3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто написал стихи паромщик

На прощание с поэтом Зиновьевым не пришел ни один из исполнителей его хитов

В Центральном доме литераторов прощаются с Николаем Зиновьевым. Уникальный поэт-песенник ушёл из жизни 17 августа. Ему было 73 года. «Паромщик», «Дельтаплан», «А музыка звучит», «Казанова» – десятки произведений Николая Зиновьева стали хитами. Он писал для таких звёзд эстрады, как Алла Пугачёва, София Ротару, Валерий Леонтьев и Иосиф Кобзон.

Тихо, неспешно, без надрыва – прощание с Николаем Зиновьевым иным и быть не могло, отметил «ТВ Центр». Поэт-философ жил скромно, писал о вечном, так что сейчас он для многих как тот паромщик. Влюбленных много, он один. У переправы.

«Это был человек, искренний в своих мыслях, высказываниях. Он никогда не кривил душой. Поэтому каждая строчка его стихов идет от души и от неба», — рассказала вдова поэта Елена Борзова.

«Это просто талант. Талант в этой книге, талант в его песнях, которые поет народ. И многие не знают, что это написал Зиновьев. Думают, что народные песни. Это самая большая похвала для поэта», — отметила вице-президент Гильдии актеров кино Наталия Дрожжина.

О Зиновьеве, в отличие от его звездных коллег, редко писали, и уж тем более обсуждали какие бы то ни было подробности личной жизни. Сын режиссера и пианистки, закончив ПТУ, заочно поступил на филфак. Его стихи нравились абсолютно всем. И лирические, и патриотические. Чуть ли не единственные кадры выступления Николая Зиновьева – съемка дня рождения полувековой давности.

Он написал несколько поэтических сборников, пьесу, даже роман в стихах. Но прославили его песни – более двух сотен, для самых ярких исполнителей, на музыку самых лучших композиторов. Когда вышел в прокат фильм «Родня», Зиновьев написал стихи на главную музыкальную тему картины. Да такие глубокие, что привели в восторг и композитора Эдуарда Артемьева, и исполнителя Валерия Леонтьева.

«Нет такого концерта, чтоб из зала кто-то не крикнул – «Дельтаплан» давай. Песня действительно хороша. Стала и моей визитной карточкой, и маркой хорошей песни», — отметил Валерий Леонтьев.

Потом были «Казанова», «Светофор зеленый», «Красная стрела». Но самая известная родилась в 83-м. «Паромщик» оказался настолько популярен, что Пугачева с Леонтьевым до сих пор спорят, чей именно это хит. В выигрыше зритель. Эти стихи проникают в душу в любом исполнении.

Уход Зиновьева наверняка тяжело переживают Пугачева, Леонтьев, Ротару, а еще Малинин, Киркоров, Долина. Поэт писал много и для многих. Правда никто из известных исполнителей на прощание не пришел. Ограничились венками. Видимо, были очень заняты.

«Я не буду судить – это их проблемы. Но он же им дарил, душу дарил! Открывал им душу! Я не знаю, почему так происходит. И, в принципе, он довольно драматично закончил. Как великие поэты. Они практически все трагически уходят», — сказал народный артист РСФСР Александр Михайлов.

С начала двухтысячных Николай Зиновьев тяжело болел. Увы, болезнь Паркинсона неизлечима. Последние пять лет поэт не мог самостоятельно двигаться. Но его ум был по-прежнему ясен, а взгляд проницателен. Он знал, что его песни по-прежнему поют. И обязательно будут петь. Таким его и запомнят те, для кого он писал и жил.

Ольга Стрельцова, Егор Миронов, Алексей Комаров, Максим Сидоренко, «ТВ Центр»

«Паромщик» и «Красная стрела»: вспоминаем песни на стихи Зиновьева

Советский и российский поэт Николай Зиновьев скончался 17 августа на 74-м году жизни. Песни, которые были написаны на его стихи, вошли в золотой фонд советской и российской эстрады.

Редакция портала Москва 24 вспоминает легендарные композиции, написанные Зиновьевым.

Фото: ТАСС/Виталий Созинов

«Полет на дельтаплане», Валерий Леонтьев

Самую первую песню на стихи Зиновьева «Полет на дельтаплане» (композитор Эдуард Артемьев) в 1982 году исполнил Валерий Леонтьев.

«Красная стрела», София Ротару

Затем последовали песни в исполнении Софии Ротару – «Красная стрела» и «А музыка звучит» (композитор Алексей Мажуков).

«Паромщик», Алла Пугачева

Наибольшую известность получила композиция «Паромщик» (композитор Игорь Николаев), с которой в 1985 году Алла Пугачева стала финалисткой телевизионного фестиваля «Песня года».

«Мастер и Маргарита», Игорь Николаев

Известен Николай Зиновьев также и по стихам, которые легли в основу популярных песен на музыку Игоря Николаева, Эдуарда Артемьева, Раймонда Паулса, Игоря Демарина, Юрия Эриконы, Лоры Квинт, Алексея Мажукова, Петрэ Теодоровича.

«Казанова», Валерий Леонтьев

Песня «Казанова» на стихи Зиновьева в исполнении Валерия Леонтьева сыграла важную роль в карьере певца. После исполнения у Леонтьева появился неофициальный псевдоним «Вечный Казанова».

«Листья летнего сада», Игорь Демарин

На стихи Николая Зиновьева советский и российский композитор и певец Игорь Демарин написал музыку. Песня «Листья летнего сада» стала для поклонников Демарина одной из самых любимых.

«Платье», Иосиф Кобзон

Песни на стихи Зиновьева звучат в исполнении Иосифа Кобзона, Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева, Александра Малинина, Николая Караченцова, Михаила Боярского, Александра Михайлова, Ларисы Долиной, Лаймы Вайкуле, Людмилы Гурченко и многих других известных артистов.

© 2012 – 2021

  • Вакансии
  • Обратная связь
  • Контакты
  • Размещение рекламы
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Instagram
  • Telegram
  • Viber
  • ICQ

Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.

СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.

Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».

Учредитель и редакция — АО «Москва Медиа». Главный редактор И.Л. Шестаков. Адрес редакции: 127137, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 2. Почта: mosmed@m24.ru.

Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Для дневника (792)
  • Схемы (356)
  • Рамочки (242)
  • Эпиграфы и календари (93)
  • КНОПОЧКИ-ПЕРЕХОДЫ (63)
  • Комментарии (60)
  • Разделители (9)
  • Бродилки (3)
  • ЗДОРОВЬЕ (541)
  • Методы лечения (95)
  • Диагностика (71)
  • Психосоматика (63)
  • Болезни (36)
  • Гимнастика и массаж (19)
  • Диеты (16)
  • Аюверда (9)
  • Мудры (8)
  • целительные картинки (5)
  • Лекарства (1)
  • Рецепты (445)
  • Выпечка (41)
  • Мясо (36)
  • Овощи (35)
  • Заготовки (16)
  • Салаты (15)
  • Вторые блюда (14)
  • Супы (13)
  • Бродилки (7)
  • Хлеб (6)
  • Макароны (6)
  • Соусы (4)
  • Напитки (3)
  • Рыба (2)
  • Закуски (2)
  • В горшочках (2)
  • постные блюда (2)
  • На обед (2)
  • Бутерброды (1)
  • Крупы (1)
  • Стихи (305)
  • Художники (298)
  • Дети (225)
  • уроки (61)
  • иностранный язык (32)
  • психологическое (30)
  • читалочка (25)
  • развлекалка (24)
  • познавательно (23)
  • оздоровление (9)
  • русский язык (6)
  • ссылки (5)
  • игры (4)
  • Эзотерика (215)
  • Магия (181)
  • Психология (176)
  • Музыка (144)
  • Это интересно (136)
  • ЖЗЛ (134)
  • Гороскопы (131)
  • Красота (110)
  • Уроки по ведению дневника (109)
  • Религия (103)
  • Молитвы (62)
  • Травы и лекарственные растения (102)
  • Чтение (96)
  • Наследие предков (90)
  • История (89)
  • Полезные советы (84)
  • Советы юриста (8)
  • Продукты (83)
  • Сад и огород (80)
  • Женщина (73)
  • Природа (69)
  • Ссылки и сайты (68)
  • Притчи (64)
  • Тесты (63)
  • Фоны (62)
  • Юмор (59)
  • Гадание (51)
  • Моя записная книжка (49)
  • Компьютер (49)
  • Непознанное (49)
  • Разное (48)
  • Руны (44)
  • Легенды (43)
  • Русский язык (41)
  • Приметы (38)
  • Энциклопедии (35)
  • Аромотерапия (35)
  • Целительные программы (33)
  • Заговоры (28)
  • Фильмы и видеоролики (25)
  • Общество.Государство (25)
  • Рукоделие (23)
  • Фотографии (21)
  • Программы (20)
  • История одной песни (18)
  • Камни и минералы (18)
  • Иллюзии (15)
  • Мыловарение (11)
  • Флэшки (6)
  • Релаксация (6)
  • Сотовые операторы связи (5)
  • Духи (5)
  • Город мой (3)

Музыка

  • Все (34)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Паромщик(История песни)

Когда в тени, у ранней рощи,
Лучом расколота река,
Иван Матвеевич, паромщик,
Соединяет берега.

Разбилось что-то в мире снова.
И, неспокойный за восход,
Осколки зеркала речного
Он в горсть задумчиво берет.

Иван Матвеич шепчет: «Ладно,
Отправлю первыми школят…
Их на рассвете так приятно
Брать поумневшими назад…»

Подует ветер из лощины…
И, свет посеяв в старике,
Ему разгладит он морщины,
Вдруг отраженные в реке.

Но ночью снятся ему часто
То сирота, то инвалид.
Из дальних сел к нему стучатся,
Мол, он поймет, соединит.

Опять приходит бабка Оля,
Уж ты ее, вдову, прости,
Зовет убитого и молит
На берег тот перевести…

Читать еще:  Из какого сора растут стихи

А что ты можешь переправой?
Какой тебе мешает груз?
Не можешь ты сказать ей правды,
Что нет его. Что берег пуст.

Скрипит паром как утешенье,
Покуда дух не выйдет вон,
Наивный дух соединенья,
Что в каждом русском испокон.

Но он порой боится мудро,
Меж берегов тревожа нить,
Вдруг помереть посреди утра…
И их собой разъединить.

Скончался автор песни Пугачевой «Паромщик» Николай Зиновьев

Николай Зиновьев в программе «Пусть говорят», 2018 год

В возрасте 73 лет ушел из жизни знаменитый советский и российский поэт-песенник Николай Зиновьев. Согласно СМИ, Николая Николаевича не стало 17 августа — автор множества известных отечественных песен долгое время боролся с прогрессирующей болезнью Паркинсона и в последние несколько лет практически не мог самостоятельно ходить.

Как рассказали в Центральном доме литераторов, гражданская панихида состоится 19 августа в малом здании ЦДЛ, тогда как похоронен поэт-песенник будет на Химкинском кладбище, передает ФАН.

Свои соболезнования в связи с кончиной Зиновьева среди прочих выразил латвийский композитор Раймонд Паулс. По его словам, Николай Николаевич был очень талантливым поэтом.

«Он был очень талантливым поэтом. Очень жаль, что его больше нет»,

В свою очередь актер Станислав Садальский, комментируя смерть Зиновьева, подчеркнул, что тяжелая болезнь автора поставила крест не только на его карьере, но и частично на творчестве супруги поэта — заслуженной артистки России Елены Борзовой.

«Сегодня не стало Николая Зиновьева, замечательного русского поэта, автора многих любимых нами песен. Об этом сообщила его жена, актриса Елена Борзова, моя давняя подруга, с которой мы вместе снимались в фильме «Лес» у Мотыля. Много лет Коля страдал от болезни Паркинсона, находясь при этом в чистейшем сознании и ясной памяти, они даже с Леночкой приходили ко мне на съемки программы «Таблетка», выпуск которой был посвящен этому тяжелому недугу. Мы пытались помочь, но…

Болезнь поставила крест на творчестве Николая и отчасти на творчестве Лены, поскольку все это время она была рядом с Колей, ухаживая за ним. Сил тебе, Леночка, ты настоящая героиня, жена и подруга, я преклоняюсь перед твоим терпением и любовью. Коля, прощай. Царство тебе небесное и вечный покой»,

написал артист в своем инстаграме.

По мнению композитора Эдуарда Артемьева, песни Зиновьева обладают глубоким философским подтекстом.

«Он большой поэт. У него собрание сочинений, замечательные стихи. Мы потеряли большого поэта. Его песни особенно глубоки, с философским подтекстом. Большая потеря», — сказал он, добавив, что Николай Николаевич обладал даром написания композиций, доступных абсолютно разным категориям слушателей.

Николай Зиновьев родился 17 мая 1945 года в Москве. Будущий поэт-песенник рос в творческой семье (его мать была музыкантом, а отец — кинематографистом), посему с искусством он был на «ты» еще с ранних лет. Начало большого творческого пути Зиновьева связано с композицией на его стихи «Полет на дельтаплане», композитором которой был Эдуард Артемьев — в начале 80-х ее спел Валерий Леонтьев. Немногим позднее исполнять песни Николая Николаевича стали и другие видные советские артисты: например, София Ротару («Красная стрела» и «А музыка звучит»).

Но, пожалуй, самой известной композицией Зиновьева был «Паромщик», созданный при участии композитора Игоря Николаева — произведение в исполнении Аллы Пугачевой стало настоящим хитом, а также помогло самой Примадонне выйти в финал телефестиваля «Песня года».

Считается, что изначально «Паромщик» предназначался не Алле Борисовне, а Леонтьеву (по крайней мере, так утверждал сам Валерий), однако в итоге все-таки отошел в постоянное пользование к Пугачевой. Причем однажды артисты даже устроили шуточный спор во время одного из концертов.

«У нас есть давнишний спор — кто первым должен был исполнить «Паромщика». Леонтьев говорит, что это должен быть он, я утверждаю иначе», — объясняла Пугачева.

В общей сложности Зиновьев стал автором более 200 песен. Его стихи легли в основу хитов таких успешных исполнителей, как Иосиф Кобзон, Лайма Вайкуле, Александр Малинин, Николай Караченцов, Лариса Долина и других. За внушительные заслуги в области искусства поэт-песенник была удостоен звания кавалера ордена Дружбы народов.

Яков Захаров – прототип персонажа песни «Паромщик»

Алла Пугачева, отметившая 15 апреля очередной день рождения, имеет в репертуаре несколько хитов с необычной судьбой. Один из них — «Паромщик». Песня эта изначально была написана Николаем Зиновьевым и Игорем Николаевым для Валерия Леонтьева, но так понравилась Пугачевой, что та выпросила ее у композитора себе. Николаев, которого Пугачева буквально сделала знаменитым, не смог отказать Примадонне в просьбе отдать песню именно ей.

Но мало этого! «Паромщик» не только поменял исполнителя, он еще и совершенно по-иному оказался интерпретирован. Изначально стихи про паромщика были другими и рассказывали о реальном человеке — Якове Захарове!

Инвалид войны, он проработал на переправе, где Жиздра впадает в Оку, двадцать семь лет. Когда в 1975 году паром отменили, он еще долго перевозил людей через реку на лодке.

Мы разыскали в Калуге дочь паромщика, Валентину Захарову (Калинину), которая поведала нам об уникальной судьбе своего отца.

На карте Калужской области есть такие географические названия, как Яшкин плес и Яшкины ямы. Плес известен у калужан как отличное место отдыха, а Яшкины ямы — как место, где зимуют сомы.

Яков Захаров, в честь которого они получили свое название, ушел из жизни в 1982 году. Ему был 61 год, 27 лет из которых он проработал паромщиком на переправе, где река Жиздра впадает в Оку.

Паром давно закрыли. Кто-то из рыбаков по неосторожности сжег будку, где отдыхал в ожидании пассажиров Яков Дмитриевич. На ее месте теперь стоит навес с лавками и столом. Те, кто приезжает отдохнуть в эти места, так и говорят: «Поехали на Яшкин плес». Но совсем немногие из них знают, что Алла Пугачева в свое время спела о калужском паромщике, кто «соединял здесь берега».

Краеведу Ивану Белову всегда хотелось узнать, как сложилась жизнь паромщика Якова Захарова. Однажды, когда он работал на восстановлении Свято-Успенского Лихвинского монастыря в селе Гремячево, разговорился с одним из работников, который был родом из Перемышля. Сергей Исаев оказался крестником дочери Якова Захарова, Валентины, и постоянно бывал у них дома.

Выяснилось, что Валентина Яковлевна Захарова носит после замужества фамилию Калинина и уже много лет работает в Калуге в аптеке №1.

Мы созвонились с Валентиной Яковлевной. А приехав в гости, услышали:

— У меня были две любимые песни — «Паромщик» и «Хуторянка». Еще не зная, что поэт Николай Зиновьев, увидев на переправе отца, написал стихи про паромщика, слушая песню Аллы Пугачевой, я говорила: «Это про моего отца». Папа ведь очень рано поседел. Жизнь у него была нелегкая…

Первоначальный вариант стихов о паромщике отличался от того, что мы услышали в песне. Николай Зиновьев поведал о старике фронтовике, который перевозит инвалидов, сирот и вдов. Упор был сделан на последствия Великой Отечественной войны.

Как вспоминал позже композитор Игорь Николаев: «Алла Пугачева сказала: «Я хочу петь про любовь, хочу, чтобы песня была другая». И Николай Зиновьев написал второй вариант стихов.

Валентина Яковлевна достает из альбома пожелтевшие фотографии. На одном из снимков — бравый военный в брюках галифе, на другом — рядом с седым мужчиной сидит маленькая девочка.

— На первой фотографии — отец в молодости, на второй — я с отцом, — говорит хозяйка. — У папы было 3 брата — Егор, Василий, Илья и сестра Мария. В 1941 году папа и двое из старших братьев ушли на фронт. Егор пропал без вести. Где его могила — родители, Дмитрий Васильевич и Татьяна Елисеевна, так и не узнали. Папу комиссовали в 1943 году. Он был тяжело ранен, у него было прострелено легкое. На спине и плече на всю жизнь остались страшные шрамы…

Казалось бы, война для старшего сержанта Якова Захарова, который в 22 года стал инвалидом первой группы, закончилась. Но, вернувшись в родное село, он едва не погиб. На калужской земле еще велись боевые действия. Освобождение пришло 17 сентября 1943 года с войсками трех фронтов — Западного, Резервного и Брянского.

— Через деревню проходил отряд советских солдат. Папа с дедушкой, Дмитрием Васильевичем, зная все броды на реке, вызвались переправить бойцов на другой берег. Чтобы наладить переправу, отцу пришлось окунуться в ледяную воду. Как только наши солдаты оказались на другом берегу, появились фашисты, которые преследовали отряд. Отцу чудом удалось скрыться, а деда Митю схватили, жестоко пытали, но не расстреляли.

Черные дни оккупации оказались позади. Старший сержант Яков Захаров встал у руля колхоза «Общественный труд», который после объединения с соседним хозяйством был переименован в колхоз имени Светлова.

Читать еще:  18 лет какая свадьба стихи

— Послевоенные годы были тяжелыми. Отец работал по 12 часов, при этом умудрялся всегда выглядеть щеголем, — рассказывает Валентина. — Ходил в начищенных до блеска сапогах, в отглаженной гимнастерке, с лихо взбитым чубом. Вскоре у него появилась невеста Дарья, которая работала учительницей начальных классов. Друг отца, фронтовик Николай, ухаживал за Анной, которая работала в колхозе. Но спустя год они. поменялись невестами. Отец посватался к Анне, а Николай сделал предложение Дарье.

Мама Анны была не в восторге от жениха, считая Якова Захарова гуленой. Сама же Анна, вспоминая те времена, смеясь, говорила: «Как я могла устоять против его озорного взгляда, чуба и галифе. » 15 сентября 1946 года молодые сыграли свадьбу. А через год у Анны и Якова родилась дочь Валя.

— Родители жили на хуторе вместе с папиной мамой и бабушкой. Дом стоял в отдалении от деревень, в красивейшем месте. С одной стороны была река Ока, с другой — смешанный лес.

Якову Захарову недолго пришлось «рулить» колхозом. В 1949 году в том месте, где река Жиздра впадает в Оку, пустили паром. Дом Якова находился недалеко от переправы, его и назначили паромщиком.

— Это было очень оживленное место, на одном берегу стояло с десяток деревень, на другом — большое село Перемышль, — рассказывает Валентина. — Деревенские ездили в районный центр за продуктами. Там же находился базар, где продавали всякую живность. Когда пустили паром, людям уже не пришлось делать огромный крюк, колеся по разбитым дорогам.

Паром был устроен просто: на понтоны настелили палубу, оборудовав ее лавками и перилами. Плавучая баржа двигалась вдоль металлического троса, который был натянут от одного берега к другому. Яков Захаров надевал специальные рукавицы, упирался ногами в палубу парома и тащил трос на себя, перехватывая его руками.

— На берегу нередко собирались очереди, — рассказывает Валентина. — Ширина Жиздры в том месте была метров 25–30. На середине реки было довольно сильное течение. Нередко на помощь отцу приходили добровольные помощники.

Переправа начинала работать ранней весной, как только сходил лед. Рабочий день у отца начинался рано. В выходные дни, когда деревенские бабы ехали на базар за поросятами, он уже в четыре утра был на пароме. Уходил домой в девять вечера, когда смеркалось. Наш хутор стоял на высоком берегу, с крыльца дома была видна переправа. Если отец видел, что кто-то ждет на берегу, собирался и шел вниз к реке. Идти до парома ему было около километра. Нередко к нам домой поздно вечером приходили люди, просили: «Яша, переправь срочно на другой берег». Отец одевался и шел. Никому не отказывал.

Помогал Яков Захаров и влюбленным, которые жили по разные стороны реки. Нередко специально дожидался, когда один из них прибежит, запыхавшись, со свидания, чтобы успеть переправиться домой в соседнюю деревню. Спустя годы перевозил в школу уже их детей…

— У отца на берегу рядом с паромом стояла будка, где он мог отдохнуть, если не было желающих переправиться на другой берег, — продолжает рассказывать Валентина. — Рядом он разводил небольшой костерок, где варил картошку и уху. Отец был заядлый рыбак, очень хлебосольный, у него постоянно кто-то кормился. Помню, он на целое лето приютил фотографа с сыном, которые остались без жилья. Они помогали ему на переправе.

Однажды Яков Захаров глянул утром с высоты на реку и не увидел парома. Ночью бушевал ураган, паром слетел с катушек, и его унесло вниз по течению. Поймать паром удалось только около села Голодское. Потом его на моторной лодке подтянули к переправе.

Переправа начинала работать весной, как только сходил лед.

Яков Захаров всегда с нетерпением ждал весны, когда два трактора подхватят паром за железные понтоны, подвезут к реке, а потом мужики общими усилиями с трактористами по настилам опустят его в воду.

— Обычно навигация открывалась в День Победы, 9 мая. Это был двойной праздник для отца. Накануне он начищал два ордена Красной Звезды, медаль «За отвагу», юбилейные медали. После празднований в Перемышле около его парома собирались ветераны, вспоминали былое. Сам же отец не любил вспоминать годы войны. Если и рассказывал о сражениях, начинал смахивать слезы, замыкался в себе. По той же причине не смотрел фильмы про войну. Но всегда привечал у себя фронтовиков и поисковиков.

Деревенские семьи были в большинстве своем многодетные. Вот и у Дарьи с Николаем было трое сыновей, у Захаровых же — одна-единственная дочь.

Дома же у Якова и Анны Захаровых, который стоял на холме, всегда было многолюдно. Красивейшие места с глубокими, лесистыми оврагами и луговыми долинами пользовались популярностью у москвичей. Останавливались в гостевом домике, а бывало, что спали прямо на сеновале.

— Гостей, среди которых было много известных врачей, композиторов и поэтов, у нас на самом деле всегда было много, — рассказывает Валентина. — Привлекала, конечно, рыбалка. Отец показывал им нужные места на реке. Улов всегда был внушительный — лещи, подлещики, щуки, судаки, жерех. Попадались также стерлядь, сомы и налимы. Я, например, любила налимчиков, которых за скользкую чешую и темно-бурую окраску называла лягушками. Помню, просила папу: «Поймаешь мне лягушек?» Он знал, что я имею в виду налимов, и говорил: «Будут тебе лягушки!»

Яков Захаров был душой компании. Любил пошутить, мастерски рассказывал анекдоты. На рыбалку к нему постоянно приезжали из Калуги военком, главврач кожно-венерологического диспансера, туберкулезного диспансера, а из столицы — главный редактор «Медицинской газеты», главврач спецполиклиники, заслуженные хирурги, а также многие из известных поэтов и композиторов. Например, заядлых рыбаков, композитора Вадима Гамалия и поэта Леонида Дербенева, привез папин друг — стоматолог кремлевской больницы.

Вадим Гамалия был известен как автор нескольких десятков песен, в том числе суперхита 70-х «Строгий капрал». Строки «как хорошо быть генералом…» распевала вся страна. Леонид Дербенев был юристом, а параллельно писал стихи.

— Помню, сидели мы с Леонидом Дербеневым на рыбалке, я поинтересовался, как он пишет стихи? — вспоминает муж Валентины Юрий. — Он был человеком простым, говорил с расстановкой. Поведал тогда: «Когда снисходит вдохновение, строка льется за строкой». Помню, он поделился, что песню о Москве на его стихи сначала запретили. Там были строки о «голубых площадях», как говорил Леонид Дербенев, из-за них и вышла вся загвоздка. Потом ему удалось цензоров убедить, они пропустили песню. Потом композиция «Лучший город Земли» стала неимоверно популярной.

Песни Гамалия и Дербенева пели многие известные эстрадные исполнители.

— Мне в то время очень нравился певец Муслим Магомаев. Помню, московские гости смеялись: «Не печалься, Валя, привезем тебе и Магомаева!» Гости балагурили, хулиганили. Ночью могли обернуться простыней, в плошке поджечь одеколон, поднести синее пламя к лицу — и давай пугать остальных приезжих. Может быть, в одной из компаний был и поэт Николай Зиновьев, но я не помню.

Нередко, по воспоминаниям Валентины, Яков ревновал жену Анну к московским гостям.

— Мама была деревенской, закончила 8 классов, но отличалась интеллигентностью и добротой. Когда была еще помоложе, она ходила мять пеньку, потом уже занималась только хозяйством. А подрабатывала тем, что вязала пуховые шапки и шарфы.

От наездов на Оку и Жиздру высоких гостей перепадало и местным жителям.

— Как-то папа организовывал рыбалку для зубного техника из стоматологической поликлиники. Потом он помог многим деревенским бабкам вставить зубы, — рассказывает Валентина.

Благодаря связям отца Валентина попала на работу в аптеку №1 в Калуге.

— Папа позвонил другу-врачу, тот — в обком профсоюзов. У меня спросили: «Хотите работать в первой аптеке, которая скоро откроется?» Конечно, я согласилась. Как пришла туда в 1967 году, так и работаю там во втором рецептурно-производственном отделе до сих пор. Скоро будет 50 лет…

А в том, далеком уже 1973 году дом Захаровых на хуторе сгорел по вине гостей-рыбаков, но они обвинять никого не стали, купили избу в соседней деревне Хохловке и перебрались туда жить.

Через два года, в 75-м, ликвидировали и паром. Люди стали в массовом порядке уезжать из деревень. Колхозу стало невыгодно содержать и обслуживать паром.

— Уже тогда отец все чаще болел, — рассказывает Валентина. — Сказывались тяжелое ранение и годы работы на переправе. У него развился диабет, он был инсулинозависимым, несколько раз в день колол уколы…

Читать еще:  Стихи некрасова как ты кротка

Яков Захаров умер в 1982 году. Песню «Паромщик» услышать ему не довелось. Ее премьера состоялась в одном из отборочных выпусков фестиваля «Песня-85».

Яков и Анна Захаровы похоронены на кладбище в Хохловке. Внук Алексей поставил им памятник, где на граните изображены виды хутора, где прошла их жизнь.

Уважаемые читатели! В № 30 газеты «Наша жизнь» от 23 апреля 2016 года по вине редакции были даны неверные сведения об авторстве статьи «Яков Захаров – прототип персонажа песни «Паромщик». Евгений Типикин не является автором статьи. Данная статья напечатана в сокращении. Полностью статья опубликованна в газете «Московский комсомолец» №27081 от 15 апреля 2016 года под заголовком «Соединяет берега седой паромщик», автор – Светлана Самоделова. Приносим свои извинения Светлане Самоделовой и Евгению Типикину.

Какова история песен Аллы Пугачёвой из к-ф «Сезон чудес» и хита «Паромщик»?

В 1984 году у Аллы Пугачёвой начался короткий, но яркий период сотрудничества с Юрием Чернавским — композитором, который считался в то время модным и современным. Поводом стали съёмки очередного фильма Г. Юнгвальда-Хилькевича «Сезон чудес».

Режиссёр знаменитых «Трёх мушкетёров» всегда уделял большое значение музыкальной стороне своих картин, и эта не стала исключением. Фото: скан, обложка диска

На роль поэта-песенника Хилькевич сразу взял Леонида Дербенёва, а вот с композитором определился не сразу. Почему им не стал постоянный напарник режиссёра — Максим Дунаевский, — неясно (может, потому, что композитор был занят в к-ф «Мэри Поппинс, досвиданья!»?).

Сначала Хилькевич задействовал группу ЗЕМЛЯНЕ, но записанный материал ему не понравился, и выбор пал на Чернавского. А уже Чернавский, в свою очередь, высказал смелую идею: а не привлечь ли на роль исполнительницы Пугачёву (с певцом вопросов не было — им стал Михаил Боярский)?

Хотя певица была занята съёмками собственного фильма «Пришла и говорю», от предложения Хилькевича решила не отказываться.

Надо признаться, что на меня «Сезон чудес» никакого впечатления не произвёл. Сам сюжет — про художника, который решил поехать в провинцию, поближе к «простой жизни», вышел крайне блеклый. Он, скорее, напоминал костяк, на котором были развешены отдельные музыкальные номера, поданные в виде неких фантазий того самого художника.

Пугачёва исполнила в фильме всего три песни: кроме инфантильно-заводного «Робинзона» туда вошли две лирические композиции — «Белая дверь» и «Отражение в воде». В «Сезоне чудес» я также впервые заметил сопровождающее певицу танцевальное трио ЭКСПРЕССИЯ — с двумя девицами и ещё небритым (и — о счастье! — молчащим) Борисом Моисеевым.

Г. Юнгвальд-Хилькевич:
«Таких песен, как у меня в этом фильме, Алла Пугачёва не пела ни до, ни после. Это не её стиль, не её репертуар…».

«Белую дверь» лично я вообще считаю одной из самых красивых песен в репертуаре певицы. Забавно, что источником вдохновения послужила… квартира Пугачёвой. Когда Хилькевич впервые посетил певицу, то его поразило, что в квартире безраздельно доминировал белый цвет — белой была не только дверь, но и пол, стены, вазы и пр. Своими впечатлениями режиссёр поделился с Дербенёвым, и это стало отправной точкой стихов.

Лишь вчера
Мне мир объятья раскрывал,
Лишь вчера
Легко леталось мне во сне,
Но кто-то дверь нарисовал,
Вдруг мелом дверь нарисовал,
Белую-белую дверь
На кирпичной стене…

Не успел Хилькевич передать стихи Чернавскому, как тот спустя пару часов позвонил и попросил прислать гонца за уже готовой демо-записью.

В 1985 году на пластинке «Алла Пугачёва в Стокгольме» выйдет англоязычный вариант этой песни под названием «Through The Eyes Of A Child».

Не менее интересно сложилась история и песни «Отражение в воде».

Ю. Чернавский:
«Тогда, в 1984-м, после „Белой двери“ я решил записать песню с более сложной музыкальной фактурой. Она строилась на многоголосии, параллельных и контрапунктных вокальных партиях, и моё любопытство пересилило искушение сделать что-то попроще для фильма „Сезон чудес“… Алле такая студийная „игра“ очень понравилась… Мы работали часами, и когда получалось, все балдели — от техников и саунд-инженеров до нас самих…».

И вот, когда в 2006 году американская звезда гламура — Пэрис Хилтон — выпустила песню «Stars are Blind», оказалось, что её мелодия местами подозрительно похожа на старый хит Чернавского. Тем не менее ввязываться в судебные дрязги композитор не захотел.

Из буклета к пластинке «Алла Пугачева поет песни Юрия Чернавского», 2013:

«От возмездия плагиаторы всё равно не ушли: на американских авторов „Stars Are Blind“ подали в суд правообладатели песни „Kingston Town“, хита 1989 года английской группы UB-40. Любопытно, что „Kingston Town“, выпущенный на четыре года позже „Отражения в воде“, куда менее похож на песню Пэрис Хилтон, чем песня Чернавского».

Пугачёва и Чернавский планировали записать целый совместный альбом под названием «Видеомашина», но не сложилось. Последним хитом этого тандема стала песня «Белая панама», которую одни крутили на дискотеке, а другие — безжалостно критиковали за дурацкий и примитивный текст (даром, что его написал Дербенёв).

Ах, белая панама, белая панама…
Помнишь, ты ее мне одевала, мама,
А я была упряма, всегда была упряма
И каждый день твердила, что мне мала панама.

Ю. Чернавский:
«Я давился от смеха… Алла тоже смеялась: „Сейчас Болдин (тогдашний муж певицы — С.К.) придёт, — говорит, — у него крышу снесёт, как услышит“. Я выключил магнитофон, и мы начали обсуждать — как прикольнее спеть и где, чтобы люди „въехали“ в фишку».

Честно говоря, я в «фишку» не въехал и поныне не въезжаю… А вот фанаты Пугачёвой в 1988 году стали даже выпускать собственную газету под названием «Белая панама».

Что касается Игоря Николаева, то его сотрудничество с певицей только крепло. В 1985 году композитор подарил певице очередной хит — «Паромщик», не многим уступавший в популярности предыдущему «Айсбергу».

Интересно, что текст «Паромщика» пережил аж целых три реинкарнации. Поначалу это было просто стихотворение, написанное в 1978 году поэтом Николаем Зиновьевым. Там образ паромщика ещё не был метафорой и имел совершенно реального прототипа — человека по имени Яков Захаров. Этот инвалид Великой Отечественной войны действительно в послевоенные годы работал паромщиком на переправе, где река Жиздра впадала в Оку. Стихотворение получилось очень хорошее, поэтому приведу его полностью.

Когда в тени, у ранней рощи,
Лучом расколота река,
Иван Матвеевич, паромщик,
Соединяет берега.

Разбилось что-то в мире снова.
И, неспокойный за восход,
Осколки зеркала речного
Он в горсть задумчиво берет.

Иван Матвеич шепчет: «Ладно,
Отправлю первыми школят…
Их на рассвете так приятно
Брать поумневшими назад…»

Подует ветер из лощины…
И, свет посеяв в старике,
Ему разгладит он морщины,
Вдруг отраженные в реке.

Но ночью снятся ему часто
То сирота, то инвалид.
Из дальних сел к нему стучатся,
Мол, он поймет, соединит.

Опять приходит бабка Оля,
Уж ты ее, вдову, прости,
Зовет убитого и молит
На берег тот перевести…

А что ты можешь переправой?
Какой тебе мешает груз?
Не можешь ты сказать ей правды,
Что нет его. Что берег пуст.

Скрипит паром как утешенье,
Покуда дух не выйдет вон,
Наивный дух соединенья,
Что в каждом русском испокон.

Но он порой боится мудро,
Меж берегов тревожа нить,
Вдруг помереть посреди утра…
И их собой разъединить.

Стихи попали в руки Николаеву, и он попросил приспособить их размер для своей мелодии.

То сирота, то инвалид
К нему стучатся,
Вдруг он поймёт, соединит,
Вернёт им счастье…

Сначала эта песня попала в репертуар Валерия Леонтьева (в какой версии — неизвестно), но вскоре ею заинтересовалась Пугачёва. Правда, текст певица сочла для себя неподходящим и потребовала Зиновьева сменить его тематику на любовную. В итоге от оригинального стихотворения остался только сам образ паромщика.

К 1986 году совместных песен Николаева и Пугачёвой накопилось столько, что они издали целый альбом. Надо сказать, что композитор не ограничивался одной лирикой. В его багаже была и задорная смешная «Балалайка», и стилизованная под рок «Сто друзей»… Особенно гордился композитор песней «Балет», где впервые работал с большим симфоническим оркестром.

Перед съёмками клипа на эту песню Пугачёва даже специально отсмотрела записи выступлений знаменитой Майи Плисецкой и почерпнула у балерины движение, когда та изящно медленно опускалась и поднималась. Клип выделялся и тем, что был снят почти при полном отсутствии окружающего антуража.

Не могу не удержаться, чтобы не привести также уморительную пародию на «Балет» от группы МАНГО МАНГО.

О последних советских хитах Аллы Пугачёвой я расскажу в завершающей статье цикла.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector