Кто из русских баснописцев писал и басни и стихи и сказки
Детский час
для детей и родителей
Викторина на тему «Басня» (с ответами)
«Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,
Был цензором назначен я,
На басни бы налег. Ох, басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами, над орлами!»
А.С Грибоедов
Вступительное слово к викторине
Предмет нашего разговора — басня. Басня относится к древнейшим литературным жанрам. Произведения такого рода передавали из уст в уста, переписывали набело, чтобы каждое последующее поколение не забывало о простых истинах, изложенных в них. С самого детства мы знаем о Вороне и Лисице, Слоне и Моське, других персонажах. А что такое басня? Сегодняшняя викторина посвящена этому интересному жанру.
Викторина на тему «Басня» содержит 15 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.
1. Что такое басня?
Ответ: Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.
2. Человек, пишущий басни, именуется…
Ответ: баснописцем
3. Кто обычно является действующими лицами басни?
Ответ: Животные, наделённые человеческими качествами, растения, вещи
4. Каких известных людей, обращавшихся к жанру басни, вы знаете?
Ответ: Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг, Сумароков, Хемницер, Кантемир, Тредиаковский, Измайлов, Дмитриев, Крылов, Демьян Бедный, Михалков и другие
5. О каком баснописце идёт речь?
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Ответ: об Иване Андреевиче Крылове
6. Что такое мораль басни?
Ответ: мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни
7. Какова структура (композиция) басни?
Ответ: в самом общем случае — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда какая-либо составляющая может отсутствовать
8. Всегда ли есть мораль в басне?
Ответ: как правило, да. Но мораль не всегда может быть представлена в явном виде. Иногда, она читается «между строк», как бы «растворена» в басне.
9. Какова основная цель басни?
Ответ: Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.
10. В басне, как правило, аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. А что такое аллегория?
Ответ: Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
11. Кто автор этих строк?
Я басню написал тем людям в назиданье,
Что вкруг начальства вьются без конца,
Готовые уже за указанье
Считать обычное чиханье
Вышестоящего лица.
Ответ: С.Михалков
12. Из каких басен И.А.Крылова эти фразы?
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»;
Ответ: «Квартет»
«Сыр выпал — с ним была плутовка такова»;
Ответ: «Ворона и Лисица»
«Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»;
Ответ: «Стрекоза и Муравей»
«С тех пор к Демьяну ни ногой»;
Ответ: «Демьянова уха»
«А Васька слушает, да ест»;
Ответ: «Кот и Повар»
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;
Ответ: «Кукушка и Петух»
«Когда ты вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было».
Ответ: «Свинья под Дубом».
13. Что такое олицетворение?
Ответ: Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.
14. Что такое «эзопов язык»?
Ответ: эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.
15. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?
Ответ: пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.
Составитель викторины: Ирис Ревю
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Контрольная работа по теме “Басня”
Поможет проверить знания учащихся по теме “Басня”
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме “Басня”»
Контрольная работа по литературе на тему «Басни» 1 вариант
1. Басня – это:
А) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;
Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
В) повествование, основанное на вымысле;
Г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
2. Какого русского баснописца называли «русским Лафонтеном»?
А)Крылов Б) Муравьёв В) Дмитриев
3. В основе какой басни лежит реальный случай, произошедший с баснописцем?
А)» Муха» Б)«Осел и Соловей» В) «Свинья под дубом» Г) «Листы и Корни»
4..Назовите имя прародителя басни как жанра :
А)Лафонтен Б)Эзоп В)Крылов Г)Дмитриев
5. Кто из русских баснописцев писал и басни, и стихи, и сказки?.
А) Муравьёв Б) Дмитриев В) Крылов
6. Как называется художественный прием, когда неживым предметам присваиваются качества живых?
А)олицетворение Б)сравнение В)аллегория Г)гипербола
7.Из скольких частей может состоять басня?
8. Где может находиться мораль в басне
А) в начале Б) в середине В) в конце
9.Кто может быть героями басен?
А)Люди Б)богатыри В)животные Г)волшебные герои
10.В чем иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?
А) без корней дерево погибнет
Б) Листы справедливо считают, что они «краса»
В) ) Корни не умеют ценить красоту
Г)) Процветание государства зависит от всех социальных слоев общества
11 В какой из басен содержится вывод «Об искусстве часто берутся судить невежды, и тогда истинным и даровитым художникам приходится туго. Так происходит не только в искусстве, но и в любом деле, в жизни вообще».
А) И.А. Крылов «Листы и Корни».
Б) И.И. Дмитриев «Муха».
В) И.А. Крылов «Ларчик».
Г) И.А. Крылов «Осёл и Соловей».
12.Узнайте героя басни по описанию. «Неправда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Хвалить себя мы можем без греха!»
А) Муха Б) Механики мудрец В) Соловей Г)Листы
1. Помогите герою басни найти пару.
а) Листы – …………. Б ) Осел – ……………. В ) Муха – ………
Восстановите пропуски в таблице
Фамилия автора
Название басни
Герои
Пороки
Присваивание чужого труда
Бахвальство и спесь
3. Укажите соответствие «фрагмент басни И.А. Крылова – название басни», используя буквы и цифры, запишите ответ парами________________________________________________________________
А. Примолвить можно бы спасибо тут и нам», – 1. «Осёл и Соловей».
Им голос отвечал из-под земли смиренно. 2. «Ларчик».
3. «Листы и корни».
Б. Изрядно, говорит, сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом…
В. Случается нередко видеть нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
4. В баснях не только высмеиваются________________________________(отрицательные качества),такие как__________________________________________________________, но и отмечаются________________________________________(положительные качества), такие как____________________________________________________________________
5. Басня Муравьёва «Верхушка и Корень» и басня Крылова «Листы и Корни» _____________________________________________________________________________-_____________________________________________________________________________-
6. Объясните значение выражений
В глаза кидался-
7.. Если прочитать слова морали басни «Ларчик « с ударением на слове ПРОСТО, то это означает, что _____________________________________________________________
Выражение «Мы пахали!» можно применить к определённому человеку ( объясните смысл выражения) и к случаю из Вашей жизни, расскажите, к какому.
Контрольная работа по литературе на тему «Басни» 2 вариант
1. Басня – это
А) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;
Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
В) повествование, основанное на вымысле;
Г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
2. Какого русского баснописца называли «русским Лафонтеном»?
А)Крылов Б) Муравьёв В) Дмитриев
3. В основе какой басни лежит реальный случай, произошедший с баснописцем?
А)» Муха» Б)«Осел и Соловей» В) «Свинья под дубом» Г) «Листы и Корни»
4..Назовите имя прародителя басни как жанра :
А)Лафонтен Б)Эзоп В)Крылов Г)Дмитриев
5. Кто из русских баснописцев писал и басни, и стихи, и сказки?.
А) Муравьёв Б) Дмитриев В) Крылов
6. Как называется художественный прием, когда неживым предметам присваиваются качества живых?
А)олицетворение Б)сравнение В)аллегория Г)гипербола
7.Из скольких частей может состоять басня?
8. Где может находиться мораль в басне?
А) в начале Б) в середине В) в конце
9.Кто может быть героями басен?
А)Люди Б)богатыри В)животные Г)волшебные герои
10.В чем иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?
А) без корней дерево погибнет
Б) Листы справедливо считают, что они «краса»
В) ) Корни не умеют ценить красоту
Г)) Процветание государства зависит от всех социальных слоев общества
11. В какой из басен содержится вывод «Об искусстве часто берутся судить невежды, и тогда истинным и даровитым художникам приходится туго. Так происходит не только в искусстве, но и в любом деле, в жизни вообще».
А) И.А. Крылов «Листы и Корни».
Б) И.И. Дмитриев «Муха».
В) И.А. Крылов «Ларчик».
Г) И.А. Крылов «Осёл и Соловей».
12. Узнайте героя басни по описанию.«…Вертит его со всех сторон, И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает…»
А)Муха Б)Механики мудрец В)Соловей Г)Листы
1. Помогите герою басни найти пару.
а) Листы – …………. Б ) Осел – ……………. В ) Муха – ………
Восстановите пропуски в таблице
Фамилия автора
Название басни
Герои
Пороки
3. Укажите соответствие «фрагмент басни Крылова – название», используя буквы и цифры, запишите ответ парами ________________________
А. Внимало всё тогда 1. «Ларчик».
Любимцу и певцу Авроры: 2. «Осёл и Соловей».
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, 3. «Листы и корни».
И прилегли стада.
Б. Случается нередко видеть нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
В. Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
4. В баснях не только высмеиваются________________________________(отрицательные качества),такие как__________________________________________________________, но и отмечаются________________________________________(положительные качества), такие как____________________________________________________________________
5. Басня Муравьёва «Верхушка и Корень» и басня Крылова «Листы и Корни» _____________________________________________________________________________-_____________________________________________________________________________-
6. Объясните значение выражений
В глаза кидался-______________________________________________________________
Являть своё искусство стал -_____________________________________________________
7.. Если прочитать слова морали басни «Ларчик « с ударением на слове ОТКРЫВАЛСЯ, то это означает, что____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Выражение «Мы пахали!» можно применить к определённому человеку ( объясните смысл выражения) и к случаю из Вашей жизни, расскажите, к какому.
Контрольная работа №2 по теме «Басни»
РР Русские басни
Проверка д/з
Викторина по басням И.А. Крылова
Подведение итогов. Рефлексия.
Д/з подготовиться к контрольной работе
Контрольная работа №2 по теме «Басни»
А1.Басня – это:
а) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;
б) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле;
в) стихотворное или прозаическое произведение нравоучительного, сатирического характера ;
г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
А2. Что посоветовал Осёл Соловью из басни И.А. Крылова?
б) поучиться пению у Петуха;
в) поучаствовать в конкурсе «Голос»;
г) больше никогда не петь.
А3. Назовите художественный приём, основой которого является иносказание:
А4. Назовите основные признаки басни:
а) мораль, сравнение, гипербола
б) мораль, аллегория, олицетворение
в) аллегория, гипербола, олицетворение
А5. Какой баснописец родился под Сызранью:
А6. В 1810 году И.И. Дмитриев становится
в) министром юстиции
А7. Каким словом И.И. Дмитриев передает усталость быка в басне «Муха»
А8. Что порицает И.И. Дмитриев в басне «Муха»
б) присвоение чужого труда
А9. В какой басне И.А. Крылова раскрывается проблема русской жизни и всякого общества и государства
б) «Свинья под дубом»
в) «Листы и Корни»
А10. Над чем смеется И.А. Крылов в басне «Ларчик»
а) пустое мудрствование
В1. Помогите герою басни найти пару.
а) Листы – …………. Б ) Осел – ……………. В ) Муха – ………
В2. Восстановите пропуски в таблице
Фамилия автора
Название басни
Герои
Пороки
Присваивание чужого труда
Бахвальство и спесь
В3. Объясните значение выражений
В глаза кидался-
В4. Басня Муравьёва «Верхушка и Корень» и басня Крылова «Листы и Корни»…. __________________________________________________________________________
В5. Если прочитать слова морали басни «Ларчик « с ударением на слове ПРОСТО, то это означает, что ….
Выражение «Мы пахали!» можно применить к определённому человеку ( объясните смысл выражения) и к случаю из Вашей жизни, расскажите, к какому.
Контрольная работа №2 по теме «Басни»
А1.Басня – это:
а) меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;
б) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле;
в) стихотворное или прозаическое произведение нравоучительного, сатирического характера ;
г) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
А2. В основе какой басни лежит реальный случай, произошедший с баснописцем?
А)» Муха» Б)«Осел и Соловей» В) «Свинья под дубом» Г) «Листы и Корни»
А3. Кто из русских баснописцев писал и басни, и стихи, и сказки?.
А) Муравьёв Б) Дмитриев В) Крылов
А4. Как называется художественный прием, когда неживым предметам присваиваются качества живых?
А)олицетворение Б)сравнение В)аллегория Г)гипербола
А5. Где может находиться мораль в басне?
А) в начале Б) в середине В) в конце
А6. В чем иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?
А) без корней дерево погибнет
Б) Листы справедливо считают, что они «краса»
В) Корни не умеют ценить красоту
Г) Процветание государства зависит от всех социальных слоев общества
А7. В какой из басен содержится вывод «Об искусстве часто берутся судить невежды, и тогда истинным и даровитым художникам приходится туго. Так происходит не только в искусстве, но и в любом деле, в жизни вообще».
А) И.А. Крылов «Листы и Корни».
Б) И.И. Дмитриев «Муха».
В) И.А. Крылов «Ларчик».
Г) И.А. Крылов «Осёл и Соловей».
А8. Узнайте героя басни по описанию. «… Вертит его со всех сторон , И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает…»
А)Муха Б)Механики мудрец В)Соловей Г)Листы
А9. Назовите художественный приём, основой которого является иносказание:
А10 . Какой из предложенных фразеологизмов пришёл из басен? Назовите автора и название басни.
а) Вилами по воде писано;
б) Делать из мухи слона;
в) А ларчик просто открывался;
г) Жить на широкую ногу.
В1. Помогите герою басни найти пару.
а) Листы – …………. Б ) Осел – ……………. В ) Муха – ………
В2. Восстановите пропуски в таблице
Фамилия автора
Название басни
Герои
Пороки
В3 . Басня Муравьёва «Верхушка и Корень» и басня Крылова «Листы и Корни» _____________________________________________________________________________
В4. Объясните значение выражений
В глаза кидался-______________________________________________________________
Являть своё искусство стал -_____________________________________________________
В5. Если прочитать слова морали басни «Ларчик « с ударением на слове ОТКРЫВАЛСЯ, то это означает, что……
Выражение «Мы пахали!» можно применить к определённому человеку ( объясните смысл выражения) и к случаю из Вашей жизни, расскажите, к какому.
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Акиньшина Анна ГеннадьевнаНаписать 3150 06.01.2018
Номер материала: ДБ-1009368
- Литература
- 6 класс
- Другие методич. материалы
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 06.01.2018 731
- 06.01.2018 690
- 06.01.2018 190
- 06.01.2018 858
- 06.01.2018 471
- 06.01.2018 761
- 06.01.2018 1159
- 06.01.2018 534
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Иван Хемницер предшественник баснописца Крылова
Иван Иванович Хемницер (1745 – 1784 гг.) – русский поэт и переводчик, член Российской академии (1784). Его басни пользовались большой популярностью у современников и в начале XIX в. Считается самым значительным русским баснописцем до Крылова, на творчество которого оказал определённое влияние. Среди лучших его басен — «Метафизик», «Дерево», «Богач и бедняк».
16 января 2015 года исполнилось 270 лет со дня рождения русского писателя, баснописца, нашего земляка Ивана Ивановича Хемницера. Родился он в 1745 году в Енотаевской крепости. Отец его, штаб-лекарь, выходец из саксонского городка Хемница, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына. В пять лет мальчик был уже отдан на обучение местному пастору. Русскому языку его учили другие преподаватели. Впоследствии Хемницер самостоятельно выучил французский и итальянский языки.
В 1755 г. семья переехала в Петербург. Отец хотел сделать из своего сына медика. Но тот, познакомившись с каким-то офицером, увлекшим его рассказами о военной службе, в 13 лет ушел из дома и, скрыв свой возраст, добровольно поступил в Нотебургский пехотный полк. В армии Иван Хемницер прослужил 12 лет. В 1766 году был произведен в поручики, участвовал в военных походах. Через три года без сожалений он оставляет армию и поступает на службу в Горное ведомство, всерьез занимаясь минералогией. Хемницер перевел на русский язык книгу И.Лемана «Кобальтословие или описание красильного кобальта». Этот труд интересен попыткой создать русскую научную терминологию по горному делу. В 1779 году появился 1-й сборник басен Хемницера. Вышел он анонимно, так как автор боялся неприятностей по службе.
Как писатель, Хемницер приобрел известность именно своими баснями. Часть из них переведена из Лафонтена, Геллерта, Вольтера и других авторов, остальные – оригинальные. Басни И.И.Хемницера пользовались у современников большим успехом. До середины XIX века вышло 36 изданий басен – рекорд среди писателей XVIII века. В фонде редкой книги Астраханского музея-заповедника хранятся «Басни и сказки И.И. Хемницера» 1886 года с биографией автора (КП №15653). Книга была напечатана в Санкт-Петербурге в типографии известного в те годы издателя А.С.Суворина в серии «Дешевая библиотека». Лучшие из басен Хемницера направлены против кичливости дворянства («Боярин Афинский»), богатых выскочек («Барон»), злонравных помещиков, которые вместо того, чтобы стричь шерсть со своих «овец», сдирают с них всю шкуру («Волчье рассуждение»), корыстных чиновников и лихоимных судей («Стряпчий и воры»; «Паук и мухи»), бесплодного теоретизирования («Метафизик»). Интересом к философии отмечены басни «Строитель», «Резчик и статуя», «Буквы». Решался Хемницер и на осуждение политики Екатерины II за войны, в которых проливалось немало крови («Имение и ссора», «Два льва соседи», «Дом»). Басни Хемницера строились по методу сцен или диалогов, отличались жанровым разнообразием – от басни-эпиграммы до басни-сказки. Многие выражения из его басен стали крылатыми, некоторые перешли даже в пословицы и поговорки. Основная историческая заслуга Хемницера в том, что его басни имели сатирическую направленность, идейную глубину, в них он защищал интересы простого труженика, критиковал феодально-крепостнические порядки. Произведения Хемницера отличает отсутствие прямых нравоучений, обращенных к читателю, характерных для других баснописцев, мораль в его сочинениях, как правило, вытекает из самого действия. Простота и разговорная легкость языка, элементы реализма, народность, демократические мотивы произведений Хемницера делают его прямым предшественником И.А.Крылова.
Умер Иван Иванович Хемницер 20 марта 1784 года в Смирне (Турция), где, после выхода в отставку, работал генеральным консулом. По свидетельству современников, он отличался добродушием, прямотою и честностью, чем заслужил себе доброе имя среди знавших его людей. Всей своей жизнью баснописец оправдал безрадостную эпитафию самому себе:
«Жил честно, целый век трудился
И умер гол, как гол родился».
Информация с портала Астраханского государственного объединённого историко-архитектурного музея-заповедника, автор – Н.А. Дикина: http://astrakhan-musei.ru/t_menu/t_menu/category/322
Из литературного наследия Ивана Хемницера:
Лев, сказывали мне, любовницу имел
(Ведь занимаются любовными делами
Не только меж людьми, но также меж скотами),
И жар к любовнице его охолодел.
А для того он тож (как люди поступают,
Что за другого с рук любовницу сживают,
Когда соскучится им всё одну любить)
Хотел красавицу, но не бесчестно, сжить:
Он барса пестрого хотел на ней женить.
Но как он ни старался,
Жених замеченный никак не поддавался,
Да лев бы только приказал, —
Любить указ ведь не дается;
А в случаях таких политика ведется
И у зверей,
Как у людей.
К тому же дело щекотливо
Любовницу себе в жены такую взять,
Котору ищет сам любовник с рук отдать.
А потому ничуть не диво,
Что жениха не мог невесте он сыскать.
Но свадьбы не хотел уж больше отлагать;
Без всех чинов осла он прямо избирает:
«Послушай, — говорит, — назначил я тебя
Любовницы моей супругом.
Возьми ее ты за себя,
А я за то тебя
Пожалую в чины, и будешь ты мне другом».
Осла, не как других, раздумье не берет:
Осел в бесчестье не зазорен,
На предложенье льва осел тотчас сговорен,
Сказав: «Хоть чести мне в женитьбе этой нет,
Как говорит и судит свет,
Да милость львиную она мне обещает.
К тому и меж людьми то ж самое бывает».
Невесть разбойники, невесть князьки какие,
Да только люди не простые,
И счетом двое их всего
(То есть, вот этих только двое,
А их число совсем другое),
С своими войсками соседа своего
Сложились выгнать вон из кровного владенья
И разделить потом промеж собой его.
Ну как отступишься бессорно от именья,
Да от имения родного своего?
Где между частных спор случится о именьи,
Там можно способы через судей найти
Кое-как ссору развести;
Но в этом ссорном положеньи,
Где всяк считался сам большой,
Чем тут решить, как не войной?
Пошла война; людей без счету побивали,
Так что со стороны смотреть и те устали,
Которые войной и грабежом живут.
А должно знать, что тут
Нимало не на стать поэм происходило,
Где войски за себя богов пускают в бой,
Как скоро только лишь сраженье наступило;
Здесь каждый сам дрался, без помощи чужой,
И вот зачем людей так мною побивали.
И для того иной желал,
Чтоб уж хоть правый проиграл,
Лишь только б драться перестали.
«Да что — тут некто рассуждал. —
Хоть ссориться втроем уймутся, —
Став двое, из того ж именья подерутся».
Давно я знал, и вновь опять я научился,
Чтоб другом никого, не испытав, не звать.
Случилось мужику чрез лед переезжать,
И воз его сквозь лед, к несчастью, провалился.
Мужик метаться и кричать:
«Ой! батюшки, тону! тону! ой! помогите!»
— «Робята, что же вы стоите?
Поможемте», — один другому говорил,
Кто вместе с мужиком в одном обозе был.
«Поможем», — каждый подтвердил.
Но к возу между тем никто не подходил.
А должно знать, что все одной деревни были,
Друзьями меж собою слыли,
Не раз за братское здоровье вместе пили;
А сверх того между собой,
Для утверждения их дружбы круговой,
Крестами даже поменялись.
Друг друга братом всяк зовет,
А братний воз ко дну идет.
По счастью мужика, сторонние сбежались
И вытащили воз на лед.
Верховый гордый конь, увидя клячу в поле
В работе под сохой
И в неге не такой,
И не в уборе, и не в холе,
Какую гордый конь у барина имел,
С пренебрежением на клячу посмотрел,
Пред клячею крестьянскою бодрился
И хвастал, чванился, и тем и сем хвалился.
«Что? — говорит он кляче той. —
Бывал ли на тебе убор когда такой,
Каков убор ты видишь мой?
И знаешь ли, меня как всякий почитает?
Всяк, кто мне встретится, дорогу уступает,
Всяк обо мне твердит и всякий похваляет.
Тебя же кто на свете знает?»
Несносна кляче спесь коня.
«Пошел, хвастун! — ему на это отвечает. —
Оставь с покоем ты меня.
Тебе ль со мной считаться
И мною насмехаться?
Не так бы хвастать ты умел,
Когда бы ты овса моих трудов не ел».
Плясать медведя научили
И долго на цепи водили;
Однако как-то он ушел
И в родину назад пришел.
Медведи земляка лишь только что узнали,
Всем по? лесу об нем, что тут он, промичали;
И лес лишь тем наполнен был,
Что всяк друг другу говорил:
«Ведь мишка к нам опять явился!»
Откуда кто пустился,
И к мишке без души медведи все бегут;
Друг перед другом мишку тут
Встречают,
Поздравляют,
Целуют, обнимают;
Не знают с радости, что с мишкою начать,
Чем угостить и как принять.
Где! разве торжество такое,
Какое
Ни рассказать,
Ни описать!
И мишку все кругом обстали;
Потом просить все мишку стали,
Чтоб похожденье он свое им рассказал.
Тут всё, что только мишка знал,
Рассказывать им стал
И между прочим показал,
Как на цепи, бывало, он плясал.
Медведи плясуна искусство все хвалили,
Которы зрителями были,
И каждый силы все свои употреблял,
Чтоб так же проплясать, как и плясун плясал.
Однако все они, хоть сколько ни старались,
И сколько все ни умудрялись,
И сколько ни кривлялись, —
Не только чтоб плясать,
Насилу так, как он, могли на лапы встать;
Иной так со всех ног тут о землю хватился,
Когда плясать было пустился;
А мишка, видя то,
И вдвое тут потщился
И зрителей своих поставил всех в ничто.
Тогда на мишку напустили,
И ненависть и злость искусство всё затмили;
На мишку окрик все: «Прочь! прочь отсель сейчас!
Скотина эдака умняй быть хочет нас!»
И всё на мишку нападали,
Нигде проходу не давали,
И столько мишку стали гнать,
Что мишка принужден бежать.
Реферат на тему басня от эзопа до наших дней. чтен
Тема моего реферата – «Басня (от Эзопа до наших дней). Чтение наизусть». Я выбрала эту тему потому что хотела, во – первых, побольше узнать об этом жанре литературы, а во – вторых, конечно же, выяснить – почему басня является своеобразным «учебником жизни» для многих поколений людского рода. Для удобства, я разделила мою работу на шесть частей.
1.Введение;
2.Великие баснописцы и их басни;
3.Басня как жанр литературы;
4.Чтение басни наизусть;
5.Выводы относительно проведенного мной анализа;
6.Список используемой литературы.
Я решила провести небольшое исследование: как различные словари и средства массовой информации объяснят значение слова «басня». Для начала я посмотрела значение этого слова в «Википедии»:
Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров.
Далее во Всемирной Энциклопедии шло описание известных баснописцев и их басен. Но к этому разделу я преступлю немного позже. Теперь я заглянула в «Толковый Словарь Русского Языка» Сергея Ивановича Ожегова, чтобы посмотреть, как же он объясняет значение слова «басня»:
БАСНЯ – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
И, наконец, заглядываю в «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. А там написано вот что:
БАСНЬ или басня – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование.
Конечно, каждый объяснит значение слова «басня» по – своему. А я объясню так:
Басня – это литературный жанр, обычно в стихах, имеющей поучительное значение или мораль. Героями басни часто становятся животные и разные другие существа.
Получается, что слово басня каждый объясняет по – своему. Но смысл все равно один и тот же.
Басня как жанр литературы
Вообще, басня как жанр литературы имеет очень большое значение как и для детей, так и для взрослых. Обычно басня – это небольшое изложение в стихах, учащее людей не совершать глупостей, как это делают герои басни. В начале или в конце произведения всегда присутствует мораль. Классик басни – Крылов очень хорошо показывает нам всю трагичность или комичность этого жанра. Вот одна из известийшних его басен – она называется «Ларец»:
Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: “Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет, и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою”.
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
“Не тут, не так, не там!” Механик пуще рвется.
Потел, потел; но наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался;
А Ларчик просто открывался.
Мораль этой басни выражается в начальном четверостишии:
«Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться…»
Другими словами, не следует излишне осложнять задачи, а прежде всего, нужно попытаться решить ее самыми элементарными и доступными средствами, т. е. попытаться «просто открыть ларчик».
Это и попытался «сказать» нам сквозь временное пространство Иван Крылов в своей басне «Ларец».
А вот ещё один баснописец – Эзоп, он очень часто писал свои басни в прозе. Вот одна из них – «Муравей и Горлица».
«Муравей спустился к реке, чтобы утолить жажду, но поток подхватил его, и он начал тонуть. Горлица, сидящая на дереве у реки, сорвала лист и бросила в воду рядом с муравьём. Тот вскарабкался на него и, невредимый, добрался до берега. Но тут он заметил птицелова, который уже расставил ловушку для горлицы. Не мешкая, муравей, подполз к нему и укусил за ногу. Птицелов вскрикнул от боли и уронил свои прутья, а горлица, услышав шум, улетела.
Не забывай добра, сделанного тебе другими и не медли ответить благодарностью».
Как вы можете наблюдать, басня бывает не только в стихотворной, но и в прозаической форме.
Великие баснописцы и их басни
Эзоп.
Изначально, родоначальником такого литературного жанра как басня был Эзоп. Он был почти легендарной личностью, и никем не доказано, что великий баснописец существовал на самом деле. Тем не менее, его считали и продолжают считать основателем басни. Этот человек жил примерно VI веке до н. э., в Греции.
Исторические исследования показывают, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 г. г. до н. э.) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили вы к потомкам Иадмона.
На счету Эзопа более 250 басен, среди которых такие знаменитые произведения как «Лиса и Виноград», «Лисица и Козел», «Старик и Смерть» и многие другие. По статистике, самой узнаваемой басней Эзопа на 2010 год является «Лиса и Виноград».
Был и другой великий баснописец и поэт. Он жил во Франции, в XVII веке. Как вы, наверное, догадались, я говорю о Жане де Лафонтене, не менее талантливом поэтом и баснописцем, чем Эзоп, о котором говорилось ранее.
И вот, немного о нем:
Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В двадцать лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. По его собственному признанию, увлекался «Астреей» Д’Юрфе. Именно либретто оперы Коласса «Астрея» оказалось последним сочинением Лафонтена (постановка 1691 года обернулась полным провалом).
В 1647 году отец Лафонтена передал ему свою должность и убедил его жениться на четырнадцатилетней девушке, Мари Эрикар. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.
Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Лафонтен имел блестящий успех; Фуке назначил ему крупную пенсию. Жил он в Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, когда последняя умерла, и он вышел из её дома, он встретил своего знакомого д’Эрвара, который предложил ему поселиться у него. «Я как раз туда и направлялся», гласил наивный ответ баснописца.
Версия о том, что в 1659—1665 годах Лафонтен поддерживал приятельские отношения с Мольером, Буало и Расином, выглядит сомнительной. В числе друзей Лафонтена определённо были принц Конде, Ларошфуко, мадам де Лафайет и другие. Только к королевскому двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признававшего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Лафонтена во Французскую академию, членом которой он стал только в 1684 году. В ходе «спора о древних и новых» Лафонтен не без колебаний встал на сторону первых. Под влиянием мадам де Саблиер Лафонтен в последние годы жизни преисполнился благочестия и отрёкся от наиболее легкомысленных своих сочинений.
Как вы можете видеть, о Жане де Лафонтене известно немногим больше, чем об Эзопе. Но французский баснописец немного уступает греческому в количестве написанных произведений. Итак, Жан де Лафонтен написал около 60 басен и несколько сотен стихотворений.
Крылов
Россия тоже очень много сделала для развития басни. Взять, к примеру, неповторимого русского писателя – сатирика и баснописца Ивана Андреевича Крылова. Он написал более 200 басен, которые высмеивают людскую глупость, несообразительность и другие отрицательные качества. Однако, Крылов преподносит читателю всё это многообразия в легкой сатирической форме, заменяя людей предметами или животными. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Его басни вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе.
И.А.Крылов родился в 1769 году. Отец Ивана, Андрей, рано умер, оставив двух малолетних детей и свою жену, сделав ее вдовой. В молодости, Крылов был известен как писатель – сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I.
Известно, что на многие из басен Крылова положена музыка, например, Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», а также «Квартет».
Чтение басни наизусть
Чтение басни наизусть имеет очень большое значение в обучении современных детей. Первая басня, которую мы, как правило, учим наизусть в школе, называется «Ворона и Лисица». Её автор – Иван Андреевич Крылов, о котором рассказывалось ранее.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где – то бог послал кусочек сыру,
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала.
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло,
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Есть и другая басня того же Крылова – «Лиса и виноград». Она тоже идёт на выбор при задании учителя «выучить любую басню Крылова», но, почему – то, её редко кто выбирает. Примечательно, что сюжет этой басни взят у одноимённой басни Эзопа. Я представляю вам эти две басни и, впоследствии я сравню их. Первое произведение – басня Крылова – «Лиса и виноград».
Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись,
А кисти сочные, как яхонты, горят,
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж!
На взгляд – то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».
А это – басня Эзопа, только она называется «Лисица и виноград». Она дана в переводе Шатерниковой.
Под лозами лиса, терзаясь голодом,
До виноградных гроздьев вспрыгнуть, силилась,
Но не смогла, и, уходя, промолвила:
«Еще незрел он: не люблю кислятины!»
Кто на словах порочит непосильное.
Свое здесь должен видеть поведение.
Мораль басни «Лиса и виноград» рассказывает нам о том, как Лисица длительное время старалась достать виноград, который был очень высоко, и она так и не попробовала его. Лиса тогда сказала, что этот виноград ещё зелёный и пошла себе своей дорогой. Мораль Эзопа попала очень метко и даже афористически. Интересно то, что в басне Крылова делается ударение на том, что виноград спелый: «кисти рделись».
А это – моя любимая басня Крылова – «Свинья под дубом».
Свинья под Дубом вековым
Наелась жёлудей до – сыта, до – отвала,
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала.
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».—
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».—
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».
В этой басне Свинья – олицетворение невежественного, грубого человека, не видящего дальше своего толстого, жирного живота и не ценящего того, что ему дают. Рядом с такой «свиньёй» всегда есть советчик (в данной басне – это Ворона), который пытается настроить это «животное» на нужный лад и доказать ему, что есть что – то ещё «стоящее», помимо его самого и его живота. Мораль этой басни: цени то, что у тебя есть и береги это, так как оно не вечно.
Заключение
Итак, в современном мире басня имеет значение «учебника жизни» для детей и взрослых разных поколений и из разных социальных «миров». Её мы начинаем учить наизусть ещё в раннем детстве и на примере героев машинально запоминаем что «быть таким, как Свинья из басни нельзя, нужно быть наоборот не жадным и ценить то, что у нас есть». И это мы запоминаем на всю жизнь.
Эзоп, историческая, почти легендарная личность, создал, сам того не подозревая, фактически «правила жизни» для детей и взрослых. Позже, гораздо позже вторым великим автором «правил жизни» стал французкий поэт и баснописец Лафонтен, а в Росси им стал Крылов.
Сейчас басня – почти забытый жанр, которым никто не пытается заниматься. Почему? Да потому, что нужно иметь особый талант чтобы, во – первых, писать басни, а во – вторых – соревноваться с такими маэстро жанра как Эзоп, Лафонтен и Крылов.
Кто из русских баснописцев писал и басни и стихи и сказки
Много сделал Дмитриев для развития басенного творчества. Он написал 80 басен. Жанр басни получил большое развитие в XVIII столетии: басни Сумарокова, Майкова, Хемницера и др. Однако басни классицистов были отнесены к «низкому жанру». Басни Сумарокова, социально острые, были написаны нарочито простым, грубым слогом. Басни Дмитриева в значительной степени направлены на осуждение общечеловеческих пороков и написаны сглаженным, изящным слогом. Лирические отступления, присутствие рассказчика придавали басне сентиментальный характер. Дмитриев переводит французских баснописцев Лафонтена, Флориана, перелагая басенный сюжет на русские нравы («Дуб и трость», «Старик и трое молодых», «Два голубя», «Лев и комар» и др.).
В басне «Старик и трое молодых» в басенный сюжет вплетаются элегические мотивы. В монологе старика, обращенного к молодым, звучит тема непрочности всего земного:
«От провидения нам ведать не дано,
Кому из нас оно судило
Последнему взглянуть на ясное светило!»
В баснях Дмитриева богатство интонаций. Порой они превращаются в изящное лирическое стихотворение. Его легкая сатира носит преимущественно моралистический характер. Главное достоинство басен Дмитриева — легкий, свободный от славянизмов язык, разговорная гладкость стиха. Поэтический язык, выработанный Дмитриевым, содействовал развитию русского литературного языка.
В 1806 г. Иван Дмитриев становится сенатором, а в 1810 г. — назначается министром юстиции. Активно выступая против злоупотреблений при чинопроизводстве, Дмитриев вступает в конфликт с управляющим канцелярией и другими чиновниками министерства, в результате чего подает в отставку, и в 1814 г. переселяется в Москву.
В 1816 г. он был назначен председателем комиссии для пособия жителям Москвы, потерпевшим от нашествия неприятеля. В 1820 г. выходит его «Избранный песенник для прекрасных девушек и любезных женщин». Позднее, оценивая поэзию Дмитриева, Белинский писал: «в стихотворениях Дмитриева, по их форме и направлению, русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с простотой и естественностью, словом, с жизнью и действительностью».
Последние годы жизни он прожил в Москве, окруженный уважением общества, как один из лучших писателей своего времени и как заслуженный государственный деятель.
Умер Иван Иванович Дмитриев 3 (15) октября 1837 г. в Москве.