6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект урока бальмонт как я пишу стихи

Урок русской словесности «Стихотворения К.Д. Бальмонта «Как я пишу стихи» и А.Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…»)»

Описание разработки

Цель: Познакомить учащихся со стихотворением о поэтическом творчестве К. Д. Бальмонта «Как я пишу стихи». Проследить и показать, как автор — поэт решает проблему стихотворчества (создает стихи).

Учить сравнивать и сопоставлять произведение двух авторов на одну тему, находить общее и различие во мнении при создании стихотворения.

Учиться пробовать писать стихи, подбирать рифму. Дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом. Развивать образное и ассоциативное мышление для постижения смысловой и образной структуры текста и умение целостно анализировать произведение.

Воспитывать в учащихся желание создавать стихи, испытывать радости самовыражения в слове и любовь к поэзии.

Оборудование: портреты К. Д. Бальмонта и А. Ахматовой. Сборники стихов поэтов, листочки для ведения записей, таблица.

Тип урока: Урок – сообщение новых знаний.

Ход урока:

1) Оргмомент

Приветствие. Сообщение темы урока и цели.

2) Актуализация знаний учащихся.

А) основные понятия лирики: мотив, настроение, художественные средства, ключевые слова, звукопись рифма.

Б) беседа с классом:

— пытались ли вы когда — нибудь писать стихи?

Что необходимо, чтобы родились стихи?

В) слово учителя:

« В русской критике ещё с прошлого века ведется спор: рождаются стихи благодаря авторскому вдохновению или делаются, как. Например, сапоги или глиняная посуда. Нужно ли иметь талант, способности, чтобы писать стихи, или достаточно этому просто научиться, как любому другому ремеслу? Как лирический герой К. Бальмонта отвечает на этот вопрос?

3) Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта « Как я пишу стихи» (стр. 207 учебника)

— ответить на вопрос, поставленный в начале чтения. (Рождаются стихи внезапно. Не размышляет над стихом)

4) Сопоставительный анализ стихотворения К. Бальмонта со стихотворением А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…»

А) выразительное чтение стихотворения.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий.

Таинственная надпись на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Б) Вопросы и задания к сопоставительному анализу:

с чем, с какими явлениями природы лирический герой стихотворения к. Бальмонта и А. Ахматовой сравнивает процесс написания и почему?

каким приемом звукописи пользуется К. Бальмонт и А. Ахматова. Найдите его и объясните художественный смысл.

Найдите сравнения, метафоры, олицетворения в стихотворениях обоих поэтов. Объясните их роль в создании поэтического творчества поэта.

Как вы понимаете слова А. Вознесенского:

«Стихи не пишутся – случаются, как чувство или как закат. Душа – немая соучастница: не написал – случилось так» созвучны ли они двум предыдущим стихотворениям?

что значит понимать поэта?

В) мнение учителя:

«Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я понимаю. Мы употребляем слово «понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи.

Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, мы не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта – значит выйти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видим, а он видит»

К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи». Конспект урока по чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Тема урока: К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».

Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»

№ урока по тематическому плану: № 24

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель: Познакомить учащихся с поэзией К.Д. Бальмонта на примере стихотворений «У чудовищ», «Как я пишу стихи»;

Задачи:

• продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста своих представлений и переживаний;

• организация эмоционального читательского восприятия текста и формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

• воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение», тетрадь на печатной основе, карточки для групповой работы.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

4. Открытие нового знания,

5. Закрепление знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
chtenie_4a_06.02.docx20.56 КБ
balmont.pptx245.4 КБ
prilozhenie_1.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».

Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»

№ урока по тематическому плану: № 24

Тип урока : Урок «открытия» новых знаний.

Цель : Познакомить учащихся с поэзией К.Д. Бальмонта на примере стихотворений «У чудовищ», «Как я пишу стихи»;

• продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста своих представлений и переживаний;

• организация эмоционального читательского восприятия текста и формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

• воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение», тетрадь на печатной основе, карточки для групповой работы.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Открытие нового знания,
  5. Закрепление знаний
  6. Итог урока.

Этап урока, время

Методы формы работы

Организационный этап, 1-2 мин.

Прозвенел опять звонок

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

— Добрый день, ребята, меня зовут Юлия Анатольевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Актуализация опорных знаний, 5-6 мин.

Словесный метод: беседа, эвристическая беседа

— Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта.

— Что вы знаете об этом поэте? Биографическая справка.

Рассказывают биографические данные К.Д.Бальмонта.

Знакомятся с новыми фактами его жизни.

Предметные учебные действия

Словесный метод: беседа, учебная дискуссия.

— С чем же мы сегодня по ближе познакомимся.

(Слайд с изображением: Бабы Яги, Кощея и Змея Горыныча).

— Посмотрите на доску. Каких сказочных героев вы здесь видите?

— Что объединяет этих героев?

— Именно о них Бальмонт написал стихотворение «У чудищ».

С творчеством К.Д. Бальмонта.

Баба Яга, Кощей и Змей Горыныч.

Это отрицательные герои сказок.

Умение ставить цели, планировать работу

Открытие нового знания,

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации, дидактическая игра, моделирование, учебная дискуссия

Чтение. Анализ стихотворения «У чудищ» по вопросам:

— О чем рассказывает это стихотворение?

– Обратите внимание, как поэт рассказывает о сказочных чудесах. Как он описывает Ягу и Кощея?.

— От какого лица написано стихотворение?

— Почему автор мог совершать эти проделки?

— Прочитайте сначала про себя, а потом о всем нам понравившееся вам четверостишье из стихотворения выразительно ударяя на волшебные слова.

О том, как автор побывал в гостях у Бабы Яги, Кощея и Змея.

Чудеса не удивляют, а кажутся повседневными. Баба Яга – строгая, злая старуха.

Это стихотворение написано от первого лица.

Потому что он был в шапке-невидимке.

Читают четверостишия ударяя на волшебные слова.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

— (РАБОТА В ТПО) Выполните упражнения в парах (фронтальная проверка).

— Какие волшебные слова вы записали? (Упражнение 2)

— Какие сказки вы вспомнили? (Упражнение 3)

Выполняют задания советуясь в парах.

Умение организовывать, контролировать УД

Словесный метод: рассказ, беседа, учебная дискуссия.

— Бальмонт написал много сказочных стихов и назвал их «Фейные сказки», так как считал, что стихи помогает писать ему добрая Фея. В стихотворении «Как я пишу стихи» автор рассказывает, как у него рождаются стихи.

Чтение учащимся. Анализ стихотворения «Как я пишу стихи» по вопросам:

— Подумайте, шутит или всерьез делится секретами поэтического творчества?

— Каким вам представляется поэт после прослушивания этого стихотворения?

Читают стихотворение выразительно.

Выдвигают гипотезы и аргументы.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

(РАБОТА В ТПО) Запишите свое рассуждение на стр. 29 упражнение 3.

— Упражнение 1 из этого стихотворения сбежали некоторые строки, заполните пропуски вставляя пропущенные слова из стихотворения. Выполните это задание.

Выполняют задания с использованием учебника.

Умение организовывать, контролировать УД

Практические методы: упражнение, практическая работа.

Групповая работа по карточкам с самопроверкой по учебнику.

В группе выполняют задания. Проверяют по учебнику.

Умение систематизировать, обобщать изученное.

Итог урока, 2-3 мин.

Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение.

— А какому поэту был посвящен наш урок.

-С какими его произведениями мы познакомились.

-Какое стихотворение вы прочитаете своим родным?

«У чудищ», «Как я пишу стихи».

Отвечая на вопрос подводят итог урока.

Умение анализировать достижение цели

Самоанализ пробного урока:

Класс ________________________4 «А»___________________________________
Тема урока К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».

Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка» .
Тип урока и его структура _____ Урок «открытия» новых знаний._______________

  1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку.
  2. Особенности системы обучения данного класса, их учет при моделировании и проведении урока.
  3. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  4. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  5. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  6. Какие универсальные учебные действия формировались в ходе урока?
  7. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
  8. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  9. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
  10. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
  11. Психологическая атмосфера на уроке и общение с учащимися.
  12. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  13. Наметить перспективы своей деятельности.

При подготовке к уроку трудности не возникли. Особенности системы «Начальная школа XXI века», по которым работает данная школа были учтены и по мере возможностей реализованы в процессе моделирования и проведения урока. Данный урок был тесно связан с предыдущим и дал дополнительный запас знаний на последующие уроки. В ходе проведения урока были учтены индивидуальные особенности учащихся (разнообразные задания: чтение, многогранные вопросы, практическая работа в ТПО). Поставленные цели урока были достигнуты, благодаря, оптимальному сочетанию методов и форм работы на уроке (методы: наглядные, словесные, практические; формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная). Главным этапом на этом уроке являлся этап: «Открытия нового знания» в нем учащиеся познакомились со сказочными стихами К.Д. Бальмонта «У чудовищ», «Как я пишу стихи». Основываясь на результатах данного урока можно сказать что выбранная последовательность (чтение произведения – устный анализ – практическая работа по нему) была эффективной и позволила учащимся в наиболее полном объеме понять данные произведения. Все этапы урока были связаны, содержание логично. Время было распределено нерационально, большая часть времени была отведена на основную часть урока и на итог урока не осталось времени. Отбор дидактических материалов основывался на соответствии с целью урока. Контроль усвоения знаний, умений и навыков, учащихся осуществлялся в основном на фронтальной проверке и самопроверки в ходе групповой работы. Психологический климат урока в целом был доброжелательным, общение с учащимися проходило в свободной форме. .

Я оценивают результаты урока положительно, поскольку удалось реализовать все поставленные задачи урока . В перспективе хотела бы достичь более быстрого темпа и активизации не только работы учащихся, но и собственной деятельности на уроке. .

Конспект по литературному чтению на тему «К. Бальмонт. Как я пишу стихи. Золотая рыбка» (4 класс, УМК «Начальная школа 21 века»)

К.Д. Бальмонт «Как я пишу стихи», «Золотая рыбка»

Цель: Учиться анализировать литературное произведение.

Задачи: Познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта; закрепить знания о выразительных средствах языка;

развивать воображение, речь учащихся, умение обобщать, работать в парах.

Технологическая карта

3 . Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Ребята, скажите, а кто из вас пробовал писать стихи?

— Скажите, с чего нужно начинать работу над стихотворением?

— А чем стихи отличаются от произведений других жанров? Что отличает их?

— А что такое рифма?

— Давно идет спор, как рождаются стихи: благодаря вдохновению или делаются, как, например, сапоги, глиняная посуда. Нужно иметь талант, способности или достаточно просто научиться, как любому ремеслу?

— Бальмонт написал много сказочных стихов и назвал их «Фейные сказки», так как считал, что стихи помогает писать ему добрая Фея. В стихотворении «Как я пишу стихи» автор рассказывает Нинике, как у него рождаются стихи.

-А вот как К.Д.Бальмонт сочиняет стихи, вы можете узнать, послушав его стихотворение, которое называется «Как я пишу стихи».

-Выбрать тему: о чем будем писать, идею: для чего писать стихотворение.

-Созвучие концов стихотворных строк

4. Этап первичного восприятия

— Подумайте, шутит или всерьез делится секретами поэтического творчества?

-Дети слушают стихотворение

5. Этап выявления специфики восприятия

— Какими секретами делится автор?

— Определите характер произведения.

взволнованный, даже патетический

6. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

— Что значит родить поэтическую строчку внезапно?

— Иными словами, это то что происходит в душе моментально.

— А как вы думаете, может ли прийти такое озарение, если человек не будет наблюдать окружающую жизнь, размышлять над увиденным, переживать все, что увидит.

— О какой стороне творчества говорят слова: «внезапная строка; мелькает …» Это труд или вдохновение?

— Что значит: строка смеется?

— Что движет поэтом? В каких строчках сказано об этом?

— Если поэтом движет не мысль, то что же?»

— Неужели поэт пишет стихи не думая, не соображая? (

Им движет мир чувств , т.е. это такой творческий порыв, когда нахлынувшие внезапно образы плотно обступают поэта, когда он едва успевает справиться с обрушившимися на него чувствами, потоком мыслей, когда он лишь стремительно записывает результаты этого творческого потока.

— Каким же опытом делится Бальмонт?

— Как вы понимаете смысл слов, что поэт никогда не сочиняет своих стихов?

— Он пишет, подчиняясь чувствам. Какая-то сила живет в нем и руководит этим процессом. Это и есть творческое вдохновение.

— Как будем читать, ведь поэт всерьез говорит о секретах поэтического мастерства. Выразительное чтение стихотворения.

— Какие секреты поэтического мастерства узнали?

Это результат нахлынувшего на художника вдохновения, воображения, озарения чувства

Эта мгновенность подготовлена долгими размышлениями о жизни, ее красоте, смысле.

Слова немедленно, мелькает, набегая свидетельствуют о высокой скорости тех процессов, которые происходят в сознании поэта, в его голове. Все это связано с внезапно родившимися чувствами.

Рождение этой строки далось поэту играючи, она возникла легко, без напряжения

«Но я не размышляю над стихами …»

Поэт не отрицает, что надо думать в процессе творчества, просто его стихи посвящены другой стороне творческого процесса.

Опытом творческого озарения

Поэт ничего не придумывает, не сочиняет, не обманывает. Все это результат живых впечатлений от жизни.

-Вдохновлено, восторженно, с интересом, как будто открываем какую-то тайну.

Наблюдение окружающей жизни
Переживание увиденного

7. Этап первичного восприятия

Послушайте текст внимательно. Постарайтесь увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом в стихотворении.

Почему стихотворение называется “Золотая рыбка”?

Появляется ли рыбка с самого начала?

Какие еще образы, кроме рыбки, мы видим?

8. Этап выявления специфики восприятия

В чем волшебная сила золотой рыбки? Какие чудеса она творит?

Какие звуки мы слышим ?

Как пела скрипка ?

Что значит “пела в сладостном бреду”?

Какую роль играет повтор слов во второй строке строфы?

Какую музыку исполняла скрипка ?

Зачем рыбка появляется на балу?

Что из-за нее произошло и без нее не могло произойти?

О чём же поёт музыка?

Найдите в стихотворении рифмы к слову “рыбка”. Как меняется ее образ ?

9. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

— Какими средствами изображения поэт передает необычность, волшебство происходящего?

Бал, без сомнения, прекрасен. Но не кажется ли вам, что он чем-то напоминает бал несчастной Золушки? Как вы думаете чем ?

Что за рыбка живет в пруду?

В какое время суток она появляется?

Когда может исчезнуть и почему?

В чем же тайна золотой рыбки?

В какой строчке стихотворения есть отгадка?

Где еще в литературе встречается образ золотой рыбки?

Похожа ли рыбка на героиню сказки Пушкина? (Обе волшебные, обе творят чудеса, но у Пушкина рыбка дарит материальные богатства, а Бальмонтовская – духовные.

— Зачем рыбка появляется на балу? Кто может загадать ей желание в этом замке?

— Образ рыбки слит с миром живой природы. Рыбка невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь, весну, радостное настроение. Вдумчивый читатель видит “двойное свечение” поэтического образа: красоту картины живой природы и гимн красоте, любви.

— А у кого из вас есть желание иметь золотую рыбку? Какое заветное желание вы бы загадали? (Выслушиваются ответы детей)

— Доброму сердцу открыты все пути и возможности. И если душу человека переполняет любовь и радость, то все его самые сокровенные желания обязательно сбудутся.

Составление картинного плана и соответствующей ему партитуры чувств .

— Если бы вы были сценаристами, сколько картин вы бы нарисовали?

— Попробуем понять настроение героя и составить партитуру чувств.

“ В сердце любовь и весна”

Мечта, полет, романтика.

Надежда, неожиданность, радость.

Восторг, ликование, восхищение.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Вы почувствовали красоту и музыкальность стихотворения?

Как надо, по-вашему, читать стихотворение “громко ”, “тихо”, “быстро”, “медленно”?

Какие слова нужно выделить интонационно?

Посмотрите, какие знаки препинания использует автор?

Составьте партитуру стихотворения, приготовьтесь выразительно читать.

— в сладостном бреду;

— бабочки точно вырезные

— ветерок в саду качал лёгкие качели;

— в сладостном бреду пела скрипка;

— опьяненные весной, бабочки ночные;

— взор ко взору шепчет;

— пруд качал в себе звезду;

— гнулись травы низко;

— и в сердцах любовь журчит.

В этом замке живет любовь. Золотая рыбка – это душа влюблённых. Они счастливы. У них поёт душа.

10. Этап обобщения

-Ребята, с творчеством какого поэта мы сегодня с вами работали на уроке?

-Какие стихотворения мы с вами читали на уроке?

— Какое понравилось больше всего? Почему?

— Поэзия близка не только живописи, но и музыке, где звук играет главную роль. Очень многие стихи разных поэтов стали песнями. Особенно любили композиторы К. Бальмонта. На его стихи написано свыше 600 музыкальных произведений. Послушайте песню “Золотая рыбка” на стихи К. Бальмонта.

— К. Бальмонт — солнечный поэт, который воспевает радость жизни, поёт гимн свободе и любви. В своих стихотворениях К. Бальмонт рассказал людям о волшебном мире сказки, который окружает нас всюду, но заметен лишь чуткому глазу и доброму открытому сердцу.

— Константина Дмитриевича Бальмонта

11. Этап объяснения домашнего задания

1. Выразительное чтение стих-й

2. Попробуйте сочинить стихотворение о золотой рыбке. Будет ли ваша рыбка скрывать какую-нибудь тайну?

Дети записывают домашнее задание

12. Этап рефлексии

-Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?

-Спасибо вам за урок. Урок закончен.

-Когда читаешь внимательно, вчувствовавшись, можно увидеть очень многое и многое для себя открыть.

Учитель задает учащимся рифму, они должны написать четверостишие.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Щербакова Евгения ВикторовнаНаписать 2633 15.02.2018

Номер материала: ДБ-1190169

  • Литературное чтение
  • Конспекты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    15.02.2018 2047
    15.02.2018 2432
    15.02.2018 987
    15.02.2018 1588
    15.02.2018 280
    15.02.2018 691
    15.02.2018 157
    15.02.2018 965

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока по русской словесности в 5 русском классе Тема: К.Д. Бальмонт. Книга «Фейные сказки»: «Фея», «Чары Феи», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Светлый мир».

Конспект урока по русской словесности в 5 русском классе

Тема: К.Д. Бальмонт. Книга «Фейные сказки»: «Фея», «Чары Феи», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Светлый мир».

знакомство с поэтом, циклом стихотворений «Фейные сказки»,

повторение темы » художественные средства языка»,

воспитание любви к природе, к близким людям.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: работа по стихотворениям, биографии.

Оборудование: портрет поэта, выставка книг, рисунки детей, карта мира.

Слова для изучения: фея, сравнение.

Эпиграф к уроку:

«Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну. Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе.»

1. Организационный момент.

2. Активизация знаний.

— Многие ли из вас слышали имя этого поэта?

В наши дни трудно поверить в то, что Константин Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала 20-го века. Его стихи не только читали, учили, знали, но и посвящали свои стихи ему.

Бальмонт был неутомимым тружеником, больше всего в жизни он ценил учебные занятия, причём всегда занимался самообразованием. Ежегодно прочитывал целые библиотеки, читал запоем с детства. В 5 лет он самостоятельно научился читать, и отец, очень радостный и растроганный, подарил ему первую книгу, что-то о дикарях-океанийцах. С тех пор Бальмонт читает Пушкина и Жуковского, Лермонтова и Некрасова, Андерсена и, конечно, Жюль Верна и Майн Рида.

Каждый день регулярно писал, изучал языки. Зачем?

(прочитайте запись на доске)

Бальмонт оставил огромное литературное наследство.

В своей жизни он много путешествовал, объездил весь мир, совершил кругосветное путешествие: Канарские острова, Африка, Зеландия, Гвинея, Цейлон, Индия и много других мест. Но больше всего он любил Россию.

3. Проверка домашнего задания.

Выучить стихотворение С. Есенина.

4. Формирование новых знаний.

Поэзия Константина Бальмонта через много-много лет вернулась к нам, и сегодня мы познакомимся с книгой его стихов «Фейные сказки».

— О чём говорит название этой книги?

В Москве в 1905 году была напечатана эта книга, в ней 71 стихотворение. Посвящена она Нине Константиновне, дочери К.Бальмонта.

— Какой писатель посвящал свои произведения дочке? (Д.Родари)

Чтение стихотворения «Посвящение» (или подготовленный ученик).

— Какими чувствами проникнуто посвящение? (любовь, нежность)

— Как Бальмонт называет свою дочку? (ласково — Ниника)

— А какие ещё слова помогли вам определить, что поэт очень любит девочку? (глазки, букетик, росинки, слёзки)

— С чем сравнивает слёзы? (росинки)

— Какой это приём? (сравнение)

— Давайте подумаем, какая она, Фея?

Чтение стихотворения «Фея» (читает ученик).

— Какой мы видим Фею?

— Как вы думаете, почему поэт выбрал именно Фею в свои помощницы? (нежная, добрая)

— А какими мы видим фей в других произведениях? (всегда добрые, готовы прийти на помощь)

— Как выглядит Фея?

Читаем стихотворение «Наряды Феи».

— Какие наряды носит Фея? Кто ей помогает? (колокольчик, росинка, трава, солнечные лучи, лунный свет)

— Чтобы описать красоту нарядов Феи, какие приёмы использует поэт? (эпитеты: дивно-чудные, голубой, алмазный, душистый)

— Изумрудный — это какой цвет?

— Опал, топаз, хризолит?

(на обратной стороне доски или используя мультимедиа:

    опал — молочного цвета

    топаз — дымчатый цвет)

    — А как сказано о ландыше?

    — Что помогло так красиво сказать? (метафора)

    Итак, добрую Фею все помогают принарядить, она очень красивая. Есть у Феи и помощник — ветерок.

    Чтение стихотворения «Ветерок Феи».

    — Каким чувством проникнуто?

    — Какой он, ветерок? (озорник, будто живой (олицетворение)

    Ветерок помогает поэту сочинять стихи, как настоящий живой помощник:

    Нашептал мне пенье строк.

    — Понравились ли вам прочитанные стихотворения? Чем? (они напоминают сказку, очень нежную, ласковую, радостные песни)

    Константин Бальмонт знакомит нас с миром Феи, где живут её друзья и враги: стрекозы, жуки, муравьи, тритоны, ромашки, лилии, колокольчики. Стихотворения очень напевны, музыкальны, искренни, нежны.

    Есть у Бальмонта ещё и другие стихотворения, проникнутые совсем иным настроением. Одно из них — стихотворение «Осень».

    (лёгкая грусть, так как близка осень, птицы улетают, становится холоднее)

    — А как об осени говорит поэт? Найдите строчку.

    — Что это за приём? (олицетворение)

    — Что означает «заплачет спросонья»?

    — Зачем поэт использует в стихотворениях изобразительно-выразительные средства? (более точно, красиво, выразительно рассказать нам о чём-то, чтобы было интересно)

    — Что вы узнали о поэте, Константине Бальмонте?

    — Что вам понравилось?

    Своей дочери, Нинике, он рассказывал, как пишет стихи.

    Рождается внезапная строка,

    За ней встаёт немедленно другая,

    Мелькает третья ей издалека,

    Четвёртая смеётся, набегая.

    И пятая, и после, и потом,

    Откуда, сколько, я и сам не знаю,

    Но я не размышляю над стихом

    И, право, никогда — не сочиняю.

    — Как же создаются его стихотворения? (очень легко, сами по себе строчки встают одна за другой)

    — Это на самом деле так? (вряд ли, труд поэта нелёгок)

    10. Домашнее задание: выучить наизусть одно стихотворение из книги «Фейные сказки».

    План-конспект урока на тему «К.Бальмонт «Фейные сказки»

    Урок посвящен творчеству Константина Дмитриевича Бальмонта в форме игры-путешествия по замку Феи. Из книги «Фейные сказки » на уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями «Фея», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Светлый мир». на уроке формирую нвыки выразительного чтения.

    Просмотр содержимого документа
    «план-конспект урока на тему «К.Бальмонт «Фейные сказки» »

    Тема: «Фейные сказки» Константина Бальмонта

    дать представление о творчестве поэта

    Развивать мыслительную деятельность, абстрактное мышление ( воображение), культуру речи, навыки выразительного чтения;

    Эстетическое воспитание через образы, звуки, цвет.

    Оборудование: портрет поэта, выставка книг, иллюстрация замка феи, иллюстрация феи, вырезанные букашки и насекомые, цветы, цветные карандаши, смайлики

    Тип урока: изучение нового материала

    Форма урока: Урок-путешествие

    Орг момент: Приветствие.

    Активизация познавательной деятельности учащихся. Ребята, хотели бы вы побывать у Феи в гостях?. Фея живет в прекрасном замке. А знаете, кто знал о ней все?

    Это поэт Серебряного века Бальмонт Константин Дмитриевич

    Целеполагание:

    Сегодня мы с вами совершим путешествие в замок Феи, в котором много комнат, где нас ждут сказочные герои и много интересных сведений о хозяйке замка. Познакомимся с циклом стихотворений К.Бальмонта «Фейные сказки», постараемся увидеть то, что находится за строкой стихотворения ( образы, звуки, цвет) и через эти открытия выйдем на тему и идею произведения. Но узнать все о ней можем лишь в том случае, если будем прилежно трудиться и выполнять все задания

    Вступительное слово.

    Константин Дмитриевич Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину. А.Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».

    Бальмонт был неутомимым тружеником, больше всего в жизни он ценил учебные занятия, причём всегда занимался самообразованием. Ежегодно прочитывал целые библиотеки, читал запоем с детства. В 5 лет он самостоятельно научился читать, и отец, очень радостный и растроганный, подарил ему первую книгу, что-то о дикарях-океанийцах. С тех пор Бальмонт читает Пушкина и Жуковского, Лермонтова и Некрасова, Андерсена и, конечно, Жюль Верна и Майн Рида. Бальмонт оставил огромное литературное наследство.

    В своей жизни он много путешествовал, объездил весь мир, совершил кругосветное путешествие: Канарские острова, Африка, Зеландия, Гвинея, Цейлон, Индия и много других мест. Но больше всего он любил Россию: «Нет для меня ничего прекраснее и священнее её. Верю в неё — и жду.» Даже похоронить завещал в Москве в Новодевичьем монастыре и строки А.С.Пушкина приписал:

    И хоть бесчувственному телу
    Равно повсюду истлевать.
    Но ближе к милому пределу
    Мне всё ж хотелось почивать.

    Умер Бальмонт в декабре 1942 года, в Париже, во Франции, оккупированной фашистами. В Россию и мёртвым ему не удалось вернуться: шла война. На его надгробной плите по-французски написано: Константин Бальмонт — русский поэт. Поэзия Константина Бальмонта через много-много лет вернулась к нам, и сегодня мы познакомимся с книгой его стихов «Фейные сказки».

    Книгу стихов «Фейные сказки» Бальмонт посвятил своей тогда четырехлетней дочери Нине, (Нинике), которую любил со всей своей отцовской нежностью. И первое стихотворение посвящение ей.

    Солнечной Нинике, с светлыми глазками –

    Этот букетик из тонких былинок.

    Ты позабавишься Фейными сказками

    После блеснешь мне зелеными глазками,-

    В них не хочу я росинок.

    Вечер далек, и до вечера встретится

    Много нам, гномы, и страхи, и змеи.

    Чур, не пугаться, — а если засветятся

    Слезки, пожалуюсь Фее.

    -Почему поэт назвал свою книгу «Фейные сказки». ?

    — Какими чувствами проникнуто посвящение? (любовь, нежность)

    — Как Бальмонт называет свою дочку? (ласково — Ниника)

    — А какие ещё слова помогли вам определить, что поэт очень любит девочку? (глазки, букетик, росинки, слёзки)

    — С чем сравнивает слёзы? (росинки)

    — Какой это приём? (сравнение)

    — Давайте подумаем, какая она, Фея?

    Запись в тетради

    Фея в легендах Западной Европы – свехъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями. Легкие и изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от плясок и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготавливают плащи, ковры, шапки-невидимки. Фея способна мгновенно являться и исчезать. У нее есть друзья: стрекозы, жуки, светлячки, ромашки, лилии.

    Ученики прикрепляют Иллюстрацию Феи, « садят на трон в Замке», вокруг замка прикрепляют представителей флоры и фауны

    Открываем первую комнату.

    Чтение стихотворения «Фея» (читает ученик).

    Говорили мне, что Фея,
    Если даже и богата,
    Если ей дарит Лилея
    Много снов и аромата, —
    Всё ж, чтоб в замке приютиться,
    Нужен ей один листок,
    Им же может нарядиться
    С головы до ног.
    Да, иначе быть не может,
    Потому что всё в ней нежно,
    Ей сама луна поможет,
    Ткань паук сплетёт прилежно.
    Так как в мире я не знаю
    Ничего нежнее фей,
    Ныне Фею выбираю
    Музою моей.

    -Опишите главную героиню. Какой мы видим Фею?

    — В чем состоит ее богатство?

    — Найдите, какие слова в этом тексте рифмуются.

    Как вы думаете, зачем нужна рифма в поэтическом тексте?

    Молодцы. Давайте оформим эту комнату. (Клеим на ватман в первой комнате Феи паука, паутину, лилию, луну)

    — Как вы думаете, почему поэт выбрал именно Фею в свои помощницы? (нежная, добрая)

    — А какими мы видим фей в других произведениях? (всегда добрые, готовы прийти на помощь)

    2. Открываем вторую комнату

    «Как я пишу стихи»

    Давно идет спор, как рождаются стихи: благодаря вдохновению или делаются, как, например, сапоги, глиняная посуда. Нужно иметь талант, способности или достаточно просто научиться, как любому ремеслу?

    Своей дочери, Нинике, он рассказывал, как пишет стихи.

    Рождается внезапная строка,
    За ней встаёт немедленно другая,
    Мелькает третья ей издалека,
    Четвёртая смеётся, набегая.

    И пятая, и после, и потом,
    Откуда, сколько, я и сам не знаю,
    Но я не размышляю над стихом
    И, право, никогда — не сочиняю.

    — Как же создаются его стихотворения? (очень легко, сами по себе строчки встают одна за другой)

    — Это на самом деле так? (вряд ли, труд поэта нелёгок)

    С каким явлением природы лирический герой сравнивает процесс написания стихотворения и почему?

    (Рисуем волны цветными карандашами)

    3 Открывает третью комнату

    Анализ стихотворения «У чудищ»

    В цикл «Фейные сказки « входит стихотворение «У чудищ» . Это стихотворение мы пока не читали.

    Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении? ( о каких-то чудищах, о сказке)

    А какие сказочные чудища вы знаете? ( баба- Яга, кощей, змей Горыныч….)

    Для чего нужны чудища в сказках? (они создают препятствия главным героям сказок)

    .А теперь и мы отправимся в гости к чудищам.

    Я прочитаю вам это стихотворение. Ваша задача, обратить внимание на настроение стихотворения, составить партитуру чтения. ( простым карандашом отмечать паузы, логические ударения)

    Совпадает ли настроение стихотворения с предполагаемым? ( в стихотворении звучат какие-то веселые интонации, чувствуется какая-то таинственность)

    Мастерство поэта проявляется в том, что не только слова, но и звуки несут определенный смысл. Обратите внимание на первое четверостишие, прочитайте его .

    . Какой звук слышится в нем (ш). так говорят, когда хотят сообщить тайну, шепчут.

    Есть ли в стихотворении волшебство? ( да, шапка-невидимка. Герой идет в гости к бабе- Яге, Кощею…)

    Кто герой стихотворения: мальчик, юноша, мужчина?( кручу свой ус)

    Знаком ли герой с этим миром? ( там всё как прежде)

    Что «стянул» герой у Яги? ( две нитки бус)

    Что это?( тайны) Почему две? ( два мира)

    Что за жемчуга ищет герой? ( когда-то давно слово называлось «прел», что означало и жемчуг. Герой ищет красивые слова)

    А для чего герой приблизился к змею? ( узнать тайны)

    Так что же это за тайны, которые знают темные силы? ( это тайны вдохновения, поэтического мастерства)

    Вывод: это стихотворение о тайнах поэзии, творчества. Вот так в незатейливом детском стихотворении поэт очень просто говорит о тайнах поэзии, творчества. И опять как бы подчеркивает. Вдохновение, поэзия связаны с волшебством.

    В комнате Феи приклеивают избушку на курьих ножках, Бабу- Ягу, шапку-невидимку, бусы, кощея, Змея

    4 четвертая комната

    Творческая работа.

    Вот , наконец, мы попали последнюю комнату прекрасного замка.

    Что здесь находится? (убираю белый лист бумаги А4, ученики видят лунный камень, алмаз, опал, флейты , лютни, хрустальный башмачок) — О чем следующее стихотворение Бальмонта?

    — сочинить четверостишие по заданным словам на конце каждой строки

    Чтение стихов собственного сочинения. Сравнить со

    Стихотворением «Светлый мир». К. Бальмонта.

    Анализ: Где находится светлый мир и как туда попасть?

    Почему туда нужно «бережно идти»?

    Итоги урока. Рефлексия.

    — Ребята, мы совершили путешествие в замок Феи, увидели , что есть в замке.

    — Что объединяет стихотворение Бальмонта из цикла «Фейные сказки» ?

    У каждого из вас есть смайлики. Выберите комнату замка, понравившуюся больше других, и прикрепите смайлики. Итак, перед нами уникальная картина – картина настроения 5класса в Замке Феи.

    Выставление оценок за урок.

    Домашнее задание: подготовиться к конкурсному чтению любого стихотворения из этого цикла наизусть.

    Литературное чтение. 3 класс

    Конспект урока

    Литературное чтение, 3 класс

    Урок 26. К.Д. Бальмонт «Золотое слово»

    Перечень вопросов, раскрываемых на уроке:

    1. Особенности лирических произведений.
    2. Средства художественной выразительности
    3. Биография и творчество К.Д. Бальмонта

    Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир. Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.

    Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

    Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

    Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

    Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.

    Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

    Эпитет – образное, художественное определение.

    Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

    Метафора – употребление слова в переносном значении.

    Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.).

    Антонимы – слова, противоположные по значению.

    Синонимы – слова, близкие по значению.

    Средства художественной выразительности используются в литературе для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

    Русскую поэзию невозможно представить, если исключить употребление языковых средств.

    Ключевые слова

    Лирическое произведение, средства художественной выразительности.

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс – М.: Просвещение, 2017.

    Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

    А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

    Мы узнаем об особенностях лирического произведения.

    Научимся находить средства художественной выразительности.

    Сможем создавать словесные картины.

    Основное содержание урока

    1. Обратим внимание на сходство.

    Девочки вспомнили произведения не случайно. Даже словесную картину подруги нарисовали похожие. Значит объединяет произведения Толстого и Плещеева общая тема – приход долгожданной весны.

    В чем же тогда они различаются?

    Л. Н. Толстой описывает признаки весны чётко, точно. А А. Н. Плещеев рисует перед читателем некую картину, яркое изображение, используя средства выразительности. Например, эпитеты: небесная лазурь, злые бури; олицетворения: бегут ручьи; метафора: лес оденется листвою.

    Обратимся к словарю литературных терминов:

    Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.

    Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.

    Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

    Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

    Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

    Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.

    Лирическое произведение от прозаического отличатся прежде всего тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись

    Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

    Эпитет – образное, художественное определение.

    Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

    Метафора— употребление слова в переносном значении.

    Звукопись — это художественный приём,

    заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые

    имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

    Антонимы – слова, противоположные по значению.

    Синонимы – слова, близкие по значению.

    Средства художественной выразительности используются в литературе для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

    Таким образом, мы можем говорить об отличиях произведений Л. Н. Толстого и А. Н. Плещеева. Толстой написал о весне прозаическое произведение, а Плещеев – лирическое.

    Русскую поэзию невозможно представить, если исключить употребление языковых средств.

    1. Средства художественной выразительности классифицируют на фонетические, лексические и языковые.

    Существует мнение, что прекрасное владение художественным словом демонстрируют писатели серебряного века. За счёт мастерского использования средств художественной выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.

    Одним из таких писателей является Константин Дмитриевич Бальмонт.

    Познакомимся с творчеством поэта.

    3. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) – знаменитый русский поэт, символист, классик литературы Серебряного века. Родился будущий поэт 15 июня 1867 года в селе Гумнищи Владимирской губернии, где жил до 10 лет. Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать Вера Николаевна.

    Свои первые стихи поэт написал будучи десятилетним мальчиком/

    Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге.

    Стихотворение – сказка «Золотое слово» написано и опубликовано в 1912 году в сборнике «Зарево зорь». Поэт оживляет своих персонажей, олицетворяет их с людьми. Осень – легкомысленная девушка, которая обещает озолотить. Зима – властная особа, которая решает над всеми командовать, а Весна – словно добрая фея спасает всё живое.

    В стихотворении «Золотое слово» К. Бальмонт использует художественные инструменты – олицетворения: осень обещала, зима сказала; метафоры: жёлтый одуванчик будет и седой, речка…шалит водой, разлилась на воле, стёрла берега, золотое слово. Сказочные картины природы, созданные поэтом, поражают яркостью, что достигается с помощью цветовых эпитетов: лютик золотой, одуванчик жёлтый.

    Если обратить внимание на звукопись, мы заметим, что Бальмонт хотел, чтобы стихотворение звучало напевно, мягко. Для этого он использовал слоги: ла, ло, ли, лю.

    Поэт призывал бороться со злом добром. К. Бальмонт писал: «Поэт открыт душою мира, а мир наш – солнечный, в нём вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа…»

    Разбор типового тренировочного задания

    Текст вопроса: Расположите на ленте времени части стихотворения.

    Солнце золотится. Лютик — золотой.

    Речка серебрится и шалит водой.

    Родилась на воле, залила луга,

    Затопила поле, стёрла берега.

    Осень обещала: » Я озолочу»

    А Зима сказала: «Как я захочу»

    А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».

    И Весна настала. Всюду кутерьма.

    Там, где не достала, — лютик золотой,

    Жёлтый одуванчик, — будет и седой.

    Осень обещала. Помогла Весна.

    Ну, Зима пропала, хоть была сильна.

    Части располагаются в последовательности:

    Осень обещала: « Я озолочу»

    А Зима сказала: «Как я захочу»

    А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».

    И Весна настала. Всюду кутерьма.

    Солнце золотится. Лютик — золотой.

    Речка серебрится и шалит водой.

    Родилась на воле, залила луга,

    Затопила поле, стёрла берега.

    Там, где не достала, — лютик золотой,

    Жёлтый одуванчик, — будет и седой.

    Осень обещала. Помогла Весна.

    Ну, Зима пропала, хоть была сильна.

    Разбор типового контрольного задания

    Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

    слова, близкие по значению

    слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

    употребление слов в переносном значении.

    Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

    перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

    слова, противоположные по значению

    слова, близкие по значению

    слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

    употребление слов в переносном значении.

    перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

    Читать еще:  Туда сюда обратно о боже как приятно стих
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector