0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал стих осень наступила высохли цветы

Стихи про осень. Листопад. Октябрь. Золотая осень. Осенние стихи

Октябрь

Берестов В.Д.

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!

Осень

Новицкая Г.М.

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
утонуло лето.

Я ему бросаю круг
свой венок последний.
Только лето не спасти,
если день — осенний.

Левитан. Золотая осень

Луч в витраже

Смольников И.Ф.

Сначала ветер прошумел осиной.
Потом прошла над лесом туч гряда.
Потом дождь кончился. И след лосиный
Наполнила небесная вода.

По самой лучшей из лесных дорожек,
Пофыркивая и наморщив нос,
Ежихе
Осторожный ёжик
Четыре капельки на иглах нёс.

Осень

Токмакова И.П.

Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят.
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Осень

Александр Пушкин

(отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Скучная картина!

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Осенняя песенка

Алексей Плещеев

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

Осень

Алексей Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Листопад

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

В полях сухие стебли кукурузы.

Иван Бунин

В полях сухие стебли кукурузы,
Следы колес и блеклая ботва.
В холодном море — бледные медузы
И красная подводная трава.

Поля и осень. Море и нагие
Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем
На темный берег. В море — летаргия
Во всем великом таинстве своем.

«Ты видишь воду?» — «Вижу только ртутный
Туманный блеск. » Ни неба, ни земли.
Лишь звездный блеск висит под нами — в мутной
Бездонно-фосфорической пыли.

Несжатая полоса

Николай Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет.
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял. «

Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

Стихи про другие времена года:

Агния Барто

Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!

Воробей

В. Степанов

Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.

Осень

Константин Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Осень

Аполлон Майков

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес.

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою.
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они —
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой.
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой —
И, как безумный, пою!

Осенние листья по ветру кружат

Аполлон Майков

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Осеннее чувство

Николай Огарев

Ты пришло уже, небо туманное,
Ты рассыпалось мелким дождем,
Ты повеяло холодом, сыростью
В опечаленном крае моем.
Улетели куда-то все пташечки;
Лишь ворона, на голом суку
Сидя, жалобно каркает, каркает —
И наводит на сердце тоску.
Как же сердцу-то грустно и холодно!
Как же сжалось, бедняжка, в груди!
А ему бы все вдаль, словно ласточке,
В теплый край бы хотелось идти.
Не бывать тебе, сердце печальное,
В этих светлых и теплых краях,
Тебя сгубят под серыми тучами
И схоронят в холодных снегах.

Ноябрь

Александр Твардовский

В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.

Осенью

Афанасий Фет

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

Золотая осень

Борис Пастернак

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Урок листопада

«А дальше, ребята, урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок прозвенит, одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных дверей!»

И парами, парами следом за нею,
За милой учительницей своею
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело!

Читать еще:  Кому винни пух читал стихи

«Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.

Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает».
А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.

Играем и носимся под листопадом
С печальной, задумчивой женщиной рядом.

Осень-швея

Чтоб крошка земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор – любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится.
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

Осень

Минухина К. (стихотворение школьницы 8 лет)

Осень — рыжая девчонка
Шьет наряды тонко-тонко:
Красные, бордовые, желтые листки —
Это лоскутки.

Развитие речи во второй младшей группе. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»

Анна Юдина
Развитие речи во второй младшей группе. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила…»

ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила».

Образовательные: расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, заучить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие: развивать внимание, память, сообразительность, активность.

Воспитательные: учить внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: уныло, голые кусты, кроет, воет, моросит.

Материалы и оборудование: текст стихотворения А Плещеева «Осень», иллюстрации осени, листья на ниточках для дыхательной гимнастики, картинка медведя для артикуляционной гимнастики, листок на палочке для гимнастики для глаз, аудиозапись «я с листочками хожу» -Юлии Селивёрствой, раздаточный материал в виде солнышек.

Методы и приёмы работы с детьми: беседа, художественное слово, сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, словарная работа, физкультминутка, гимнастик а для глаз, чистоговорка, этюд-инсценировка.

Предварительная работа: На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли, кусты с облетевшей листвой (голые кусты, чтение и разучивание стихотворений, физкультминуток об осени, наблюдения за природными явлениями на прогулках, проведение дидактических игр, аппликация «Девочка осень», нетрадиционные техники рисования листопада, листьев, рассматривание иллюстраций.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте гости, ребята, я очень рада сегодня видеть вас. Давайте улыбнемся гостям, друг – другу и пожелаем всем хорошего настроения и новых знаний!

2. Сюрпризный момент (в игровой зоне):

Стук в дверь. Входит помощник воспитателя в образе осени с корзиной.

Осень: Здравствуйте, ребята!

Осень: Ребята, скажите, а какое у нас время года?

Дети: Осень (беседа об осени — предлагает рассмотреть картины, иллюстрирующие пасмурную, унылую осень)

3. Дыхательная гимнастика «ЛИСТОПАД»: — Давайте поиграем с опавшими листочками. Сейчас мы с вами устроим листопад, сначала будем дуть тихо, а теперь сильно (2-3 раза)

4. Артикуляционная гимнастика.

—Ребята, когда я ходила в лес, чтобы пригласить в гости осень,я там встретила:

1. Посмотрите, кто это? (Медведь) Он зевает, ему осенью хочется спать. Он всю зиму будет спать. Как зевает медведь? (показ)

2. Медведь собирал в лесу вкусные ягодки. Набрал их полный рот.

Покажите, какие стали толстые щечки у медведя («Шарик»).

3. А теперь покажите, как мишка будет, кушать ягодки (Жевательные движения).

4. Съели ягоды и наши губы испачкались. Покажите, какие были вкусные ягоды («Вкусное варенье»).

5. Повторение материала прошлого занятия

Осень грустная пора, ведь на улице холодно, солнце не греет, идёт дождь, грязь. Люди скучают по лету,солнышку и звери тоже.

-Ребята о ком мы читали стихотворение на прошлом занятии?

-Какое время года описывается в стихотворении?

-Почему было зайке грустно?

6. Первичное чтение воспитателем стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением, которое написал известный русский поэт, Плещеев называется оно «Осень».

-Ребята, а кто такой поэт? (человек, который пишет стихи)

А. Плещеев «ОСЕНЬ»

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Зашумели воды быстрого ручья,

Птички улетели в теплые края.

7. Словарная работа.Беседа по содержанию:

«Голые кусты»— кусты, с которых опали листья

«Озимь зеленеет»— злаки (зёрнышки, из которых вырастет хлеб

«Кусты глядят уныло» — грустно

«Туча небо кроет» — закрывает

«Дождик моросит» — слабые малые капельки

«Ветер воет» — дует сильно

– С каким настроением я читала вам стихотворение? С печалью, грустью

-Какая осенью травка? Высохшая, вялая и пожелтевшая

–На деревьях и кустах есть листья? Нет, они без листьев, опали

–Какое солнце осенью? не греет, светит бледно

-А небо какое? небо серое, тучи, дождик

– Куда и почему птицы улетают осенью? в тёплые края, им нечего кушать

Гимнастика для глаз «Осенний листок»

Воспитатель: — Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он помогал нам чётко произносить слова (Чистоговорки произносим по три раза сначала медленно, а потом как можно быстрее)

• Ли-ли-ли листья падают вдали.

• До-до-до дождь идёт уже давно.

• Ру-ру-ру по ветру давно иду.

Воспитатель. А теперь давайте попробуем прочитать это стихотворение вместе, я буду читать начало, а вы будите договаривать слова.

«ОСЕНЬ» — А. Плещеев

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Зашумели воды быстрого ручья,

Птички улетели в теплые края

-Молодцы ребята, мне очень понравилось, как мы вместе читали стихотворение.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо (имитировать дуновение ветра,

Закачалось деревцо (качаем туловище).

Ветер тише, тише, тише (приседать).

Деревцо все выше, выше (встать, руки вверх).

-А теперь я хочу послушать, как вы прочитаете сами стихотворение. Осень подарила мне красивый осенний листочек, который нам сейчас будет помогать. Те, у кого окажется осенний лист, будут читать стихотворение, я буду вам помогать — (___ все восемь строк,___ – первые четыре строчки. Слушаем 2–3 детей).

8. Этюд-инсценировка «Я с листочками хожу» (Музыка и исполнитель Юлия Селивёрстова)

9. Итог занятия. Рефлексия

Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Кто запомнил, как называлось стихотворение? Кто его написал?

Осень: Детки, мне очень понравилось, как вы сегодня играли, стихи читали

Молодцы! Чтобы вам всегда было тепло, я хочу вам подарить лучики тепла, которые вы можете раскрасить (раздаёт солнышки).

Воспитатель: Спасибо осень за подарки, мы рады,что ты у нас погостила. Приходи к нам ещё! Прощаемся (осень уходит).

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». ДУ «Когда это бывает» Лохманова Алеся Арослановна Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».Дидактическое.

Конспект НОД по заучиванию стихотворения И. Сурикова «Зима» (подготовительная группа) Коммуникативная деятельность. Тема: «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима». (Подготовительная группа) Интеграция образовательных.

Конспект речевого занятия «Заучивание стихотворения «Сельская песня» А. Плещеева. Рассказ воспитателя о птицах» (старшая группа) Программное содержание: Уточнить знания детей о перелётных и зимующих птицах; помочь запомнить и выразительно читать стихи. Ход занятия:Перед.

Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (подготовительной к школе группе) Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу. Задачи: Расширять.

Мастер-класс «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Скучная картина» в мнемотехнике». Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца. Чахлая рябина Мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким.

НОД по развитию речи в младшей группе. Заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» Цель: выучить стихотворение А. Барто «Лошадка» Задачи: учить детей внимательно слушать и понимать содержание стихотворения; развивать.

НОД «Развитие речи». Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Оленёнок» Я всегда стараюсь внести в любое занятие какую-нибудь интересную изюминку. Готовясь к НОД по развитию речи,мне пришла в голову мысль изготовить.

Читать еще:  Стихи армию любимому парню которого ждешь

Конспект занятия «Заучивание стихотворения М. Дружининой «Мамочка-мамуля»» (младшая группа) Цель: Познакомить детей со стихотворениями, посвященными маме; помочь им запомнить и выразительно читать новое стихотворение. Задачи:.

Занятие по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Мировича «Листопад» Задачи: Развивать произвольное запоминание, используя текст стихотворения. Учить детей воспроизводить текст, используя интонационную выразительность.

Конспект занятия. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень» «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень». Программные задачи: Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень» с помощью разнообразных.

Осень наступила, высохли цветы

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

А. Плещеев. Осень наступила…

  • 10
Окт 16

А. Плещеев. Осень наступила…

Ответы к стр. 31 — 33

  • Восстанови стихотворение:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

  • Подчеркни слова, которые помогают представить картину осенней природы.

Высохли , голые , цветы, вянет, желтеет , не блестит , моросит , ветер воет, в тёплые края , зашумели, зеленеет озимь.

  • Составьте с другом нерифмованное стихотворение на тему «Осень» из пяти строк, которые строятся по определённым правилам.

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка — это описание действия в рамках темы тремя словами.
Четвёртая строка — это фраза из трёх, четырёх слов, показывающая отношение к теме, настроение.
Последняя строка повторяет смысл третьей строки, но состоит из одного слова.

Осень.
Янтарная, жёлтая
Восхищает, очаровывает, радует.
Расстелила пёстрый ковёр.
Красота!

      • Осень
        Хмурая, дождливая
        Наступила, грустит, сожалеет.
        Небо стало свинцовым!
        Нет настроения!
      • Осень
        Весёлая, праздничная
        Бодрит, радует, смешит.
        Под ногами разноцветный ковёр!
        Праздник!

      Первое предложенное нерифмованное стихотворение отражает тоску, уныние, вызывает чувство сожаления. Это можно определить по тем словам, которые употребляет автор: «осень хмурая, дождливая», «небо свинцовое», «нет настроения!»

      Второе вызывает радостное, восторженное, праздничное настроение. Автор использует такие слова, как «весёлая, праздничная», «бодрит, радует, смешит», «праздник».

      • Представь картину, которую описывает поэт И. Бунин в стихотворении «Сегодня так светло кругом. » Расскажи своими словами, что увидел, услышал и почувствовал поэт. Используй опорные слова: лес, тишина, покой, шуршанье листочков, грусть.

      Сегодня так светло кругом,
      Такое мертвое молчанье
      В лесу и в синей вышине,
      Что можно в этой тишине
      Расслышать листика шуршанье.

      Иван Алексеевич Бунин в этом стихотворении описывает своё завороженное чувство, которое он испытал, стоя в лесу. Там он ощутил умиротворение, покой, которым пропитан даже воздух. Вокруг стоит такая тишина, что можно расслышать самый тихий звук, неуловимый в повседневной жизни, например, шуршание листочков.

      • Придумай рассказ или стихотворение. Сначала реши, о чём ты хотел бы написать: о дожде. об осени, листочках, птицах.

      Осень к нам пришла

      В воздухе кружится листьев хоровод,
      Паутинку тонкую ветер злобно рвёт.
      Туча землю дождиком хмуро полила,
      Выгляни в окошко — осень к нам пришла.

      • Найди слова, которые необходимы тебе для описания выбранного предмета.

      Листьев хоровод, ветер, туча, осень к нам пришла.

      • Определи своё настроение, чувства с помощью одного слова.

      Осенние стихи для малышей

      Осень всегда вдохновляла поэтов своей яркой и немного печальной красотой. Из множества стихотворений наших соотечественников, посвященных осени, мы выбрали те, которые будут легко понятны детям дошкольного возраста.

      Их наверняка будет интересно прочитать вместе с детьми, а какие-то и разучить. Даже совсем маленьким читателям понравятся эти маленькие поэтические картинки!

      Октябрь

      Вот на ветке лист кленовый.
      Нынче он совсем как новый!
      Весь румяный, золотой.
      Ты куда, листок? Постой!

      Осина

      В саду осеннем,
      У дорожки,
      Осина хлопает
      В ладошки.

      Вот почему
      На той неделе
      Ее ладошки
      Покраснели.

      Опустел скворечник

      Опустел скворечник –
      Улетели птицы,
      Листьям на деревьях
      Тоже не сидится.

      Целый день сегодня
      Всё летят, летят.
      Видно, тоже в Африку
      Улететь хотят.

      Скучная картина

      Скучная картина!
      Тучи без конца,
      Дождик так и льётся,
      Лужи у крыльца,
      Чахлая рябина
      Мокнет под окном;
      Смотрит деревушка
      Сереньким пятном.
      Что ты рано в гости
      Осень к нам пришла?
      Ещё просит сердце
      Света и тепла!

      Зайчик

      Маленькому зайчику
      На сырой ложбинке
      Прежде глазки тешили
      Белые цветочки…
      Осенью расплакались
      Тонкие былинки,
      Лапки наступают
      На жёлтые листочки.

      Хмурая, дождливая
      Наступила осень,
      Всю капустку сняли,
      Нечего украсть.
      Бедный зайчик прыгает
      Возле мокрых сосен,
      Страшно в лапы волку
      Серому попасть…

      Думает о лете,
      Прижимает уши,
      На небо косится —
      Неба не видать…
      Только б потеплее,
      Только бы посуше…
      Очень неприятно
      По воде ступать!

      Под кустом свернулся ёжик
      Мокрый и колючий.
      И косит над лесом дождик,
      Разгоняя тучи.
      В листья красные одетый
      Улыбается пенёк.
      Простоял сухой всё лето,
      А теперь насквозь промок.

      Осень

      Падают, падают листья —
      В нашем саду листопад.
      Желтые, красные листья
      По ветру вьются, летят.

      Птицы на юг улетают —
      Гуси, грачи, журавли.
      Вот уж последняя стая
      Крыльями машет вдали.

      В руки возьмем по корзинке,
      В лес за грибами пойдем,
      Пахнут пеньки и тропинки
      Вкусным осенним грибом.

      Осенний клад

      Падают с ветки жёлтые монетки.
      Под ногами целый клад!
      Это осень золотая
      Дарит листья не считая,
      Золотые дарит листья
      Вам, и нам,
      И всем подряд.

      Осень наступила

      Осень наступила,
      Высохли цветы,
      И глядят уныло
      Голые кусты.

      Вянет и желтеет
      Травка на лугах.
      Только зеленеет
      Озимь на полях.

      Туча небо кроет,
      Солнце не блестит.
      Ветер в поле воет,
      Дождик моросит.

      Воды зашумели
      Быстрого ручья.
      Птички улетели
      В тёплые края.

      Ходит осень

      Ходит осень в нашем парке,
      Дарит осень всем подарки:
      Бусы красные – рябине,
      Фартук розовый – осине,
      Зонтик желтый – тополям,
      Фрукты осень дарит нам.

      Круглый год. Октябрь

      В октябре, в октябре
      Частый дождик на дворе.
      На лугах мертва трава,
      Замолчал кузнечик.
      Заготовлены дрова
      На зиму для печек.

      Осень

      Если на деревьях
      Листья пожелтели,
      Если в край далекий
      Птицы улетели,
      Если небо хмурое,
      Если дождик льется,
      Это время года
      Осенью зовется.

      Непослушный дождь

      Дождик, дождик, ты послушай:
      Не ходи босой по лужам.
      По дорогам бродит осень,
      Холода в котомке носит,
      Побелеешь – снегом станешь –
      До апреля не растаешь.

      Анализ стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

      Стихотворение «Осень наступила, высохли цветы» А. Плещеева — классический пример пейзажной лирики для детей дошкольного возраста. Ниже можете ознакомиться с полным анализом этого стихотворения.

      1. Полный текст стихотворения А. Плещеев «Осень наступила»
      2. Краткий анализ стиха «Осень наступила» А. Плещеев
      3. Стихотворение «Осень наступила» – анализ по плану
      4. Анализ стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

      Полный текст стихотворения А. Плещеев «Осень наступила»

      Вянет и желтеет

      Травка на лугах,

      Туча небо кроет,

      Солнце не блестит,

      Ветер в поле воет,

      Краткий анализ стиха «Осень наступила» А. Плещеев

      Красоту осени не раз воспевали в своих произведениях русские поэты. Для одних это время года было «очей очарованьем» (Пушкин), другим, как Н. А. Некрасову, оно дарило бодрость, для других, например, для К. Д. Бальмонта, представляло собой карнавал ярких красок. Для Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893) это была тоскливая пора, о чём он и сообщает читателю в своём стихотворении 1863 года.

      Что отличает произведение Алексея Николаевича «Осень» от других осеней, так это его отношение к ней. Для поэта это не просто сложный комплекс погодных явлений, характеризующийся увяданием природы и постепенным наступлением холодов. Осень Плещеева – это, скорее, старая знакомая, живое существо. Поэт обращается к ней в стихотворении, словно к человеку: «Я узнаю тебя, время унылое…»

      Описывая героиню-осень, автор использует такие эпитеты как «бледные дни», «листья поблёкшие», «дождливые тёмные ночи», «бесконечные тучи». В воображении читателя рисуется безрадостный пейзаж.

      Вместо живописных красок, которыми наделяли осень другие литераторы, Алексей Николаевич использует мрачный колорит – его жёлтый не солнечный и яркий, а болезненный и тусклый. Этим цветом автор раскрашивает поникшие кусты в сыреющем поле. Если в иных произведениях встречаются великолепные изображения пёстрого осеннего листопада, то у Плещеева листья безжизненно «сыплются с дерева».

      Автор подкрепляет своё отношение к осени, придавая ей человеческое качество – назойливость: «Осень докучная. Да, это ты!»

      Следующая строфа начинается с той же фразы, которой открывалась первая. Но относится она уже к другому явлению. Хотя оно и описано в тех же оттенках, что и осень, поэт говорит о старости:

      Я узнаю тебя, время унылое,

      Время тяжёлых и горьких забот…

      Теперь читателю становится понятно, почему поэт так недолюбливает осень. Это время года равнозначно старости. В строках чувствуются параллели: поблёкшие листья – проступившая в волосах седина, тяжёлые тучи – нескончаемые заботы, поникшие кусты — «мертвящий сомнения гнёт» на сердце. Разрушение природы автор сравнивает с разрушением человека, вступившего в пору увядания.

      В осени для него нет ничего красивого. Это время наполнено предчувствием смерти, поэтому-то поэт завершает стихотворение эпифорой, немного изменяя фразу из первой строфы: «Старость докучная. Да, это ты!»

      Используя тягучий амфибрахий, анафору и эпифору, которые усиливают ощущение безысходности, мрачные образы, навевающие тоску эпитеты, поэт создаёт пессимистическое настроение, которое радикально отличается от романтического отношения других авторов к осени.

      Стихотворение «Осень наступила» – анализ по плану

      Восприятие, толкование, оценка

      Осень наступила, высохли цветы” – одно из самых известных стихотворений об осени, которое живет в детских воспоминаниях многих русских людей. Это и неудивительно, ведь его структура очень проста. Такое творение легко воспринять даже маленьким детям: оно вызывает в их воображении примитивные образы осени.

      Стих “Осень наступила, высохли цветы” публикуют в детских книгах по литературе и всегда под авторством Плещеева. Стоит отметить, что стихи такого же строения часто встречаются в различных детских журналах и поэтических книгах:

      детям легко учить их наизусть, тренируя таким образом память и развивая художественный вкус. В стихотворении “Осень наступила, высохли цветы” присутствуют только лаконичные формы: размер трехстопного хорея с чередованием женского и мужского окончания (ударение в первой строке на предпоследний слог; а во второй – на последний).

      У литературоведов возникают небезосновательные сомнения по поводу стихотворения которому я посвятила данную статью. Дело в том, что это творение не вошло ни в один из сборников произведений Алексея Николаевича Плещеева. Отсюда резонный вопрос: “А он ли автор стихотворения?”

      Я не покривлю душой, если скажу: “Велика вероятность того, что дети одарили славой не того творца”. Изучив творчество Алексея Николаевича Плещеева, я поняла, что осень для него была унылой порой: он видел в ней лишь увядание. Это не противоречит тематике стихотворения “Осень наступила, высохли цветы”. Делая вывод из этого наблюдения, можно утверждать, что один повод думать о нем, как об авторе сего произведения, есть.

      С другой стороны, неизвестный поэт мог намеренно имитировать и отношение Плещеева к осени, и несложную форму его стихотворений. Но кому и зачем понадобилось это делать? Может быть, кто-то очень хотел, чтобы его творение тоже читали, как читали многие работы известного поэта; или же это была случайная опечатка при составлении сборника детской литературы, в котором впервые опубликовали стих “Осень наступила, высохли цветы”. Автор для меня является загадкой, как, думаю, и для многих других.

      Стоит обратить внимание на содержание стихотворения, которое, в отличие от других произведений Плещеева, имеет скудную смысловую направленность. Такие стихи чаще всего принадлежат неопытным поэтам, которые склонны имитировать творчество более известных авторов. Поверхностное восприятие стихотворения неискушенным читателем может стать причиной одобрения. Стих на первый взгляд кажется образным, простым и красивым. Если же читатель обратит внимание на эмоциональное его содержание, то это даст ему лишь скудное и депрессивное представление о природе.

      В своем труде на эту тему Михаил Золотоносов утверждает, что автор стихотворения не кто иной, как сочинитель православного учебника по литературе. Книга была составлена инспектором учебного округа Москвы Алексеем Барановым и опубликована в 1885 году.

      Именно в этом сборнике русской словесности впервые был напечатан стих “Осень наступила, высохли цветы”. Опираясь на мнение профессионала и свои собственные догадки, я признаю вероятность ложного авторства данного стихотворения. При этом нет оснований считать, что существуют достоверные свидетельства о том, кто на самом деле является автором.

      Анализ стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

      С атрибуцией стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» произошла целая детективная история. Традиционно приписываемое Алексею Николаевичу Плещееву, оно, однако, не появлялось в его прижизненных сборниках. Есть версия, что его автор – составитель хрестоматий для детей Алексей Григорьевич Баранов.

      Стихотворение написано предположительно в 1860‑е годы. Его автору в эту пору около сорока лет, он активно пропагандирует демократические взгляды, поддерживает студенческие выступления, публикует прозу и поэзию.

      По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой явно не представлен, можно назвать его наблюдателем. Интонация почти монотонная и дидактическая, словно учитель назидательно описывает заскучавшим ученикам такое время года как осень.

      Рифмы часто глагольные, закрытые и открытые. Не чувствуется особого поэтического полета в этих простых, запоминающихся строчках: высохли цветы, солнце не блестит, птички улетели. Луга, как водится, вянут и желтеют, а вот «озимь» (озимые рожь и пшеница, к примеру), напротив, «зеленеет на полях».

      Широко применен прием инверсии (измененный порядок слов): глядят кусты, зашумели воды. Эпитеты обыденные: быстрого ручья, теплые края. Впрочем, довольно живописен эпитет «голые». По совместительству он является и олицетворением. Есть и еще несколько олицетворений: глядят кусты, ветер воет. Многоточие в третьей строфе подчеркивает меланхолию картины и рассказчика. «Туча небо кроет»: пожалуй, единственная метафора этого произведения. Уменьшительный суффикс – еще один признак того, что стихотворение явно из детской хрестоматии: птички, дождик, травка.

      Возвращаясь к теме авторства данного стихотворения, следует отметить, что, разумеется, оно могло затеряться в бумагах поэта и всплыть только после его смерти. Но не стоит игнорировать тот факт, что в конце XIX века, когда оно появляется на страницах книг, указания на автора отсутствует.

      Путаницу внес и композитор И. Ходоровский, на глаз определивший это стихотворение как принадлежащее А. Плещееву. Позже, уже в советское время, оно повсеместно становится одним из характерных произведений для детей, приписываемых перу А. Плещеева.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector