Кто писал музыку на стихи пушкина
Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке»
Млада Сидорова
Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке»
Список музыкальных произведений «А. С. Пушкин в музыке»
Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира.
Произведения, написанные А. С. Пушкиным, стали неисчерпаемым источником вдохновения и для многих композиторов. Сегодня я предлагаю вам список наиболее известных музыкальных произведений по произведениям А. С. Пушкина:
1. П. И. Чайковский опера «Евгений Онегин»
2. П. И. Чайковский опера «Пиковая дама»
3. П. И. Чайковский опера «Мазепа»
4. С. Рахманинов опера «Алеко»
5. Н. А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»
6. Н. А. Римский-Корсаков опера «Золотой Петушок»
7. Н. А. Римский-Корсаков опера «Моцарт и Сальери»
8. Э. Направник опера «Дубровский»
9. А. С. Даргомыжский опера «Русалка»
10. А. С. Даргомыжский опера «Каменный гость»
11. М. П. Мусоргский опера «Борис Годунов»
12. Ц. А. Кюи опера «Пир во время чумы»
13. Ц. А. Кюи опера «Капитанская дочка»
14. Ц. А. Кюи опера «Кавказский пленник»
15. 16. Р. М. Глиэр балет «Медный всадник»
17. Л. Минкус балет «Барышня — крестьянка»
18. Г. Свиридов музыкальные иллюстрации к повести «Метель»
19. М. И. Глинка опера «Руслан и Людмила»
20. Б. В. Асафьев опера «Бахчисарайский фонтан»
21. Б. В. Асафьев опера «Граф Нулин»
22. Б. В. Асафьев опера «Скупой рыцарь»
23. Д. Шостакович опера «Сказка о попе и работнике его Балде»
Детский мастер-класс «Мой Пушкин» 6 июня 2020 года исполняется 221 год со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии пушкинского.
Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» Картотека музыкальных произведений «Мелодии весны» 1. Й. Гайдн Оратория «Времена года». 1-я часть: Весна 2. Л. Бетховен «Весенняя соната».
Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» Картотека музыкальных произведений «Ребятам о зверятах» К. Сен-Санс. «Карнавал животных»: 1. Вступление и Королевский марш льва 2. Куры.
НОД по музыке с использованием ИКТ «Путешествие в страну духовых музыкальных инструментов» для детей средней группы Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Привлечь внимание детей к музыкальным инструментам. Закреплять названия знакомых.
Список художественной литературы детям 5–6 лет в помощь родителям Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком,.
Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей) Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком.
Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.
Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.
Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.
Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Конспект занятия по музыке «В мире музыкальных инструментов» (подготовительная группа) Татьяна Стажкова Конспект занятия по музыке «В мире.
Композиторы, писавшие музыку на стихи Пушкина
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1
Г. ПОКРОВ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПУШКИН В МУЗЫКЕ
Куртанова Екатерина
Ученица 10 класса
МОУ СОШ №1 г.Покров
Научный руководитель:
Снеткова Ирина Анатольевна
2. А. С. Пушкин в музыке. 5
2.1 Композиторы, писавшие музыку на стихи Пушкина. 5
2.2.1 Жанр романса, наиболее известные романсы. 8
2.2.2 Анализ пушкинских стихотворений. 9
2.2.3. Анализ музыки романсов на стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил». 12
2.3.1 Жанр оперы. 14
2.3.2 Воплощение произведений Пушкина в операх. 15
2.4 Музыка в кинофильмах. 22
2.5 Фольклор – основа пушкинских произведений. 23
3. Заключение. 30
4.Список литературы. 31
Вступление
Многогранный пушкинский талант с присущим ему разнообразием идей и жанровых форм, изобразительностью и музыкальностью стиха вызывает глубокий резонанс во всех упомянутых видах искусства, а музыкальная жизнь произведений Пушкина настолько значительна, что заслуживает особого разговора.
Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена его современниками. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия. Огромная заслуга Пушкина-лирика и в том, что он окончательно утвердил в русской поэзии силлабо-тонический принцип стихосложения и убедительно продемонстрировал его богатейшие ритмические возможности.
Уже первые лицейские стихи Пушкина были положены на музыку: «Роза» М. И. Глинки, «Пробуждение» («Мечты, мечты») А. А. Алябьева, «Веселый пир» К. П. Вильбоа. И с тех пор этот процесс не прекращается. Высокий настрой души поэта, апофеоз дружбы и любви в его лирике получили такой отзвук в русском вокальном творчестве, какой можно сравнить разве что с многократным горным эхом.
Пушкин-сказочник отозвался в оперном творчестве М. И. Глинки («Руслан и Людмила») и вдохновил замечательного колориста Н. А. Римского-Корсакова
(«Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»).
Романтические поэмы Пушкина, рисующие исключительную личность в исключительных обстоятельствах, легли в основу музыкальной драматургии многих оперных и балетных спектаклей. Лучшие из них – «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» (балеты Б. В. Асафьева).
Оперные композиторы послепушкинской эпохи – периода расцвета русского симфонизма и реалистической оперы – продолжали обращаться к сюжетам Александра Сергеевича, в которых наряду с яркой драматической коллизией присутствовали реалистически решенные характеры героев. Так возникли «Русалка» и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова.
Почему же именно произведения А. С. Пушкина оказали столь сильное впечатление на композиторов, заставившее их отразить свои чувства в музыке? Мы выдвинули гипотезу, что близость пушкинский произведений к музыке заложена в истоках его творчества.
В работе была поставлена цель: доказать единство произведений А. С. Пушкина и музыки русских композиторов.
Цель реализовывалась через ряд поставленных задач:
- выяснить, творчество каких композиторов связано с именем А. С. Пушкина;
- найти и проанализировать тексты и музыку романсов, написанных на стихи Пушкина;
- изучить истории создания опер по мотивам произведений Пушкина и средства воплощения пушкинских героев в музыке;
- исследовать характер музыки к кинофильмам по произведениям А. С. Пушкина;
- найти истоки музыкальности творений Пушкина.
А. С. Пушкин в музыке
Композиторы, писавшие музыку на стихи Пушкина
Многие композиторы оказались вдохновленными произведениями А. С. Пушкина. Среди них такие известные имена, как
- Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – великий русский композитор. Мы с полным правом говорим о Пушкине как выразителе своего времени и создателе основ современного русского языка. С таким же правом мы можем говорить и о Глинке как создателе русской классической музыки. Подобно Пушкину, он вобрал в себя все лучшее, что было до него в русской музыкальной культуре. И на этой прочной основе – народной и профессиональной – создал новую музыку. Творчество Глинки явилось для русской музыки вершиной ее расцвета и вместе с тем – основой, почвой, на которой развивалось творчество русских композиторов XIX века и композиторов нашего времени.
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – младший современник и преемник Глинки, с творчеством которого в русскую музыку вошли новые художественные образы, идеи. Он разоблачал средствами своего искусства несправедливость современного ему общества. И в том – его историческая заслуга. Опера Даргомыжского «Русалка», впервые прозвучавшая в мае 1856 года, открыла новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых опер Глинки. «Русалка» — опера новая по своей направленности, ибо в ней проявился демократизм композитора, интерес к людям простым, не «знатного звания».
- Модест Петрович Мусоргский(1839-1881) – великий русский композитор. Огромную самобытность Мусоргского определила одаренность в сочетании с широтой интересов и той подлинной народностью, которая стала основной чертой его творческой натуры. Он явился наиболее убежденным, наиболее последовательным выразителем нового демократического направления в музыке. Ибо стремился приобщить музыку к окружающей действительности, подчинить ее насущным интересам общества, сделать ее необходимой народу.
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог, дирижер. Занимался музыкой под руководством М. А. Балакирева, примкнул к творческому содружеству Могучей кучке. Римским-Корсаковым создано 15 опер. В атмосфере революционно-освободительных настроений русского общества на рубеже ХХ века оперы-сказки Римского-Корсакова приобрели новую идейную направленность. В них явственно звучит ирония в изображении незадачливого царя («Сказка о царе Салтане»), острая сатира на самодержавие («Золотой петушок»).
- Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, педагог. Расцвет его творчества ознаменовала опера «Евгений Онегин». К последнему периоду жизни композитора относится создание наиболее трагического произведения «Пиковая дама».
- Георгий Васильевич Свиридов(1915-1998). Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — цикл лирических романсов на слова Пушкина. Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние вещи были написаны в стиле классической романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже Свиридов старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Пока музыка Свиридова оставалась малоузнаваема на Западе, в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, лирические мелодии и народный характер.
Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок; знаменного распева, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту.
- Цезарь Антонович Кюи(1835-1918) — русский профессор военной фортификации; композитор и музыкальный критик. Кюи был одним из членов «Могучей кучки». С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской музыкальной школы», а также передовые новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В.Гюго, 1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепьяно., скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), и др.
- Антон Григорьевич Рубинштейн(1829-1894) — российский композитор, пианист, дирижёр, основатель первой русской консерватории (1862), брат пианиста Рубинштейна. Среди произведений Рубинштейна 4 духовных оперы (оратории): «Потерянный рай», «Вавилонская башня», «Моисей», «Христос» и одна библейская сцена в 5 картинах — «Суламифь», а также 13 опер, в том числе «Дмитрий Донской», «Демон», «Купец Калашников», «Нерон», «Попугай», «Сибирские охотники», «Хаджи-Абрек» и др., несколько симфоний (наиболее известна вторая с программным названием «Океан»), концерты для фортепиано, виолончели, скрипки с оркестром, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.[1]
Все перечисленные композиторы в своем творчестве обращались к Пушкину. Это не мало известные имена, а знаменитые на всю Россию музыканты. Они стоят в музыке на том же уровне, что и Пушкин в литературе. Основные жанры, в которых они работали с произведениями Пушкина – оперы и романсы, о которых и пойдет речь дальше.
Мы проанализировали наиболее известные романсы, сравнив стихотворения Пушкина и музыку, написанную на них, и изучили историю создания и выражение чувств героев через музыку в некоторых операх.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА » ПУШКИН В МУЗЫКЕ «
Исследование роли музыки в творчестве А.С.Пушкина и влияния его произведений на музыкальное творчество русских композиторов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_pushkin_v_muzyke.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1
Г. ПОКРОВ ПЕТУШИНСКОГО РАЙОНА
ПУШКИН В МУЗЫКЕ
ученица 10 класса
МОУ СОШ №1 г.Покров
Снеткова Ирина Анатольевна
1. Вступление
Многогранный пушкинский талант с присущим ему разнообразием идей и жанровых форм, изобразительностью и музыкальностью стиха вызывает глубокий резонанс во всех упомянутых видах искусства, а музыкальная жизнь произведений Пушкина настолько значительна, что заслуживает особого разговора.
Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена его современниками. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия. Огромная заслуга Пушкина-лирика и в том, что он окончательно утвердил в русской поэзии силлабо-тонический принцип стихосложения и убедительно продемонстрировал его богатейшие ритмические возможности.
Уже первые лицейские стихи Пушкина были положены на музыку: «Роза» М. И. Глинки, «Пробуждение» («Мечты, мечты») А. А. Алябьева, «Веселый пир» К. П. Вильбоа. И с тех пор этот процесс не прекращается. Высокий настрой души поэта, апофеоз дружбы и любви в его лирике получили такой отзвук в русском вокальном творчестве, какой можно сравнить разве что с многократным горным эхом.
Пушкин-сказочник отозвался в оперном творчестве М. И. Глинки («Руслан и Людмила») и вдохновил замечательного колориста Н. А. Римского-Корсакова
(«Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»).
Романтические поэмы Пушкина, рисующие исключительную личность в исключительных обстоятельствах, легли в основу музыкальной драматургии многих оперных и балетных спектаклей. Лучшие из них – «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» (балеты Б. В. Асафьева).
Оперные композиторы послепушкинской эпохи – периода расцвета русского симфонизма и реалистической оперы – продолжали обращаться к сюжетам Александра Сергеевича, в которых наряду с яркой драматической коллизией присутствовали реалистически решенные характеры героев. Так возникли «Русалка» и «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова.
Почему же именно произведения А. С. Пушкина оказали столь сильное впечатление на композиторов, заставившее их отразить свои чувства в музыке? Мы выдвинули гипотезу , что близость пушкинский произведений к музыке заложена в истоках его творчества.
В работе была поставлена цель : доказать единство произведений А. С. Пушкина и музыки русских композиторов.
Цель реализовывалась через ряд поставленных задач :
- выяснить, творчество каких композиторов связано с именем А. С. Пушкина;
- найти и проанализировать тексты и музыку романсов, написанных на стихи Пушкина;
- изучить истории создания опер по мотивам произведений Пушкина и средства воплощения пушкинских героев в музыке;
- исследовать характер музыки к кинофильмам по произведениям А. С. Пушкина;
- найти истоки музыкальности творений Пушкина.
2. А. С. Пушкин в музыке
2.1 Композиторы, писавшие музыку на стихи Пушкина
Многие композиторы оказались вдохновленными произведениями А. С. Пушкина. Среди них такие известные имена, как
- Михаил Иванович Глинка (1804-1857) – великий русский композитор. Мы с полным правом говорим о Пушкине как выразителе своего времени и создателе основ современного русского языка. С таким же правом мы можем говорить и о Глинке как создателе русской классической музыки. Подобно Пушкину, он вобрал в себя все лучшее, что было до него в русской музыкальной культуре. И на этой прочной основе – народной и профессиональной – создал новую музыку. Творчество Глинки явилось для русской музыки вершиной ее расцвета и вместе с тем – основой, почвой, на которой развивалось творчество русских композиторов XIX века и композиторов нашего времени.
- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – младший современник и преемник Глинки, с творчеством которого в русскую музыку вошли новые художественные образы, идеи. Он разоблачал средствами своего искусства несправедливость современного ему общества. И в том – его историческая заслуга. Опера Даргомыжского «Русалка», впервые прозвучавшая в мае 1856 года, открыла новую страницу в истории русской музыки, продолжая традиции первых опер Глинки. «Русалка» — опера новая по своей направленности, ибо в ней проявился демократизм композитора, интерес к людям простым, не «знатного звания».
- Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – великий русский композитор. Огромную самобытность Мусоргского определила одаренность в сочетании с широтой интересов и той подлинной народностью, которая стала основной чертой его творческой натуры. Он явился наиболее убежденным, наиболее последовательным выразителем нового демократического направления в музыке. Ибо стремился приобщить музыку к окружающей действительности, подчинить ее насущным интересам общества, сделать ее необходимой народу.
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог, дирижер. Занимался музыкой под руководством М. А. Балакирева, примкнул к творческому содружеству Могучей кучке. Римским-Корсаковым создано 15 опер. В атмосфере революционно-освободительных настроений русского общества на рубеже ХХ века оперы-сказки Римского-Корсакова приобрели новую идейную направленность. В них явственно звучит ирония в изображении незадачливого царя («Сказка о царе Салтане»), острая сатира на самодержавие («Золотой петушок»).
- Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор, педагог. Расцвет его творчества ознаменовала опера «Евгений Онегин». К последнему периоду жизни композитора относится создание наиболее трагического произведения «Пиковая дама».
- Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998). Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — цикл лирических романсов на слова Пушкина. Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние вещи были написаны в стиле классической романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже Свиридов старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Пока музыка Свиридова оставалась малоузнаваема на Западе, в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, лирические мелодии и народный характер.
Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок; знаменного распева, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту.
- Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) — русский профессор военной фортификации; композитор и музыкальный критик. Кюи был одним из членов «Могучей кучки». С 1864 выступал как музыкальный критик, отстаивая принципы реализма и народности в музыке, пропагандируя творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и молодых представителей «Новой русской музыкальной школы», а также передовые новаторские течения зарубежной музыки. В роли критика он часто публиковал разгромные статьи на творчество Чайковского. Обширно творческое наследие композитора: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Анджело» (по В.Гюго, 1875), «Сарацин» (по А.Дюма-отцу, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепьяно., скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли. Наибольший интерес представляют романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), и др.
- Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) — российский композитор, пианист, дирижёр, основатель первой русской консерватории (1862), брат пианиста Рубинштейна. Среди произведений Рубинштейна 4 духовных оперы (оратории): «Потерянный рай», «Вавилонская башня», «Моисей», «Христос» и одна библейская сцена в 5 картинах — «Суламифь», а также 13 опер, в том числе «Дмитрий Донской», «Демон», «Купец Калашников», «Нерон», «Попугай», «Сибирские охотники», «Хаджи-Абрек» и др., несколько симфоний (наиболее известна вторая с программным названием «Океан»), концерты для фортепиано, виолончели, скрипки с оркестром, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка. [1]
Все перечисленные композиторы в своем творчестве обращались к Пушкину. Это не мало известные имена, а знаменитые на всю Россию музыканты. Они стоят в музыке на том же уровне, что и Пушкин в литературе. Основные жанры, в которых они работали с произведениями Пушкина – оперы и романсы, о которых и пойдет речь дальше.
Мы проанализировали наиболее известные романсы, сравнив стихотворения Пушкина и музыку, написанную на них, и изучили историю создания и выражение чувств героев через музыку в некоторых операх.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Рубрики
- Музыка (1560)
- Симфоническая (545)
- Фортепианная (399)
- Камерная (294)
- Скрипичная (187)
- Духовная (112)
- Хоровая (92)
- Народная (54)
- Органная (41)
- Композиторы (1507)
- Музыкальные жанры и формы (720)
- Концерт (244)
- Симфония (171)
- Соната (107)
- Вальс (80)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (384)
- Певцы (355)
- Музыканты (350)
- Пианисты (179)
- Скрипачи (111)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (248)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (198)
- Музыкальная культура народов мира (165)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкальный словарь (103)
- Музыкотерапия (96)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (36)
—Музыка
- Все (3)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Музыкальная Пушкиниана. Памяти великого поэта
Александр Сергеевич Пушкин (6 июня 1799, Москва — 10 февраля 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка
Пушкин и музыка… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. А многие стихи настолько благозвучны, задушевны, что были положены на музыку и исполнялись и в аристократических салонах, и в провинциальных гостиных.
С. В. Рахманинов говорил: «Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сестры-близнецы». Ему созвучны слова П.И.Чайковского: «Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».
Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров и концертных залов.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры.
Слово Пушкина по-особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
М.Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье».
Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Впервые к стихам А.С. Пушкина Георгий Свиридов обратился в 1935 году, создав цикл из шести романсов, в которых раскрылось самобытное мастерство девятнадцатилетнего автора. Тогда же произошло открытие главной темы творчества Свиридова — темы поэта, его высокого предназначения и судьбы, неразрывно связанной с темой Родины и народа.
Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов.
Г.Свиридов. Романс «Зимняя дорога»
Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Аркадьевна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.
Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.
Начало музыкальной пушкиниане положил первый полностью русский по духу композитор М.И. Глинка.
Шереметьев. Романс «Я вас любил»
Памятником великому поэту стала его опера «Руслан и Людмила», в которой он «распел на былинный лад» поэму Пушкина. В ней нашли свое воплощение такие грани пушкинского гения, как эпос и сказка, ставшие истоком сказочно-эпической традиции в русской музыке XIX века.
Стихи поэта отличаются необыкновенной музыкальностью, и естественно, что многих композиторов привлекали они.
Так, например, десять романсов Глинки на стихи Пушкина- это поистине десять драгоценных жемчужин.
« Я помню чудное мгновенье» — романс самый совершенный, прекраснейший из десяти.
С.Рахманинов. Романс «Не пой красавица. «
Так случилось, что с появлением на свет этого романса связаны имена двух женщин — матери и дочери. Пушкин посвятил своё стихотворение Анне Керн. Он познакомился с нею в Петербурге после окончания лицея. Красота женщины поразила его. Прошло много лет Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. И вдруг летом 1825г Анна Петровна приехала в Тригорское, в гости к соседям Пушкина. Появление в глуши прекрасной женщины – “гения чистой красоты” — взволновало поэта. Буря мыслей и чувств вылилась в прекрасные строки.
Около 1840г Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны, Екатериной Ермолаевой, скромной преподавательницей женского института. Она не унаследовала блистательной красоты своей матери, но было в ней что-то тихое, ясное, пробудившее любовь в сердце Глинки, и тогда появился романс «Я помню чудное мгновенье».
Стихи Пушкина о “гении чистой красоты” приобрели новую жизнь, поставив имена великих русских поэта и композитора рядом.
И.Шварц. Романс «Я ехал к вам»
Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал семь лет. Появление оперы «Евгений Онегин» в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве. Петр Ильич Чайковский написал своё произведение по роману Пушкина. Он приступил к этому сочинению в 1877г и назвал его не оперой, а лирическими сценами.
А.Верстовский. Баллада «Черная шаль»
Сначала композитор хотел назвать своё сочинение «Татьяна Ларина», чтобы подчеркнуть, что он воспевает в нём русскую девушку и развенчивает человека, не достойного её любви. Но когда опера подходила к концу, Чайковский отказался от намерения изменить её название. Композитор решил показать, как рушится жизненная философия Онегина и он начинает пробуждаться для новой жизни.
П.Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
П.Чайковский. Письмо Татьяны, сцена из оперы «Евгений Онегин»
Рубрики: | Музыка и литература |
Метки: Пушкин
Процитировано 15 раз
Понравилось: 30 пользователям
Кто писал музыку на стихи пушкина
«ИЗ НАСЛАЖДЕНИЙ ЖИЗНИ-
ОДНОЙ ЛЮБВИ МУЗЫКА УСТУПАЕТ,
НО И ЛЮБОВЬ — МЕЛОДИЯ!»
А.С.ПУШКИН
Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.
замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил:
“О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем могу стоять на коленях! ”
Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.
Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.
Романс М.И.Глинки на слова А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье. » исполняет Сергей Лемешев.
с появлением на свет этого романса связаны имена двух женщин — матери и дочери. Пушкин посвятил своё стихотворение Анне Керн.
Он познакомился с нею в Петербурге после окончания лицея. Красота женщины поразила его. Прошло много лет Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. И вдруг летом 1825 года, Анна Петровна приехала в Тригорское, в гости к соседям Пушкина. Появление в глуши прекрасной женщины-гения чистой красоты — взволновало поэта.
Буря мыслей и чувств вылилась в прекрасные строки.
Прошло 15 лет. Около 1840 г Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны, Екатериной Ермолаевой, скромной преподавательницей женского института.
Она не унаследовала блистательной красоты своей матери, но было в ней что-то тихое, ясное, пробудившее любовь в сердце Глинки, и тогда появился романс
«Я помню чудное мгновенье».
Впервые Глинка исполнил этот романс в кругу друзей.
Одно из самых удачных воплощений прозы Пушкина, в русской музыке XX века у Георгия Свиридова.
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»
Балет Асафьева «Бахчисарайский фонтан»
, открыв список советских балетов на пушкинские темы и положив начало жанру балета-пьесы, оказался и самым удачным из всех воплощений творчества Пушкина на советской балетной сцене.
С произведениями Пушкина работали самые знаменитые музыканты разного времени, они по-своему переосмысливали литературные строки, пытаясь воссоздать в музыке всю сюжетную глубину и драматичность образов.
Александр Сергеевич Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные сочинения. Чтобы он не сочинял, у него получались произведения очень ритмичные и мелодичные. Будь то проза или поэзия,
Пушкин всегда создавал особый ритм произведению, поэтому, неслучайно, творения автора пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов. Композиторы,
постарались в своих произведениях, приблизится к пушкинскому тексту, они попытались передать все чувства, настроения, которые передал поэт. Всем композиторам удалось это сделать, потому что эти произведения любят и восхищаются ими во всём мире.
опера «Евгений Онегин» по роману Пушкина.
Он приступил к этому сочинению в 1877г и назвал его не оперой, а лирическими сценами.Чайковский не оперу писал, а музыку к роману.
В этой совсем обычной опере развернутые монологи сменяются диалогами. Во всех этих сценах как будто бы мало событий. Но зато в музыке протекает внутреннее действие. В ней находим мы жизнь человеческой души с её взлётами и падениями.
В ней улавливается очарование пушкинского романа в стихах, целый мир тонких откровений, неуязвимых, вечных чувств, переживаний. Для Чайковского Татьяна Ларина была не просто героиней литературного произведения, но живым, родным человеком, судьба которого его глубоко волновала.
Чайковский словно сам жил в мире пушкинских героев. Он видел судьбу Лариных и ждал, что вот-вот откроется дверь и на пороге покажется Татьяна, тревоги которой его неотступно волнуют.
Наверное, оттого и музыка «Онегина» так действует на слушателей, что появляется ощущение, что ты не в театре, а среди близких друзей.
Пересмотрела и выбрала лучшеевидео
В день премьеры на сцене Московского Малого театра публика не только заполнила все места, но сплошной стеной стояла в ложах.И сегодня на всех оперных сценах мира ставят «Онегина». Не могу не упомянуть вершину оперного творчества П И Чайковского — его оперу «Пиковая дама» Опера в трёх действиях на либретто
М. Чайковского
Чайковский трудился над оперой 41 день.
Это одно величайших достижений мирового музыкального искусства По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер:
«Мазепа», музыка Чайковского;
«Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков;
«Дубровский» — композитор Направник;
«Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский;
«Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым;
«Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи;
«Алеко» — дипломная работа Рахманинова;
«Медный всадник» — балет Глиера;
«Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.
Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта -Сергей Лифарь поставил в Париже балет
«Пиковая дама»
музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, звучат со сцен больших и малых театров, и концертных залов. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
Любил ли Пушкин музыку?-
Отношения его к опере, в частности, к композитору Россини выражено в следующем отрывке из «Евгения Онегина»:
«Уже темнеет вечер синий,
Пора мне в оперу скорей.
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый.
Он звуки льет, они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые.
Все в неге, в пламенной любви,
Как закипевшего аи
Струя и брызги золотые.»
Александр Пушкин и Михаил Глинка
20 мая (1июня) 1804- 3 февраля (15) 1857
Михаил Иванович Глинка — русский композитор. Его биография — это история любви человека к музыке.Русский композитор Глинка оставил значительный след в мировой музыке, стоял у истоков своеобразной русской композиторской школы. Его жизнь вместила многое: творчество, путешествия, радости и трудности, но главное его достояние – это музыка.
Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других.
По выражению музыкального критика В. В. Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке «.
Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.
Михаил Иванович и Александр Сергеевич Пушкин были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.
Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.
А.Пушкин и М.Глинка. Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье», который был написан на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил строки своей музе Анне Керн, а Михаил Иванович посвятил музыку ее дочери Екатерине.
У этого романса удивительная история…
Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. «Как будто тяжелый груз давил ее, а в огромных глазах затаенная грусть». Это Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека.
Прошло шесть лет. В ссылке в селе Михайловском, у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она была проездом.
Каждый вечер Пушкин слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил день отъезда в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин».
Когда Анна раскрыла еще не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье», посвященными ей.
В 1838 году на одной из семейных вечеринок у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Керн. В тот вечер Глинка был не в духе. Семейная жизнь лишала его сна, аппетита.. От невеселых мыслей композитора отвлекли звуки вальса, и тут он увидел Екатерину Ермолаевну. Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием.
Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время.
В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила», которая стала еще более сказочной после воплощения ее в музыке великим композитором, было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.
Портрет Михаила Глинки будет неполным, если не упомянуть его песенное творчество. Всю жизнь он пишет романсы и песни, которые приобретают невероятную популярность уже при жизни автора. Всего им написано около 60 вокальных произведений, из которых самыми заметными являются: «Я помню чудное мгновение», «Признание», «Попутная песня» и многие другие, которые и сегодня являются частью классического репертуара вокалистов.