4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто рекомендовал для печати первые стихи блока

💥 Биография Александра Блока

  • 📝 Биографии

Красной датой календаря для русского символизма в поэзии стало 28/16 ноября 1880 года, когда в северной столице России родился Александр Александрович Блок. Отец (Александр Львович) будущего поэта работал по преподавательской линии в университете Варшавы, а мать (Александра Андреевна) занималась переводами. Несмотря на добрый знак одинаковых имён родителей и собственного имени, судьба к Блоку не была благосклонная с детства, так как воспитание мальчик получал у дедушки Андрея Бекетова, по причине родительского развода ещё до его рождения.

Отрочество и первые стихи

Детство Александра Блока проходило в имении Шахматово, там же прошло и отрочество. В компанию Александра входили его двоюродные и троюродные братья, а первые стихи вышли из-под пера поэта в 5 лет. Простенькие четверостишья стали фундаментом одного из самых громких имён в русской поэзии и явного доминатора в стиле символизма.

В 1889 году семья мать Александра связывает свою судьбу с гвардейским офицером и они вместе с 9-ти летним мальчишкой переезжают в Питер, где юный Блок начинает обучение в Введенской гимназии. После окончания гимназии Блок, в 1898 году, поступает в университет Санкт-Петербурга на юридический факультет, однако юриспруденция не прельщает будущего поэта и в 1901 году он перешёл на историко-филологический факультет. В начале века Блок заводит дружбу с символистами Брюсовым и Белым, в этот момент происходит его становление как поэта-символиста, хотя до известности ещё далеко.

Александр Блок венчается с Любовью Менделеевой в 1903 году. Она переживёт Блока и напишет впоследствии книгу воспоминаний, где опишет интересные страницы их жизни. Именно Менделеевой Блок посвятил цикл «Стихи о прекрасной даме».

Александр оканчивает университет по славяно-русскому отделению в 1906 году, а его первое издание увидело свет чуть раньше, в 1903 году, года стихи поэта напечатал журнал «Новый путь». Вслед за первыми строками свет видит и вторые, напечатанные в альманахе «Северные цветы». Цикл в альманахе называется «Стихи о прекрасной даме», в них уже начинают пробивать свой путь к читателю ростки символизма.

На период революции выпало время становления поэта, с 1905 по 1908 годы выходят в свет стихотворения, которые приносят поэту первую славу. Отметим «Незнакомку» и «Снежную маску» − это первые стихотворения, по которым автора стали узнавать. С молодым поэтом сотрудничают известные в кругах Петербурга журналы, в одном из них, в «Золотом Руне» поэт ведёт свой критический раздел с 1907 года.

Расцвет творчества

В 1909 году Блок уже известный в России поэт, читатели ждут выхода его новых стихотворений, а вокруг Александра формируется круг поклонников. Получив в 1909 году наследство после смерти отца, Блок решает лучше узнать мир и с головой уходит в путешествия.

С 1909 по 1913 год Блок три раза путешествует по Европе. Он посетил Францию и Италию, Германию и Бельгию, но не только интерес к европейским традициям и образу жизни волнует поэта во время путешествий. Александр Блок за рубежом активно работает. В эти годы выходит цикл стихотворений «Итальянские стихи», сборник «Ночные часы» и пьеса «Роза и Крест». Поэт ясно показывает, что есть Европа, а есть Россия, от которой он не собирается отрекаться. Строки:

Забуду прежнюю мечту,

И буду также помнить дожей,

Как ныне помню Калиту.

Армейская служба также не миновала Блока, поэт призывается в армию в 1916 году и служит табельщиком недалеко от белорусского Пинска. От кровавых битв Блок был избавлен, так как вскоре пришла революция и «всё смешалось в доме Облонских». Царя не стало, воевать не за кого и Блок возвращается в Питер. Тут и начинаются самые неоднозначные годы в биографии поэта, ведь никогда не выражая явных симпатий к коммунистам, Блок становится на их сторону и служит им, пусть и без особого подобострастия, но верно.

Блок и советская власть

В начале 1918 года появляется поэма «Двенадцать», где впереди двенадцати красных солдат Блок ставит Иисуса Христа, подписываясь, таким образом, под полной лояльностью к существующей власти. Это можно ещё отнести к боязни за собственную жизнь в эпоху переворота сознания, то строки:

«Помнишь, Катя, офицера – не ушёл он от ножа»

Написанные в этой же поэме, сложно связать с лояльностью, тут просматривается и собственное убеждение в правоте власти.

Сразу же за этой поэмой появляются «Скифы», где строки:

Да и многие другие моменты, также говорят о поддержке Блоком советской власти.

«Нельзя служить двум Богам», это можно отнести к периоду биографии Блока с 1918 по 1921 год, когда поэт не написал ничего оригинального, довольствуясь докладами на заседаниях Вольной философской организации и шуточными строками, который не вызывали особого интереса ни у кого.

Переосмысление настоящего начинается с 1921 года, к сожалению, жить поэту оставалось немного, и вряд ли он успел сказать и половину мыслей и сделать часть дел. В 1921 году поэт пишет стихотворение «Пушкинскому дому», в котором просматриваются нотки завещания и раскаяния. Являясь с 1920 года председателем совета поэтов Петрограда, Блок делает немало для молодых дарований, но их, к сожалению, немного в эту лихую годину. Также Блок становится щитом для известных поэтов и критиков, например, он долго стоит тенью между НКВД и Гумилёвым, благодарны ему и другие писатели и поэты. Массовые чистки, кровавые чистки начались именно после смерти Александра Блока.

Закат поэта

Советская власть не трогает Блока, но и не испытывает к нему большого уважения. Например, в 1921 году Политбюро отказало в выезде на лечение в Финляндию, хотя состояние Блока было уже критичным. Болезнь сердца прогрессировала, плюс Блок впал в глубокую депрессию. В последние дни жизни Блок был в беспамятстве, пытался уничтожить поэму «Двенадцать», ему казалось, что она только написана и не напечатана. «Все копии уничтожить, все». Что это было – сумасшествие, обида за отказ в визе для лечения или переосмысление жизни – вопрос, на который нет ответа. В разных источниках последние дни Блока описываются по-разному, поэтому оставим это в закрытом ларце истории.

Умер Александр Александрович Блок 1 августа 1921 года и сразу захоронен на Смоленском погосте, откуда прах перенесён на Волковское кладбище в 1944 году.

Жизнь на стыке веков и изломе сознания наложила на творчество Блока свой опечаток, но при всей сложности и неоднозначности жизненного пути Блок был и остаётся одним из величайших русских поэтов. Это он напомнил про истину в вине, это он поставил Христа впереди большевиков, это он учил принимать даже за мученья и гибель:

Всё равно: принимаю тебя!»

В доме, на улице Декабристов, где последние годы жил и умер Блок, работает музей-квартира.

Фильм «Я медленно сходил с ума»

Рекомендую посмотреть документальный фильм «Я медленно сходил с ума», из кадров которого вы узнаете о великом поэте ещё больше.

Конспект урока по литературе на тему: » Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика»

Тема урока: Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика»

ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; раскрытие темы «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия образ-символ.

— обучающая: углубить знания учащихся о жизни и творчестве А. Блока; проследить, как меняется тональность лирики А. Блока во второй книге стихов; выяснить, как и почему меняется главная тема А. Блока — тема любви;

— развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи; формировать умение анализировать лирические произведения;

— воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, компьютер, портреты А. Блока

Методические приёмы: репродуктивный, иллюстративный, исследовательский.

Формы работы: лекция с элементами беседы, просмотр презентации, фрагментов из кинофильма, выразительное чтение стихов и их краткий анализ.

Виды работы : индивидуальная (реализация индивидуального домашнего задания); коллективная.

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

Читать еще:  Почему я не птица стихи

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, — который раз?

I . Создание эмоционального настроя

«Девушка пела в церковном хоре…».

II. Оргмомент.

Приветствие. Тема урока, цели и задачи урока

III . Подготовка к ЭГЭ, выполнение тестовых заданий на повторение предыдущего материала

1. Назовите литературное течение, к которому принадлежал А Блок? (символизм)

2. Учениями каких философов увлекался А. Блок в юности?(В. Соловьев, Ницше)

3. Назовите первый сборник стихотворений А. Блока («Стихи о Прекрасной даме)

4. Кому посвящён цикл «Стихи о Прекрасной Даме?» (Любовь Менделеевой)

5. Кто рекомендовал для печати первые стихотворения А. Блока? (З. Гиппиус)

6. Кто из русских поэтов в 1915 г. принёс на рецензию А. Блоку свои первые стихи? (С. Есенин)

7. Кому посвящена речь А. Блока «О назначении поэта» 1921 года? (А. Пушкину)

8. Какая статья А. Блока помогает понять отношение поэта к революции? (Интеллигенция и революция)

9. Эти строки М. Цветаева посвятила поэту А. Блоку:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке.

Одно – единственное движение губ.

Имя твоё – пять букв.

— Какие пять букв имела в виду Цветаева? (Блокъ)

IV . Проверка домашнего задания

1 . В чём особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

2. В чём проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное сообщение.)

3 . Какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905–1908 гг.?

(Слушаем ответы учащихся)

Слово учителя:

Лирика 1905–1908 гг. отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъём, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьёва, от идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьёва для Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Исторические катастрофы, которые представлялись Соловьёву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в будущее окна» для Блока превратился в ураган». В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, в «страшный мир».

V . Работа над новым материалом.

Слово учителя.

В русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя дальнейшее его творчество «перехлестнуло» все символические рамки и каноны. «Лирическая уединенность» Блока, в атмосфере которой создавались» Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступает перед явлениями реальности. В лирике Блока появляется новая тема — тема » страшного мира».

Цель нашего сегодняшнего урока – выяснить, как воплотилась и какое развитие получила эта тема в произведениях Блока.

Запись в тетради темы урока

А. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Идеальный мир не мог быть вечным хранителем поэта. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах Блока еще накануне 1905 г.

Выразительное чтение учащимися стихотворений «Фабрика», «Барка жизни встала…», «Девушка пела в церковном хоре…»

— Что общего между этими стихотворениями? Какое настроение владеет лирическим героем? В чём проявляется сопричастность поэта к тому, что он описывает? (Поэт не может смириться с бездуховной действительностью, но и сам попадает под влияние этой бездуховности).

Анализ стихотворения» Фабрика»

1. На что направлен взгляд поэта в этом стихотворении?

2. Найдите в тексте предметные детали. Какова цветовая гамма стихотворения?

3. Какие ассоциации вызывает эпитет «жолты»?

4. В чём своеобразие его написания?

5. Какие образы в стихотворении связаны с миром зла?

6. Можно ли дать логическое истолкование этим образам?

7. Как названы в стихотворении фабричные рабочие?

8. Почему Блок не использует в тексте слово «рабочие»?

9. Можно ли назвать это стихотворение реалистическим?

Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, к небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме. «) и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу всё с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «чёрный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности, нездоровой лихорадочности (именно в таком значении этот цвет нередко встречался в произведениях русской классики, особенно значима символика «жёлтого» у Достоевского), а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, чёрный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, «проглатывающее» приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово рабочие. Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире. Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.

Слово учителя:

Стихотворение» Незнакомка»(1906) входит во вторую книгу стихов. Оно родилось из впечатлений поездки в дачный посёлок Озерки (под Петербургом). Многое в стихотворении перенесено поэтом из реальной жизни: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы — всё убожество, скука, пошлость. Незнакомку Блок увидел на картинах Врубеляю.

Сообщение учащегося об истории создания стихотворения» Незнакомка».

Просмотр мелодекламации стихотворения «Незнакомка» в исполнении П . Морозова.

Беседа по вопросам:

1. Как построено стихотворение? Какова его композиция? Каковы особенности образов?

2. Какова атмосфера первой части стихотворения? Какие средства помогают автору передать скуку и пошлость?

3. Что противопоставлено серости, обыденности, пошлости первой части?

4. Где происходит действие?

5. Каким мы видим лирического героя? Кто его «единственный друг»?

6. Что меняется с её появлением?

7. Как меняется тональность повествования?

8 Каково звуковое наполнение второй части?

9. Как дается описание Незнакомки?

10. Где происходят изменения: во внешнем мире или в душе лирического героя?

Поиски личного счастья лирический герой осознает как греховные. Ведь счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Жанр «Незнакомки» – рассказ в стихах. Сюжет – встреча в загородном ресторане. При этом все зримые образы материального мира у Блока обретают символический подтекст. Повествование о ресторанной встрече превращается в рассказ о человеке, угнетённом пошлостью окружающего мира, его стремлении освободиться от этого. Поэт ярко описывает социально-бытовой фон ресторана: «женский визг», «пьяницы с глазами кроликов». Деталей немного, но они выразительны. Они служат средством раскрытия души лирического героя. Детали быта сопрягаются с пейзажем («весенним тлетворным духом»). Это своеобразный символ тёмного начала, которое туманит сознание человека. Всё это рождает чувство разлада, дисгармонии бытия. С приходом Незнакомки человек забывает о страшном мире, и ему открывается «берег очарованный». Однако страшный мир не исчезает. Раздвоенность сознания, двоемирие, в котором оказывается герой, делают стихотворение трагичным.

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, её часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы. Обратимся к эпиграфу урока:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

— Как вы понимаете эти строки? ( Учащиеся отвечают)

Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.

Любовь – «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «чёрной крови» (стихотворения «Унижение», «На островах», «Чёрная кровь»). Послушайте стихотворение «В ресторане», в котором тоже отражена проблема неспособности человека любить.

Читать еще:  Как выучить стих песнь о вещем олеге

Подготовленный ученик читает наизусть.

Сравните стихотворения А. Блока «В ресторане» и «Незнакомка».

1. Каким является фон, на котором происходит действие?

2. Как меняется Он и Она в стихотворении «В ресторане»?

3. Какова символика красок в этом стихотворении?

4. В какой части стихотворения действие как будто переносится в мир» Незнакомки»?

5. Зачем этот приём использует Блок?

6. Как последняя строфа заставляет нас почувствовать, что поэт не может спасти Любовь от унижения и пошлости?

7. Какие препятствия приходится преодолеть героям этой драмы?

В лирике А. Блока запечатлена мечта о возвышенной любви, которая утверждает в мире красоту и гармонию. Но противоречия «страшного мира» сильнее любви и мечты. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в жёлтом мире жёлтого города.

И всё же поэт не может замкнуться в себе, его привлекает идея пути» вочеловечивания». Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не отказывается от жизни и поиска идеала. Говоря «нет» тёмному настоящему, А. Блок убеждён в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно. Он не признаёт торжества «страшного мира» над людьми и не капитулирует перед ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

В конце урока звучит стихотворение » О, весна, без конца и без краю…»

1. Прочитать статью в учебнике «Страшный мир» на с. 198–199. Ответить на вопрос: Каким предстаёт «страшный мир» в лирике А. Блока?

2. Задание № 6, с. 210: Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель). Учащиеся выбирают один из образов, по которому будут готовить ответ.

3. Выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору)

Тест по жизни и творчеству А.А. Блока

По творчеству А.А. Блока

(обведите код правильного ответа)

1.Определите, в каких строках изображен А.Блок:

А ) Он в жизнь вбегал рязанским простаком,

Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и веселым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком…

Б ) Он тщетно на земле любви искал:

Ее здесь нет. Когда же свой оскал

Явила смерть, он понял: — Незнакомка.

В) Писатель балаклавских рыбаков,

Друг тишины, уюта, моря…

2.Женщины в семье Бекетовых обладали выраженными способностями к литературе. Кем была мать А. Блока?

А) детской писательницей ;

Б) переводчицей ;

В) поэтессой.

3. Какую роль играл А. Блок в любительском спектакле летом 1898 года в Боблово?

4.В апреле 1916 года Блок призван в армию. Кем служил?

В) инженером оборонных сооружений.

5. Поэма «Соловьиный сад» создавалась, когда А. Блок был увлечен:

А) Л.А. Дельмас;

Б) О.В. Гзовской;

В) Н.Н. Волоховой.

6. В 1912 году А. Блок написал драму, которая понравилась К. Станиславскому и В. Немировичу — Данченко, но в театре ее не поставили. О чем речь?

А) «Роза и крест»;

Б) «Балаганчик»;

В) «Король на площади».

7. Атмосферу каких событий передает стихотворение:

Барка жизни встала

На большой мели.

Громкий крик рабочих

Слышен издали.

А) сдача японцам Порт-Артура, декабрь 1904г.;

Б ) отъезд из Шахматово, август 1904г.;

В) забастовки фабрик и заводов, 16 декабря 1904г.

8. Кому посвящен цикл «Снежная маска»:

А) Л.А. Дельмас;

Б) К.М. Садовской;

В) Н.Н. Волоховой.

9. Под каким псевдонимом выступает А. Блок в 1899 году в Петербургском драматическом кружке:

А) Петровский;

В) Александров.

10. В связис чем А. Блок написал в дневнике: «Сегодня я — гений»?

А) стихотворение «Русь»;

Б) стихотворение «Незнакомка»;

В) поэма «Двенадцать».

11. Из какого произведения эти строки: «В синем сумраке белое платье// за решеткой мелькает резной»?

А) «Незнакомка» ;

Б) «В ресторане»;

В) «Соловьиный сад».

12. К какому мотиву творчества А. Блока можно отнести приведенный отрывок:

«Но к цели движется поэт,

Стремится, истиной влекомый,

И вдруг провидит новый свет

За далью, прежде незнакомой…»

А) тема Родины;

Б) интимная тема;

В) тема поэта и поэзии.

13.А. Блок объединил свою поэзию в «трилогию вочеловечения». К какому этапу он отнес цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

Б) «Антитеза» ;

14. В декабре 1908 года А. Блок пишет К.С. Станиславскому: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». Назовите тему:

Б) революция;

15. Какой из циклов стихотворений не принадлежит перу А. Блока:

А) «Персидские мотивы»;

Б) «На поле Куликовом»;

В) «Снежная маска».

16. К какому направлению относится раннее творчество А. Блока?

Б) футуризм;

В) символизм .

17. С каким событием было связано появление цикла «Стихи о Прекрасной Даме»:

А) любовь к Л.Д. Менделеевой;

Б) любовь к Н.Н. Волоховой;

В) поездка в Италию весной 1909 года.

18.Статья А.Блока о революции носит название:

А) «Пощечина общественному вкусу»;

Б) «Интеллигенция и революция»;

В) «Ключи Марии».

19. В конце 1910 года А. Блок готовил к печати итоговое собрание своих стихотворений и распределил написанное по трем томам. Какой том открывается циклом «Страшный мир»?

20. Какое стихотворение написал А. Блок под влиянием В.Брюсова и его стихотворения «Ночь»:

«Глядят несытые ряды

Фабричных окон в темный холод,

Не тихнет резкий стон руды,

Ему в ответ хохочет молот»

21.А. Блок писал прилагательное « жолтый » через О и придавал этому большое значение. Почему?

А) норма литературного языка начала века;

Б) символика цвета;

22. В каком жанре написана поэма «Двенадцать»:

А) эпическая поэма;

Б) лирическая поэма;

23.Определите, на основе какого тропа построен отрывок из стихотворения «Незнакомка»:

« И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.. »

А) метафора;

Б) оксюморон;

В) сравнение .

24. Какой цвет в символике А. Блока обозначает тайну, страдание, страх?

25. Символ – троп, поэтический образ, в нем всегда наличествует скрытое сравнение. Укажите лишнее:

А) аллегоричность;

Б) недосказанность;

В) неисчерпаемость;

Г) расчет на восприимчивость читателя.

26. Какой прием лежит в основе композиции стихотворения А. Блока «Русь»:

А) контраст явлений;

Б) антитеза;

В) кольцевая композиция.

27. Что означает фраза из поэмы «Двенадцать»:

«..эх, без креста»

Б) отсутствие совести;

28. Какой прием лежит в основе композиции поэмы «Двенадцать»:

А) гипербола;

Б) антитеза;

29. В описании красногвардейцев в поэме «Двенадцать» А. Блок использует такую оценку: «На спину б надо бубновый туз». Что означает бубновый туз на спине?

А) знак принадлежности к Красной Армии;

Б) заплатка, которой отмечали уголовников;

В) отличительный знак патруля.

30. Что было написано на плакате, по которому «убивалась» старушка из поэмы «Двенадцать»:

А) «Власть народу!»;

Б) «Вся власть Учредительному Собранию» ;

В) «Вся власть Советам!».

31. Определите, чей это портрет (поэма «Двенадцать»):

«… — он плечист!

Катьку-дуру обнимает,

Заговаривает…»

32. С кем сравнивается старушка в поэме «Двенадцать»:

А) с коровой;

Б ) с курицей ;

В) с собакой.

33. Существует ли загадка в сюжете поэмы «Двенадцать»:

А) да, в появлении Христа в финале поэмы;

Б) нет, все загадки разгаданы;

В) да, в наличии любовного треугольника в политическом содержании поэмы.

34. Назовите произведение, в котором герой ищет истину в вине:

А) поэма «Двенадцать»;

Б) «Незнакомка»;

35. Русь – это тайна. Так считает А. Блок в стихотворении «Русь». В чем тайна Руси:

А) в «мутном взоре колдуна»;

Б) в «преданьях старины»;

В) в «живой душе» народа.

36. Определите вид рифмовки в отрывке из стихотворения «Русь»:

«Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна».

Б) перекрестная;

В) опоясывающая.

37. Какой мотив сопровождает колдовской образ девушки из стихотворения «Русь»:

А) мотив вьюги;

Б) мотив одиночества;

В) мотив поэзии.

38. Какой эпитет пропущен в отрывке из стихотворения «Россия»:

«Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу.

Какому хочешь чародею отдай ……. Красу»

А) разбойную;

Б) природную;

В) достойную.

39. Чья песня «облегчает» долгую дорогу лирического героя стихотворения «Россия»:

40. Назовите троп, использованный в отрывке:

Литература. 11 класс

Конспект урока

Тема: Творческий путь А. Блока. Темы, идеи, стилистика произведений

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Основные этапы творчества писателя;
  2. Особенности ранней лирики;
  3. «Стихи о Прекрасной Даме»;
  4. Тема «страшного мира» в лирике Блока.
Читать еще:  35 лет какая свадьба стих

Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов.

Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков.

Список литературы

Основная литература по теме:

Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература:

Баевский В. С. История русской поэзии: 1730-1980 годы. Компендиум. М.: Новая школа, 1996. — 344 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье аристократов. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребёнка. Мальчик общался с отцом в основном по переписке.

Как позже напишет сам Блок: «Семья моей матери причастна к литературе и науке». Маленького Сашу окружали замечательные и талантливые люди, а в роду Бекетовых были и землепроходцы, и актёры, и журналисты, и писатели. Его бабушка, Елизавета Григорьевна — переводчик с нескольких языков. Она встречалась с Гоголем, Толстым, Достоевским и другими литераторами. Можно сказать, что у маленького Блока была благодатная почва для развития своего поэтического таланта. Своё первое стихотворение он написал в 5 лет. На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с основными этапами творчества писателя и подробней остановимся на особенностях его ранней лирики.

Блок искренне считает, что лиризм – неотъемлемая часть поэзии. В 1907 году он пишет статью «О лирике», в которой говорит: «Так я хочу! Если лирик потеряет этот лозунг или заменит его любым другим, он перестанет быть лириком». Для него «всё преимущество и проклятие современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать свой смысл в написанное».

Первая книга стихов Блока состоит из сборников «До света», «Распутья», «Стихи о Прекрасной Даме». Это символистские произведения, полные чувства тревоги, тоски, ожидания и недосказанности. Но они красивы и музыкальны. Поговорим подробнее о последнем сборнике.

«Стихи о Прекрасной Даме» – это 687 стихотворений, посвящённых в большинстве своём его супруге, Любови Дмитриевне Менделеевой. Но не только страстная всепоглощающая любовь сподвигла поэта на написание этого сборника.

На рубеже веков Блок увлекается философией Владимира Соловьева, который провозглашает Культ Божественной Софии. По мысли философа – это женственная по своей природе духовная субстанция, которая соединяет в себе телесное и моральное, благодаря ей в индивидуальном проявляется общее. «Любя одну женщину – любишь весь мир» – пишет Соловьев.

Блок обожествляет земную женщину:

Не призывай. И без призыва

Склонюсь главою молчаливо

Облик лирической героини в «Стихах о Прекрасной Даме» многоплановый и многогранный: это и земная реальная женщина, и абстрактные понятия (такие, как Заря, или Лада), наделённые женственной энергетикой.

Сюжетная линия всего сборника строится на постоянном ожидании встречи, боязни разминуться с возлюбленной, не узнать её:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова,

Я каждый день издалека

Следил за ней, на всё готовый.

Я знал часы, когда сойдёт

Она — и с нею отблеск шаткий.

И, как злодей, за поворот

Бежал за ней, играя в прятки.

Первые стихотворения сборника символичны («Жизнь медленная шла, как старая гадалка»), в них есть благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появления Прекрасной Дамы «в мерцанье красных лампад». А в конце книги уже можно встретить реалистичные моменты: «Я любил твоё белое платье, утончённость души разлюбив…». В поздних стихотворениях появляется новый мотив — погибшая любовь, расставание, невозвратность и невосполнимость жизненной утраты. Несмотря на то, что это – одна из первых книг поэта, его стихи обладают почерком зрелого мастера.

Вторая книга называется «Нечаянная радость» (1904-1908 гг.), она состоит из сборников «Город», «Пузыри земли», «Снежная маска», «Фаина». Здесь поэт говорит о трудностях жизни, о страданиях, разлуках, смерти. И в то же время восхищается жизнью, принимает её, называя прекрасной.

Именно в сборник «Город» входит знаменитое стихотворение «Незнакомка». В нём автор будто преобразовывает свою Прекрасную Даму, придаёт ей абсолютно конкретные и реальные черты. Мы видим её хрупкой, одетой в тёмную вуаль, она красива и таинственна. Благодаря незнакомке наш лирический герой ненадолго отвлекается от грубой и тяжёлой действительности, она придаёт ему сил и вдохновения.

… И каждый вечер, в час назначенный,

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль…

Третья книга поэта (1907-1916 гг.) состоит из сборников «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Родина». В ней уже звучат трагические мотивы. В этой же книге звучит и патриотическая тема, тема России, её прошлого и будущего.

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока этого периода. Она не только обличает буржуазную действительность, но и испытывает саму суть отдельного человека, живущего в нём. «Страшный мир» его губит, заставляет страдать, превращает в тлен. Тёмные силы этого мира настолько сильны, что в них попадает и лирический герой Блока, поэтому душа его трагически переживает состояние собственной греховности, смертельной усталости, безверия и опустошённости:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

В этом этапе творчества мы не увидим возвышенной любви, как в «Стихах о Прекрасной Даме». В стихотворении «В ресторане», и вовсе, поэт говорит о неспособности человека любить. Вся безысходность этого мира описана и в знаменитых строчках:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Здесь создаётся ощущение замкнутости, повторяемости, отсутствия радости жизни. Аптека, улица, фонарь – логически не связанные между собой слова. Ничего не изменится, даже если проживешь ещё хоть «четверть века».

Таким образом, мы видим трансформацию лирики Блока на протяжении жизни.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Назовите годы жизни А. А. Блока.

  • 1880 – 1921 гг.
  • 1865 – 1906 гг.
  • 1850 – 1916 гг.
  • 1890 – 1911 гг.

Подсказка: Блок прожил чуть более 40 лет.

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье аристократов. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребёнка. Мальчик общался с отцом в основном по переписке. Как позже напишет сам Блок: «Семья моей матери причастна к литературе и науке».

Установление соответствия

Соотнесите стихотворения А. Блока с основными мотивам его лирики:

Мотив мрачной разочарованности: «О доблестях, о подвигах, о славе»

Мотив назначения поэта и поэзии: «Незнакомка»

Мотив «страшного мира»: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»

Мотив Родины: «Россия»

В стихотворении «Россия» есть знаменитые строки:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первыя любви!

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» поражала современников своим мрачным настроением. А вывод о бессмысленности существования придавал произведению ощущение безысходности. Вспомним строки:

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала…

«О доблестях, о подвигах, о славе» посвящено покинувшей Блока супруге, оно символизирует разочарование в любви.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector