Кто написал стих в горнице моей светло
Лирический шедевр Николая Рубцова стихотворение «В горнице». История публикаций
Памяти М. А. Полётовой
Стихотворение «В горнице» Н. М. Рубцова – одно из лучших поэтических откровений в истории поэзии имеет свою историю написания, публикаций и даже названий. С каким – то особым трепетом хочется прикоснуться к некоторым рубцовским стихотворениям. Именно прикоснуться, даже не пытаясь разгадать магию их воздействия на читателя. Не буду говорить о литературоведческих аспектах гениального стихотворения «В горнице» и приводить мнения исследователей, литераторов, литературоведов, текстологов. Поток исследований по поводу его содержательной и духовной частей просто нескончаем. Но постараюсь по – своему, с позиций историка литературы, что – то выяснить и обобщить об этом стихотворении Н. М. Рубцова, то, что зачастую не замечается, не считается важным, но всё это как сказать… Почему необходимо подробно останавливаться на том, где, когда и в каком варианте печатались стихи поэта? Да встречаются в литературе о творчестве Николая Рубцова некие казусы при цитировании его стихов, причём даже у серьёзных исследователей. Поясним на примере. В сборнике «Лирика», конечно, присутствует стихотворение «Осенняя песня» из трёх строф, но без посвящения Анатолию Передрееву, как в сборнике «Поэзия Севера» 1966 года и без четвёртой строфы, которой нет и в Архангельском издании.
Я в ту ночь позабыл
Все хорошие вести,
Все призывы и звоны
Из Кремлевских ворот.
Я в ту ночь полюбил
Все тюремные песни
Все запретные мысли,
Весь гонимый народ.
Понятно, что эта строфа не могла быть опубликована в советское время в силу идеологических причин и принципов существования СССР. Кстати, в «Лирике» и «пароходный свисток», а не милицейский, как в некоторых архивных рукописях поэта и строфа эта также имеет варианты, но их можно посмотреть только в архивных фондах. Да, сохранилась исполняемая Рубцовым под гитару песня на эти стихи с этим четверостишием. Но, в сборнике «Лирика» или любой другой прижизненной публикации стихотворения «Осенняя песня» его нет. Кстати, если уж быть последовательным, то поёт Рубцов о «пароходном гудке» и это стихотворение заслуживает отдельного разговора… Поэтому, когда аргументом является стихотворении именно из этого сборника, а цитируется изменённый вариант из четырёх строф, то это явная неточность. Надо проверять какой вариант стихотворения использует поэт в данной публикации, а уже потом ставить вопрос о причинах творческих или издательских такой публикации. В «Лирике» Рубцова почти все классические рубцовские стихи в первоначальном варианте, который будет дорабатываться поэтом. «Звезда полей» пока только из трёх строф вместо четырёх, «Хозяйка» – будущий знаменитый «Русский огонёк», без начала и окончания, о стихотворении «Тихая моя Родина» недавно писал. Могло быть два варианта: классическая версия (доработанная) уже имелась у Николая Рубцова, но её не взяли в виду издательских трудностей переделки уже готового макета книги или уже после выхода в свет «Лирики» поэт довёл стихотворения до совершенства. В любом случае поэтические тексты Рубцова – это тексты повышенной вариативности и остаются сложные текстологические проблемы, связанные с выбором основного «канонического» текста стихотворения.
В наше время уже нельзя не считаться и с таким фактором, как издательская традиция в публикации того или иного стихотворения, в том или ином варианте, особенно если она восходит к прижизненным публикациям, так или иначе санкционированным автором. Так же нельзя не считаться и с инерцией читательского восприятия. Академик Д.С. Лихачёв писал, что любое текстологическое решение должно опираться на исчерпывающее изучение истории данного текста. Вот мы и займёмся историей стихотворения «В горнице» после общих для этой темы замечаний. Начнём с устоявшейся версии, в которой это стихотворение публикуется сейчас и было опубликовано в сборниках стихов «Звезда полей», а оно открывает лучшую книгу стихов Рубцова, «Душа хранит» и «Зелёные цветы» – этот сборник подготовил сам поэт, но в свет он вышел через несколько месяцев после его трагической гибели. Вот это стихотворение, с которым и будем сравнивать более ранние версии и публикации.
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Будут поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.
Итак, с книжными прижизненными публикациями всё понятно. Но, когда и где написано стихотворение? На этот вопрос лучше всего ответит автограф из Государственного архива Вологодской области (ГАВО, ф.51, оп.1, ед. хр. 38, л.2). Этот документ представляет из себя первоначальный вариант стихотворения «В горнице» с датой написания июль 1963 года с названием «В звёздную ночь».
Стихотворение «В звёздную ночь». Автограф из Государственного архива Вологодской области (ГАВО, ф.51, оп.1, ед. хр. 38, л.2).
В стихотворении только две строфы из классического варианта и его можно рассматривать как отдельное, оригинальное произведение Рубцова с элементами самоповтора. Оно прекрасно по -своему, но не могло быть опубликовано в советском государстве, как произведение не совместимое с практикой социалистического строительства.
В горнице моей светло,—
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
— Матушка,—который час?
Что же ты уходишь прочь?
Помнишь ли, в который раз
Светит нам земная ночь?
Красные цветы мои
В садике завяли все,
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Сколько же в моей дали
Радостей пропало, бед?
Словно бы при мне прошли
Тысячи безвестных лет.
Словно бы я слышу звон
Вымерших пасхальных сел.
Сон, сон, сон
Тихо затуманит все.
На вопрос, где написано произведение отлично отвечает письмо поэту Борису Слуцкому от 3 июля 1963 года из села Никольского. Значит летом поэт был в Николе, где и написал несколько стихотворений, но «В Горнице» Слуцкому в письме не послал.
Итак, тема пришла к поэту летом 1963 года, а первая публикация состоялась в газете «Ленинское знамя» Тотемского района 31 октября 1964 года. Стихотворение опубликовано под названием «Лирическое» и стало совсем другим, близким к каноническому варианту. Собственно расхождение одно – «думая о их судьбе», о судьбе цветов и эта строчка была заменена в классическом варианте на «думать о своей судьбе» что, конечно, несёт больше смысла.
Первая публикация стихотворения в газете «Ленинское знамя» Тотемского района 31 октября 1964 года.
А ещё летом 1964 года в письме Н.Н. Сидоренко поэт сетует, что «В горнице» не взяли в сборник «Лирика». Обратите внимание как поэт называет это стихотворение в письме «…Я получил письмо из Архангельска. Стихи «Русский огонек», «По холмам задремавшим» и еще многие стихи, которые дали бы лицо книжке, мне предлагают обязательно убрать из рукописи. Даже стихотворение «В горнице моей светло» почему-то выбрасывают…».
Следующей стала публикация стихотворения «В горнице» в газете «Вологодский комсомолец» 10 февраля 1965 года. По воспоминаниям В. И. Аринина тогда это стихотворение читала и оценила как гениальное О. А. Фокина, работавшая в редакции газеты.
Публикация в газете «Вологодский комсомолец» 10 февраля 1965 года.
В этом же 1965 году стихотворение напечатано в сборнике «Голоса молодых» М. 1965, №2, стр.111. (Лично этот сборник в руках подержать пока не удалось Л.В). 3 марта 1965 года стихотворение публикует главная газета Вологодчины «Красный Север» пол рубрикой «Стихи молодых» вместе со стихами Сергея Чухина, Германа Александрова, Нины Груздевой. В последнем четверостишии первые две строчки звучат так «Буду поливать цветы, Думая о их судьбе…». И что удивительно, в этом же году появилась в «Красном Севере» ещё одна публикация стихотворения «В горнице». Это произошло 7 декабря 1965 года в подборке стихов к семинару молодых вологодских литераторов. Рубцов представлен одним стихотворением вместе с Виктором Коротаевым, Сталиной Рожновой, Наташей Масловой. В этом варианте «Ранние цветы мои» вместо «Красные цветы мои…» и уже привычное «Думая о их судьбе».
В 1966 году стихотворение публикуется трижды. В газете «Московский комсомолец» 26 июня, в журнале «Юность» № 6 за 1966 год с несколько изменёнными строчками («Думать о своей судьбе» и новый поворот «Ранние цветы мои, к вечеру завяли все…») и также «В горнице» печатает 17 июля 1966 года в газета города Сокол «Сокольская правда».
В 1967 году две интересные публикации этого стихотворения: в газете «Волна» посёлка Вашки, Вологодской области 2 сентября во время поездки писателей по Волго – Балту и в репертуарном сборнике «Стихи, стихи…» 1967 года. Вот как об этой публикации вспоминает друг Рубцова по Кировскому горно – химическому техникуму Николай Шантаренков «…При подготовке в издательстве «Искусство» в 1967 г. репертуарного сборника «Стихи, стихи. » поэт внес изменения во вторую строфу и просил меня проследить, чтобы Лариса Гамазова, редактор сборника, эти изменения внесла, исправив две строчки следующим образом:
Ранние цветы мои
К вечеру завяли все»
Это тот же вариант, как и для журнала «Юность», значит поэт искал верные слова… В 1968 году состоялась одна публикация стихотворения «В горнице» в газете «Новый путь» посёлка Варнавино Горьковской области. В этом случае, видимо, текстологические небрежности произошли по вине редакции газеты. К тому времени вышел в свет сборник стихов «Звезда полей» и именно с него в газете напечатали стихотворение Николая Рубцова. На этом настоял литинститутский друг поэта Александр Сизов, который был из этих мест. Конечно же строка без точной рифмы «Дремлет на моей стене…» – ошибка и должно быть как должно «Дремлет на стене моей…». Это же касается и двух изменённых знаков препинания. И название стихотворения почему – то не приводится. К этому времени классический вариант стихотворения в сборниках «Звезда полей» и «Душа хранит» не вызывал никаких вопросов по тексту стихотворения. Последняя, обнаруженная нами, прижизненная публикация стихотворения «В горнице» осуществилась 23 августа 1969 года в газете «Авангард» города Никольска Вологодской области (Некоторые факты публикаций стихотворения «В горнице» как, например, этот вводятся в научный оборот впервые).
Первая посмертная публикация в газете «Сельская правда» 23 января 1971 года.
Завершим материал фактом, вызывающим великое уважение. Сергей Чухин 23 января 1971 года в газете «Сельская правда» Грязовецкого района Вологодской области опубликовал свой личный некролог памяти безвременно ушедшего друга Николая Рубцова и в первой посмертной подборке стихов поэта Рубцова, конечно, напечатали, по его просьбе, шедевр на все времена – стихотворение «В горнице».
Николай Рубцов — В горнице моей светло: Стих
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
Анализ стихотворения «В горнице моей светло» Рубцова
Тема малой родины – основная в творчестве Николая Михайловича Рубцова. Она отражена и в произведении «В горнице моей светло», ставшей песней.
Стихотворение написано в 1965 году. Его автору исполнилось в ту пору 29 лет, он учится в Литературном институте, публикуется, готовит сборники стихов к печати. По жанру – элегия, песня, по размеру – хорей с перекрестной рифмой, 4 строфы. Рифмы открытые, закрытые. Лирический герой – сам автор, или просто любой деревенский парнишка. Интонация нежная, с любованием повседневными делами и радостями простого человека. Поэт не раскрывает своих дум, а лишь описывает обстановку, в которой находится. В первой строфе упомянута матушка, сам же поэт рано остался без матери. Именно с ее смертью связан образ красных цветов, увядших в «садике» (нежность и грусть подчеркнуты уменьшительным суффиксом). Вообще Н. Рубцов долгое время считал себя круглым сиротой, воспитывался в детдоме, уже юношей он выяснил, что отец его не погиб на фронте, они смогли, наконец, встретиться. Молодому поэту было уже 19 лет, позади учеба в техникуме служба и работа на флоте, а у отца – другая семья. «Лодка догниет»: давно он не переправлялся на ней, давно не поливал цветы… А главное – не думал «о своей судьбе». До глубокой ночи один он будет латать лодку и размышлять, вспоминать и, быть может, слагать стихи. Эпитеты: кружевная тень, хлопотливый день. Инверсия: дремлет тень. Анафора: буду. Горница – самая лучшая комната в доме. Образ ивы традиционно связан со слезами. Композицию стихотворения можно считать кольцевой – образ ночной звезды возникает в начале и финале произведения. Несколько негромких восклицаний и задумчивых многоточий создают как бы хрустальную, звенящую атмосферу этого стихотворения, описанного в нем дня. Лирический герой в нем не чужой, а часть молчаливой гармонии. Безусловно, чувствуется фольклорность стихотворения, желание создать вневременную картинку, не связанную с современностью, эпохой, политикой, идеологией. Ночь и сон сходят на деревню, но поэт все вспоминает, печалится, порой чему-то улыбается. Ни о чем он не жалеет, ни за что не ропщет. Глаголы придают стихотворению скрытый динамизм. В каждой строфе поэт перечисляет свои будущие действия, в частности, теперь «ведро» возьмет он сам…
Личная интонация обогащает зарисовку «В горнице моей светло» Н. Рубцова. Это произведение по праву находится в золотом фонде отечественной поэзии середины XX века.
Анализ стиха «В горнице моей светло» Рубцова
Тема малой родины – основная в творчестве Николая Михайловича Рубцова. Она отражена и в произведении «В горнице моей светло», ставшей песней. Стихотворение написано в 1965 году.
Сочинение, а также краткий и полный анализ «В горнице моей светло» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
- Текст стихотворения «В горнице»
- Краткий анализ произведения
- Анализ стихотворения «В горнице»
- Подробный анализ стихотворения
- Сочинение о стихе В горнице моей светло
Текст стихотворения «В горнице»
Николай Михайлович Рубцов
В горнице
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
Краткий анализ произведения
Стихотворение «В горнице» было написано Н. Рубцовым в 1963 году. На первый взгляд, оно просто и незатейливо.
- Род литературы – лирика. Подход к изображению основных форм проявления человеческой личности субъективный – в переживаниях и раздумьях.
- Жанр лирического произведения – лирическая песня, раскрывает чувства и мысли лирического героя.
- Размер – четырёхстопный хорей с пиррихием во второй стопе и мужской клаузулой.
- Рифма по месту ударения в строке только мужская, открытая, так как оканчивается на гласный звук. По способу рифмовки перекрёстная; точная, богатая, однородная, простая, банальная.
- Автор использует звукопись: в первой строфе ассонанс на звук [о ];
- Композиция стихотворения линейная, последовательная; стихотворение состоит из 4 катренов (четверостиший).
- В основном слова использованы в прямом значении. Эпитет «кружевная» (тень ивы) создаёт мотив красоты именно в тот момент, когда лирический герой преобладает духовный кризис и планирует его преодоление. Инверсия: цветы мои, завяли все, ивы кружевная тень, будет хлопотливый день.
- Основной конфликт – внутренний, в душе лирического героя, который преодолевает духовный кризис.
- Ведущие мотивы света ночной звезды, деятельной помощи матушки, садика с увядшими цветами как символа души героя, догнивающей на речной мели лодки как символа несостоявшейся судьбы героя, мотив преодоления духовного кризиса.
- Тема человеческой судьбы. Идея – нужно преодолевать жизненные невзгоды, нельзя поддаваться отчаянию.
Стихотворение замечательное, лирически взволнованное, трогательное, задушевное. Не случайно оно положено на музыку и часто его принимают за народную песню – самое высокое доказательство художественных достоинств этого стихотворения.
Анализ стихотворения «В горнице»
Произведение относится к лирическому творчеству поэта и по жанровой направленности является песней, раскрывающей авторские чувства и мысли.
Основной тематикой стихотворения отображаются детские воспоминания поэта в виде описания горницы, являющейся одной из центральных комнат русского дома.
Композиционная структура стихотворения представляет собой метрическую систему, в которой стихосложение имеет слогоударную форму, и состоит из четырех четверостиший (катренов), сложенных в линейную, последовательную схему.
В первой строфе описывается экспозиция в виде места действия повествования, горницы. Во второй строфе действие подвергается завязке в форме начала действий лирического героя, которые в содержании третьей строфы приходят к стихотворной развязке в виде планирования мероприятий для преодоления душевных терзаний.
Кульминацией стихотворения становится авторская мысль о необходимости построения дальнейшей судьбы, несмотря на потери, боль и тоску.
Повествовательное содержание ведется от лица лирического героя, передающего авторский поэтический замысел в форме изображения внутреннего конфликта, выраженного в духовном кризисе человека.
В качестве стихотворного размера используется форма четырехстопного хорея в сочетании с пиррихием и мужской клаузулы, включающих перекрестную рифмовку с применением открытых мужских рифм, оканчивающихся на гласный звук.
Среди художественных средств выражения преобладают многочисленные эпитеты и развернутые метафоры, создающие лейтмотив душевного состояния лирического героя. Кроме того, поэт использует в стихотворении литературный прием в виде инверсии, меняющий звуковую интонацию произведения и придающий ему наибольшую выразительность.
Отличительной особенностью стихотворения является его неприкрытая мелодичность и особая звукопись в виде ассонанса, подчеркивающие взволнованность, задушевность, трогательность повествовательного содержания.
Помимо этого, динамичность лирической сюжетной линии придает применение поэтом разнообразных глаголов, а также местоимений, усиливающих ощущение несостоявшейся жизни лирического героя.
Использованные в произведении образу природного пейзажа демонстрируют неприкрытую любовь лирического героя к рано ушедшей матери и отображают его чувства грусти, тоски и печали.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Одно из самых лиричных, душевных произведений Н. Рубцова стихотворение «В горнице» написано в 1965 году. Поэту 29 лет. Он учится в литературном институте в г. Москва. Это не понятый современниками и еще не признанный поэт, несмотря на то, что он выпустил уже один сборник своих стихов, правда, в «самиздате».
А сегодня он многих читателей поражает своей искренностью, открытостью души. Моим современникам стихотворение «В горнице» еще известно песней. Она теперь популярна и любима многими.
Жанр: элегия, потому что воссоздает настроение грусти, светлой печали.
Раскрытие темы. Лирический герой. Композиция.
Поэт говорит о себе, о своей жизни, чувствах, надеждах. Стихотворение сразу вводит в мир крестьянского быта. Мы видим горницу — чистую, уютную комнату в избе, освещенную светом звезды, заглядывающей в окно.
Это мир детства Николая Рубцова. Время, когда еще жива матушка. Матушка! Какое красивое и ласковое слово. Это хозяюшка-хлопотунья, которая и детей приласкает. Нежность, любовь чувствуется в этом слове. Слышится в нем и боль раннего сиротства.
О чувстве утраты самого родного человека напомнят красные цветы в начале второй строфы. Этот грустный символ встретится не раз в поэзии Н. Рубцова.
Поэт никогда не сможет забыть, как заботливо и любовно выращивал аленький цветочек для уже больной мамы, чтобы порадовать её подарком, а нёс его за гробом матери.
Первая строфа обрывается многоточием, как обрывается и само воспоминание о прошлом. Взгляд поэта устремляется в настоящее. Его тоже сопровождают ноты грусти и печали. Детали быта – завядшие красные цветы, догнивающая лодка — свидетельства заброшенности и неустроенности жизни поэта.
Неслучаен и образ ивы — плакучего дерева, символа печали. Хлопотливый день сулит заботы. Это спокойные и важные для поэта дела. Среди них — «думать о своей судьбе». Это так же необходимо, как «поливать цветы» и «мастерить лодку».
Присутствует в стихотворении и главный символ поэзии Рубцова — символ звезды.
Это путеводная нить и в прошлое — поэтому звезда появляется в первой строфе, и в будущее — есть она и в последней строфе. Это символ надежды на поддержку в выборе своего пути, поддержку каждого шага по жизни.
Все стихотворение проникнуто легкой грустью, за которой чувствуется неустроенная судьба поэта — человека, к тридцати годам много пережившего, одинокого. В стихотворении много прекрасного и поэтичного. Плавность повествования позволило переложить стихи на песню.
Художественные средства выразительности
Стихотворение отличает лексика, рисующая деревенский быт: горница, матушка и даже ведро, как символ сельского мира, как балалайка у Есенина. Эпитеты и метафора служат для эмоционального восприятия изображаемого: «хлопотливый день», «дремлет кружевная тень».
Инверсия — «дремлет тень» — придаёт плавность и напевность строке. Рифма, стихотворный размер. Рифма перекрестная. Стихотворный размер — хорей.
Восприятие
Стихотворение сразу трогает душу. За такими простыми словами и короткими предложениями мне увиделся большой мир неординарного человека. Поразила глубина его переживаний. Очень полюбилась песня на эти стихи.
Сочинение о стихе В горнице моей светло
«В горнице» – самое известное стихотворение Рубцова, ставшее его визитной карточкой. Не в последнюю очередь популярности способствовало то, что текст положен на музыку. Более того – нередко происходит путаница.
Песню на стихи Николая Михайловича, написанные в начале 1960‑х годов, часто принимают за образец русского фольклора. Ничего удивительного в этом нет. В рассматриваемом произведении используются традиционные для народного творчества образы, его отличает напевность, особая душевность, искренность.
Ключевое настроение стихотворения в некоторой степени заявлено еще в названии. Горница – не просто комната в доме. Традиционно так именовалась самая красивая комната, где принимались гости, собирались все члены семьи. Слово это происходит от прилагательного «горний», то есть духовный, небесный.
В первом четверостишии появляется образ звезды, характерный для творчества Рубцова и олицетворяющий надежду, высокие идеалы, судьбу. Идущий от нее свет – свет духовный. Потом появляется матушка лирического героя, в молчании приносящая воду. Завершается первое четверостишие многоточием.
Далее становится понятно, что описанная картина – это прекрасные воспоминания героя о прошедшем давно детстве. При помощи начальных четырех строк воспроизводится атмосфера уюта, умиротворенности. Читатель настраивается на спокойный лад. Песенные интонации словно убаюкивают его.
Во второй строфе настроение меняется. Место светлых воспоминаний занимает не слишком радостная действительность. Герой рассказывает о красных цветах, увядших в садике, почти сгнившей лодке на речной мели. Первый образ – автобиографичен. Рубцов писал, что со смертью матери в его памяти навсегда остался связанным «удивительно красивый алый цветок».
В третьей строфе не случайно возникает ива – традиционный для русской лирики символ печали. Под ней, не забывая о любимой матушке, герой намерен начать восстановление собственной жизни. Он собирается поливать цветы, думать о своей судьбе, мастерить новую лодку.
Да, смерть, приносит горе, но и после нее необходимо найти в себе силы, чтобы продолжать жизненный путь.
«В горнице» – глубоко личное стихотворение, в котором Рубцов не побоялся раскрыть читателям душу, поделиться болью от потери близкого человека и светлыми детскими воспоминаниями. В этой искренности – еще один секрет невероятного успеха произведения.
Читайте также: Анализ стихотворения «Я, отрок, зажигаю свечи» А. Блока.
С уверенностью можно сказать, что это одно из лучших стихотворений талантливого поэта. Открытость души, глубокие чувства, своеобразная передача переживаний — всё это характерно для стихотворения «В горнице» и для всего творчества поэта. Пластичность, напевность многих стихов Н. Рубцова сделали их песнями.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–Фотоальбом
- Все (21)
–Рубрики
- публицистика (2535)
- идеология (1514)
- политические деятели (1893)
- предательство и предатели (1704)
- “заклятые друзья” (514)
- лабиринты истории (493)
- актеры и актрисы голливуда (391)
- героизм (205)
- культура (197)
- революция в россии (125)
- революционные деятели (33)
- гражданская война (24)
- анархизм (9)
- загадки истории (88)
- донбасс (86)
- телевидение (32)
- сказки (12)
- в гостях у муслима магомаева (4)
- великая отечественная (859)
- герои (175)
- партизаны и партизанская война (5)
- великие композиторы (175)
- великие певцы (78)
- великие писатели и поэты россии (613)
- великие художники (520)
- города и страны (1425)
- декабристы (49)
- дети (349)
- доброта (73)
- драматурги (20)
- древняя русь (158)
- жзл (183)
- живопись (1362)
- портреты (236)
- акварели (115)
- картины и иллюстрации (96)
- история картин (91)
- живопись и поэзия (91)
- иллюстрации (84)
- история создания картин (171)
- картины великих художников (400)
- животные (567)
- забытые имена (563)
- зарубежные актеры кино (192)
- зарубежные актрисы кино (281)
- зарубежные писатели и поэты (305)
- звезды из прошлого (1613)
- звезды сцены (1003)
- знаменитости (2577)
- известные личности (2260)
- интервью (269)
- интересно (360)
- интересные истории (1618)
- интересные факты (10583)
- искусство (265)
- истории (1715)
- истории любви (1022)
- истории создания фильма (43)
- история монархов (639)
- история песни (46)
- история Европы (519)
- история Крыма (81)
- история России (2876)
- либералы и оппозия (578)
- “творческая интеллигенция” (300)
- экономика (182)
- история СССР (1491)
- катастрофы (132)
- киноактеры и киноактрисы (587)
- кинозал (156)
- композиторы (192)
- котики и кошечки с котятами (963)
- котоматрицы (337)
- кошки в живописи (65)
- кошки и фото (72)
- кошки и юмор (292)
- кумиры (863)
- звезды голливуда (182)
- любовь (205)
- ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5841)
- мир балета (178)
- история создания балета (6)
- мир кино (3416)
- интервью с актерами (65)
- прототипы героев фильмов (64)
- история создания фильма (573)
- музыка из кинофильмов (134)
- мультфильмы (101)
- размышления о фильме (263)
- рецензия на фильм (27)
- экранизации (84)
- мир театра (534)
- мир цирка (33)
- мифология (127)
- мои рамочки (19)
- мудрость (277)
- музыка (1583)
- авторы (373)
- исполнители (343)
- барды (50)
- история создания опер (23)
- джазовая музыка (49)
- дирижеры (7)
- история песни (283)
- история создания (130)
- классическая музыка (201)
- поп-музыка (104)
- ретро-музыка (580)
- романсы (412)
- танцевальная музыка (178)
- образование (124)
- отечественные актеры кино (870)
- отечественные актрисы кино (617)
- певицы (228)
- певцы (277)
- певцы и певицы бельканто (37)
- политика (2653)
- поэзия (383)
- праздники (180)
- притчи. (9)
- психология (1914)
- Пушкиниана (252)
- режиссеры (308)
- религия (151)
- русские писатели (142)
- русские поэты (155)
- русский язык (99)
- грамматика (31)
- садальский (146)
- сатира (112)
- сатирики (109)
- собаки (132)
- советские писатели (153)
- советские поэты (144)
- спорт (56)
- СССР (65)
- схемки (84)
- танцовщицы (92)
- танцоры (52)
- танцы. танцевальные номера (54)
- театр. театральные актеры и актрисы (461)
- Украина (438)
- фигурное катание (1)
- фото (480)
- художественная литература (456)
- прототипы героев книг (43)
- русские писатели (29)
- русские поэты (38)
- художники (563)
- цветы (30)
- цитаты (394)
- афоризмы (83)
- крылатые фразы (102)
- чтобы помнили (1443)
- актеры (99)
- актрисы (69)
- театральные актеры (47)
- юбилеи и дни рождения (553)
- юмор (652)
- юмор в живописи (9)
- юмористы (52)
–Цитатник
- Все (2509)
«Николай Добронравов. Тост за достоинство честных певцов» Творческий и семейный союз композит.
Акварель, лишь способна, прозрачность нести. Grand Duchess Olga Alexandrovna .
Схемы “Усатые-хвостатые на фоне осени” .
“В глубине души такая печаль . ” Письма Н.Н. Пушкиной-Ланской П.П. Ланскому Портрет Н.
Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.
–Видео
- Все (1)
–Метки
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Интересы
- Все (1)
–Друзья
- Все (156)
–Постоянные читатели
- Все (1055)
–Сообщества
–Статистика
РЕТРО-МУЗЫКА. РОМАНС-ПЕСНЯ “В ГОРНИЦЕ МОЕЙ СВЕТЛО”
Музыка А.С.Морозова
Слова Н.Рубцова
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
Поет Марина Капуро
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ (3 января 1936 — 19 января 1971 — русский лирический поэт.
Николай Рубцов родился 3 января . В январе 1941 года отец Михаил Рубцов получил назначение в Вологодский горком партии. В Вологде Рубцовых застала война. Летом 1942 года умерли мать и младшая сестра Рубцова, отец был на фронте, и детей распределили в интернаты. Этим летом 6-летний Николай написал своё первое стихотворение.Воспитывался в интернате. Затем много работал как разнорабочим так и на других должностях.
В августе 1962 года Рубцов поступает в Литературный институт им. М. Горького в Москве, где познакомился со многими литераторами, помогавшие ему в издании стихов. В середине 1960-х у него выходят первые сборники.
В 1969 году Рубцов закончил Литературный институт и был принят в штат газеты «Вологодский комсомолец».
Николай Рубцов трагически погиб в ночь на 19 января 1971 года, на 36-м году жизни, в своей квартире, в результате бытовой ссоры с начинающей поэтессой Людмилой Дербиной (, на которой собирался жениться . Её осудили на 10 лет, но она провела в тюрьме 6 лет.
Биографы упоминают о стихотворении Рубцова «Я умру в крещенские морозы» как о предсказании даты собственной смерти .
“В горнице”- самое известное стихотворение Николая Рубцова, ставшее его визитной карточкой. Не в последнюю очередь популярности способствовало то, что текст положен на музыку.
Поет Дзидра Яутакайте.
Это глубоко личное стихотворение, в котором Рубцов раскрыл читателям душу, поделился светлыми детскими воспоминаниями.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ МОРОЗОВ (род. 1948, Окница,Молдавской ССР) — советский и российский композитор-песенник, эстрадный певец, Народный артист Молдовы (2003), Российской Федерации (2004) и Украины (2004).
За 40 лет творческой деятельности написал более 1000 песен. Среди них: «Малиновый звон», «Зорька алая», «Домик окнами в сад», «В горнице моей светло», «В краю магнолий», «Душа болит», «Любите, пока любится», «Камушки», «Фантазёр», «Мой голубь сизокрылый», «Папа, подари мне куклу» «Платье», «Блудный сын», «За кордон», “Улетели листья”, “Белая ночь” и много других всенародно любимых песен.
Поет Пелагея
Свои произведения написал в соавторстве со многими талантливыми поэтами, среди которых Леонид Дербенев, Игорь Кохановский, Евгений Муравьев и, конечно же, большой цикл произведений написан на слова замечательного русского поэта Николая Рубцова, в том числе знаменитая песня «В горнице моей светло». За вокальный цикл, написанный на стихи Николая Рубцова маэстро получил Всероссийскую литературную премию «Звезда полей». Руководит театром песни «Самородок», из стен которого вышли Николай Басков, Пелагея, Марина Капуро, нынешние солисты Большого и Мариинского театров в том числе бас Андрей Валентий, тенор Андрей Савельев, баритон Алексей Сафиуллин и многие другие.
Рубрики: | музыка/романсы музыка/ретро-музыка музыка/авторы композиторы советские поэты |
Метки: в горнице моей светло
Процитировано 2 раз
Понравилось: 9 пользователям
В горнице моей светло
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Грани творчества. В горнице моей светло
В 1965 году Николай Рубцов напишет наполненные искренним душевным теплом строки:
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.
Через несколько лет чистый, нежный, звонкий, как колокольчик , голос споёт песню на эти стихи. Волнующий волшебный голос Гинтаре Яутакайте. Только на высоком накале чистоты и искренности возможно было именно такое музыкальное исполнение этого стихотворения .
Но искусство не было бы искусством, если бы оно не преломлялось и не светилось всеми гранями человеческого духа.
И художник Михаил Абакумов в 1994 г. создаёт картину, которую так и назовёт “В горнице моей светло”
Сегодня эта картина украшает музейно-выставочный зал Михаила Абакумова в Коломне в культурном центре “Дом Озерова” .
Возле этой работы я замираю и долго-долго вглядываюсь в непостижимую красоту русской избы, в окно которой заглядывает июльское солнце .
Дом в деревне Синяково под Вологдой, что на берегу речки Кубены. Живописнейшее место. В этом своем доме М. Абакумов с семьёй проводил много времени.
Так о чём же эта картина?
Июль. липень.
Свежеструганные доски деревянного дома будто пахнут душистой сосновой смолой .
Тонок и нежен аромат букета полевых цветов в вазе на комоде, и он переплетается с запахом пижмы, душицы и зверобоя. Топится печь, несмотря на летнее тепло. топится, чтобы подсохли травы…
Супруга художника Анастасия Георгиевна склонилась в глубине дома над свежесобранными цветами, сортируя их.
Пространство избы освящено ликом иконы в красном углу. А на переднем плане холсты художника.
Гармония этого интерьера привносит в душу благодать и умиротворение.
Эта картина – настоящая жемчужина всей экспозиции. Здесь обычно хочется остановиться , затаив дыхание от этой чарующей красоты.
Интерьерные работы и натюрморты Михаила Абакумова совершенно особые.
Это вовсе не nature morte. В них все живет.
Вот так из волшебства вдохновенного стихотворения родились песня и картина, украшая нашу жизнь и радуя .
Сcылка на запись выступления Gintar Jautakait
http://www.youtube.com/watch?v=2NDA17jBEMA
Фото . М.Абакумов. В горнице моей светло. 1994 г.