0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто сказал о комедии горе от ума о стихах

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • мир прекрасного (102)
  • цветы (23)
  • музыка для души (20)
  • живопись (19)
  • позитив-рисунки (17)
  • красивые фото (12)
  • ретро-фото (10)
  • фантазии (10)
  • фотопейзажи (9)
  • стихи (1)
  • полезные советы (91)
  • вкусные рецепты (31)
  • для блога (21)
  • креатив-самоделки (15)
  • дизайн интерьера (13)
  • программы (12)
  • тайны души и разума (65)
  • психология (35)
  • любовь (19)
  • исполнение желаний (9)
  • возможности человека (8)
  • копилка мудрости (52)
  • мудрые мысли (24)
  • религия (18)
  • притчи (14)
  • философия (10)
  • крылатые фразы (5)
  • детский уголок (51)
  • анимация (15)
  • куклы, игрушки (13)
  • развитие ребенка (12)
  • сказки, колыбельные (8)
  • здоровье (41)
  • рецепты красоты (13)
  • полезные продукты (7)
  • болезни и лечение (4)
  • оздоровительные методики (4)
  • спорт, фитнес (3)
  • ароматерапия (1)
  • просто интересно (17)

Музыка

  • Все (5)

Интересы

  • Все (20)

Друзья

  • Все (72)

Постоянные читатели

  • Все (128)

Сообщества

Статистика

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ГРИБОЕДОВА — КТО СКАЗАЛ, ОТКУДА ВЗЯТЫ

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ «ГОРЕ ОТ УМА» — КТО СКАЗАЛ, ОТКУДА ВЗЯТЫ.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» ГРИБОЕДОВА

ГОРЕ ОТ УМА — в названии комедии заложена многозначительность толкования. Грибоедов ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Почему герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”? Почему общество его не поняло, не признало? Потому что сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Это трактат о том, что вообще есть ум, что разумно, что истинно.

ТЕМА «УМА» В ПЬЕСЕ «ГОРЕ ОТ УМА»:

1. УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ – фраза Чацкого. Для него это высшая ценность.
2. УЧЕНЬЕ – ВОТ ЧУМА, УЧЕНОСТЬ – ВОТ ПРИЧИНА…Фамусов уму противопоставляет устои крепостнического дворянства.
3. АХ, ЕСЛИ ЛЮБИТ КТО КОГО, ЗАЧЕМ УМА ИСКАТЬ И ЕЗДИТЬ ТАК ДАЛЕКО? – Софья с сентиментальной чувствительностью.
4. УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ – для Скалозуба главное — железная дисциплина.
5. УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ – фраза Чацкого. Его разрывают противоречия, отчуждение от людей, одиночество.
6. МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ – фраза Чацкого. Подход Чацкого к последней роковой черте, к которой его привело честное служение истине, законам разума.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ЧАЦКОГО В ПЬЕСЕ:

1. ЧУТЬ СВЕТ — УЖ НА НОГАХ! И Я У ВАШИХ НОГ (д.1 явл.7)
2. БЛАЖЕН, КТО ВЕРУЕТ, ТЕПЛО ЕМУ НА СВЕТЕ! (д.1 явл.7)
3. ГДЕ ВОЗРАСТ ТОТ НЕВИННЫЙ (д.1 явл.7)
4. И В КОМ НЕ СЫЩЕШЬ ПЯТЕН? (д.1 явл.7)
5. И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН! (д.1 явл.7)
6. ПОЛЬЗУЮСЬ МИНУТОЙ (д.1 явл.7)
7. А ВПРОЧЕМ, ОН ДОЙДЕТ ДО СТЕПЕНЕЙ ИЗВЕСТНЫХ, ВЕДЬ НЫНЧЕ ЛЮБЯТ БЕССЛОВЕСНЫХ (д.1 явл.7)
8. СПЕШУ К ВАМ, ГОЛОВУ СЛОМЯ (д.1 явл.7)
9. И ВСЕ-ТАКИ Я ВАС БЕЗ ПАМЯТИ ЛЮБЛЮ (д.1 явл.7)
10. УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ (д.1 явл.7)
11. ВЕЛИТЕ Ж МНЕ В ОГОНЬ: ПОЙДУ КАК НА ОБЕД (д.1 явл.7)
12. СЛУЖИТЬ БЫ РАД, ПРИСЛУЖИВАТЬСЯ ТОШНО (д.2 явл.2)
13. И ТОЧНО НАЧАЛ СВЕТ ГЛУПЕТЬ (д.2 явл.2)
14. ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ (д.2 явл.2)
15. СВЕЖО ПРЕДАНИЕ, А ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ (д.2 явл.2)
16. А СУДЬИ КТО? (д.2 явл.5)
17. ВОТ НАШИ СТРОГИЕ ЦЕНИТЕЛИ И СУДЬИ! (д.2 явл.5)
18. УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ (д.2 явл.5)
19. МНЕ В ПЕТЛЮ ЛЕЗТЬ, А ЕЙ СМЕШНО (д.3 явл.1)
20. Я СТРАНЕН; А НЕ СТРАНЕН КТО Ж? (д.3 явл.1)
21. НЕ ПОЖЕЛАЛ БЫ Я И ЛИЧНОМУ ВРАГУ (д.3 явл.1)
22. ГЕРОЙ…НЕ МОЕГО РОМАНА (д.3 явл.1)
23. Я ГЛУПОСТЕЙ НЕ ЧТЕЦ (д.3 явл.3)
24. ДЕРЕВНЯ – ЛЕТОМ РАЙ (д.3 явл.6)
25. РУГАЮТ ЗДЕСЬ, А ТАМ БЛАГОДАРЯТ (д.3 явл.9)
26. МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ (д.3 явл.22)
27. РАССУДКУ ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР СТИХИЯМ (д.3 явл.22)
28. ПОСЛУШАЙ! ВРИ, ДА ЗНАЙ ЖЕ МЕРУ (д.4 явл.4)
29. ЕСТЬ ОТ ЧЕГО В ОТЧАЯНЬЕ ПРИЙТИ (д.4 явл.4)
30. И ВОТ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНЬЕ (д.4 явл.10)
31. СВИДАНЬЯ ЧАС УСЛОВЛЕН (д.4 явл.10)
32. МОЛЧАЛИНЫ БЛАЖЕНСТВУЮТ НА СВЕТЕ! (д.4 явл.13)
33. МЕЧТАНЬЯ С ГЛАЗ ДОЛОЙ – И СПАЛА ПЕЛЕНА (д.4 явл.14)
34. КУДА МЕНЯ ЗАКИНУЛА СУДЬБА! (д.4 явл.14)
35. СЮДА Я БОЛЬШЕ НЕ ЕЗДОК (д.4 явл.14)
36. ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК! (д.4 явл.14)
37. КАРЕТУ МНЕ, КАРЕТУ! (д.4 явл.14)

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ФАМУСОВА В ПЬЕСЕ:

1. А НИЧЕГО КРОМЕ ПРОКАЗ И ВЕТРУ НА УМЕ (д.1, явл.2)
2. ВИШЬ, ПРИХОТИ КАКИЕ ЗАВЕЛИСЬ! (д.1 явл.2)
3. И В ЧТЕНЬИ ПРОК-ТО НЕ ВЕЛИК… (д.1 явл.2)
4. МЕЧУСЬ КАК СЛОВНО УГОРЕЛЫЙ (д.1 явл.4)
5. НЕ НАДОБНО ИНОГО ОБРАЗЦА, КОГДА В ГЛАЗАХ ПРИМЕР ОТЦА (д.1 явл.4)
6. МОНАШЕСКИМ ИЗВЕСТЕН ПОВЕДЕНЬЕМ! (д.1 явл.4)
7. УЖАСНЫЙ ВЕК (д.1 явл.4)
8. ДАЛИСЬ НАМ ЭТИ ЯЗЫКИ! (д.1 явл.4)
9. КТО БЕДЕН, ТОТ ТЕБЕ НЕ ПАРА! (д.1 явл.4)
10. БЫВАЮТ СТРАННЫ СНЫ, А НАЯВУ СТРАННЕЕ (д.1 явл.4)
11. ПОВЫКИНЬ ВЗДОР ИЗ ГОЛОВЫ (д.1 явл.4)
12. ГДЕ ЧУДЕСА, ТАМ МАЛО СКЛАДУ (д.1 явл.4)
13. ОБЫЧАЙ МОЙ ТАКОЙ: ПОДПИСАНО, ТАК С ПЛЕЧ ДОЛОЙ (д.1 явл.4)
14. НУ ВЫКИНУЛ ТЫ ШУТКУ! (д.1 явл.9)
15. В СОМНЕНЬЕ ВВЕЛ МЕНЯ (д.1 явл.9)
16. ПЕТРУШКА, ВЕЧНО ТЫ С ОБНОВКОЙ (д.2 явл.1)
17. С ЧУВСТВОМ, С ТОЛКОМ, С РАССТАНОВКОЙ (д.2 явл.1)
18. УЧИЛИСЬ БЫ, НА СТАРШИХ ГЛЯДЯ (д.2 явл.2)
19. УПАЛ ОН БОЛЬНО, ВСТАЛ ЗДОРОВО (д.2 явл.2)
20. ЧТО ГОВОРИТ! И ГОВОРИТ, КАК ПИШЕТ! (д.2 явл.2)
21. ДА ОН ВЛАСТЕЙ НЕ ПРИЗНАЕТ! (д.2 явл.2)
22. НА ВЫСТРЕЛ ПОДЪЕЗЖАТЬ К СТОЛИЦАМ (д.2 явл.2)
23. РАЗВРАТА НЕ ТЕРПЛЮ (д.2 явл.2)
24. НЕ ПО ЛЕТАМ И ЧИН ЗАВИДНЫЙ, НЕ НЫНЧЕ ЗАВТРА ГЕНЕРАЛ (д.2 явл.3)
25. И ЗАВИРАЛЬНЫЕ ИДЕИ ЭТИ БРОСЬ (д.2 явл.3)
26. ДАЙ БОГ ЗДОРОВЬЕ ВАМ И ГЕНЕРАЛЬСКИЙ ЧИН (д.2 явл.5)
27. А БАТЮШКА, ПРИЗНАЙТЕСЬ, ЧТО ЕДВА ГДЕ СЫЩЕТСЯ СТОЛИЦА, КАК МОСКВА (д.2 явл.5)
28. ВУКС, БАТЮШКА, ОТМЕННАЯ МАНЕРА (д.2 явл.5)
29. НА ВСЕ СВОИ ЗАКОНЫ ЕСТЬ (д.2 явл.5)
30. ПО ОТЦУ И СЫНУ ЧЕСТЬ (д.2 явл.5)
31. НА ВСЕХ МОСКОВСКИХ ЕСТЬ ОСОБЫЙ ОТПЕЧАТОК (д.2 явл.5)
32. А ДАМЫ? – СУНЬСЯ КТО, ПОПРОБУЙ, ОВЛАДЕЙ (д.2 явл.5)
33. ДАЙ БОГ ТЕРПЕНИЕ, ВЕДЬ САМ Я БЫЛ ЖЕНАТ (д.2 явл.5)
34. ЗАВЯЖИ НА ПАМЯТЬ УЗЕЛОК (д.2 явл.5)
35. УЧЕНЬЕ – ВОТ ЧУМА, УЧЕНОСТЬ – ВОТ ПРИЧИНА (д.3 явл.21)
36. НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ (д.3 явл.22)
37. БА! ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА (д.4 явл.14)
38 ЛУЧШАЯ ПОЛОВИНА (д.4 явл.14)

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ СОФЬИ В ПЬЕСЕ:

1. КТО В БЕДНОСТИ РОЖДЕН (д.1 явл.4)
2. КТО ХОЧЕТ, ТАК И СУДИТ (д.1 явл.5)
3. С РУК СОЙДЕТ (д.1 явл.5)
4. СУДЬБА НАС БУДТО БЕРЕГЛА (д.1 явл.5)
5. А ГОРЕ ЖДЕТ ИЗ-ЗА УГЛА (д.1 явл.5)
6. ОН СЛОВА УМНОГО НЕ ВЫГОВОРИЛ СРОДУ (д.1 явл.5)
7. МНЕ ВСЕ РАВНО, ЧТО ЗА НЕГО, ЧТО В ВОДУ (д.1 явл.5)
8. ИЗ ГЛУБИНЫ ДУШИ ВЗДОХНЕТ (д.1 явл.5)
9. И ГЛАЗ С МЕНЯ НЕ СВОДИТ (д.1 явл.5)
10. АХ, БАТЮШКА, СОН В РУКУ (д.1 явл.10)
11. СЧАСТЛИВЫЕ ЧАСОВ НЕ НАБЛЮДАЮТ (д.1 явл.3)

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ЛИЗЫ В ПЬЕСЕ:

1. НУЖЕН ГЛАЗ ДА ГЛАЗ (д.1 явл.1)
2. И СТРАХ ИХ НЕ БЕРЕТ! (д.1 явл.1)
3. АХ, АМУР ПРОКЛЯТЫЙ! (д.1 явл.1)
4. И БАРСКИЙ ГНЕВ, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ (д.1 явл.2)
5. У ДЕВУШЕК СОН УТРЕННИЙ ТАК ТОНОК (д.1 явл.2)
6. ТЕПЕРЬ УЖ НЕ ДО СМЕХА (д.1 явл.5)
7. ГРЕХ НЕ БЕДА, МОЛВА НЕ ХОРОША (д.1 явл.5)
8. И ЗОЛОТОЙ МЕШОК, И МЕТИТ В ГЕНЕРАЛЫ (д.1 явл.5)
9. ГДЕ НОСИТСЯ? В КАКИХ КРАЯХ? (д.1 явл.5)
10. ОН НЕ В СВОЕМ УМЕ (д.3 явл.14)
11. КАК БЕЛЬМО В ГЛАЗУ (д.4 явл.11)
12. ЛЮБОВЬ НА ЗАВТРА ПОБЕРЕГ (д.4 явл.11)

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ МОЛЧАЛИНА В ПЬЕСЕ:

1. АХ, ЗЛЫЕ ЯЗЫКИ СТРАШНЕЕ ПИСТОЛЕТА (д.2 явл.2)
2. Я ВАМ СОВЕТОВАТЬ НЕ СМЕЮ (д.2 явл.11)
3. В МОИ ЛЕТА НЕ ДОЛЖНО СМЕТЬ СВОЕ СУЖДЕНИЕ ИМЕТЬ (д.3 явл.3)
4. ЧАСТЕНЬКО ТАМ МЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО НАХОДИМ, ГДЕ НЕ МЕТИМ (д.3 явл.3)
5. ТУТ НЕ ВИЖУ ПРЕСТУПЛЕНЬЯ (д.3 явл.3)

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ СКАЛОЗУБА В ПЬЕСЕ:

1. МЫ С НЕЮ ВМЕСТЕ НЕ СЛУЖИЛИ (д.2 явл.5)
2. МНЕ ТОЛЬКО БЫ ДОСТАЛОСЬ В ГЕНЕРАЛЫ (д.2 явл.5)
3. ЖЕНИТЬСЯ? Я НИЧУТЬ НЕ ПРОЧЬ (д.2 явл.5)
4. УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ (д.4 явл.5)

Ответы к тестам по литературе Грибоедов 4 теста

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова

1. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

А) Скалозуба. Б) Молчалина. В) Чацкого. Г) Софью.

2-9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

2. «Подписано, так с плеч долой»

3. «…Чтобы чины давать – есть многие каналы».

4. «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся».

5. «Он слова умного не выговорил сроду».

6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед»

7. «От скуки будешь ты свистеть одно и то же»

8. «Да умный человек не может быть не плутом»

9. «Что мне молва?»

10. Афоризм – это:

А) Художественное обоснование поступков героев.

Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

11-15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова:

11. Раболепство, предрассудки, к свободной жизни, дым отечества.

12. Треснулся, опрометью, обморочить, дал маху,

13. Два-с; по-прежнему-с; простите, ради Бога; личико, ангельчик.

14. Минула, покудова, кличут, започивала, доло-жусь, мне-с.

15. Тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебеситься.

1. Кто сказал о Грибоедове: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб».

А) Сказал о себе сам Грибоедов; Б) Николай Гнедич; В) А. С. Пушкин.

2. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»:

А) Виссарион Белинский;

Б) Иван Андреевич Крылов,

В) Апполон Григорьев.

3. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:

А) Лиза, Софья, Чацкий – о Скалозубе;

Б) Чацкий, Лиза, Софья – о Молчалине;

Читать еще:  Как выучить стих гонимы вешними лучами

В) Софья, Лиза, Чацкий – о Репетилове.

4. Кто и с кем в разговоре говорит о себе?

Когда в делах, я от веселий прячусь,

Когда дурачиться: дурачусь;

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

А) Чацкий в разговоре с Молчалиным;

Б) Репетилов в разговоре с Чацким;

В) Скалозуб в разговоре с Фамусовым.

5 — 7. Кто в комедии «Горе от ума» даёт такую характеристику Чацкому:

5. «Он малый с головой; / И славно пишет, переводит»

6. «Он славно пересмеять умеет всех»

7. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, / как Александр Андреич Чацкий?»

8. В кого влюблена Лиза?

А) в Молчалина; Б) в Фамусова; В) в Чацкого; Г) в Петрушку.

9. Софья рассказывает отцу сон, чтобы:

А) отвлечь внимание; Б) разжалобить Фамусова; В) признаться в своих чувствах Молчалину.

10. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?

А) скука; Б) ссылка;

В) несчастная, безответная любовь; Г) болезнь.

11. Сколько времени служит Молчалин у Фамусова?

А) год; Б) три года; В) пять лет; Г) десять лет.

12. В каком году комедия «Горе от ума» была напечатана?

А) 1824; Б) 1825; В) 1829; Г) 1833.

13. Композиция – это:

А) Эпизод литературного произведения.

Б) Организация отдельных элементов, частей и образов худо-жественного произведения.

В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

Г) Столкновение, противоборство персонажей.

14. Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:

А) комедия; Б) трагедия; В) трагикомедия.

15. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

А) Д. И. Писарев. Б) В. Г. Белинский. В) И. А. Гончаров.

1. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»:

2. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?

А) образованного человека, который «славно пишет, переводит»;

Б) «…если наберется /Душ тысячи две родовых…»;

В) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»;

Г) молодой человек «враг исканий…».

3. Кому из героев комедии принадлежат слова о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) Софье; Б) Фамусову; В) Лизе; Г) Чацкому.

4. Сколько лет Софье?

А) 16; Б) 18; В) 20; Г) 17; Д) 23.

5. Чей это портрет?

Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Все кошачьи ухватки!

Да как черна! Да как страшна.

А) Хлестовой; Б) княжны Марьи Алексеевны;

В) Хрюминой; Г) арапки.

6. В комедии 2 героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й — ?

А) Фамусов; Б) Молчалин; В) Софья; Г) Лиза.

7. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

А) философскую; Б) социальную; В) семейно-бытовую; Г) политическую; Е) сатирическую; Д) совокупность разновидностей

8. Молчалина звали:

А) Павел Афанасьевич; Б) Александр Андреевич; В) Кузьма Петрович; Г) Платон Михайлович; Д) Алексей Степанович.

9. Кому в комедии «спится» от русских книг?

А) Хлёстовой; Б) Скалозубу; В) Фамусову; Г) Молчалину; Д) Хрюминой.

10-15. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии.

10. Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова

А) главные герои

Д) внесценические персонажи

Е) герои, необходимые для связи сценического действия

11. князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович

12. Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов

14. Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич

Контрольная работа по комедии «Горе от ума»

1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»

А) главный герой: одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

Б) социальная и психологическая типизация; инди-видуализация героев; отсутствие однозначности в образах героев комедии; «порок не показан, до-бродетель не торжествует»; в произведении присутствует более двадцати действующих лиц;

В) единство места, времени и действия произведения; амплуа; принцип говорящих фамилий.

2. А.С.Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

А) Скалозуба; Б) Молчалина; В) Чацкого; Г) Софью

3. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии.

Индивидуализация языка; афористичность; трагический пафос; авторская ремарка; гипербола; фарсовые детали; катарсис; фразеологизмы; драматизм; просторечия; ирония; сарказм.

4. «…Чацкий в комедии не является ни идеалом, ни даже носителем более или менее четкой позитивной программы» (Е.Рогачёвская).

А) Как вы понимаете определение «идеал» применительно к герою литературного произведения? Можете вы согласиться с тем, что Чацкий таковым не является? Почему?

Б) Верно ли, что у Чацкого нет «более или менее четкой позитивной программы»? Если вы не согласны с мнением исследовательницы, то в каких, на ваш взгляд, монологах героя комедии эта программа изложена наиболее четко и последовательно.

5. В известном монологе Чацкого цензурой были опущены слова

Он чувствует себя здесь маленьким царьком.

А) Как вы считаете, чем могла быть вызвана такая цензурная правка?

Б) Насколько изменился монолог главного героя? Может быть, опущенные слова не несут важного смысла?

А) Художественное обоснование поступков персонажей;

Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение;

В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

2. Объедините внесценические персонажи, относящиеся к «веку нынешнему» и «веку минувшему».

Князь Федор; Максим Петрович; трое из бульварных лиц; Татьяна Юрьевна; двоюродный брат Скалозуба; барон фон Клоц; французик из Бордо; молодые люди; «кто путешествует, в деревне кто живет»; Кузьма Петрович; тетушка Софьи.

3. Жанровое своеобразие произведения А.С.Грибоедова выражено в определении жанра:

А) Комедии; Б) Трагедии; В) Трагикомедии.

4. А.С.Пушкин прочитал «Горе от ума», находясь в ссылке, и в письме поэту П.А.Вяземскому (28 января 1825 года) отметил: «Читал я Чацкого – много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины».

А) Попытайтесь поспорить с поэтом относительно плана, главной мысли и истины «Горя от ума». Или вы согласны с такой оценкой комедии Грибоедова?

Б) Вам известна другая пушкинская оценка пьесы? Расскажите о том, чем она отличается от приведенной выше.

5. «Оптимизм – основная настроенность «горя от ума». Какова бы ни была развязка, внутреннее бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю» (Н.К. Пиксаков).

А) Какова развязка комедии Грибоедова? Она оптимистична или пессимистична, по вашему мнению? Обоснуйте свой ответ.

Б) Можете ли вы согласиться с мыслью о «внутреннем бессилии фамусовского общества»? Почему?

В) Вы увидели очевидную силу Чацкого? Если да, то в чем? Согласны ли вы с тем, что комедия оптимистична по своему общему настроению?

Итоговый тест по биографии и творчеству А.С.Грибоедова

1. Даты жизни А.С. Грибоедова:

А) 1799 – 1837 г.г. Б) 1795 – 1829 г.г. С) 1814 – 1841 г.г.

2. В каком городе родился А.С. Грибоедов?

А) в Петербурге, Б) в Твери, В) Москве.

3. В каком учебном заведении учился А.С. Грибоедов?

А) Московском университете

Б) Петербургском университете

В) Царскосельском лицее

4. По профессии Грибоедов был:

А) дипломатом Б) литератором

В) чиновником Министерства внутренних дел

5. Жанр произведения «Горе от ума»:

А) трагедия, Б) комедия, С) мелодрама.

6. Первоначальное название произведения.

7. А.С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека…». Кого имел в виду писатель?

А) Фамусова, Б) Молчалина, В) Чацкого.

8. Как зовут Чацкого?

9. В течение какого времени происходит действие в произведении:

А) 1 день, Б) 2 день, В) 3 день.

10. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий:

А) 3 месяца, Б) 3 года, В) 5 лет.

11. Кого Фамусов считает хорошим женихом для Софьи:

А) образованного человека, который «славно пишет, переводит…»,

Б) человека, которого «способностями Бог не наградил», но «дал сердце доброе…»,

В) человек, который «и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный».

12. Из какого города приехал в Москву Молчалин:

А) из Петербурга, Б) из Твери, В) из Смоленска.

13. О ком говорит Лиза: «и золотой мешок, и метит в генералы…»

А) о Чацком, Б) о Скалозубе, В) о Молчалине.

14. Кому из героев принадлежат слова: «В мои лета не должно сметь свои суждения иметь…»:

А) Репетилову, Б) Горичу, В) Молчалину.

15. Кто говорит о себе: «При мне служащие чужие очень редки; все сестрины, свояченицы детки»:

А) Скалозуб, Б) Фамусов, В) Молчалин.

16. Кто пускает слух о сумасшествии Чацкого:

А) Софья, Б) Фамусов, В) Молчалин.

17. Кому принадлежат слова: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина»:

А) Фамусову, Б) Молчалину, В) Скалозубу.

18. Какой чин у Молчалина?

19. Какими талантами обладает Молчалин:

А) честность и трудолюбие, Б) умеренность и аккуратность, В) гордость и честолюбие.

20. Выражение «Злые языки страшнее пистолета» принадлежит:

А) Чацкому, Б) Лизе, В) Молчалину.

21. Определите автора высказывания: «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два, А книги сохранят так: для больших оказий…»:

А) Скалозуб, Б) Фамусов, В) Молчалин.

22. Фамилия персонажа, причисляющего себя к тайным обществам.

23. Кто написал критическую статью «Мильон терзаний»?

24. Какой фразой заканчивается комедия и кто её произносит?

25-30. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:

25. «Свежо предание, да верится с трудом…»

27. «Дома новы, но предрассудки стары…»

28. «Счастливые часов не наблюдают…»

29. «Учились бы, на старших глядя…»

30. «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»

Тест по литературе «Творчество А.С. Грибоедова (по пьесе «Горе от ума»)

Сбалансированный тест, по которому можно провести аттестационный контроль учащихся, содержит условие (вопрос) и 2-5 вариантов ответа (краткий или развернутый).

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий (в процентах) следующее: «отлично» – 90–100% заданий, «хорошо» – до 75% заданий, «удовлетворительно» – до 60% заданий, «неудовлетворительно» – менее 60% заданий.

Просмотр содержимого документа
«Тест по литературе «Творчество А.С. Грибоедова (по пьесе «Горе от ума»)»

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова

«Горе от ума»

Тест. Вариант 1.

1. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

2-9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

2. «Подписано, так с плеч долой»

3. «…Чтобы чины давать – есть многие каналы».

4. «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся».

5. «Он слова умного не выговорил сроду».

Читать еще:  Стихи которые сочинили дети про зиму

6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед»

7. «От скуки будешь ты свистеть одно и то же»

8. «Да умный человек не может быть не плутом»

9. «Что мне молва?»

10. Афоризм – это:

А) Художественное обоснование поступков героев.

Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

11-15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С.Грибоедова:

11. Раболепство, предрассудки, к свободной жизни, дым отечества.

12. Треснулся, опрометью, обморочить, дал маху,

13. Два-с; по-прежнему-с; простите, ради Бога; личико, ангельчик.

14. Минула, покудова, кличут, започивала, доло-жусь, мне-с.

15. Тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебеситься.

Тест. Вариант 2.

1. Кто сказал о Грибоедове: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб».

А) Сказал о себе сам Грибоедов;

Б) Николай Гнедич;

2. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»:

А) Виссарион Белинский;

Б) Иван Андреевич Крылов,

В) Апполон Григорьев.

3. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:

А) Лиза, Софья, Чацкий – о Скалозубе;

Б) Чацкий, Лиза, Софья – о Молчалине;

В) Софья, Лиза, Чацкий – о Репетилове.

4. Кто и с кем в разговоре говорит о себе?

Когда в делах, я от веселий прячусь,

Когда дурачиться: дурачусь;

А смешивать два этих ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

А) Чацкий в разговоре с Молчалиным;

Б) Репетилов в разговоре с Чацким;

В) Скалозуб в разговоре с Фамусовым.

5 — 7. Кто в комедии «Горе от ума» даёт такую характеристику Чацкому:

5. «Он малый с головой; / И славно пишет, переводит»

6. «Он славно пересмеять умеет всех»

7. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, / как Александр Андреич Чацкий?»

8. В кого влюблена Лиза?

9. Софья рассказывает отцу сон, чтобы:

А) отвлечь внимание;

Б) разжалобить Фамусова;

В) признаться в своих чувствах Молчалину.

10. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?

В) несчастная, безответная любовь;

11. Сколько времени служит Молчалин у Фамусова?

12. В каком году комедия «Горе от ума» была напечатана?

13. Композиция – это:

А) Эпизод литературного произведения.

Б) Организация отдельных элементов, частей и образов худо-жественного произведения.

В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

Г) Столкновение, противоборство персонажей.

14. Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:

15. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

Б) В. Г. Белинский.

Тест. Вариант 3.

1. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»:

2. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?

А) образованного человека, который «славно пишет, переводит»;

Б) «…если наберется /Душ тысячи две родовых…»;

В) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»;

Г) молодой человек «враг исканий…».

3. Кому из героев комедии принадлежат слова о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

4. Сколько лет Софье?

5. Чей это портрет?

Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Все кошачьи ухватки!

Да как черна! Да как страшна.

Б) княжны Марьи Алексеевны;

6. В комедии 2 героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й — ?

7. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

Д) совокупность разновидностей

8. Молчалина звали:

А) Павел Афанасьевич;

Б) Александр Андреевич;

В) Кузьма Петрович;

Г) Платон Михайлович;

Д) Алексей Степанович.

9. Кому в комедии «спится» от русских книг?

10-15. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии.

10. Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова

А) главные герои

Д) внесценические персонажи

Е) герои, необходимые для связи сценического действия

11. князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович

12. Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов

13. Г.D. – Г.N.

14. Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Тест для текущего контроля по литературе: А.С. Грибоедов

«Горе от ума».

1. Кто сказал о Грибоедове :

По духу времени и вкусу он ненавидел слово «раб».

а) сказал о себе сам Грибоедов;

б) Николай Гнедич;

2. Сколько лет отделяет полное издание комедии «Горе от ума» от ее написания:

а) 39 написана в 1824 г., полностью издана в 1863 г.;

б) 38 — написана в 1824 г., полностью издана в 1862 г.;

в) 40 — написана в 1824 г., полностью напечатана в 1864 г.

3. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»; «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»:

а) Кондратий Рылеев, Виссарион Белинский;

б) Иван Андреевич Крылов, Пётр Андреевич Вяземский:

в) Александр Пушкин, Аполлон Григорьев.

4. Привести не менее шести высказываний Чацкого, ставших афоризмами. («Блажен, кто верует, тепло ему на свете»; «И дым Отечества нам сладок и приятен»; «Хлопочут набирать учителей полки / Числом поболее, ценою подешевле»; «Господ-

ствует еще смешенье языков / Французского с нижегородским»; «Ведь нынче любят бессловесных»; «Служить бы рад, прислуживаться тошно»; «Свежо предание, а верится с трудом»; «А судьи кто?»; «Кричали женщины: ура! /И в воздух чепчики бросали»; «Чины людьми даются, /А люди могут обмануться».)

5. Какое произведение посвящено любви и трагической гибели Грибоедова?

Кто его автор:

а) роман «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова;

б) «Арап Петра Великого» А. С. Пушкина;

в) «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого.

6. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:

а) Лиза, Софья, Чацкий — о Молчалине;

б) Лиза, Софья, Чацкий — о Скалозубе;

в) Лиза, Софья, Чацкий — о Репетилове.

7. Привести из комедии «Горе от ума» не менее трех высказываний, обращенных в разговоре к Фамусову . («У девушек сон утренний так тонок» — Лиза. «Шел в комнату, попал в другую» — Софья. «Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли» -Чацкий. «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили» — Скалозуб. «Все врут календари» -Хлёстова.)

8. Какой великий русский режиссер поставил по комедии «Горе от ума» спектакль, использовав первоначальное название пьесы «Горе уму»:

а) К. С. Станиславский;

б) В. И. Немирович-Данченко;

в) В. Э. Мейерхольд.

9. Кто и с кем в разговоре говорит о себе?

Когда в делах, я от веселий прячусь,

Когда дурачиться: дурачусь;

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я -не из их. числа.

а) Чацкий в разговоре с Молчалиным;

б) Репетилов в разговоре с Чацким;

в) Скалозуб в разговоре с Фамусовым.

10. Кому в комедии «Горе от ума» принадлежат высказывания: «Где чудеса, там. мало складу»; «Счастливые часов не наблюдают»; «Ах, злые языки страшнее пистолета»; «От скуки будешь ты свистеть одно и то же»; «Да умный человек не может быть не плутом»; «Ученостью меня не обморочишь»; «О! если б кто в людей проник: / Что хуже в них: душа или язык?»

11. Назвать не менее трех внесценических персонажей комедии «Горе от ума». (Двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, князь Григорий, мадам Розье, Максим Петрович, Прасковья Федоровна, Кузьма Петрович.)

12. Кто в комедии «Горе от ума» дает такую характеристику Чацкому :

«Он малый с головой; / И славно пишет, переводит»:

«Он славно пересмеять умеет всех»:

«Кто так чувствителен, и весел, и остер, / Как Александр Андреич Чацкий!»!

Ключ к тесту.

4.»Блажен, кто верует, тепло ему на свете»; «И дым Отечества нам сладок и приятен»; «Хлопочут набирать учителей полки/ Числом поболее, ценою подешевле»; «Господствует ещё смешенье языков / Французского с нижегородским»; «Ведь нынче любят бессловесных»; Служить бы рад, прислуживаться тошно»; «Свежо предание. А верится с трудом»; «А судьи кто?»; «Кричали женщины: ура! / И в воздух чепчики бросали»; «Чины людьми даются, / А люди могут обмануться».

7. («У девушек сон утренний так тонок» — Лиза. «Шел в комнату, попал в другую» — Софья. «Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли» -Чацкий. «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили» — Скалозуб. «Все врут календари» -Хлёстова.)

10. Фамусову, Софье, Молчалину, Горичу, Репетилову, Скалозубу, Чацкому.

11.Двоюродный брат Сказозуба, племянник княгини Тугоуховской, князь Григорий, мадам Розье, Максим Петрович, Прасковья Федоровна, Кузьма Петрович.

Пушкин о «Горе от ума» (письмо А. А. Бестужеву и из «Путешествия в Арзрум»)

Пушкин о «Горе от ума».

Письмо А. А. Бестужеву

Конец января 1825 г. Михайловское

Слушал Чацкого, но только один раз, и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить: Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его-характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно: не то , не то московская кузина. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него и труса? старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен. Les propos de bal 1 , сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый,-вот черты истинно комического гения.-Теперь вопрос. В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и. напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он,-очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека-с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб. Кстати, что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся? — Между мастерскими чертами этой прелестной комедии — недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину — прелестна! — и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов, видно, не захотел — его воля. О стихах я не говорю, половина — должны войти в пословицу.

Читать еще:  Что для женщины счастье стихи

Покажи это Грибоедову. Может быть, я в ином ошибся. Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту.

Печатается по кн.: Пушкин о литературе. М., 1962.

Список комедии привез Пушкину И.И.Пущин, навестивший его в Михайловском 11 января 1825 г. В письме П.Вяземскому 28 января 1825 г. Пушкин писал: «Читал я Чацкого — много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

Из «Путешествия в Арзрум»

Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» — спросил я их. — «Из Тегерана». — «Что вы везете?» — «Грибоеда».- Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис 2 .

Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова! Я расстался с ним в прошлом году в Петербурге пред отъездом его в Персию. Он был печален и имел странные предчувствия. Я было хотел его успокоить; он мне сказал: Vous ne connaissez pas ces gens-lб : vous verrez qu’ il faudra jouer des couteaux. 3 Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междуусобица его семидесяти сыновей. Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. Он погиб под кинжалами персиян, жертвой невежества и вероломства. Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулею.

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, — все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости — эту глупую, несносную улыбку, — когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.

Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда с своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностию; уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединенных неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Через несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще: он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил. Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.

Печатается по изд.: А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10-ти тт. Т.6, М.-Л., 1950.

«Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» было напечатано в 1836 г.

1. Бальная болтовня (франц.).

3. Вы еще не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдет до ножей (франц.).

О комедии «Горе от ума» (окончание)

Некоторые переклички образов и мотивов в словах Молчалина и Софьи намекают на то, что Молчалин легко усваивает искусственную книжную культуру и что уроки Софьи не пропали даром. Молчаливый платонический воздыхатель и влюбленная в него барышня становятся опасно нравственно близки (Молчалин — Лизе: «Сегодня болен я, обвязки не сниму;/Приди в обед, побудь со мною;/Я правду всю тебе открою»; Софья — Лизе: «Была у батюшки, там нету никого./Сегодня я больна, и не пойду обедать,/Скажи Молчалину, и позови его,/ Чтоб он пришел меня проведать»). Эго сближение Софьи и Молчалина знаменательно: в нем угадывается резко отрицательное отношение Грибоедова к сентиментализму, карамзинизму и новейшему романтизму. Особенно отчетливо осуждение сентиментализма проступает в образе Софьи.

Софьи (по-гречески — мудрость) вовсе не глупа, и ей совсем не чужда новизна. Но новизна новизне рознь. Грибоедов, как и его герой Чацкий,— сторонник далеко не всякой новизны, а только такой, которая облагораживает нравы и сулит пользу обществу. Драматурга занимает вопрос, почему неглупая девушка, которая могла бы составить счастье Чацкому, став его настоящей подругой, изменяет своим ранним духовным и душевным потребностям (когда-то она разделяла взгляды Чацкого) и по собственной воле попадает в глупое, смешное положение. Грибоедов словно иронизирует над именем Софьи: какая тут мудрость, если в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманута и обманулась? Более даже обманулась, чем была обманута, потому что не Молчалин играет активную роль в романе Софьи, а она сама.

Французское влияние — мода, лавки Кузнецкого моста, чтение французских книг — все это стало потребностью Софьи. Невиданная смелость — приглашение Молчалина к себе в спальню ночью — навеяна именно романами, большей частью сентиментальными, романтическими балладами, чувствительными историями. Казалось бы, Софья не страшится чужого мнения. И в этом видна горячая, цельная натура, готовая отстаивать свое право на любовь. Однако для Грибоедова в непокорстве Софьи заключено чуждое русской девушке и женщине качество. Им более к лицу, согласно национальным нравам, кротость, послушание, а не вызов воле родителей. Ради ничтожного существа Софья отстаивает свое мнение и рада пожертвовать собой. Неглупая девушка неожиданно для себя оказывается в состоянии любовного «ослепления», любовного «помешательства».

Своеобразной пародией на любовь Софьи к Молчали-ну и на сюжет, придуманный Софьей, оказывается рассказанный ею «сон», очень похожий на баллады Жуковского. Драматург даже повторяет, иронически переосмысливая, окончание баллады Жуковского «Светлана» (ер.: «В ней большие чудеса,/Очень мало складу» — «Где чудеса, там мало складу»). Смысл этого повтора ясен: Софья придумала себя, придумала Молчалина, и все это вместе — результат любовного дурмана, причина которого — новомодные литературные поветрия и веяния. В финале комедии туман рассеивается, и выдуманный Софьей любовный сентиментальный роман терпит крах. Тут, словно в насмешку над героиней, сбывается ее дурной балладный «сон»: отец грозит разлучить Софью с Молчалиным и удалить их в разные концы империи. Софье некого винить — она сама виновата в том, что впала в обман.

В лице Софьи Грибоедов раскритиковал сентиментализм, в лице Чацкого — просветительские и романтические мечтания, слишком безмятежное приятие жизни. Как писатель, он изначально не принял романтизма. Но само течение жизни заставило Грибоедова пересмотреть свои взгляды. Не жаловавший романтиков, драматург финалом своей комедии вынужден признать, что романтический жест Чацкого, его бегство — следствие жизненных обстоятельств, которые, углубляя разочарование к обществе, перерастающее в непримиримый конфликт, выталкивают героя из среды. Стало быть, сама жизнь порождает романтизм и романтических скитальцев, подобных Чацкому. Герой становится романтическим изгнанником вследствие того, что его убеждения, чувства, весь образ существования не могут быть примирены со светским кругом, где его ожидает духовная гибель и где он не сможет сохранить свое лицо. Жизнь делает Чацкого вынужденным романтиком, превращая его в изгоя. Не случайно, что некоторые последующие произведения намечены Грибоедовым в духе романтизма.

Критика о комедии. А. С. Пушкин о «Горе от ума»

После публикации в «Русской Талии» критика, уже знакомая по спискам с «Горем от ума», получила возможность широко обсудить комедию на страницах печати. Среди многочисленных откликов следует выделить отзыв А. С. Пушкина. Пушкин, по его собственному признанию, при чтении комедии «наслаждался» и особенно отметил меткость языка. В то же время он сделал ряд принципиальных замечаний, касавшихся нарушения правдоподобия характеров и немотивированности комедийной интриги. В письме к П. Л. Вяземскому он писал: «. Во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен». В письме к А. А. Бестужеву Пушкин несколько смягчил свою оценку, но в отношении Чацкого остался тверд: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов». Пушкин воспринимал «Горе от ума» в русле европейской комедни об «умнике». Он усмотрел непоследовательность Грибоедова в том, что Чацкий замечает глупость Репе-тилова, а сам оказывается в таком же странном и сомнительном положении: проповедует среди тех, кто понять его не может, и говорит тогда, когда его никто не слушает. Чем в таком случае он умнее Фамусова или Репетилова? Чацкий высказывает умные мысли. Откуда он их взял, если он не умен? Их сообщил ему Грибоедов. Следовательно, Чацкий — передатчик идей Грибоедова, герой-резонер, доносящий до зрителей авторскую точку зрения 1 . Как герой-резонер, Чацкий получает возможность непосредственно обращаться к зрителям. Но тогда существенно ослабевает его связь с действующими лицами, которых он не замечает и не слышит. Получается, что, лишившись такого взаимодействия, герой и по этой причине попадает в комические, смешные положения.

1 Чацкого связывают с Грибоедовым некоторые общие ощущения: автор «Горя от ума», так же как его герой, переживал драматический разлад между мечтательностью и скептицизмом; он говорил о себе, что чувствует себя гонимым человеком, которого не понимают окружающие, что мечтает о том. «где бы найти уголок для уединения». Вместе с тем Грибоедов сделал ощутимые попытки представить Чацкого самостоятельным лицом, а нс рупором автора, наделив героя чертами, свойственными его знакомым. Однако в целом дистанция, разделяющая Грибоедова и Чацкого, невелика. Так, избавление от мечтательства и преодоление ого — это душевный путь не только Чацкого, но и создателя его образа.

Конечно, Пушкин хорошо понимал, что дискредитация Чацкого не входила в намерение Грибоедова, но невольно произошла потому, что Грибоедов не преодолел до конца правил драматургии классицизма. Так называемый реализм «Горя от ума» еще очень условен, хотя в комедии сделан решительный шаг в реалистическом направлении, особенно в передаче нравов и характеров общества, в языке и стихе. Слабость воплощения замысла заключалась в том, что автор присутствовал в комедии, тогда как в подлинно реалистической драматургии он не должен обнаруживать себя. Авторская мысль обязана вытекать из взаимодействия персонажей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector