0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кому посвящается стих я помню чудное мгновенье

Кому А. С. Пушкин посвятил Я помню чудное мгновень

Кому А.С. Пушкин посвятил «Я помню чудное мгновенье. «

Кто была музой поэта Александра Сергеевича Пушкина в творении его самого известного гениального произведения «Я помню чудное мгновенье…»? Кому поэт посвятил одно из самых дивных своих творений?
До сих пор считалось, что истинным адресатом «Я помню чудное мгновенье…» была русская мемуаристка Анна Петровна, урождённая Полторацкая (11.II.1800 – 27.V.1879 г.), Керн после первого (8.I.1817 г.) и Маркова-Виноградская после второго (25.VII.1842 г.) браков. Однако в настоящее время эта версия подвергается сомнениям со стороны многих литературоведов-пушкинистов и признаётся несостоятельной.
Поводом для сомнений послужили личные воспоминания А.П. Керн о расставании с А.С. Пушкиным 19 июля 1825 года в «Тригорском» – имении её тётушки Прасковьи Александровны Осиповой в Псковской губернии России. Вспоминая об этой встрече, в своих мемуарах [Керн (Маркова-Виноградская) А.П. Воспоминанье. Дневники. Переписка (Сост., вступ. ст. и прим. А.М. Гордина. – М.: Правда, 1989. – 480 с., 8 л.ил.) она пишет буквально следующее: «…Он пришёл утром и на прощанье принёс мне экземпляр 2-ой главы Онегина (? 1-ой главы, напечатанной в феврале 1825 года), в ненарезанных листах, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье…» и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю…».
Из воспоминаний явствует следующее: А.С. Пушкин, обнаружив, что письмо со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…» попало в руки А.П. Керн, «долго смотрел» на неё, как будто бы не знал, что ему делать; поэт «судорожно выхватил» письмо из её рук и «не хотел возвращать» его ей; она практически «насилу выпросила» письмо назад; её удивил поступок поэта.
Эти воспоминания не отвечают, а, скорей, порождают множество разных вопросов у читателей. Почему А.С. Пушкин неожиданно вырвал письмо с поэтическим даром из рук своей любовницы А.П. Керн, если оно было предназначено для неё?! Может, он по какой-то причине передумал дарить ей свои творения?! Тогда почему он не отнял у неё и подаренную ей главу романа «Онегин»?! Что заставило совершить его этот несвойственный для него поступок? Ведь доподлинно известно, что А.С. Пушкин всегда отличался тем, что щедро раздаривал свои произведения их адресатам, а тем более своим возлюбленным и любовницам. Известно, что прямым или косвенным образом он посвятил произведения более чем 137 женщинам, с которыми был в любовных отношениях, и в основном все они получили от него адресованные им поэтические дары. Может быть, дело – совсем в другом?! Может, А.П. Керн не была истинным адресатом этого творения?! Может быть, после расставания с ней А.С. Пушкин надеялся передать письмо с поэтическим даром другой своей возлюбленной, а получилось не так, как задумал он?! Ведь А.С. Пушкин всегда отличался донжуанством и любвеобильностью. Известно множество его любовных романов и похождений с различными женщинами. Тогда кому из них поэт посвятил это творение?
Тем более что в тот период жизни у А.С. Пушкина такая возлюбленная в действительности была. Ею была Анна Алексеевна, урождённая Оленина (11.VIII. 1808 – 27.V.1888 г.), после замужества – Ландро (графиня де Ланженрон). Она была дочерью дворецкого художника Алексея Николаевича Оленина и Елизаветы Марковны, урождённой Полторацкой (тети А.П. Керн).
Интересно, что в жизни этих двух женщин (А.П. Керн и А.А. Олениной) наблюдается ряд удивительных совпадений: обеих звали – «Анна»; они были двоюродными сёстрами; первая их встреча с А.С. Пушкиным произошла на балу в доме Олениных в Петербурге в 1819 году. А теперь ещё камнем преткновения для них стало творение поэта «Я помню чудное мгновенье…».
Давайте проанализируем это произведение. Психологически оно тесно переплетается с серией стихотворений, адресованных его возлюбленной Анне Олениной: «Предчувствие», «Ты и вы», «Её глаза», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», написанных в 1828 г. (дата вызывает сомнение; думаю, что поэт написал эту серию стихов в период с 1825 до 1828 гг., будучи влюблённым в неё; в 1828 г. А.С. Пушкин, получив отказ от семьи Олениных выдать дочь замуж за него, увлёкся другой женщиной – Наталией Николаевной Гончаровой, впоследствии ставшей его возлюбленной и женой; в 1828 г. поэт редактировал стихи, готовя их к изданию в 1829 г.).
О первой своей встрече с Анной Керн поэт писал [Керн (Маркова-Виноградская) А.П. Воспоминанье. Дневники. Переписка (Сост., вступ. ст. и прим. А.М. Гордина. – М.: Правда, 1989. – 480 с., 8 л.ил.)]: «Вы выглядели такой невинной девочкой; на вас было тогда что-то вроде крестика, не правда ли?» Советский пушкиновед Т. Цявловская в Примечании [Собрание сочинений в 10 томах. М., «Худ. Лит.», 1974] пишет, что в первом катрене «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкин вспоминает свою первую встречу с Анной Керн в 1819 году на балу в доме Олениных в Петербурге. Так ли это на самом деле?! А может, поэт вспоминает свою первую встречу с Анной Олениной, которую тоже встретил в то же время, на том же балу?!
Давайте подумаем, что означает эпитет «гений чистой красоты» и кому из этих двух женщин он больше всего соответствует?! Этот эпитет обозначает «явление непорочной красоты».
Была ли Анна Керн наделена столь прелестной красотой, описанной в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…»?! Сохранился портрет А.П. Керн. Конечно, не спорю, она была миловидной, но красота её далеко «не эталонна». Вот эпитет А.С. Пушкина, характеризующий главную героиню романа «Онегин» Татьяну Ларину, прототипом которой была девятнадцатилетняя А.П. Керн: «…не тороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого до всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей…», «…беспечной прелестью мила…». Где здесь хоть одно слово о красоте?! Была ли Анна Керн чистой, непорочной в свои 19 лет, если она уже в неполных 17 вышла замуж за старого генерала Е.Ф. Керна, а в 19 уже была уличена в различных любовных похождениях со знакомыми и друзьями А.С. Пушкина?! А потом могла ли такая распутная женщина быть возлюбленной поэта?! Быть любовницей для удовлетворения его физических потребностей, конечно, могла, но возлюбленной, думаю, что нет. Не забывайте, А.С. Пушкин был настоящим мужчиной, да ещё – с примесью, как говорил он сам, «музульманских кровей». Вспомните, что произошло, когда до него дошли слухи о любовной связи с Дантесом его возлюбленной – супруги Натальи Гончаровой?! Дуэль… Другое дело – его любовница Анна Керн, которая никогда не была его возлюбленной. Из переписки А.С. Пушкина с друзьями явствует, что он совершенно спокойно относился к фактам измены Анны Керн с его знакомыми и друзьями. Сам поэт называл её «вавилонской блудницей». И даже тогда, когда Анна Керн ушла от своего мужа в надежде, что А.С. Пушкин предложит ей руку и сердце, поэт оставался совершенно безучастным и равнодушным к её судьбе.
Другое дело гений одиннадцатилетней девочки Анны Олениной, явившийся поэту на балу в доме Олениных в Петербурге в 1819 году. Во-первых, она была «эталонно» красива, а во-вторых, она была непорочна, чиста в прямом смысле этого слова. Замечу, что уже тогда одиннадцатилетняя Оленина поразила А.С. Пушкина своей необычной красотой и, особенно, своими красивыми глазами. Впоследствии поэт очень привязывается к ней: становится её настоящим другом, часто посещает её, пишет для неё и читает ей свои сказки. В 1825 году прелестная семнадцатилетняя Оленина становится самой юной фрейлиной царского двора. Уже тогда безумно влюблённый в неё А.С. Пушкин пытается добиться её расположения. Поэт пишет ей ряд самых прекрасных своих творений: «Предчувствие», «Ты и вы», «Её глаза» и, конечно же, «Я Вас любил: любовь ещё, быть может…», в которых с очарованием и восторгом описывает её красоту. Безумно любя своего адресата, он характеризует Анну Оленину как «ангел кроткий, безмятежный» (в «Предчувствие») «с глазами неги и мечты» (в «Её глаза»). Эпитеты «мимолётное виденье», «гений чистой красоты» (в «Я помню чудное мгновенье…») лишь дополняют логическую цепочку определений влюблённого поэта, характеризующих его возлюбленную. Но, к великому сожалению, Анна Оленина видит в нём лишь друга семьи и не воспринимает его как возлюбленного. И когда в 1828 году А.С. Пушкин официально просит руки Анны Олениной у её родителей, то получает отказ от её матери. Потом долго не может забыть это. И только позже в 1833 году в альбоме Анны Олениной под когда-то написанным ей стихотворением «Я Вас любил: любовь ещё, быть может…» разочаровано приписывает «давнопрошедшее». Но разлюбил ли поэт её на самом деле?! Тоже вопрос?! Думаю, что нет. А.С. Пушкин был настоящим мужчиной со всеми присущими ему сильными и слабыми сторонами. Об этом свидетельствует дуэль и смерть поэта. Возможно, что это была последняя отчаянная попытка однажды уязвлённого мужчины обратить на себя внимание когда-то любимой женщины.
Таким образом, анализ личных воспоминаний А.П. Керн, изложенных в её мемуарах, о том, как попало стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» ей в руки, анализ этого творения на соответствие эпитетов, данных поэтом в первом катрене, двум его адресатам (А.П. Керн и А.А. Олениной), а также анализ психологической связи между «Я помню чудное мгновенье…» и другими творениями, написанными поэтом А.А. Олениной, доказывают, что истинным адресатом творения «Я помню чудное мгновенье…» является возлюбленная А.С. Пушкина – Анна Алексеевна Оленина.
А теперь давайте попробуем логически восстановить цепочку всех событий, происшедших 19 июля 1825 года – в день расставания А.П. Керн с поэтом А.С. Пушкиным в имении её тётушки П.А. Осиповой «Тригорское» в Псковской губернии России, ставший злополучным для стихотворения «Я помню чудное мгновенье…».
1825 год… Судьбоносный год для поэта А.С. Пушкина, ведь исполняется семнадцать лет его возлюбленной Анне Олениной, и он собирается объясниться с ней в любви, предложив ей руку и сердце. В июле этого года (не позже 19 числа) влюблённый поэт, находясь в ссылке в фамильном имении «Михайловское» в Псковской губернии России, пишет для неё свое самое талантливое творение «Я помню чудное мгновенье…», надеясь при первой же появившейся возможности переслать его ей.
В июле 1825 года в имении своей тёти П.А. Осиповой «Тригорское» в Псковской губернии России гостит Анна Керн. А.С. Пушкин, будучи в ссылке в «Михайловском», часто наведывается в соседнее имение, где встречается с ней.
19 июля 1825 года Анна Керн собирается уехать домой в Ригу (Латвию) к мужу генералу Е.Ф. Керну. Об этом знает А.С. Пушкин. Он хочет проводить её из «Тригорского» и при встрече вручить посвященную ей только что напечатанную первую (а не вторую, как пишет А.П. Керн в своих мемуарах; в феврале 1825 года была напечатана только первая) главу романа «Онегин» в ненарезанных листах, в котором она была прообразом главной его героини Татьяны Лариной.
С этой целью А.С. Пушкин выезжает из «Михайловского» в «Тригорское» в экипаже, запряжённом лошадьми. Понятно, какими в то время были сельские дороги в Псковской губернии России?! Кроме первой главы романа в стихах «Онегин», адресованного А.П. Керн, А.С. Пушкин берёт в дорогу ещё и письмо с творением «Я помню чудное мгновенье…» в надежде передать его своей возлюбленной Анне Олениной. Чтобы не помять письмо в пути, он вкладывает его между ненарезанными листами первой главы романа, надеясь изъять письмо оттуда перед самой встречей с А.П. Керн. Ведь известно, что А.С. Пушкин всегда отличался своей аккуратностью, поэтому он не мог поступить иначе. Что было бы с письмом, если б он положил его, например: в карман своего камзола?! Оно непременно помялось бы в дороге. В силу накопившейся усталости в результате бессонной ночи (поэт накануне работал над своим стихотворением «Я помню чудное мгновенье…») и переезда из «Михайловского» в «Тригорское» А.С. Пушкин забывает своевременно изъять письмо из листов главы романа «Онегина», и оно случайно попадает в руки Анны Керн. Думая, что письмо адресовано ей, она читает его и пытается положить поэтический дар в свою шкатулку для писем. Увидев это, А.С. Пушкин вначале растерялся, а потом, осознав, что совершил ужасную ошибку, пытается исправить её: вырывает письмо из рук Керн и прячет его. Но было уже поздно, она прочитала письмо и могла обвинить его в непорядочности и неверности в отношениях с ней. И под натиском просьб и молений Анны Керн поэт уступает ей.
Так по иронии судьбы письмо с бесценным творением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», адресованное возлюбленной Анне Олениной, оказывается в руках другой его женщины – любовницы Анны Керн.
В заключении хочу сказать, что музой Александра Сергеевича Пушкина в творении самого известного гениального творения «Я помню чудное мгновенье…» была его возлюбленная Анна Алексеевна Оленина. Я часто думаю, что было бы, если бы это величайшее творение поэта попало в руки его возлюбленной в 1825 году?! Может быть, совсем по-другому сложилась бы судьба величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?!

Читать еще:  Как здорово стихи

(Р.А. Шерланов, г. Нукус, отредактировано — октябрь 2011 г.)

Анна Керн или Елизавета Романова

Кому посвятил, великий Александр Пушкин, бессмертное стихотворение «Я помню чудное мгновенье»- Анне Керн или императрице Елизавете Алексеевне??

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Это стихотворение не может быть посвящением Анне Керн, по следующим причинам:

То, что А. С. Пушкин не дарил Анне Керн свой автограф «Я помню чудное мгновение», перед её отъездом из Тригорского в Ригу, который состоялся 19 июля 1825 года, видно из её воспоминаний: «Я должна была уехать В Ригу вместе с сестрой Анной Николаевной Вульф. Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-ой главы «Онегина» в неразрезанных листах, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый листок бумаги со стихами:»Я помню чудное мгновенье. «. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический набросок, он долго на меня смотрел, потоми судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю». Разве видно из всей картины, что стихи посвящены ей? Почему смелый с дамами Пушкин, накануне имевший интимное свидание с Керн, торжественно не преподнес ей стихотворение, а судорожно выхватил из ее рук? Не потому ли, что листок этот совсем не поэтический подарок ей и вообще к Керн не относится?
Образ героини стиха, совершенно не соответствует образу, который описывает Пушкин в письмах к друзьям, где он называет А. Керн «Вавилонской блудницей». (значит было за что). То есть неоправданна постановка знака равенства, равно как и отождествление «гения чистой красоты» с реальной биографической Анной Петровной Керн. В тот момент, когда она в Тригорском встретилась с Пушкиным, это — женщина, оставившая своего мужа и пользующаяся довольно двусмысленной репутацией. В общем, такая женщина не может быть для Пушкина, великого поэта, да и вообще совершенно нормального мужчины — «чудное мгновение», «мимолетное виденье», «гений чистой красоты»!
Дальнейшие три строфы стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта — его изгнание. Тяжелое время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время «томления грусти безнадежной» в душе поэта. Но в тоже время, в этот период, вся жизнь Пушкина была наполнена страстными увлечениями другими женщинами. Не смотря на эти любовные развлечения, были у поэта моменты отчаяния («Без божества, без вдохновения») Жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл. Значит он тосковал не о А. Керн, потому что подобных женщин всегда было много в его жизни, а о женщине недосягаемой, о божестве, о гении чистой красоты. И такой женщиной в жизни Пушкина была божественная императрица Елизавета Алексеевна.

«. Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь».

Такие строки, после возвращения из ссылки, Пушкин мог посвятить НЕ «вавилонской блуднице», как он называл А. Керн, а женщине, которую он любил всю жизнь только душой, а не телом, как он любил женщин, которыми увлекался на короткое время, которых добивался и быстро менял на других. Таким женщинам он посвящал другие стихи, «без божества, без вдохновенья, без мимолетного виденья», например, как это, — «К ней» —

«Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку,
Я вяну, прекрати тяжелый жизни сон;
Скажи. увижу ли. на долгую ль разлуку
Я роком осужден?
Ужели никогда на друга друг не взглянет,
Иль вечной темнотой покрыты дни мои?
Ужели никогда нас утро не застанет
В объятиях любви?
Эльвина, почему в часы глубокой ночи
Я не могу тебя с восторгом обнимать,
На милую стремить томленья полны очи
И страстью трепетать?
И в радости немой, в блаженствах упоенья
Твой шепот сладостный и тихий стон внимать,
И в неге в скромной тьме для неги пробужденья
Близ милой засыпать?

У великого русского гения А. С. Пушкина, не может быть много маленьких муз из простых, земных, доступных женщин, которых в его жизни было большое количество. Его настоящей Музой, единственной и недосягаемой, о которой он грезил всю свою жизнь, могла быть женщина божественной красоты, ( но не Керн, не отличавшаяся красотой), «гением чистой красоты»( но не Керн, пользовавшаяся сомнительной репутацией), женщина на порядок выше остальных и по красоте, и по статусу, и по своей добродетели в глазах поэта Пушкина. Это была императрица Елизавета Алексеевна Романова, жена Александра I. Только такой женщине А. Пушкин мог посвятить свое стихотворение «Я помню чудное мгновение»!
Какой была Елизавета Алексеевна? Сохранилась много словесных портретов в воспоминаниях современников.
Екатерина II писала об Элизе — «обладает чрезвычайно нежным голосом, который проникает вам в душу. Это сирена».
К. Я. Протасов (воспитатель Александра I ) — «Черты лица её очень хороши. физиономия пресчастливая, она имеет величественную приятность, рост большой. Все её движения, привычки имеют нечто особо привлекательное. в ней виден разум, скромность, пристойность во всём её поведении, доброта души ея написана в глазах».
Графиня Варвара Головина — «Она едва касалась земли, воздух играл ее волосами. её ангельское лицо, стройная грациозная фигура, лёгкая поступь заставляли каждый раз восхищаться».
Императрица Мария Федоровна (свекровь Елизаветы) — «Она не только хороша собой, но во всей её фигуре есть особая привлекательность, которая способна возбудить любовь к ней. Она чаруют обходительностью и чистосердечием».
Эти высказывания создают образ ангельски-воздушного, чистого душой небесного создания с нежным голосом, светловолосого существа, женщины, достойной возвышенной и чистой любви. Не случайно Адам Чарторыжский сказал Александру I об Елизавете Алексеевне: — «Богинь не целуют, им поклоняются».
Любовь, достойную Богинь, императрица встретила У поэта Александра Пушкина.
Первая встреча Пушкина с Елизаветой Алексеевной произошла в Царскосельском лицее:

«В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.

Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.

Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.»

После отъезда Елизаветы Алексеевны, осенью 1916 г. из Царского села в Петербург, Пушкин пишет стихотворение «Осеннее утро», полное горечи и тоски:

«Уж нет ее. я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной;
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее — и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный. —
Уж нет ее. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою. —
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы. до сладостной весны!»

Читать еще:  Стихи о том что внешность не главное

Стихотворение «Прощание» написано накануне его женитьбы, после смерти Елизаветы Алексеевны. Вдохновенный елизаветинский стиль: «образ милый», «дальняя подруга». Но главное — содержание. Поэт говорит с умершей, единственной любимой, прощается с нею, как с живой, «перед заточением» — перед уходом в плен семейной жизни. Она мертва, но жива любовь к НЕЙ. И он ощущает себя не будущим мужем другой, а Её овдовевшим супругом. Здесь видны отношения давние и непреходящие, много лет обласканные его стихами, неподвластные смерти.

«В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
“Бегут меняясь наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальная подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.»

И вот, как Пушкин , пророчески предсказывая свою смерть от каменного рукопожатия силы и власти, прощается со своей единственной и большой любовью, с Любовью всей своей жизни:

«О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые,
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы, —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

Явись, возлюбленная тень,
Как ты была перед разлукой,
Бледна, хладна, как зимний день,
Искажена последней мукой.
Приди, как дальная звезда,
Как легкой звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне все равно, сюда! сюда.

Зову тебя не для того,
Чтоб укорять людей, чья злоба
Убила друга моего,
Иль чтоб изведать тайны гроба,
Не для того, что иногда
Сомненьем мучусь. но, тоскуя,
Хочу сказать, что все люблю я,
Что все я твой: сюда, сюда!»

Через всю жизнь и творчество Александра Пушкина, прослеживается один божественный женский образ, его тайная и безнадежная любовь, которая дарит ему вдохновенье всю его жизнь, и тягостное забвенье, когда он теряет её из вида.

В начале мая 1829 года Александр Сергеевич Пушкин отправлялся из Москвы на Кавказ. Первое, что он сделал по дороге на юг, заехал в Белев, который был ему совершенно не по пути. Поэт сообщил всем, что едет туда якобы для встречи с генералом Ермоловым. Однако он знал, что именно в Белеве похоронено сердце его таинственной возлюбленной. Пушкин пережил опальную императрицу на одиннадцать лет. Он так и не узнал, вспоминала ли о нем перед смертью одна из самых прекрасных женщин в российской истории. Женщина, которой суждено было стать таинственной музой великого русского поэта.

«Снова над Невой встаёт алая заря,
Нежно золотя окна Зимнего дворца,
Разливаясь брызгами, балтийских плёсов, янтаря,
В бездонных глазках её юного лица.
Елизавета — гений чистой, небесной красоты,
Муза вдохновенья великого русского поэта.
Елизавета — любовь несбывшейся мечты,
Небесное виденье Пушкинского сонета».

Две музы одного романса: кто вдохновил Пушкина и Глинку на создание шедевра «Я помню чудное мгновенье»

То, что Глинка написал романс на стихи Пушкина, на самом деле очень символично. Критик В. Стасов писал: «Глинка имеет в русской музыке такое же значение как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба – глубоко национальные и черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». На стихи Пушкина Глинка написал 10 романсов. Многие исследователи объясняют это не только личным знакомством и увлеченностью творчеством поэта, но и сходным мироощущением двух гениев.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, первая встреча с которой состоялась в 1819 г, а в 1825 г. знакомство возобновилось. Спустя годы чувства к девушке вспыхнули с новой силой. Так появились знаменитые строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты».

Спустя почти 15 лет состоялась еще одна знаковая встреча: композитор Михаил Глинка познакомился с дочерью Анны Керн, Екатериной. Позже в письме он рассказывал: «Она была нехороша, даже нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство. все более и более меня привлекали. Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей… Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее. Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла».

Впоследствии Анна Петровна Керн написала воспоминания об этом времени: «Глинка был несчастлив. Семейная жизнь скоро ему надоела; грустнее прежнего он искал отрады в музыке и дивных ее вдохновениях. Тяжелая пора страданий сменилась порою любви к одной близкой мне особе, и Глинка снова ожил. Он бывал у меня опять почти каждый день; поставил у меня фортепиано и тут же сочинил музыку на 12 романсов Кукольника, своего приятеля».

Глинка намеревался развестись с женой, уличенной в измене, и уехать с Екатериной Керн за границу, сочетавшись тайным браком, но этим планам не суждено было осуществиться. Девушка была больна чахоткой, и они с матерью приняли решение уехать на юг, в украинское поместье. Мать Глинки была решительно против того, чтобы он сопровождал их и связывал свою судьбу с Екатериной, поэтому она сделала все возможное для того, чтобы композитор простился с ней.

Глинка остаток дней прожил холостяком. Екатерина Керн долгое время не теряла надежды на новую встречу, но Глинка в Украину так и не приехал. В 36 лет она вышла замуж и родила сына, который позже написал: «Она вспоминала Михаила Ивановича постоянно и всегда с глубоким горестным чувством. Очевидно, она его любила до конца своей жизни».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

«Я помню чудное мгновенье»: стихотворение Пушкина и романс Глинки

А.С. Пушкин, «Я помню чудное мгновенье». Кому посвящено это стихотворение? История создания. Анализ произведения по плану: жанр, размер, тема, основная идея, средства художественной выразительности. Слушать романс Глинки. Текст, слова и музыка.

«Я помню чудное мгновенье» — одно из известнейших стихотворений А.С. Пушкина, написано в ссылке в Михайловском летом 1825 года. Впервые опубликовано в 1827 году.

На самом деле это стихотворение называется «К***». Поэт посвятил его Анне Петровне Керн (1800–1879), с которой был знаком ещё по Петербургу, а затем вновь встретил уже в Михайловской ссылке.

Содержание

Полный текст

К***

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.

Анна Керн на рисунке Пушкина, 1829 год

Краткий анализ стихотворения

История создания. Стихотворение написано Пушкиным в 1825 году в ссылке в Михайловском, где он вновь встретил Анну Керн, которую полюбил несколько лет назад в Петербурге.

Жанр — любовная лирика.

Размер — пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Тема — чувство любви, которое возвышает и облагораживает человека.

Композиция. Стихотворение можно условно разделить на три части. В первой строфе лирический герой вспоминает, как был влюблён в героиню и какие чудесные чувства испытывал при этом. Жизнь казалась ему исполненной глубокого смысла. Со второй по четвёртую строфу описываются страдания героя вдали от возлюбленной: он почти забыл о своей любви, жизнь его была мрачной и бессмысленной. В пятой и шестой строфе он вновь встречает свой «гений чистой красоты» и переживает духовное возрождение.

Основная мысль. Любовь наполняет жизнь человека смыслом, делает его лучше, открывает душу прекрасному. Тяготы жизни порой заставляют забыть об этом глубоком чувстве, но любовь продолжает теплиться в душе, готовая однажды возродиться и напомнить человеку о его высоком предназначении.

Выразительные средства, которые Пушкин использует в этом произведении:

  • Метафора: «Душе настало пробужденье», «бурь порыв мятежный».
  • Олицетворение: «Воскресли. слёзы и любовь».
  • Сравнение: «Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».
  • Эпитеты: «Небесные черты», «мимолётное виденье».
  • Лексический повтор: Дважды повторяются строки «Как мимолётное виденье, / Как гений чистой красоты». В четвёртой и шестой строфах упоминаются «И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слёзы, и любовь».

Пушкин и Анна Керн. Рисунок Нади Рушевой

Пушкин и Анна Керн: любовь и не только

Александр Сергеевич впервые познакомился с Анной Керн (урождённой Полторацкой) в 1819 году в Петербурге. Молодая красавица в ту пору уже была замужем за генералом Ермолаем Керном, однако возрастного супруга, по собственному признанию, никогда не любила и не уважала.

Пушкин и Керн впервые встретились в доме её тётки Елизаветы Олениной. Поначалу «грубоватый» Александр Сергеевич не понравился Анне Петровне, но после знакомства с его поэзией девушка изменила своё мнение.

Следующая встреча состоялась в 1825 году. Пушкин тогда жил в ссылке в Михайловском, а Анна Керн приехала в гости к своей тётушке Прасковье Осиповой в соседнее имение Тригорское. Александр Сергеевич часто бывал в Тригорском, они с Анной Керн флиртовали, хотя в итоге девушка приняла ухаживания другого мужчины (её связь со своим двоюродным братом Алексеем Вульфом продолжалась четыре года, при этом у неё были и другие романы).

Читать еще:  Как писать стихи маяковский скачать

19 июля 1825 года Анна Петровна уехала из Тригорского в Ригу, где в то время служил её муж-генерал. Перед отъездом Пушкин на прощание подарил ей автограф стихотворения «К***» со ставшими знаменитыми впоследствии словами: «Я помню чудное мгновенье». В последний момент поэта обуяли сомнения: он забрал у возлюбленной листок со стихами, который та собиралась спрятать в шкатулку, однако Анна Петровна уговорила вернуть этот прощальный подарок.

Анна Керн в 1840-е годы. Работа неизвестного художника

Пушкин и Керн после этого состояли в переписке, литератор писал ей шутливые послания. Зная о её многочисленных романах, в письме к Вульфу Пушкин однажды назвал любвеобильную генеральшу «наша вавилонская блудница».

В 1827 году Александр Сергеевич и Анна Петровна вновь встретились в Петербурге. Там «после долгих домогательств» поэта (формулировка В.В. Вересаева) Керн отдалась Пушкину, о чём он не преминул в дальнейшем похвастаться другу Сергею Соболевскому в письме: «. M-me Kern, которую с помощию божией я на днях ».

В дальнейшем Пушкин включил Анну Керн в свой донжуанский список, за глаза назвал её дурой («дура вздумала переводить Занда»).

При этом Анна Петровна продолжала общаться с родителями Пушкина, близко дружила с его сестрой Ольгой Сергеевной.

Портрет Анны Керн работы Ивана Жерена. РИА Новости / Алексей Варфоломеев

Пушкин погиб на дуэли в 1837 году. В 1841 году умер супруг Анны Керн. В 1842-м она вышла замуж во второй раз, за Александра Васильевича Маркова-Виноградского: он был младше на 20 лет, 36-летняя Анна Петровна влюбилась в него, ещё не будучи вдовой, когда Александр был 16-летним кадетом. Супруги жили бедно, особенно в последние годы, и Анне пришлось за бесценок продать бережно хранимые письма Пушкина, которые она называла своими сокровищами.

Муж Анны Петровны умер в январе 1879 года. Она скончалась в мае в Москве. Точное место захоронения Анны Керн неизвестно, её останки предали земле где-то на погосте в Прутне под Торжком. В дальнейшем на этом кладбище был установлен кенотаф — символический могильный камень с её именем.

РИА Новости / Владимир Федоренко

Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье»

Романс на стихи Пушкина написал в 1840 году великий русский композитор Михаил Глинка. Примечательно, что посвятил он его своей возлюбленной Екатерине Керн — дочери Анны Петровны. Иногда это произведение называют «русским романсом номер один». Ниже вы можете послушать его в исполнении Дмитрия Хворостовского.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 235.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 235.

“Я помню чудное мгновенье…” – одни из самый трогательных и нежных стихов о любви, написанных А. С Пушкиным. Это произведение по праву входит в “Золотой фонд” русской литературы. Предлагаем вам для ознакомление анализ “Я помню чудное мгновенье…” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я помню чудное мгновенье.

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о любви, которая спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трёх условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”

Эпитеты – “небесные черты” , “безнадежная грусть” , “чудное мгновенье” .

Сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” .

История создания

История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.

Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским, – где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он наконец признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.

Возможно, что у Керн Пушкин вызывал интерес в первую очередь как молодой поэт, и поэтому внимание знаменитости тешило её тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной раздоров между влюбленными.

Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но всё же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.

Главной темой стихотворения Пушкин избрал описание чувства любви.

В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своем воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа словно бы умирает.

Но вот спустя время герой вновь встречает её, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

Композиция

Стихотворение условно состоит из трёх частей. В первой настроение лирического героя ностальгическое. Он вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к встрече и знакомству с прекрасной женщиной. Лирическому герою долго снятся “милые черты” и слышится её “голос нежный” .

Затем Пушкин описывает мрачные дни своего “заточенья” в глуши. Он признаётся, что одиночество ссылки лишило его даже вдохновенья, и жизнь, некогда полная яркими эмоциями, превратилась в существование.

В третьей части стихотворения лирический герой вновь чувствует радость жизни, так как встреча с забытой возлюбленной возрождает в его сердце любовь, а вместе с ней возвращается и вдохновение, и страсть, и желание жить.

Жанром стихотворения является любовное послание, так как в стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает ей историю своих чувств к ней: влюблённость – забытье – печаль – возрождение к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении присутствуют метафоры: “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты” , “душе настало пробужденье” “сердце бьётся в упоенье” ; есть в нём и другие средства выразительности: сравнения: “как мимолётное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты” , “безнадёжная грусть” , “чудное мгновенье” .

Стихотворный размер произведения очень типичен для Пушкина – это четырёхстопный ямб с перекрестным способом рифмовки АВАВ. Благодаря сквозным рифмам (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». ритм стихотворения становится очень чётким и музыкальным. Мелодичность стихов также усилена волнообразным чередованием ямбических стоп.

Александр Пушкин — Я помню чудное мгновенье (Керн): Стих

К Керн*

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина

Первые строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье» известны практически каждому. Это одно из самых известных лирических произведений Пушкина. Поэт был очень влюбчивым человеком, и многие свои стихи посвящал женщинам. В 1819 г. он познакомился с А. П. Керн, которая на долгое время захватила его воображение. В 1825 г., во время ссылки поэта в Михайловском, состоялась вторая встреча поэта с Керн. Под влиянием этой неожиданной встречи Пушкин и написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Короткое произведение является образцом поэтического признания в любви. Всего в нескольких строфах Пушкин разворачивает перед читателем долгую историю взаимоотношений с Керн. Выражение «гений чистой красоты» очень емко характеризует восторженное преклонение перед женщиной. Поэт влюбился с первого взгляда, но Керн во время первой встречи была замужем и не могла ответить на ухаживания поэта. Образ прекрасной женщины преследует автора. Но судьба на несколько лет разлучает Пушкина с Керн. Эти бурные годы стирают из памяти поэта «милые черты».

Ссылка за недозволенные стихи в Михайловское тяжело действует на поэта. Его угнетает не отрыв от столичной жизни, к которой он испытывал только презрение. Главной проблемой Пушкина «во мраке заточенья» был отрыв от привычного творческого общества, отсутствие возможности поделиться с кем-нибудь своими замыслами. Внезапно он узнает, что в соседнем Тригорском поместье находится А. Керн. Александр спешит к ней. Керн благосклонно встречает поэта. Для Пушкина эта встреча стала спасительным лучом надежды. В его душе вновь просыпаются «и жизнь, и слезы, и любовь».

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин показывает себя великим мастером слова. Он обладал удивительной способностью сказать о бесконечно многом всего лишь в нескольких строках. В небольшом стихе перед нами предстает промежуток в несколько лет. Несмотря на сжатость и простоту слога автор доносит до читателя перемены в своем душевном настроении, позволяет пережить радость и печаль вместе с ним.

Стихотворение написано в жанре чистой любовной лирики. Эмоциональное воздействие усилено лексическими повторами нескольких фраз. Их точная расстановка придает произведению свою неповторимость и изящество.

Творческое наследие великого Александра Сергеевича Пушкина огромно. «Я помню чудное мгновенье» — одна из самых дорогих жемчужин этого сокровища.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector