1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто из русских поэтов писал стихи

Стихи русских поэтов классиков

Список стихотворений:

Отзывы: 7

Это не просто литературный жанр! Перед вами целое наследие, которое надо хранить, уважать и передать будущим поколениям. Считаю, что стихи русских поэтов классиков — это поэзия души, самого ценного в человеке.

Я хочу чтобы вы мне разрешили прочитать стих о Александр Сергейевич Пушкин зимнее утро

Стихи все очень хорошие, но почему нет стихов Габдулы Тукая? Его прекрасные стихи о прилежности , о труде, о любви к своей деревне мне в детстве читал папа. Стихи Тукая меня вдохновляли, только надо их правильно перевести с татарского.

Огромное спасибо разработчикам! Самый лучший сайт для любителей русской поэзии.

Читать стихотворения русских поэтов

Лучшие стихи русских классиков

Стихи русских поэтов классиков: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Список дня: 70 поэтов, которые писали хорошие детские стихи

В детстве вы могли не знать этих поэтов, если родились не в литературной семье. Самое время наверстать упущенное — и пройтись по списку, который составил литературовед Олег Лекманов. В предисловии к нему автор пишет: «Я наверняка кого-нибудь пропустил. Кого? То есть, я бы хотел не обсуждения имен из представленного списка, а именно дополнений». Предложить имена других русских поэтов XX и XXI веков, писавших (или пишущих) хорошие стихотворения для детей, вы можете в комментариях к оригинальному посту. Вот сам список:

1. Иван Бунин
2. Александр Блок
3. Мария Моравская
4. Осип Мандельштам
5. Корней Чуковский
6. Саша Черный
7. Владислав Ходасевич
8. Петр Потемкин
9. Вера Инбер
10. Владимир Маяковский
11. Николай Асеев
12. Борис Пастернак
13. Илья Сельвинский
14. Александр Введенский
15. Николай Заболоцкий
16. Даниил Хармс
17. Евгений Шварц
18. Юрий Владимиров
19. Николай Чуковский
20. Самуил Маршак
21. Сергей Михалков
22. Агния Барто
23. Елена Благинина
24. Владимир Лифшиц
25. Давид Самойлов
26. Эдуард Бабаев
27. Валентин Берестов
28. Борис Заходер
29. Ян Сатуновский
30. Вадим Левин
31. Ирина Токмакова
32. Виктор Соснора
33. Новелла Матвеева
34. Нонна Слепакова
35. Юлий Ким
36. Александр Кушнер
37. Евгений Рейн
38. Иосиф Бродский
39. Лев Лосев (Алексей Лосев)
40. Генрих Сапгир
41. Кира Сапгир
42. Игорь Холин
43. Юнна Мориц
44. Олег Григорьев
45. Яков Аким
46. Юрий Коринец
47. Михаил Яснов
48. Юрий Коваль
49. Леонид Мезинов
50. Ирина Пивоварова
51. Гайда Лагздынь
52. Андрей Усачев
53. Григорий Кружков
54. Марина Бородицкая
55. Владимир Друк
56. Тим Собакин
57. Сергей Козлов
58. Григорий Остер
59. Эдуард Успенский
60. Александр Тимофеевский
61. Вениамин Смехов
62. Михаил Дидусенко
63. Рената Муха
64. Катя Капович
65. Герман Лукомников
66. Анастасия Орлова
67. Татьяна Стамова
68. Инна Гамазкова
69. Михаил Есеновский
70. Артур Гиваргазов
71. Дарья Герасимова
72. Вера Полозкова

Стихи классиков

Задумывались ли Вы когда-нибудь о происхождении сленгового слова “класс”, которое сейчас так популярно среди молодёжи? Классный – первоклассный – классический – образцовый. Стихи классиков всех времён и народов – тот самый образец мыслей, чувств, тем, который отражает в себе весь человеческий мир с его противоречиями, болью, счастьем. Тот, кто не только понаслышке знает настоящих классических поэтов, по-настоящему культурный человек.

Многие культуроведы по праву приравнивают понятие классического к древнегреческому. Действительно, культура Античности стала образцом, на который ориентировалась мировая поэзия в течение многих последующих веков.

  • Луций Анней Сенека – древнеримский поэт, живший около IV века до н. э. (“О развалинах Греции”)
  • Гораций – древнеримский поэт, живший около VIII века до н. э. (“Оды”)

Высокий, торжественный стиль стихов этих классиков стал примером для подражания для многих более поздних поэтов.

Бессмертная классическая поэзия Данте, Петрарки и Боккаччо выводит на авансцену личность с его внутренними переживаниями. Культура наконец оторвалась от тяжёлых тем и обратила свой взор на мятущуюся в поисках любви и истины душу простого человека. Стихи классиков этой эпохи – чувственность и лёгкость: “Стихи о каменной даме” Данте, волшебные сонеты Петрарки, “О женщина, услада из услад. ” Боккаччо.

Имена европейских классических поэтов известны всему миру: Шекспир (знаменитые пьесы), Байрон (“Сердолик”), Гёте (“Фауст”), Шелли (“Прогулки дьявола”), Гейне (“Бродячие крысы”). Продолжая поэтическую традицию эпохи Возрождения, эти поэты продолжали поклоняться культу личности, но это поклонение обостряется философскими поисками. Их романтика оборачивается трагедией в результате этих поисков смысла жизни и предназначения человека.

Поистине классическими стали хокку и танка – жанры японской поэзии, в которых пробуют себя многие поэты. Стихи классиков Востока очень жизнеутверждающие и философские. Они заставляют задуматься о самых глубинных проблемах человеческого бытия.

  • Бабарахим Машраб – узбекский поэт, живший в конце XVII века, писал стихи в жанре так называемых газелей – изящные и лёгкие, как эти дикие животные
  • Такубоку – японский классик конца XIX века, чьи стихи знает наизусть любой японский школьник

Русская классическая поэзия берёт своё начало со стихов великого Пушкина, которые были написаны лёгким и понятным языком. Стихи классиков “золотого века” русской литературы отличались самобытностью, так как могли вобрать в себя всё: и романтику, и реализм, и трагедию, и юмор.

  • Пушкинские эпиграммы едки и насмешливы: “На Аракчеева”
  • Лермонтовская поэзия глубока и трагична: “Дума”
  • Лирика Фета – энциклопедия философии бытия: цикл стихов “Снега”
  • В стихах Тютчева – два полярных мира – ночной и дневной: “О чем ты воешь, ветр ночной. “

Спустя век сложная историческая обстановка в России спровоцировала новый всплеск в поэзии. Есенин, Бунин, Блок, Цветаева, Ахматова, Гумилёв – это неполный список классиков того времени. Красивое название “серебряный век” не передаёт того ужасного мироощущения, с которым сталкивается человек в страшное для России время. Всю его боль, все его мучительные вопросы без ответов звучат в стихах русских классиков того времени.

Стихи классиков – это та часть мировой культуры, которая никогда не иссякнет, словно родник, напояющий сердца людей красотой и истиной.

Стихи классиков

. Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Читать еще:  Стих мне честно нравилось что ты любила

Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Чашу с темным вином подала мне богиня печали.
Тихо выпив вино, я в смертельной истоме поник.
И сказала бесстрастно, с холодной улыбкой богиня:
“Сладок яд мой хмельной. Это лозы с могилы любви”.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Посвящаю эти строки
Тем, кто мне устроит гроб.
Приоткроют мой высокий,
Ненавистный лоб.

Измененная без нужды,
С венчиком на лбу,-
Собственному сердцу чуждой
Буду я в гробу.

Не увидят на лице:
“Все мне слышно! Все мне видно!
Мне в гробу еще обидно
Быть как все”.

В платье белоснежном – с детства
Нелюбимый цвет!-
Лягу – с кем-то по соседству?-
До скончанья лет.

Слушайте!- Я не приемлю!
Это – западня!
Не меня опустят в землю,
Не меня.

Знаю!- Все сгорит дотла!
И не приютит могила
Ничего, что я любила,
Чем жила.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить. но кого же. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно.

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка.

«Ковчег под предводительством осла —
Вот мир людей. Живите во Вселенной.
Земля — вертеп обмана, лжи и зла.
Живите красотою неизменной.

Ты, мать-земля, душе моей близка —
И далека. Люблю я смех и радость,
Но в радости моей — всегда тоска,
В тоске всегда — таинственная сладость!»

И вот он посох странника берет:
Простите, келий сумрачные своды!
Его душа, всем чуждая, живет
Теперь одним: дыханием свободы.

«Вы все рабы. Царь вашей веры — Зверь:
Я свергну трон слепой и мрачной веры.
Вы в капище: я распахну вам дверь
На блеск и свет, в лазурь и бездну Сферы

Ни бездне бездн, ни жизни грани нет.
Мы остановим солнце Птоломея —
И вихрь миров, несметный сонм планет,
Пред нами развернется, пламенея!»

И он дерзнул на все — вплоть до небес.
Но разрушенье — жажда созиданья,
И, разрушая, жаждал он чудес —
Божественной гармонии Созданья.

Глаза сияют, дерзкая мечта
В мир откровений радостных уносит.
Лишь в истине — и цель и красота.
Но тем сильнее сердце жизни просит.

«Ты, девочка! ты, с ангельским лицом,
Поющая над старой звонкой лютней!
Я мог твоим быть другом и отцом.
Но я один. Нет в мире бесприютней!

Высоко нес я стяг своей любви.
Но есть другие радости, другие:
Оледенив желания свои,
Я только твой, познание — софия!»

И вот опять он странник. И опять
Глядит он вдаль. Глаза блестят, но строго
Его лицо. Враги, вам не понять,
Что бог есть Свет. И он умрет за бога.

«Мир — бездна бездн. И каждый атом в нем
Проникнут богом — жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живем
Единою, всемирною Душою.

Ты, с лютнею! Мечты твоих очей
Не эту ль Жизнь и Радость отражали?
Ты, солнце! вы, созвездия ночей!
Вы только этой Радостью дышали».

И маленький тревожный человек
С блестящим взглядом, ярким и холодным,
Идет в огонь. «Умерший в рабский век
Бессмертием венчается — в свободном!

Я умираю — ибо так хочу.
Развей, палач, развей мой прах, презренный!
Привет Вселенной, Солнцу! Палачу!—
Он мысль мою развеет по Вселенной!»

Стихи классиков, стихи великих людей

Разделы категории “Стихи”

Голосовые поздравления

Будь славен, Великий Новгород!День города Великий Новгород

Собирайся люд честной День Рождения отмечать! – прикольные стихиС днем рождения В стихах

Поздравляем Великий НовгородДень города Великий Новгород

Пока мы живы, можно все исправить…
Все осознать, раскаяться… Простить.
Врагам не мстить, любимым не лукавить,
Друзей, что оттолкнули, возвратить…
Пока мы живы, можно оглянуться…
Увидеть путь, с которого сошли.
От страшных снов очнувшись, оттолкнуться
От пропасти, к которой подошли.
Пока мы живы… Многие ль сумели
Остановить любимых, что ушли?
Мы их простить при жизни не успели,
А попросить прощенья, — Не смогли.
Когда они уходят в тишину,
Туда, откуда точно нет возврата,
Порой хватает несколько минут
Понять — о боже, как мы виноваты…
И фото — черно-белое кино.
Усталые глаза — знакомым взглядом.
Они уже простили нас давно
За то, что слишком редко были рядом,
За не звонки, не встречи, не тепло.
Не лица перед нами, просто тени…
А сколько было сказано не то,
И не о том, и фразами не теми.
Тугая боль — вины последний штрих —
Скребет, изводит холодом по коже.
За всё, что мы не сделали для них,
Они прощают. Мы себя — не можем…

Два облака не делают погоды,
И две слезы не делают дождя.
Надменный взгляд еще не знак породы,
И шляпа — часто шляпка у гвоздя.
Стремление не означает цели,
А два рубля- еще не капитал.
Два выстрела не делают дуэли,
Две доблести — еще не идеал.
Две рюмки не смертельны для гуляки,
Два клоуна — еще не балаган,
Два выпада не означают драки,
Два поцелуя — даже не роман.
Как часто мы тревожимся напрасно
И видим бурю там, где небо ясно.

Современная женщина,
Современная женщина —
Суетою замотана,
Но как прежде, божественна!
Пусть немного усталая,
Но, как прежде, прекрасная!
До конца не понятная,
Никому неподвластная!
Современная женщина,
Современная женщина —
То грустна и задумчива,
То светла и торжественна.
Доказать ее слабости,
Побороть ее в дерзости
Зря мужчины стараются,
Понапрасну надеются!
Не бахвалиться силами,
Но на ней — тем не менее —
И заботы служебные,
И заботы семейные!
Все на свете познавшая,
Все невзгоды прошедшая —
Остается загадкою
Современная женщина!

Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз —
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово —
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз!

На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лупит гром из поднебесной пушки.
Дождик, дождь! На лужицах веснушки!
Крутит, пляшет, бьет по мостовой
Крупный дождь, в орех величиной!

Если это чудо пропустить,
Как тогда уж и на свете жить?!
Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не возвратить!

Хворь и ссоры временно отставьте,
Вы их все для старости оставьте
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта «прелесть» миновала вас.

Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте —
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнуть, — не найти!

А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце светлое у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!

Полжизни мы теряем из-за спешки.
Спеша, не замечаем мы подчас
Ни лужицы на шляпке сыроежки,
Ни боли в глубине любимых глаз…
И лишь, как говорится, на закате,
Средь суеты, в плену успеха, вдруг,
Тебя безжалостно за горло схватит
Холодными ручищами испуг:
Жил на бегу, за призраком в погоне,
В сетях забот и неотложных дел…
А может главное – и проворонил…
А может главное – и проглядел…

Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.

Читать еще:  Стих где снегурочка живет

Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить — это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!

Любить — это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга — читал он ее или нет?
Груша… А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь — это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!

Любовь — не сплошной фейерверк страстей.
Любовь — это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

Любить — значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить — это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.

Любить — значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!

Любовь — не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить — это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!

Стихи поэтов ХIХ–ХХI веков. Дневник русской поэзии

Размышления составителя на полях проекта «Строки дня» — стихи русских поэтов ХIХ–ХХI веков, распределенных по датам их написания — с 1 января по 31 декабря

Текст: Дмитрий Шеваров

Фото: «Поэзия России. Календарь настенный на 2016 год»/fiction.eksmo.ru

Когда поэзия стала уходить из нашей жизни? Трудно сказать, ведь еще Пушкин сетовал: «Читатели сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни». Cто лет спустя Михаил Бахтин вывел формулу, согласно которой лирика возможна лишь в обстановке тепла и отзывчивости.

И после этого понятно, отчего мы, живущие на бегу, на сквозняке, чувствуем нехватку поэзии, как острый недостаток в организме какого-то жизненно важного витамина. И чувствуют это даже те, кто к стихам равнодушен, ведь поэзия жизни – это не рифмованные строчки как таковые, а мироощущение, некий возвышающий душу напев.

«Строки дня» включают в себя стихи русских поэтов ХIХ–ХХI веков, распределенных по датам их написания – с 1 января по 31 декабря.

Дата в конце стихотворения – это обычно последнее, на что падает наш взгляд, когда мы хотим перевернуть страницу поэтического сборника. И глаза не всегда задерживаются на этой мелко набранной строчке. Во многих книгах дат под стихотворениями вовсе нет, поскольку авторы или не придавали датировке своих произведений никакого значения, или даты были утрачены вместе с рукописями.

Так уж сложилось, что даже филологи, историки литературы редко воспринимают дату как венец стихотворения, она для них что-то служебное, вспомогательное.

При этом всякий согласится с тем, что если поэт поставил под только что написанным стихотворением число, месяц и год (а иногда и час!) – то вряд ли это можно считать лишь пустой формальностью, данью привычке. Ведь даже поэты, которые датировали многие свои стихотворения (Ф. Тютчев, А. Фет, А. Жемчужников, А. Блок…), вовсе не всегда это делали.

Дата появлялась под стихотворением лишь в том случае, если оно рождалось будто бы «из ничего, из ниоткуда. // Нет объяснения у чуда…» (Геннадий Шпаликов). И поэт – сознательно или интуитивно – стремился зафиксировать тот драгоценный момент, когда на него сошло вдохновение.

Была в этом, возможно, и подспудная надежда автора на то, что вот будет когда-нибудь такое же число на календаре и именно тогда эти стихи вдруг отзовутся в чьей-то душе. Датой дня и месяца поэт окликает нас, потомков.

Иногда дата, поставленная поэтом в рукописи, – это некий шифр, который призван скрыть от читателя что-то очень личное и сокровенное.

Вот, к примеру, любовные стихи Евгения Баратынского:

Я был любим, твердила ты

Мне часто нежные обеты,

Хранят бесценные мечты

Слова, душой твоей согреты;

Нет, не могу не верить им:

Я был любим, я был любим!

Все тот же я, любви моей

Судьба моя не изменила:

Я помню счастье прежних дней,

Хоть, может быть, его забыла,

Забыла милая моя, —

Но тот же я, всё тот же я!

К свиданью с ней мне нет пути.

Увы! когда б предстал я милой, —

Конечно, в жалость привести

Ее бы мог мой взор унылой.

Одна мечта души моей —

Свиданье с ней, свиданье с ней.

Хитра любовь, никак она

Мне мой романс теперь внушает;

Ее волнения полна,

Моя любезная читает,

Любовью прежней дышит вновь.

Хитра любовь, хитра любовь!

В этом стихотворении нет ничего необычного, кроме даты: 31 ноября 1825 года. Такого числа в общепринятом календаре нет. Но вот одним росчерком пера Баратынский вводит 31 ноября в календарь русской поэзии. Можно спорить о том, ошибка это, розыгрыш или поэт был всерьез убежден в том, что именно такого числа не хватает русским людям для счастья – но есть альбом кузины Натали, где это число ясно обозначено рукой поэта. Есть самое авторитетное собрание сочинений Баратынского, подготовленное М. Гофманом в начале ХХ века, где под стихотворением «Я был любим, твердила ты…» стоит дата: 31 ноября.

При жизни поэта стихотворение не печаталось, поэтому трудно сказать внес бы он в публикацию правку или оставил бы нам эту загадку. Загадок, кстати, в рукописи хватает. В альбоме под стихотворением подпись неизвестной рукой: «В Москве. Dim on joua aujourd’hui Freischutz. Composé par Eugène Boratinsky mon cousin Nathalie». Перевод: «Воскресенье, сегодня играли Вольного стрелка. Сочинено Евгением Боратынским моим кузеном Наталия».

«Вольный стрелок» – опера К. Вебера. А вот о кузине Наталии, увы, нам ничего неизвестно. И все-таки: могла ли дата «31 ноября» быть шуткой поэта? В пользу этого говорит то, что и само стихотворение написано с улыбкой. Возможно, но все-таки с датами поэты шутят редко. Да и время для шуток не совсем подходящее: в стране траур по императору Александру I. Да и не в характере Баратынского розыгрыши. Он говорил: «На Руси много смешного, но я не расположен смеяться…» В том же ноябре 1825 года писал другу: «Судьба для меня не сделалась милостивее… Теперь именно начинается самая трудная эпоха в моей жизни…»

Трудно поверить и в случайную ошибку в дате. По воспоминаниям современников Баратынский был на редкость педантичным человеком. Рассеянностью он не страдал. Все мемуаристы говорят о его ясном и строгом уме. «Едва ли можно было встретить человека умнее его»? – вспоминал князь П. А. Вяземский. При этом он бывал «остроумен, игрив, но все это как умный человек, а не как поэт».

Если вы посмотрите на портреты Баратынского, то они сразу напомнят вам об Олеге Янковском. Вот кто мог бы блестяще сыграть Баратынского в кино! И ведь роман замечательный есть о поэте («Недуг бытия» был написан Дмитрием Голубковым в конце 1960-х годов), и давно можно было бы экранизировать его. Но – время упущено. И нам остается «Тот самый Мюнхгаузен», где волею Григория Горина в главном герое не остается ничего от забавного немецкого барона, сочинявшего небылицы. Баронского в горинском Мюнхгаузене столько же, сколько было его в бароне Дельвиге. Это вообще очень русский поворот судьбы: снимали о чем-то далеком, чужом и смешном, а получилось – о близком, нашем и трагичном. Получилось, что Мюнхгаузен – русский поэт. И Янковский до боли похож на Баратынского. «Такие люди смотрят на жизнь не шутя, – писал о Баратынском современник, – разумеют ее высокую тайну, понимают важность своего назначения и вместе неотступно чувствуют бедность земного бытия».

Кстати, помните: Мюнхгаузен в фильме датирует свое письмо 32 мая, на что ему все кричат: «Такого числа нет!» И он пытается объясниться: «Послушайте же наконец. Я открыл новый день. Это одно из самых великих открытий, а может, самое-самое… Я шел к нему через годы раздумий, наблюдений… И вот оно пришло — тридцать второе. »

Мне кажется, что Евгений Баратынский, назвавший свой знаменитый сборник «Сумерки», знал, как тянет нас в ноябре к свету, как дороги нам в эту пору даже маленькие подарки. Вот он и подарил нам еще один день осени.

Как все-таки удивительно, что в календаре нет дня пустого для русской поэзии.

Конечно, не все дни по-болдински плодоносны, но каждый стоило бы почитать как день рождения того или иного классического стихотворения. И это значит, что можно прожить круглый год вместе с русскими поэтами, в созвучии с их высокими чувствами и мыслями, с их чутким вниманием ко всему, что происходит в природе, за окном.

Поэзия как воздушный корабль переносит нас через пропасти времени, и мы воссоединяемся с эпохой наших предков как с эпохой родных нам не только по крови, но и по духу людей.

Читать еще:  Какие стихи вам нравятся

К сожалению, поэты конца ХХ – начала ХХI века стали небрежны к датам (поэтому в “Строках дня” вам встретятся и не датированные стихи). Лишь несколько современных поэтов записывают время создания того или иного своего поэтического текста. С особенной благодарностью хочу назвать имя одного из моих любимых поэтов Ларисы Миллер: вот уже шесть лет она ведет в ЖЖ беспримерный поэтический дневник «Стихи гуськом: новые и старые» – ежедневно (!) пополняемое авторское собрание стихотворений разных лет.

Однажды я спросил поэта Новеллу Матвееву: «Какой замысел у Господа, когда он посылает в мир поэта? Зачем? Для чего. »

Новелла Николаевна задумалась, а потом ответила: «Наверное, всё-таки для пробуждения совести в людях. Поэты, если они настоящие поэты, – они где-то близки к священникам. Они торопят нас к добру. »

Вскоре в журнале «Нескучный сад» я прочитал ответ священника (и одновременно — замечательного поэта) Сергия Круглова школьнице Кате, которая написала в редакцию полное сомнений письмо. Кате задали в школе выучить одно их хрестоматийных стихотворений Блока, а ей показалось, что оно противоречит вере, что «верующий человек так бы не написал».

Вот что пишет Кате отец Сергий: «Здравствуйте, Екатерина. Упоминание о поэзии не могло меня не задеть: я пишу стихи вот уже четверть века. И десять лет служу священником. Крестился я довольно поздно, в 30 лет, но не избежал начального этапа входа в Церковь, через который проходят все. В порыве неофита я уничтожил все свои стихи (а к тому времени у меня были публикации и в России, и за рубежом), много книг выбросил на помойку, посчитав всё это, говоря вашими словами, «не по вере». И несколько лет стихи не возвращались ко мне… А потом – вернулись, хотя уже и на ином, христианском уровне. Оказалось, что поэзия и вера – не враги, а друзья.

Поэзия – Божий дар человеку, тот самый евангельский талант, который надо не зарывать в землю, а развивать и служить им ближнему. Ведь и Самого Бога святые отцы называют «Поэт», «Творец»… Я понял, что от Бога – не только то, что есть в церковной ограде, но и вообще всё хорошее на земле и в людях…»

Завершу свой затянувшийся рассказ словами Василия Андреевича Жуковского, составителя одной из первых русских поэтических антологий. Вот как он писал 17 декабря 1810 года, предваряя своё «Собрание русских стихотворений»: «Мы думаем, что наше Собрание, при всех могущих скрываться в нём недостатках, должно быть принято от всякого любителя поэзии с удовольствием. Наперёд раскаиваясь в неосторожности своей и невежестве, просим читателя просветить нас своими советами…»

Топ-10 русских поэтов-классиков за все время

Русская поэзия по праву занимает особое место в литературном искусстве. Стихи классиков – это великолепный образец передачи мыслей и чувств поэтов. В них человеческий мир отображен со всеми своими страстями и противоречиями, горечью и счастьем.

Представляем список ТОП-10 русских поэтов-классиков, поэтические произведения которых вдохновляют деятелей различных сфер культуры и искусства на создание экранизаций, театральных и хореографических постановок, спектаклей, произведений живописи.

Александр Сергеевич Пушкин

Гениальный поэт является национальным достоянием России. Своим творчеством он заложил основы создания современного русского литературного языка. Его поэтические произведения предназначены для любой возрастной категории. Во всем мире детям читают «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о золотом петушке». Становясь старше, люди знакомятся с великолепными поэмами «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник». Одно из грандиозных произведений русской словесности — роман в стихах «Евгений Онегин» — переведен на многие языки мира. В наследство потомкам великий поэт оставил сотни стихотворений, в которых отражал свое социальное, политическое, философское или лирическое отношение к жизни, к людям, их переживаниям, чувствам и поступкам.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Величайший русский поэт, самим временем назначенный продолжатель достижений мировой поэзии. Лермонтов, потрясенный трагической гибелью Пушкина, решительно предъявил обвинение общественности в своем стихотворении «Смерть поэта». Такой литературный выпад предопределил его последующее творчество. Романтизм, философские рассуждения, смелое выражение гражданской позиции, неудержимое свободолюбие, утверждение достоинства личности – все, что тревожит разум, поражает душу, вдохновляет на поступок, можно найти в поэзии Лермонтова. Стихотворения и поэмы насыщены эмоциями, жизненными идеями, любовью к родине, лирическими откровениями. Его «Парус», «Мцыри», «Демон», «Бородино», как и многие другие произведения, тревожат сокровенные струны русской души.

Николай Алексеевич Некрасов

Воистину, народный поэт. «Любить народ, родину, служить им сердцем и душой» — вот обязательство, которое Некрасов определил для себя однажды и пронес через всю свою жизнь. Для него простой русский народ служил источником вдохновения для творчества. Он обогатил русскую поэзию элементами фольклора и народного языка. Его стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» поражает с первого прочтения и оставляет добрые, теплые воспоминания на всю жизнь. Хорошо известны его эпические поэмы «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо» о жизни простого народа, его трудолюбии и терпении, неизбежности борьбы за счастье и волю.

Константин Дмитриевич Бальмонт

Русский поэт конца XIX начала XX века. Он является ярким представителем символизма в литературе. Его характерная черта – выражение идей вечности и красоты, добра и зла, душевных переживаний, сомнений посредством символов. Эти условные знаки, намеки, таинственная недосказанность и загадочность наполняли стихотворения новыми, выразительными образами. Так сложилось, что Бальмонту на долю выпали и счастливые года и лишения. Он не принял Октябрьскую революцию. Последние 20 лет жизни провел во Франции. Но всегда любил Россию, тосковал по ней, огромное количество стихотворений посвятил своей родине.

Борис Леонидович Пастернак

Один из крупнейших русских поэтов XX века. Время расцвета его творчества припало на непростой исторический период. Тем не менее он находил смысл поэзии в постижении сущности жизни. Значительной в его творчестве была идея взаимосвязи человека с миром. Так сборник стихов «Сестра моя – жизнь» поэт посвятил творчеству Лермонтова. Оно представлено символом бессмертия в стихотворении «Памяти Демона». Посредством поэзии Пастернак выражал свой взгляд на миропорядок, ценность и цель жизни, любовь, многомерность и гармоничность мира. Не может оставить равнодушным читателя своеобразный, уникальный стиль написания произведений.

Александр Александрович Блок

Классик русской литературы прошлого столетия. Его творчество – яркий пример эволюции поэзии. Легкую, светлую, порой мистическую лирику символиста со временем сменяет прямой, резкий реализм. Это стало возможным в результате слияния двух судеб – страны и поэта – в переломную историческую эпоху. В творчестве Блока отражены его волнения за судьбу родины, свою роль в обществе. Для него значимы любовь и дружба, связь человека с природой, вопросы веры и мироздания. Но также его пугает страх надвигающейся безысходности. Недаром А. Ахматова называла Блока «трагическим тенором эпохи».

Иван Алексеевич Бунин

Первый русский писатель – лауреат Нобелевской премии по литературе. Его поэтические заслуги отмечены двумя Пушкинскими премиями. Его историческая, философская, любовная или пейзажная лирика – пример высокой русской культуры. Она выдержана в традициях поэтов «серебряного века». Поэзия Бунина глубоко национальна. Даже находясь в эмиграции, он продолжал воспевать красоту русской природы, значение родного слова. В его стихах отчетливо ощущается боль за родину, тоска по ее необъятным просторам, тяжелое понимание утраты.

Анна Андреевна Ахматова

Великая поэтесса, признанный классик русской поэзии. Она принадлежала к участникам акмеистического движения. Для них, в противоположность символистам, отличительными чертами были: четкость и ясность образов, предметная тематика, подчеркнутая сдержанность. Но в произведениях Ахматовой все это органично сплеталось с традиционной русской поэзией. Судьба поэтессы сложна и драматична. И конечно, это наложило отпечаток на ее творчество. Материнская, женская боль, неутешная печаль по невинно загубленным и страдающим душам – ее знаменитая поэма «Реквием».

Сергей Александрович Есенин

Всемирно известный русский поэт, певец крестьянской России. Его умение рисовать поэтические картины русской природы подчеркивает неразрывную связь с народом. Сила поэта – в безмерном чувстве любви к родине. Он выражает эту любовь в зримых образах. Причем они не всегда привлекательны. Край может быть обездоленным, заброшенным, но, все равно – любимым. Философствуя или размышляя о своем месте, о происходящем в жизни, поэт вновь и вновь обращается к родной природе. Редкий дар раскрепощенного видения мира, способность открыто смотреть на явления и поступки, умение найти счастье и радость в простых и обыденных вещах, неподражаемое умение выразить чувства – это Есенин.

Владимир Владимирович Маяковский

Русский поэт исключительно редкого дарования в сочетании с безудержной энергией. В начале литературной деятельности он поддерживал идеи футуристов. Они заключались в том, чтобы отбросить прочь классические художественные средства отображения реальности. По их мнению, стремительно меняющуюся действительность можно было изображать только с помощью новых форм и образов. Он безоговорочно принял революцию 1917 года и с энтузиазмом увлекся идеей утверждения нового миропорядка. Об этом его стихи, поэма «Хорошо!». Но произведения последнего периода творчества наводят на мысль о разочаровании. В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский открыто критикует бюрократизм. Бескомпромиссность, решительность, острый ум и резкое слово подняли его на вершину славы в начале пути и привели к трагическому финалу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: