5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто бог велий стихи

«Кто Бог велий, яко Бог наш» — Бортнянский Дмитрий Степанович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

«Кто Бог велий, яко Бог наш» — праздничное произведение Д.С.Бортнянского для двойного хора. Открывается сочинение ярким подвижным вступлением, цитирующем текст Великого прокимна «Кто Бог велий, яко Бог наш». Прокимен основан на 76 псалме библейской книги Псалтирь и используется в богослужениях Пасхи, Пятидесятницы, Фоминой Недели и Рождества Христова.

Основная тема произведения построена на содержании первых фраз – восхваление Бога за Его милости и спасение людей. Характер музыки торжественный, радостный, отвечающий настроению молящихся в великие праздники.

История создания.

Духовный концерт «Кто Бог велий, яко Бог наш» был написан Д.С.Бортнянским для исполнения после Божественной Литургии в дни великих праздников, чтобы еще больше подчеркнуть их значение. Это произведение никогда не забывалось и даже тогда, когда невозможно было исполнять его в храме — его художественная ценность во все времена привлекала профессионалов хорового пения. В восьмидесятых годах прошлого столетия была осуществлена прекрасная эталонная запись, а в наши дни возобновились фестивальные и концертные выступления, что не может не радовать ценителей русской духовной музыки всего мира.

Отношение автора к вере.

Известно, что Д.С.Бортнянский родился в семье казака и в раннем возрасте был отобран для обучения в казачьей певческой школе города Глухова. Там маленький Дмитрий, обладавший от природы прекрасным голосом, начал петь в церковном хоре, а в возрасте семи лет отправляется в Санкт-Петербург — столицу Российской Империи – для продолжения обучения и участия в богослужениях в составе придворной певческой капеллы. Так с юных лет в душе мальчика воспитывалась любовь к Богу, укоренялись православные традиции благочестия. Впоследствии продолжив учебу в Италии и набравшись опыта и знаний, Дмитрий Степанович займет пост директора капеллы и станет реформатором, спасителем и новатором русского церковного пения. Его таланты, данные Богом, раскроются в полной мере, но еще большее признание он получит за свои драгоценные душевные качества – скромность, доброту, готовность помочь и посочувствовать. Свои сбережения он вложит в подготовку к изданию сочинений для богослужебного употребления – туда вошли его личные сочинения и переработанные произведения итальянских авторов. А в день смерти призовет певчих капеллы, и под пение своего сочинения «Вскую прискорбна еси, душа моя» мирно отойдет ко Господу.

Биография.

Жизнь Д.С.Бортнянского неразрывно связана с русским церковным пением. Родился он 28 октября 1751 года в городе Глухове, который тогда был столицей гетманов и располагал прекрасными условиями для начального обучения – мальчик усвоил азы церковного пения в местной школе. О родителях Дмитрия почти ничего не известно, возможно потому, что сам композитор после переезда в столицу в возрасте семи лет, больше их не видел. Талантливого мальчика заметил тогдашний директор Придворной певческой капеллы, видный итальянский композитор венецианской школы Бальдассаре Галуппи. Он добился направления семнадцатилетнего Дмитрия Бортнянского на обучение в Италию с назначением ему содержания. Подающий надежды композитор выбрал Венецию местом для своего музыкального усовершенствования по причине наличия там оперного театра и активной музыкальной жизни города. Стажировка была настолько успешной, что оперы Дмитрия были поставлены в Венеции, а также он написал ряд произведений, среди которых кантаты и другие церковные сочинения.

В 1779 году в возрасте 28 лет Дмитрий Степанович возвращается в Российскую Империю титулованным европейским композитором — его тут же назначают на должность директора Придворной певческой капеллы и преподавателя в ней же. Это было ответственно и почетно. Композитор взялся за серьезное реформирование учреждения – кроме увеличения состава хора, ему удалось добиться отмены участия певчих в светских концертах и основной обязанностью коллектива сделать исполнение церковной музыки.

Дмитрий Степанович взял на себя большой труд – он отредактировал все произведения, написанные ранее композиторами – итальянцами, безжалостно искореняя из духовной музыки неуместное украшательство и несвойственную ей оперную драматургию. Репертуар капеллы отныне обновляется, включая в себя также множество новых сочинений молодого композитора. Стоит добавить, что свои сочинения Дмитрий Степанович писал, учитывая особенности певческих голосов, поэтому они всегда прекрасно звучали, не утомляя ни исполнителей, ни слушателей.

Читать еще:  Быть той ля фам которую шерше стих

В 1816 году по указу императора Александра I Д.С.Бортнянский становится главным цензором духовной музыки Российской Империи, что, несомненно, положительно сказалось на качестве церковного пения.

Он оставил после себя огромное музыкальное наследие, включая оперы, светские вокальные и инструментальные произведения, но главным трудом жизни считал собрание духовных сочинений, исполняемых Придворной певческой капеллой, под своей редакцией. Этот монументальный труд в десяти томах был издан в 1882 году стараниями П.И.Чайковского.

Д.С.Бортнянский мирно отошел ко Господу 27 сентября 1825 года под пение одного из своих духовных концертов. Его реформы навсегда изменили путь русской церковной музыки, открыв ей широкие просторы развития и совершенствования и сохранив самобытность. Произведения композитора становились государственными и народными гимнами, как это было с «Коль Славен» и «Певец во стане русских воинов», поднимавшей боевой дух в Отечественную войну 1812 года. Сегодня Бортнянского знают и любят во всем мире, а лучшие характеристики его трудов приведены очевидцами:

«Граф Андрей Кириллович Разумовский, бывши послом в Вене, имел своих певчих. Они учились в России у Бортнянского. Подлинно я давно не слыхал такой сладкой гармонии: какие нежные голоса! Какая музыка!» —

князь И.М. Долгорукий

«…они начали петь один из обширнейших восьмиголосных концертов Бортнянского. В этой гармонической ткани слышались такие переплетения голосов, которые представлялись чем-то невероятным; слышались вздохи и какие-то неопределенные нежные звуки, подобные звукам, которые могут пригрезиться; время от времени раздавались интонации, по своей напряженности напоминающие крик души, способный пронзить сердце…» —

Автор текста:Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог [наш]!

Ты – Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов;

Ты избавил мышцею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа.

Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.

Произведение: Последование богослужений наряду: январь

Последования богослужений воскресных дней и больших праздников января 2019 года. Ниже представлены последования, БЕЗ НОТ:

5 января 2018 года. Предпразднство Рождества Христова. Царские часы, изобразительны. Литургии не положено.
7 января 2018 года. Рождество Христово. Служится Литургия Василия Великого ввиду совпадения с воскресным днем.
7 января 2018 года. Великая Рождественская вечерня.
14 января 2018 года. Неделя 32-я по Пятидесятнице, перед Богоявлением. Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого. Глас 7-й.
18 января 2018 года. Навечерие Богоявления. Часы. Изобразительны. Вечерня. ЛВВ. Великое освящение воды.
19 января 2018 года. Крещение Господне.
21 января 2018 года. Неделя 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Прп. Георгия Хозевита. Глас 8-й.
28 января 2018 года. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й.

1 января. Понедельник. Мч. Вонифа́тия. Аллилуия. Гражданский Новый год.

2 января. Вторник. Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игна́тия Богоно́сца. Прав. Иоа́нна Кроншта́дтского. Свт. Дании́ла, архиеп. Сербского.
Прп. Игна́тия, архим. Печерского, в Дальних пещерах.

3 января. Среда. Предпразднство Рождества Христова. Свт. Московского Петра, всея России чудотворца. Мц. Иулиани́и. Блгв. кн. Иулиани́и Вя́земской. Блж. Проко́пия, Христа ради юродивого, Вя́тского.

4 января. Четверг. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастаси́и Узореши́тельницы.

5 января. Пятница. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те. Свт. Феокти́ста, архиеп. Новгородского. Равноап. Нау́ма О́хридского.

6 января. Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евге́нии.

7 января. Неделя 31-я по Пятидесятнице. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. (Царские часы, великая вечерня (канун), всенощное бдение, на литургии, великая рождественская вечерня).

8 января. Понедельник. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Правв. Ио́сифа Обру́чника, Дави́да царя и Иа́кова, брата Господня.
Сщмч. Евфи́мия, еп. Сарди́йского. Иконы Божией Матери «Трех ра́достей».

9 января. Вторник. Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. и архидиа́кона Стефа́на. Прп. Фео́дора Начерта́нного, исп.
Прп. Ферапо́нта Белоезе́рского, Можа́йского (службу зри 27 мая).

10 января. Среда. Попразднство Рождества Христова. Мучеников 20 000, в Никомиди́и сожже́нных.

Читать еще:  Как сделать женщину счастливой стихи

11 января. Четверг. Попразднство Рождества Христова. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Прп. Марке́лла, игумена обители «Неусыпа́ющих».
Прпп. Марка и Фео́фила Печерских, в Ближних пещерах.

13 января. Суббота по Рождестве Христовом и пред Богоявлением. Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мела́нии Ри́мляныни (службу зри 30 декабря).

17 января. Среда. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского.

18 января. Четверг. Предпразднство Богоявления. (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва. Прп. Сенклитикии Александрийской.

19 января. Пятница. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Царские часы, великая вечерня, великое освящение воды, всенощное бдение, на литургии.

24 января. Среда. Попразднство Богоявления. Преподобнаго Феодосия Великаго, общих житий начальника.

25 января. Четверг 34-й седмицы. Попразднство Богоявления. Мч. Татианы.

26. Пятница 33-й седмицы. Мчч. Ермила и Стратоника. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных.

28 января. Неделя о мытарé и фарисéе. Глас 1-й.

30 января. Вторник. Прп. Антония Великого.

31 января. Среда 34-й седмицы. Свтт. Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских.

Великий прокимен Господу текст читать

После пения «Свете тихий. » священник и диакон, предстоя на горнем месте лицом к молящимся (диакон справа от священника), произносят возгласы, предшествующие прокимну, и самый прокимен.

Диакон: Вонмем.

Священник: Мир всем.

Диакон: Премудрость, вонмем, прокимен. Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Хор: Господь воцарися.

Диакон: Облечеся Господь в силу и препоясася.

Хор: Господь воцарися.

Диакон: Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

Хор: Господь воцарися.

Диакон: Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Хор: Господь воцарися.

Диакон: Господь воцарися.

Хор: В лепоту облечеся.

На каждый день седмицы положен особый прокимен «дне» (прокимены содержатся в служебнике и Часослове).

В неделю вечера, глас 8

Се ныне благословите Господа, вси раби Господни.

Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник вечера, глас 4

Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.

Во вторник вечера, глас 1

Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего.

Господь пасет мя, ничтоже мя лишит: на месте злачне, тамо всели мя.

В среду вечера, глас 5

Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми.

Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверток вечера, глас 6

Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

В пяток вечера, глас 7

Боже, Заступник мой еси Ты, и милость Твоя предварит мя.

Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

Слово «прокимен» в переводе с греческого означает «предлагаемый вперед». В богослужении прокимном называют стих из псалмов Давидовых, использованный применительно к значению праздника или дня; прокимен произносится перед чтением Священного Писания: паримий, Апостола и Евангелия и выражает их главную мысль, а если чтения не положено — указывает на общее значение дневной службы. Прокимен сопровождается другим стихом или многими стихами, которые служат ему дополнением и пояснением.

Чтец громко произносит прокимен, и хор вторит ему. Потом хор на каждый стих чтеца отвечает прокимном. В заключение чтец произносит первую половину прокимна, а хор заканчивает его. Великие прокимны на вечерне поются также в воскресенья:

сырной недели, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Недель Великого поста, попеременно «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» и «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»;

в вечер 1-го дня Пасхи, в Фомино воскресенье, в день Пятидесятницы — «Кто бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса»;

в вечер праздников: Рождества Христова — «Кто бог велий. «; Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова — «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори»; если эти праздники совпадают с субботой — великий прокимен праздника поется накануне, в пятницу; в субботу же вечера (в праздник) звучит великий прокимен «Господь воцарися. «;

Читать еще:  Стихи как быстро ты меня забыл

во всю пасхальную седмицу за вечерней исполняется особый прокимен.

В субботу вечером за всенощной, на вечерне, всегда поется великий прокимен «Господь воцарися, в лепоту облечеся».

В этом прокимне и стихах его воспевается Господь, Который по Своему человечеству воцарился и облекся в славу через Свое Воскресение из мертвых и воспринял всякую власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), под властью Его не только вселенная, им сотворенная, но и дом Его, Святая Церковь, в которой Он обитает с верующими, сохраняя ее до скончания века.

После прокимна, если был вечерний вход, царские врата закрываются и на великой вечерне в праздники Господни, Богородичны и особо чтимых святых читаются паримии.

Слово «паримия» в переводе с греческого означает — притча, иносказание. Паримией в Церковном уставе называются избранные чтения из Священного Писания Ветхого, иногда Нового Завета, которые содержат пророчества о воспоминаемом праздничном событии, похвалу прославленному святому или изъясняют значение праздника. Например, в навечерие Рождества Христова среди паримий читается из книги пророка Исаии пророчество о рождении от Девы Еммануила, то есть Богочеловека, из книги пророка Михея — о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичны в одной из паримий («Бытия чтение») говорится о лествице, виденной Иаковом, прообразовавшей собою Божию Матерь, соединившую небо и землю и вместившую в себя Невместимого небесами, Господа Иисуса Христа. На день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла читаются 3 паримии из Соборного послания святого апостола Петра.

Число читаемых паримий неодинаково. На праздничных вечернях обычно читают 3 паримии, на Благовещение — 5, в навечерие Рождества Христова — 8 паримий; после 3-й паримии («Пророчества Михеина чтение») читаются тропари, оканчивающиеся пением слов: «С ними же помилуй нас», после 6-й паримии («Пророчества Даниилова чтение») также поются последние слова тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе».

В навечерие Богоявления Господня читается 13 паримий; после 3-й паримии («Исхода чтение») хор поет окончание читаемых тропарей: «Человеколюбче, слава Тебе»; после 6-й паримии («Царств четвертых чтение») хор поет: «Токмо на седящия во тьме, слава Тебе».

В Великую субботу читается 15 паримий; после 6-й паримии («Исхода чтение») читается тропарь с припевом: «Славно бо прославися». И после 15-й паримии («Пророчества Даниилова чтение») читаются тропари с припевом: «Господа пойте и превозносите Его во веки».

Во время этого пения царские врата открываются, но при чтении паримии они бывают закрыты.

В седмичные дни Великого поста на вечерне читаются две паримии: из книги Бытия и из книги Притчей. На Страстной седмице, в первые три дня также читаются две паримии — из книг Исход и Иова.

После чтения паримий на великой вечерне, соединенной с литургией Василия Великого или Иоанна Златоуста, произносится малая ектения. По возгласе священника «Яко свят еси, Боже наш. » диакон произносит: «И во веки веков». Хор поет: «Аминь» и Трисвятое (в Великую субботу «Елицы во Христа крестистеся. «). Далее поется прокимен, чтение Апостола и Евангелия и литургия совершаются по принятому чину.

Паримии читаются после прокимна. Диакон или иерей возглашает: «Премудрость», чтец произносит, например: «Бытия чтение» и др. Диакон или иерей возглашает: «Вонмем». И чтец начинает чтение паримий (см. Минею или Триодь).

В сочельники — Рождественский и Крещенский, если они совпадают с субботой или с воскресеньем, великая вечерня совершается отдельно от утрени, и после паримий, произносится малая ектения. Трисвятое опускается, звучит прокимен, читаются Апостол и Евангелие, и, наконец возглашается сугубая ектения.

На вечерне в Великую пятницу после паримий следуют прокимен, чтение Апостола и Евангелия и сугубая ектения.

В первый день Пасхи на вечерне после великого прокимна читается Евангелие, затем звучит сугубая ектения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector