0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто автор стиха лучше б снег да вьюгу

Афанасий Фет — Ласточки пропали: Стих

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.

Анализ стихотворения «Ласточки пропали» Фета

А. Фет на протяжении всей жизни оставался преданным поклонником природы. Он умел найти элементы прекрасного в самых незначительных деталях. Лишь осень поэт считал временем года, которое связано только с печальными и тоскливыми чувствами. Он не испытывает восторга по поводу увядающей красоты. Лишь в редких исключениях ему удается подметить особое осеннее очарование. В 1854 г. Фет написал стихотворение «Осень», в котором четко выразил свои впечатления по поводу безрадостной осенней картины.

Следует сразу отметить, что большую роль в стихотворении играет образ улетающих на юг птиц. Начинается оно с характерной фразы: «ласточки пропали». Обычно ласточка символизирует весну. Автор тем самым подчеркивает полную противоположность двух времен года. Беспокойный полет грачей также наводит на мысль о готовящемся перелете.

Фет описывает необратимые перемены в природе, оказывающие влияние на человека («все спится»). Внезапная сонливость напрямую связана с предстоящей зимней спячкой. Человек чувствует в себе природные инстинкты и бессознательно подражает животным и растениям.

Сквозь тоскливое чувство прорывается эмоциональный возглас лирического героя: «лучше б снег да вьюгу». Для него зимние морозы представляются лучшим выходом, чем утомительное и однообразное постепенное погружение в сон, напоминающее медленное приближение смерти. Зима не дает человеку успокоиться, побуждает к деятельности. Осень же окрашена тусклыми неприветливыми красками, она действует самым подавляющим образом.

В образе потянувшихся к югу журавлей автор видит окончательный приговор природе, которая уже обречена. Этот финальный аккорд доводит лирического героя до крайней степени отчаяния: «тяжело – хоть плачь». Автор на протяжении всего произведения не мог зацепиться за что-нибудь взглядом. Наконец, в его поле зрения возникает перекати-поле. Оно символизирует неприкаянность и обреченность человеческой души, оставшейся один на один с мертвой природой.

Характерной особенностью стихотворения является пятистишие, редко использующееся русскими поэтами. Такая необычная форма как бы намекает на бесконечность и тягучесть осенних дней.

Фет практически не использует в произведении эпитеты. Сравнения не играют большой роли, они не выразительны и сделаны по необходимости («как сеть», «как мяч»). Единственное образное олицетворение – «ветер злится да стучит».

В целом стихотворение «Ласточки пропали» создает очень печальное настроение. Оно полностью поглощает лирического героя и доводит до мучительного состояния безысходности.

Ласточки пропали…

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.Выйдешь — поневоле
Тяжело — хоть плачь!
Смотришь через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Читать еще:  Как выучить стих у лукоморья дуб зеленый за 5 минут

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Ломоносовский турнир

Конкурс по литературе

ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

Ниже приведены два стихотворения, написанных в середине XIX века. Их авторы – поэты А.Фет и Н.Некрасов. Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чем основные различия между ними. Определите автора каждого стихотворения и аргументируйте свой ответ.

Н.А. Некрасов

А.А. Фет

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится.
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

Перед дождем

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

«Ласточки пропали…» – стихотворение А.Фета, «Перед дождем» – Н.Некрасова.

Многие участники конкурса красиво и точно сформулировали, чем похожи рассматриваемые стихотворения.

Темы обоих стихотворений схожи. Неприглядная осенняя погода, дождливая, навевающая тоску, создает общее настроение и определяет их одинаковый мрачноватый колорит. Ключевые слова – ветер (у Некрасова заунывный, у Фета – злой); сухой лист, грачи, галки и вороны, журавли создают наглядную картину, графическое оформление стихотворений. Звуковой фон – стоны и шепот, стук ветра, шорох листа и крики птиц. И даже конечная безысходность и опустошенность – в одном и другом стихотворениях. Одинаково количество строф, схожи эпитеты и олицетворения, природа не только оживает, но принимает реальные зловещие черты.

Полина Богачева,
11-й класс, СУНЦ МГУ, г. Москва

Стихотворения одинаково движутся: в обоих сначала взгляд обращается в небо («А вчера зарей // Все грачи летали // Да как сеть мелькали // Вон над той горой» – «Заунывный ветер гонит // Стаю туч на край небес»); затем опускается ниже – вторая строфа в обоих стихотворениях описывает падающие листья и холодный ветер. Затем снова вверх («Журавли летят» – «С криком в воздухе кружится // Стая галок и ворон»). Последняя строфа – взгляд вперед и скорее всего вдаль: лирический герой одного стихотворения смотрит на поле, другой – на проезжую таратайку.

Мария Шапиро,
11-й класс, школа № 57, г. Москва

Иногда начинает казаться, что они видят одну и ту же картину: «Лист сухой валится» – «За листком летит листок», «На дворе темно» – «Полумрак на все ложится», «Ночью ветер злится» – «Заунывный ветер гонит». Да, образы, казалось бы, одни и те же, но герои видят их по-разному.

Павел Говоров,
10-й класс, лицей № 1, г. Брянск

Но, наверное, еще интереснее различия. Юные авторы справедливо увидели разницу прежде всего в движении настроения. Другое отмеченное многими различие – в том, что стихи Фета кажутся более субъективными, чем некрасовские.

Читать еще:  Как называется японский стих не в рифму

Главное различие состоит в том, что стихотворение Некрасова более взрослое и мрачное, чем стихотворение Фета.

Фет открыто говорит нам о своих чувствах – грусти, отчаянии, душевной тяжести, – и мы соглашаемся с ним, но, созерцая его печаль, не испытываем столь же сильных чувств. Некрасов же сразу рисует унылую, холодную картину – заунывный ветер, надломленную ель, крик воронья, бессердечный голос жандарма. Сам же автор прячется, скрывается, одновременно как бы подталкивая нас к тому, что он хотел показать.

Ольга Федотова,
8-й класс, школа № 654, г. Москва

Фет: описание природы, одноминутные, мгновенные впечатления: «Смотришь – через поле…». Главная тема – человек наедине с природой, взаимоотношения личных человеческих переживаний и состояния мира в этот момент. Некрасов: язык жестче, немного грубее, резче. Описывается все та же природа, но со стороны, нет отношения автора к происходящему. Появляются другие персонажи (ямщик и жандарм), чего у Фета быть не может, т.к. пропадет личное, индивидуальное единение с природой.

Вера Байковская,
10-й класс, школа № 1199, г. Москва

У Некрасова стихотворение живое, даже если начало грустноватое, скучное, использованы слова заунывный, надломленная, стонет, глухо и темный, то ко второму четверостишию оно начинает меняться, еле заметно, но уже проглядываются слова пестрый и рябой. Это четверостишие заканчивается оксюмороном сухой струей и набором довольно «прохладных» прилагательных и существительных. Дальше стихотворение только разовьется в «прохладную», «темную» сторону. «Полумрак на все ложится», «со всех сторон» в воздухе кружатся только крикливые сороки, галки да вороны, и только в последнем четверостишии появляется слабый всплеск эмоций – это крик жандарма ямщику.

В стихотворении Фета в 1-м пятистишии идут воспоминания, автору грустно без ласточек, грачей и солнечных дней.

Екатерина Нестерова,
7-й класс, школа № 1564, г. Москва

В 3-й строфе у Фета появляется надежда: «Лучше б снег да вьюгу // Встретить грудью рад!». Но заканчивается оно антитезой к этим строкам, и от этого безысходность в нем страшнее, чем в некрасовском.

Чувство безысходности создает глагол кружится, будто бессмысленно метаться по кругу, не находя выхода. Автор первого стихотворения использует метонимию: «Лист сухой валится». Лирическому герою тяжело сознавать, что от жизнерадостной, яркой зелени деревьев остался только ворох мертвых листьев. Лирический герой второго стихотворения также видит осенние листья, но они вызывают у него ощущение не только грусти, но и красоты: «На ручей, рябой и пестрый, // За листком летит листок..». Противоречивость душевного состояния героя подчеркнута аллитерацией: повторением р и мягкого л.

Лилия Айрапетян,
11-й класс, школа № 654, г. Москва

Некрасов узнается очень легко – только у него, никак уж не у Фета, пейзаж может закончиться упоминанием жандарма с нагайкой.

Но при этом у Фета есть лирический герой, наблюдающий природу, испытывающий грусть из-за прихода осени, т.е. человек наедине с природой – и больше ничего. Почти все действие стихотворения происходит над землей: «ласточки пропали» (т.е. пропали в небе), «грачи летали // Да как сеть мелькали // вон над той горой», «Лист сухой валится» (это тоже движение сверху вниз), «Ночью ветер злится», «Журавли летят», «Перекати-поле // Прыгает как мяч». Из-за такого обилия движения возникает чувство быстрых перемен – и действительно, ведь стихотворение о приходе осени, причем сначала есть напоминание о лете («Ласточки пропали» – значит, были), а затем – желание зимы: «Лучше б снег да вьюгу // Встретить грудью рад», т.е. есть начальная и конечная точки этого движения. Лирическому герою «тяжело – хоть плачь!» – и эта грусть передается всему видимому: журавли летят «словно как с испугу», «ветер злится». Все куда-то быстро уходит: а герой как будто остается на месте и провожает, смотрит вслед – «с вечера все спится», но если даже «выйдешь» – увидишь прыгающее прочь перекати-поле (и это ведь тоже примета осени). И хочется, чтобы уже скорее кончился этот переход: «Лучше б снег да вьюгу…» – т.е. стабильное состояние, зиму.

Стихотворение Некрасова с самого начала настраивает на другое – своим названием «Перед дождем». «Перед дождем» – значит не процесс, не движение времени, но зарисовка конкретного момента. Действительно, пейзаж Некрасова более образный, заставляет нарисовать вполне определенную картинку: «Ель надломленная стонет», «На ручей, рябой и пестрый, // За листком летит листок», не просто холодает или «ветер злится» – а «струей сухой и острой набегает холодок». Нет лирического героя, оценивающего происходящее, – есть беспристрастный наблюдатель, который видит к тому же не только природу и, очевидно, интересуется не столько ею, сколько сценкой, происходящей на ее фоне: «И “пошел!”» – привстав с нагайкой, // Ямщику жандарм кричит…». Сценка поставлена в сильное место – последнее четверостишие стихотворения. В принципе пейзажи в стихотворениях Некрасова никогда не встречаются сами по себе, но всегда связаны с размышлениями о народе и каких-либо социальных проблемах.

Читать еще:  Не брошу потому что он хороший стих

Некрасов вводит в стихотворение просторечные выражения («таратайкой», «перед»), сближая поэзию с простым народным языком. Некрасов таким образом пытается найти и воссоздать поэзию в непоэтичную эпоху, поэтично описать «непоэтичный» «материал» («стая галок», «ямщику жандарм кричит»).

Антон Скулачев,
11-й класс, школа № 1514, г. Москва

В первом стихотворении гораздо больше образов и сравнений («как сеть мелькали», «словно как с испугу», «прыгает как мяч»). Скорее всего это связано с тем, что все описанное в стихотворении мы видим глазами лирического героя. Перед нами субъективная картина. Поэтому и больше эмоциональная наполненность… Это лирический герой сравнивает стаю грачей с сетью, это он видит гору, благодаря ему возникают олицетворения вроде «ветер злится»; «с вечера все спится» – тоже его ощущения, и в его окно стучит ветер. Получается, что в целом стихотворение посвящено человеку, его чувствам и ожиданиям, а природа показана через его восприятие. Это позволяет предположить, что стихотворение принадлежит Фету, в лирике которого на первом месте стоит впечатление – оно чаще всего и является предметом изображения.

В стихотворении «Перед дождем» картина в высшей степени объективна. Правда, здесь есть некоторые олицетворения (ель стонет, лес шепчет), но они, как и эпитеты (темный лес), воспринимаются как постоянные.

Участники конкурса не ограничились передачей впечатлений, в их работах есть серьезные наблюдения и над лексикой, и над синтаксисом, и над ритмикой и строфической организацией стихотворений.

В стихотворении Фета первая и вторая строфы отличаются относительно ровной и спокойной интонацией, отсутствуют восклицательные предложения и резкие синтаксические переносы (анжабеманы). Во второй части мы сталкиваемся с резкими анжабеманами («Словно как с испугу // Раскричавшись…»; «Выйдешь – поневоле // Тяжело…»; «Перекати-поле // Прыгает как мяч»). Все это – в совокупности с использованием синтаксического параллелизма («Выйдешь…», «Смотришь…»), а также повтора, нарочитость которого подчеркнута и усилена рифмой («поле» – «перекати-поле»), делает концовку исключительно выразительной. В образе перекати-поля воплощено переживание жизни как бесконечного и бесцельного блуждания по земле. Перекати-поле, как и лист, – это мертвые подобия птиц. Свободному, стремительному полету, символом которого является слово ласточки, противопоставляется пародия полета: «Прыгает как мяч». За образами снега и вьюги встает образ погибели, смерти: жизнь кажется неволей, принуждением, освобождение от которого чается в смерти, причем смерти добровольной.

Елена Ерзунова,
11-й класс, гимназия № 2, г. Саров

Стихотворения написаны одним размером – хореем, а строфическая организация у них разная: четверостишия у Некрасова и пятистишия у Фета. У Фета само звучание более музыкально: «через поле // перекати-поле // прыгает как мяч» – аллитерация, обилие п создает ощущение прыгающего мяча.

В основном использованы простые глагольные рифмы, однако заметно, что в первом интереснее строфика – строфа содержит 5 строк, что создает необычное звучание. Мы ожидаем перекрестной рифмы, кажется, что окончание четвертой строфы совпадет со второй, и каждый раз этого не происходит. Можно предположить, что таким образом передано напряженное ожидание зимы, которая никак не наступает («Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад…») – через создание этого напряжения у читателя. .

Жесткий, почти маршевый некрасовский хорей, четкие, правильные строфы – и фетовский смешанный, сложный размер со спондеями и нарушениями ритма.

Художественное пространство стихотворения Некрасова, несмотря на его законченность и цельность, открыто – в сердце читателя, в огромное пространство огромной страны, в перспективу судеб жандарма и ямщика, что выражено многоточием, венчающим стихотворение.

Стихотворение Фета «заражает» читателя своим настроением – и также оставляет перспективу и, несмотря на, казалось бы, четкую и законченную обрисовку чувств лирического героя, – музыкальную перспективу в его сердце.

Антон Скулачев,
11-й класс, школа № 1514, г. Москва

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector