1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кому посвящены ранние юношеские стихи лермонтова

Кому посвящены ранние юношеские стихи лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов

Собрание сочинений в 4 томах

Настоящее собрание сочинений М. Ю. Лермонтова является расширенным и дополненным переизданием четырехтомного так называемого «малого академического» собрания сочинений, выпущенного Институтом русской литературы (Пушкинским Домом) АН СССР в 1958–1959 гг. на основе шеститомного академического издания 1954–1957 гг. [1]В него вошли новые тексты Лермонтова, обнаруженные в 1960–1970-х годах; при подготовке текста учтены вновь найденные автографы и данные исследовательской литературы последних лет. Все эти изменения и дополнения оговорены в примечаниях и преамбулах к ним.

По своим общим принципам настоящее собрание сочинений следует за четырехтомным изданием. Справочный аппарат в нем облегчен: отсутствует полный свод вариантов и черновых редакций произведений (основные из них приводятся в примечаниях), отсутствует подробное описание рукописей Лермонтова и других источников текста, сокращены библиографические сведения. В то же время круг сведений, входящих в реальный и историко-литературный комментарий, расширен по сравнению с «малым академическим» изданием.

В примечаниях к произведениям Лермонтова сообщаются место первой публикации произведения, текст собственных примечаний и помет Лермонтова, если они имеются в автографе; время написания произведения; существенные факты его творческой истории: обстоятельства создания, имя адресата (для посланий, посвящений, некоторых лирических стихотворений), сведения о литературном источнике (если он имеется) и т. д. Здесь же приводятся наиболее важные с историко-литературной точки зрения оценки произведения; дается разъяснение авторского подтекста, игры слов, поддающихся раскрытию намеков; сообщаются краткие сведения о малоизвестных лицах и географических названиях.

Собрание состоит из четырех томов: в первый том входят стихотворения, во второй том – поэмы и повести в стихах, в третий – драмы, в четвертый – художественная проза, письма, планы и заметки. Внутри каждого тома произведения располагаются в хронологическом порядке. Перед разделом примечаний в конце тома дается краткая вступительная статья, характеризующая особенности произведений данного жанра.

Тексты Лермонтова печатаются по новой орфографии, но с сохранением особенностей языка, характерных для эпохи 30 – 40-х годов прошлого века.

Вопросы к 200-летию

ВОПРОСЫ к 200-летию

Где и когда родился Лермонтов? Как звали его родителей, кем они были по проис­хождению? Как звали домашнего учителя Лермонтова? Каким искусствам обучался Лермонтов в детстве? Где учился Лермонтов? Как звали (назовите) имена русских писателей, учив­шихся вместе с Лермонтовым в Московском университете? Кому посвящены ранние юношеские стихи Лермон­това?

1) Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,

И я всегда скажу, что ты

2) Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!

8. Как называлось военное заведение в Петербурге, куда в 1832 году поступил Лермонтов?

В каком году была опубликована пьеса Лермонтова «Маскарад»? На сцене какого театра впервые была постав­лена драма «Маскарад»?

10. В каком году впервые был напечатан роман Лермонтова «Княгиня Лиговская»?

11. Почему писатель сказал: «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта — Лермонтова»?

Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотво­рения «Смерть поэта»? Назовите первое опубликованное стихотворение Лер­монтова. Каким псевдонимом оно было подписано? Как называлось первое изданное произведение, ко­торое Лермонтов подписал своим именем?

15. О каком романе Лермонтова Гоголь сказал, что «никто еще не писал» у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой», а Лев Толстой отметил, что роман произвел на него «очень большое впечатление»?

О каком произведении Лермонтова писал Антон Пав­лович Чехов: «Я не знаю языка лучше. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах по предложениям. Так бы и учился писать»? Кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова на дуэли? Где находится могила Лермонтова? Кто автор памятников Лермонтову в С.-Петербурге? По какому адресу в С.-Петербурге находится дом, где Лермонтовым было написано стихотворение «Смерть поэта»? Кто автор памятника Лермонтову в Москве? Укажите, где находятся музеи ? Какое стихотворение Лермонтова положил на му­зыку ? Кто из русских композиторов написал оперы по произведениям Лермонтова «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка­лашникова», «Хаджи Абрек»?

Из каких произведений эти строки

Его убийца хладнокровно
Навел удар. спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет. Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки. »

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

5. Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас,
Зачем? . Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах.

6. Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,

Чья мысль душе твоей шептала,

Чью грусть ты смутно отгадала,

Чей образ видела во сне.

7. Тамбов на карте генеральной
Кружком означен не всегда;

Он прежде город был опальный,

Теперь же, право, хоть куда.

Усталый, жаждою томимый,

С лица стирая кровь и пот,

Гарун меж скал аул родимый,

При лунном свете узнает.

9. Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

10. . Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

11. «Он был среднего роста: стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, спо­собное переносить все трудности кочевой жизни и переме­ны климата. ».

«Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!». «Мне как-то случилось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге; тут же стоял батальон пехоты».

14. Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке из глаз,
Сладко любить их — завидная доля,
Но веселей молодецкая воля.

15. «Я лгал. Но мне хотелось его побесить. У меня врож­денная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепью грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Кто сказал о Лермонтове

«»Бородино» Лермонтова было зерном, из которого вырос роман «Война и мир»». «Я упоминаю в моем слове Лермонтова-прозаика, не касаясь Лермонтова-поэта, потому что, отдавая все должное Лермонтову-поэту, его прозрачному, совершенному стиху, как бы вырезанному на меди, более холодному, чем стих Пушкина, но не менее совершенному, — считаю все же, что Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас,
через сто лет, должны стремиться, должны изучать Лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы». «. Лермонтов же обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного об­щества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». «На протяжении каких-нибудь двух десятков лет в русской литературе было создано три таких совершенно за­мечательных и не похожих друг на друга театра, как театры Пушкина, Гоголя и Лермонтова. Ни одна театральная куль­тура не знает ничего подобного. То, что Островский выражал в двух десятках пьес, эти великие драматурги выражали в одной-двух». «. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчи­вого, наделенного могучими страстями и волей и проница­тельным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Читать еще:  Анализ стиха как неразгаданная тайна

«Любил я трижды – трижды безнадежно»: Любовь, месть и расплата Михаила Лермонтова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Как известно, каждому творцу — художнику, поэту, композитору всегда нужна муза, вдохновляющая, милая сердцу его и взору. И по большому счету женщинам-музам должны были ставить памятники рядом с монументами самим творцам. Ведь благодаря только их участию, которых поэты, писатели или художники боготворили, по ком страдали ночами, мечтая о встречах, и создано все то прекрасное, что они оставили после себя потомкам. Сегодня поговорим о женщинах-музах Михаила Лермонтова , подвигших поэта на создание его прекрасной любовной поэзии.

Очень короткий жизненный путь выпал на долю прославленного поэта, наполненный множеством любовных увлечений и разочарований — как мимолетных, так и сильных. Его постоянные светские ухаживания и интрижки были немалой частью его бурной жизни. «Он был вулканом — то спящим и молчаливым, то огненным и страстным» , что приводило всех его женщин к страданиям.

Екатерина Сушкова

Михаил с Екатериной познакомился в 1830 году в доме родственницы поэта Александры Верещагиной. Молодой 16-летний юноша сразу же проникся к девушке глубочайшим чувством любви. А та, обладая острым искрометным умом, была девицей язвительной и не упускала случая поиздеваться над ним.

К слову сказать, вела в то время Катенька в своем дневнике записи о всех своих интрижках, благодаря которым до наших дней и дошли весьма редкие сведения о поэте. Эти записи со временем переросли в мемуары, в которых содержалось много ценных сведений о Лермонтове. В 1870 году, когда Сушковой уже не было в живых, эти мемуары были опубликованы…

По описанию 18-летней столичной девицы, 16-летний поэт был мал ростом, невзрачен, коренаст и косолап, взгляд черных очей мрачен, но выразителен, нос вздернут, улыбка язвительно недобрая, а еще он был чрезмерно нервный и похожий на избалованного и злобного ребенка. И конечно же стройная, красивая, с прекрасным лицом, большими черными глазами и роскошными волосами девушка – уж точно не могла близко подпустить к себе столь нелепо выглядевшего юнца, пусть даже и без памяти в нее влюбленного. Екатерина и Михаил тесно общалась все лето 1830 года, а осенью поэт с разбитым сердцем исчез из ее жизни.

Повстречались они вновь в 1834-м в Петербурге. На то время в жизни обоих произошли большие изменения. Лермонтов был в звании офицера лейб-гвардии Гусарского полка, а Сушкова, имея закрепившуюся за ней репутацию легкомысленной кокетки, готовилась выйти замуж за Алексея Лопухина — приятеля Михаила. Родители жениха противились этому браку как могли, но, казалось, ничего уже нельзя было изменить.

Однако Лермонтов решил избавить друга от необдуманного союза. И хотя от былых юношеских чувств в его сердце не осталось и следа, он решил приударить за девицей Сушковой, некогда отвергнувшей его. Ведя расчетливую игру, он с трепетом ухаживал за Екатериной. И теперь она без памяти была влюблена в поэта, а тот лишь тешил свое самолюбие, и смаковал месть за ее насмешливость в то время, когда он так её любил. Именно тогда это чувство он излил в так называемый «Сушковский цикл»: 11 стихотворений, посвященных Катеньке.

А теперь он за глаза отзывался о ней так: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! — было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею… »

Безусловно эта интрижка расстроила свадьбу Екатерины с Алексеем Лопухиным, и поэт сразу же оставил ее: «Теперь я не пишу романов — я их делаю. — Итак вы видите, что я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство Сушковой заставило меня пролить пять лет назад. Но мы все-таки ещё не рассчитались: она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки».

Спустя несколько лет после разрыва с поэтом, Екатерина выскочила замуж за дипломата А. В. Хвостова и длительное время жила в Европе.

Наталья Иванова

В конце 1830 года поэт знакомится с Натальей Федоровной Ивановой, ставшей его печальной любовью, при том настолько, что вызывала она у поэта » не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорблённой гордости» .
В 17 лет девушка стала предметом увлечения 16-летнего Михаила, посвятившего ей «ивановский цикл» ( 1830—1832), состоящий из 40 юношеских стихотворений, буквально пронзенных чувством горечи и обиды.

Он повстречал Наталью, будучи в гостях у родственников. Как только увидел ее, юное сердце стало биться быстрее: настолько она была хороша и очаровательна. Да и девушка вначале отнеслась к юноше с интересом, а позже Лермонтов натолкнулся на непонимание и холодность. Их только зародившиеся отношения закончились, так и не начавшись. Описывая позже портрет Натальи, Лермонтов называет её «бесчувственным, холодным божеством».

А все дело было в том, что в Наталью был влюблен Николай Обресков,
человек с запятнанным прошлым, лишенный дворянского звания, но твердо знавший о том чего хочет от жизни. При этом обладал приятной внешностью и большим самомнением. Вероятнее всего, именно его решительность покорила Наталью, и она выбрала его. А юный Лермонтов остался страдать в одиночестве, долгое время не имея сил забыть ее.

Варвара Лопухина. «Случайно сведены судьбою»

Но самые искренние и трепетные, нежные и глубокие чувства Лермонтов пережил в отношениях с Варварой Лопухиной, сестрой Алексея Лопухина. Она была «натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная; нравилась многим: тонкие черты лица, большие задумчивые глаза, в омуте которых можно было утонуть. » . Именно этот милый сердцу образ навсегда стал для поэта эталоном красоты.

Они познакомились в подростковом возрасте, когда обоим было по четырнадцать лет. Сразу же испытав дружескую привязанность и детскую влюбленность, они пережили и страсть, и неприязнь, и ревность. Спустя годы, все это переросло в зрелое чувство, в котором они друг другу так и не успели признаться. Настоящая любовь была обоими осознана не сразу.

«Он создал сам свое страданье»

Вполне вероятно, что именно разгульный образ жизни, постоянно влюбляющегося Михаила и попадающего в любовные интрижки, и привела Варвару Лопухину совершенно с другим мужчиной к алтарю, у которого стояла необычайно грустная рука об руку, с тем другим, говоря «да». Так, повинуясь судьбе и воле родителей, Варенька, вышла замуж за богатого помещика Николая Федоровича Бахметева, при этом сгорая от любви к Лермонтову.

А Михаил, погрязший в вихре утех и развлечений, вначале и не понял, что потерял свою любовь навсегда. А когда опомнился, то никак не мог смириться с тем, что его Варенька дала обет верности другому, что она вдруг стала Варварой Бахметевой.

Это случилось в 1835 году. И вполне вероятно, что на решение Вареньки выйти замуж за Бахметьева, который был значительно старше, повлияли дошедшие в Москву слухи о том, что Михаил открыто ухлестывает за Сушковой. Поэт очень страдал, когда узнал об этом известии. Вот так, пока он тешился своей местью в Питере, в Москве потерял самое дорогое, что было смыслом его жизни.

Читать еще:  Нотр дам де пари стихи

Нежность, чистота и искренность юношеской любви зачастую остается в памяти как светлое воспоминание. А иногда бывает так, что проходя через испытания, страстью и ревностью, преображается в «жизненный луч-путеводитель». Именно так воспринимал свою любовь к Варваре Лопухиной поэт.

«О, если б знала ты, как я тебя люблю»

Последующие годы Лермонтов и Лопухина по-прежнему любили друг друга, хотя не виделись и мало знали друг о друге. Как то в гостях поэт встретил маленькую дочку Вареньки, он долго играл с ней, а потом, выйдя в другую комнату, горько плакал. Трепетные чувства, которые Лермонтов испытывал к Варваре Лопухиной, сохранились практически до самых последних его дней. Они и нашли отражение во многих произведениях поэта.

А после его трагической гибели, Варенька, убитая горем, не имела даже возможности открыто выразить свои горькие чувства. Смерть поэта была для нее сильным потрясением, от которого она не смогла оправиться. Всего на десять лет пережила своего возлюбленного Варвара Бахметьева, на протяжении которых престарелый муж невыносимо ревновал ее даже к памяти погибшего поэта.

Екатерина Григорьевна Быховец. «Не с тобой я сердцем говорю»

Последней музой в жизни поэта была Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя его родственница. Екатерина точно знала, что тот вовсе влюблен не в нее, а в ее облик, так похожий на милое его сердцу сходство с Варенькой Лопухиной. Она искренне жалела его и была ему предана. А он даже в своих посвящениях ей честно признавался, что в «ее чертах он пытается найти черты любимой», и что так пылко любит не ее.

Однако поэту необходим был мудрый советчик и терпеливый слушатель. Эту роль и взяла на себя Екатерина Григорьевна. Именно ей приходилось не однократно выслушивать рассказы поэта о былой любви к Лопухиной. Личностные же отношения между Быховец и Лермонтовым были далеки от любовных. Но только с ней Лермонтов мог быть настоящим и искренним. И именно она, Екатерина, была с ним в день его смерти.

В свои 27 лет Лермонтов, уже «перегорев ото всех пережитых его ранимой душой страданий», решил испытать судьбу. Он не боялся погибнуть, казалось, смерть была для него даже желанна.

. С собой
В могилу он унес летучий рой
Еще незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и
горьких сожалений.

Мало кому известен тот факт, что Михаил Юрьевич наряду с литературным талантом имел незаурядный дар к рисованию. Об этом читайте: Неизвестные таланты великих: Живописные пейзажи на акварелях поэта Михаила Лермонтова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

agnus_dei_8

agnus_dei_8

Менее благожелательно, но явно с большим знанием дела о гомосексуальной любви писал М.Ю.Лермонтов в своих юнкерских стихотворениях. Эти произведения не включаются в полные собрания сочинений Лермонтова, но они неоднократно печатались в России и заграницей. Наиболее авторитетное издание появилось в американском периодическом альманахе «Russian Literature Triquarterly» (1976, » 14) со статьей У.Хопкинса. Написанное, когда Лермонтову было 20 лет и он учился в юнкерском училище, эти произведения рассматриваются как эротические или порнографические, в зависимости от точки зрения исследователя. Стилистически они представляют переходный момент от юношеской к более зрелой манере среднего периода творчества Лермонтова — настоящей поэтической зрелости он достигнет через три года, в стихотворении «На смерть поэта». Две из пяти вещей, опубликованных У.Хопкинсом, — «Тизенгаузену» (адресовано соученику лермонтова, павлу павловичу Тизенгаузену) и грубоватая «Ода нужнику» — имеют темой гомосексуальные сношения между юнкерами. Описаны эти встречи с такой конкретностью, что Лермонтов, если он в них и не участвовал, то должен хотя бы присутствовать и наблюдать. Вы можете прочитать их здесь. Среди друзей Лермонтова и его окружения также было немало геев.

Как и в Европе, гомосексуальные отношения шире всего были распространены в закрытых учебных заведениях — Пажеском корпусе, кадетских корпусах, юнкерских училищах, Училище Правоведения и т. д. Поскольку явление было массовым, воспитанники воспринимали его спокойно и весело, посвящая ему множество похабных шуточных стихотворений. Гомосексуальным приключениям целиком посвящена написанная от первого лица большая анонимная (приписываемая А. Ф. Шенину) поэма лПохождения пажа». Одно из его стихотворений см. тут. Лирического героя этой поэмы сразу же по поступлении в Пажеский корпус соблазнил старший товарищ, после этого он сам вошел во вкус, стал «давать» всем подряд, включая начальников, одеваться в женское платье и сделал благодаря этому блестящую карьеру. В поэме также подробно описаны эротические переживания, связанные с поркой. Все это сильно напоминает нравы и обычаи английских аристократических школ XIX в. Попытки школьной или корпусной администрации пресекать «непотребство» успеха не имели. После очередного скандала с Шениным, который в 1846 г. был за педерастию отстранен от службы и выслан из Петербурга, в столице рассказывали, что военный министр призвал Ростовцева и передал ему приказание Государя, чтобы строго преследовать педерастию в высших учебных заведениях, причем кн. Чернышев прибавил: Яков Иванович, ведь это и на здоровье мальчиков вредно действует». — «Позвольте в том усомниться, ваша светлость, » отвечал Ростовцев, «откровенно вам доложу, что когда я был в Пажах, то у нас этим многие занимались; я был в паре с Траскиным (потом известный своим безобразием толстый генерал), а на наше здоровье не подействовало!» Князь Чернышев расхохотался».

По свидетельству Куприна, в закрытых мужских учебных заведениях и позже существовали уродливые формы ухаживания (точь-в-точь как в женских институтах «обожание») за хорошенькими мальчиками, за «мазочками». Хотя Н. Г. Помяловский в лОчерках бурсы» ничего не говорит о гомосексуальных связях между воспитанниками, они легко угадываются в напоминающих современную дедовщину отношениях второкурсных и первокурсников.

Младший мальчик, обслуживающий Тавлю, называется «Катькой», подчеркивается, что он хорошенький, а однажды был разыгран даже обряд женитьбы Тавли на «Катьке». Такие игры не могли не иметь сексуальной окраски. В юношеской среде эти отношения обычно воспринимались как игра и замена недоступных женщин; часто так оно и было в действительности. Для взрослых влечение к лицам собственного пола становилось проблемой, а для тех, кто не мог его принять, трагедией.

Неосознанный, латентный гомоэротизм играл большую роль в жизни русских интеллектуалов. Кажется, что удивительные и оригинальные творческие жизни Бакунина и Гоголя были в какой-то степени компенсацией их сексуального бессилия. В эгоцентрическом мире русского романтизма было вообще мало места для женщин. Одинокие размышления облегчались главным образом исключительно мужским товариществом в ложе или кружке.

От Сковороды до Бакунина видны сильные, намеки на гомосексуальность, хотя, по-видимому, сублимированного, платонического сорта. Эта страсть выходит ближе к поверхности в склонности Иванова рисовать нагих мальчиков и находит свое философское выражение в модном убеждении, что духовное совершенство требует андрогинии или возвращения к первоначальному единству мужских и женских черт». Однако в каждом конкретном случае это выглядит по-разному.

Следует также отметить фигуру «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой (1783-1866), которую по современной классификации, пожалуй, следует отнести к транссексуалам. Насильно выданная замуж за правительственного чиновника, она спустя 3 года покинула своего мужа и ребенка и, переодевшись в казачью военную форму, приняла участие в Отечественной войне 1812 года.

Как возникло слово «голубой»?

Одна из версий, объясняющая, почему прилагательное «голубой», стало существительным, определяющим половую ориентацию, зиждется на том основании, что гомосексуальность был в основном доступен только избранным, аристократическим слоям общества, тем, у кого в жилах текла голубая кровь.

Само понятие «голубая кровь» является калькой с французского выражения sang bleu, которое в свою очередь заимствовано у испанцев (sangre azul). Первоначально так называли себя аристократические семьи испанской провинции Кастилии, гордившиеся тем, что их предки никогда не вступали в браки с маврами и поэтому у них светлая кожа и вены голубоватого цвета.

Читать еще:  Как выучить стих ломоносова ода

По какой-то причине именно среди этих гордых идальго был особенно развит гомосексуальность.

Убедительных данных за справедливость такой этимологической гипотезы нет, но причины для ее существования имеются, хотя, по мнению известного сексопатолога И.Олейникова, термин «голубой» был введен в обиход американскими геями только в сороковых годах XX столетия.

Вернувшись домой после славной Отечественной войны 1812 года и последующего заграничного похода русской армии, молодые ветераны сделались грозой обеих столиц и множества губернских городов.

Кутежи, дуэли, бурные романы с замужними дамами и женатыми мужами стали привычным времяпрепровождением господ офицеров. Как и положено в победоносной армии, тон веселому безумству задавали гвардейцы и гусары, в числе которых оказалось до неприличия много будущих декабристов. В свою очередь многие очаровательные барышни и зрелые матроны, воодушевленные наплывом пылких поклонников, были готовы на все. Или, во всяком случае, на многое, кроме разве одного: объяснить, почему блестящие кавалергарды предпочитают ласкать друг друга, когда вокруг такое количество милых дам.

Среди известных гомосексуалов золотого века русской культуры кавалергард князь А.Трубецкой, князь Петр Долгоруков, штаб-ротмистр лейб-гвардии Гусарского полка А. Зубов, обер-прокурор синода князь Л. Голицын, президент Академии наук С. Уваров, князь М. Дундуков-Корсаков. В этот список входит и убийца Пушкина Дантес со своим «приемным» отцом, голландским посланником бароном Геккерном.

«Голубые» стихи М.Ю.Лермонтова

К Т*** (Тизенгаузену)
Не води так томно оком,
Круглой жопкой не верти,
Сладострастьем и пороком
Своенравно не шути.

Не ходи к чужой постеле
И к своей не подпускай,
Ни шутя, ни в самом деле
Нежных рук не пожимай.
Знай, прелестный наш чухонец,
Юность долго не блестит!

Знай: когда рука господня
Разразится над тобой
Все, которых ты сегодня
Зришь у ног своих с мольбой,
Сладкой влагой поцелуя
Не уймут тоску твою,
Хоть тогда за кончик хуя
Ты бы отдал жизнь свою.

ОДА К НУЖНИКУ
О ты, вонючий храм неведомой богини!
К тебе мой глас. к тебе взываю из пустыни,
Где шумная толпа теснится столько дней
И где так мало я нашел еще людей.

Прими мой фимиам летучий и свободный,
Незрелый слабый цвет поэзии народной.

Ты покровитель наш, в святых стенах твоих
Я не боюсь врагов завистливых и злых,
Под сению твоей не причинит нам страха
Ни взор Михайлова, ни голос Шлиппенбаха
Едва от трапезы восстанут юнкера,
Хватают чубуки, бегут, кричат: пора!
Народ заботливо толпится за дверями.

Вот искры от кремня посыпались звездами,
Из рукава чубук уж выполз, как змея,
Гостеприимная отдушина твоя
Открылась бережно, огонь табак объемлет.
Приемная труба заветный дым приемлет.
Когда ж Ласковского приходит грозный глаз,
От поисков его ты вновь скрываешь нас,
И жопа белая красавца молодого
Является в тебе отважно без покрова.

Но вот над школою ложится мрак ночной,
Клерон уж совершил дозор обычный свой,
Давно у фортепьян не раздается Феня.
Последняя свеча на койке Беловеня
Угасла, и луна кидает бледный свет
На койки белые и лаковый паркет.

Вдруг шорох, слабый звук и легкие две тени
Скользят по каморе к твоей желанной сени,
Вошли. и в тишине раздался поцалуй,
Краснея поднялся, как тигр голодный, хуй,
Хватают за него нескромною рукою,
Прижав уста к устам, и слышно: «Будь со мною,
Я твой, о милый друг, прижмись ко мне сильней,
Я таю, я горю. » И пламенных речей
Не перечтешь. Но вот, подняв подол рубашки,
Один из них открыл атласный зад и ляжки,
И восхищенный хуй, как страстный сибарит,
Над пухлой жопою надулся и дрожит.

Уж сближились они. еще лишь миг единый.
Но занавес пора задернуть над картиной,
Пора, чтоб похвалу неумолимый рок
Не обратил бы мне в язвительный упрек.

Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощеньи умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты:
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.

Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей.

Свершилось! вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой.
Ледяную встречаю руку
Моей пылающей рукой.

Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людях, в чужой стране
Не принесло тебе страданье
При сожаленье обо мне.

История гомосексуализма в России. Н.В.Гоголь

Многих исследователей привлекает психосексуальная биография Н. В. Гоголя (1809Ч1852)14. Это большая и сложная тема, которая не затрагивалась в русской критике, но на Западе о ней упоминали авторы разных стран, начиная с первых десятилетий нашего столетия. Так, американским ученым Саймоном Карлинским написано обширное исследование, в котором этот вопрос рассмотрен исходя из переписки Гоголя, показаний его современников, трактовки в его творчестве таких сюжетов, как женщина, брак, дети, семья, дружба между мужчинами и женщинами и отношение религии и церкви к однополой любви.

Будучи исключительно и полностью гомосексуальным, Гоголь всю свою жизнь -в первую очередь по религиозным мотивам — отрицал этот факт как для себя самого, так и для окружающих. Его повести и пьесы пронизаны страхом женитьбы и других форм сексуального контакта с мужчинами, однако эта тема окружена таким облаком символов и сюрреалистических фантазий, что его современники не смогли угадать ее присутствия. Затруднения в личной жизни Гоголя состояли в том, что он в основном влюблялся в натуральных мужчин, которые не могли ответить ему взаимностью. В письмах к друзьям Гоголь признавался, что никогда не знал женской любви и даже гордился этим, считая чувственность низменной и унизительной. На вопросы доктора Тарасенкова во время последней болезни Гоголя писатель сказал, что не имел связей с женщинами (в юности однажды посетил с друзьями бордель, но не получил удовольствия) и никогда не мастурбировал (об эротическом воображении врач не спросил).

Гоголь был исключительно- закрытым человеком, в его письмах повторяются жалобы на одиночество. Его отношения с родителями были довольно далекими, отношения с товарищами по интернату в Нежине также оставляли желать лучшего. Сохранились очень нежные письма Гоголя друзьям юности — Герасиму Высотскому и Петру Поленову. Позже Гоголь пережил род влюбленности в Николая Языкова. В Италии писателя связала тесная дружба с художником Александром Ивановым, в жизни которого не было женщин (первая большая картина Александра Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис»). Главным эмоциональным событием жизни Гоголя была взаимная дружба — любовь с 23-летним Иосифом Вьельгорским. Когда в 1838 г. Вьельгорский умирал от туберкулеза, Гоголь буквально не отходил от его постели, а затем поддерживал, тесные отношения с его матерью и сестрами, беспричинно оборвавшиеся около 1850 г. Однако нежные чувства между мужчинами в то время считались нормальными и, как и теперь, не обязательно имели гомоэротическую подоплеку.

Женские образы у Гоголя весьма условны, зато в «Тарасе Бульбе» поэтизируется мужское братство, дружба и красота мужского тела. Психоаналитики находят в произведениях Гоголя проявления не только гомоэротизма, но и многое другое. Карлинский выводит уход Гоголя в религию, мистицизм и морализм из его неспособности принять свой гомоэротизм. Послушавшись фанатика-священника Матвея Константиновского, который якобы предписал Гоголю для избавления от «внутренней скверны» воздержание от сна и пищи, писатель буквально уморил себя голодом в возрасте 43 лет. Однако эта версия не доказана и допускает прямо противоположное рассуждение, что именно глубокая религиозность Гоголя не позволяла ему принять свою сексуальность, породив депрессию и желание смерти. Уварову или Дондукову, сексуальные влечения и религиозные убеждения которых не пересекались и как бы лежали в разных плоскостях, жить было легче.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector