Кто читает стихи в москва слезам не верит
Москва слезам не верит
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Художественный фильм
Автор сценария — В. Черных
Режиссер — В. Меньшов
Оператор — И. Слабневич
Мосфильм. 1979 г.
Режиссер Владимир Меньшов надеялся на зрительский успех своей картины «Москва слезам не верит», и не зря: результат превзошел самые смелые ожидания. В очередях к кассам кинотеатров в 1980 году выстроились зрители, уставшие от «производственных» и проблемных, а чаще — мнимо-проблемных картин. А Меньшов им предлагал историю, которая впрямую наследовала опыт таких лент 30-х годов, как «Член правительства» и «Светлый путь». Только в фильме Меньшова ситуация перевернулась: незаурядная карьера женщины, проделавшей путь от рабочей до директора комбината, оказывалась предысторией. Миф о «светлом пути», уготованном для золушек, сохранялся в своей притягательной силе. Если схема его первой часта — о высокой награде, непременно ожидающей старательную трркеницу на социалистическом производстве, — изрядно всем наскучила, то схема второй — о том, что каждая одинокая женщина непременно найдет своего принца и будет с ним счастлива, — не способна была поблекнуть ни при каких обстоятельствах. Фильм обещал эмансипированной женщине, при условии, если она хороший работник, решение всех ее личных проблем разом. Меньшов поймал то, что носилось в воздухе: людям хотелось увидеть картину о человеческой судьбе, продленной во времени.
Успех картины обусловила крепкая фабула с мелодраматическими мотивами, но не утонувшая в море слез, а выплывшая благодаря юмору и режиссерскому чувству меры. В сердцевину традиционного социального сюжета авторы фильма искусно вплавили беспроигрышную во все времена историю «соблазненной и покинутой», наказав, естественно, подлого соблазнителя. «Коварный изменник» Родион расплачивается за грехи одиночеством, впустую прожитой жизнью.
История постановки этой картины была не столь уж гладкой. Сценарий написал Валентин Черных. Когда режиссер Владимир Меньшов прочитал его впервые, он решил от него отказаться. Однако вскоре выяснилось, что сюжет Черных все же зацепил режиссерское воображение, продолжал жить в сознании. В конце концов Меньшов, по его словам, предложил драматургу внести ни много ни мало 44 изменения в сценарий. Черных к переработке сюжета отнесся положительно, но предпочел, чтобы ее осуществил сам режиссер. Меньшов взялся за дело, в результате чего сценарий разросся АО объема двухсерийной картины.
Начинается фильм с кадров пленительного ретро, переносящих в Москву 1958 года — теплый, открытый, с яркими витринами город. Героини фильма идут вместе с нарядной гуляющей публикой по улице Горького. Молодые люди и девушки запросто знакомятся друг с другом, строгие дружинники одергивают нарушителей общественной морали: «Прекратите обниматься в общественном месте!»
Из окон несутся то «Джамайка» в исполнении незабвенного чудо-мальчика Робертино, то свои родные «Ландыши», которые «светлого мая привет».
Молодой Вознесенский у памятника Маяковскому читает стихи, которые могли бы стать эпиграфом к фильму: «Судьба, как ракета, летит по параболе». Толпа поклонников у входа в Дом кино восторженно встречает своих кумиров: «Конюхова! Харитонов! Юматов!» Скромно стоит в сторонке еще один актер. «А как ваша фамилия?» — «Моя фамилия вам ни о чем не говорит. Смоктуновский».
Что до главных героинь, девушек-лимитчиц, соседок по комнате в общежитии — Катерины, Людмилы и Тони, — то их образы благодаря мастерству режиссера и великолепных актрис минуют стадию набросков и эскизов. Это портреты, написанные маслом и в полный рост. На пространстве мифологического сюжета режиссер предлагает множество достоверных, узнаваемых реалий быта и, главное, психологически подробно разработанные образы-характеры. Каждому зрителю были вполне понятны эти девушки-провинциалки с их небогатыми «стартовыми» возможностями: койко-местом в общежитии и работой на тяжелом, непрестижном производстве.
Однако они счастливы, потому что молоды, привлекательны и живут в ожидании исполнения надежд и конечно же «хорошей, большой любви».
Милая деревенская простушка Тоня в исполнении Раисы Рязановой и в самом деле находит свое теплое домашнее счастье с Николаем, рабочим парнем, столь же непритязательным в своих мечтах, как и она сама. Хорошенькая Людмила приехала в Москву с матримониальными целями и лихим лозунгом: «Полюбить так королеву, проиграть так миллион!» Замркество для нее — возможность стремительно взлететь по социальной лестнице. Актриса Ирина Муравьева создает характер фонтанирующий, взбалмошный, артистичный. Язык не повернется упрекнуть эту рыженькую, веснушчатую чертовку в цинизме, настолько забавно прагматизм уживается в ней со всесо1фушающим жизнелюбием, добротой и простодушием. Людмила не ждет королевича Елисея, а ищет его упорно и изобретательно, всегда и везде. В читальном зале Ленинской библиотеки, где, обложившись толстенными фолиантами, она умирает со скуки, что, впрочем, не мешает ей стрелять окрест глазками в поисках подходящего объекта. На улице, в метро, уткнувшись в модную по тем временам книгу Э. Ремарка. «Три товарища» («Вся Москва читает!»). И «кто ищет, тот всегда найдет». Скромный юноша, познакомившийся с ней, оказывается восходящей звездой хоккея. За него Людмила и выходит замуж.
Планы серьезной, внутренне сосредоточенной Катерины (Вера Алентова) связаны с поступлением в химико-технологический институт. Не попав в него с первого захода, Катерина собирается попытать счастья в будущем году. Но и она конечно же мечтает о любви. И герой романа не замедлит явиться в образе сладенько-красивого молодого человека, у которого загадочная и романтическая по тем временам профессия — оператор телевидения. И столь же романтическое имя — Рудольф (Юрий Васильев). Хваткий юноша хоть завтра готов жениться на дочери академика Тихомирова, за которую, втянувшись в игру, затеянную все той же неуемной Людмилой, выдает себя Катерина. Но Рудольф вовсе не намерен связывать жизнь с простой заводской девчонкой, несмотря на то что Катерина беременна от него. Да и сахарно-медовая мамаша Родиона (Евгения Ханаева), старательно обхаживавшая «профессорскую» дочку, в мгновение ока превращается в злобную мегеру, узнав, что ей грозит опасность принять Катерину на свою «жилплощадь».
В результате новорожденная Александра будет сладко посапывать в крошечной, завешанной пеленками комнате общежития, а изнемогающая от усталости мать-одиночка Катерина до поздней ночи сидеть за учебниками.
Будильник, который перед сном заводит Катерина, оказывается машиной времени, и сюжет волшебным образом переносит нас на двадцать лет вперед. Не будь этого «перескока», покажи фильм хотя бы эпизод изнурительной борьбы героини за существование и тем более ее продвижение вверх по социальной лестнице,
картина вмиг потеряла бы свою сказочность. Но авторы строго придерживаются жанра. Утром звонит будильник, и сорокалетняя женщина, сохранившая привлекательность и моложавость, просыпается не в нищей комнате общежития, а в собственной, отлично обставленной просторной квартире, в которой и проживает она — директор химического комбината Екатерина Александровна Тихомирова — и ее хорошенькая дочка-студентка Александра.
Авторы могли бы, переходя от первой серии фильма ко второй, ограничиться унылым титром: «Прошло двадцать лет. » Меньшов использует эффект неожиданности; зрительское сердце должно дрогнуть от того, как круто изменилась судьба Катерины, как фантастически удачно она сложилась.
Людмила давно развелась со своим мужем-хоккеистом, некогда знаменитым, а теперь вконец опустившимся алкоголиком. Она служит приемщицей в химчистке, но тем не менее не теряет надежды вытащить счастливый лотерейный билет. Людмила по-прежнему во власти матримониальных планов, хотя не столь уже головокружительных, как в молодые годы: «Говорят, на кладбище хорошо знакомиться. «
Судьба Тони не «летела по параболе», а развивалась по праведной прямой, обусловленной ее характером, человеческой надежностью, золотым сердцем. Она верная жена Николаю, мать троих сыновей, великая труженица.
О нелегком процессе превращения несчастной, обманутой девочки в Екатерину Александровну — крупного руководителя производства — можно лишь догадываться по жестким ноткам в ее голосе, приобретенной резкости, которая то и дело проступает в интонациях и пластике героини.
Итак:, Катерина сполна награждена за упорство, трудолюбие и силу духа. Вот только надежд на устройство личной жизни у нее остается все меньше: сорок лет — бабий век. В фильм вступает тема женского одиночества, проблема горькая и, как выяснилось, глобальная. Когда картину «Москва слезам не верит» демонстрировали за рубежом, режиссер не уставал удивляться тому, что и в Гвинее, Китае, Америке и даже Израиле женщины говорили: «Это снято про нас, про нашу жизнь».
Что сказать о дорогих соотечественницах? Они ждут, ждут, родимые, если не пылкой любви, то хотя бы нежности, опоры, мужского плеча. Ждет и Катерина, испившая горькую чашу унизительной полуворовской связи с женатым мужчиной, бледнеющим от страха, едва услышит нежданный звонок в дверь. Вальяжный «друг сердца» (Олег Табаков) способен в мгновение ока превратиться в комический персонаж — жалко дрожащего труса.
Картина «Москва слезам не верит», пользовавшаяся необычайным успехом у зрителей, не вызвала одобрения у кинокритиков. Они насмешливо писали о чудесных метаморфозах в жизни Катерины Тихомировой, не забывая упомянуть о стерильной элегантности ее квартиры, автомобиле, дорогих нарядах, превышавших возможности завоеванного ею социального статуса.
Абсолютно исключалась достоверность другой части сюжета: встречи Катерины со слесарем Георгием Ивановичем — разведенным! с серьезными намерениями! — и их счастливой любви. Впрочем, будь он заурядным слесарем, фильм, возможно, казался бы рецензентам более реалистичным. Однако Гоша в облике Алексея Баталова представал и портретно, и по сюжету тонким интеллектуалом, а это, безусловно, повышало значимость подарка, преподнесенного авторами своей героине. Названия критических статей похожи как братья-близнецы: «Сказочка о Золушке», «Несостоявшаяся сказка», «Кроме жизненной правды».
Дело было не только в наличии или отсутствии в фильме искомой «жизненной правды». Речь шла в принципе о правомочности бытования на экране утешительного искусства Критики считали его кощунственным, заведомо затемняющим общественное сознание, уводящим от реальных жизненных проблем. Массовый зритель, наоборот, засвидетельствовал, что нуждается в утешении.
Тем более что Алексей Баталов принес в фильм ауру ролей, сыгранных им в прекрасных фильмах: «Летят журавли», «Девять дней одного года» и многих других. Так сложилась актерская судьба Баталова — почти все его герои обладали душевной интеллигентностью, мужской надежностью, рыцарским отношением к любимой женщине. Тонкий и разумный расчет режиссера оправдался. Образ Гоши сложился не только из снов-мечтаний одиноких женщин, но и из незабываемых мужских характеров, ранее созданных актером.
Всепобедительное обаяние Гоши — Баталова заставляло зрителей снисходительно отнестись к весьма странным поступкам, которыми он на экране утверждал свое достоинство. То он под предлогом придуманного дня рождения собирал компанию институтских коллег, которые без всякого смущения и в присутствии Катерины пели ему дифирамбы, то заявлял Катерине свое кредо: «В семье мужчина должен быть выше по социальному положению». И, узнав, что она не мастер в цехе, как он предполагал, а директор комбината, давал волю амбициям, покидая любимую женщину, заставляя ее жестоко страдать.
Однако разрывом влюбленных история не заканчивается. Открытый финал, туманное многоточие противоречили бы жанру фильма.
. Заливается горючими слезами Катерина. Верные подруги как могут утешают ее. Муж Тони Николай находит запившего с горя Гошу, приводит его к Катерине. Хеппи-энд? А что в нем плохого? Оскорблен хороший вкус? Но о вкусах, как известно, не спорят. И это такая же аксиома, как и та, что «Москва слезам не верит».
Кто читает стихи в москва слезам не верит
© В. Черных (наследник), 2017
© Оформление. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2017
Москва слезам не верит
Списки поступивших в химико-технологический институт были вывешены в фойе перед актовым залом. Возле них толпились абитуриенты. От стендов со списками многие отходили энергично-решительно – они уже студенты, значит, жизнь на пять лет вперед определена.
Катерина протиснулась, нашла фамилии на «Т», мгновенно вобрала их взглядом. Были Тихонов, Тишков, Тахадзе, Тимурзалиев, Тагизаде, Татарцева. Она еще раз медленно прошлась по списку, читая каждую фамилию от начала до конца, могли ведь поставить не точно по алфавиту. Дважды прочитав весь список, отошла. Фамилии «Тихомирова» не было. Можно возвращаться в общежитие. Катерина проваливалась уже второй раз. Теперь оставалось позвонить и сообщить о случившемся. Она прошла мимо нескольких телефонов-автоматов, оттягивая неприятный разговор, потом остановилась, решилась и набрала номер.
– Академик Тихомиров, – ответили ей громко и быстро.
Академик сразу задавал тон: излагайте конкретно, по существу и коротко.
– Я провалилась, – сообщила Катерина.
– Какой проходной балл? – спросил Тихомиров.
– Сколько набрала ты?
– Приезжай, – почти приказал Тихомиров.
– Я буду поступать в следующем году, – начала было Катерина.
– Приезжай, – повторил Тихомиров и повесил трубку.
Академик Тихомиров был ее родственником. Отец Катерины доводился ему племянником.
В прошлом году, уезжая в Москву поступать в институт, Катерина запретила отцу писать об этом академику. Училась она хорошо, лучше почти всех в классе, во всяком случае девчонок, и представляла, как уже студенткой подойдет к Тихомирову в институте и скажет:
– Я – Катя Тихомирова, дочь Александра Ивановича Тихомирова из Красногородска.
Академиком в Красногородске гордились. В городском музее стоял стенд с его портретом, двумя его книгами, тремя брошюрами и краткой биографической справкой. Более знаменитым из красногородских был только генерал Стругалев, который погиб в битве за Берлин. Именем Стругалева назвали улицу и крахмало-паточный завод. В музее под стеклом лежала фуражка Стругалева, его ордена и пистолет «ТТ».
Тихомиров в Красногородск не приезжал уже больше двадцати лет, а родственники из провинции к нему заезжали, оставались ночевать. Но это было раньше, при первой жене Тихомирова и на старой квартире. Потом он развелся с женой (тоже родом из Красногородска), женился на москвичке, стал академиком, получил квартиру в высотном доме, и родственники перестали у него бывать. Новая жена завела новый порядок. Чтобы переночевать у академика, надо было заранее, не менее чем за месяц, написать письмо, предупредить о приезде и получить ответ, что вас ждут. Некоторые пытались игнорировать эти правила, без предупреждения прямо с вокзала ехали в высотный дом. Их поили чаем, расспрашивали о родственниках, но ночевать не оставляли.
Катерина позвонила Тихомировым только через полгода после того, как в первый раз провалилась на вступительных экзаменах. Она уже жила в общежитии, работала штамповщицей на фабрике металлической галантереи, о чем и сообщила академику. Он и в тот раз, как сегодня, коротко приказал:
Тогда она вошла впервые в московскую квартиру, которая для нее стала и мечтой, и образцом. В трех комнатах стояла мебель, которую она видела только в иностранных фильмах. Потом, не сразу конечно, в одном из разговоров с женой Тихомирова Изабеллой она узнала, что мебель и была иностранной. Тихомиров привозил ее из Львова, из Риги: немецкие серванты, настоящие венские стулья. Кожаные кресла он купил в Самборе, на Западной Украине, после войны, когда все еще жили голодно, мебель продавали дешево. Во время войны – а Тихомиров был сапером – он побывал в Германии, жил в домах, в которых добротная мебель стояла веками, и сказал себе однажды: и у меня будет такая. Он всегда ставил перед собой конкретные цели и добивался их. Как только появились деньги, стал покупать мебель – не антикварную, но добротную, конца прошлого века или начала нынешнего, которой в России сохранилось немного. Ее сожгли в помещичьих усадьбах в первые годы революции, растащили по коммунальным квартирам и не хотели продавать ни за какие деньги: мебели в стране делали мало, в основном для контор, казарм, общежитий.
Катерине все это еще предстоит узнать, когда она начнет обставлять мебелью собственную квартиру. Правда, к тому времени все станет проще. Появятся готовые гарнитуры: «гостиная», «спальня», «кухня». Их бросятся покупать, и во многих квартирах будут стоять стандартные стенки, стандартные кресла, ножки от которых выпадали уже через год. Функционально задуманные диван-кровати раскладывались с трудом, основательность и прочность исчезали из жизни. У Тихомирова и через двадцать лет стояла прежняя мебель, и она не выходила из моды, а новая – с ее геометрическими резкими пропорциями – устаревала, ломалась, и при жизни человек менял ее несколько раз. А ведь мебель, как и дома, должны служить, и когда-то служили, нескольким поколениям. Получая в наследство комод или шкаф, человек знал, что ему не надо будет беспокоиться о новом комоде или шкафе всю оставшуюся жизнь. И мебель даже перейдет к его детям и внукам.
Катерина вошла в громадный холл, поздоровалась с вахтершей.
Прошла к лифту, не останавливаясь, как это делал Тихомиров, и вахтерша ответила ей уже вслед: «Добрый день» – и не спросила, к кому она идет. Вряд ли ее запомнили – у Тихомировых она бывала редко, – подействовала, вероятно, уверенность, с какой здороваются только жильцы. Да и одеждой Катерина не отличалась от девушек из этого дома: модная юбка-«колокол», белая кофточка, туфли на каблуках, не высоких и не низких, удобных для ходьбы по улицам. Она присматривалась к обуви московских женщин: они не экономили на туфлях, покупали в основном чешские или румынские, которые в последние годы появились в московских магазинах и отличались от грубоватых советских.
Дверь открыла Изабелла, подбадривающе улыбнулась – за этот год у них установились доверительные отношения. У Тихомирова не было детей, и Изабелле после сорока вдруг захотелось воспитывать и передавать другим свой опыт. Выяснив, что Катерина не болтлива, она многое рассказывала ей о московской жизни, правда, никогда не говорила о себе. Она всегда ссылалась на опыт подруг и обычно начинала: «Был такой случай с одной моей подругой…»
– Обедать будешь? – предложила Изабелла.
– Спасибо. Если только чайку.
Изабелла принесла чай в кабинет Тихомирова. Академик сел во вращающееся кресло за столом, Катерина на диванчик, Изабелла устроилась в кресле.
– Я звонил в деканат, – сообщил Тихомиров. – Сейчас уже ничего сделать невозможно.
– Я знаю, – подтвердила Катерина. – Буду поступать на следующий год.
– А почему именно химия? – поинтересовался Тихомиров.
– Мне нравится химия, – ответила Катерина.
– А почему не сельскохозяйственный, не педагогический, не медицинский, строительный, полиграфический? Есть еще как минимум три тысячи замечательных профессий. Ты хочешь заниматься химией как наукой?
– Я еще не знаю, – призналась Катерина.
– Или ты хочешь стать химиком-технологом? Ты была хоть раз на химзаводе или комбинате?
– Я тебе устрою экскурсию, – пообещал Тихомиров. – И это, может быть, раз и навсегда отобьет у тебя охоту заниматься химией.
– Может быть, на филологический? – предложила Изабелла. – У меня там есть знакомые. Можно нанять репетиторов, и за год тебя натаскают.
– Мне это неинтересно. Я люблю физику, химию, математику, – ответила Катерина.
– Поразительно, – искренне удивилась Изабелла. – Я в этом ничего не понимаю. Никогда не понимала. С пятого класса списывала у наших мальчишек и домашние задания, и контрольные.
Москва слезам не верит: как снимали фильм
В то время не было ни интернета, ни блогеров. Чтобы получить ответ на какой-либо волнующий вопрос, приходилось идти или в библиотеку, или спрашивать более осведомленных людей. Общение без телефона было оказывается каким-то чудом, это только сейчас понимаешь.
Да, ценности с каждым поколением претерпевают изменения, но что-то остается неизменным многие годы. Фильм «Москва слезам не верит» поднимает многие насущные вопросы и рассказывает о судьбах трех девушек, каждая из которых отличается своей индивидуальностью и характером, что, несомненно, в дальнейшем оказывает влияние на их жизненный путь и принимаемые решения.
«Москва слезам не верит» впервые в истории отечественного кинематографа была показана в 100 странах мира. Эта, на первый взгляд, простая история трех подруг оказалась очень близкой многим жителям нашей планеты. Возможно, именно таких простых и житейских историй не хватает в современном кино, в котором зачастую преобладают оторванные от реальности сюжеты, голливудские штампы и невероятное количество всевозможных спецэффектов.
История создания фильма «Москва слезам не верит» сама по себе вызывает много вопросов и загадок. Первоначальный сценарий был написан за 3 недели Валентином Черных для всесоюзного конкурса сценариев. И эта работа неожиданно для многих заняла третье место. Причем все 3 сценария, занявшие на конкурсе призовые места, были выкуплены «Мосфильм».
При написании сценария Черных вдохновлялся историями жизни своих тетушек, судьбы которых легли в основу его работы с названием «Дважды солгавшая». Да, именно на двойном обмане одной из героинь строилось повествование.
Некоторые, кто смотрел кинокартину «Москва слезам не верит», могут не сразу сообразить, откуда же взялась вторая ложь. На самом деле все лежит на поверхности: в первый раз главная героиня Екатерина Александровна Тихомирова (Вера Алентова) выдала себя за профессорскую дочь в первой серии фильма, а второй раз она солгала Гоше (Алексей Баталов), когда выдала себя за простого мастера, скрыв, что на самом деле она директор завода.
В обоих случаях ложь приводит к печальным последствиям. В первый раз Катя остается одна с маленьким ребенком, во второй раз человек, которого она так долго ждала, исчезает из ее жизни.
Немногие знают, но фильм «Москва слезам не верит» мог бы так и остаться в виде сценария на полках «Мосфильма». Жена Валентина Черных после того, как посмотрела самый первый фильм Владимира Меньшова «Розыгрыш», посоветовала мужу показать ему сценарий.
Владимир Меньшов ознакомился с работой сценариста, но она ему совсем не понравилась. Однако его зацепил момент, когда совершенно измученная и не выспавшаяся Катя заводит под плач годовалой дочери будильник, который будит ее спустя 15 лет. Он даже сначала подумал, что пропустил несколько листов во время чтения. Но это была такая оригинальная задумка. Была вырезана часть жизни, в которой Катя поступает в институт, воспитывает дочь Александру (Наталья Вавилова), стремительно строит свою карьеру, становится депутатом Московского городского совета и директором крупного завода.
На стене фотография Веры Алентовой и ее дочери Юлии Меньшовой
Кстати, супруга Владимира Меньшова, Вера Алентова, также прочитала этот сценарий и сразу заявила: «Ну и мура!». Предполагала ли она в тот момент, что будет играть главную героиню в фильме по этому сценарию?
Прошло какое-то время, и Меньшов решает еще раз перечитать сценарий. Он понимает, что в таком виде история никого не зацепит, нужно серьезно переработать текст: добавить больше людей, показать Москву и людей конца 50-х годов, уделить внимание тому, как жили, одевались, работали, отдыхали, встречались и женились в то время.
Он со своими идеями обратился к Черных Валентину, но тот отказался что-либо менять, и Владимир Меньшов сам переписал сценарий. Стало больше описаний, были изменены некоторые события, скучные места были убраны совсем, и были также переписаны многие диалоги.
Вместо скучной встречи с избирателями Екатерина Тихомирова встречается с Ольгой Павловной, директором клуба знакомств (Лия Ахеджакова). Вместо того, чтобы Катя и Люда (Ирина Муравьева) просто стояли у иностранного посольства и наблюдали за женами дипломатов, была придумана замечательная сцена дорожки на фестиваль французского кино в СССР.
На этой сцене хочется заострить свое внимание. Во-первых, на эту сцену были приглашены артисты, о которых неоправданно забыли: Татьяна Конюхова, Георгий Юматов, Леонид Харитонов. Во-вторых, очень интересен момент с Иннокентием Смоктуновским. Артиста по-настоящему узнали и заметили в фильме «Берегись автомобиля», когда ему было уже 41 год. Владимир Меньшов обращается к зрителям словами Владимира Басова: «В 40 лет жизнь только начинается!». Начинающему режиссеру Владимиру Меньшову во время съемок фильма «Москва слезам не верит» было тоже 40 лет! Достаточно большое количество людей восприняли эти слова, как повод поменять свою жизнь к лучшему, и были ему чрезмерно благодарны.
В сценарий была также добавлена история знаменитого хоккеиста Сергея Гурина (Александр Фатюшин). Была даже специально подготовлена и снята сцена, когда на Чемпионате мира по хоккею Гурин спасает команду СССР от поражения от шведов и выводит вперед. По какой-то причине эти снятые для фильма «Москва слезам не верит» кадры не утвердили и полностью вырезали из фильма. Мы видим только «падение» спортсмена. Режиссер хотел показать, что многие наши люди так много сделали для нашей страны, а со временем стали совсем не нужны.
После серьезной переработки Владимиром Меньшовым сценарий фильма стал более интересным и глубоким. Однако режиссера ждал новый сюрприз.
Принять участие в фильме режиссера, который снимает всего-навсего второй фильм в своей жизни, никто из известных актеров не изъявлял желания. Меньшов приглашал на главную роль Екатерины Тихомировой Ирину Купченко, Жанну Болотову и Анастасию Вертинскую, но от всех них получил отказ. Вроде бы согласилась Маргарита Терехова, но тут же «убежала» сниматься в мушкетерах. Возможно, в будущем они пожалели о том, что им не удалось сняться в фильме, который получит «Оскар», но в то же время далеко не факт, что именно с ними кинокартина стала бы лучше.
Как говорится, все, что ни делается, — к лучшему. Владимир Меньшов стал уговаривать свою супругу Веру Алентову. Она согласилась помочь мужу, поскольку просто некому было играть роль, хотя ей и не нравился сюжет.
Владимир Меньшов сам снимался в некоторых сценах
Да и на роль Гоши никто не хотел идти. Меньшов решил сам сняться в этой роли. Он даже провел пробы, которые многим очень понравились. Но судьба решила по-своему, Алексей Баталов, которому была предложена эта роль ранее, после некоторых размышлений согласился. Однажды утром он прибежал к Владимиру Меньшову и с порога сказал: «Это все-таки моя роль!»
Веселую подругу Кати – Людмилу Свиридову сыграла Ирина Муравьева. Ее Меньшов заприметил в театре, где она играла роль практически той самой веселой Люды.
Меньшов очень хотел, чтобы взрослую дочь Тихомировой Александру сыграла молодая актриса Наталья Вавилова. Ему понравилось с ней работать в своем первом фильме «Розыгрыш». Однако родители Наташи провели с ней работу, убедили, что актриса кино – это смешно и бесперспективно. Чтобы уговорить родителей разрешить дочери сняться в фильме режиссер пошел на небольшую хитрость. Он отправил знаменитого в то время Алексея Баталова в гости к Вавиловым. Родители, когда услышали от самого Баталова, что их дочери просто необходимо сниматься – разрешили Наталье принять участие в фильме.
Для многих до сих пор остается загадкой, куда исчезла из кино Наталья Вавилова. Она довольно много снималась после успеха фильма «Москва слезам не верит». В 80-х годах она снялась в таких фильмах: «Шофёр на один рейс», «Нас венчали не в церкви», «Ученик лекаря», «Поезд вне расписания». Но однажды во время съемок ей нужно было сняться верхом на коне. Ассистент перепутал и вывел коня с больной спиной. Когда актриса села на коня, он резко встал на дыбы и сбросил Наталью. Врачи обнаружили у нее повреждение позвоночника, и карьера актрисы на этом закончилась.
Как обычно в те годы, фильм «Москва слезам не верит» ждали трудности во время просмотра художественным советом. Фильм не впечатлил чиновников, их не устраивало то, что в первой серии показана тяжелая жизнь лимитчицы Катерины. «Взрослая» жизнь Тихомировой во второй части фильма более-менее была приемлема для комиссии, однако режиссера заставили убрать или сократить до минимума встречи главной героини с женатым Володей (Олег Табаков).
После того как глава государства посмотрел фильм и остался в полном восторге, практически незамедлительно кинокартине была присвоена высшая категория, и сделано максимальное количество копий (впервые для двухсерийного фильма).
Фильм «Москва слезам не верит» только в первый год посмотрело порядка 90 миллионов зрителей. На следующий год более 60 миллионов зрителей купили билеты на эту кинокартину. Сборы оказались настолько внушительными, что на эти деньги можно было построить несколько городов! Владимиру Меньшову дали трехкомнатную квартиру и автомобиль «Волга».
В ночь с 31 марта на 1 апреля фильм получает приз от Американской академии кинематографических искусств и наук – «Оскар». Когда утром 1 апреля Меньшову позвонили и сообщили об этом, он просто принял это за первоапрельскую шутку.
Режиссер получил эту статуэтку только через несколько лет, поскольку из-за ложных доносов своих коллег, которые завидовали его успеху, он был длительное время невыездным за границу.
После «Оскара» около 100 капиталистических и социалистических стран купят и переведут на свои языки историю Катерины Тихомировой. Это будет грандиозным успехом для советского кино, вернее, успехом нашего замечательного режиссера Владимира Меньшова!
9 киноляпов из «Москва слезам не верит», которые заметят только внимательные зрители
Нестыковки могут быть и в оскароносных фильмах.
К/ф «Москва слезам не верит» / Мосфильм
Оскароносная картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» и сегодня, спустя 41 год после премьеры, пользуется огромной популярностью у зрителей. Причем есть фанаты, которые знают фильм практически наизусть. Они-то и обратили внимание на некоторые несостыковки и откровенные режиссерские ляпы.
Девять таких упущений создателей картины мы вам хотим показать.
Музыка, которой еще не было
В самом начале фильма Катя Тихомирова, расстроенная тем, что не поступила в институт, возвращается в общежитие. Из окон домов, мимо которых она проходит, доносится модная песня «Джамайка» в исполнении Робертино Лоретти. А на экране возникает надпись: 1958 год. Москва…
На самом же деле дебютный альбом Робертино вышел только в 1960 году, да и то в Дании. А в Советском Союзе его первая пластинка появилась только два года спустя.
Стихи, написанные через год
Еще одна временная несостыковка. Гуляя по вечерней Москве, Катерина и Людмила замечают толпу возле памятника Владимиру Маяковскому. Оказывается, там читает свои стихи молодой поэт Андрей Вознесенский:
«Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге».
Но мало кто знает, что «Параболическую балладу», которая начинается этими строками, Вознесенский написал в 1959 году. А по сюжету, как говорилось выше — 1958 год.
Самое удивительное, что сам поэт, сыгравший в картине камео, не заметил этого откровенного ляпа.
Босоножки Муравьевой меняют цвет
В эпизоде, когда Катя и Людмила идут к Тихомировым, у героини Ирины Муравьевой происходит странная метаморфоза с обувью. В здание она входит в белых туфлях, а через несколько секунд стоит в вестибюле в черных босоножках.
Обручальное кольцо у героя Табакова перемещается
Когда Володя, герой Олега Табакова, садится за руль Катиной машины, обручальное кольцо у него на безымянном пальце правой руки.
А по приезде в квартиру кольцо почему-то оказывается уже на среднем пальце.
Повернутый самовар
Когда Георгий Иванович заносит в вагон электрички самовар, он ставит его на скамейку носиком к окну.
Однако в конце поездки носик самовара уже «смотрит» в проход.
«Путешествующая» сумка
Разговаривая в вагоне с Гошей, Катерина практически не двигается, а руки все время держит перед собой.
А вот сумка героини почему-то все время перемещается то вправо, то влево. Кроме того, в ходе поездки из сумки периодически выглядывает красный платок.
Косынка, повязанная тремя способами
Собираясь на пикник, Катерина берет с собой желтую косынку, которую потом зачем-то постоянно перевязывает. Вначале она повязана мягким свободным узлом. А уже через несколько минут напоминает пионерский галстук.
Ну и, наконец, отдыхая в шезлонге, Катя завязывает косынку уже на голове, как платок.
Татуировка «на старости лет»
В начале второй серии Николай, муж Антонины (артист Борис Сморчков), беседует на даче с хоккеистом Гуриным. На мужчине надета футболка с короткими рукавами и хорошо видно, что на его левой руке нет никаких татуировок.
Однако в квартире у Гоши, когда Николай остается в майке, на руке отчетливо видна наколка. И получается, что мужчина «на старости лет» вдруг ни с того ни с сего надумал посетить тату-салон.
Ковер превращается… в плед
Если все перечисленные выше несостыковки смогли обнаружить только самые дотошные и внимательные зрители, то этот ляп заметили наверняка все.
Во время «постельной» сцены в квартире любовника за спиной главной героини висит ковер — белый в красно-черную полоску.
А на пикнике, когда Катя задремала в шезлонге, Гоша заботливо укрывает ее тем же самым ковром, который почему-то вдруг превратился в плед.
Путаница с днем рождения Александры
Во второй серии, разговаривая по телефону с Родионом Рачковым, Катерина четко говорит, что Александра родилась в июле.
Несложно подсчитать, что в этом случае все свидания Кати и Рудольфа (так в то время звали Рачкова) происходят в ноябре. Однако, когда Катя выгуливает собаку Тихомировых, одета она отнюдь не по-ноябрьски. Да и в эпизоде, когда Екатерина и Людмила уезжают из высотки, на них опять-таки летние наряды.
Зато сцена в парке, во время которой Катя просит Рудольфа помочь с врачом (пока еще непоздно) происходит уже осенью. Это видно и по одежде героев и по массово опавшим листьям.
Хотя этот разговор должен был состояться в начале зимы. Так когда же все-таки родилась Александра?