13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал стихи к фильму гусарская баллада

Гусарская баллада (1962)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы – Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

тексты песен

Давным-давно
сл. А.Гладкова
муз Т. Хренникова

Меня зовут юнцом безусым
Мне это право,
Это право, все равно
Зато не величают трусом
Давным-давно
Давным-давно
Давным-давно

Иной клянется страстью пылкой
Но коли выпито
Коль выпито вино
Вся страсть его на дне бутылки
Давным-давно
Давным-давно
давным-давно

Иной усищи крутит яро
Бутылкам всем
Бутылкам всем глядится в дно
Но сам лишь копия гусара
Давным-давно
Давным-давно
Давным-давно

Над нами слава дымом веет
Но мучит только
Мучит только нас одно
Сердца без практики ржавеют
Давным-давно
Давным-давно
Давным-давно

Влюбленным море по колено
Я с ними в этом
С ними в этом заодно
Но караулит всех измена
Давным-давно
Давным-давно
Давным-давно.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ СВЕТЛАНЕ
Муз.Т.Хренникова, сл. А.Гладкова

Лунные поляны,
Ночь, как день, светла.
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала.
В уголок подушки
Носиком уткнись,
Звезды, как веснушки,
Мирно светят вниз.

Лунный сад листами
Тихо шелестит.
Скоро день настанет,
Что-то он сулит?
Догорает свечка,
Догорит дотла.
Спи, мое сердечко,
Спи, как я спала..

ЖИЛ-БЫЛ АНРИ ЧЕТВЕРТЫЙ
муз. Т.Хренникова, сл. А.Гладкова

Жил-был Анри Четвертый,
Он славный был король,
Любил вино до черта,
Но трезв бывал порой.

Войну любил он страшно
И дрался, как петух
И в схватке рукопашной
Один он стоил двух.

Еще любил он женщин
И знал у них успех,
Победами увенчан,
Он жил счастливей всех.

Однажды смерть-старуха
Пришла к нему с клюкой,
Ее ударил в ухо
Он рыцарской рукой.

Но смерть полна коварства,
Его подстерегла
И нанесла удар свой
Ножом из-за угла.

От этого удара
Кровь брызнула из жил,
И нечестивец старый
Скончался, как и жил.

РОМАНС ЖЕРМОН
Муз.Т.Хренникова, сл. А.Гладкова

Меня позови, избранник мой милый,
Забудем, что было, избранник мой милый,
Забудем, что было, избранник мой милый,
Нет силы чудесней, чем сила любви.

Пусть плещет вино, я пью, все мне мало,
Я пью, все мне мало, уж пьяная стала,
Я пью, все мне мало, уж пьяная стала,
И кружится зала, я пью все мне мало
Я пью, все мне мало, уж пьяная стала,
И кружится зала, я пью все равно!

А если конец, я плакать не стану,
Скажу без обмана, я плакать не стану,
Скажу без обмана, я плакать не стану,
Есть дно у стакана и прелесть в вине.

Пусть плещет вино, я пью, все мне мало,
Я пью, все мне мало, уж пьяная стала,
Я пью, все мне мало, уж пьяная стала,
И кружится зала, я пью все мне мало
Я пью, все мне мало, уж пьяная стала,
И кружится зала, я пью все равно!

ПРЕЛЕСТНИЦА МЛАДАЯ
Муз.Т.Хренникова, сл. А.Гладкова

Прелестница младая,
Прощаюсь я с тобой,
Пусть пуля удалая
Прервет мой путь земной.
Паду, коль суждено мне,
В неравном я в бою,
Но ты, Армида, вспомни, вспомни
Жизнь краткую мою.

В седле окровавленном
Мой конь несет меня
К зеленым нежным кленам
От встречного огня.
Горит гусарский ментик,
Распахнутый с плеча
В багряно-желтом свете, свете
Последнего луча.

Закат рукой незримой
Меня благословит.
И памятная ива
Мне тихо шелестит:
Нет в мире выше доли
Мечтать, любить и петь
И на родном приволье, приволье
Сражаясь, умереть.

Тайна «Гусарской Баллады» (6 фото)

Но дальше пошли непонятки. Чтобы написать сценарий, надо было найти Гладкова, подписать с ним договор и прочие документы, а затем переделать пьесу под киносценарий. Рязанов нашел драматурга и всё подписал. Гладкову дали три месяца на работу, но он абсолютно ничего не сделал. Не написал ни единой стихотворной и вообще строчки. Мало того, создавалось впечатление, что драматург скрывался от киношников. Не отвечал по телефону, а затем вообще куда-то укатил, не оставив никаких контактов.

Рязанов был в трансе, время поджимало, а от автора он не получил ни одной строчки! Один из старых актеров по фамилии Юрий Шевкуненко поведал, что в театрально-артистических кругах сложилось устойчивое мнение, что пьесу «Давным-давно» написал не Гладков. Кто угодно другой, но не он!

Это убеждение появилось еще с первых постановок пьесы. Шевкуненко говорил: «У нас в театре, тогда в Свердловске, в 1942 году, во время репетиций, у всех сложилось мнение, что пьесу написал не Гладков… Когда надо было переделать что-то в тексте или написать несколько новых строк, он не мог… Скрывался куда-то… Обрати внимание – ни до этой пьесы, ни после неё он не написал ни одного стихотворения, ни одной поэтической строфы и вообще ничего в рифму. Во всяком случае, нигде ничего не опубликовал. А человек, который так изъясняется стихами, как автор «Давным-давно», – первоклассный поэт. На голом месте, без большой поэтической работы такого не сочинить».

Рязанов в процессе работы пришел к тому же мнению. Ему пришлось дописывать стихи самому. Может быть, и к лучше. Это стал первый поэтический опыт Рязанова, и мир получил не только великого режиссера, но и талантливого поэта. Достаточно вспомнить его стихи к фильму «Ирония судьбы».

Но Гладкова Рязанов не считал автором пьесы, что потом и озвучил в своей книге «Любовь – весенняя страна».

Всё дело в том, что Александр Гладков в начале 1940 года сидел в тюрьме. Когда вышел из нее, то, по его словам и мемуарам, загорелся написать пьесу в стихах. Что и сделал буквально за несколько месяцев. Но многие считают, что он ничего не писал, а получил эту пьесу от одного из своих погибающих товарищей по камере. Либо сами бумаги, а, скорее всего, информацию о месте, где они были спрятаны. Некоторые в своих предположениях идут дальше – считают, что Гладков украл пьесу. Глядя на фото драматурга, на его добрые глаза, трудно увидеть в нем вора. Но факт остается фактом – сел-то он в тюрьму именно за воровство. Правда, не банальное. Страстный библиофил и книголюб Александр Гладков был пойман при попытке украсть редкую и ценную книгу из Ленинской библиотеке. Вполне возможно, что в голодный год он не смог украсть бы и краюху хлеба, но книгу или стихи похитить бы смог. А возможно, что с согласия осужденного обреченного на смерть поэта он опубликовал его стихи под своим именем. Иначе советская цензура их бы не пропустила бы стихи «врага народа».

В 1948 году Гладков снова был арестован. Причем опять по «книжной теме». У него в личной библиотеке нашли то ли книгу Гитлера «Майн кампф», то ли зарубежные издания русских писателей-эмигрантов. Скорее всего, и то, и другое. Библиофилам в те годы подобная «находка» грозило тюремной отсидкой.

За свою жизнь Александр Гладков создал десяток пьес и сценариев, но все они написаны прозой, и ни одно произведение даже близко не стоит по уровню с «его» первой пьесой «Давным-давно». Стихи он писал. Но в стол, не решался их публиковать. Там даже есть его оценка собственному творчеству:

Читать еще:  Кому посвящается стих я помню чудное мгновенье

Бeды, ошибки, улыбки, грехи.
Счёт их довольно точен.
Это не более, чем стихи,
Но и не менее, впрочем

Под старость он стал эгоцентричен, и так тяжелый характер стал невыносимым, он чурался людей, часто прятался. Может, в глубине души стыдился грехов молодости. Того, что выдал чужое произведение за свое и тем самым спас его для миллионов людей. До сих пор нас покоряет Шурочка Азарова, фельдмаршала Кутузова мы непременно ассоциируем с Игорем Ильинским, а поручик Ржевский стал героем народного фривольного фольклора. И по-прежнему автором стихов считается Александр Константинович Гладков. Написал ли он пьесу, или это был другой человек, погибший в застенках НКВД, мы уже никогда не узнаем.

Пройдут года, но вот из стари,
Минувших лет, минувших лет мелькнет одно,
Как наши деды воевали –
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.

Тайна «Гусарской Баллады»

Все знают великолепный фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», где в главных ролях сыграли Юрий Яковлев, Лариса Голубкина и Игорь Ильинский в роли фельдмаршала Кутузова. Многие знают и то, что фильм был снят по пьесе «Давным-давно» драматурга и сценариста Александра Константиновича Гладкова. Но мало кто знает, что многие, в том числе и сам Эльдар Рязанов, всерьез сомневались в авторстве А.К. Гладкова.

Героическая комедия в стихах «Давным-давно» была написана в 1940 году. На следующий год безвестный драматург из Мурома Александр Гладков предложил ее театрам. Как раз началась Великая Отечественная война, и пьеса про Отечественную войну 1812 года пришлась кстати. Уже 8 августа 1941 года ее прочитали по радио. Написанный живым, стихотворным языком веселый водевиль с переодеваниями, неожиданно соединенный с военно-героической темой, очень понравился слушателям. Три месяца спустя состоялась театральная премьера в осаждённом Ленинграде, приурочив спектакль к годовщине Октябрьской револю­ции, «Давным-давно» поставил Театр комедии. Правда, тогда на афишах значилось другое назва­ние – «Питомцы славы». По просьбе режиссёра Н.П. Акимова автор предложил иное заглавие – стихотворение Дениса Давыдова. На протя­жении всей войны спектакль с успехом шёл на многих площадках, а 9 мая 1945 года, в День Победы, в пережившем блокаду Ленинграде его триумфально показал Большой драматический театр.

17-летний Эльдар Рязанов впервые увидел пьесу в Театре Красной Армии. Нравилась она ему и через двадцать лет. Идея экранизировать комедию пришла ему в голову в 1961 году, после того как цензура запретила фильм «Человек из ниоткуда». Рязанову требовалось реабилитироваться. А здесь как раз на носу маячил 150-летний юбилей Отечественной войны и Бородинского сражения. Высокое начальство непременно должно было одобрить фильм, приуроченный к годовщине. Так и случилось.


Эльдар Рязанов 60-е годы

Но дальше пошли непонятки. Чтобы написать сценарий, надо было найти Гладкова, подписать с ним договор и прочие документы, а затем переделать пьесу под киносценарий. Рязанов нашел драматурга и всё подписал. Гладкову дали три месяца на работу, но он абсолютно ничего не сделал. Не написал ни единой стихотворной и вообще строчки. Мало того, создавалось впечатление, что драматург скрывался от киношников. Не отвечал по телефону, а затем вообще куда-то укатил, не оставив никаких контактов.

Рязанов был в трансе, время поджимало, а от автора он не получил ни одной строчки! Один из старых актеров по фамилии Юрий Шевкуненко поведал, что в театрально-артистических кругах сложилось устойчивое мнение, что пьесу «Давным-давно» написал не Гладков. Кто угодно другой, но не он!


Александр Гладков

Это убеждение появилось еще с первых постановок пьесы. Шевкуненко говорил: «У нас в театре, тогда в Свердловске, в 1942 году, во время репетиций, у всех сложилось мнение, что пьесу написал не Гладков… Когда надо было переделать что-то в тексте или написать несколько новых строк, он не мог… Скрывался куда-то… Обрати внимание – ни до этой пьесы, ни после неё он не написал ни одного стихотво­рения, ни одной поэтической строфы и вообще ничего в рифму. Во всяком случае, нигде ничего не опубликовал. А человек, который так изъясняется стихами, как автор «Давным-давно», – перво­классный поэт. На голом месте, без большой поэтической работы такого не сочинить».

Рязанов в процессе работы пришел к тому же мнению. Ему пришлось дописывать стихи самому. Может быть, и к лучше. Это стал первый поэтический опыт Рязанова, и мир получил не только великого режиссера, но и талантливого поэта. Достаточно вспомнить его стихи к фильму «Ирония судьбы».

Но Гладкова Рязанов не считал автором пьесы, что потом и озвучил в своей книге «Любовь – весенняя страна».

Всё дело в том, что Александр Гладков в начале 1940 года сидел в тюрьме. Когда вышел из нее, то, по его словам и мемуарам, загорелся написать пьесу в стихах. Что и сделал буквально за несколько месяцев. Но многие считают, что он ничего не писал, а получил эту пьесу от одного из своих погибающих товарищей по камере. Либо сами бумаги, а, скорее всего, информацию о месте, где они были спрятаны. Некоторые в своих предположениях идут дальше – считают, что Гладков украл пьесу. Глядя на фото драматурга, на его добрые глаза, трудно увидеть в нем вора. Но факт остается фактом – сел-то он в тюрьму именно за воровство. Правда, не банальное. Страстный библиофил и книголюб Александр Гладков был пойман при попытке украсть редкую и ценную книгу из Ленинской библиотеке. Вполне возможно, что в голодный год он не смог украсть бы и краюху хлеба, но книгу или стихи похитить бы смог. А возможно, что с согласия осужденного обреченного на смерть поэта он опубликовал его стихи под своим именем. Иначе советская цензура их бы не пропустила бы стихи «врага народа».

В 1948 году Гладков снова был арестован. Причем опять по «книжной теме». У него в личной библиотеке нашли то ли книгу Гитлера «Майн кампф», то ли зарубежные издания русских писателей-эмигрантов. Скорее всего, и то, и другое. Библиофилам в те годы подобная «находка» грозило тюремной отсидкой.

За свою жизнь Александр Гладков создал десяток пьес и сценариев, но все они написаны прозой, и ни одно произведение даже близко не стоит по уровню с «его» первой пьесой «Давным-давно». Стихи он писал. Но в стол, не решался их публиковать. Там даже есть его оценка собственному творчеству:

Бeды, ошибки, улыбки, грехи.
Счёт их довольно точен.
Это не более, чем стихи,
Но и не менее, впрочем

Под старость он стал эгоцентричен, и так тяжелый характер стал невыносимым, он чурался людей, часто прятался. Может, в глубине души стыдился грехов молодости. Того, что выдал чужое произведение за свое и тем самым спас его для миллионов людей. До сих пор нас покоряет Шурочка Азарова, фельдмаршала Кутузова мы непременно ассоциируем с Игорем Ильинским, а поручик Ржевский стал героем народного фривольного фольклора. И по-прежнему автором стихов считается Александр Константинович Гладков. Написал ли он пьесу, или это был другой человек, погибший в застенках НКВД, мы уже никогда не узнаем.

Читать еще:  Кто молитвы ему шлет стихи святому николая

Пройдут года, но вот из стари,
Минувших лет, минувших лет мелькнет одно,
Как наши деды воевали –
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.


Так кто же автор “Гусарской баллады”? Александр Гладков или .

Гусарская баллада

История девицы-корнета, желающей наравне с мужчинами защищать отечество, была счастливо вспомнена драматургом А. Гладковым, воплощена им в комедии “Давным-давно” и экранизирована Э. Рязановым в 1962 – к 150-летнему юбилею победы над Наполеоном. Все удачно сложилось в этом киноводевиле: и знакомый сюжет, изобилующий приключениями, переодеваниями, интригами, и замечательная, использующая характерные жанровые модели – романса, баллады, гусарской песни – музыка Т. Хренникова, и звездный актерский ансамбль. Дебютантка Лариса Голубкина оказалась в окружении талантливых, именитых актеров – И. Ильинского, Ю. Яковлева, Н. Крючкова – и соперничала лишь с молодой, но уже известной актрисой оперетты Татьяной Шмыгой. Прообразом Шурочки Азаровой стала знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова. Но, как и положено в водевиле, события реальные превратились в веселую игру, в праздничный маскарад, этикет которого требует соблюдения необходимых правил: страсти должны обуздываться, любовь – побеждать, недоразумения – разрешаться к общему благополучию.

Итак, в поместье отставного майора Азарова приезжает молодой поручик Дмитрий Ржевский. Он ждет встречи с племянницей майора для решения своей судьбы: с ней он был помолвлен заочно. Он предполагает, что его нареченная – жеманница и модница, и заранее решает разорвать помолвку. Но девушка, воспитанная двумя старыми вояками, отнюдь не кисейная барышня. Она умеет стрелять, фехтовать и ездить верхом. В день семнадцатилетия она надевает на себя мундир гусарского корнета. Это предопределяет все дальнейшие события, ибо Шурочка желает доказать Ржевскому, что она – исключение из правил и способна не хуже, чем он, сражаться с захватчиками. Она попадает в партизанский отряд, выполняет трудные и ответственные задания, встречается с Кутузовым. Игорь Ильинский сыграл эту эпизодическую роль с подлинным блеском: эксцентрическое и психологическое оказываются в неразрывной связи, взаимно обогащают друг друга, словно бы дав режиссеру ключ к нахождению общего художественного решения. В итоге – праздничное, веселое зрелище состоялось.

(Ирина Шилова. Статья из энциклопедии “Кирилл и Мефодий”)

В ролях: Лариса Голубкина, Юрий Яковлев, Игорь Ильинский, Николай Крючков, Татьяна Шмыга, Юрий Белов, Владимир Гусев, Виктор Кольцов, Роман Хомятов, Антоний Ходурский, Лев Поляков, Михаил Орлов, Владимир Трошин, Борис Иванов, Юрий Мартынов.
Режиссер-постановщик: Эльдар Рязанов.
Авторы сценария: Александр Гладков, Эльдар Рязанов (участие).
Оператор-постановщик: Леонид Крайненков.
Художники-постановщики: Михаил Богданов, Геннадий Мясников.
Композитор: Тихон Хренников.
Звукорежиссер: Валерий Попов.

Кто написал стихи к фильму гусарская баллада

Это фильм-праздник. Как жаль, что нет подобных фильмов давным-давно, давным-давно, давным-давно… Занимает по посещаемости 40-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Начало стихотворчества
Как известно, в основу сценария «Гусарской баллады» легла пьеса Гладкова «Давным-давно», шедшая в то время в Театре Советской Армии.
По текстовому объему пьеса примерно в полтора раза превышала метраж сценария.
Причем, написанная стихами, пьеса особенно трудно поддавалась текстовому сокращению. Здесь нужно было сохранить и ритм, и размер стихотворных строф, и не исказить содержания диалогов.

Режиссер попытался «объять необъятное»: и содержание не потерять и текст не исказить. Работа эта была чрезвычайно трудной, но безумно интересной. Это были первые пробы стихотворчества Эльдара Рязанова, который впоследствии сам стал писать стихи.

Сначала была пьеса Геннадия Гладкова «Давным-давно». Потом спектакль на сцене Театра Советской Армии. И, наконец, в 1962 г. Эльдар Рязанов поставил героическую комедию «Гусарская баллада» о храброй кавалерист-девице Шурочке Азаровой (ее прообразом была Надежда Дурова)

В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Ю. В. Яковлева.

Самому Эльдару Александровичу стоило огромных усилий убедить киноначальство, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует ее. Пьесу А. К. Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.

Из воспоминаний Эльдара Рязанова:
«Часть событий происходила в усадьбе небогатого помещика. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелегким. Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий нет, они варварски уничтожены в революционные и послереволюционные годы.

После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип — первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд.

Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком, пруд очистим, установим скульптуры, разобьем клумбы, посадим цветы, возведем ограды, и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини. Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников, с моей точки зрения, справились с этим на славу».

Первый кадр – небольшая церквушка на опушке леса – был найден совершенно случайно. Сев в Удино на автобус, мы собирались доехать до Рогачево, но возле Федоровки увидели что-то смутно знакомое и выскочили.

Из воспоминаний Эльдара Рязанова:
«Одним из героев фильма, вернее, героинь, должна была стать полная тонкого очарования русская природа. Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать!

Поэтому выбору натуры уделялось особенно тщательное внимание. Мы с оператором Леонидом Крайненковым и художниками не успокоились, пока не наткнулись на холмистые, с перелесками и открывающимися далями исконно русские пейзажи».

Нафталинные снежинки
Но главной засадой стали лошади (во ВГИКе тогда верховой езде не обучали). И — снег: к съемкам зимы приступили лишь 1 марта. С первым выручила группа циркачей под руководством Михаила Туганова. но цирковые лошади ведь выступают в тепле. бегают по кругу против часовой стрелки.

А тут мороз, сугробы, ветер…к тому же жеребцы оказались очень темпераментными. лезли на любую лошадь. Рязанов ходил мрачнее тучи – бледный, замученный… Хватался за голову:
— Тяжело! Какой я дурак, что согласился! Натура уходящая, лошади бешеные…

Тем временем началась настоящая охота за снегом. Сперва снимали в тени – там где сугробы таяли медленнее. Потом углубились в леса… Снег подвозили на машинах. Так, эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимался уже в конце апреля, когда снега не осталось в помине…

Весь двор усадьба засыпали опилками, мелом и нафталином. Крышу покрасили в белый цвет. Хуже всех пришлось Татьяне Шмыге — красавице Жермон: у нее от такой ядреной зимы слезились глаза и покраснел нос. Актриса была аллергиком…

«Бутылок многих видел дно…»
А артисты. выехавшие на пленер, тем временем раздобрели на санаторном пятиразовом питании и свежем воздухе. И расслаблялись как могли. Когда Пырьев посмотрел отснятый материал, то пришел в ужас. «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи? — орал он, указывая на упитанных «партизан». Среди «партизан» оказался и Юрий Белов, у которого только что закончился медовый месяц. Он снимался, чтобы… отоспаться.

Читать еще:  Я промолчу о том что чувствую стих

Глядя на него, другие артисты тоже научились спать в седле в ожидании начала съемок. А сытый Белов шутил. ослабляя подпругу спящих в седле товарищей. Когда те просыпались — оказывались на земле…
Как-то коллеги отомстили ему выстрелив из газового пистолета в комнату. Но белов пулей выскочил в окно — причем в исподнем и со второго этажа…

Поручик Ржевский
На эту роль пробовалось много известных актеров. Яковлев оказался в числе последних. Но он так полюбился Рязанову, что тот забыл задать ему любимый вопрос о лошадях… И зря. Когда поручик Ржевский прибыл — то удивил всех вопросами о том, что такое проскок и подпруга.

Общими усилиями его посадили на лошадь — и он тут же свалился. А когда кони рванули — уцепился за шею лошади обеими руками… Его спасло только актерское умение концентрироваться в одну секунду. Уже через несколько дней он уверенно держался в седле…

Юрий Яковлев:
«— Я тогда много работал в театре. Выпускал две премьеры, и меня отпускали на съемку лишь на два-три часа. А в разгаре была очень холодная зима и вот очередная съемка — с моим радикулитом меня вынимают из машины, сажают на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов говорит: — Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, это очень смирная лошадка! Тут она посмотрела на меня таким бешеным глазом! Ничего себе смирная лошадка…

Ну, взяли меня в гусарском костюме и без предупреждения с ходу водрузили на эту лошадку и командуют: «В атаку, марш!» Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадаю. Значит, нет упора, нельзя держаться в седле. Я начинаю тихонечко сползать и слышу сзади крик Дуганова: «Ты уж не падай, а то раздавят!» Я держусь, шашку отбросил, обнял шею лошади – мы несемся неведомо куда. И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с нее. Это, наверное, самое яркое воспоминание от съемок…»

Именно Алисе Бруновне Фрейндлих Рязанов прочил главную роль в своей ленте «Гусарская баллада». Фрейндлих тогда не один раз приезжала на кинопробы в Москву. И даже в съемочной группе уже никто не сомневался, что у Шурочки Азаровой будет лицо Алисы Фрейндлих. Однако в самый последний момент главную роль Рязанов вдруг отдал Ларисе Голубкиной, витиевато извинившись перед своей питерской любимицей: «Алиса, ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»

Лариса Голубкина училась на втором курсе ГИТИСа, когда ей поступило предложение Эльдара Рязанова сняться в «Гусарской балладе».

«Предложение меня просто вдохновило. Я неслась на «Мосфильм» как сумасшедшая. Мне казалось, что роль Шурочки полностью совпадает с моим характером, с моим настроением. До меня на эту роль пробовалось много актрис, талантливых, превосходных, но меня выручила моя молодость. И внешние данные. Шурочка — гусар-девица; когда на меня надели гусарский мундир, он сидел на мне будто влитой.

Помню, меня заставляли целыми днями ходить в мужском костюме и вырабатывать мужскую походку. Я с удовольствием тренировалась в верховой езде, с радостью выходила на съемочную площадку», — вспоминает Лариса Голубкина. – « Я помню, как я стояла в гусарском костюме на Мосфильме, в перерыве смотрела в окно и думала, что завтра я здесь буду стоять, но уже в другом времени, в другом состоянии, в другом моем ощущении, – вспоминает Лариса Голубкина, – и мне так хотелось тогда остановить этот период – он был такой
прекрасный.

Совершенно невероятно – 1,5-2 года назад я была в школе, и вдруг через 2 года стою на Мосфильме в гусарском костюме. Ко мне все относились очень трепетно, я даже помню на съемочную площадку пришли два молодых человека – Коля Бурляев и Никита Михалков, которого утвердили на Петю Ростова. Он пришли и на меня смотрели восторженно – девочка в гусарском костюме.»

Гусарская баллада» принесла Ларисе Голубкиной невероятную популярность. После фильма у нее появился целый отряд фанаток. Девушки изображали из себя гусар, разговаривали басом и покуривали.

Даже отец, не одобрявший профессиональный выбор Ларисы, после выхода фильма «Гусарская баллада» изменил свое отношение к актерской профессии. И, по словам самой актрисы, гордился своей дочерью.

Из воспоминаний Э. Рязанова:
«…Мы снимали сцену драки в павильоне. Лариса, наряженная в мундир испанца, должна со шпагой в руке спрыгнуть с антресолей в залу и ввязаться в фехтовальный бой. Командую: «Начали!» Лариса подбежала к краю антресолей, собралась прыгнуть, но вдруг ей стало страшно, и она воскликнула: «Ой, боюсь!» Я начал уговаривать ее.

Снова скомандовал — снимаем второй дубль! Кричу: «Начали!» Лариса с разбегу приблизилась к краю антресолей — и опять включился внутренний тормоз. Тогда я, рассерженный задержкой, в запале закричал: «Посмотри, сейчас я оттуда запросто соскочу!» Когда я подбежал к краю, то сразу же понял испуг Ларисы. Снизу высота не казалась такой большой. Однако, если я струхну, кадр не снимем… Выхода нет… Будь что будет!

И, закрыв глаза, я безрассудно нырнул вниз. Судьба оказалась ко мне милостива, и я приземлился благополучно. Поднимаясь с пола, я проворчал таким тоном, будто для меня подобные соскоки — сущие пустяки: «Вот видишь, Лариса. А я ведь старше тебя, и мой вес значительно больше твоего. Уверяю тебя, это совсем не страшно».
На этот раз Лариса прыгнула без задержки. Правда, на третьем дубле у нее подвернулась лодыжка, и ее на носилках унесли в медпункт. Но кадр был в кармане, а травма у артистки, по счастью, оказалась легкой.»

После «Карнавальной ночи» Рязанову было очень трудно «пробить» кандидатуру Игоря Ильинского на роль фельдмаршала Кутузова в другом его фильме «Гусарская баллада». «Как? — возмущались киноначальники. — Огурцова в фельдмаршалы? Ни за что!». И опять на выручку режиссеру пришел Пырьев. Он сказал Рязанову: «Ты — снимай, а если что — всю ответственность беру на себя».

Актеры утверждались на роль, только продемонстрировав умение держаться в седле. Но в случае с Юрием Яковлевым об этом как-то забыли… А ведь цирковые жеребцы на воле становятся просто бешеными…

И исход первого же эпизода с участием Яковлева едва не стал летальным. Однако через несколько дней Яковлев уже уверенно держался в седле, а Рязанов перестал причитать: «Какой я дурак, что согласился на это все…»

Эту блестящую костюмную комедию можно по праву отнести к народным фильмам. Об этом говорит не только большое количество разошедшихся на цитаты крылатых фраз, но и множество анекдотов (в основном, правда, неприличных) о поручике Ржевском, ставшем для наших зрителей таким же фольклорным героем, как Чапаев и Штирлиц.

Также запоминаются единственная, но яркая роль в кино Татьяны Шмыги, первая и лучшая роль Ларисы Голубкиной, великолепный Игорь Ильинский в роли Кутузова, не менее великолепный Антоний Ходурский в роли графа. И музыка Тихона Хренникова тоже замечательная.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: