю. — Итак вы видите, что я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство Сушковой заставило меня пролить пять лет назад. Но мы все-таки ещё не рассчитались: она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки».
Спустя несколько лет после разрыва с поэтом, Екатерина выскочила замуж за дипломата А. В. Хвостова и длительное время жила в Европе.
Наталья Иванова
В конце 1830 года поэт знакомится с Натальей Федоровной Ивановой, ставшей его печальной любовью, при том настолько, что вызывала она у поэта ” не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорблённой гордости” .
В 17 лет девушка стала предметом увлечения 16-летнего Михаила, посвятившего ей «ивановский цикл» ( 1830—1832), состоящий из 40 юношеских стихотворений, буквально пронзенных чувством горечи и обиды.
Он повстречал Наталью, будучи в гостях у родственников. Как только увидел ее, юное сердце стало биться быстрее: настолько она была хороша и очаровательна. Да и девушка вначале отнеслась к юноше с интересом, а позже Лермонтов натолкнулся на непонимание и холодность. Их только зародившиеся отношения закончились, так и не начавшись. Описывая позже портрет Натальи, Лермонтов называет её «бесчувственным, холодным божеством».
А все дело было в том, что в Наталью был влюблен Николай Обресков,
человек с запятнанным прошлым, лишенный дворянского звания, но твердо знавший о том чего хочет от жизни. При этом обладал приятной внешностью и большим самомнением. Вероятнее всего, именно его решительность покорила Наталью, и она выбрала его. А юный Лермонтов остался страдать в одиночестве, долгое время не имея сил забыть ее.
Варвара Лопухина. «Случайно сведены судьбою»
Но самые искренние и трепетные, нежные и глубокие чувства Лермонтов пережил в отношениях с Варварой Лопухиной, сестрой Алексея Лопухина. Она была “натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная; нравилась многим: тонкие черты лица, большие задумчивые глаза, в омуте которых можно было утонуть. ” . Именно этот милый сердцу образ навсегда стал для поэта эталоном красоты.
Они познакомились в подростковом возрасте, когда обоим было по четырнадцать лет. Сразу же испытав дружескую привязанность и детскую влюбленность, они пережили и страсть, и неприязнь, и ревность. Спустя годы, все это переросло в зрелое чувство, в котором они друг другу так и не успели признаться. Настоящая любовь была обоими осознана не сразу.
«Он создал сам свое страданье»
Вполне вероятно, что именно разгульный образ жизни, постоянно влюбляющегося Михаила и попадающего в любовные интрижки, и привела Варвару Лопухину совершенно с другим мужчиной к алтарю, у которого стояла необычайно грустная рука об руку, с тем другим, говоря «да». Так, повинуясь судьбе и воле родителей, Варенька, вышла замуж за богатого помещика Николая Федоровича Бахметева, при этом сгорая от любви к Лермонтову.
А Михаил, погрязший в вихре утех и развлечений, вначале и не понял, что потерял свою любовь навсегда. А когда опомнился, то никак не мог смириться с тем, что его Варенька дала обет верности другому, что она вдруг стала Варварой Бахметевой.
Это случилось в 1835 году. И вполне вероятно, что на решение Вареньки выйти замуж за Бахметьева, который был значительно старше, повлияли дошедшие в Москву слухи о том, что Михаил открыто ухлестывает за Сушковой. Поэт очень страдал, когда узнал об этом известии. Вот так, пока он тешился своей местью в Питере, в Москве потерял самое дорогое, что было смыслом его жизни.
Нежность, чистота и искренность юношеской любви зачастую остается в памяти как светлое воспоминание. А иногда бывает так, что проходя через испытания, страстью и ревностью, преображается в “жизненный луч-путеводитель”. Именно так воспринимал свою любовь к Варваре Лопухиной поэт.
«О, если б знала ты, как я тебя люблю»
Последующие годы Лермонтов и Лопухина по-прежнему любили друг друга, хотя не виделись и мало знали друг о друге. Как то в гостях поэт встретил маленькую дочку Вареньки, он долго играл с ней, а потом, выйдя в другую комнату, горько плакал. Трепетные чувства, которые Лермонтов испытывал к Варваре Лопухиной, сохранились практически до самых последних его дней. Они и нашли отражение во многих произведениях поэта.
А после его трагической гибели, Варенька, убитая горем, не имела даже возможности открыто выразить свои горькие чувства. Смерть поэта была для нее сильным потрясением, от которого она не смогла оправиться. Всего на десять лет пережила своего возлюбленного Варвара Бахметьева, на протяжении которых престарелый муж невыносимо ревновал ее даже к памяти погибшего поэта.
Екатерина Григорьевна Быховец. «Не с тобой я сердцем говорю»
Последней музой в жизни поэта была Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя его родственница. Екатерина точно знала, что тот вовсе влюблен не в нее, а в ее облик, так похожий на милое его сердцу сходство с Варенькой Лопухиной. Она искренне жалела его и была ему предана. А он даже в своих посвящениях ей честно признавался, что в “ее чертах он пытается найти черты любимой”, и что так пылко любит не ее.
Однако поэту необходим был мудрый советчик и терпеливый слушатель. Эту роль и взяла на себя Екатерина Григорьевна. Именно ей приходилось не однократно выслушивать рассказы поэта о былой любви к Лопухиной. Личностные же отношения между Быховец и Лермонтовым были далеки от любовных. Но только с ней Лермонтов мог быть настоящим и искренним. И именно она, Екатерина, была с ним в день его смерти.
В свои 27 лет Лермонтов, уже “перегорев ото всех пережитых его ранимой душой страданий”, решил испытать судьбу. Он не боялся погибнуть, казалось, смерть была для него даже желанна.
. С собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и
горьких сожалений.
Мало кому известен тот факт, что Михаил Юрьевич наряду с литературным талантом имел незаурядный дар к рисованию. Об этом читайте: Неизвестные таланты великих: Живописные пейзажи на акварелях поэта Михаила Лермонтова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
М. Ю. Лермонтов. Адресаты любовной лирики и послания к ним
Урок 35. Русская литература 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока “М. Ю. Лермонтов. Адресаты любовной лирики и послания к ним”
Сегодня на уроке мы:
· попытаемся понять, что значила любовь в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова;
· обсудим основные черты любовной лирики Лермонтова;
· узнаем, в каких женщин влюблялся поэт.
Вы никогда не задумывались о том, почему вместе с гражданской и философской лирикой изучается и любовная?
Казалось бы, разве можно сравнивать стихи, которые раскрывают жизненную философию поэта, и стихи, написанные под влиянием нежных чувств к женщине?
Сравнивать нельзя, а вот изучать нужно обязательно. Почему?
Во-первых, потому что в этих стихах раскрывается личность поэта. А в том, как он относится к своим чувствам или предмету обожания, жизненная позиция автора стихов проявляется очень ярко. Ну и в конце концов, любовная лирика очень красива и близка каждому читателю. Она куда больше волнует, чем гражданский пафос или размышления о сущности бытия.
Какой же была любовь в жизни Лермонтова? Попробуем ответить на этот вопрос.
Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов влюбился очень рано, будучи ещё десятилетним мальчиком. Бабушка тогда привезла его на Кавказ, чтобы поправить здоровье.
«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я её видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей», – писал об этом Лермонтов.
Чувство действительно было очень сильным, ведь поэт вспоминал о нём даже 5 лет спустя в стихотворении «Кавказ»:
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.
Имени этой девочки мы не знаем, зато хорошо известно имя красавицы, которая разбудила в юном поэте целый вулкан страстей. С Екатериной Сушковой Лермонтов познакомился благодаря своей кузине Александре Верещагиной.
Сушкова была эффектной светской красавицей. За яркие чёрные глаза в свете её прозвали мисс Чёрные Глаза. Вот как Сушкова писала в своих «Записках» о знакомстве с Лермонтовым:
«У Сашеньки встречала я в это время. неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой».
Надо ли говорить, что чувства Лермонтова остались безответными? Сушкову забавляли неловкие ухаживания поэта, ей нравилось дразнить его и видеть, как Лермонтов злится. Черноглазой красавице Лермонтов посвятил целый цикл из одиннадцати стихотворений, которые теперь исследователи называют «сушковским циклом».
Самое известное стихотворение этого цикла называется «Нищий». Оно написано летом 1830 года после посещения Троице-Сергиевой лавры в компании друзей. Слепой нищий у ворот лавры рассказал, как ему вместо милостыни дали камни. Этот рассказ и отразился в стихах Лермонтова.
Стихотворение состоит из 3 строф. Оно представляет собой развёрнутое сопоставление. В первых двух строфах поэт рисует образ страдающего нищего, а в третьей сравнивает с ним себя:
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Торжественное звучание стихам придают старославянизмы: «у врат», «от глада», «взор являл». Из-за этого ситуация неразделённой любви кажется исключительной и трагической. Лирический герой считает себя обманутым, растратившим впустую свои лучшие чувства.
С Сушковой Лермонтов не виделся 5 лет. Когда они встретились снова в Петербурге, Лермонтов уже стал лихим уланом, а Сушкова собиралась замуж за его приятеля Алексея Лопухина.
Родители Лопухина не хотели этой свадьбы, считая Сушкову ветреной кокеткой. Лермонтов получил возможность отыграться за свои обиды пятилетней давности и избавить друга от невыгодного брака.
Поэт стал открыто ухаживать за Сушковой. Теперь они поменялись ролями. Она потеряла голову от любви, а он хладнокровно тешил самолюбие.
В разгар их романа Лермонтов даже написал анонимное письмо её родным, в котором говорил, что Лермонтов – опасный человек, который погубит Сушкову. Этот же приём использует Печорин в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Свадьба Лопухина и Сушковой была сорвана. А вот как цинично поэт писал об этом романе своей кузине Александре Верещагиной:
«Теперь я не пишу романов – я их делаю. Итак, вы видите, что я хорошо отомстил за слёзы, которые кокетство m–lle С. заставило меня пролить пять лет назад. О! Но мы все-таки ещё не рассчитались: она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки…»
В 1830 году Лермонтов познакомился с Натальей Ивановой. Ей он посвятил целый цикл стихотворений, но его любовь вновь оказалась безответной. Наталья предпочла ему другого. В драме «Странный человек» Лермонтов описывает биографическую ситуацию. Поэт снова почувствовал себя обманутым вероломной кокеткой. Вечной любви не существует, а женщины неверны по своей природе. Мысль о том, что он обречён на одиночество, только укрепляется в поэте. Самые известные стихи ивановского цикла, пожалуй, «Я не унижусь пред тобою»:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Для Лермонтова любовь – трагическое чувство. Его любовная лирика сосредоточена на самом поэте. Он рассказывает о своих чувствах, о переживаниях, не создавая при этом отчетливого образа любимой женщины. Зачастую он говорит о любви как о воспоминании, тени прошлого.
Такую любовь-воспоминание мы видим в стихотворении «Расстались мы, но твой портрет», созданном в 1837 году.
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
Инверсия в первой строке стихотворения усиливает ощущение неотвратимости разлуки. Стихи проникнуты тоской, душа лирического героя радуется лишь «бледному призраку лучших лет». Счастье для него осталось в прошлом. Настроение лирического героя подчёркивается эпитетами: бледный призрак, оставленный храм, поверженный кумир. Кроме того, Лермонтов использует приём, который называется синтаксическим параллелизмом. Обе строфы построены одинаково. Первые 2 строки – это утверждение, которое заканчивается двоеточием. Две строки после двоеточия поясняют утверждение.
Это стихотворение по смыслу перекликается со стихотворением Пушкина «Я вас любил». Здесь тоже любовь лирического героя «ещё угасла не совсем». Её не смогли перечеркнуть новые страсти.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – всё храм,
Кумир поверженный – всё Бог!
В основе стихотворения лежит метафора: человеческая душа – это храм, любовь – это бог. И даже после расставания любовь не исчезает бесследно, продолжая озарять жизнь человека.
Первая версия стихотворения «Расстались мы, но твой портрет» была посвящёна Екатерине Сушковой, но после Лермонтов изменил и стихи, и адресата. Новым адресатом стала Варвара Лопухина, которую многие исследователи считают единственной истинной любовью поэта.
Варвара была младшей сестрой друга Лермонтова Алексея Лопухина. Близкий друг и родственник поэта Аким Шан-Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину, это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку; ей было лет пятнадцать – шестнадцать. Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей, несмотря на некоторые последующие увлечения».
Почему же Лермонтов не смог соединить свою судьбу с ней? Он уехал в Петербург поступать в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. Да и семья Лопухиных была против брака их дочери с поэтом. И не последнюю роль в этом сыграла история с Сушковой.
Так что Вареньку выдали замуж за Николая Бахметева, который был на 17 лет старше девушки. Для Лермонтова её замужество стало страшным ударом. Поэт отказывался его признавать. Например, когда Лермонтов отправлял Вареньке копию третьей редакции поэмы «Демон», он исправил посвящение. В инициалах заменил букву «Б» на букву «Л».
Образ Варвары Лопухиной-Бахметевой мы часто встречаем на страницах произведений Лермонтова. Это Вера из «Героя нашего времени» и княгиня Вера Дмитриевна из «Княгини Лиговской». У них внешность Лопухиной, немолодые ревнивые мужья, а имя отличается всего на одну букву.
Лопухиной посвящено множество стихов. Например, «Мы случайно сведены судьбою», «Она не гордой красотою. » и многие другие. Среди них и проникновенная «Молитва»:
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью, иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Тёплой заступнице мира холодного.
В стихах к Лопухиной есть необычные мотивы для любовной лирики Лермонтова. В них он говорит не о коварстве и вероломстве, а о чистой душе. Кроме того, здесь присутствует образ любви разделённой, а не отвергнутой. Но даже эта разделённая любовь трагична, потому что влюблённым не суждено быть вместе.
Даже в стихах к другой женщине мы встречаем образ Лопухиной.
В тысяча восемьсот сорок первом году Лермонтов написал стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Его адресатом стала Екатерина Быховец, которая потом вспоминала, что Лермонтов постоянно говорил с ней о Лопухиной.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
В этом стихотворении мотив одиночества достигает предела: даже наедине с прекрасной женщиной лирический герой одинок и погружён в воспоминания. Последние три строки полны тоски и безнадёжности. Лирический герой несчастен в настоящем, не видит будущего и живёт только воспоминаниями о былом.
Поэзия Лермонтова трагична, даже когда она обращена к женщине.
«Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах. Это не отвлечённая мысль, стремящаяся украсить себя цветами поэзии; нет, раздумье Лермонтова – его поэзия, его мученье, его сила», – писал Александр Иванович Герцен.
Адресаты любовной лирики Лермонтова
Вдохновительницы молодого поэта
Многие адресаты лирики Лермонтова являлись прототипами женщин, к которым поэт был не равнодушен и испытывал некую влюбленность. На протяжении всей жизни автору встречались разные по характеру и миропониманию молодые особы и многие из них разжигали в поэте огненное пламя. Несмотря на то, что в большинстве случаев Лермонтова ожидало любовное разочарование, вызванное не готовностью его избранницы разделить его чувства, автор посвящал им свои произведения, где выражал всю накопившуюся в его душе искренность и чистоту своих чувств.
При первой встрече с юным поэтом молодые особы не всегда были очарованы и повержены его чертами. Так, из воспоминаний В. И. Анненковой можно прочесть то, что первое знакомство ее с Михаилом Юрьевичем несколько ее разочаровало. Его внешний вид, хотя в ту пору он был болен, совсем не очаровали красавицу. Но за не совсем идеальными внешними качествами поэта скрывался ум и большой талант, которыми обладал не каждый молодой представитель светского общества.
Впоследствии, дослужившись до офицерского чина, Лермонтов сам признавал свои внешние несовершенства и смеялся над ними. По признаниям Е.П. Ростопчиной, влюблённой в поэта, за некрасивыми чертами скрывается пылкий ум и порядочность человека. Общаясь с Лермонтовым довольно длительное время, совсем исчезает образ низкорослого человека, одаренного необычайным складом мысли и ума. Близко знакомые с поэтом особы считали его добрым и порядочным человеком. Одна из его муз – А.О. Смирнова однажды сказала, что Лермонтов совсем не злой, а добрый, маскирующейся притворной дерзостью.
Музы и вдохновительницы таланта Лермонтова в большинстве случаев не разделяли питавших к ним чувств поэта. Все красивые произведения, адресованные им, не разжигали в них того пламени, которое пылало в душе поэта. Посвященные им произведения автор обязательно подписывал и не смотря на горечь испытанных поражений, поэт относится к своим адресатам трепетно и нежно, с некой долей чистоты и заботы. Образы прототипов лирических героинь Лермонтова не только вдохновляли поэта, но и являлись для него священными. На основании этого можно сказать, что женщины любовной лирики автора были для него друзьями, музами и вдохновительницами его таланта. К ним поэт обращается и сейчас через свои бессмертные произведения.
В. А. Лопухина
Одной из адресатов лирики Лермонтова является Варенька Лопухина. Михаил Юрьевич познакомился с ней еще, будучи подростком и сильное чувство вспыхнуло в его груди. Варвара Александровна была очаровательна и довольно умна для своих юных лет. Любовь к Лопухиной по-настоящему сильно и ярко воспылала в поэте. Это огромное чувство он пронесет через все свое творчество.
Впервые молодой Лермонтов напишет о Лопухиной в драме «Два брата», описывая ее образ высказываниями одного из героев. Знакомство с В.А. Лопухиной переменило многое в жизни молодого поэта. Он стал более весел, воодушевлен и счастлив. Все вокруг оживало, если она представала перед ним. Но, по воле судьбы, Лопухина выходит замуж за другого человека, чем очень сильно ранит влюбленную душу автора. Ей поэт посвятил целый цикл своих произведений, включающих в себя стихи и поэмы. Стихотворение: «Она не гордой красотою…» написано именно В.А. Лопухиной. В нем автор описывает простоту ее «Улыбки, речи и черты», которые покоили и влюбили в себя поэта. Страдания и горечь этого безответного чувства найдет отражения и в некоторых драмах поэта.
Е. А. Сушкова
Образ Екатерины Александровной Сушковой, с которой поэт познакомился в Москве, остался в жизни и творчестве поэта, как неудержимой кокетки, смеявшейся над влюбленностью еще юного поэта. Для нее Лермонтов написал около одиннадцати стихотворений, объединённых общим названием “сушковский цикл”. Юная влюбленность поэта в Подмосковье оборвалась на некоторое время по причине расставания с красавицей Екатериной.
При повторной встрече с Сушковой в Петербурге, автор был уже офицером, а она готовилась к замужеству с А. Лопухиным, другом поэта. Михаил Юрьевич немного ревновал Сушкову к Лопухину и даже писал его сестре, о том, что выбор ее брата легкомысленен. Своими интригами Лермонтову удалось разорвать намечавшуюся помолвку Алексея и Екатерины. Играя на чувствах других людей, Лермонтову удалось влюбить в себя Е.А. Сушкову. Через некоторое время Е.А. Сушкова выходит замуж, но не за М.Ю. Лермонтова, а за одного из известных дипломатов.
Именно Е.А. Сушковой М.Ю. Лермонтов посвящает стихотворение «Нищий». В данном произведении автор пишет о своих страданиях и чувствах к Екатерине Александровной, а также описывает ту боль, которую причинила она ему своими насмешками и обманами: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои, Обмануты навек тобою!»
А.К. Воронцова-Дашкова
Одним их любовных адресатов Лермонтова является встретившаяся на его жизненной дороге Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова. Ко времени знакомства поэта с ней, Александра Кирилловна была замужем за богатейшим человеком того времени в России.
В образе Воронцовой-Дашковой поэт увидел необыкновенный склад ума и мысли. С ней приятно была общаться практически на любые темы. Несмотря на не совсем изящные внешние черты графиня была очень остроумна и утончена, практически во всем. Ее живость заражала, оживляла и наполняла все окружающее не известной силой.
Для А.К. Воронцовой-Дашковой Лермонтов пишет одно из своих красивейших произведений “К портрету”. Данное стихотворение автор решается написать под чувством невыразимой радости от получения ею портрета автора.
В данном произведении автор стремится выразить всю красоту души графини и неповторимую живость течения ее будней. В стихотворении он сравнивает Воронцову-Дашкову с: «птичкой» и «змеёй». Автор понимает, что любить такую женщину очень сложно и практически невозможно, поэтому старается забыть ее.
А. М. Верещагина
К Александре Михайловне Верещагиной, немного родственнице Лермонтова, поэт испытывал не только родственные чувства, но и был несколько привязан к ней особой нитью. Познакомившись с ней в Москве, Лермонтов начал испытывать к ней некое влечение. Верещагина была умна и с легкостью могла овладеть той или иной ситуацией. Общение с поэтом сразу же дало Верещагиной понять, что перед ней стоит не простой юноша, а талантливый человек. В своих записках к Михаилу Юрьевичу она признавала его необыкновенный дар и говорила: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо». Признание творческой жилки Верещагиной вдохновляло и радовало М.Ю. Лермонтова. Александра Михайловна была знакома со многими произведениями талантливого поэта и бережно хранила их в своих альбомах.
По воле судьбы А. М. Верещагина выходит замуж и уезжает жить в Германию. Несмотря на свое замужество, она продолжает переписываться с Лермонтовым и хранить многие предметы о нем в своем замке, в то числе и автопортрет Михаила Юрьевича в бурке.
Верещагиной Лермонтов посвящает стихотворение «Звезда», где пишет о ней как о недосягаемом и волшебном свете, манящем к себе. В тоже время «судьбе в укор», автор понимает, что его любовь к этой женщине безнадежна и не имеет будущего.
А. О. Смирнова
Адресатом любовной лирики Лермонтова является и Александра Осиповна Смирнова. Умная, красивая, независимая и привлекательная особа была знакома со многими друзьями Лермонтова, в том числе и им самим. Согласно многим утверждениям свидетелей того времени именно образ А.О. Смирновой был прототипом известной лирической героини Минской, с которой можно встретиться при прочтении повести «Штосс», написанной талантливым Михаилом Юрьевичем. Милые черты Александры Осиповной автор подробно описал в образе героине Минской. Кроме данной поэмы Лермонтов посвятил ей небольшое стихотворное послание, на которое она ничего не ответила.
Строки послания Лермонтова гласят: «При вас я слушать вас хочу», «И я в смущении молчу». Автор понимает сто возникшее в нем чувство также не разделено его избранницей. Он пишет: «Что ж делать?», пытаясь найти ответ и поразить Смирнову своими речами и познаниями, но все тщетно. И опять его корабль не находит причала в желанной гавани.
Н.Ф. Иванова
С образом Натальи Федоровной Ивановой у молодого поэта связано нечто большее, чем обычная дружба. Поэт испытывал к ней мучительное, но огромное любовное чувство. Для нее автор «ивановский цикл» стихотворений, вошедших в его любовную лирику. Всю глубину своих чувств и привязанности к Ивановой Лермонтов выразил строками своего творения: «Я не достоин, может быть, Твоей любви: не мне судить». Образ Н.Ф. Ивановой послужил прототипом героини драмы «Странный человек», где, как и в настоящей жизни, она выбрала не главного героя, а предпочла другого.
Долгое время образ Н.Ф. Ивановой был загадкой для биографов, так как сам поэт писал только ее инициалы «Н. Ф. И.». Благодаря деятельности многих сотрудников удалось разгадать о ком идет речь и поведать миру о безответном чувстве поэта.
2896. Адресаты любовной лирики Лермонтова сочинение 9, 10 класс Русский язык
Сочинение — Адресаты любовной лирики Лермонтова. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Любовь всегда занимала свою весомую нишу в жизни поэтов, писателей, музыкантов, художников. Ни будь этого прекрасного чувства, навряд ли могли бы получиться всеми любимые и востребованные предметы искусства. Этой же участи и постиг знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
На всём его жизненном и творческом пути попадались женщины, которые могли разжечь пламя искренней и чувственной любви в сердце поэта. Однако Лермонтова не всегда ждали взаимные чувства. Попросту многие молодые избранницы, в которых влюблялся поэт не были готовы к каким-либо отношениям, а другие просто не видели в нём своего избранника. Тогда поэт и выплёскивал все накопившиеся эмоции на бумагу, наделяя каждое своё произведение глубоким смыслом и сильными душевными переживаниями.
Первый адресат, которому были посвящены многие произведения Лермонтова, была его юношеская любовь Варвара Лопухина. Девушка отличалась довольно изящной и привлекательной внешностью, а также умом, которым могли похвастаться не многие. Она была талантлива, начитанна, скромна. Лермонтов в буквальном смысле слова расцвёл с этой любовью. Но к сожалению, этим отношениям не было суждено продолжаться, Варвара вышла замуж. А молодого поэта охватила хандра и печаль. Он посвящал своей музе стихи. К примеру, «Она не гордой красотою…» было посвящено именно ей.
Вторым адресатом стала Екатерина Александровна Сушкова. С этой дамой Лермонтов встретился в Москве. Она была достаточна легкомысленна в плане чувств и частенько высмеивала любые действия Лермонтова, которые были направлены в её адрес. Однако он любил её сильной и безответной любовью, стараясь всячески обратить на себя внимания. Но увы и Екатерина также стала женой другого человека. А в её честь были написаны прекрасные произведения такие, как «Нищий» и «Сушковский цикл».
Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова ещё одна муза мастера. Она была великолепной художницей и заряжала всех своей жизнерадостностью. К сожалению, Александра была женой очень богатого и влиятельного человека. И поэт прекрасно понимал, что быть с этой женщиной ему не судьба. Стихотворение «К портрету» Лермонтов посвятил именно этой женщине.
Вариант 2
Большую часть произведений Михаила Юрьевича Лермонтова составляют любовные произведения. Все они пропитаны грустью и тоской, потому что сам поэт был несчастлив в личной жизни. Его чувства были безответными. Светские дамы не всегда находили Михаила Лермонтова привлекательным и обаятельным, поэтому некоторые из них даже смеялись над чувствами литератора. Но писатель не унывал, а выражал свои чувства в стихотворениях.
Женщина по большей части была для него вдохновительницей, другом, чем возлюбленной, так как ответного чувства Михаил Лермонтов так и не испытал.
Самая первая влюбленность молодого поэта связана с именем Варвары Лопухиной. Писатель познакомился с ней будучи подростком. Варвара была очень образованной и умной девушкой, чем и привлекла внимание поэта. Михаил Лермонтов тоже был очень образован. Девушка сделала поэта счастливее, радостнее. Но, к сожалению, Варваре Лопухиной пришлось выйти замуж за другого мужчину.
Следующей музой Лермонтова стала Екатерина Сушкова. Эта женщина вошла в его творчества как великосветская дама, которая смеялась над чувствами литератора. С этой женщиной связана и интрига, зачинщиком которой был писатель. Он узнал, что его друг, Лопухин, собирается на ней жениться. Молодой поэт намекнул товарищу, что тот поступает слишком легкомысленно. В скором это привело к разрыву между Сушковой и ее несостоявшимся женихом, но позднее девушка все-таки стала женой одного дипломата.
Видное место в данной списке занимает и Александра Воронцова-Дашкова. Эта женщина была женой очень влиятельного человека. Александра Кирилловна была очень образованной дамой, которая легко поддерживала любую беседу. Стихотворения, посвященные ей, пронизаны восхищением и очарованием женщиной. Поэт сам пришел к выводу, что любить такую женщину очень сложно, поэтому отступил.
Александра Верещагина — это одна из тех девушек, которые признавали талант и способности поэта. Она была очарована стихотворениями Лермонтова, но не любила его как мужчину. Чувство писателя опять осталось не разделенным.
В биографии поэта числиться очень много дам, которым переписываются любовные послания писателя. Его стихотворения о любви пронизаны то грустью, то очарованием, то драматизмом, то почтением. Это зависит от персоны, которой они были посвящены, поэтому очень важно знать биографию поэта, чтобы анализировать его труды.
Сочинение Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова
В стихах Лермонтов, конечно, обращался к своим очаровательным современницам. Я приведу самых заметных его возлюбленных.
Стихи «К Л.» (Подражание Байрону) посвящены Лопухиной Варваре – сестре его товарища. Его чувства к ней зародились ещё в юности, а сохранил он их до самой смерти, но они так и остались неразделёнными. В одном из этих стихотворений «У ног других…» Михаил признается, что никогда её не забывал. Она была мечтательной, эмоциональной, не красавицей, но очень обаятельной и одухотворенной.
А Верещагина Анна с юности верила в блестящее будущее Миши, поддерживала его, а он просит её в стихотворении «Я дни мои…» стать ему ангелом смерти.
Далее, Сушковой Катерине посвящен цикл стихов «К С». Из одноименного стихотворения мы узнаём, что именно разлука зажгла в Михаиле страсть к своей ироничной знакомой. Катерина вдохновила поэта на такое, к примеру, стихотворение из упомянутого цикла как «Расстались мы…».
А вот Александра всегда строго смотрела на влюбленного поэта, что он подчеркнул в стихотворении «А.О.Смирновой».
Также адресатом лирики является Иванова Наталья – знакомая Михаила Юрьевича. Эта дочь драматурга подарила поэту лишь холодность, отношения складывались тяжело, закончились для поэта его оскорбленной гордости и даже мыслями о смерти. Это отразилось в стихотворении «Я не унижусь пред тобою», где название само о многом говорит.
В Воронцову-Дашкову поэт сам старался не влюбиться, ведь он пишет в стихотворении «Как мальчик…», что она очень переменчива, взаимные чувства для неё страшны, как цепь.
Также повлияла на творчество поэта Мария Щербатова – молодая вдова, которая хорошо отнеслась к поэту, хотя непонятно, любила ли она его по-настоящему. Ей он посвятил стихотворение «На светские цепи», где говорит о ней, как об удивительной женщине.
Перед отъездом на Кавказ Лермонтов подарил свой альбом со стихами Евдокии Растопчиной, которой он давно был увлечен. Ей он посвятил строки «Я верю: под одной звездой…».
Адресаты лирики Михаила Юрьевича – очень разные женщины с разным отношением к нему, но все они вдохновили его на прекрасные стихи, полные то радости, то страдания.