0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал сборник стихов оян казак

Кто написал сборник стихов оян казак

Научно-образовательный портал нравственно-духовного обучения
и воспитания

Мир, в котором я живу

Мыржакып Дулатов (1885-1935) – казахский поэт, писатель, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана. Родился 25 ноября 1885 года в ауле № 1 Сарыкопинской волости Тургайской области и уезда. Мальчик рано лишился матери Дамеш, она умерла, когда ему было всего два года, а отец Дулат умер, когда мальчику было 12 лет. Мыржакып окончил начальную школу в ауле. В 1901 году он поступает в Государственное русско-казахское училище, педагогический класс которого окончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был Ахмет Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политическая деятельность Мыржакыпа Дулатова.

В 1907 году он едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарға» (Молодёжи). Он также пишет статью «Біздің мақсатымыз» (Наша цель) для второго номера журнала, который так и не вышел в свет.

Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, қазақ!» (Проснись, казах!). Книжка была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай. В промежутке Мыржакып опубликовал в 1910 году книгу «Бақытсыз Жамал» (Несчастная Жамал), которая является первым романом, написанным на казахском языке, а также, вероятно, первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвященным проблеме неравноправного положения женщины в тогдашнем обществе.

Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году арестован в Семипалатинске и проводит год и восемь месяцев в заключении.

После освобождения, Дулатов начинает регулярно печататься в журнале «Айқап» и газете «Қазақ», которую он основал с А. Байтурсыновым, тоже недавно вышедшим из семипалатинской тюрьмы, и А.Букейхановым в 1913 году, пока она не была закрыта осенью 1917 года. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа. В 1913 году он публикует патриотическую поэму «Азамат» (Гражданин).

В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский в качестве самых видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и М.Дулатова для публикации их произведений в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского.

В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Мыржакып стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались.

Летом 1917 года Мыржакып Дулатов становится одним из организаторов Первого всеказахского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш».

Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге. В 1928 году Мыржакып резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии. 29 декабря 1928 года его арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме.В тюрьме в Кызыл-Орде в соседних камерах с ним сидели Жусипбек Аймауытов и опять, как и в царское время, Ахмет Байтурсынов. Он был приговорен к смертной казни через расстрел, но вскоре её заменили на лишение свободы сроком на 10 лет.

Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Там его узнал учёный и священник Флоренский, имя Мыржакыпа уже было в «Литературной энциклопедии», а также в «Малой Советской Энциклопедии» и устроил его фельдшером в больнице, спасая от тяжелых работ. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. И 5 октября 1935 года Мыржакып Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище.

В 1990 году Правительством Республики Карелия была создана специальная комиссия, которая идентифицировала останки Мыржакыпа Дулатова на основании свидетельств местных жителей, фактов и документов. В октябре 1992 года останки Мыржакыпа Дулатова были перевезены на родину и с почестями захоронены в ауле Бидайык Жангелдинского района Торгайской области, ныне входит в состав Костанайской области.

Миржакып Дулатов

Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) — поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с Букейхановым и Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в.

Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области. В своем кратком описании детства писал: Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет — отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился.

Затем он два года учится в сельской школе на русском и казахском языках, еще два года — в русско-казахском училище и получает звание учителя сельской школы. Первый стихотворный опыт был напечатан в первом номере казахской газеты Серке (вышло всего два номера) в Петербурге.

Первое собрание стихов Оян, казак вышло в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала XX в., одним из ведущих вдохновителей которого Миржакып Дулатов считается по праву. В 1911 году сборник Оян, казак был конфискован, как отметил сам автор, главным управлением по делам печати. Смагул Садвокасов в предисловии в книге Молодой Казахстан (1928) писал: В начале этого столетия появляются первые последователи Абая. К ним можно причислить ныне живущих А.Байтурсынова, М.Дулатова, М.Джумабаева. Первый роман на казахском языке под названием Бакытсыз Жамал (Несчастная Жамал) вышел в 1910 году. Автором его является вышеупомянутый М.Дулатов. Роман описывает жизнь угнетенной казахской женщины, продаваемой, как вещь, за калым и имел огромный успех, доставив автору небывалую славу.

В разных местах я незавидное дерево
Нет на нем роскошных плодов.
Но целиком и от корня я здешний.
Алаш! (Земляк мой!).
Плоды мои — твои.
Спит казах беспробудно.
Сгорим ведь в огне, если не проявим прыти,
Все народы двинулись вперед,
Лишь наш народ катится назад,
Стараясь не сделать хотя бы шаг вперед.

В 1914 году по инициативе тюрколога В.В.Гордлевского в качестве видных представителей казахской литературы были введены в оборот имена Абая и Миржакыпа в Восточный сборник в честь А.И. Веселовского. Второй сборник стихов Дулатова под названием Азамат выходит в 1913 году в Оренбурге, в нем были помещено несколько переводов из русских поэтов.

Большое значение придавал Дулатов газете Казак, выполнявшей роль общественно-политического издания и просуществовавшей до октября 1918 года. Жизни и творчеству Байтурсынова он посвящает позднее (1922) очерк. Активно сотрудничал в 1911 году Миржакып и в первом казахском журнале, где появились его рассказы и стихи. В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием Терме. После революции Дулатов работает в различных редакциях, продолжает писать, задумывает труд по истории казахского народа. В 1928 году он был арестован, сидел в тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь, где и умер 5 октября 1935 года. Живы четверо внуков (Динар, Нурдан, Жаннат, Ерлан), дети его дочери Гульнар, врача по профессии.

Жизнь и творчество Миржакыпа Дулатова тесно связаны с партией Алаш и правительством Алаш Орды. Мыслящие люди, и их в числе прежде всего Миржакып, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX в.

Этими стихами предварил Миржакып свой сборник Оян, казак. Казахский народ попал целиком в зависимость от России, он совершенно бесправен. Поборы и налоги, собираемые с него, не идут на его нужды. Царское правительство готово было подвергнуть казахов геноциду, — пишет Дулатов — как потомков Чингис-хана и Тамерлана.

Решением от 3 июля 1907 года казахи были лишены права участия в Государственной Думе, чем в корне подрывалась самая возможность самоуправления. В статье Закон от 3 июля и казахи Дулатов подверг критике это решение как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может. Опыт двух Дум доказал несостоятельность доводов, что казахи темные, поскольку казахские депутаты в них показали свою образованность, хорошее знание нужд народа. Не издевательством ли над здравым смыслом является ситуация, когда по делам казахского народа выступают те, говорит Дулатов, которые ненавидят или презирают казахов. Но и сами казахи разрознены, подводят себя раздорами, и из-за этого подчиняются всяким влияниям извне, пресмыкаются перед любым русским мелким чиновником и урядником, привыкают к подхалимству, взяточничеству. А царское правительство не только не думает о просвещении народа, пробуждении его разума, а наоборот, тех, кто на собственные средства стремится открыть школы, преследуют, сажают в тюрьмы. В стесненных условиях сокращения пастбищных угодий казахам, говорит Миржакып, не остается ничего другого, как взяться за земледелие.

В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип был создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим.

Дулатов участвовал в разработке программных документов партии Алаш и правительства Алаш Орды совместно с А.Байтурсыновым, в которых, по сути дела, отправляясь от основоположений гуманизма и демократии, они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедания, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом.

Читать еще:  Как свищет ветер осенний тогда лишь поймете мои стихи

Находясь в тюрьме на допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в национализме, он пояснил: Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам. Миржакып резко выступил против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы государственном статусе казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии.

Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует.

20 интересных фактов из жизни Миржакыпа Дулатулы

1. Миржакып Дулатулы о своем детстве писал так: «Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет — отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился».

2. Многие рассказы Миржакыпа выходили в свет под разными псевдонимами: Азамат, Мадияр, Тайминер, Түрік баласы (Сын тюрка) и Арғын баласы (Сын Аргына).

3. Царским Указом от 3 июля 1907 года казахи и коренные жители Сибири и Средней Азии были лишены права участия в выборах в Государственную Думу Российской империи. Это решение лишило нацию возможности самоуправления. М. Дулатулы в своей статье «Закон от 3 июля» критиковал, как несправедливое. «Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может», — писал он.

4. М.Дулатулы в своей статье «Наши задачи» («Біздің міндетіміз») пишет, что казахи бесправный народ. «Собираемый налог не используется в интересах народа. Чувствуется верховенство министров, стражников, урядников над казахами. Эти чиновники, урядники издеваются над казахами, грабят их, делают, что хотят. Они насмехаются над нашей религией, запрещают наши книги, конфисковывают их. Эти чиновники затеяли мужицкое переселение в казахские земли, “отрезают” водные источники и плодородные земли. Они готовы у бесправных казахов забрать все».

5. Миржақып Дулатулы с особой радостью писал о достижениях науки и технологии. «По железной дороге за короткое время можно преодолеть путь которую на лошади проходишь за 6 месяцев. В мгновенье ока получишь по телеграфу вести из другого конца земного шара. Транспорт будет ездить сам, без лошади, ты своими руками будешь водить его. Наука дала в помощь человеку огонь и воду, дала возможность человеку говорить по телефону на большом расстоянии. Появился аппарат, который летает по воздуху, и если надо, то даже приземляется, и имя ему – воздушный шар. Видел ли народ когда-либо такие чудеса?».

6. Сборник стихов «Оян, қазақ» (Проснись, казах) впервые был опубликован в 1909 году. Сборник был распространен моментально, и переиздан в 1911 году. По словам автора, книга была конфискована в 1911 году Управлением по делам печати.

7. Роман М.Дулатулы «Несчастная Жамал», написанный в 1910 году, считается первым романом, написанным на казахском языке. Роман вероятно, является первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвященным проблеме неравноправного положения женщины в тогдашнем обществе.

8. 14 мая 1914 года в Омске Миржакип Дулатулы создал семью с Гайнижамал Баймураткызы. Об этих событиях сохранила воспоминания своей матери единственная дочь поэта Гульнар Дулатова: «Наша свадьба прошла в ресторане станции «Коломзино», неподалеку от Омска. После свадьбы мы, не останавливаясь в Омске, сразу поехали в Оренбург».

9. В 1916 году М. Дулатулы, А. Байтурсынулы и А. Букейханулы выступили против Царского указа от 25 июня о призыве инородцев на фронтовые работы. По их мнению, Указ мог довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип стал основателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались.

10. В 1919 году Миржакипа Дулатулы необоснованно обвинили в смерти Амангельды Иманова – активного участника установления Советской власти в казахской степи. В своих воспоминаниях Гульнар Дулатова, дочь Миржакипа, пишет, что спустя много лет к ней пришел сын Амангельды. Потомок Иманова сказал, что его отец был убит шальной пулей в степях Тургая, а в это время Миржакип Дулатулы находился в городе Семей.

11. В 1925 – 1928 годы Миржакып Дулатулы проживал в столице Казахстана — Кызылорде по адресу: улица Селиверстова, дом 17. Здесь он работал над своими литературными произведениями. В доме Миржакипа бывали известные представители казахской интеллигенции, поэты, писатели, артисты. Среди них Назипа Кулжанова, Илияс Байменов, Алиби Жангельдин, Серке Кожамкулов, Мухтар Ауэзов, Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Магжан Жумабаев, Алькей Маргулан, Смагул Садвакасов, Кошке Кеменгеров, Алибек и Ауельбек Коныратбаевы и другие. Дочь М.Дулатулы, Гульнар, в своих воспоминаниях говорит: «Если попробовать составить список бывавших в нашем доме гостей, их будет больше 114 человек».

12. 28 декабря 1928 года органы НКВД обвинили его в национализме, и закрыли в тюрьме Кызылорды. В соседней камере находились Жусупбек Аймауытулы, Ахмет Байтурсынулы.

13. По воспоминаниям Гульнар Дулатовой к ним, в Кызылорду, из Карсакбая часто приезжал Каныш Имантаевич Сатпаев. «Когда отца арестовали все знакомые отвернулись от нас, но его это не остановило», — говорит Гульнар Дулатова. — Когда я окончила школу, моя мама рассказала об этом Канышу Имантевичу, советовалась куда мне пойти учиться. Он сказал, что мне надо продолжать учебу, и хотел, чтобы я пошла в медицинский институт в городе Томск». «Ты не бойся говорить, что отец сидел в Бутырке. Сибиряки привычные к ссыльным, они не обратят на это внимания», — сказал Каныш Имантаевич.

14. В 1929 году во время допроса Миржакип заявил: «На допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в национализме Миржакип отвечал: «Мы хотим, чтобы наше отечество принадлежало нам». В своём официальном последнем слове он заявил: »Ради будущего своего народа я обязан делать всё возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует». Дулатов был приговорён к смертной казни через расстрел, но вскоре её заменили на лишение свободы сроком на 10 лет.

15. Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. К тому времени имя Миржакипа уже было в «Литературной энциклопедии«, а также в «Малой советской энциклопедии«. Благодаря этому в лагере его узнал учёный и священник Флоренский, который смог устроить его фельдшером в больнице.

16. В Соловецком лагере М.Дулатулы написал тюркско-русский словарь. Учебное пособие предназначалось для казахов, киргизов и других представителей тюркоязычных стран. Арестанты с рук переписывали его и распространяли, так как не знали жизненно важного русского языка. «Азербайджанцы, татары, казахи, башкирцы, узбеки очень плохо знали русский язык. Миржакип написал усредненный тюркско-русский словарь. Для облегчения жизни арестантов туда он включил уголовную терминологию», — говорит миржакиповед Марат Абсеметов.

17. В Соловецком лагере Миржакип Дулатулы написал учебник геометрии для казахских школ. А увидев свои врачебные способности, он успешно лечил арестантов.

18. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. 5 октября 1935 года Миржакип Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище.

19. В 1976 году Бауыржан Момышулы получает Государственную премию Казахской ССР имени Абая. По этому поводу в кафе «Қаламгер» в Союзе писателей состоялось чествование, на которое собралась вся писательская элита. В то время скончался Абен Сатыбалдыулы (муж Гульнар Дулатовой). Но Бауке пригласил на торжество его вдову. Гульнар Дулатова немного опоздала. Когда она зашла в зал, все уже сидели за столом. В дверях, как и подобает казахской невестке, она поклонилась Момышулы. А писатель скомандовал присутствующим: «Всем встать!» Со словами: «Вы знаете, кто пришел? Это дочь Миржакыпа Дулатова», – он отодвинул супругу и посадил Гульнар рядом с собой.

20. Гульнар Дулатова никогда не сводила счетов с теми, кто сыграл неблаговидную роль в судьбе ее семьи, зато всегда помнила тех, кто не отвернулся от семьи опального Миржакыпа Дулатова. Одним из них был академик Каныш Сатпаев. «Гульнар-апай считала, что именно мой отец, которого Миржакып Дулатов считал своим младшим братом, помог ей выбрать профессию, ставшую делом ее жизни», – говорит известный в Алматы доктор Ханиса Канышевна Сатпаева.

Кто написал сборник стихов оян казак

Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) — стихотворец, литератор, публицист, просветитель-педагог, вошел совместно с Букейхановым и Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в.

Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области. В своем кратком описании детства писал: «Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет — отца. Когда мне исполнилось 8 лет, папа отдал меня на обучение аульному мулле, человеку отчаянно невежественному. Не помню, сколь времени учился у него, знаю только то, что помимо заучивания арабских молитв ничему не научился». Затем он два года учится в сельской школе на русском и казахском языках, ещё два года — в русско-казахском училище и получает звание учителя сельской школы. Первый стихотворный навык был напечатан в первом номере казахской газеты «Серке» (вышло всего два номера) в Петербурге. Первое собрание стихов «Оян, казах» вышло в 1909 году, безотложно разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала XX в., одним из ведущих вдохновителей которого Миржакып Дулатов считается по праву. «В 1911 году сборник «Оян, казак» был конфискован, как отметил сам автор, главным управлением по делам печати. Смагул Садвокасов в предисловии в книге «Молодой Казахстан» (1928) писал: «В начале этого столетия появляются первые последователи Абая. К ним не возбраняется причислить в настоящий момент живущих А.Байтурсынова, М.Дулатова, М.Джумабаева. Первый роман на казахском языке под названием «Бакытсыз Жамал» («Несчастная Жамал») вышел в 1910 году. Автором его является вышеупомянутый М.Дулатов. Роман описывает существование угнетенной казахской женщины, продаваемой, как вещь, за калым и имел громадный фарт, доставив автору небывалую славу».

В 1914 году по инициативе тюрколога В.В.Гордлевского в качестве видных представителей казахской литературы были введены в оборот имена Абая и Миржакыпа в «Восточный сборник в честь А.И. Веселовского». Второй сборник стихов Дулатова под названием «Азамат» выходит в 1913 году в Оренбурге, в нем были помещено немного переводов из русских поэтов. Как бы эпиграфом к нему было немного строк, вынесенных на обложку книги:

Читать еще:  Мужик как баба стих

В разных местах я незавидное дерево

Нет на нем роскошных плодов.

Но полностью и от корня я тутошний.

Алаш! (Земляк мой!).

Плоды мои — твои.

Большое роль придавал Дулатов газете «Казах», выполнявшей образ общественно-политического издания и просуществовавшей до октября 1918 года. Жизни и творчеству Байтурсынова он посвящает позднее (1922) очерк. Активно сотрудничал в 1911 году Миржакып и в первом казахском журнале, где появились его рассказы и вирши. В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием «Терме». После революции Дулатов работает в различных редакциях, продолжает строчить, задумывает работа по истории казахского народа. В 1928 году он был арестован, сидел в тюрьме два года, далее был сослан в Соловецкий лагерь, где и умер 5 октября 1935 года. Живы четверо внуков (Динар, Нурдан, Жаннат, Ерлан), дети его дочери Гульнар, врача по профессии.

Жизнь и творчество Миржакыпа Дулатова узко связаны с партией «Алаш» и правительством Алаш Орды. Мыслящие люди, и их в числе некогда всего Миржакып, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации больше 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым освободиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе тяготение к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX в.

Спит казах беспробудно.

Сгорим ибо в огне, если не проявим прыти,

Все народы двинулись вперед,

Лишь свой народонаселение катится вспять,

Стараясь не совершить хотя бы шаг вперед.

Этими стихами предварил Миржакып свой сборник «Оян, казак». «Казахский население попал всецело в подневольность от России, он абсолютно бесправен. Поборы и налоги, собираемые с него, не идут на его нужды. Царское руководство готово было подвергнуть казахов геноциду, — пишет Дулатов — как потомков Чингис-хана и Тамерлана».

Решением от 3 июля 1907 года казахи были лишены права участия в Государственной Думе, чем в корне подрывалась самая вероятность самоуправления. В статье «Закон от 3 июля и казахи» Дулатов подверг критике это вывод как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может. Опыт двух Дум доказал несостоятельность доводов, что казахи «темные», так как казахские депутаты в них показали свою образованность, хорошее знание нужд народа. Не издевательством ли над здравым смыслом является обстановка, когда по делам казахского народа выступают те, говорит Дулатов, которые ненавидят или презирают казахов. Но и сами казахи разрознены, подводят себя раздорами, и из-за этого подчиняются всяким влияниям извне, пресмыкаются перед любым русским мелким чиновником и урядником, привыкают к подхалимству, взяточничеству. А царское руководство не только не думает о просвещении народа, пробуждении его разума, а напротив, тех, кто на собственные средства стремится вскрыть школы, преследуют, сажают в тюрьмы. В стесненных условиях сокращения пастбищных угодий казахам, говорит Миржакып, не остается ничего другого, как приняться за земледелие.

В 1916 году он, а ещё А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили супротив царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народонаселение, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип был создателем первого в истории народа фонда в содействие голодающим.

Дулатов участвовал в разработке программных документов партии «Алаш» и правительства Алаш Орды» совместно с А.Байтурсыновым, в которых, по сути дела, отправляясь от основоположений гуманизма и демократии, они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедания, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом.

Находясь в тюрьме на допросе в 1929 г. в реакция на обвинение в «национализме», он пояснил: «Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам». Миржакып грубо выступил супротив реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством порвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии.

Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: «Ради будущего своего народа я обязан действовать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вкупе с народом. Рано или поздненько, правда восторжествует».

Так же читайте биографии известных людей:
Мира Сорвино Mira Sorvino

Актерскому мастерству ее начал обучать отец, но до получения своих первых ролей в кино было еще далеко. Ей приходилось работать официанткой и..
читать далее →

Мира Кольцова Mira Koltsova

За большие заслуги в развитии российского хореографического искусства и высокое исполнительское мастерство Кольцовой в 1971 году было присвоено..
читать далее →

Миранда Косгроув Miranda Cosgrove

Миранда Косгроув — популярная американская певица и актриса. Родилась 14 мая 1993 года.Широкую известность и популярность Миранда Косгроув приобрела..
читать далее →

Миранда Ричардсон Miranda Richardson

Миранда Ричардсон родилась в Саутпорте, Англия. Несмотря на то, что вся ее семейство не имеет ни малейшего отношения к шоу-бизнесу, Миранда начала..
читать далее →

Миржакып Дулатов — поэт, писатель, публицист, общественный деятель (автор-составитель Л.И. Трусова) — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемЛюбовь Трусова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Миржакып Дулатов — поэт, писатель, публицист, общественный деятель (автор-составитель Л.И. Трусова)» — Транскрипт:

2 Миржакып (Мир-Якуб) Дулатов — казахский поэт, писатель, один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально- освободительного движения Казахстана. Также известен под псевдонимами Мадияр, Азамат, Тайминер, Тюрик балансы и Аргын балансы.

3 Миржакып Дулатов родился 25 ноября 1885 года в ауле 1 Сарыкопинской волости Тургайского уезда Тургайской области (ныне Джангельдинский район Костанайской области).

4 Его предки происходили из рода Мадияр племени Аргын Среднего жуза. Более 300 лет назад они поселились вокруг озера Сарыкопа.

5 Отец Миржакыпа Дулат был прекрасным мастером, делал добротные и красивые сёдла и уздечки, и отбоя от заказчиков не было, так что в доме всегда был достаток. Мать, красавица Демеш, была музыкально одарённым человеком.

6 Вспоминая детство Миржакып писал: «Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет — отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился».

7 В ауле Миржакып закончил начальную школу.

8 После смерти родителей Миржакып воспитывался в доме дяди – бия, человека состоятельного и влиятельного. В доме была богатая библиотека, частыми гостями были представители казахской интеллигенции, французские и английские заводчики, и мальчик как губка впитывал их рассказы.

9 В годах Миржакып обучался в Тургайском двухклассном русско- казахском училище. Преподавателем казахского языка в этом училище работал Ахмет Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политическая деятельность М. Дулатова.

10 С 1902 года Миржакып работал учителем в ауле, посвящая все свободное время самообразованию, знакомству с творческим наследием русских и зарубежных философов, ученых и писателей.

11 В 1904 году произошло событие, которое изменило его жизнь. В Каркаралах он встретился с Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Букейхановым. Под влиянием этих двух лидеров зарождающегося казахского реформистского националистического движения он заражается их стремлением к переустройству общества на справедливых началах и постепенно становится на позиции активной борьбы с колониальной администрацией царизма.

12 15 ноября 1905 г. в г. Каркаралинске прошла демонстрация, в которой участвовали крестьяне, солдаты и казахская интеллигенция. Миржакып Дулатов, как один из организаторов, был задержан царской охраной и под усилением полицейским надзором препровожден в г. Омск.

13 После освобождения в 1906 году участвовал в работе съезда «Казахской конституционно-демократической партии» в Уральске.

14 В 1906 году Дулатов направлен в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов.

15 Все увиденное и пережитое в первой русской революции поэт отразил в стихотворении «К молодежи» (Жастарға), опубликованном в первом номере газеты «Серке» (Петербург, 1907 г.). Во втором номере этой газеты вышла его статья «Наши задачи», в которой он разоблачает политику царизма на национальных окраинах. Через несколько дней после выхода эти номера газеты были конфискованы, а дальнейшее издание газеты запрещено. Жастарға Найзаменен түртсе де, Жатырмын, қазақ, оянбай. Мұнша қалың ұйқыны Бердің бізге, ой, Алла-ай! Бар ма кен біздей ғафыл жұрт, Атырафқа көз салсақ. Көзі іскенше ұйқыға Келе жатқан тоя алмай? Етемін үміт жастардан, Жаңа гүл шашқан бақшадай. Мұрадын оңай кім табор, Жар салып жұртқа қақсамай? Халыққа, жастар, басшы бол! Қараңғыда жетектеп. Терең судан өтер ме, Мың қойды серке баста май?

16 В 1909 году в Казани вышел первый поэтический сборник М. Дулатова «Оян, қазақ!» (Проснись, казах!), который ознаменовал новый этап в истории просветительского движения в Казахстане, названный «временем пробуждения». Книга была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай.

17 В 1910 году Дулатов написал книгу «Бақытсыз Жамал» (Несчастная Жамал), которая является первым романом, написанным на казахском языке, а также, вероятно, первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвящённым проблеме неравноправного положения женщин.

18 Миржакып Дулатов в центре казахской интеллигенции

19 Одновременно М. Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году арестован в Семипалатинске и проводит год и восемь месяцев в заключении.

20 После освобождения, Дулатов начинает регулярно печататься в журнале «Айқап» и газете «Қазақ», которую он основал с А. Байтурсыновым и А.Букейхановым в 1913 году, пока она не была закрыта осенью 1917 года. В своих поэмах и статьях он критиковал социально- экономическое и политическое положение казахского народа. В 1913 году он опубликовал патриотическую поэму «Азамат» (Гражданин).

21 В 1914 году Миржакып Дулатов составил книгу для чтения на казахском языке арабской графикой.

Читать еще:  Чему учат стихи детки в клетке

22 Второй сборник стихов Дулатова под названием «Азамат» вышел в 1913 году в Оренбурге, в него было помещено несколько переводов из русских поэтов. В 1915 году вышел сборник стихов под общим названием «Терме». М. Дулатов с братом Аскаром

23 В 1914 году тюрколог В. В. Гордлевский в качестве самых видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Миржакыпа Дулатова для публикации их произведений в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского. В. В. Гордлевский Н. И. Веселовский

24 14 мая 1914 года в городе Омске Миржакып Дулатов женится на Гайнижамал Баймуратовне Досымбековой, своей единомышленнице, одной из первых женщин-журналистов, писавших в газете «Казах».

25 Первой в семье родилась дочь Гульнар (1915), затем родились Абылай (1917), Халида (1920), Наурызбай (1924), Алибек (1925). Хотя сохранились фотографии некоторых детей поэта, их жизнь не была долгой. Кроме Гульнар все дети умерли в младенчестве. Когда 1928 году арестовали отца, Гульнар было всего 12 лет, но она собрала все наследие отца в одну коробку и хранила их в тайне.

26 В 1916 году М.Дулатов, А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Дулатов стал тогда создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим, он уже был широко известен в народе, к его мнению прислушивались.

27 Летом 1917 года Миржакип Дулатов становится одним из организаторов Первого все казахского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш», а в декабре, вскоре после Октябрьской революции Второго обще казахского съезда, который провозглашает Казахскую автономию как часть будущей федеративной России под управлением меньшевиков.

28 Дулатов становится членом правительства «Алаш-Орда» под руководством Букейханова и Байтурсынова. Вплоть до мая 1919 года «Алаш-Орда» пыталась вести переговоры как с красными, так и с белыми. Но её не признавали ни те, ни другие. Верховный правитель России Колчак отказался от переговоров, а пришедшие к власти большевики упразднили Автономию в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, и, хотя и вошли в местные органы управления, постоянно находились под наблюдением НКВД.

29 В 1919 г. в числе многих других деятелей «Алаш-орды» М. Дулатов переходит на сторону Советской власти. Будучи прощенным ею, он вскоре назначается редактором газеты «Ак жол». М. Дулатов в своих статьях, опубликованных в этой газете, выступая за интернациональное единство различных народов требовал «сохранить национальную самобытность, культуру и язык казахов», дать им полную «свободу и равенство».

30 С 1922 по 1928 год Миржакып Дулатов живёт в Оренбурге, занимается издательской и педагогической деятельностью: читает лекции, делает переводы, печатает статьи различной тематики.

31 В 1928 году Миржакып резко выступает против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории.

32 Вместе с семьей и друзьями.

33 29 декабря 1928 года Миржакыпа Дулатова арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме. 4 апреля 1930 года он был приговорен к смертной казни через расстрел.

34 Два года Дулатов отсидел в Бутырской тюрьме.

35 13 января 1931 года, после пересмотра дела, расстрел заменили на лишение свободы сроком на 10 лет.

36 Наказание писатель отбывал в Соловецком лагере особого назначения.

37 К тому времени имя М. Дулатова уже было в «Литературной энциклопедии«, а также в «Малой советской энциклопедии». Благодаря этому в лагере его узнал учёный и священник Флоренский, который смог устроить его фельдшером в больнице, спасая от тяжелых работ.

38 Мустафа Шокай, находившийся в эмиграции, пытался устроить М. Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи.

39 Находясь в лагерных условиях Миржакып Дулатов продолжал работать. Составленный им тюрко- русский словарь переписывали и передавали из барака в барак казахи, татары, киргизы, узбеки, азербайджанцы, не знавшие русского языка. Сохранилось три из четырёх словарных тетрадей. В Соловецком лагере М. Дулатов написал учебник геометрии для казахских школ. Статьи и заметки Дулатова печатались в журнале «Соловецкие острова».

40 5 октября 1935 года Миржакып Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря «от нарастающего упадка сердечной астмы» и был похоронен на вольном кладбище.

41 Имя и работа Дулатова долгое время были запрещены. Только 4 ноября 1988 года они были реабилитированы.

42 В 1990 году Правительством Республики Карелия была создана специальная комиссия, которая идентифицировала останки Миржакыпа Дулатова на основании свидетельств местных жителей, фактов и документов.

43 В октябре 1992 года останки Миржакыпа Дулатова были перевезены на родину и с почестями захоронены в ауле Бидайык Джангелдинского района Торгайской области (ныне входит в состав Костанайской области).

44 Этот знак был установлен на месте дома Миржакыпа Дулатова в 45 км от села Бидайык.

46 Литературный музей Ахмета Байтурсынова и Миржакыпа Дулатова в Тургае.

47 Гульнар Дулатова, дочь писателя, врач по профессии, много сделавшая для сохранения литературного наследия отца и его реабилитации.

48 В презентации использованы печатные материалы из фондов библиотеки КГУ «Школа-гимназия» отдела образования акимата города Лисаковска, Костанайского областного историко- краеведческого музея, мемориального музейного комплекса «АЛЖИР» и Интернет-ресурсы.

49 Спасибо за внимание! Автор-составитель Л.И. Трусова, заведующая библиотекой КГУ «Школа-гимназия» отдела образования акимата города Лисаковска 2020 год

Кто написал сборник стихов оян казак

Жизнь и деятельность Мыржакыпа Дулатова, замечательного поэта, писателя, переводчика, журналиста, педагога также приходятся на начало XX века, время, когда казахское общество было в состоянии своеобразного вакуума, обострялись разного рода противоречия социального, политического и духовного характера.

Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, среди которой выделяется А. Байтурсынов, М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа и призывал к его освобождению. На сложном пути поиска истины были ошибки, неосторожные действия, но была и правда жизни и справедливые требования, созвучные сегодняшнему дню. К сожалению, жизнь этого человека насильственно оборвалась.

Жизненный путь. М. Дулатов родился 25 ноября 1885 года в местечке Сарыкеп Тургайского уезда, нынешней Кустанайской области, Б семье аульного мастера. Мать умерла, когда ему было всего два года, отца лишился в 12 лет. Учился в аульной школе, затем в Тургайском двухклассном русско-казахском училище. Окончив педагогические курсы, с 1902 года учительствует в ауле, посвящая свободное время самообразованию, освоению творческого наследия национальных, русских и зарубежных писателей. 148

Молодой учитель, в детстве видевший горькую долю и убогое положение бедноты, не мог стоять в стороне от бурлящих событий того времени. Определить форму участия в событиях времени Мыржакыпу помогла встреча с Ахметом Байтурсыновым, Алиханом Букейхановым, которые в то время активно занимались просветительской и общественной деятельностью. В дни революционных событий 1905 года он находится в рядах демонстрантов в Каркаралинске. В те годы в Уральске состоялся съезд областей и была образована «Казахская конституционно-демократическая партия». В работе съезда участвовали видные казахские и татарские прогрессивные деятели: А. Букейханов, М. Дулатов, Г. Тукай, А. Бримжанов, Б. Каратаев, М. Тухватуллин, А, Тынышпаев и другие. На съезде говорилось о свободе народа, о развитии национальной культуры, языка и литературы, свободе вероисповедания, была составлена петиция царскому правительству.

В 1906 году в составе группы делегатов М. Дулатов ездил в Петербург. В это время там было немало прогрессивных представителей казахской интеллигенции и учащейся молодежи. Исполненные желанием найти правду и справедливость, они решили создать свой печатный орган — газету под символическим названием «Серке» (вожак, который умеет вывести отару овец на дорогу во время степного бурана). В 1907 году в Петербурге выходит ее первый номер. В издании газеты самое деятельное участие принимал М. Дулатов. Здесь было опубликовано его стихотворение «К молодежи», во втором номере под псевдонимом Аргын он помещает статью «Наши задачи», в которой разоблачает политику царизма относительно национальных окраин. Однако номер газеты был конфискован, а дальнейшее издание ее запрещено.

М. Дулатов продолжает сочинять полные гражданского и призывного к борьбе духа стихи. Сборник стихов «Оян казак» («Пробудись, казах!»), увидевший свет в Казани в 1909 году и дважды переиздававшийся за короткое время, также был конфискован, автора заключили в тюрьму. «Открой глаза, проснись, казах, подними голову, не теряй зря время в темноте. «,- таковы были тогда дулатовские строки.

Его острое неприятие действительности было социально направленным и вызвано стремлением помочь родному народу, активно участвовать в его жизни, в его судьбе. В эти годы талант его достиг полной зрелости. В 1919 году в Казани выходит его роман «Несчастная Жамал», в котором автор показывает униженное положение женщины в казахском ауле. В 1913 году в Оренбурге выходит сборник стихов «Гражданин», Б 1915 году — литературно публицистическая книга «Терме», в эти же годы автор пишет учебники по литературе, арифметике, переводит на казахский язык ряд произведений Фирдоуси, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Шиллера, Тукая. Одновременно вместе с А. Байтурсыновым издает в Оренбурге (1913- 1918 гг.) газету «Казах», на страницах которой помешает статьи на злободневные темы из жизни издательство Казахстана.

Понять и постигнуть действительный ход исторического развития сложно, трудно. Несмотря на то, что в канун октябрьских революционных бурь М. Дулатов и А. Байтурсынов и другие стояли на позициях трудового народа, поощряли его нужды и чаяния, стремление к свободе, духовно приобщались к демократическим, просветительским, отчасти и революционным идеям времени, тем не менее они попадают под влияние партии «Алаш-Орда», вёря в нее как в спасителя народа. Идейно-политическое лицо этой партии до сих пор не выяснено, предстоит тщательно изучить. Долгое время эта партия считалась буржуазно-националистической, реакционной. Об этой поре реакции и блужданий поэт с горечью пишет: Вошел в туман казахский народ, Позади пропасть, впереди — тьма, Среди заблудившихся собратьев, Мало тех, кто знает истинную дорогу.

Вскоре М. Дулатов отошел от партии «Алаш-Орда» и занялся журналистикой, научной в педагогической работой. В конце 1928 года в Казахстане началось преследование деятелей дореволюционной интеллигенции. М. Дулатову было предъявлено обвинение в нелегальной деятельности по возрождению буржуазно-националистического движения. Он был арестован и приговорен к расстрелу, который впоследствии был заменен заключением на 10 лет. Скончался М. Дулатов в лазарете Соловецкого лагеря 5 октября 1935 года. Имя и творчество М. Дулатова долго было запрещено. Лишь 4 ноября 1988 года был реабилитирован. В 1991 году было издано собрание его сочинений, Включающие в себя стихи, прозаические про изведения, журнально-газетные статьи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector