0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кому посвящал некрасов свои первые стихи

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству Н. А. Некрасова

Конкурс эрудитов для школьников

Интеллектуальный конкурс по литературе

1. Кому посвящал Некрасов свои первые стихотворные опыты?

(Матери, Елене Андреевне.)

2. В каких больших произведениях поэт идеализирует образ матери?

(«Родина», «Мать», «Рыцарь на час».)

3. Какие картины русских художников напоминают нам впечатления юного Некрасова о дороге, «проторенной цепями», о Владимирке, проходившей недалеко от его родительского дома?

(«Владимирка» Левитана, «Под конвоем» Репина, «Привал арестантов» Якоби.)

4. Какая известная картина созвучна стихотворению Некрасова «На Волге»?

(«Бурлаки на Волге» И. Репина.)

5. Как назвал Некрасов свой первый сборник стихов?

6. Кому из известных поэтов Некрасов носил на отзыв свой первый готовящийся к печати сборник?

7. Кто был суровым критиком первых произведений Некрасова и его идейным учителем?

8. В каких произведениях Некрасов запечатлел образ Белинского?

(«Медвежья охота», «Белинский».)

9. Под каким псевдонимом шли водевили Некрасова в Александринском театре в Петербурге?

10. В 1845—1846 гг. Некрасов издает альманахи. Как они назывались?

(«Физиология Петербурга», «Петербургский сборник».)

11. Издателем какого журнала становится Некрасов с 1847 года?

12. Кто был основателем и первым издателем этого журнала?

13. Кто сказал Некрасову: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный»?

(Это сказал В. Г. Белинский, прочитав стихотворение Некрасова «В дороге».)

14. Кто говорил о Некрасове, что он «отчаянный Коммунист и страшно вопиет в пользу революции»?

15. Где было напечатано стихотворение Некрасова «У парадного подъезда», запрещенное в России?

(В газете «Колокол», издаваемой Герценом за границей.)

16. В каком стихотворении Некрасов рассказывает о тяжелом подневольном труде детей на фабрике?

17. Какие еще стихотворения Некрасова посвящены детям?

(«Дед Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Генерал Топтыгин», «Пчелы», «Соловьи».)

18. О ком Некрасов писал: «Во мне спасла живую душу ты»?

(О матери. Поэма «Мать».)

19. О ком эти строки: «Стоит под сосной чуть живая, Без думы, без стона, без слез»?

(Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос».)

20. Откуда эти строки: «Проснулся. В широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка. Над крышей летая, Кричат молодые грачи»?

21. Откуда эти строки: «Я лиру посвятил народу своему. »?

22. Откуда эти строки: «Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь недаром. Дело прочно, Когда под ним струится кровь»?

23. Откуда эти строки: «Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего»?

(«Кому на Руси жить хорошо».)

24. Откуда эти строки: «Его преследуют хулы, Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья»?

(«Блажен незлобливый поэт».)

25. Откуда эти строки: «Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь»?

(«Кому на Руси жить хорошо».)

26. Откуда эти строки: «Волга! Волга! Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля»?

(«Размышления у парадного подъезда».)

27. Откуда эти строки: «. русский народ Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе»?

28. О ком эти строки: «Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле»?

(Яким Нагой из деревни Босово, «Кому на Руси жить хорошо».)

29. О ком эти строки: «. красотою дивила, Была и ловка, и сильна»?

(Дарья, «Мороз, Красный нос».)

30. О ком эти строки: «. подчинялась всю жизнь «угрюмому невежде» и «жребий свой несла в молчании рабы»?

(Мать Некрасова, «Родина».)

31. О ком эти строки: «Знал, для чего и пахал он, и сеял, Да не по силам работу затеял»?

(Крестьянин, «Несжатая полоса».)

32. О ком эти строки: «. до смерти работает, До полусмерти пьет»?

(Яким Нагой из деревни Босово, «Кому на Руси жить хорошо».)

33. Кто из героев произведений Некрасова скрывал от внука следы кандалов?

(Дед из поэмы «Дедушка»).

34. Какая из героинь произведений Некрасова по барской прихоти вначале получила образование, а затем была отдана замуж за неграмотного крестьянина?

35. Кто из героев произведений Некрасова жил в деревне 40 лет, а «от ржаного колоса не отличал ячменного»?

(Оболт-Оболдуев, «Кому на Руси жить хорошо».)

36. Какая из героинь произведений Некрасова, встретившись с мужем на каторге, «прежде чем мужа обнять, оковы к губам приложила»?

(Жена декабриста Волконского, «Русские женщины».)

37. Какая из героинь произведений Некрасова не отказалась от поездки к мужу, хотя ей угрожали «острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути»?

Николай Алексеевич Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов

I. Общий раздел

Кому посвящал Некрасов свои первые стихотворные опыты? В каких больших произведениях поэт с благоговением рисует образ матери как идеал нравственной красоты? Какие картины русских художников напоминают нам впечатления юного Некрасова о дороге, «покоренной цепями» — Владимирке, проходившей недалеко от его родительского дома? Какая известная картина напоминает нам стихотворение Некрасова «На Волге», написанное по впечатлениям детства? Как называл Некрасов свой первый сборник стихов? Кому из поэтов Некрасов носил на отзыв свой первый готовящийся к печати сборник? Кто был суровым критиком первых произведений Некрасова и его идейным учителем? В каких произведениях Некрасов запечатлел образ ? Назовите автора картины «Некрасов и Панаев у постели умирающего Белинского». Под каким псевдонимом в Александринском театре в Петербурге шли водевили ? В 1845-1846 годах Некрасов издает (при участии лучших современных писателей) альманахи. Как они назывались? Издателем какого журнала становится Некрасов с 1847 года? Кто был основателем и первым издателем этого журнала? Кто говорил о Некрасове, что он «отчаянный коммунист и страшно вопиет в пользу революции»? Где было напечатано стихотворение Некрасова «У парадного крыльца» («Размышления у парадного подъезда), запрещенное в России? Какое стихотворение Некрасова явилось поэтической декларацией, направленной против теории «искусство для искусства»? Кому посвятил Некрасов свою поэму «Коробейники»? В каких крупных произведениях Некрасов рассказывает о декабристах? О ком Некрасов писал: «Во мне спасла живую душу ты»? В каком стихотворении Некрасов рассказывает о тяжелом подневольном труде детей на фабрике? Какие еще стихотворения посвящает Некрасов детям? Кто написал картину «Ремонтные работы на железной дороге»? Какое стихотворение Некрасова близко к этой картине по теме? Какое стихотворение Некрасов посвящает Чернышевскому? Чье душевное волнение так метко рисует Некрасов в следующих строках:

А) «Потемнело в глазах, душу кинуло в дрожь,

Я давал – не давал золотой перстенек»?

Б) «Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга»?

В) «Стоит под сосной чуть живая,

Без думы, без стона, без слез…»?

Г) «…шел задумчиво

Сперва большой дорогою…

Ему то было весело,

То грустно. Возбужденная

В нем сильно мысль работала

И в песне излилась»?

25. В каком произведении Некрасова нарисована эта картина летнего дня:

«Проснулась: в широкие щели сарая

Глядятся веселого солнца лучи.

Воркует голубка; над крышей летая,

Кричат молодые грачи…»?

26.В какой поэме Некрасов так изобразил впечатления юноши, попавшего в большой город:

«Как чудно город изукрашен!

Шпили его церквей и башен

Уходят в небо; пышны в нем

Театры, улицы, жилища

Счастливцев мира – и кругом

II. Кому посвятил Некрасов эти строки

«Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе.

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе».

2. «Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

3.«Врагу дремать ты не давал,

Клеймя и проклиная,

И маску дерзости срывал

С глупца и негодяя».

4. «Все он изведал: тюрьму петербургскую,

Справки, допросы, жандармов любезности,

Все – и раздольную степь Оренбургскую

5. «…будем лучше рисковать,

Чем безопасному безделью

Остаток жизни отдавать».

6. «Служи не славе, не искусство, —

Для блага ближнего живи».

III. Из каких произведений Некрасова взяты эти строки

«Я лиру посвятил народу своему». «Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром… Дело прочно,

Когда под ним струится кровь».

«Его преследуют хулы,

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья».

4. «…жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров бессмысленного

Разврата грязного и мелкого тиранства».

«От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!»

«Белинский жил тогда, Грановский,

Еще найдется славных двое-трое –

У них тогда училось все живое…»

7. «Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней».

8. «Знайте и верьте, друзья: благодатна

Всякая буря душе молодой –

Зреет и крепнет душа под грозой».

9. «Жизни вольным впечатленьям

Душу вольную отдай,

В ней проснуться не мешай».

10. «Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей».

11. «…русский народ…

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе».

12. «Не покорность тупая –

Дорожная сила нужна».

13. «Волга! Волга! Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля».

14. «Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь».

16. «Воля и труд человека

Дивные дивы творят».

17. «Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,

Только тот себя переживет…»

18. «Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

19. «Иных времен, иных картин

Провижу я начало…»

20. «Да, рвем мы сердце пополам

Друг другу, но родной,

Скажи, что ж больше делать нам?

Поможешь ли тоской!»

21. «Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу?

IV. Кто из персонажей произведений Некрасова…

…«Твердо знал уже, что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка»? …«сорок медведей поддел на рогатину – на сорок первом сплошал»? …«до смерти работает, до полусмерти пьет»? …обещался барина «взбутетенить дубьем»? …когда вырастет, будет «чиновник с виду и подлец душой»? …влюбился в дворянскую дочь и за это был жестоко наказан? …довел до смерти жену, приятеля, повара, дочь и все-таки, по его словам, «никому не сделал в жизни зла»? …жил в деревне сорок лет, а от ржаного колоса не отличал ячменного? …«Книги читает да по свету рыщет –

Дела себе исполинского ищет,

Благо, наследье богатых отцов

Освободило от малых трудов»?

…«Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял»?

…скрывал от внука следы кандалов? …вышла по приказу барина за неграмотного крестьянина, хотя сама была образованной? …подчинялась всю жизнь «угрюмому невежде» и «жребий свой несла в молчании рабы»? …считала себя счастливой, та как у нее «родилось реп до тысячи на небольшой гряде»: …плакала, как лес вырубали? …через много лет встретила своего любимого в больнице умирающим, а когда он умер, «все, что имела, она продала, с честью его схоронила»? …долго ждала сына-солдата, а когда он вернулся «больнехонек» и умер, едва пережила его потерю? …«красотою дивила, была и ловка и сильна»? …так до самой смерти и не дождалась лесу на починку избушки? …не отказалась от поездки к мужу, хотя ей угрожали «острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути»? …встретившись с мужем на каторги, «прежде чем мужа обнять, оковы к губам приложила»?

V. Кто сказал о

«Некрасов колебался… между Чернышевским и либералами, но все симпатии его были на стороне Чернышевского». «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт истинный?» «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение – и уже наизусть выучил». «…скажи ему, что я горячо люблю его, как человека, что я благодарю его за его доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И, как поэт, он, конечно, выше всех русских поэтов». «Этот человек, повитый и воспитанный цензурой, задумал и умереть под игом ее. Среди почти невозможных болей написал поэму, которую цензура и не замедлила вырезать… А поэма замечательная…» «Не принижая ни на минуту великих алтарей Пушкина и Лермонтова… мы все же говорим – нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились бы ниже, чем перед памятью Некрасова».

Николай Алексеевич Некрасов

Повседневный быт городских низов, крестьянские будни, женская доля, несправедливость мироустройства и боль «маленького человека». Автор знаменитых поэм «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины» Николай Алексеевич Некрасов в большинстве своих поэтических произведений размышлял и рассказывал не о тех, «кому на Руси жить хорошо».

Таким мы его представляем, знаем, помним, но часто, еще со школьных лет, не любим и не понимаем, за что его ценить.

Отказ от военной карьеры вопреки воле отца, нищенская, а затем богемная жизнь в Петербурге, многолетняя связь с женой известного литератора и венчание с женщиной «из народа», бесконечные победы за карточным столом, репутация жесткого предпринимателя, «литературного кулака», любовь к охоте и женщинам. Об этом мы не знаем ничего или почти ничего.

Да, Некрасов писал о народных горестях, причем так, что никто не сомневался в его искренности и достоверности. Но при этом любил роскошь, покупал недвижимость и ездил за границу, лечился у лучших врачей и обыгрывал в карты друзей-поэтов и писателей, приговаривая: «У картишек нет братишек».

Известный литературовед Михаил Макеев написал о знаменитом поэте, публицисте, издателе и редакторе журналов «Современник» и «Отечественные записки» книгу, которая разрушает дореволюционные и советские каноны жизнеописания Некрасова.

«Некрасов предстает в книге Макеева не как расколотый надвое поэт народного горя и предприниматель-«капиталист», но как цельная личность, в восприятии которой не существовало конфликта между законным зарабатыванием денег и воспеванием тягот простонародья. Читатель постепенно понимает, что Некрасов, бросивший гимназию и не получивший никакого серьезного образования, с юношества был удивительно предприимчивым человеком, способным быстро принимать оптимальные решения, впитывать прогрессивные идеи, моделировать поведение, развиваться и преодолевать трудности», — пишет историк литературы Алексей Вдовин о новой книге, которую он называет «биографией предпринимателя и поэта в одном лице».

Видео: YouTube / Библиотека им. Н.А.Некрасова

В 1920-е годы Корней Чуковский, изучавший творчество Некрасова, составил и распространил среди писателей «анкету о Некрасове».

Известные поэты и писатели — Александр Блок, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Евгений Замятин, Владимир Маковский и другие — ответили на 10 вопросов: какие стихи Некрасова они считают лучшими, повлиял ли Некрасов на их собственное творчество, считают ли они его безнравственным человеком и т. д.

В 20-е годы Корней Чуковский составил и распространил среди писателей новую «анкету о Некрасове».

Ему ответили Н. Асеев, А. Ахматова, А. Блок, М. Волошин, М. Герасимов, З. Гиппиус, М. Горький, С. Городецкий, Н. Гумилев, Е. Замятин, Вяч. Иванов. В. Кириллов, А. Крайский, М. Кузьмин, В. Маяковский, Д. Мережковский, Б. Пильняк, И. Репин, И. Садофьев, Ф. Сологуб и Н. Тихонов.

Читать еще:  Кто автор стиха докладчик

И, наконец, в 1986 году библиотека имени Н.А. Некрасова распространила новую анкету о Некрасове, которую составил В.Н. Леонович. Свои ответы прислали: Л. Аннинский, В. Берестов, С. Бирюков, Е. Благинина, К. Ваншенкин, Л. Вышеславский, А. Гелескул, Ю. Карабчиевский, В. Корнилов, М. Кудимова, А. Кушнер, В. Лакшин, С. Липкин, Ю. Мориц, Л. Озеров, Б. Окуджава, Л. Пантелеев, И. Петрова, И. Роднянская, Н. Рябинина, Д. Самойлов, Б. Сарнов, Б. Чичибабин, А. Чудаков, А. Юдахин.

Следуя традиции, заведенной Корнеем Чуковским в 1920-е годы, вместе с поэтом Сергеем Нещеретовым и журналистом Константином Воровичем в Некрасове собрали ответы 28 современных поэтов, писателей и филологов, от Владимира Аристова до Мариэтты Чудаковой, на 10 вопросов о Некрасове.

Мы сделали свою анкету, в которой не будет вопросов, но которая (надеемся) поможет вам самим разобраться в том, каким человеком он был, вспомнить некоторые его произведения, а какие-то, возможно, открыть для себя заново.

Найти книги Н.А. Некрасова или проверить их наличие можно в электронном каталоге библиотеки, почитать его произведения — в Библиотеке имени Н.А. Некрасова.

Имя: Некрасов Николай Алексеевич.

Родился: 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1821, г. Немиров (Украина).

Умер: 8 января 1878 (27 декабря 1877 по старому стилю), г. Санкт-Петербург.

Знак зодиака: Стрелец.

Семья: Был третьим ребенком в многодетной семье дворян. У него было три брата (Андрей (1820), Константин (1824), Федор (1827)) и две сестры (Елизавета (1821), Анна (1823)).

Отец — Алексей Сергеевич Некрасов (1788–1862) был из обедневшего дворянского рода, малограмотный армейский офицер, картежник, заядлый охотник. Учил сына стрелять глухарей, вальдшнепов и травить волков. Отец хотел сделать его физически выносливым человеком, поэтому заставлял по 10 часов находиться под дождем или снегом.

Мать — Елена Андреевна Закревская (1803–1841) была известна своим прекрасным образованием, добродетельным характером, хорошими вокальными данными и знанием иностранных языков. Елена Андреевна приучила сына к чтению, старалась сделать его интеллектуальным человеком. В доме была большая библиотека, чтение вслух было хорошей традицией в семье. Некрасов посвятил матери много стихотворений, поэмы («Мать»,«Рыцарь на час»), во многих женских персонажах его произведений можно заметить элементы образа его матери и ее непростой судьбы.

Образование: Закончил 4 класса Ярославской гимназии. Учился плохо, часто сбегал с уроков, писал сатирические стихи о наставниках. Отец мечтал о военной карьере сына, но тот вместо поступления в кадетский корпус стал вольнослушателем философского факультета в Петербургском университете. Отец лишил его финансовой поддержки, Некрасов практически ночевал на улицах и голодал.

Как зарабатывал Некрасов в трудные времена: Составлял письма и прошения для крестьян. Затем для разных заказчиков стал писать заметки, рекламные объявления, стихотворные сказки, азбуки, фельетоны, водевили, театральные обозрения. Параллельно работал над стихами, прозой, критикой и публицистикой.

Современники: Федор Достоевский, Федор Тютчев, Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Лев Толстой, Владимир Соллогуб, Иван Тургенев, Афанасий Фет.

Фото: Группа писателей журнала « Современник » : И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев.

Первое печатное произведение: Стихотворение «Мысль» в журнале «Сын Отечества» № 5 за 1838 г.

Первая критика: Сборник юношеских стихов «Мечты и звуки» Некрасов напечатал в 19 лет, спустя два года после публикации «Мысли». Показал его В.А. Жуковскому, тот сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишете лучше». Некоторое время он подписывался «Н.Н.».

Белинский сборник разгромил, читатели тоже были не в восторге от книги и не покупали ее. Спустя несколько лет Некрасов выкупил оставшийся тираж и уничтожил его.

Белинский vs Некрасов: После знакомства с редактором «Отечественных записок» и самым влиятельным критиком своего века Н.А. Некрасову пришла идея бесплатно собирать у известных литераторов по одному произведению, а затем издавать литературные альманахи. Корифеи того времени неохотно шли на контакт или отделывались не самыми лучшими произведениями. Но, к примеру, в одном из таких сборников начинающий писатель Достоевский опубликовал свою повесть «Бедные люди».

Дальше все развивалось стремительно: Белинский захотел поправить дела и стал собирать произведения для своего альманаха «Левиафан»; Некрасов пообещал помочь ему, а сам стал перекупать за его спиной авторские права у присылавших материалы; предложил Белинскому учредить собственный новый журнал; нашел спонсора и взял в долю писателя Панаева; Николай I не разрешил открыть журнал (мотивируя это тем, что и «без того в России много пишут»); Некрасов арендовал пушкинский «Современник» и решил его возродить. «Случается писать без отдыха более суток, и как только паралич не хватил правую руку», — жаловался Некрасов.

Очень скоро «Современник» стал необыкновенно популярен из-за невысокой суммы подписки и бесплатных бонусов для читателей в каждом журнале. Например, к одному из номеров прилагалась книжечка «Кто виноват?» А.И. Герцена. Но главное, в «Современнике» начинает печататься сам Белинский, а вслед за ним и все известные литераторы.

«О, у этого человека непременно будет капитал — теперь-то я знаю, как это делается. Он начал с меня, но то ли еще будет!» — негодовал вначале Белинский. А затем признал, что Некрасов создал лучший отечественный журнал, спас его от провального «Левиафана» и, вообще, — победителей не судят.

Видео: YouTube / Библиотека им. Н.А.Некрасова

Самые известные произведения: Поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины».

Главные герои произведений Некрасова: Бурлаки, путники, безлошадные крестьяне, овдовевшие крестьянки, ямщики, коробейники, сироты, рекруты.

Что писал Некрасов: Поэмы, романы, сказки, стихи, элегии и думы.

Хвалебная ода генералу: В 1866 году, пытаясь спасти «Современник» от закрытия, Некрасов пишет и затем читает на обеде в Английском клубе хвалебную оду «Муравьеву-вешателю» — так называли генерала М.Н. Муравьева-Виленского, который подавил польское восстание в 1863 году, а в 1866-м был назначен председатель комиссии по делу о покушении Дмитрия Каракозова на жизнь императора Александра II.

А.И. Герцен назвал появление подобных хвалебных стихов и высказываний «патриотическим сифилисом», репутация Некрасова в глазах либеральной общественности была испорчена.

Как читал Некрасов: «…Голос у него был всегда слабый, и он читал очень тихо, но потом разошелся. Некрасов имел вид болезненный и казался на вид гораздо старее своих лет; манеры у него были оригинальные: он сильно прижимал локти к бокам, горбился, а когда читал, то часто машинально приподнимал руку к едва пробивавшимся усам и, не дотрагиваясь до них, опять опускал. Этот машинальный жест так и остался у него, когда он читал свои стихи» (из воспоминаний Авдотьи Панаевой).

Поэтический стиль: Правда, простота, конкретность, лирическая взволнованность, искренность, душевное напряжение. Особая музыкальность, образность, напевность, народно-поэтическое начало, публицистическая заостренность, глубокая эмоциональность.

Простая лексика, просторечия. Любимые стихотворные размеры дактиль, амфибрахий и анапест.

Как критиковали творчество Некрасова: Белинский высказывался в адрес его гражданской поэзии так: «Что за талант у этого человека! И что за топор его талант!» И посоветовал Некрасову не писать прозу, практически запретил.

Тургенев говорил, что в его стихах «поэзия и не ночевала», а его Муза — вечно несчастная крестьянка, скорбная и нелепая. Читатели же любили произведения Некрасова и считали его «выше Пушкина».

Видео: YouTube/«Открытый урок» с Дмитрием Быковым // RTVi

Карточные игры:

Некрасов любил играть в карты с самого детства, причем ему всегда везло. Как-то раз после очередной победы Некрасова в доме у Панаевых Белинский очень разозлился и сказал: «С вами, батенька, играть опасно, без сапог нас оставите!»

Проигрывать Некрасов тоже умел, но чаще всего делал это специально. Например, однажды он «проиграл» министру двора графу Адлербергу.

Кодекс игры Николая Некрасова:

— никогда не испытывать судьбу,

— если в одной игре не везет, нужно переходить на другую,

— расчетливого, умного игрока надо брать измором,

— перед игрой надо посмотреть партнеру в глаза: если он взгляда не выдержит, игра ваша, но если выдержит, то больше тысячи не ставить,

— играть только на деньги, которые отложены заранее, именно для игры.

Женщины Некрасова: Еще до отъезда в Петербург молодой Некрасов крутил романы с горничными в доме отца, затем пользовался услугами недорогих проституток. В 22 года он познакомился с женой писателя и критика Ивана Панаева — Авдотьей. Она была красивой девушкой, писательницей и мемуаристкой, и за ее внимание боролись многие знаменитые и не очень литераторы XIX века. Например, Герцен, Гончаров, молодой Достоевский. Авдотья всех отвергала, но в итоге выбрала Некрасова. Это был один из громких романов в среде русских литераторов того времени, который длился 20 лет. Они жили в гражданском браке, часто ссорились (Некрасов был очень ревнивым), скандалили и быстро мирились. Иван Панаев, которому жена давно была неинтересна, не мешал их союзу. Авдотья стала Музой поэта, а 12 строчек стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» вполне могут считаться кратким гидом по их отношениям.

Вместе они написали романы «Мертвое озеро» и «Три страны света».

Н.Г.Сверчков. Амазонка (А.Я.Панаева) на лошади орлово-ростопчинской породы

После разрыва с Авдотьей Панаевой (скандалы, измены, смерть общего ребенка), Некрасов некоторые время встречался с французской актрисой Селиной Лефрен. Она плохо говорила по-русски и была не очень красивой, зато умела играть на рояле, пела и остроумно шутила. Некрасов ее содержал, а всем его знакомым она очень нравилась. В 1867 году они поехали вместе в Париж, но Некрасов вернулся оттуда один — Лефрен бросила его.

Единственной законной женой Некрасова была простолюдинка Фекла Викторова. Они встретились, когда поэту было 48, а ей — 23. Он называл ее Зинаидой Николаевной, потому что ему не нравилось имя Фекла. Последние годы Некрасов тяжело болел, и Зинаида самоотверженно ухаживала за ним. Незадолго до смерти поэта они обвенчались. После смерти мужа Зинаида Николаевна отдала свою долю наследства родственникам Некрасова и остаток жизни провела в одиночестве в родном Саратове.

Как умер Некрасов: В 1875 году ему поставили диагноз рак кишечника, после чего он прожил всего три года. На похороны Некрасова пришло много знаменитых людей и простых читателей, которые его очень любили. Федор Достоевский сказал речь, в которой поставил Некрасова на третье место среди поэтов после Пушкина и Лермонтова. Но читатели не согласились с этим заявлением и кричали, что Некрасов — номер один.

Н. А. Некрасов в период « Последних песен» — картина русского художника Ивана Крамского , написанная в 1877–1878 гг.

Именем Некрасова в нашей стране названы многие библиотеки и другие культурные и образовательные учреждения, улицы во многих городах России и других стран. Музеи Некрасова открыты в Санкт-Петербурге, в городе Чудово Новгородской области и в усадьбе Карабиха.

Произведения Некрасова, а также библиографический указатель литературы о нем можно найти несколькими способами: в электронном каталоге или библиотеке. Познакомиться с нужными вам материалами можно в читальном зале Библиотеки имени Н.А. Некрасова или взять их на дом.

Всепрощающий голос любви

Любовная лирика Николая Алексеевича Некрасова вошла в русскую литературу, как единственная в своем роде лирика страдания, «проза любви»…
Кто ей теперь флакон подносит,
Застигнут сценой роковой?
Кто у нее прощенья просит,
Вины не зная за собой?
Кто сам трясется в лихорадке,
Когда она к окну бежит
В преувеличенном припадке
И «ты свободен» говорит?
Кто боязливо наблюдает,
Сосредоточен и сердит,
Как буйство нервное стихает
И переходит в аппетит.

Некрасов обладал зрением, постоянно держащем любой предмет в фокусе, напряженным зрением, обреченным на всевиденье — это тяжелый пожизненный крест .. Его трудно представить в роли Ромео или Дон Жуана…Уродливые черты реальности не давали ему впасть в романтизм, идеализацию предмета любви. Но любовь- то жила в его сердце, душа с раннего детства искала любви. В этом видится глубинный драматизм его любовной лирики.
Друг поэта Василий Боткин писал Н.А.Некрасову «Я не знаю другого сердца, которое так же умеет любить, как твое, только ты любишь без фраз и так называемых «излияний». Пусть не всякий видит это — то и Бог с ними, кто не хочет видеть это».
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви !
Жизнь Некрасова была посвящена русскому народу, судьбе России и это не агитка коммунистических литературоведов, хоть именно так характеризовали Некрасова учебники литературы двадцатого века, в котором было утрачено даже само имя — Россия.
В статье «Образованщина», А.И.Солженицын призывает интеллигенцию, осознать СВОЮ ВИНУ перед народом.. Эталоном такого отношения служит святая русская литература и в первую очередь- Николай Алексеевич Некрасов.
Сострадание, сформировавшееся в раннем детстве ( Мать поэта Елена Андреевна была постоянно унижена отцом, что причиняло такую душевную муку мальчику, что он сумел передать ее нам, создав поэтический культ матери и материнства) .Сострадание вело его всю жизнь. Это чувство наравне с реалистичным зрением не оставляло его и в любовной лирике, о которой здесь речь.
Главенствующее место в любовной лирике Некрасова несомненно занимает так называемый «панаевский цикл». Авдотья Яковлевна Панаева была не просто музой она была соавтором ( под псевдонимом Н. Станицкий) прозы Некрасова. Она совмещала в себе редкую красоту, которой восхищались современники от Достоевского. Соллогуба , Чернышевского («красавица, каких мало») до Александра Дюма, и ум. Она стала роковой женщиной судьбы поэта. В лирических стихах последней поры жизни, через много лет после расставания с Авдотьей, все равно угадывается ее образ.
Отношения их были ревнивыми, скандальными, страстными:
О ты, кого я с ужасом бежал,
Кому с любовью рвался я в объятья,
Кому чистосердечно расточал
Благословенья и проклятья,-
Тебя уж нет! На жизненной стезе
Оставив след загадочный и странный,
Являясь ангелом в грозе
И демоном у пристани желанной…
Поэма «Несчастные» — о человеке, который за убийство из ревности попадает на каторгу. Некрасов, конечно, никого не убивал, но страдания ревнивца явно взяты из собственных отношений с Панаевой. Они никогда не были мужем и женой в официальном смысле .Первенец их скончался четырех месяцев отроду. Панаева писала в своих мемуарах, что тогда ее «слегка свихнуло с ума».Через семь лет у них помер второй сын.
Религиозное всесилие любви -главная нота лирики Некрасова.
Вор, злодей и буян умирает в стихотворении «В больнице» и в старой сиделке узнает свою первую любовь:
Кончилось тем, что угрюмый злодей,
Пьяный, обрызганный кровью,
Вдруг зарыдал — перед первой своей,
Светлой и честной любовью.
(Смолоду знали друг друга они…)
Круто старик изменился:
Плачет да молится целые дни,
Перед врачами смирился.
Не было средства, однако помочь…
Час его смерти был странен
(Помню я эту печальную ночь):
Он уже был бездыханен,
А всепрощающий голос любви.
Полный мольбы бесконечной,
Тихо над ним раздавался: «Живи,
Милый, желанный, сердечный!»
Все, что имела она, продала —
С честью его схоронила.
Бедная! Как она мало жила!
Как она много любила!
Принято считать Н.Г.Чернышевского глашатаем грядущей революции, его слабое в художественном отношении «Что делать?» вдохновляло Ленина на черные дела революции…Но Некрасову Н .Чернышевский писал так «…лично на меня Ваши пьесы без тенденции производят сильнейшее впечатление, нежели пьесы с тенденциею. «Когда из мрака заблужденья», «Давно отвергнутый тобой», «Я посетил твое кладбище», » Ах ты страсть роковая , бесплодная» -и т.п. буквально заставляют меня рыдать, чего не в состоянии сделать никакая тенденция.
Метания между «Чернышевским и либералами», о котором сетовал Ленин, размышляя о Некрасове — это, на самом деле, желание примирить страдания об униженных и оскорбленных с высоким искусством, в этом пронзительное родство двух русских писателей — Достоевского и Некрасова.
У Достоевского, тоже была своя роковая женщина — Апполинария Суслова…
Характерно письмо Некрасова Добролюбову, в котором видна страстная натура Некрасова и его непреодолимая зависимость от Авдотьи Панаевой:
«.. Старый я дурак возмечтал о каком-то сердечном обновлении. И точно, четыре дня у меня малиновки пели на душе. Право! Как было хорошо! ..Во-первых, девушка…оказалась порядочной женщиной — вот и беда!. .Польстилась на мои сладкие речи — а я куда как был красноречив! — она бросила человека, который ее обеспечивал ( дуре-то всего 19 -й год — это так скоро свертелось, что я и не ожидал, а то бы, я думаю, сам отговорил ее).Ну ,а теперь уже бродит мысль: зачем я все это затеял?
…Напишите м не что- нибудь об Ав. Як. Вы, верно, ее скоро встретите. (…)Без сомнения, наиболее зла сделала мне эта женщина, а я только минутами могу на нее сердиться. Нет злости серьезной, нет даже спокойного презрения. Это, что ли ,любовь? Черт бы ее взял. »
Роковая привязанность к одной женщине роднила Некрасова с главным другом его жизни, с Тургеневым. Иван Сергеевич Тургенев был Некрасову почти братом. Они ездили на охоту, охота сближает людей, приобщает их к некоему Ордену, где невозможно предательство, но и невозможно без соперничества… Русской литературе они оставили «Записки охотника» и в стихах и в прозе «Орина , мать солдатская», «Крестьянские дети», «В деревне»- охотничьи рассказы Некрасова. Панаева сравнивала любовь Некрасова к Тургеневу с «почти родительским чувством- нежным и опекающим». Личная драма Тургенева (приживал при семье Полины Виардо) близка была любовной драме Некрасова(формально он -муж чужой жены).Тургенев пишет ему в письмах о «крепостной зависимости» от женщины..
Не знаю, сколько в вас печали,
Но деспотизму нет конца…
Это уже при разрыве, из стихотворения «Слезы и нервы»
Трудно теперь определить кто прав в этих отношениях, которые длились почти 17 лет, кто виноват. Об этом многие рассуждали в ту пору и позже… А.Я. Панаева , видимо, в сердцах, уничтожила их переписку…
«Плачь, горько плачь, их не напишешь вновь»
-сказал тогда поэт.
Разрыв произошел у Некрасова и с главным другом, Тургеневым, разрыв, который очень тяжело дался Некрасову.
Дружба Некрасова — это нечто большее, он искал в дружбе единения, родства душ. Так он сдружился с Добролюбовым в годы своего одиночества. Только ему, по сути, мальчику (Добролюбов моложе Некрасова на 20 лет), он писал о своих любовных увлечениях…
Некрасов видит в Добролюбове нового Белинского, ( ему поэт написал «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…») способного влиять на общественное сознание кардинально.
Некрасов мечтал передать ему журнал «Современник». Пытался его вылечить, отправлял на заграничные курорты… Но мечты рухнули, остался холмик на Волковом кладбище, над которым Некрасов произнес прощальную пронзительную речь. Добролюбову было 24 года…
Мать — Отчизна! Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Главенствующее чувство всего творчества Некрасова — жалость, та Жалость о которой великий мыслитель Владимир Соловьев писал, что именно она связывает человека со всем другим миром, а стыд рознит нас с животными…
Кнут явлен в стихах Некрасова, как образ тупости человеческой, окамененного нечувствия.
Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразна тоща,
Надрывается лошадь — калека,
Непосильную ношу влача.
И сцена избиения женщины кнутом,-
Вчерашний день часу в шестом
Пошел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую…
Будничность интонации с одной стороны и трагизм события с другой, возводят стихи эти почти в уровень евангельский. И уже представляется, что бьют саму Матерь Божью, и задыхаешься от зла, в котором мир лежит.
…бьет по плачущим кротким глазам….
Некрасов видит ЛИЦА в толпе, далекой от культуры, от образованного слоя…Личность — в мужике, он всю жизнь прислушивался к его голосу. Прислушивался, как бы предчувствуя грядущую трагедию, таящуюся в пропасти между дворянством и народом .

Читать еще:  Я не знаю у какой заставы вдруг умолкну в завтрашнем бою чьи это стихи

Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,
Не лежал я во рву в непроглядную ночь,-
Я свой век загубил за девицу — красу,
За девицу — красу, за дворянскую дочь…

А знаменитое: «Еду ли ночью по улице темной…»

Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой,
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Здесь не просто описание жизни т.н. «социальных низов», здесь — вмещен целый Роман.
Авдотья Панаева так и не стала официальной женой поэта, окончательно они расстались в 1865 году. Панаева оставила Воспоминания, написанные не без блеска…Она вышла замуж, родила дочь, известную в русской литературе под именем Авдотья Нагродская (писательницей она станет уже после революции, в эмиграции).
Был у Некрасова «роман» с актрисой французской труппы Михайловского театра Селиной Лефрен…В это время Некрасов пишет поэму «Балет», являя в ней недюжинные знания театра .В какой-то момент она осталась навсегда в Париже и писала Некрасову «Мой друг, я бы хотела тебе быть приятной и полезной, но что я могу сделать для этого? Не забудь, что я все твоя. И если когда-нибудь случится, что я смогу тебе быть полезной в Париже…»Они расстались, но в завещании Некрасов не забыл и ее, оставил ей десять с половиной тысяч.
В 1870 году он встретился с девушкой — ей было 23, ему 48.Феклуша не имела никакого образования, самого низкого происхождения. .Говорили, что он чуть ли не взял ее с улицы, другие свидетельствуют, что до Некрасова она жила с купцом Лыткиным.. .Материализовались его давние стихи :
Когда из мрака заблужденья
Горячим словом убежденья
Я душу падшую извлек,
И вся полна глубокой муки,
Ты прокляла, ломая руки,
Тебя опутавший порок…
………………………………..
Грустя напрасно и бесплодно,
Не пригревай змеи в груди
И в дом мой смело и свободно
Хозяйкой полною войди!
Она и вошла в его дом полною хозяйкою под именем Зинаида Николаевна.
«Она была такая молодая и веселая, что и Николаю Алексеевичу и нам всем около нее весело было,-
Вспоминал старожил из Карабихи.
1870 году Некрасов посвящает ей поэму «Дедушка», Поэт, не имевший детей, испытывал к ней и отцовские чувства,- «Вырастишь, Саша, узнаешь.» История их любви, это история Пигмалиона .Он занимался с ней грамматикой, научил вычитывать корректуры. .Он наряжал ее.
«Я помню голубоглазую блондинку, с очаровательным цветом лица, с красиво очерченным ртом и жемчужными зубами. Она была стройно сложена, ловка, находчива, хорошо стреляла и ездила верхом так, что иногда Н.А. брал ее на охоту»- так вспоминал племянник поэта.
Но любовная лирика молчала в эти годы…
В 1872 году он пишет поэму «Русские женщины» . Для Некрасова бесспорен именно подвиг женщин декабристок …
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!-
Говорит Екатерина Трубецкая губернатору Иркутска, который пытается отговорить ехать ее в гибельный Нерчинск…
Любовь как подвиг, как высший долг — эта мысль вела и женщин ХХ века, воспитанных на творчестве Некрасова…,принимавших на себя вслед за декабристками, еще больший крест. Они не отрекались от мужей и попадали за колючую проволоку на десятилетия, только за верность мужу.
…Невольно пред ним я склонила
Колени,- и, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила.
В1874 — возникли три Элегии, но и они были посвящены не заботливой жене, а все той же роковой Панаевой.
Венчался Некрасов с Зинаидой Николаевной уже у смертного одра(в гостиной поставили алтарь, и водили вокруг под руки умирающего поэта) . Зинаида осталась верна ему до могилы своей, до могилы не снимала траур…
» Пододвинь перо, бумагу, книги…»,-
Обращался он к своей единственной венчанной жене Зинаиде Николаевне слабеющим голосом, но сил уже не было…
«Цель и смысл жизни — любовь».- писал когда -то Николай Алексеевич Некрасов в письме молодому Льву Толстому..
Екатерина Маркова

«Любовь на троих», выигранная в карты жена, страсть к псовой охоте и другие странности в жизни поэта Некрасова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Ярче всего эта противоречивость выражалась в неоднозначных суждениях о нем и оценках его поступков другими писателями и выдающимися деятелями, современниками поэта. Чернышевский охарактеризовал его «великодушным человеком сильного характера», а Ленин называл «слабым и колеблющимся». Достоевский говорил о нем как об исконно русском типаже, а Блок принимал за «барина» и страстную увлекающуюся натуру.

Помимо того критики от литературы в один голос утверждали, что никто из известных русских поэтов не написал так много плохих стихов на ряду с непревзойденными гениальными творениями, как Некрасов. Да и странности в личной жизни, как говорилось выше, хорошенько подпортили репутацию поэту.

Детство, отрочество, юность

Отец Некрасова — поручик Алексей Сергеевич, служил в украинском городишке Немирове, Винницкого уезда, когда родился Николай. Мальчик был одним из тринадцати детей большого семейства Некрасовых. В свое время поручик взял в жены совсем молоденькую барышню Елену Закревскую из благородной семьи, с достойным приданым и хорошими манерами. История их любви, начавшаяся со страстной влюбленности и тайного венчания, совсем скоро превратилась в ад для новобрачной.

«Любовь зла» – воистину эта фраза целиком и полностью относится к повествованию о семье будущего поэта. После венчания романтика чувств между супругами очень скоро остыла и уже жестокий и грубый, склонный к пьянству и разврату муж предстал перед юной супругой во всей красе. С детства Николаю, видевшему беспредел и зверские расправы, учиняемые отцом и над крестьянами, и над женой с детьми, глубоко запали в душу и наложили свой отпечаток на его жизнь и творчество.

Мать-затворница терпела все издевательства мужа и, как могла, пыталась защитить тринадцать своих детей, рожденных в этом ненавистном браке. Именно этой несчастной женщине будущий поэт обязан любовью и пристрастием к литературе. И всю трогательную нежность и любовь к матери и сестрам пронесет через весь жизненный путь.

Вскоре отставной поручик увез свое семейство в имение в Ярославскую губернию, где и прошло детство и школьные годы Николая Некрасова. Нужно отметить, что мальчишка-озорник, учась в гимназии, не отличался особой прилежностью и усердием. Зато своими задиристыми сатирическими стишками постоянно досаждал учителям.

Отец, сам будучи военным, мечтал о карьере своего сына в армии. С такими мыслями он и отправлял Николая в Санкт-Петербург на учебу в дворянский полк. Но оказавшись в столице, тот выбрал для себя другую стезю — поступил в качестве вольнослушателя в университет на факультет филологии, правда, перед этим с треском завалив вступительные экзамены. Ярости отца не было предела, и отрекшись от сына, он лишил его какой-либо материальной поддержки. И это был крутой поворот в жизни юноши, ослушавшегося своего изверга-отца.

Начались бесконечные скитания и жизнь впроголодь. О чем позже поэт писал в своих воспоминаниях так: заходя в трактир и прикрываясь газетой, украдкой собирал недоеденный хлеб с тарелок и с жаждой съедал его. А однажды, оказавшись без жилья, некоторое время жил в трущобах среди нищих. Стоя на грани жизни и смерти, 16-летний Некрасов дал себе слово, что будет бороться за жизнь всеми средствами и не умрет в нищете где-то под забором или на чердаке.

Жажда жизни

Николай начал практиковать частные уроки, писать различные статейки и незатейливые стихи в прессу и мало-помалу начал зарабатывaть на хлеб насущный. И уже через три года выпустил свой первый сборник стихотворений «Мечты и звуки», который издал за собственные деньги. Однако нелестные отзывы В.А. Жуковского и В.Г. Белинского о сборнике, который и без того продавался очень плохо, заставили поэта проявить характер: он изъял все экземпляры сборника из магазинов и сжег их.

Однако молодой и настойчивый поэт никак не хотел сдавать свои позиции перед жизнью, и новой вехой в его творческой жизни станет сотрудничество в литературном журнале «Отечественные записки», где сблизится с Белинским, Достоевским и Григоровичем, подружится с ними.

«Любовь на троих»

В личной жизни Николая Алексеевича также произошли перемены. Однажды в 1842 году, на одном из поэтических вечеров, он встретил Авдотью Панаеву — супругу писателя Ивана Панаева и страстно влюбился. Обворожительная брюнетка, слыла одной из самых прелестных дам Санкт-Петербурга. Помимо всех достоинств она была достаточно умна и талантлива, вместе с мужем Иваном Панаевым держали литературный салон, где собиралась творческая интеллигенция столицы. Нужно отметить, что Панаев был беспробудным повесой и гулякой, откровенно изменявшим своей красавице жене налево и направо. И это он впервые привел в свой дом Николая Алексеевича.

Постоянными посетителями салона Панаевых были тогда еще молодые, но подающие надежды Чернышевский, Добролюбов, Тургенев, Белинский. Да и Некрасов частенько стал захаживать в гостеприимный дом. И невзирая на то, что Авдотья Панаева отличалась порядочностью и верностью своему распутному мужу, 26-летний поэт, приложил немало сил, чтобы привлечь внимание этой удивительной женщины. Хотя поначалу был отвержен ею и даже пытался наложить на себя руки. Но скорее всего благодаря качествам своего упорного характера Николаю все же удалось добиться взаимности. К слову, в хозяйку салона в свое время был влюблен и Достоевский, но благосклонности он так от Авдотьи и не дождался.

Что было дальше — мало вкладывается в голове, но тем не менее: Авдотья и Николай Алексеевич, больше не скрывая своих чувств и любовных отношений, стали жить гражданским браком в доме Панаевых, притом вместе под одной крышей с законным мужем Авдотьи.

Уставший от супруги Иван Иванович Панаев уже не питал к ней былых чувств и совершенно равнодушно смотрел на связь Авдотьи с Николаем, который в свою очередь закатывал законному мужу сцены ревности и постоянные ссоры, сменяющиеся бурным перемирием.

Что и вовсе было удивительным их «любовь на троих» была достаточно длительной — почти 16 лет, до самой кончины Панаева. Вся эта история вызывала всеобщее негодование и людские кривотолки. О Некрасове говорили, что « он живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу». А острые на сатиру карикатуристы частенько зло шутили над этой троицей в своих карикатурах.

В это время от поэта отвернулись даже близкие друзья, но как бы там ни было, в 1846 году Некрасов с Панаевым сообща приобрели журнал «Современник», который стал целой эпохой в издательстве прогрессивной русской литературы. А ходящие по городу слухи, сплетни и кривотолки никак не мешали любовникам жить счастливо. Николай и Авдотья длительное время работали в соавторстве «Некрасов и Станицкий» (псевдоним Авдотьи). Этому сотрудничеству двух любящих людей принадлежит несколько романов, которые в свое время имели немалый успех. К тому же после нескольких лет совместной жизни, в 1849 году, Авдотья забеременела и родила Николаю сына. Но к огромному сожалению родителей, малыш оказался слабеньким и вскоре умер.

Читать еще:  Какая свадьба 10 лет стихи

В 1862 году умер и супруг Панаевой, и почти сразу же от Некрасова ушла и сама Авдотья. Она незамедлительно вышла замуж за молоденького секретаря «Современника». Острые языки шутили, что Авдотье удалось женить на себе весь журнал. А Некрасов сильно страдал после ее ухода. Хотя последние годы их отношения уже претерпевали крушение, так как он страстно ревнуя Авдотью, сам мало-помалу начал ей изменять.

Французская муза поэта

Через пару лет поэт с родной сестрой и француженкой Селин Лефрен, с которой был уже знаком около года и имел более чем дружеские отношения, отправился за границу. Некоторое время они прожили в Париже, после чего Некрасов вернулся в Россию, а Селин осталась во Франции. И еще целых пять лет длился этот роман на расстоянии. И не смотря на то, что Селин весьма сухо относилась к поэту, он постоянно помогал ей материально. И как-то получив от него немалую сумму, корыстная француженка навсегда оставит своего благодетеля.

Последняя муза поэта, выигранная в карты

А Николай Алексеевич страдал не долго, он еще несколько раз влюблялся и наконец даже женился, найдя себе юную спутницу жизни, а если быть точнее, то выиграл ее в карты. Девушка, которую звали Фёклой Анисимовной была на содержании у одного купца, он то и проиграл ее в карточной игре Некрасову. После этого ее именем Феклу уже никто не звал, так как Некрасов решил дать своему «выигрышу» не только новую жизнь, но и новое имя — Зинаида Николаевна.

Престарелый поэт Зинаиду «держал как куклу» — дарил дорогие подарки, баловал, но вместе с тем учил грамоте, водил в театры, одним словом пытался из нее сделать великосветскую даму. Единственное никогда не посвящал ей любовных стихов как своей первой избраннице. А молодая супруга отвечала ему взаимностью, была преданной и нежной, она наизусть учила его стихотворения и искренне восторгалась своим талантливым мужем.

Карты — наследственная страсть Некрасовых

В роду по отцовой линии Николая Алексеевича все мужчины были заядлыми игроками. Так, прадед «несметно богатый» рязанский помещик, лишился всего своего богатства за карточным столом. Азартными игроками были и дед, и отец, и братья поэта. В семье Некрасовых были популярны рассказы о славной родословной рода Некрасовых, которые так любил рассказывать отец: «Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед — две, дед (мой отец) — одну, я — ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю».

И только Николаю, с его незаурядным везением, первым из всех Некрасовых удалось надолго поймать «удачу за хвост». Он был также заядлым игроком в карты, но в отличие от своих предков, практически никогда не проигрывал. Лишь выигрывал. и иногда очень много.

Псовая охота

На протяжении всей жизни Некрасов страстно увлекался и псовой охотой, в зрелом возрасте даже на медведя ходил. Эта страсть ему также досталась от отца. Он мог целый день ходить с ружьем по болотам, охотясь за добычей, и получать от этого колоссальное удовольствие. К этому занятию пристрастилась и Зинаида Николаевна.

Николай Алексеевич с восторгом наблюдал как жена самостоятельно седлала лошадь и ехала в полном охотничьем обмундировании рядом с ним на охоту. Зинаида воистину была предметом его гордости, за это он ее и любил. и скорее всего по отечески.

Но однажды на охоте случилось то, что навсегда убило в Некрасове охотника с 43-летним стажем. Зинаида Николаевна совершенно случайно подстрелила любимого пса мужа — чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого случая Николай Алексеевич навсегда отказался брать в руки ружье.

Последние годы жизни поэта

К началу 1875 года Некрасов тяжко заболел, диагноз был равнозначен приговору — рак кишечника, по тем временам неизлечимая болезнь. Около двух лет поэт был прикован к постели и медленно угасал, не помогла даже операция, проведенная специально прибывшим из Вены хирургом. Вскоре поэта не стало. На его похороны собралась пятитысячная толпа и практически устроила митинг в защиту чести народного поэта.

В своем завещании Некрасов упомянул всех своих женщин, которых любил, и которые любили его. А Зинаида Николаевна пережила его на тридцать восемь лет, на протяжении которых не снимала траур по мужу. Отдав при этом свою часть наследства родным Николая Алексеевича, ничего себе не оставила. лишь светлую память.

Авдотья Панаева так же пережила Некрасова на целых шестнадцать лет. От молодого супруга она родила дочь. А в год смерти Некрасова она похоронила своего мужа и остаток жизни доживала вместе с дочерью терпя нужду. А свои мемуары целиком посвятила Николаю Алексеевичу.

Не менее сложной и полной различных передряг была жизнь известного художника Архипа Куинджи.
Читайте также: 100 рублей золотом за невесту, спасение на Валааме и другие перипетии в жизни «волшебника света» Архипа Куинджи .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Викторина по литературе на тему «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»

МКОУ «Мишкинская средняя общеобразовательная школа»

Бекиш О.В .

ВИКТОРИНА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ

НИКОЛАЯ АЛЕСЕЕВИЧА НЕКРАСОВА

«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ»

I. Общий раздел.

1. Кому посвящал Некрасов свои первые стихотворные опыты?

— Матери, Елене Андреевне, светлый образ, который поэт всю жизнь свято хранил в своем сердце.

2. Соотнесите стихотворения Некрасова с темами его творчества

3. Укажите авторов портретов Н.А. Некрасова:

4. В перечисленных названий стихотворений допущена ошибка. Найдите её и укажите автора стихотворения:

б) «Еду ли ночью по улице темной»;

в) «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

5.История создания какого сборника стихов Николая Некрасова приведена:

«…Сомнения терзали автора, и он отправился за советом к ближайшему другу и учителю А.С. Пушкина. Прочитав, собеседник сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишите лучше». Некрасов послушался, и скрыл свое имя под псевдонимом «Н. Н». Вскоре стали появляться отрицательные отзывы на сборник. Некрасов вспоминал: «Белинский тоже обругал мою книгу. Я роздал на комиссию экземпляры, — ни одного не продалось. Это был лучший урок». Поэт скупил почти весь тираж своей книги и уничтожил его.

6. Кому из поэтов Некрасов носил на отзыв свой первый готовящийся к печати сборник?

7. В каких произведениях Некрасов запечатлел образ В.Г. Белинского?

— «Медвежья охота» и «В.Г. Белинский»

9. Назовите автора картины «Некрасов и Панаев у постели умирающего Белинского»?

10. Под каким псевдонимом в Александрийском театре в Петербурге шли водевили Н.А. Некрасова?

— Под псевдонимом «Наум Перепельский»

11. В 1845 – 1846 годах Некрасов (при участии лучших современных писателей) альманахи. Как они назывались?

— «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник».

12. Издателем, какого журнала становится Некрасов с 1847 года?

— Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издает журнал «Современник».

13. Кто был основателем и первым издателем этого журнала?

14. Где было напечатано стихотворение Н. А. Некрасова «У парадного крыльца» («Размышление у парадного подъезда»), запрещенное в России?

— В газете «Колокол», издаваемый А.И. Герценым за границей.

15. Кому посвятил Н. А. Некрасов свою поэму «Коробейники»?

— Крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии, Гавриле Яковлевичу Захарову, с которым часто ходили на охоту.

16. В каких крупных произведениях Некрасов рассказывает о декабристах?

— В поэмах «Дедушка» и «Русские женщины».

17. О ком Николай Алексеевич Некрасов писал: «Во мне спасла живую душу ты»?

— О матери; поэма «Мать».

18. В каком стихотворении Николай Алексеевич рассказывает о тяжелом подневольном труде детей на фабрике?

— В стихотворении «Плач детей».

19. Какие еще стихотворения Николай Алексеевич Некрасов посвящает детям?

— «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Соловьи».

20. Какое стихотворение Н.А. Некрасов посвящает Н.Г.Чернышевскому?

II. Кому посвятил Николай Алексеевич Некрасов эти строки:

1.« Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенства, о братстве, о свободе. ».

2. «Двести уж дней, двести ночей

Муки мои продолжаются.

Ночью и днем в сердце твоем

Стоны мои отзываются.

Двести уж дней, двести ночей

Темные зимние дни.

Ясные зимние ночи

Зина, закрой утомленные очи

— Зинаиде Николаевне Некрасовой; стихотворение «Зине».

3. «Прими простой привет, боец неустрашимый!

Луч света трепетный, сомнительный, чуть зримый,

Внезапно вспыхнувший над родиной любимой,

Ты не дал погасить,— ты объявил войну

Слугам не родины, а царского семейства,

Науку мудрую придворного лакейства

— Н.Ф. Крузе; стихотворение «… В печальной стороне».

4. «Прощай! Завидую тебе —

Твоей поездке, не судьбе:

Я гордостью, ты знаешь, болен

И не сменяю ни на чью

Судьбу плачевную мою,

Хоть очень ею недоволен.»

— И.С. Тургеневу; стихотворение «Прощай».

5. «… будем лучше рисковать,

Чем безопасному безделью

Остаток жизни отдавать».

— М.Е. Салтыкову – Щедрину; стихотворение «М.Е. Салтыкову».

III. Из каких произведений Н.А. Некрасова взяты эти строки

1.«Я лиру посвятил народу своему»

2 «Великих зрелищ, мировых судеб

Поставлены мы зрителями ныне:

Исконные, кровавые враги,

Соединясь, идут против России:

Пожар войны полмира обхватил,

И заревом зловещим осветились

Деяния держав миролюбивых. »

— Стихотворение «14 июня 1854 года».

3.« Непобедимое страданье,

Влечет, как жертву на закланье,

Недуга черная рука.

Где ты, о муза! Пой, как прежде!

«Нет больше песен, мрак в очах;

Сказать: умрем! конец надежде!-

Я прибрела на костылях!».

4.«Любви безумными мечтами

И я по-твоему кипел,

Но я делить их не хотел

С моими праздными друзьями».

5 «Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя.

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна —

Она до гроба помнить будет!»

— Стихотворение «Внимая ужасам войны…».

6.«Знайте и верьте, друзья: благодатна

Всякая буря душе молодой –

Зреет и крепнет душа под грозой».

7.« Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские.

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?».

— Стихотворение «Железная дорога».

8.«… Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!»

Не омрачай веселья их тоскою,

Не плачь над ними, мученица-мать!

Но говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее — тернового венка. ».

9.«Волга! Волга! Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля».

— Стихотворение «Размышления у парадного подъезда».

10.« О ты, чьих писем много, много

В моем портфеле берегу!

Подчас на них гляжу я строго,

Но бросить в печку не могу.

Пускай время мне доказало,

Что правды в них и проку мало,

Как в праздном лепете детей.

Но и теперь они мне милы —

Поблекшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!»

— Стихотворение «О письма женщины, нам милой».

IV .Знаешь ли ты персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Вставьте пропущенные слова:

В какой земле — ________,

Сошлись семь мужиков:

Сошлися — и заспорили…»

— В каком году, угадывай, на столбовой дороженьке, временнообязанных, Подтянутой, уезда, из смежных деревень, Дыряева, Горелова, Неелова

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

3.«Мужик с одышкою,

Нос вострый, как у мертвого,

Как грабли руки тощие,

Как спицы ноги длинные,

Не человек – комар)».

4.«С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал».

— Савелий – богатырь святорусский.

5. «Теперь порядки новые,

А он дурит по – старому:

Сенцо сухим – сухохонько – велел пересушить».

6. «Мужик присадистый

С широкой бородищею,

Упрям, речист и глуп.

Лука похож на мельницу:

Одним не птица мельница,

Что, как ни машет крыльями,

Небось, не полетит»

7. «Дороги наши трудные,

Приход у нас большой.

Рождающийся в мир

Не избирают времени:

В жнитво и в сенокос,

В глухую ночь осеннюю,

Зимой, в морозы лютые,

И в половодье вешнее —

8. «Горазд он был балясничать,

Носил рубаху красную,

Пел складно песни русские

И слушать их любил».

9. «С ним случай был: картиночек

Он сыну накупил,

Развешал их по стеночкам

И сам не меньше мальчика

На них любил глядеть.

Пришла немилость божия,

За целый век накоплено

Целковых тридцать пять.

Скорей бы взять целковые,

А он сперва картиночки

Стал со стены срывать»;

10. «А в том, во-первых, счастие,

Что в двадцати сражениях

Я был, а не убит!

А во-вторых, важней того,

Я и во время мирное

Ходил ни сыт ни голоден,

А смерти не дался!

А в-третьих — за провинности,

Великие и малые,

Нещадно бит я палками,

А хоть пощупай — жив!»

11. «Всему народу люб:

Брал за помол по совести,

Народу не задерживал,

И мужики беднейшие —

Все очереди слушались,

Порядок строгий вел!…»

12. «Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красоты.

Но сильно исхудалое

V. Кто сказал о Николае Алексеевиче Некрасове…

1. «Да знаете ли Вы, что Вы поэт – поэт истинный?»

2. «Некрасов мог прочесть наизусть любое из своих стихотворений, когда бы то ни было сочиненных. Как бы оно ни было длинно, он не останавливался ни на одной строфе, точно читал по рукописи. Впрочем, он помнил наизусть массу стихотворений и других русских поэтов».

3. «Некрасов есть русский исторический тип, один из крупных примеров того, до каких противоречий и до каких раздвоений, в области нравственной и в области убеждений, может доходить русский человек в наше печальное, переходное время. Но этот человек остался в нашем сердце. Порывы любви этого поэта так часто были искренни, чисты и простосердечны! Стремление же его к народу столь высоко, что ставит его как поэта на высшее место. Что же до человека, до гражданина, то, опять-таки, любовью к народу и страданием по нем он оправдал себя сам и многое искупил, если и действительно было что искупить.. .

4. «Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила».

5. «Некрасов — мой благодетель. Только благодаря его великому уму, высокому благородству души и бестрепетной твёрдости характера я имел возможность писать так, как я писал. Я хорошо служил своей родине и имею право на признательность её, но все мои заслуги перед нею — его заслуги».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector