4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто автор стиха золотая рыбка

Анализ стихотворения «Золотая рыбка» Константина Бальмонта

Стихотворение К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка» элегично, лирично и мелодично. Кто еще как не он, один из самых романтичных поэтов русской культуры, мог так чутко обернуть мысль в слово, оживив ее, заставив играть в свете огней, как чешую настоящей золотой рыбки? Да и образ такой выбран не случайно. С детства всем нам известно, что волшебная рыбка способна исполнять желания, пусть только в сказках, но, вырастая, мы сохраняем надежду на чудо. Это свойственно всем тонко чувствующим душам, а так же самому поэту.

Произведение было издано в 1903 году и вошло в сборник «Только любовь», — как необычно для тех времен, не правда ли? Тогда, на заре революции, измученные войнами и царскими репрессиями, обычные крестьяне, рабочие и люди культуры желали перемен, воспевали дух революции, общество буквально жило в пылу предвестия преобразований. И как, казалось бы, не к месту, появляется этот сборник, превозносящий совсем иные ценности. «Гармония, любовь, надежда» — вот, чего не доставало тогдашнему человеку, думал поэт, а потому культивировал эти истины в своем творчестве. К тому времени Бальмонт был весьма разочарован и потрепан жизнью в своем государстве, он хотел отойти от прежнего творчества, вдохнуть в него новую жизнь, и через него — нотки волшебства в самую обыденную реальность.

В стихотворении представлены два мира, которые словно проникают друг в друга: это бал, что происходит в замке, и сад с прудом, где плавает золотая рыбка. Между людьми на празднестве возникают чувства, загораются искры, и автор хочет олицетворить эти чувства, передавая их с помощью «проводника» — рыбки: «Но от рыбки… Музыка звучала». Ее никто не видит: ни музыканты, ни гости, но она где-то есть, плавает в своем пруду-царстве, нерушимом и вечном, под луной. И знание этого, сравнимо с тем, когда влюбленные понимают, что их чувства тоже бессмертны и живут свою возвышенную жизнь.

В стихотворении несколько раз прямо подчеркивается непосредственное влияние рыбки на присутствующих в замке: «стоит ей промелькнуть», причем не говорится где, но явно не на балу, а, скорее, в образе искрометного чувства блаженства от сладостной надежды, — как «…вновь видна меж гостей улыбка».
Само построение стиха мелодично, что свойственно всей поэзии Бальмонта, слова подобраны с обилием сонорных согласных, а также гласных, чтобы через них можно было передать плавность и, словно, хрустальный звон свершающегося таинства: «веселый», «бал», «пели», «легкие», «луной», «золотая».

Анализ стихотворения «Золотая рыбка» (К. Д. Бальмонт)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.06.2020 · Обновлено 13.06.2020

Константин Дмитриевич Бальмонт – интересный поэт, яркий представитель Серебряного века. Первый свой сборник автор издал в 1890 году, но его не принято включать в общий список книг автора, отсчет начинается со сборника «Под Северным небом», изданного в 1894 году. А в 1900 году выходит сборник «Горящие здания», благодаря которому Бальмонт становится очень популярным в России и сохраняет лидирующие позиции среди поэтов ещё целое десятилетие. Стихотворение «Золотая рыбка», которое Многомудрый Литрекон подверг полному анализу по плану, входит в сборник автора «Только любовь». Этот сборник считается одним из лучших сборников поэта.

История создания

В 1901 году Константина Дмитриевича лишают возможности проживания в некоторых городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Такое наказание последовало за публичным чтением стихотворения «Маленький султан», в котором автор выражает своё несогласие с деятельностью Николая Ⅱ.

После данного происшествия поэзия К. Д. Бальмонта меняется. Она уже не похожа на первые сборники поэта, но в ней ещё нет нот рациональности, как в последних книгах. Этот период ознаменован творческим взлётам автора.

В 1903 году Бальмонт возвращается в Москву. В это же время выходит сборник «Только любовь». Он зарождается на берегах Балтийского моря. Здесь же создаётся стихотворение «Золотая рыбка».

Примечательно также то, что в феврале 1903 года, в Зимнем дворце, состоялся костюмированный бал, гости которого были в одеждах допетровской эпохи. Возможно это событие подарило сюжет, точнее панораму бальмонтовскому стихотворению «Золотая рыбка».

Сборник «Только любовь» стал будто бы глотком свежего воздуха для России, которая переживала нелёгкие времена. Произведения из данной книги несут в себе гармонию, любовь, надежду, всё то, чего не хватало тогда человеку.

Жанр, направление, размер

Данное лирическое произведение относится к такому жанру как элегия. Нет, стихотворение «Золотая рыбка» совсем не печальное, но оно повествует о сокровенном, о волшебном, близком каждому из нас, о мимолётном и чудесном.

Бальмонт – поэт-символист. В его поэзии ярко просматривается тенденция бегства от реальности, стремление в прекрасное царство мечты. Как и все символисты, он выражает невыражаемое в своих произведениях, но, в отличии от них же, он пишет не о «человеческом», а об общем, то есть о мечте, о чуде, о вечности, о мгновении…

«Чрезвычайно чуткий и нервный, любознательный, добродушный, увлекающийся, легкий на подъем, склонный к аффектации и самолюбованию, он нес в душе нечто очень непосредственное, нежное, детское» — так сказал о К. Д. Бальмонте поэт Н. В. Банников.

Многие современники поэта утверждали, что он уже рождён был символистом.

Размер стихотворения «Золотая рыбка» интересный, распевный: чередуются четырёхстопный и трёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Золотая рыбка» состоит из 8 строф. Композиционно произведение можно разделить на четыре части.

  1. 1-я часть – это 1-я строфа, в которой автор знакомит читателя с происходящими событиями, с особенностями ландшафта. Всё вполне естественно, обычно. Нет предчувствия чего-то необычного.
  2. 2-я часть – это 2-я, 3-я и 4-я четверостишия. Данная часть начинает окутывать читателя волшебной дымкой. Уже самые обычные вещи не кажутся обычными. Все действия приобретают флёр таинственности: «кружились… опьянённые весной, бабочки…», «пруд качал в себе звезду», «гнулись травы гибко». Причём примечательно то, что последняя строка во 2-й и 4-й строфе «Золотая рыбка», что добавляет уверенности читателю в том, что действительно происходит что-то чудесное.
  3. 3-я часть – 5-я, 6-я и 7-я строфы, в которых волшебство ощутимо, в которых на глазах случаются чудеса. Никто рыбку не видит, но чувствуют её: «но от рыбки, от нее, музыка звучала», «золотая рыбка промелькнет… меж гостей улыбка», «и в сердцах любовь журчит, и весна смеется».
  4. 4-я часть – заключительная 8-я строфа, которая является выводом из всего случившегося. «…так светло и зыбко, оттого что там в пруду — Золотая рыбка» — эти строки наполнены радостью и надеждой, неописуемым чувством, которое заполняет всю грудь опьяняющим дымком, когда мы верим и даже знаем, что желаемое несомненно исполнится, когда мы этого очень ждём.

Образы и символы

«Я всему молюсь» — эпиграф к сборнику «Только любовь», который был взят автором из романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Сборник стихов «Только любовь», куда входит произведение «Золотая рыбка», характеризуется направленностью автора к новым впечатлениям и чувствам.

Путь лирического героя данного цикла – это часть пути всеобщего, мирового. Лирический герой находится в духовном поиске, стремится к познанию, к приобщению к вечному через творчество и любовь.

Читать еще:  Как приворожить парня стихи

Лирическим героем стихотворения «Золотая рыбка» является сам автор, от чьего лица ведётся повествование, кто впускает нас в чарующий мир чудес и волшебства.

Золотая рыбка является основным образом произведения. Она исполнительница желаний. Рыбка является символом просветления, символом новых возможностей, начинаний.

Золотой цвет также символичен. Он является цветом мудрости, цветом солнца. Солнце часто встречается в произведениях автора. Оно для поэта ассоциируется с недосягаемой мечтой.

Также в стихотворении присутствует образ луны. Луна – это зеркало, которое отражает солнечный свет.

«И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной,
Бабочки ночные.»

В контексте данного стихотворения луна является отражением волшебства; именно при лунном свете природа раскрывает свой сокровенный смысл, своё чарующее нутро. При лунном свете природе не страшно раскрыть себя, луна является защитой, покровом.

Всё творчество Бальмонта отличается особой музыкальностью. Музыка для автора – это особая суспензия, которая заливает, заполняет каждое произведение поэта, в ней растворяются все другие ингредиенты, объединяются, создавая совершенно новый, единый, гармоничный продукт на выходе.

Очень символично то, что в данном произведении «звучит музыка» и от скрипок, и от самой рыбки. Скрипка, которую считают самым «тонким», чувственным инструментом, издаёт приятные звуки, сплетающиеся с музыкой от рыбки, то есть музыкой чудес, музыкой души, бесшумной, но волнующей. Нередко, описывая чувственные переживания человека, упоминают о струнах души, что даёт основание уверенно провести параллель между душой и скрипкой. Данное предположение придаёт стихотворению дополнительный сакральный смысл.

Тема, проблемы, настроение

Бальмонтовский сборник «Только любовь» отличается воздушностью. Этот сборник пропитан солнечным светом. Автор рассуждает о возвышенных чувствах, о тонких материях, о мечтах, фантазиях, о вечности. Именно на эти «бестелесные явления» поэт обращает внимание читателя.

В основу стихотворения «Золотая рыбка» положена мечта и вера в её исполнение. Это и есть основная тема произведения.

Проблемой, затронутой автором в данном стихотворении, можно назвать неумение, или же невозможность подмечать волшебство вокруг себя. Это проблема всех проблем! Она вечна! Затронув её, автор указал путь, «подвинул» всё человечество ближе к миру и гармонии, ближе к счастью.

Настроение стихотворения «Золотая рыбка», как бы тавтологично не звучало, чудесное, волшебное. Произведение окрыляет, придаёт сил, питает надежды.

Основная идея

Данным стихотворением поэт хотел донести до нас такую простую, но такую сложную мысль, что чудеса повсюду, только руку протяни, поверь! Это и есть смысл стихотворения «Золотая рыбка».

«Наша жизнь есть чудо в вечном Чуде,
Наша жизнь — и здесь, и вечно там.» (К. Д. Бальмонт)

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Золотая рыбка» перечислены в списке:

  1. Аллитерация: в 1-й, 2-й и 7-й строфах повторяются звонкие звуки, подобные звукам упомянутой скрипки.
  2. Эпитеты: «весёлый бал», «лёгкие качели», «гнулись гибко».
  3. Метафора: «сладостный бред», «золотая рыбка», «опьянённые весной, бабочки ночные», «взор ко взору шепчет»
  4. Олицетворение: «любовь журчит», «весна смеётся», «ветерок качал», «пела скрипка», «пруд качал», «гнулись травы гибко»
  5. Сравнение: «точно вырезные… бабочки ночные».
  6. Метонимия: «меж гостей улыбка».
  7. Анафора:

«И в сердцах любовь журчит,
И весна смеется.»

Константин Бальмонт — Золотая рыбка: Стих

В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели.

В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.

И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной,
Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.

Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки, от нее,
Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнет, и вновь видна
Меж гостей улыбка.

Снова скрипка зазвучит,
Песня раздается.
И в сердцах любовь журчит,
И весна смеется.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»
Так светло и зыбко,
Оттого что там в пруду —
Золотая рыбка.

Анализ стихотворения «Золотая рыбка» Бальмонта

Стихотворение К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка» элегично, лирично и мелодично. Кто еще как не он, один из самых романтичных поэтов русской культуры, мог так чутко обернуть мысль в слово, оживив ее, заставив играть в свете огней, как чешую настоящей золотой рыбки? Да и образ такой выбран не случайно. С детства всем нам известно, что волшебная рыбка способна исполнять желания, пусть только в сказках, но, вырастая, мы сохраняем надежду на чудо. Это свойственно всем тонко чувствующим душам, а так же самому поэту.

Произведение было издано в 1903 году и вошло в сборник «Только любовь», — как необычно для тех времен, не правда ли? Тогда, на заре революции, измученные войнами и царскими репрессиями, обычные крестьяне, рабочие и люди культуры желали перемен, воспевали дух революции, общество буквально жило в пылу предвестия преобразований. И как, казалось бы, не к месту, появляется этот сборник, превозносящий совсем иные ценности. «Гармония, любовь, надежда» — вот, чего не доставало тогдашнему человеку, думал поэт, а потому культивировал эти истины в своем творчестве. К тому времени Бальмонт был весьма разочарован и потрепан жизнью в своем государстве, он хотел отойти от прежнего творчества, вдохнуть в него новую жизнь, и через него — нотки волшебства в самую обыденную реальность.

В стихотворении представлены два мира, которые словно проникают друг в друга: это бал, что происходит в замке, и сад с прудом, где плавает золотая рыбка. Между людьми на празднестве возникают чувства, загораются искры, и автор хочет олицетворить эти чувства, передавая их с помощью «проводника» — рыбки: «Но от рыбки… Музыка звучала». Ее никто не видит: ни музыканты, ни гости, но она где-то есть, плавает в своем пруду-царстве, нерушимом и вечном, под луной. И знание этого, сравнимо с тем, когда влюбленные понимают, что их чувства тоже бессмертны и живут свою возвышенную жизнь.

В стихотворении несколько раз прямо подчеркивается непосредственное влияние рыбки на присутствующих в замке: «стоит ей промелькнуть», причем не говорится где, но явно не на балу, а, скорее, в образе искрометного чувства блаженства от сладостной надежды, — как «…вновь видна меж гостей улыбка».
Само построение стиха мелодично, что свойственно всей поэзии Бальмонта, слова подобраны с обилием сонорных согласных, а также гласных, чтобы через них можно было передать плавность и, словно, хрустальный звон свершающегося таинства: «веселый», «бал», «пели», «легкие», «луной», «золотая».

Кто автор стихотворения “Золотая рыбка”?

Автор стихотворения “Золотая рыбка” написал Александр Сергеевич Пушкин.Также есть стихотворение “Золотая рыбка”, которое написал Бальмонт Константин Дмитриевич. И ряд других авторов, кто тоже написал стихотворение с названием “Золотая рыбка”. Как начинается стих?

Автор стихотворения Константин Бальмонт.

много и других подобных страниц не знаю насколько они различны не читала.

Автор стихотворения “Золотая Рыбка” Константин Бальмонт. Не следует путать со “Сказкой о рыбаке и рыбке”, которую написал Александр Сергеевич Пушкин. Есть совсем свежее стихотворение Летошко Натальи, которое тоже называется “Золотая рыбка”. Посмотреть его можно здесь.

Смотря кто. Молодёжь и мужчины читают преимущественно фентези (орлов, Семёнова, Лукьяненко), женщины читают детективы (Шилова, Маринина, Устинова), любовные романы (Вильмонт и пр.). Те, кто постарше предпочитают читать Веллера, Рыбакова, Айтманова, Кабакова. Те, кто считают себя интеллектуалами – Улицкую, Рубину, Толстую, Санаева, Сорокина и пр.

Читать еще:  Как выучить стих ворона и лисица

Если говорить о зарубежной литературе, то много читают классики, типа Селенджера, Ремарка, Хэмингуэя, а из современных – Дэна Брауна, Стига Ларсона, Стефани Майер, Джона Фаулза, “50 оттенков серого”(даже не помню, кто автор) и тому подобное (причём реально подобное, даже обложку оформляют, чтоб была похожа на бестселлеры).

Ели говорить о том, что бы я посоветовала, то мне не приглянулось абсолютно ничего из современной русской литературы, кроме “Похороните меня за плинтусом”, а из зарубежной советую М.Кундеру, Д.Фаулза, Ч.Паланика.

Вопрос задан так, что многого написать не получится. Да, наверное, и не надо.

Эти стихи пренадлежат перу великого русского поэта Константина Дмитриевича Бальмонта.

Константин Дмитриевич Бальмонт -великий русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 3 июня (15 -го по новому стилю) 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии.

Первая публикация стихов К.Бальмонта состоялась в журнале “Живописное обозрение” в 1885 году .

Константин Дмитриевич Бальмонт умер 24 декабря 1942 года в Нуази-ле-Гран во Франции.

Нарисуй, художник мне,

Снежно – сказочную зиму,

Чудный домик на пригорке,

Утопающий в снегу.

Добрый свет зажги в окошке,

Сделай холодно немножко,

А вдали – цепочкой ёлки –

Запорошенных в снегу.

Постарайся, чтоб красиво

Снегом домик заносило.

Поработай не вполсилы,

Подели его на части

Так,чтоб каждому хватило,

И меня не позабудь!

Луис-Мария Текьерос, я так понимаю из современных, причем я так и не нашла мальчик это или девочка. В интернете полно стихов этого автора.

Константин Бальмонт

Золотая рыбка (+ Анализ)

  • Об авторе
  • Недавние публикации

«Золотая рыбка»
Константин Бальмонт

В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели.

В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.

И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной,
Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.

Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки, от нее,
Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнет, и вновь видна
Меж гостей улыбка.

Снова скрипка зазвучит,
Песня раздается.
И в сердцах любовь журчит,
И весна смеется.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»
Так светло и зыбко,
Оттого что там в пруду –
Золотая рыбка.

  • I Анализ стихотворения Бальмонта «Золотая рыбка» 1 вариант
  • II Анализ стихотворения «Золотая рыбка» Бальмонта 2 вариант

Анализ стихотворения Бальмонта «Золотая рыбка»
1 вариант

Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические и творческие натуры, к которым, без сомнения, принадлежал русский поэт Константин Бальмонт? Поэтому неудивительно, что среди его произведений можно встретить стихи-сказки, которые для многих являются посланием из далекого прошлого, из удивительного мира детства, в котором все мы были счастливы.

В 1903 году Бальмонт публикует стихотворение «Золотая рыбка», которое совершенно не вписывается в общую литературную тенденцию. Впрочем, и сам сборник «Только любовь» не подпадает под определение книги с передовыми жизненными взглядами. В этом нет ничего удивительного, потому что именно в этот период Бальмонт пересматривает свои жизненные приоритеты и приходит к выводу, что революция является злом. Не только конкретно для него, ставшего жертвой царских репрессий, но и для всего народа, который рискует лишиться даже тех крох, которые имеет.

Август (Как ясен Август, нежный и спокойный…) + Анализ

Поэтому вполне понятно, что Бальмонт больше не хочет быть предвестником общественных катаклизмов и борцом за справедливость. Ему гораздо приятнее создать произведение-притчу, главной героиней которого является маленькая золотая рыбка, плавающая в пруду. В саду играет оркестр, и ночные мотыльки кружатся в такт прекрасной музыке. Но не только они, но и собравшиеся люди понимают, что «от рыбки, от нее музыка звучала». Именно она и являлась источником тех чудес, которые происходили в этот волшебный вечер. И лишь ее присутствием можно объяснить улыбки на лицах гостей, опьяняющий запах весны и влюбленные взгляды, которые бросали друг на друга люди. Плавая в пруду, эта таинственная волшебница буквально преображала окружающий мир, привнося в него настоящее счастье, огромное и безмятежное.

По мнению Бальмонта, у каждого человека в жизни есть своя золотая рыбка – маленький символ прошлого или же настоящего, который напоминает о том, что мир может быть действительно прекрасным и гармоничным . Главное, нужно захотеть этого по-настоящему и суметь передать свое желание той, которая готова его исполнить без промедления. Не ради корысти или же забавы, а из-за того, чтобы поддержать веру людей в чудеса, которые всем нам нужны время от времени, как живительный глоток влаги и символ надежды на лучшее.

Анализ стихотворения «Золотая рыбка» Бальмонта
2 вариант

Стихотворение К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка» элегично, лирично и мелодично. Кто еще как не он, один из самых романтичных поэтов русской культуры, мог так чутко обернуть мысль в слово, оживив ее, заставив играть в свете огней, как чешую настоящей золотой рыбки? Да и образ такой выбран не случайно. С детства всем нам известно, что волшебная рыбка способна исполнять желания, пусть только в сказках, но, вырастая, мы сохраняем надежду на чудо. Это свойственно всем тонко чувствующим душам, а так же самому поэту.

Произведение было издано в 1903 году и вошло в сборник «Только любовь», — как необычно для тех времен, не правда ли? Тогда, на заре революции, измученные войнами и царскими репрессиями, обычные крестьяне, рабочие и люди культуры желали перемен, воспевали дух революции, общество буквально жило в пылу предвестия преобразований. И как, казалось бы, не к месту, появляется этот сборник, превозносящий совсем иные ценности. «Гармония, любовь, надежда» — вот, чего не доставало тогдашнему человеку, думал поэт, а потому культивировал эти истины в своем творчестве. К тому времени Бальмонт был весьма разочарован и потрепан жизнью в своем государстве, он хотел отойти от прежнего творчества, вдохнуть в него новую жизнь, и через него — нотки волшебства в самую обыденную реальность.

Белый пожар (Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя. ) (+ Анализ)

В стихотворении представлены два мира, которые словно проникают друг в друга: это бал, что происходит в замке, и сад с прудом, где плавает золотая рыбка. Между людьми на празднестве возникают чувства, загораются искры, и автор хочет олицетворить эти чувства, передавая их с помощью «проводника» — рыбки: «Но от рыбки… Музыка звучала». Ее никто не видит: ни музыканты, ни гости, но она где-то есть, плавает в своем пруду-царстве, нерушимом и вечном, под луной. И знание этого, сравнимо с тем, когда влюбленные понимают, что их чувства тоже бессмертны и живут свою возвышенную жизнь.

В стихотворении несколько раз прямо подчеркивается непосредственное влияние рыбки на присутствующих в замке: «стоит ей промелькнуть», причем не говорится где, но явно не на балу, а, скорее, в образе искрометного чувства блаженства от сладостной надежды, — как «…вновь видна меж гостей улыбка».
Само построение стиха мелодично, что свойственно всей поэзии Бальмонта, слова подобраны с обилием сонорных согласных, а также гласных, чтобы через них можно было передать плавность и, словно, хрустальный звон свершающегося таинства: «веселый», «бал», «пели», «легкие», «луной», «золотая».

Читать еще:  Стихи как много хочется сказать

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: