1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал стих темная ночь

Темная ночь

Музыка Н. Богословского, слова В. Агатова (1943)
Исполняет М. Бернес (1943)

«Темная ночь» была написана композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца».

Песни в этом фильме сначала не планировались. Однако вскоре режиссер потребовал от Никиты Богословского лирическую балладу для сцены в землянке.

Из воспоминаний Никиты Богословского:

— Как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно поставил, точно, по-актерски, сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Темной ночи». Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни. Поэт Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же очень быстро, почти без помарок, написал стихи на уже готовую музыку.

Марк Бернес, который всегда учил песни месяцами, подготовил «Темную ночь» буквально за 15 минут. Песню записали, и утром уже снимали сцену в землянке под фонограмму этой песни.

Фильм навсегда стал визитной карточкой Марка Бернеса, получившего за него от правительства орден Красной Звезды, а от одесситов — звание «Почетный житель города Одессы».

Еще до выхода фильма на экран Леонид Утесов, получив от Никиты Богословского ноты песни, записал ее на пластинку. Однако именно интерпретация Марка Бернеса, отличающаяся удивительной искренностью и душевностью, считается классической.

Текст

Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!

Песни дорог войны. Тёмная ночь

ИСТОРИЯ ПЕСНИ «ТЁМНАЯ НОЧЬ»

Песни фронтовых дорог – они особенные. «Тёмная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной войны.

Об истории создания этой замечательной песни рассказывают собиратель и ценитель подобных музыкально-поэтических произведений в Интернете Дмитрий Кашелкин и автор музыки композитор Никита Богословский.

Песня «Тёмная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссёра картины Леонида Давидовича Лукова (1909 – 1963) возникли трудности со съёмкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссёру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Владимировичу Богословскому (1913 – 2004) и поэту Владимиру Гариевичу Агатову (1901 – 1966). Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте, и в глубоком тылу. Чуть позже была готова и музыка.

Всенародно любимой военная песня «Тёмная ночь» стала после её исполнения Марком Наумовичем Бернесом (1911 – 1969), который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины, бойца-одессита – поёт её ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

Из воспоминаний Никиты Богословского:

«Как-то поздно вечером пришёл ко мне режиссёр картины Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно поставил, точно, по-актёрски, сыграл эту несуществующую ещё песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Тёмной ночи». Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни.

Поэт Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же очень быстро, почти без помарок, написал стихи на уже готовую музыку.

Марк Бернес, который всегда учил песни месяцами, подготовил «Тёмную ночь» буквально за 15 минут. Песню записали, и утром уже снимали сцену в землянке под фонограмму этой песни…»

Фильм навсегда стал визитной карточкой Марка Бернеса, получившего за него от правительства орден Красной Звезды, а от одесситов – звание «Почётный житель города Одессы».

Фильм «Два бойца» вышел на экраны СССР 6 октября 1943 года, на фронт попал в конце года. К этому времени песню «Тёмная ночь» знали буквально все фронтовики: ещё до выхода фильма Никита Богословский по дороге на фронт повидался в Москве с Утёсовым. Леонид Осипович, услышав «Тёмную ночь», включил песню в свой репертуар и даже записал на пластинку раньше, чем она прозвучала в фильме. Потому было решено срочно написать герою ещё одну песню – и были написаны «Шаланды, полные кефали».

Стоит отметить, что после записи песни «Тёмная ночь» съёмка фильма пошла гораздо легче – сцена с письмом была снята с первого же дубля.

Но история песни «Тёмная ночь» на этом не заканчивается. При записи песни на грампластинки первая партия пластинок оказалась бракованной – был слышен посторонний шум. Как выяснилось, первая матрица была испорчена слезами техника, которая не могла сдержаться при прослушивании песни.

После Победы в Великой Отечественной войне «Тёмная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский (1900 – 1993), один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием послушал бы песню «Тёмная ночь», и что в Америке её очень любят.

После первого издания на грампластинках в 1943 году Леонид Утесов записал ещё несколько студийных фонограмм как на пластинках (в 1954 и в 1958 годах), так и на магнитных записях (в 1958 и 1967 годах), однако зрители навсегда запомнили исполнение песни в интерпретации Марка Бернеса, которая отличается своей душевностью и поразительной искренностью.

…Картина «Два бойца» снималась в 1942 – 1943 годах в Ташкенте. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Тёмной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссёр Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про тёмную ночь, как десять раз повторяли запись, но всё было «не то», всё недоставало особой душевной проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось добиться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссёр, и композитор, и поэт Владимир Агатов.

Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рождённую песню.

С этого утра началась долгая жизнь «Тёмной ночи». Её пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь…» И над детскими кроватками её пели тоже, потому что в маленьких, затемнённых городах эта песня очень помогала ждать…

Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают.
В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Тёмная ночь разделяет, любимая, нас
И тревожная, чёрная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!

Помимо Бернеса и Утёсова песню с огромным успехом пели в годы войны Козловский и Георгий Павлович Виноградов (1908 – 1980) с Краснознамённым ансамблем. И в послевоенные годы, и в наши дни это популярное произведение по душе многим артистам, музыкальным коллективам, а, главное, ветеранам и нам, слушателям.

Читать еще:  Кому посвящал стихи байрон

В Интернете можно найти много видеоклипов песни «Тёмная ночь». Её, например, поют:
– Марк Наумович Бернес, народный артист РСФСР (фрагмент фильма «Два бойца»);
– Иван Семёнович Козловский, народный артист СССР (исполнение на фронте в 1944 году);
– Иосиф Давыдович Кобзон (1937 – 2018), народный артист СССР, в сопровождении Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова;
– Дмитрий Александрович Хворостовский (1962 – 2017), оперный певец (баритон), народный артист Российской Федерации;
– Елена Владимировна Ваенга (рожд. 1977), эстрадная певица, лауреат премий «Шансон года».

Смотреть видеоклип и слушать песню «Тёмная ночь» в исполнении Сергея Вячеславовича Трофимова (рожд. 1966), заслуженного артиста Российской Федерации:

ТЕМНАЯ НОЧЬ (стихотворение Владимира Агатова)

(песня, муз. Никиты Богословского, сл. Владимира Агатова,

к худ. фильму «Два бойца»)

Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи,
Вот и сейчас надо мною она кружится .
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится.

1943 Владимир Агатов (1901 – 1966)

Агатов Владимир Гариевич (1901, Киев — 1966, Москва) — советский поэт, известен в большей степени как поэт-песенник.

Вэлвл Исидорович Гуревич (именно таковы настоящие фамилия, имя и отчество этого поэта, Владимир Агатов – творческий псевдоним) родился в Киеве на рубеже двух веков, в 1901 году 28 июля. Впервые его стихотворения опубликовали когда Агатову было 18 лет, в сборнике под названием «Стихи и проза о русской революции» (авторы сборника: С.

Сильное влияние на Владимира оказали поэты Серебряного века, что отразилось в сборнике стихов под названием «Зеркала» (1923), который был на это время первым для поэта…

Но, действительно известным Агатов стал после выхода фильма «Два бойца» для которого он написал две песни: «Шаланды» и «Тёмная ночь». Композиции были исполнены Марком Бернесом. А предыстория создания песни такова: с первого дня войны Агатов ушел на фронт, был военным корреспондентом, в 1942 году упросил редактора предоставить ему отпуск, отправился в Ташкент, где жили в эвакуации его жена и сын. О его приезде каким-то образом стало известно Леониду Давыдовичу Лукову, который тут же, в Ташкенте, работал над фильмом «Два бойца». Он-то и снял Агатова прямо с поезда, чтобы отвезти на киностудию. Конечно, он не рассчитывал на то, что Агатову удастся написать что-то щемящее, он хотел его использовать для написания полублатной одесской песенки, чтобы ею характеризовать героя, которого играл Марк Бернес, но здесь сыграла ее величество Интуиция…

Надо полагать, именно Луков «набросал» поэту «скелет» будущей песни: «Напиши что-нибудь эдакое. Темная ночь, в окопе, в степи сидят два бойца. Короткое затишье. Они вспоминают своих любимых, их глаза, сынишку, который остался далеко-далеко. А впереди – бруствер, немцы, смерть, которая может прийти завтра, а может и послезавтра…»

Почему эта идея скорее всего принадлежит Лукову? Дело в том, что Леонид очень любил донецкие степи, шахтеров, даже фильмы о них снимал. А поздней осенью 1942 года донецкие степи были под сапогами захватчиков. И эта песня должна была помимо всего прочего стать призывом к бойцам: надо поскорее гнать врага из родной степи…

Агатов взял бумагу, ручку, вывел первую строчку:

«Темная ночь, только пули свистят по степи…» а дальше слова так и начали ложиться на бумагу. Конечно, кое-что приходилось переделывать. Но он настоял на том, что степь будет просто степь, а не донская, кубанская или донецкая. Собирательный образ…

…В 1949 году Владимира Агатова (Гуревича) арестовали (по доносу за «травлю анекдотов и разного рода баек, порочащих советский строй» и отправили в лагеря. Здесь к нему относились все-таки с определенным уважением. Во всяком случае, он не только лес валил, но и руководил культмассовой бригадой: ставил спектакли, писал стихи для песен хора, которым, кстати, руководил профессор, декан Таллинской консерватории Хейно Юлиусович. Долгих семь лет он провел в местах не столь отдаленных, и даже смерть Сталина поначалу никак не повлияла на положение Агатова. Он «не добрал» только три года до своей десятилетки. А в лагере его песни звучали в каждом бараке…

В 1966 Владимир Агатов ушел из жизни в Москве. На надгробии, на Новодевичьем кладбище, надпись: «Тёмная ночь, только пули свистят по степи…»

(источник публикации: по материалам интернета).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Александр домогаров (45)
  • Ален Делон (17)
  • Валерий Леонтьев (1031)
  • Владимир Высоцкий (150)
  • Гарик Сукачев (12)
  • Животные (310)
  • кошечки (164)
  • собачки (37)
  • Здоровье (333)
  • Здоровье, красота (460)
  • Знаете ли вы, что. (112)
  • Игорь Наджиев (54)
  • история (390)
  • История семьи и брака (143)
  • Кино (414)
  • зарубежное кино (30)
  • оперетта (9)
  • отечестенное кино (125)
  • сказки (65)
  • фильмы о войне (9)
  • Кофе (93)
  • Кулинария (629)
  • выпечка (93)
  • консервирование (13)
  • напитки (7)
  • рецепты блюд (46)
  • советы (21)
  • специи (26)
  • Легенды и мифы (96)
  • Литература (91)
  • Любимые актеры и актрисы (1205)
  • актеры и актрисы (619)
  • музыканты (160)
  • Людмила Гурченко (111)
  • Музыка (1052)
  • авторская (41)
  • бард (5)
  • блюз (17)
  • вальсы (5)
  • джаз (13)
  • зарубежная классика (124)
  • классика (108)
  • рок (19)
  • романсы (30)
  • танго (28)
  • шансон (10)
  • эпическая музыка (7)
  • эстрада (103)
  • этнос (1)
  • Мультики (96)
  • Обо всем по немногу (116)
  • разделители (7)
  • Поздравления (264)
  • Полезности (97)
  • Политика (67)
  • Поэзия (297)
  • Разное (уроки, дневник) (103)
  • рамочки (633)
  • весенние (19)
  • для видео (3)
  • для текста (380)
  • зимние (52)
  • кулинарные (2)
  • музыкальные (13)
  • новогодние (9)
  • новогодняя (2)
  • цветочные (36)
  • Растения (81)
  • сад, огород (35)
  • Рукоделие (133)
  • вязание (13)
  • вязание крючком (9)
  • вязание спицами (23)
  • Самое интересное (213)
  • Санкт-Петербург. (331)
  • история, достопримечательность (96)
  • Сверхестественное (28)
  • Танец (27)
  • Театр (116)
  • Художники (29)
  • Чай (59)
  • Чтобы помнили (990)
  • война (271)

Музыка

  • Все (184)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Тёмная ночь «-об авторе стихов Владимире Агатове

Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться теперь губами!
Тёмная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, чёрная степь пролегла между нами.

Музыка: Н. Богословский Слова: В.Агатов; 1943

Агатов Владимир Гариевич (1901-1966), поэт-песенник. Родился в 1901 году в Киеве. В молодости поменял много профессий, в том числе — был журналистом-фельетонистом. В 18 лет выступает с литературными заметками в сборнике «Стихи и проза о русской революции», где встречаются имена А. Блока, А. Белого, З. Гиппиус, М. Горького, С. Есенина, Н. Клюева и В. Маяковского. С 1919 года работал в киевских газетах «Пролетарская правда» и «Киевский пролетарий». В последствии переехал в Одессу, где работал в газете «Гудок» в то время, когда там работали Валентин Катаев, Ильф и Петров, Лев Славин, Эдуард Багрицкий. Позднее работал в московских изданиях «Правда», «Огонек», «Рабочая Москва». Издает первый сборник стихов «Зеркала», написанных под влиянием поэтов Серебряного века. Позднее формируется уже как поэт-песенник, исключением являлась лишь небольшая стихотворная книжка Владимира Агатова «Гога» (1940), где в юмористической форме рассказывается о пользе занятий физкультурой.

В 40-х годах Владимир Агатов уже вполне сформировавшийся творческий работник, работает в области драматургии малых форм на эстраде, поэт-песенник, «неостанавливающийся общественник». Уже известны его песенки «Кокаинетка» (из репертуара А. Вертинского), «Чайный домик», «Шахматы», «Марш о Красной Армии», знаменитая одесская блатная «Ох, уж повезло косому Ваньке» с залихватским припевом: «Алеха жарил на баяне, шумел, гремел посудою шалман…», которую исполнял даже Владимир Высоцкий.
Однако слава Владимира Агатова началась с песен к кинофильму «Два бойца», который снимали в Ташкенте в 1942 году. Владимир Агатов приехал навестить жену и сынишку, которые находились там в эвакуации, но режиссёр Луков снял его прямо с поезда, не дав увидеться с близкими, и привёз на студию, по дороге рассказав замысел будущей песни. Богословский наиграл мелодию. Владимир Агатов написал стихи сразу же почти без помарок. Интересно, что первый тираж пластинок с «Темной ночью» был отправлен в «переплавку» — в одном месте слышался шорох. Оказалось, что работница фабрики звукозаписи слушала эту песню и плакала. И одна слезинка попала на восковую матрицу, с которой печатается тираж.

Читать еще:  Сильная женщина что это значит стих

Настоящий же фурор в советском обществе вызвала песня «Шаланды». Впервые советский положительный герой запел с экрана блатную песню. А в основу её легло стихотворение Агатова, посвящённое социалистическому соревнованию рыболовецких бригад. Известно, что «Шаланды» не предполагались первоначальным вариантом сценария кинофильма «Два бойца». Луков «настаивал» только на «Темной ночи». Но так получилось, что агатовскую «Темную ночь» Утесов, нарушив все правила приличия, запел еще . до выхода на экраны «Двух бойцов» (кто-то «конкретный» проболтался о «Темной ночи». ) Таким образом, для зрителей был утрачен сам момент внезапности.
«Шаланды» писались по требованию Лукова уже «вслед уходящему поезду», чтобы как-то дополнительно охарактеризовать главного героя – одессита Дзюбина. Эти обстоятельства возлагали на Агатова особую ответственность. Уровень того нового, что предстояло написать, должен был быть никак не ниже «Темной ночи». С этой задачей Агатов справился гениально.

Несмотря на известность, сталинские лагеря не миновали и Агатова. Он был арестован практически сразу после съемок «Двух бойцов», в 1949 просидев вплоть до 1956 г. Одно время Агатов отбывал срок вместе с известной актрисой театра и кино Татьяной Окуневской. К моменту ее прибытия в лагерь Агатов уже был там своим человеком («всемогущий Володя. может достать всё из под земли»). Здесь Агатов – директор лагерного театра, одновременно администратор и завлит. Он в дружеских отношениях с начальником политотдела лагеря, оказавшимся интеллигентным человеком и настоящим офицером.

Агатов организует при культбригаде женский хор, для чего отыскивает в соседних лагерях и переводит к себе в лагпункт (другими словами, спасает от голода и издевательств) талантливых исполнителей. Здесь и чудо-балетмейстер из Днепропетровска, и «первая скрипка» из Театра Советской Армии, и известный всей стране «пианист с хорошим аккордеоном», и даже знаток украинских танцев.
Агатов был реабилитирован в 1956 году. Восстановлен в Союзе писателей в 1957 году. Однако, по свидетельству современников, Владимир Агатов вернулся из лагеря в Москву сломленным и больным человеком.
Из других песен на стихи Агатова известны «Воспоминание» и «Друзья» (М. Блантер), «Домой» (А.Лепин), «Наша любовь» (Н. Богословский), «Чайный домик» (И. Хайт).
Умер Владимир Гариевич Агатов в 1966 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На памятнике выгравированы слова: «Темная ночь, только пули свистят по степи. ».

Использованы материалы — http://agatov.ouc.ru/

Н. Богословский, В. Агатов. ТЁМНАЯ НОЧЬ

Музыка Н. Богословского, слова В. Агатова

ПЕСНЯ «ТЁМНАЯ НОЧЬ». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ

Размер 4 / 4

Только ветер гу-

И у детской кро-

Как я люблю глубину твоих

Как я хочу к ним прижаться сей-

ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА

Текущая тональность: ми минор

I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.

ПЕСНЯ «ТЁМНАЯ НОЧЬ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)

Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки

Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?

Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.

ПЕСНЯ «ТЁМНАЯ НОЧЬ». ТЕКСТ

Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою.
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи,
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!

ПЕСНЯ «ТЁМНАЯ НОЧЬ». АВТОРЫ

Советский композитор Никита Владимирович Богословский (1913—2004)

НИКИТА БОГОСЛОВСКИЙ

Никита Владимирович Богословский родился 22 мая (9 мая по старому стилю) 1913 года в Петербурге. В 1920—1929 годах учился в совтрудшколе Ленинграда, где в течение двух лет (1927—1928) посещал воскресные занятия по композиции, которые проводил А. Глазунов. В 1934-м Богословский окончил Ленинградскую консерваторию и стал сочинять музыку для театральных спектаклей, а с 1937-го года — для кинематографа. Первый успех пришёл к композитору в 1937-м году с «Песенкой Дженни» на стихи В. Лебедева-Кумача из кинофильма «Остров сокровищ». За ней последовали многие другие популярные песни: «Любимый город» из кинофильма «Истребители» (на стихи Е. Долматовского, 1939); «Спят курганы тёмные» из кинофильма «Большая жизнь» (на стихи Б. Ласкина, 1940); «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали» из кинофильма «Два бойца» (на стихи В. Агатова, 1942); «Лизавета» из кинофильма «Александр Пархоменко» (на стихи Е. Долматовского, 1942); «Три года ты мне снилась» из кинофильма «Большая жизнь» (на стихи А. Фатьянова, 1946); Романс Рощина из кинофильма «Разные судьбы» (на стихи Н. Доризо, 1956) и другие. Перу Богословского также принадлежат произведения крупных жанров: музыкальные комедии «Раскинулось море широко» (1943), «Весна в Москве» (1972), «Одиннадцать неизвестных» (1972); симфоническая повесть «Василий Тёркин» (1950); опера «Соль» (по Исааку Бабелю, 1981); музыкально-лирические драмы «Балаганчик» и «Незнакомка» (по Александру Блоку, 1982); симфонии, квартеты, произведения для скрипки и оркестра народных инструментов, музыка к театральным постановкам. Богословский известен также как литератор и общественный деятель. С 1976-го по 1980-й год он являлся членом Правления Союза композиторов СССР, с 1981-го по 1985-й — членом Правления Союза кинематографистов СССР, а также Почётным президентом Ассоциации друзей Франции (1974). Композитор имеет звание Народного артиста СССР (1983) и многочисленные правительственные награды. Никита Владимирович Богословский умер 4 апреля 2004 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Советский поэт Владимир Гариевич Агатов (1901—1966)

ВЛАДИМИР АГАТОВ

Владимир Гариевич Агатов (настоящее имя — Вэлвл Исидорович Гуревич) родился в 1901-м году в Киеве. Сменив множество профессий в молодости, будущий поэт остановил свой выбор на профессии журналиста-фельетониста и уже в 18 лет добился первого успеха: его литературные заметки публикуются в сборнике «Стихи и проза о русской революции». С 1919-го года Агатов начинает работать в киевских газетах «Пролетарская правда» и «Киевский пролетарий», а впоследствии, переехав в Москву, — в газете «Гудок», «Правда», «Рабочая Москва» и в журнале «Огонёк». В 1923-м году поэт опубликовал свой первый сборник под названием «Зеркала», написанный под влиянием поэтов Серебряного века. Другое прижизненное издание — небольшая стихотворная книжка «Гога» (1940) — носило явно юмористический характер. В довоенные годы Агатов много работает в области драматургии малых форм на эстраде, а также как поэт-песенник. Становятся известными его песни и мелодекламации на музыку Ю. Хайта — «Чайный домик», «Три менуэта», «Шахматы»; песня «Ленину» на музыку С. Покрасса; а также знаменитая одесская блатная песня «Ох, уж повезло косому Ваньке» («Алёха жарил на баяне, гремел посудою шалман…»). Однако настоящая слава пришла с песнями «Тёмная ночь» и «Шаланды» на музыку Н. Богословского, которые исполнил М. Бернес в кинофильме «Два бойца» (1942). Среди других известных произведений Агатова стоит назвать песни «Наша любовь» на музыку Н. Богословского, «Друзья» и «Воспоминание» на музыку М. Блантера, а также «Домой» на музыку А. Лепина. Владимир Гариевич Агатов умер в 1966 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Читать еще:  Для чего детям учить стихи

ПЕСНЯ «ТЁМНАЯ НОЧЬ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Главный герой кинофильма «Два бойца» — Аркадий Дзюбин (Марк Беренес) поёт песню «Тёмная ночь»

Вы, конечно, помните эти кинокадры. Короткая минута фронтового затишья. Низкая зем­лянка. Бойцы пишут письма своим близким. Моно­тонно капает дождь в подвешенную к потолку жестянку, и из шума падающих капель постепенно возникает мелодия печальной песни:

Темная ночь,
только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах,
тускло звезды мерцают.

Лишь один Аркадий Дзюбин не пишет письма: нет у него родных, нет, кроме Саши Свинцова, близких друзей, а Саша — рядом. И то, о чем ему пока некому написать, он поет в своей песне — тихо, грустно и нежно:

Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила.

Он поет для себя и в то же время для фронтовых своих това­рищей — мы видим, как светлеют их лица, мы чувствуем, как от этой песни люди в холодной и тревожной ночи становятся друг другу еще ближе.

Да, хорошо пел Марк Бернес, и песня его вовсе не была в кар­тине вставным номером. Нет, песня про темную ночь отнюдь не дивертисмент, она здесь очень необходима — чтобы лучше понять, кто же он такой, этот развеселый одессит Аркадий Дзюбин. Много говорит, острит, шутит? Да. Но у этого человека, выражаясь словами поэта, «в горле горе комом — не смешок», его веселость — особого, сложного свойства. Он как бы добро­вольно взял на себя обязанность бдительно следить за настрое­нием товарищей. Поэтому есть у Аркадия озорная песенка про «шаланды, полные кефали», которые приводил в Одессу некий неунывающий и всеми обожаемый Костя-рыбак. Только представьте: вокруг — кольцо войны, рядом — холодный, суровый Ленинград, а в песне — весна, цветут каштаны и синеет море. Но за этой чисто внешней веселостью Аркадия скрывается боль­шое внутреннее напряжение, и поэтому у него есть и другая песня — «Темная ночь».

Работая над ролью, Бернес в госпитале познакомился с моря­ком-черноморцем, раненным в боях за Одессу. От него артист и перенял манеру своеобразного говора с сильно смягченными шипящими, со слегка певучими интонациями. Однако это не са­мое главное, что уловил Бернес, беседуя с моряком. Главное — он понял, ощутил самую суть своего героя: важно не то, что его Аркадий — одессит, важно то, что он — советский гражданин и за город Ленина воюет так же самоотверженно, как за свою милую Одессу, где тоже «горе и кровь», что сердцем он — со всей своей страной, родной и единственной.

Картина «Два бойца» снималась в сорок втором в Ташкенте. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Тем­ной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссер Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять раз повторяли запись, но все было «не то», все недоставало особой душевной, проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось до­биться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт Владимир Агатов.

Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рожденную песню.

С этого утра началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь. » И над дет­скими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких, затем­ненных городах эта песня очень помогала ждать.

А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю амери­канского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спро­сил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Аме­рике очень любят. »

Пожалуй, на этом можно было бы и закончить рассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний. Только еще одна маленькая подробность. Вскоре после того, как «Темная ночь» прозвучала с экранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда стали испытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку — то же самое. Поставили третью, пятую, седьмую — брак. Оказалось, что испорчена матрица: техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ее слезами.

Источник: Л. Сидоровский. «Верю в тебя…» // И только потому мы победили. Л., 1985

История создания песни «Темная ночь»

Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!

Песни военных лет – особенные. Военная песня «Темная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны.

Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте и в глубоком тылу. Чуть позже была готова и музыка.

Кинорежиссер Леонид Давидович Луков

Поэт Владимир Гариевич Агатов

Композитор БОГОСЛОВСКИЙ Никита Владимирович

Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины — поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

Стоит отметить, что после записи песни съемка фильма пошла гораздо легче – злополучная сцена с письмом была снята с первого же дубля.

Но история песни «Темная ночь» на этом не заканчивается. При записи песни на грампластинки первая партия пластинок оказалась бракованной – был слышен посторонний шум. Как выяснилось, первая матрица была испорчена слезами техника, которая не могла сдержаться при прослушивании песни.

После Победы в Великой Отечественной войне «Темная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский, один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием послушал бы песню «Темная ночь», и что в Америке ее очень любят.

После первого издания на грампластинках в 1943 году советский исполнитель Леонид Осипович Утесов записал еще несколько студийных фонограмм как на пластинках (в 1954 и в 1958 годах), так и на магнитных записях (в 1958 и 1967 годах), однако зрители навсегда запомнили исполнение песни в интерпретации Марка Бернеса, которая отличается своей душевностью и поразительной искренностью.

Из кинофильма «Два бойца», 1943
режиссер-постановщик Леонид Луков

Музыка Никиты Богословского
Слова Владимира Агатова

Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила…
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!

По теме:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector