0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто автор стиха и скучно и грустно

И скучно и грустно (Лермонтов)

← Как часто, пестрою толпою окруженИ скучно и грустно
автор Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)
М. А. Щербатовой →
См. Стихотворения 1840 . Дата создания: 1840, опубл.: 1840. Источник: Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений в 2 томах. — Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. — Т. 2. Стихотворения и поэмы. 1837—1841. — С. 41. • № 381 (ПСС 1998)

Авторские и издательские редакции текста [ править ]

  • И скучно, и грустно. // Иллюстрированное полное собрание сочинений в 6 т. 1914-15. T.3, 1914 (дореформенная орфография)
  • И скучно и грустно // Полное собрание стихотворений: В 2 т., 1989. Т.2


И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить. но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Примечания [ править ]

«И скучно и грустно» (стр. 139, 282)

Печатается по «Стихотворениям М. Лермонтова» (СПб., 1840, стр. 109—110). Имеется черновой автограф — ЦГЛА, ф. 427, оп. 1, № 986 (тетрадь С. А. Рачинского), л. 66.

Впервые напечатано в «Лит. газете» (1840, № 6, стлб. 133).

Датируется январем 1840 года, так как 20 января стихотворение уже появилось в «Лит. газете». В «Стихотворениях» отнесено к 1840 году.

Раскрывая общественный смысл этого стихотворения, Белинский писал: «„И скучно и грустно“ из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою» (Белинский, т. 6, 1903, стр. 45).

Примечания. — Авт.: Т. П. Голованова, Г. А. Лапкина, А. Н. Михайлова // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 311—379. Электронная публикация: ФЭБ

381. ЛГ. 1840, 20 янв. — — Печ. по Стих. 1840, с исправлением ст. 8 («так» — вместо «там») по черн. автографу ЦГАЛИ, тетр. С. А. Рачинского. Датируется по Стих. 1840. Эти несколько строк Белинский отнес к величайшим созданиям поэзии, «которые когда-либо, подобно светочам эвменид, освещали бездонные пропасти человеческого духа. » (Белинский. Т. 4. С. 526).

Найдич Э. Э. Примечания // Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 2. Стихотворения и поэмы. — 1989. — С. 597—657. Электронная публикация: ФЭБ

Михаил Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать… (+ Анализ)

  • Об авторе
  • Недавние публикации

«И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… Но кого же. На время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…

Дата создания: 1840 г.

В. Г. Белинский писал об этом стихотворении: «„И скучно и грустно» из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения.

Странные люди! Им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою!» (Белинский, т. IV, с. 527).

  • I Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Михаила Лермонтова (1)
  • II Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (2)
  • III Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (3)

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Михаила Лермонтова (1)

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти Пушкина, которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта. Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

Романс к И… («Когда я унесу в чужбину…»)

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.

Лермонтову было всего лишь 27 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (2)

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.

Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды» . Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.

Нет, я не Байрон, я другой…(+анализ)

Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».

Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.

Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы . Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.
Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее, сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Читать еще:  Ну где ты стихи

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (3)

История создания
Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Нет, не тебя так пылко я люблю… (+ Анализ)

Тема
В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: ««некому руку подать»». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция
Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Жанр
Произведение можно определить как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. Михаил Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности
Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – ««минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; «эпитеты –»«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». «Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: ««Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».»

Михаил Лермонтов — И скучно и грустно: Стих

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти Пушкина, которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта. Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.

Лермонтову было всего лишь 25 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.

Стихотворение и анализ «И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –

Такая пустая и глупая шутка…

Краткое содержание

Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «И скучно и грустно…» незадолго до своей смерти, в 1840 году. Оно стало своеобразным итогом всей его жизни. Уже само название передает состояние автора. Основная тема – одиночество и смысл бытия. В образе центрального героя сосредоточены боль и сожаление о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Вечная любовь также не становится спасительным пристанищем для одинокой души, поскольку, по словам поэта, она невозможна: «Любить… но кого же? На время – не стоит труда, а вечно любить невозможно!»

Оглядываясь, Лермонтов видит вокруг себя безрадостную пустоту, лишенную самой жизни. Такие понятия, как дружба, любовь, товарищество, понимание и участие – не более, чем обман и притворство. От этого и уныние, и тоска, и неверие в то, что в будущем что-то изменится. Ощущение скоротечности времени выражено в словах: «проходят – все лучшие годы», и вся трагедия заключается в том, что он не способен это остановить.

Анализ

История создания

Невозможно представить себе русскую литературу без имени Лермонтова, и сегодня его произведениям отводится большое место в литературоведческих исследованиях. Но сам он довольно критически относился к своему таланту, поскольку считал, что никогда не достигнет того пьедестала, на который был возведен гениальный Пушкин. Не принесла удовлетворения и военная карьера, так как проявить себя на этом поприще было попросту негде из-за отсутствия военных действий.

Читать еще:  Какие чувства вызывает стих к морю

«Лермонтов на Кавказе». Художник М. Решетнёв

Отношения с женщинами у влюбчивого Михаила Юрьевича длились недолго. С любовью всей его жизни, Варварой Лопухиной ему не довелось построить крепкого любовного союза, также, как и с княжной Марией Щербатовой, которой некоторое время был увлечен поэт. Причиной подавленного состояния могла послужить и предшествовавшая созданию стихотворения дуэль с французским атташе Барантом. Таким образом, все эти события нашли отражение в позднем периоде творчества русского поэта. Тоска, пессимизм, уныние – основные составляющие содержания его произведений, к числу которых относится и анализируемое стихотворение.

При жизни М.Ю. Лермонтова был выпущен единственный сборник его стихов, он появился в год его смерти, и включал в себя данное произведение. Многим не понравился чрезмерный пессимизм поэта, однако В.Г. Белинский был другого мнения. Его высокая оценка прозвучала в следующих словах: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».

Персонажи и образы

Повествование ведется от лица единственного персонажа – лирического героя, под образом которого автор подразумевает самого себя. Весь эмоциональный настрой вложен в уста этого незримо присутствующего молодого человека, умного, образованного представителя просвещенного дворянства, так и не нашедшего себя в этом мире.

Жизнь в его представлении – «пустая и глупая шутка», и этот вывод имеет под собой основание: ведь герою так и не довелось встретить ни любви, ни понимания. Не обрел он, по его мнению, и общественного признания. Его жизненные силы уходят от него, словно вода в песок, все чувства непрочны и преходящи, и нет среди них ни одного, которое бы оставило след в его душе.

Возможно, такие настроения были присущи не только Лермонтову, они охватывали немалое число его современников, которые, так же, как и он, считали себя родившимися не то время. Они также испытывали ненужность и бессмысленность своего существования, и, раздираемые внутренними противоречиями, подвергались постоянному самоотравлению этими негативными эмоциями.

Композиция

Композиционно стихотворение представлено тремя катренами (четверостишиями). Выраженного сюжета оно не имеет и представляет собой монолог героя, не нашедшего своего места в этой разочаровавшей его жизни. Во всех трех катренах присутствуют рассуждения о смысле жизни, о любви, о страстях и рассудке. В заключение автор делает горький вывод о бессмысленности бытия, выражая это фразой, что жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка…».

Литературное направление анализируемого стихотворения – романтизм. По родовой принадлежности – это лирика, Жанр определяется его содержанием. Поскольку размышления лирического героя представлены в виде монолога, произведение можно назвать элегией. Таким образом, «И скучно, и грустно…» – это гражданская лирика, элегия, наполненная философским смыслом.

Размер и средства художественной выразительности

Лермонтов написал свое стихотворение пятистопным амфибрахием с перекрестной рифмой и чередованием мужских и женских слогов. Схематично это выглядит как АВАВ.

Чтобы усилить значимость каждого слова, поэт применяет многосоюзие: «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» В другой строфе: «И радость, и мука, и все там ничтожно. ». Средства художественной выразительности представлены эпитетами: «сладкий недуг», «холодное внимание»; метафорами: «минута душевной невзгоды», «годы проходят», «cладкий недуг исчезнет при слове рассудка»; сравнениями: «жизнь … пустая и глупая шутка».

Риторические вопросы и восклицания словно призывают самим читателям порассуждать над представленными проблемами: «что пользы напрасно и вечно желать?», «любить… но кого же?», «что страсти?», «А годы проходят – все лучшие годы!».

Проблематика и основная идея произведения

Чтобы глубже понять проблему, поднимаемую автором, можно привести слова В.Г. Белинского, который сказал, что Лермонтов исполнил «похоронную песню всей жизни». Это довольно жесткое, но справедливое определение, ведь поэт, действительно, подводит итог своему, как он считает, бессмысленному существованию. Этот глубоко одинокий и опустошенный человек страдает от отсутствия дружеской опоры, любви и невозможности найти применение своему таланту.

Прежде всего, страдания героя вызывает осознание невозможности жить полноценной жизнью, что лучшие годы проходят напрасно, его тяготит одиночество и отсутствие того, кому можно было бы протянуть руку. Он жаждет любви, но боится очередного разочарования: «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка». Видя всю искусственность и лживость светского мира, поэт чувствует себя в нем одиноким отшельником.

Стихотворение можно назвать вызовом тому обществу, которое рушит все моральные ценности, любые высокие стремления низводит до плотских желаний. Мотив одиночества, непризнанности, неоцененности проходит через всю поэзию Лермонтова, несущую глубокую проблему бессмысленности бытия.

И скучно, и грустно. Описание стиха Лермонтова

Образ Лермонтова его современники воспринимали двояко. Перед высшим светом он представал в виде вздорного корнета, бросающего вызов потенциальным соперникам. Узкий круг друзей видел в нем ранимую, романтичную натуру, тщательно скрытую под покровом дерзкой решительности. Одно из его стихотворений «И скучно, и грустно», наполненное мелодией тоски и одиночества, погружает читателя в мир философских размышлений.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка…

История создания стихотворения «И скучно, и грустно…»

Вечное, как мир, короткое, как жизнь Лермонтова, его стихотворение «И скучно, и грустно» было написано в 1840 году. Он еще не знал, что до его трагедии оставался ровно год. Однако Белинский, точнее всех современников поэта, охарактеризовал строчки, как «похоронную песню жизни».

Поэт только возвратился из ссылки, после изгнания на Кавказ. Причиной послужила негативная реакция императора в ответ на осуждение Дантеса, убившего Пушкина, и создание вечных строчек «Смерть Поэта». Проходя службу в условиях Кавказа, он открывал для себя сквозь призму удивительной природы новый неизведанный мир. Величественные склоны гор, вдохновляли его романтичную натуру. Здесь он давал волю фантазии, которую позже выплеснул на листе бумаги. Красота горных вершин, так покорившая его воображение, олицетворяла его одиночество.

Лермонтов, как одинокий демон, отшельник, не принимал искусственности светского мира и его бездушия.

«И скучно, и грустно…» – строки, написанные под бременем бытия, на перекрестке множества событий, не принесших морального удовлетворения поэту.

В 40-ом году 19 столетия оно уже было издано «Литературной газетой». Через некоторое время после его написания произошла первая дуэль неугомонного корнета. Лермонтов, словно не желая оставаться в несправедливом мире, наполненном ложью, притворством и равнодушием, провоцировал неприятных ему людей на вражду. В стихотворении разгадка его вызывающего поведения. Праздные развлечения, общение с дамами, светскими людьми – ничего из этого не приносило ему радости и удовлетворения.

Тема стихотворения о грусти

В строчках стихотворения застыл широкий смысл восприятия окружающей действительности поэта. Они звучат, как вызов обществу, разрушающему моральные качества человека, сводящему любые стремления к низменным желаниям. Во многих своих произведениях талантливый поэт отобразил образы, по внутреннему ощущению идентичные его натуре. Мотив одиночества, непонимания со стороны окружающих звучит сквозь лирику всей его поэзии. Каждая строчка стихотворения несет глубокий смысл тематики бытия.

События жизни Лермонтова оставили неизгладимые отпечатки на его творчестве, что особенно ярко выражено в данном стихотворении.

С одиночеством поэт столкнулся еще в раннем детстве, когда его мать рано умерла, а конфликт между бабушкой и ее зятем лишил маленького Михаила отца.

Являясь от природы творчески одаренной, уточенной натурой, он не находил союзников в лице окружающих. Никто из его родных и знакомых не понимал поэта, видел мальчика только поверхностно.

Уже во взрослой жизни мотив одинокого человека находит отголоски в творчестве. Грусть, скука, сожаление о мимолетности бурных чувств звучит мелодией тоски в стихотворении. В момент развязки поэт погружается в философские размышления о бессмысленности бытия и несбыточности желаний.

Раскрытие мысли поэта

В первых двух строчках Лермонтов выражает сожаление об отсутствии родственной души. Человека, которому он мог быть полезен, помочь развеять его тоску и печаль. Вторая строчка вздохом поэта застывает на многоточии. Многозначительность простых слов и фраз открывает душевный мир поэта во всем его богатстве и человечности.

Далее идет восклицание: «Желанья!». Он неспроста пафосно акцентирует на этом слове, выражая его бренность и тщетность стремлений. За многоточием следует вопрос: «что пользы напрасно и вечно желать?». Несбыточные мечты поэта находят отголосок в этих строках.

Читать еще:  Стихов то я ей как раз

Он увидел мир не таким, каким представлял себе ранее, окрыленный мечтами и целями. На смену вдохновению пришли туманные серые будни тленности жизни и ее бессмысленности.

Следующее четверостишие, наполненное лирическим содержимым, отзывается болью о быстротечной любви. Несложно испытывать пылкие чувства, невозможно удержать яркость моментов, которые они дарят. Мотив переосмысления собственной жизни.

Оглядываясь в прошлое, Михаил Лермонтов видит пустоту. Все, к чему стремился, чем восхищался, был одержим, иссякло, не оставив ни следа даже в его душе. Осуждая своим поступки, он бросает вызов всему обществу, в котором ему приходилось жить и творить. Именно оно сделало его таким, уничтожило все лучшие качества, стерло их за ненадобностью.

В последнем четверостишии эхом отзывается душевная тоска о преобладании разума над чувствами. В первых строках отражается отголосок неудавшейся личной жизни, при всплесках неудержимой страсти. Все его увлечения растворились дымкой в серых буднях. В заключении поэт свел размышления к смыслу бытия. Он не находит ответа на волнующие его вопросы жизни и видит в ней пессимистичную пустоту.

Переживания Лермонтова

Стихотворение «И скучно, и грустно…» – вершина классики русской поэзии 19 века. Это вечные строки, которые никогда не утратят свою актуальность и глубокий смысл. Они родились под тисками жизненных тягот, выпавших на долю одаренного поэта. Еще с раннего детства Михаил Лермонтов не был избалован легкой жизнью.

С раннего возраста он страдал тяжелым недугом, причиняющим ему физические муки и лишавшей сна. В борьбе за жизнь он погружался в мир фантазий, где находил умиротворение и так недостающее ему понимание. Конфликт между его отцом и бабушкой (по линии покойно матери) завершился одиночеством мальчика.

Отец, пойдя на уступки тещи, оставил сына. Михаил никогда не делился с бабушкой сокровенными мыслями, опасаясь ее осуждения. Окружающие не понимали юношу. И он находил утешение в творчестве, к которому имел склонность. В рисунках и поэзии он выражал свои мысли, изливал душу. Тематика одиночества, душевные муки – все это отражено в стихотворении.

Метафоры в стихотворении

Метафорическое составляющее произведения задает общую мелодию стихотворению. Усиливает эмоциональное содержимое. Как известно, именно мастерски созданные метафоры наделяют стихотворение волшебной силой восприятия. В этом стихотворении следует отметить оригинальные, живые метафоры: «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «вечно желать», «минута душевной невзгоды», «годы проходят».

Эпитеты

Эти слова и фразы добавляют сил звучанию произведения: «и радость, и муки, и все там ничтожно», «лучшие годы». Благодаря им поэту удается усилить акценты на требуемых фразах, представить читателю полную картину размышлений во всем их многообразии.

Стихотворение «И скучно, и грустно» переживет ни одно столетие, оставаясь актуальным для всех времен. Пока существует человеческое равнодушие, бренность чувств, бессмысленность поступков, строки поэта будут удивлять своим бессмертием.

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно»

В 1840 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал произведение, посвящённое одиночеству. Философская лирика поэта отличается мрачностью и пессимистичностью. Не стал исключением и стих «И скучно и грустно». Анализ стихотворения, созданного в период душевного кризиса, учащиеся выполняют в 9 классе, когда уже могут по достоинству оценить глубину авторского замысла.

  1. История создания
  2. Жанр, размер и композиция
  3. Образы, темы и проблематика
  4. Идея и средства выразительности

История создания

Белинский называл Лермонтова поэтом «другой эпохи». Он имел в виду, что Михаил Юрьевич развивает и продолжает пушкинские традиции, однако в его творчестве присутствуют иные темы и мотивы. Поэт всегда ощущал себя чужим среди людей и страдал от одиночества, поэтому в его стихах преобладает пессимистичный настрой.

Темы, которые волновали М. Ю. Лермонтова:

  • предназначение человека и его судьба;
  • обречённость;
  • смерть;
  • любовь и измена;
  • предательство и разочарование;
  • изгнанничество, оторванность от общества.

Трагическое одиночество — один из частых мотивов в творчестве поэта. Стих «И скучно и грустно» был написан за год до того, как Михаил Лермонтов погиб на дуэли. От каждой строки веет разочарованием.

Автор как бы подводит итог прожитым годам и сожалеет, что не достиг всего, к чему стремился. Он не сумел сделать военную карьеру, а свои произведения считал недостаточно талантливыми. Когда создавалось это творение, поэт находился в унынии.

Жанр, размер и композиция

Короткий стих, похожий на романс, пронизан грустными нотами. Лирический герой как бы делится с читателем своими переживаниями. Он печально рассказывает о том, что разочаровался и в дружбе, и в любви, и в своих мечтах. Ничтожным автор называет всё то, чем живёт обычный человек:

  • радость;
  • муки;
  • страсти;
  • желанья;
  • любовь.

Выполняя анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно» по плану, можно определить, что его жанр — элегия. Литературное направление — романтизм. Лирический герой грустен и рассказывает о сокровенном, но он не жалуется, потому что слишком горд. Напротив, к своему несчастью он относится со скептицизмом.

Структура произведения представляет собой три части, каждая из которых раскрывает одну тему. Содержание четверостиший:

  1. Лирический герой рассказывает о своих чувствах и желаниях, делится с читателем ощущением грусти и одиночества.
  2. Рассказчик размышляет о любви и приходит к выводу, что это чувство, направленное на себя или другого человека, не сто́ит того, чтобы тратить на него своё время.
  3. Третье четверостишие посвящено страстям. Автор уверяет, что рассудок может их победить, а значит, они так же ничтожны, как желания и любовь. В двух заключительных строчках содержится вывод, и здесь же автор упоминает о своей холодности. Снисходительно глядя на жизнь, он называет её пустой и никчёмной.

В качестве стихотворного размера автор выбрал трёхстопный и четырёхстопный амфибрахий. Строки зарифмованы перекрёстной рифмовкой (АВАВ).

Образы, темы и проблематика

Главный образ в произведении — лирический герой. Автор изобразил себя, вложив в уста персонажа собственные слова. Рассказчик — молодой человек, который считает, что он уже достаточно пожил. Это типичный представитель образованной дворянкой прослойки. Вот как можно кратко охарактеризовать героя:

  • умный;
  • талантливый;
  • насмешливый;
  • разочаровавшийся в себе и жизни;
  • ищущий;
  • пресыщенный;
  • высокомерный;
  • горделивый;
  • эгоистичный.

Рассказчик чувствует себя одинаково лишним среди людей любого социального слоя. Он далёк и от народа, и от родины. Этому человеку кажется, что его талант не оценён по достоинству, а иногда и собственные способности вызывают у него только усмешку.

Подобное отношение к жизни может показаться странным. Однако герой приводит веские доводы: сначала он называет жизненный аспект, а потом в лаконичных выражениях старается объяснить, почему он не стоит внимания. Получается, что чувства, устремления, надежды, радость — всё проходит, не оставляя в душе поэта и следа. Такая жизнь, по мнению автора, не имеет смысла, и с ним трудно не согласиться.

В сюжете можно выделить несколько основных тем:

  1. Одиночество. Герой разочаровался в друзьях и любимых женщинах. Отсюда убеждение, что страсти ничего не стоят. Любить временно не имеет смысла, а вечных чувств не бывает. Всё преходяще, и у героя не остаётся душевных сил на дальнейшую жизнь. То, что обычно мотивирует, для Лермонтова не имеет значения.
  2. Поиск смысла жизни. Очевидно, что рассказчик искал то, ради чего человек живёт. Он перебирает важные вещи одну за другой и понимает, что всё пустое. Бессмысленность бытия влечёт за собой тоску.
  3. Быстротечность лет. Автор очень молод, но понимает, что лучшие годы уже позади. Он сожалеет о том, что жизнь пролетела так быстро, как будто предчувствуя скорую гибель.

Настроение этого стиха — мрачное, грустное, с оттенком безнадёжности.

Идея и средства выразительности

Основная мысль, которую автор хочет донести до читателя, — отсутствие смысла жизни. Всё то, что люди ценят, уважают и культивируют, поэт называет ничтожным. Духовные ценности для него ничего не значат, так как он убедился в их недолговечности. Чувства проходят, мечты не сбываются, надежды терпят крах, а лучшие друзья предают или просто отворачиваются. Вся жизнь — скучная иллюзия, и человеческое существование не приносит пользы.

Многие критики проводили глубокий анализ «И скучно и грустно» Лермонтова. Белинский писал, что поэт осветил про́пасть человеческого духа так же хорошо, как это делали выдающиеся творцы более раннего периода. Человек, лишённый опоры, лучше других понимает: в какой-то момент всё, что считалось значимым, становится пустым.

Таким образом, в поэтических строках Лермонтов подводит итог прожитым годам и приходит к выводу, что жил напрасно. Для придания драматичности поэт использует метафоры, эпитеты и ассонанс. Примеры тропов:

  1. Эпитеты: «сладкий недуг», «лучшие годы», «всё там ничтожно», «скучно», «грустно».
  2. Метафоры: «при слове рассудка», «пустая и глупая шутка», «годы проходят», «вечно желать», «холодное вниманье», «минута душевной невзгоды».
  3. Ассонанс. Грусть и мрачный настрой передаёт звук «у»: «скучно», «грустно», «некому руку пода́ть». В первой строфе он используется 8 раз — в слабых и сильных местах, а в третьей на нём построена рифма. Эмоциональные акценты расставлены с помощью сонорных согласных «н», «м» и «л».

Трагизм усиливается с помощью антонимов: «рано» — «поздно», «радость» — «муки». В совокупности средства выразительности подчёркивают пессимистичность творения, которое критик Белинский назвал «похоронной песней всей жизни».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector