1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал стих ночевала тучка золотая

Михаил Лермонтов — Утес: Стих

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.

Михаил Лермонтов

Утёс (Ночевала тучка золотая…) (+ Анализ)

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Год написания: 1841

  • I Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (1)
  • II Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (2)
  • III Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (3)


Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (1)

Стихотворение «Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал.

История создания

Несмотря на то, что стихотворение «Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

Напечатал стихотворение журнал «Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

Тема

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение «Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в «пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Отчего (Мне грустно, потому что я тебя люблю…) (+Анализ)

Композиция

Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Жанр

Стихотворение «Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.
Средства выразительности

Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:

Эпитеты – «»тучка золотая”, «влажный след”, «старый утес”».
Олицетворения –»»ночевала тучка”, «тучка умчалась”, «утес задумался и плачет”».
Метафоры –»»грудь утеса”, «по лазури весело играя”, «морщина утеса”».

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать «Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.

Ай-Петри, Крым

Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (2)

Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Библиографы поэта убеждены, что он предчувствовал свою смерть и, более того, искал ее, умышленно затевая ссоры с сослуживцами и провоцируя дуэли. Тем не менее, в стихотворении «Утес» нет ни одного намека на то, что Лермонтов знает о том, что его земной путь подходит к концу. Это произведение наполнено романтикой и одухотворенностью, которыми автор нередко наделял живую природу, справедливо полагая, что люди давно уже разучились испытывать высокие и благородные чувства.

Родина («Люблю отчизну я, но странною любовью!») (+ Анализ)

В два коротких четверостишья Михаил Лермонтов смог не только уместить очаровательную зарисовку южного пейзажа, но и вложить в свое произведение глубокий жизненный смысл. Тучи во все времена отождествлялись в религии и мифологии с чем-то неземным и божественным, их природа, долгое время остававшаяся для людей загадкой, внушала им благоговейный трепет. Утес же в данном конкретном случае символизирует нечто мирское и обыденное, не вызывающее удивление либо желания преклоняться перед тем, что можно осязать . Таким образом, в стихотворении «Утес» пересекаются духовное и материальное начала. Однако союз тучки и утеса является мимолетным и случайным. В этом Михаил Лермонтов видит нашу повседневность, в которой люди задумываются о собственной душе гораздо реже, чем беспокоятся о теле. Однако автор подчеркивает, что истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по его мнению, может великолепно существовать и, как тучка, которая «утром в путь умчалась рано», возвращается в иной мир, не испытывая боли и страданий. В то же время тело без души обречено если и не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утесу, который «одиноко стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которыми автор награждает главных героев стихотворения, призваны подчеркнуть контраст между миром духовного имматериального. Легкую и невесомую тучку Михаил Лермонтов именует «золотой». Утес же предстает перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни, которая давно перестала приносить ему радость.

Читать еще:  Стихи когда плачут глаза видят все

Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова придерживаются иной трактовки стихотворения «Утес», считая, что оно посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям . Так, «тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом. Он вполне годится на роль отца таинственной незнакомки или же ее случайного знакомого, для которого общение с девушкой неожиданно оказывается весьма приятным. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури» или, попросту говоря, своих подружек. И пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни. Осознание этого вызывает у него чувство жалости к самому себе, глубокую печаль и ощущение беспомощности. Не исключено, что в образе пожилого господина-утеса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость (на момент гибели поэту исполнилось всего 28 лет), в душе он чувствовал себя глубоким стариком. Страдания, связанные с невозможностью реализовать себя в мире, который соткан из противоречий, заставили Михаила Лермонтова фактически поставить крест на собственной жизни. И, наблюдая за тем, как другие люди, немногим моложе его, могут позволить себе роскошь быть по-настоящему счастливыми, поэту лишь оставалось смириться с собственной участью и признать, что он обречен на вечное одиночество и непонимание.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова (3)

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

Романс к И… («Когда я унесу в чужбину…»)

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.

Ай-Петри, Крым

Геленджик

Кто написал стих ночевала тучка золотая

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Стихотворение и анализ «Утес»

Краткое содержание

Тучка проводила ночь на большом утесе. Ранним утром она оставила место своего ночлега и улетела прочь. По дороге она весело играла в небесной лазури. Но тучка оставила после себя влажный след на утесе. Он отпечатался в морщине великана. Утес остался один. Он не имел возможности отправиться вслед за тучкой. Утес глубоко задумался над всем этим. А потом тихо плакал в пустыне.

Анализ

История создания

Произведение «Утес» было создано М. Ю. Лермонтовым в апреле 1841 г. Впервые опубликовано стихотворение было уже после трагической смерти поэта в журнале «Отечественные записки» (1843 г.).

Для позднего периода творчества Лермонтова характерно обострение чувства неприятия окружающей действительности. Непосредственным подовом для этого стало резкое стихотворение поэта на смерть Пушкина и последующая за ним ссылка на Кавказ. Против неслыханной дерзости ополчилось практически все высшее общество. Твердую гражданскую позицию Лермонтова поддерживал лишь ограниченный круг близких друзей.

Первая ссылка продолжалась всего лишь несколько месяцев. Лермонтов вернулся в Петербург, вдохновленный массой новых впечатлений. Окунувшись в шумную светскую жизнь, поэт смог ненадолго отвлечься от своих печальных размышлений.

В начале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с французским послом Эрнестом де Барантом. Поединок закончился примирением, но о нем стало известно властям. Наказание было несправедливым: французу посоветовали срочно уехать из России, а Лермонтова вновь сослали на Кавказ, только на этот раз на самый «горячий» участок.

Непокорный поэт принимал участие в боевых действиях, проявляя доблесть и мужество. Командование неоднократно представляло Лермонтова к наградам, но император собственноручно вычеркивал его имя из списка. Естественно, этот факт тяжело воспринимался поэтом.

Зимой 1840-1841 гг. Лермонтов, получив двухмесячный отпуск, в последний раз посетил Петербург. Он хотел выйти в отставку и полностью посвятить свою жизнь литературной деятельности. Однако отставка не была принята. Весной Лермонтов отправляется обратно на Кавказ и пишет в пути стихотворение «Утес».

Жанр произведения

Три центральных образа (утес, тучка, пустыня) раскрывают трагическое мировосприятие автора. «Старый утес» олицетворяет собой самого поэта. «Великан» очень одинок. Его стойкость и несокрушимость оказываются совершенно бесполезными и никому не нужными качествами. Печальному исполину остается лишь размышлять и оплакивать свою долю посреди безжизненной пустыни, которая символизирует собой равнодушное общество.

Веселая «тучка золотая» — редкая гостья для утеса, позволяющая ему ненадолго отвлечься от своих тяжелый мыслей. Этот образ может быть истолкован двояко. С одной стороны, тучка символизирует веселую и беззаботную столичную жизнь, с которой Лермонтова «разлучили» уже дважды. Также этот символ может быть связан с какой-либо из любимых Лермонтовых женщин. Поэту не везло в личной жизни. Все его романы так и не привели к прочному семейному счастью, оставляя лишь «влажный след в морщине».

Читать еще:  Верите ли вы что стихи махамбета являются

Размер и композиция

Стихотворение состоит из двух строф: первая посвящена недолгому счастью утеса, вторая — продолжению его вечных страданий. Размер произведения — пятистопный хорей с опоясывающей рифмовкой.

Художественные средства

В основе стихотворения лежит противопоставление, выраженное с помощью эпитетов («тучка золотая» — «старый утес») и олицетворений («умчалась», «играя» — «стоит», «задумался», «плачет»).

Автор проводит прямые параллели между человеком и природой («влажный след в морщине» — слезы, «в пустыне» — в одиночестве).

Основная идея произведения

В «Утесе» отчетливо проявляются пессимистические взгляды Лермонтова последних месяцев жизни. 27-летний поэт находился в состоянии огромного разочарования. Как считали многие современники, он сам искал смерти. Представив себя в образе погруженного в раздумья плачущего утеса, Лермонтов словно бы отрезает для себя пути возвращения к живой действительности.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Утёс» по плану

1. История создания

Стихотворение «Утёс» было написано в начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели М. Ю. Лермонтова. Двумя годами позже оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».

Мнения исследователей о том, было ли данное произведение предчувствием ухода, разделяется. Одни считают, что тема одиночества всегда волновала Лермонтова и не была чем-то новым в его творчестве, другие связывают образ утёса с окончательным осознанием того, что человеческая жизнь коротка и хрупка.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в романтической традиции. По духу оно близко произведениям немецких романтиков, например, Генриха Гейне, которого знал и переводил на русский язык Лермонтов.

3. Род

«Утёс» – лирическое произведение. Оно рассказывает о сокровенных чувствах автора, с помощью конкретных образов прикасается к «вечным» темам.

4. Жанр

Стихотворение «Утёс» можно отнести как к философской, так и к пейзажной лирике. Эта художественная миниатюра напоминает японский пейзаж с его лаконичностью и глубиной.

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему хрупкости бытия, быстротечности жизни.

6. Тематика

Тема стихотворения – одиночество. Лермонтов многократно обращался к этой теме.

В «Утёсе» она не связана с противопоставлением личности и социума. Здесь одиночество – вечное и естественное состояние, в котором рождается и умирает каждый.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что каждый человек изначально одинок, все встречи и привязанности на его пути – временны.

Как тучка, ночующая на груди великана, в краткий срок вырастают и покидают нас дети, уходят родные, друзья, а мы, как всегда, один на один остаёмся с самими собой.

8. Пафос

Стихотворение овеяно печалью и ощущением неизбежности одиночества.

9-10. Система образов и центральные персонажи

В произведении всего два образа – утёс и тучка. Их же можно назвать центральными персонажами произведения. Один из них прикован к земле, огромен, неподвижен. Другой переменчив, лёгок.

Контраст утёса и тучки подчёркивает неизбежность их разлуки. Несмотря на то, что эти две сущности не похожи друг на друга, утёс грустит после расставания, он «тихонько плачет». Каменной громаде не чужды простые человеческие чувства, и в этой малости есть нечто великое.

11. Лирический герой

Лирический герой, на первый взгляд, отсутствует. Но на самом деле его присутствие разлито повсюду. Он как бы сливается с образом задумчивого Утёса, который плачет при разлуке, несмотря на свою мудрость и древность.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. На склоне утёса ночует тучка. На рассвете она покидает свой ночлег. Покинутый утёс задумчиво стоит в пустыне и плачет. Он успел полюбить тучку, привязаться к ней. Может быть, до этой встречи утёс не знал, насколько он одинок.

13. Композиция

Композиция стихотворения линейная, одночастная.

Текст разбит на две строфы. Замысел автора укладывается всего в 8 строк.

14. Художественные особенности

Стихотворение написано с интонацией нежности, задушевности. Поэт использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «тучка», «тихонько».

Среди частей речи преобладают прилагательные, которые описывают внутреннее состояние утёса.

Предложения просты по своей структуре, используются инверсии «умчалась рано», «задумался глубоко». Они передают настроение печали, минорную интонацию стихотворения.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано пиррихированным хореем.

Поэт использует кольцевую рифму: АББА ВГГВ.

В стихотворении 2 строфы. Дважды встречается строфический перенос анжамбеман:

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Эти особенности придают тексту необычное звучание, мелодичность.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «тучка золотая», «влажный след», «весело играя»;
  • олицетворения: «ночевала тучка», «одиноко он стоит… задумался, плачет»;
  • метафоры: «на груди утёса-великана», «остался след в морщине старого утёса».

Аллитерации с «з», «ч», «с» рисуют прозрачно-невесомый контур тучки, аллитерации с сочетаниями «вл», «пл» передают неподвижность и печаль утёса.

Ассонансы с гласными «у», «о», «а» расширяют пространство произведения, выражают сначала свет и радость встречи, а затем темноту и холод одиночества.

17. Значение произведения

Стихотворение «Утёс» подводит итог размышлениям Лермонтова об одиночестве. Образ неприступной величественной скалы, расстроенной уходом тучки, выражает глубину страдания, на которую обрекает нас внутренняя пустота.

Это чувство знакомо каждому человеку. Поэт нашёл удивительно точный и мощный образ для его выражения.

18. Актуальность

Произведение Лермонтова нисколько не устарело. Как и полтора столетия назад, люди чувствуют тоску, оставаясь в одиночестве.

Особенно грустно, когда ты одинок не всегда. У тебя, наконец, появляется привязанность, но и она оказывается временной – вот это по-настоящему горько.

Сердце гордого утёса оказывается мягким и любящим. Так и люди: даже тот, кто кажется всемогущим, хочет любить и быть кому-то нужным.

19. Моё отношение

Я очень люблю это стихотворение Лермонтова и знаю его наизусть с раннего детства. Мне всегда было жаль Утёс, хотелось погладить его холодные склоны и уговорить беспечную тучку не покидать старика.

Став старше, я понял(а), что Лермонтов говорит не только об утёсе. Его беспокоит краткость человеческой жизни, всех наших встреч и разлук.

20. Чему учит

Стихотворение «Утёс» учит нас быть внимательнее друг к другу. Мы часто забываем о своих родных и друзьях, бросаясь навстречу новым приключениям, уезжая в другие города.

Мы уходим, а они скучают о нас. Чтобы не испытать подобное одиночество самим, нужно помнить о тех, кто нас любит.

Смысл названия стихотворения Утес — Михаила Лермонтова

Стихотворение “Утёс” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал. Краткий анализ произведения “Утёс” по плану покажет ученикам 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Он может использоваться на уроке литературы для объяснения материала.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Утёс.
История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.

Тема стихотворения – одиночество человека в мире.

Композиция – стихотворение состоит из двух строф по четыре строки .

Жанр – лирическое стихотворение. Тема – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с пиррихием (пропусками ударения). Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утёс”, “весело играя”, “тихонько плачет”.

Олицетворения – “ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утёс задумался и плачет”.

Метафоры – “утёс-великан”, “грудь утёса”, (о тучке) “по лазури весело играя”, “морщина утёса”.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Стихотворение «Утес» было написано в апреле 1841 года, за несколько недель до трагической смерти автора на дуэли.

Черновой вариант текста, по мнению исследователей, Михаил Юрьевич закончил еще в Петербурге, до отъезда на Кавказ в город-курорт Пятигорск.

Образы утесов и туч эпизодически проходят через всю лирику М. Лермонтова, который искусно использует пейзажи для аллегорического выражения эмоций.

Данное произведение было представлено широкому кругу читателей лишь в 1843 г. на страницах литературного журнала «Отечественные записки».

Тема одиночества – основная в творчестве Лермонтова. Ей посвящено и стихотворение “Утёс”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”; в романтической поэзии “пустыня” символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утёс) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Читать еще:  Стихи о войне мне кажется порою что солдаты

Главная мысль

Текст небольшой по размеру. Он начинается с описания того, как золотая тучка ночевала на одиноком утесе. Утром же она сразу умчалась в путь, весело играя в небе. Но старый утес очень расстроился, так как был рад присутствию тучки. Ему остается только плакать в одиночестве.

Главная идея стихотворения — мимолетность счастья. Пока тучка была рядом, утес испытывал радость и удовлетворение. Поэтому он так расстроился из-за ее ухода. Поэт показал, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то, кто вызовет в душе трепет.

У исследователей творчества Лермонтова есть еще одна теория. Согласно ей, главная идея произведения заключается во взаимосвязи материального и духовного.

Душа — это тучка, и она временно находится в теле, утесе. Без нее материальное будет всегда страдать. Для гармонии важно единство души и тела.

Композиция

Это стихотворение состоит из двух строф по четыре строки. Можно сказать, что герои строф противопоставлены друг другу (веселая, легкомысленная тучка – одинокий неподвижный утёс). Лирический герой размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось наблюдать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утёса, чтобы отдохнуть там, а утром снова пуститься в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она умчалась рано, весело играя. Вторая строфа метафорически выражает главную мысль: старый утёс понял, что значит не быть одиноким, но потом лишился этой радости. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утёса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

История создания

Стихотворение было написано в 1841 году за несколько недель до смерти Лермонтова. Исследователи творчества полагают, что черновик был написан еще в Петербурге, до отъезда на Кавказ. Знакомые поэта заметили перемены в его поведении. Он словно намеренно искал ссор, пытался устраивать драки.

Возможно, Лермонтов предчувствовал свой конец. Поэтому он написал грустные строки. Пейзажи часто встречались в лирике поэта. Он использовал их для передачи своих чувств и эмоций. В стихотворение «Утес» нет ни намека на скорую гибель, но в нем чувствуется одиночество автора. Никто его не понимал и не поддерживал уже долгое время. Это чувство угнетало поэта. Возможно, именно это сподвигло его на дуэль, которая закончилась для Лермонтова гибелью.

Стихотворение было опубликовано только спустя два года после смерти поэта. Оно получило положительные отклики среди читателей. Эта работа является одной из самых популярных в творчество Михаила Юрьевича.

“Утёс” – лирическое стихотворение. Относится к пейзажно-философской лирике: в нем автор рисует картину природы, которая на самом деле выражает состояние человеческой души. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, их духовный мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Стихотворный размер – пятистопный хорей. Опоясывающая (кольцевая) рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.

«Утес», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова. оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения. Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко». Этой же цели служит употребление слова «пустыня». традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.

В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес ), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя». то утес «одиноко стоит». «задумался глубоко». «тихонько плачет». Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка». уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.

Стихотворение имеет различные трактовки. Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.

Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало — человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне». Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.

«Утес» написан пятистопным хореем. двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку .

Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался ). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан ), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес ), перифраз («влажный след» — слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

Средства выразительности

Несмотря на то, что это небольшое по объему произведение, автор насыщает его тропами.

  • Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утёс”, “весело играя”, “тихонько плачет”.
  • Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утёс задумался и плачет”.
  • Метафоры –”утёс-великан”, “грудь утёса”, “по лазури весело играя”, “морщина утёса”.

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию (“з”, “ч”, “с” – о тучке, “вл”, “пл”, “т” – об утёсе) и ассонанс (“у”, “о”, “а”) для того, чтобы сделать стихотворение “Утёс” более плавным по звучанию. Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, к чему он сам всегда стремился, но так и не достиг.

Средства художественной выразительности.

Жанр произведения определяет средства художественной выразительности. Это стихотворение написано в жанре философской лирики, но в нем присутствуют элементы пейзажности и олицетворения. Под тучкой и утесом подразумеваются взаимоотношения мужчины и женщины.

В четверостишии, посвященном утесу, автор применил аллитерацию. Неоднократное повторение согласного «О» в словах одиноко, он, стоит, глубоко, тихонько, отражает вой тоскующего существа.

В этом произведении были применены следующие лексические средства:

  • эпитеты – золотая (тучка), вероятно, блестевшая в лучах восходящего солнца. Влажный след (может быть, ветреная красавица всплакнула, оставляя своего покровителя), старый (утес);
  • метафоры — грудь (утеса), весело играя, морщина;
  • Олицетворения – ночевала, умчалась, весело играя, задумался, плачет.

В заключение анализа стихотворения «Ночевала тучка золотая…» необходимо добавить, что оно было напечатано в «Отечественных записках» два года спустя после гибели поэта. Несколько позднее «Утес» стал романсом. Его положили на музыку А.Г. Рубинштейн (1849), А.С. Даргомыжский (1856), Н.А. Римский-Корсаков (1866), С.В. Рахманинов (1894), М.А. Балакирев (1910).

«Утес» — анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Изложенный кратко и понятно литературный анализ стихотворения «Утес» М. Лермонтова поможет разобраться в композиции и образах произведения, создать рисунок по его мотивам.
«Утес» – настоящая жемчужина поэзии периода романтизма.

Несмотря на лаконичность повествования, горячо любимое ценителями русской классики стихотворение о любви могучего утеса к беззаботной тучке – удивительно образное и емкое.

Автор написал его на закате жизни, тонко раскрыв тему одиночества и скоротечности чувств.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector