0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал стих быть знаменитым некрасиво

Борис Пастернак — Быть знаменитым некрасиво: Стих

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Творческая судьба Б. Пастернака была очень непростой. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергнутая строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.

Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распространялись в списках и публиковались за рубежом.

Немногие литераторы разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать бездарные произведения, главным критерием для которых выступали лояльность к власти и восхваление вождей. Такая макулатура объявлялась «шедеврами» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.

В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству. В советское время было очень распространены объемные мемуары, не представляющие никакой художественной ценности. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.

Пастернак резко критикует такую позицию. Он считает, что человек не в состоянии оценить собственное значение. Его оценка всегда будет носить субъективный характер. Поэтому надо не выпячивать свои дела, а наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.

В финале произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо создания себе ложного ореола славы, способного обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.

Время доказало правоту писателя. Многие «мастера» советской прозы выброшены на свалку истории. Пастернак же признан величиной мирового масштаба, достойным обладателем Нобелевской премии по литературе.

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» (Б. Л. Пастернак)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.06.2020 · Обновлено 23.06.2020

Борис Леонидович Пастернак считается одним из крупнейших поэтов 20 столетия. Свой творческий потенциал он унаследовал от родителей. Отец — художник — обладал удивительной способностью очень живо запечатлеть мгновение, а мать – пианистка — отличалась исключительным трудолюбием, она отдавалась музыке полностью, она жила искусством. Именно эти уникальные качества перенял Борис Леонидович. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с полным анализом стихотворения Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…».

История создания

Стихотворение «Быть знаменитым…» включено в цикл стихов автора «Когда разгуляется». Данный цикл содержит 44 стихотворения, написанных в период с 1956 по 1959 годы.

Цикл «Когда разгуляется» — это отклик души поэта на драматические события в жизни, связанные с нежеланием властей издавать на Родине роман «Доктор Живаго», связанные с вынужденным отказом от Нобелевской премии, присвоение которой послужило причиной травли писателя в родной стране.

Стихотворение «Быть знаменитым…» написано в 1956 году. Адресовано оно всем поэтам и писателям, коллегам Пастернака, а также можно предположить, что автор обращается и к себе.

После того, как стихотворение «Быть знаменитым…» увидело свет, многие поэты перестали здороваться с Борисом Леонидовичем, оскорбились, посчитав, что произведение обращено именно к ним и ни к кому другому. Также существует предположение, что Пастернак написал данное стихотворение, обращаясь в Владимиру Маяковскому, чью творческую направленность он не принимал, хотя тоже был футуристом, но не таким радикальным, как Владимир Владимирович.

Читать еще:  Стихи которые могли бы стать песней

Жанр, направление, размер

«Стремление к чистоте жанра свойственно только эпигонам. Открыватели и родоначальники смешивают разнородные стилистические и композиционные элементы, оказываясь победителями, не по законам вкуса, а по его инстинктивному чутью. И их беззаконные победы потом становятся образцом для новых толп подражателей» (Б. Л. Пастернак)

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» относится к философской лирике поэта. Автор рассуждает о вечном, о предназначении поэта, писателя, любого творческого человека.

Ранние произведения поэта находятся на границе двух направлений – символизма и футуризма. Борис Леонидович в начале своего творческого пути примкнул к течению футуристов, создав с несколькими поэтами-единомышленниками группу «Лирика», из которой вышел в 1914 году, объяснив это тем, что «Лирика» слишком сплетена с таким течением как символизм. Пастернак с поэтами, которые вышли вместе с ним из «первой» группы, создали новую группировку «Центрифуга». Но в душе Пастернак остался «чистым» лириком, его всё также привлекает творчество Андрея Белого, который был символистом.

Обобщая факты из жизни Бориса Леонидовича, обращая внимание на его ориентации в различные периоды его творческого пути, направление, к которому примыкал Пастернак, можно назвать симбиотическим, своеобразным. Хоть второй период творчества Пастернака (зрелый) и носит более яркие футуристические черты, но ему присущи некоторые черты символизма, тогда как раннему и позднему периодам присущи наиболее яркие символистские черты, которые не перекрывают футуристическую направленность, а становятся наравне с ней.

Размер стихотворения «Быть знаменитым…» – четырехстопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Быть знаменитым…» состоит из 7 строф. Композиционно его можно разделить на три части.

  1. 1-я часть – 1-е две строфы. В этих четверостишиях автор будто ругает поэтов, которые творят не из-за любви, из-за необходимости выхода творческого потенциала, а для славы. Пастернак объясняет им что такое творчество на самом деле, какова его цель: «Цель творчества – самоотдача».
  2. 2-я часть – 3 последующие строфы: 3-я, 4-я и 5-я. Каждое из этих четверостиший начинается с союзов: «Но надо…», «И надо…», «И окунуться…». Данная конструкция передаёт всю воодушевлённость автора, передаёт его отношение к поэзии, он будто замечтался, перечисляя «функции» поэта, он неравнодушен к данной теме.
  3. 3-я часть – это последние два четверостишия. В данной части поэт пишет: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать…», то есть поэт должен творить, выражать свои чувства, не обращая внимания на то, как посмотрят на него окружающие, не зависеть от их мнения.

Также в заключении автор пишет:

«Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца»

Эти строки подводят итог всего выше сказанного, они – суть стихотворения.

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Быть знаменитым…» является сам автор. Его отличительной чертой является искренность, причём эта искренность направленна и к нему самому, он не придаёт своих принципов, даже если это может как-то негативно отразиться на его судьбе.

  • Лирический герой Пастернака рассудительный, размышляющий, но не потерявший своей непосредственности, простоты.
  • В начале произведения перед читателем вырисовывается образ поэта приземленного, «трясущегося над рукописями». Затем автор рисует образ «настоящего» поэта, смелого, который «слышит будущего зов».
  • Также в произведении присутствует ещё один интересный образ — образ пространства. Автор пишет, что нужно жить так, «чтобы в конце концов привлечь к себе любовь пространства».
  • Пространство – это место, которое способно вместить всё, что угодно, в любом количестве. Это понятие вне времени. Рассуждая данным образом, можно предположить, что автор хотел сказать об обязанности поэта, заключающейся в необходимости быть вне времени, быть всегда актуальным.
  • Туман в произведении – символ неизвестного, неопределенного. Также он является чем-то средним, между реальностью и воображаемым, что очень похоже на определение, восприятие поэзии, соединяющей в себе эти два измерения.
  • Шаги можно сравнить с творческими исканиями поэта, с его нововведениями, открытиями. Эти шаги, оставляющие следы, протопчут тропинку, путь, по которому пройдут последователи поэта.

Построенная поэтом система образов позволяет наиболее полно прочувствовать тему произведения, понять авторское виденье, его замысел.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» — роль поэта, путь поэта, его предназначение. Этой темы касались очень многие писатели, желая «расшифровать» себя, стараясь не запутаться и не потеряться в своих собственных рассуждениях, стремясь открыть что-то очень важное, глубокое и нужное для всего человечества, что-то вечное.

Читать еще:  Ты мужчина хоть куда стихи

Проблематика произведения «Быть знаменитым некрасиво…» многосложная. Автор пишет о самоотдаче, о славе, которая может направить на ложный путь, о необходимости оставаться «живым», то есть писать только о насущном, о том, что будоражит душу.

Настроение стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» воодушевленное, вдохновляющее. Поэт пишет очень «живо» о том, что его волнует, тем самым «воспламеняя» читателя, даря ему ключ от понимания «настоящей» поэзии.

«Цель творчества — самоотдача»
«Но надо жить без самозванства»
«Привлечь к себе любовь пространства»
«Но быть живым, живым и только, живым и только до конца»

Данные строки передают смысл произведения «Быть знаменитым некрасиво…». Автор описал «идеального» поэта, того, к которому он стремится, к которому должны стремиться все поэты. Такова главная мысль произведения.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» изложены в списке:

  1. Эпитеты: «быть знаменитым некрасиво», «жизни целой».
  2. Сравнения: «и прятать в ней свои шаги, как прячется в тумане местность».
  3. Метафора: «услышать будущего зов», «оставлять пробелы в судьбе», «окунаться в неизвестность», «по живому следу», «ни единой долькой», «быть живым, живым и только»
  4. Метонимия: «привлечь к себе любовь пространства».
  5. Олицетворение: «прячется в тумане местность».
  6. Антитеза: поражение и победа.
  7. Фразеологизмы: «быть притчей на устах у всех», «в ней не видать ни зги», «за пядью пядь».
  8. Архаизм: «не видать ни зги».
  9. Анафора:

«Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива»

«И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги»

  1. Многосоюзие встречается в 4-й и 5-й строфах.
  2. Лексический повтор: «но быть живым, живым и только, живым и только до конца».

Также данные строки можно определить как градацию, усиливающую эмоциональный окрас произведения.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Борис Леонидович Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво»

Борис Леонидович Пастернак

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Творческий путь Бориса Пастернака был весьма непростым и неординарным. Сегодня его по праву считают одним из ярчайших русских поэтов 20 века. Однако свои самые знаменитые произведения, включая роман «Доктор Живаго», который принес автору Нобелевскую премию, Пастернак написал в эпоху становления и развития СССР. Естественно, для того, чтобы стать известным литератором в стране с тоталитарным режимом, необходимо было обладать не только ярким и самобытным талантом, но и уметь скрывать свои истинные чувства, как на публике, так и в произведениях. Этому Пастернак так и не сумел научиться, поэтому периодически подвергался опале со стороны правящей элиты. Тем не менее, он был популярен, а его стихи, романы и пьесы, периодически исчезавшие из продажи и браковавшиеся цензурой, печатались за рубежом и переписывались от руки. Автор был действительно знаменит, но стеснялся того, что его узнают на улице и всячески пытался принизить собственный вклад в литературу. Впрочем, так себя вели далеко не все советские литераторы. Многие из них, не имея и сотой доли таланта Пастернака, считали себя настоящими гениями и всячески это подчеркивали. Тем более что в те времена ценился не столько литературный дар, сколько лояльное отношение к политике партии.

Читать еще:  Кому винни пух читал стихи

Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей. Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами. Те, кто был обласкан властью, могли позволить себе жить в роскоши, хотя со страниц газет призывали народ к равенству и братству. Поэтому в 1956 году Пастернак написал свое знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое адресовал коллегам по литературному цеху. После публикации этого произведения, которое вошло в сборник «Когда разгуляется», многие известные поэты и писатели попросту перестали здороваться с Пастернаком, посчитав, что свое рифмованное послание он адресовал лично им. На самом же деле автор создал своеобразный кодекс чести литератора, рассказав о том, каким он видит настоящего поэта или же писателя. По его мнению, современным литераторам не следует заботиться о своем творческом наследии, создавать архивы и «над рукописями трястись». Пройдут годы, и если эти люди были по-настоящему талантливы, то будущие поколения читателей это оценят. Если же нет, то тщательно собранные и рассортированные бумаги будут вечно пылиться в музейных и библиотечных запасниках, так никем и невостребованные. Поэт убежден, что «цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех». Он призывает своих коллег «жить без самозванства», т. е. не присваивать себе чужие заслуги и не пытаться выглядеть лучше в глазах окружающих. По мнению Пастернака, жизнь все равно все расставит по своим местам, и для потомков будет гораздо важнее знать, что человек, произведениями которого они восхищаются, не был подлецом. Поэтому автор убежден, что жить надо так, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Кроме этого, поэт призывает собратьев по перу «окунаться в неизвестность и прятать в ней свои шаги», а не упиваться властью, деньгами и благосостоянием, которые предопределяют судьбу и лишают человека той искры в творчестве, которая именуется талантом.

Пастернак знает о том, что история создается людьми и трактуется ими в угоду собственных интересов. Поэтому он убежден, что в этом мире все относительно, и не стоит упиваться своими достижениями, которые могут спустя много лет восприниматься совсем по-иному. Автор считает, что настоящий поэт не должен отличать «пораженья от побед», потому что время все равно всех рассудит по-своему. И единственной ценностью, которая является для Пастернака абсолютной величиной, является возможность «быть живым» до конца, т. е. уметь искренне любить, презирать и ненавидеть, а не изображать эти чувства в угоду кому-то в своих произведениях.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector