4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто умеет писать стихи

Б. Сарнов

«Очень легко писать стихи, но очень трудно быть поэтом»,— заметил однажды великий русский критик Виссарион Григорьевич Белинский.

Писать стихи может научиться каждый более или менее грамотный человек. Когда-то было принято писать стихи дамам в альбомы. Это умение было признаком хорошего воспитания, и только. Уметь написать стихи в альбом должен был каждый «воспитанный» молодой человек, точно так же, как каждая «воспитанная» барышня должна была уметь играть на фортепьяно.

Сто с лишним лет тому назад на Кавказе, в Пятигорске, жила семья генерала Верзилина. У генерала было три дочери. У младшей, Надежды, как и у многих девушек её круга, был альбом, куда знакомые молодые люди писали по её просьбе стихи.

В доме Верзилиных часто бывал молодой офицер, поручик Тенгинского полка Михаил Юрьевич Лермонтов.

Однажды по просьбе юной Надежды Петровны Михаил Юрьевич, или, как звали его у Верзилиных, Мишель, написал ей в альбом небольшое стихотворение:

Надежда Петровна,
Отчего так неровно
Разобран ваш ряд,
И локон небрежный
Над шейкою нежной.
На поясе нож.
Сʾest un vers qui cloche.

Последняя строчка в переводе с французского языка на русский означает: «Вот стих, который хромает». Итак, Лермонтов сам признавал, что альбомный стишок получился у него не очень складным. Владелице альбома он тоже не понравился. По её мнению, Мишель написал хуже всех её знакомых. Она даже не постеснялась чуть-чуть подправить стихотворение.

Надежда Петровна,
Отчего так неровно.

Надежда Петровна,
Зачем так неровно.

В таком виде стишок выглядел чуть более гладким. Но всё равно последняя строка «хромала», и общий приговор гласил, что Мартынов, князь Васильчиков и другие молодые люди, бывавшие у Верзилиных, гораздо лучше Лермонтова умеют писать альбомные стихи.

Всё это было в 1841 году. Лермонтов в ту пору уже написал почти все свои стихи, которые составили ему славу одного из величайших поэтов России. Уже была написана и опубликована знаменитая статья Белинского, в которой Лермонтов признавался крупнейшим, вторым после Пушкина, русским поэтом.

Имя Лермонтова сегодня знает каждый школьник. Имена других знакомых Надежды Петровны Верзилиной мы вспоминаем только потому, что один из них (Мартынов) дрался с Лермонтовым на дуэли, а про другого (князя Васильчикова) Лермонтов написал довольно злую эпиграмму. Нам даже в голову не приходит поинтересоваться их стихами. А строки Лермонтова мы повторяем с благодарностью и заучиваем наизусть.

Итак, уметь писать стихи и быть поэтом совсем не одно и то же. Что же это такое — быть поэтом? И чем отличается поэт от простого смертного?

Большинство людей, говоря о своих чувствах и мыслях, пользуется готовыми, чужими словами, образами, сравнениями.

Представьте себе, что вам нужно описать в стихах командира, скачущего впереди отряда на белом коне. Описать художественно. А это значит описать так, чтобы каждый, кто прочтёт ваше описание, представил себе, какой мужественный и смелый человек этот командир, как лихо мчится он на своём коне и как уверенно конь несёт своего седока.

Без сомнения, вам прежде всего захочется, чтобы ваше описание было красивым. Именно поэтому вы напишете что-нибудь, вроде: «Со смелостью льва он кинулся в самую гущу сечи».

По всей видимости, львов вам приходилось видеть нечасто. Ну, может быть, раз-другой в цирке, где сонный лев сидел на тумбе, лениво и покорно глядя на хлыст укротителя. Или в клетке зоопарка, где у льва было ещё меньше возможностей показать свою смелость. Но так уж принято говорить: «Дрался, как лев», «Смелый, как лев».

О коне вы скорее всего написали бы: «Он мчался, как ветер», или «Быстрый, словно вихрь», или «словно буря». Но уж, во всяком случае, вам не пришло бы в голову сравнивать коня с сахаром-рафинадом.

А вот как говорит поэт:

Он долину озирает
Командирским взглядом,
Жеребец под ним сверкает
Белым рафинадом.
Жеребец подымет ногу,
Опустит другую,
Будто пробует дорогу,
Дорогу степную.

Вся картина так и стоит перед глазами. И ослепительно яркий солнечный день, и молодецкая посадка командира, и чуткий конь, перебирающий тонкими ногами.

Но только ли тем отличается поэт от простого смертного, что он умеет найти для выражения своих мыслей, чувств, представлений свои, единственные, неповторимые слова и обороты речи?

Если привести всего лишь по нескольку строк из крупнейших русских поэтов, не называя их имен, каждый любящий стихи человек сразу, не задумываясь, узнает, кому какие строки принадлежат.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

Невозможно представить себе, чтобы всё, сказанное в этих восьми строчках, можно было передать другими словами. Кажется, что это написалось само, естественно и просто вылилось из-под пера. Эта мудрость, лёгкая и светлая даже в печали, эта прозрачная ясность чувства безошибочно подсказывают нам: Пушкин.

Я знал одной лишь думы власть —
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.

Кто не узнает этот водоворот огромной, всепоглощающей страсти, мужественную энергию этих задыхающихся, коротких, стремительных строк! Да, Лермонтов.

От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!

Каждое слово в этом тяжеловатом, неуклюжем четверостишии словно длинный свистящий бич, который поэт обрушивает на головы ненавистных ему властителей жизни. В каждом слове — ненависть к угнетателям и боль сердца, страдающего от сочувствия угнетенным. Вы угадали,— Некрасов.

Это время гудит
телеграфной струной,
это сердце
с правдой вдвоём.
Это было
с бойцами,
или страной,
или
в сердце
было
в моём?

Ведь правда же, вы сразу узнали этот голос, голос человека, считавшего, что всё происходящее с его страной происходит в его сердце? Ну, конечно,— Маяковский.

Бывают на свете и другие стихи, похожие на человека, с которым вас знакомили много раз, а вы так и не научились узнавать его при встрече. Но стоит только раз соприкоснуться с подлинным поэтом, и ты уже не ошибёшься, не спутаешь его лица ни с каким другим. Поэт входит в твою жизнь не просто как знакомый, но как очень близкий тебе человек.

В «Войне и мире» Л.Н. Толстого Наташа Ростова, ставшая женой Пьера Безухова, краем уха слышит спор мужа с друзьями. Спор идёт о вещах весьма запутанных и сложных.

«Наташа,— пишет Толстой,— в середине разговора вошедшая в комнату, радостно смотрела на мужа. Она не радовалась тому, что он говорил. Это даже не интересовало её, потому что ей казалось, что всё это было чрезвычайно просто и что она всё это давно знала».

И в скобках, как о чём-то само собой разумеющемся, Толстой замечает:

«. (ей казалось это потому, что она знала всё то, из чего это выходило — всю душу Пьера)».

В наших взаимоотношениях с любимыми поэтами есть нечто похожее на отношение Наташи к Пьеру. Мы можем совсем не знать биографию поэта, подробности и частные обстоятельства его жизни. Мы можем не знать, что он говорил и что думал по тем или иным вопросам жизни, политики, искусства. Но если мы знаем его стихи, мы знаем про него самое главное: знаем, что он за человек. И мы уже никогда не ошибёмся в ответе на вопрос: а как поступил бы в этом случае Лермонтов, а что подумал бы об этом Маяковский?

Мы знаем о поэте самое главное: знаем, как говорили в старину, душу его, запечатленную в стихах. И когда мы сразу и безошибочно угадываем, что вот эти стихи написал Пушкин, а те Маяковский, то происходит это не потому, что ритм Маяковского резко отличается от пушкинского, и не потому, что у Маяковского другие, ни на кого не похожие рифмы. Это происходит прежде всего потому, что мы узнаем неповторимое, только этому человеку присущее движение души.

Вы скажете мне на это: но ведь ритм стихов Маяковского действительно резко отличается от пушкинского, и рифмы у него действительно другие, совсем особенные! Ведь не зря же все говорят о том, что Маяковский был поэтом-новатором.

Да, всё это так. Но стихи у Маяковского особенные, непохожие на стихи всех его предшественников не потому, что он сознательно к этому стремился. Они непохожи потому, что он сам был непохожим на них, человеком другой эпохи. Именно для того, чтобы выразить эту свою непохожесть, ему и понадобились другие, непохожие на все прежние ритмы и рифмы.

У настоящего поэта есть только одно стремление: остаться в стихах самим собой. И если это ему удается, то дело сделано. Всё остальное уже зависит от того, что он за человек. Ведь если стихи настоящие, в них нельзя солгать, нельзя притвориться, что ты лучше, чем ты есть на самом деле.

Впрочем, это относится не только к стихам. Это общий закон художественного творчества.

Есть рассказ про Гайдара и одного самонадеянного мальчика. Мальчик сказал Гайдару, что он мечтает стать писателем и уже сейчас сам пишет рассказы.

— Вот и хорошо! — сказал Гайдар.— Давай вместе напишем рассказ.

Мальчик был счастлив.

— А как мы будем писать вместе? — спросил он.

— Очень просто: ты напишешь первую фразу, а я вторую. Ну вот, начинай!

Мальчик подумал и написал первую фразу: «Путешественники вышли из города. »

— Теперь вы! — сказал он Гайдару.

Но Гайдар сказал:

— Погоди. Вот завтра рано утром мы выйдем из города, и тогда станет ясно, какая будет вторая фраза в нашем рассказе.

Утром они встали, умылись, собрались и пошли. Час идут, другой. Мальчик устал.

— Аркадий Петрович,— говорит он,— может, мы сядем в автобус?

— Нет, брат! — отвечает Гайдар.— Если б мы с тобой написали: «Путешественники выехали из города на автобусе»,— тогда дело другое. А уж раз написали: «Вышли из города»,— ничего не поделаешь, придётся идти пешком!

Они шли долго. Уже начались окраины города с деревянными домами. Мальчик совсем выбился из сил. Но Гайдар был непреклонен. Так и не написали они этот рассказ. Но мальчик этот, наверно, навсегда понял, что за каждым словом писателя стоит поступок или готовность этот поступок совершить, что за книги свои писатель отвечает всей своей жизнью.

Когда Николай I подавил восстание декабристов, он послал фельдъегеря в село Михайловское за Пушкиным. Поэта привезли из ссылки прямо во дворец.

— Если бы ты был свободен, где бы ты был 14 декабря? — спросил царь.

Пушкин отвечал, не задумываясь:

— Я был бы с моими друзьями на Сенатской площади.

А ему дорого мог стоить такой ответ.

Вероятно, можно было уклониться от прямого ответа. Нет, не лгать, а просто не говорить в глаза царю всю правду, оставаясь при этом честным человеком, не предав своих убеждений. Но поэт, написавший «Пока свободою горим. » и оду «Вольность», не мог ответить иначе, а человек, ответивший иначе, не мог бы писать такие стихи.

Маяковский говорил: «Поэт и в жизни должен быть мастак». Писатель-прозаик выбирает себе героя. Поэт говорит в стихах о себе. Поэтому ему самому приходится быть героем. А иначе какой он поэт! Может быть, и это имел в виду Белинский, когда он сказал: «Очень легко писать стихи, но очень трудно быть поэтом».

Литература

Сарнов Б. Что такое – быть поэтом? / Пионер. – 1960. – №6. – С.64-68.

Как заработать на сочинении стихов, поздравлений и текстов песен?

Заработать на стихах собственного сочинения сложно, но можно. Мы расскажем, как сегодня зарабатывают поэты, сколько платят за сочинение стихов в Интернете, где можно продать готовое стихотворение и на каких сайтах. Ниже подробно разобраны способы заработка на своем творчестве.

1. Сочинение стихов на заказ

Написание стихов заказывают как частные лица, так и компании. Например, на юбилеи, дни рождения, корпоративные мероприятия.

Частные лица платят немного. Есть поэты, готовые получать за стихи собственного сочинения и 100, и 200 руб., а есть и те, кто готов заниматься творчеством бесплатно. Но в целом стоимость стихов на заказ начинается от 200 руб. за четверостишие.

Если речь идет о корпоративных мероприятиях, например, юбилей шефа, серьезного руководителя, VIP-персоны, то платить за написание стихов могут больше. Даже потому, что солидному человеку дарить короткий стих не будут, а стоимость работы зависит от числа четверостиший. Тут могут заплатить и 1000 рублей, и 2000 рублей за стихотворение.

Найти заказы на сочинение стихов можно на биржах фриланса, например, Кворк и Яндекс.Услуги. На этих сайтах необходимо зарегистрироваться, добавить информацию о своих услугах и ждать заказчиков. В качестве примера можно посмотреть кворк поэта, который заработал на бирже больше 180 тыс. рублей, учитывая число выполненных заказов.

2. Сочинение корпоративных стихов и гимнов

Такую работу, как правило, заказывают крупные компании. Поэтому гонорар поэта может быть и 5, и 10, и 15 тыс. рублей за корпоративный гимн. Однако просто взять и получить такой заказ трудно. Во-первых, корпоративный гимн, скорее всего, закажут известному поэту (это вопрос имиджа). Во-вторых, за такие заказы идет серьезная борьба.

Читать еще:  Анализ стиха некрасова как ты кротка

Как правило, компании заказывают гимны «под ключ», т.е. не только текст, но и музыку, аранжировку и т.д. Стоимость гимна «под ключ» может достигать 100 тыс. руб. В эту сумму входят гонорары всех участников: поэта, композитора, аранжировщика, музыкантов, стоимость аренды студии и другие расходы.

Чтобы выйти на корпоративных клиентов, необходимо создать сайт и разместить на него рекламу, например, настроить контекстную рекламу в Яндексе. Объявления необходимо выводить по запросам вида «заказать корпоративный гимн», «заказать гимн компании» и подобным.

3. Заработок на сочинении свадебных стихов

Свадьба – событие, на котором в нашей стране не принято экономить. Поэтому на свадьбы часто заказывают поздравления в виде стихотворений. Найти такие заказы можно, сотрудничая с event-агентствами, ведущими свадеб, фотографами, которые снимают торжественные мероприятия. Также такие услуги можно предложить на сайте Кворк.

Стоимость написания стихов на свадьбу может быть от 200 руб. за четверостишие и больше.

4. Продажа готовых стихов в Интернете

В Рунете было несколько бирж для поэтов, где можно было продавать стихи собственного сочинения, но на момент подготовки статьи они находятся в замороженном состоянии.

Сейчас продать готовые стихотворения можно через магазины на биржах копирайтинга, например, магазин на сайте Етхт. Туда можно добавлять стихи и получать деньги, когда кто-то их купит.

Как правило, спросом пользуются стихотворения, подходящие к определенному событию, празднику или ситуации (Новый Год, день рождения, юбилей).

5. Сочинение текстов песен

Тексты песен – один из существенных источников дохода. Начинающий поэт-песенник может получать за текст 2-3 тыс. рублей. Люди с опытом и портфолио могут брать от 5-10 тыс. рублей за ту же работу. Гонорары известных поэтов составляют тысячи долларов.

Большое значение имеет, с кем вы работали ранее, какие известные песни написали. Один хит может превратить автора в звезду, с которой захотят работать многие исполнители.

Впрочем, музыкальный мир – очень закрытый. Если вы хотите стать автором песен, пробуйте сотрудничать с начинающими, но перспективными коллективами. Их подъем обеспечит ваш рост в будущем. Можно пробовать выходить на продюсеров, но не факт, что они заинтересуются начинающим поэтом.

6. Заработок на донатах и организации стримов

Если вы хотите зарабатывать на сочинении собственных стихотворений в Интернете, а не написании стихов на заказ, то есть вариант – собирать вокруг армию поклонников и попытаться обеспечить себе доход за счет донатов. Это добровольные переводы, которые поклонники отправляют для поддержки автора. Также можно продавать сборники стихов с автографами, организовывать стримы с чтением стихотворений и другие мероприятия.

Вам нужно быть интересным человеком и личностью, чтобы притягивать к себе внимание и таким образом расширять круг поклонников, которым интересно ваше творчество.

7. Литературные премии и конкурсы

Есть сайты и разные организации, которые устраивают литературные премии или иным образом поддерживают поэтов. Например, социальная сеть Стихирус. На этом сайте имеется информация, что авторы лучших произведений могут получать от 200 до 1500 руб. за стих.

Конечно, подобный способ заработка сложно рассматривать как источник постоянного дохода. Однако это вариант, как можно заработать на стихах собственного сочинения в Интернете.

8. Заработок на переводах песен и стихов

Экзотический, но все-таки реальный способ заработать поэту – это заниматься переводами текстов песен или зарубежных стихов. Однако рассчитывать на поток подобных заказов не стоит.

Поэтический перевод стоит 500-600 рублей за четверостишие.

Можно ли продать стихи издательству и таким образом заработать?

Этот вопрос часто задают начинающие поэты. К сожалению, публикация стихов сегодня не является прибыльным занятием, поэтому издательства не печатают сборники за собственный счет. Вы можете напечатать тираж за счет собственных средств, но продавать сборники придется самостоятельно.

Книжные магазины, как правило, подобную литературу не закупают из-за отсутствия спроса. Поэтому рассчитывать на продажу стихов издательствам, к сожалению, не приходится. Единственный вариант – заказать тираж, чтобы продавать книги с личным автографом поклонникам.

Как видим, заработать поэту в современном мире можно, но для этого придется прикладывать усилия и раскручивать себя как автора. Писать то, за что готовы платить деньги. Продавать собственное творчество можно, но этот путь не самый простой.

Как писать стихи

Как писать стихи? Многим кажется, что настоящий поэт не будет задавать такие вопросы. Бытует мнение, что слова должны приходить сами, вместе с вдохновением. Тот, кто интересуется «как писать стихи?» якобы никогда не достигнет мастерства. Спешим развеять этот миф. Конечно, без таланта и вдохновения не обойтись, но литературное мастерство недаром преподают в университетах. Учиться писать — важная часть работы каждого поэта и писателя. Умение посмотреть на свою работу со стороны, придумать строки, которые запомнятся и найти тему, интересную читателю — всё это требует терпения и определенных навыков, которым можно научиться.

Как писать стихи?

Начните читать стихи

Эта рекомендация может показаться необычной, но именно с этого стоит начать. Попробуйте почитать поэзию разных жанров и стилей. Обязательно изучите классику. Какие стихи вызывают у вас, как у читателя, горячий живой отклик? Попробуйте проанализировать, почему одни стихи близки нам и запоминаются, а другие не остаются в памяти и забываются сразу после прочтения?

Изучите стихотворные размеры

Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение. Как писать стихи, если вы не отличаете ямб от хорея? Очевидно, что это невозможно. Да, в современной поэзии нет четких критериев, но искушенный читатель сразу поймет, что в ваших стихах нет ритма.

Подумайте, что хотите сказать читателю

Каждое стихотворение — это высказывание автора. Мысль, которую вы доносите разными художественными способами. У стихотворения есть определенная драматургия. Подумайте, как вы раскроете эту мысль? Какими художественными приемами воспользуетесь?

Избегайте банальностей

Существуют рифмы, которые уже стали символами плохих стихов «любовь-кровь», «розы-морозы». Так же плохо будут читаться «глагольные» рифмы — «любила-укрыла», «спросила-дарила». Лучше, если рифмующиеся слова — это разные части речи.

Единство

У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение обсценной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в самом начале творческого пути.

Учитесь искать необычные метафоры

Голубые глаза всегда сравнивают с «цветом неба», каждый знает, что «весна — пора любви», а увядание природы осенью — символ печали. Постарайтесь подобрать более оригинальные метафоры для описаний.

Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно

Друзья и родственники, вероятнее всего, будут снисходительны к вашему творчеству. Постарайтесь найти «поэтического наставника» из числа тех, чье творчество кажется вам достойным восхищения. Относитесь к критике терпеливо и внимательно. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а настоящие профессионалы учатся на своих ошибках.

Пишите о том, что хорошо знаете

Старайтесь не браться за темы, в которых «плаваете». Ревность, доводящая до исступления, стихи о прозе жизни людей из восемнадцатого века… Всё это стоит использовать в сюжетах своих произведений, если вы хорошо разбираетесь в проблеме.

Выполняйте упражнения

Тренируйтесь и развивайте свои творческие способности.

  • Попробуйте подобрать максимальное количество рифм к слову «облако» или любому другому;
  • Напишите первую строчку, лишенную смысла и составьте четверостишие, которое уже расскажет читателю маленькую историю;
  • Возьмите известное стихотворение, уберите строки через одну и попробуйте написать свою версию.

Заинтересуйте читателя

Стихотворение должно «цеплять» и интриговать читателя с первой строчки, чтобы его хотелось продолжить читать. Вот удачные примеры:

Нам сразу хочется узнать, что же произошло с главной героиней? Если человек, о котором она говорит, не хотел зла, то, о каком событии идет речь?

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»…

Анна Ахматова

Почему на героине темная вуаль? И, действительно, отчего она бледна?

Необязательно начинать стихотворение с вопроса, но хорошо, если в сюжете есть интрига.

Не публикуйтесь за деньги

Всегда хочется увидеть свое творчество на бумаге. Старайтесь не поддаваться соблазну опубликовать свое произведение за деньги даже, если вам предлагают и гарантируют наплыв читателей. Подождите, пока ваше мастерство достигнет такого уровня, что гонорар за публикацию будут предлагать уже вам.

Пишите чаще

Количество написанных стихов не всегда переходит в качество, но, чем больше вы тренируетесь, тем больше шансов, что однажды у вас родится по-настоящему гениальное произведение. Старайтесь в стихотворной форме описывать все, что вы видите и все, что вас волнует. Ведь именно благодаря сильным переживаниям во все времена рождались лучшие стихи!

Как стать поэтом? Как заработать поэту? 5 способов заработка и работа для поэтов-песенников

Поэтами рождаются или становятся? У одних авторов есть природный дар, другие добиваются успеха благодаря упорному труду. Одно ясно точно: если хочется писать не только для души, но и зарабатывать на этом, без усилий не обойтись. Как же стать поэтом, кто такие поэты-песенники и сколько они могут заработать?

Содержание

  1. Как стать поэтом
  2. 5 способов заработать поэту в 21 веке
  • Проведение тематических вечеров с платным входом
  • Публикация произведений на специализированных платформах
  • Вакансии в рекламе
  • Выполнение заказов на популярных биржах фриланс
  • Работа через студию звукозаписи

3. Работа для поэтов-песенников
4. Сколько зарабатывают известные поэты-песенники

Как стать поэтом

Многие в юности писали стихи. Но чтобы стать действительно успешным поэтом в 21 веке, нужно много работать, оттачивая свое мастерство.

Вопреки расхожему мнению, поэзия — это не только легкий слог и красивая рифма, но и целая наука. Стопы, строфы, рифмы, ритмы и многое другое должен знать каждый поэт, стремящийся на этом заработать. Если писать только для души, то можно обойтись и без теории. Но каждому, кто решил стать великим поэтом, стоит почитать соответствующую литературу.

  1. Шульговский Н. «Занимательное стихосложение». Русский поэт и ученый-стиховед говорит на доступном языке о том, как нужно писать.
  2. Учебник стихосложения Т. Скоренко — отличное руководство по теории написания стихов. В книге подробно рассмотрены рифмы, размеры и другие стихотворные «спецэффекты», а также особенности их применения на практике.
  3. Н. Азарова учебник «Поэзия» — один из самых знаменитых учебников в научном мире, выпущенный в 2016 году. Книга об истории русской словесности, вопросах взаимодействия поэзии с другими видами искусства создавалась на протяжении 5 лет семью поэтами и философами. Издание содержит большое количество интересных стихов. Авторы хотели показать, как правильно читать и понимать поэзию, поскольку это очень важно при написании собственных произведений.

Если говорить об образовании, то будущему поэту можно поступить в Литературный институт имени А. М. Горького в Москве — есть очная и заочная формы обучения. В интернете предлагается множество дистанционных курсов для тех, кто хочет стать поэтом: Школа вдохновения, Литературные мастерские «Creative Writing School», Литературные курсы имени А. П. Чехова и М. А. Чехова и другие. Также азы стихосложения рассматриваются на филологических факультетах различных ВУЗов.
Но каждый, желающий стать поэтом, должен помнить самое главное правило: теория — это основа, без ежедневной практики хороших стихов не выйдет. Любой творец подтвердит, что первые строфы даются очень сложно, но со временем писать становится легче.

5 способов заработать поэту в 21 веке

Увы, богатый поэт — это, скорее, исключение, чем правило. И все-таки заработать на поэзии возможно. А чтобы стать действительно состоятельным человеком, нужно стать известным. В 21 веке для этого недостаточно просто писать хорошие стихи, скорее, путь к славе будет выглядеть наоборот: сначала нужно стать известным человеком, и потом уже начать писать стихи, чтобы прославиться в поэзии.

Есть и другой вариант — писать стихи для кого-то. Например, песенники пишут слова для песен, которые потом исполняют звезды. И если сингл станет хитом, то слава придет. Можно также писать песни для современной мультипликации — в случае успеха картины известность гарантирована.

Существует несколько вариантов, как заработать начинающему поэту.

Проведение тематических вечеров с платным входом

Этот способ заработка могут себе позволить только достаточно известные поэты. Если автор только ступил на литературный путь, вряд ли кто-то придет на его вечер. Но если поэт уже имеет известность, пусть даже в узких кругах, можно организовать тематическую встречу вместе с другими поэтами. Если они окажутся более популярными, это сыграет на руку новичку: получится собрать большую аудиторию, и есть шанс, что начинающего поэта заметят. Но для этого следует представить самые удачные свои творения и качественно их подать.

Для организации поэтического вечера необходимо продумать следующие аспекты.

  1. Аренда помещения. Лучше, если это будет кафе. Малоизвестные заведения с хорошей кухней или баром с удовольствием принимают такие мероприятия, так как для них это реклама и возможность привлечь новых клиентов.
  2. Реклама. Это могут быть листовки по городу, объявления в культурных местах или социальных сетях. Нелишним будет анонсировать мероприятие на какой-либо региональной площадке в интернете. Это очень важный этап, ведь если не вложиться в рекламу, на вечер просто никто не придет.
  3. Сценарий мероприятия. Обязательно предусмотреть, чтобы все поэты успели представить свои стихи, а также продумать формат вечера: выступать будут только организаторы, или гости тоже смогут прочесть свои творения, потребуется ли время для вопросов и ответов.

Организовать такое мероприятие не так просто, как может показаться на первый взгляд. Но оно может оказаться реальным шансом, чтобы заявить о себе начинающему поэту.

Публикация произведений на специализированных платформах

В этом случае автору понадобится только интернет. Нужно выбрать один или несколько ресурсов и опубликовать там свои труды на условиях конкретного сайта. Доход возможен разный, в зависимости от платформы и таланта автора.

  1. Биржа стихов syon.ru. Здесь авторы самостоятельно устанавливают цену, размещают свои произведения, и каждый желающий может их купить. Публикуется только часть стихотворения, которая видна всем. И если она заинтересовала, то покупатель отправляет смс-сообщение на короткий номер, оплачивая тем самым покупку. Автор получает 70% от суммы. Если поэт становится популярным и ему поступает индивидуальный заказ, с ним связывается представитель биржи.
  2. Стихи.ру — известный портал, где можно публиковать свою поэзию или прозу. Здесь общаются сотни тысяч авторов и читателей. Само по себе размещение стихов доход не принесет, но есть шанс, что поэта заметят. Портал гарантирует защиту авторских прав.
  3. Меценат — молодая, перспективная творческая платформа, которая становится все более популярной. Здесь авторы публикуют свои произведения, общаются с читателями, продают свои работы и даже получают донаты от поклонников.
Читать еще:  Чему учат стихи чуковского

Свои работы также можно размещать в соцсетях, но в этом случае, чтобы монетизировать творчество, нужно вплотную заняться блогом. Это хороший вариант, чтобы найти своих поклонников, которые станут вдохновлять автора на творчество. Но чтобы заработать в соцсети, придется хорошенько постараться. О том, как раскрутить блог и начать зарабатывать на нем, в нашей статье «Как стать блогером».

Вакансии в рекламе

Еще один вариант заработка для начинающего поэта — писать стихи для рекламы. Чтобы заработать на текстах для рекламы, автору придется написать не один десяток четверостиший, прежде чем что-то понравится заказчику.

К плюсам варианта можно отнести:

  • хороший заработок буквально за несколько строк в сравнении со стихами на заказ;
  • возможность работать на дому.

И все же творчество от рекламных текстов далеко. Здесь нет возможности самовыражения — писать надо то, что хочет заказчик, и так, как хочет именно он.

Выполнение заказов на популярных биржах фриланс

Все более популярными становятся интернет-ресурсы с предложениями об удаленном сотрудничестве. На них можно найти разовые заказы или постоянные вакансии. Среди бирж выделяют kwork.ru, Freelance Work, Помогатор. Удаленная работа на фрилансе — это работа в удобное время на дому. Поэту не надо куда-то идти — достаточно просто найти задание, взять его в работу и выполнить. К минусам этого способа заработка можно отнести небольшое количество заказов и довольно низкую оплату. Такой фриланс, скорее, рассматривается как дополнительный разовый доход.

Работа через студию звукозаписи

Многие звукозаписывающие студии работают в качестве торговых площадок, предлагающих своим клиентам музыку и песни. Начинающий поэт может написать стихи и передать их в студию звукозаписи. Если работа заинтересует исполнителя, и он ее купит, автор получит гонорар. Недостатки у этого вида работы существенные.

  1. Вероятность, что заметят именно ваши произведения, не так уж велика, поэтому на быстрый доход рассчитывать не стоит.
  2. При покупке текста студия взимает комиссию за посредничество — ее размер может доходить до 40%.

Однако, указанные минусы легко перечеркнуть существенным плюсом: если стихи заинтересуют исполнителя, заработок может оказаться весьма неплохим.

Работа для поэтов-песенников

Один из вариантов работы для поэта — стать песенником. Именно эти люди пишут стихи для песен, которые потом исполняют звезды эстрады. Однако сразу написать текст для известного артиста вряд ли получится.

Работа поэта-песенника обладает спецификой. Во-первых, хитами становятся только те тексты, что находят отклик в душе слушателя здесь и сейчас. Во-вторых, стихи должны легко восприниматься на слух, быть легко запоминающимся и хорошо ложиться на музыку. К тому же тексты песен имеют определенную форму: повторяющийся припев и неповторяющийся куплет.

Песенники работают в тандеме с композитором, и тут возможно 2 варианта:

  • сначала композитор пишет музыку, а потом поэт сочиняет под нее стихи;
  • сначала песенник пишет текст, и потом композитор накладывает мелодию.

Второй вариант для поэта предпочтительней, ведь гораздо проще написать просто текст по определенным параметрам, чем подстраивать его под уже готовую музыку. Если автор создает не только поэтические творения, у него появляется больше способов заработать. Обо всех вариантах заработка писателей в нашей статье «Как заработать писателю».

Сколько зарабатывают известные поэты-песенники

Стоимость работы песенника напрямую зависит от его раскрученности. Известные авторы могут получать от 1 до 3 тысяч долларов за текст. Аналогичная работа у топовых песенников стоит 5 до 15 тысяч долларов, но и это далеко не предел. Так, хит от Максима Фадеева — автор песен «Опиум», «Лети за мной» и других — может стоить 6 миллионов рублей, а от Виктора Дробыша — 3 миллиона рублей. Например, за слова песни «Я тебе не верю» он получил 35 тысяч долларов. А вот неизвестные поэты будут писать тексты за 1000–3000 рублей.

Стать известным поэтом-песенником можно, если хотя бы по одному тексту напишут песню, которая впоследствии станет хитом. Популярным авторам не нужно искать работу и просматривать вакансии — к ним будет выстраиваться очередь из желающих заказать стихи на сингл. А вот неизвестным песенникам придется самостоятельно стучаться в двери артистов, и вряд ли за свои первые песни удастся получить существенный гонорар. Для них есть возможность набить руку в написании текстов песен на заказ, в том числе под готовые мелодии.

Решая стать поэтом-песенником, нужно обладать не только талантом и хорошими знаниями теории стихосложения. Автор должен уметь формулировать свои мысли, при этом различать открытые и закрытые слоги, понимать, что такое песенная фонетика и какова ее роль. Важно понимать, что нужно делать, чтобы в итоге получилась хорошая песня. Такую работу сложно назвать легкой, но она того стоит.

Кто умеет писать стихи

Поэты делают жизнь возможной. Они берут на себя часть напряжения бытия. Одни из них способны лучше держать ток, и живут дольше, другие не так защищены, и быстро перегорают.

Мы давно привыкли к существованию поэтов в нашей жизни. Привыкли к тому, что открываем школьный учебник по литературе и привычно находим там Пушкина, Лермонтова, Блока, или не столь привычных Пастернака, Мандельштама. Миримся и даже, может быть, уважаем их существование.
Мы привычно считаем, что поэзия – это нечто прекрасное, возвышенное, а потому позволительное и полезное. Имя Пушкина, к примеру, как было давно замечено, звучит для русского уха так же привычно, как имя какого-нибудь соседа – ежедневно, по любому поводу и совершенно всуе, как в знаменитом романе Булгакова: «Никанор Иванович совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал прекрасно и ежедневно по нескольку раз произносил фразы вроде: “А за квартиру Пушкин платить будет?” Или “Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?”»

Пафос этой маленькой статьи в том, чтобы поставить вещи на свои места.

Поэзия не нейтральна. И поэты – это не соседи в домашних тапочках, и не странные бесполезные чудаки не от мира сего, которые от нечего делать рифмуют стишки и при этом считают, что занимаются чем-то важным.

Трудно найти более далекое от истины представление.

Поэзия – это передний край. Поэты сражаются за нас. Они закрывают нас собой от бесцельности и бессмысленности бытия. И от того, что они принимают на себя первый удар, трансформируют его в удобоваримую форму, понижают напряжение, остальная часть человечества может мирно заниматься своими «прозаическими» делами и спокойно спать. Это, возможно, похоже на метафору, но это не метафора.

Поэты, как правило, мало живут. Поэтов часто убивают. Поэты часто сходят с ума, спиваются или кончают самоубийством. Почему? Что происходит? Что это за «чудачество» с такими роковыми последствиями?

Настоящий поэт – это не тот, кто умеет писать стихи. Очень важно понять, что поэтами не становятся. Этому нельзя научить. Поэт – это человек, родившийся без кожи и с особым видением, он подвержен тем же жизненным влияниям, что и мы с вами, но ощущает их полнее, яснее, мучительнее, почти в полном свете истины. Например, все мы теоретически знаем, что умрем, однако, как правило, стараемся не думать об этом, утешаем себя отговорками: «Конечно, когда-нибудь я умру, но ведь еще не сейчас, еще есть время. », или «Да, конечно, тело умрет, но вот душа. », или «Буду делать что-нибудь хорошее, ходить в церковь по воскресеньям, и может быть, не умру. » А поэт не может «не думать» о смерти, потому что для него это не вопрос «думанья», он видит ее, ощущает ее как физический факт, воспринимает все остальное в свете этого факта, и ему нужно что-то с этим знанием делать. Это знание-ощущение часто в нем интуитивно, неосознанно, и оттого еще более болезненно.

А поэзия – это «инструмент понимания» поэта, и одновременно его молитва о спасении и его защита. В минуты ясности он видит своим особым чувством, какая тонкая грань отделяет жизнь от небытия, и видит, что жизнь, если она не устремлена к высшему исходу, если опутана низшими (или просто обыденными) интересами, не имеет никакого смысла, она просто бесцельно течет в пасть смерти, и в свете этого видения вещи, события, дела людей и собственные поступки предстают в своем подлинном виде, часто пугающем и неприглядном:

И с отвращением читая жизнь мою
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю,

– как сказал Пушкин, один из благороднейших бойцов на этом поле.

У этого состояния ясности есть степени, и у способности выразить это состояние тоже есть степени. Различие в степенях определяет величие и силу поэта, а индивидуальные качества делают творчество каждого из них уникальным. Кроме того, есть множество помех и отвлечений на этом пути. Поэт может соблазниться властью, благополучием, и перестать быть поэтом – на время или навсегда. Может не суметь уравновесить не всегда осознаваемое ощущение истины с переживанием тяжести и бессмысленности бытия, особенно социального – и тогда этот хрупкий механизм ломается: человек спивается, сходит с ума, накладывает на себя руки (случай Маяковского, Есенина, Цветаевой и многих других) или другими своими поступками накликает смерть. Так Лермонтов напросился на свою роковую дуэль.

А мы, простые читатели, получаем стихи. В стихах – отчасти – сказалась та истина, которую поэт угадал или ощутил. Отчасти – потому что духовное знание не переводимо в слова, даже в слова поэмы. Благодаря работе поэта, мы получаем это знание в безопасной форме. Оно нас не обожжет и не убьет, как обжигает и убивает поэта. На самых чувствительных из нас оно подействует возвышающе и, возможно, побудит к собственному поиску. Социальное предназначение поэта – трансформация истины в красивую и доступную человеческому восприятию форму – таким образом будет выполнено. В ком-то, в единицах, подлинные стихи могут произвести взрыв и сорвать с них их собственную кожу. Но для этого они, опять-таки, должны родиться с предрасположенностью к такому взрыву.

В поэзии есть нечто общее с духовным пробуждением. Основное различие между поэтом и святым, действительно живущим в поле истины, состоит в том, что святой знает, с чем имеет дело, и что и как нужно делать, чтобы удерживаться в истине, а поэт по большей части стихиен, он – полигон, на котором сталкиваются истина и этот мир, живущий, естественно, по законам Князя этого мира. В отличие от святого, поэт ничего не может с этим поделать. Он не может победить и не может подняться над схваткой, он может только пропускать все через себя, находить образы и описывать, что происходит.

Образ поэта, который складывается из сказанного выше, далек от образа чудака в домашних тапочках. Родиться поэтом – это великая драма, но и счастье, которому мало равных. Остальному человечеству в пору позавидовать, что они не могут принять на себя ту волну, которую встречает поэт, чтобы, говоря словами Гумилева «заглянуть в глаза чудовищ И погибнуть славной смертью, Страшной смертью скрипача».

люди,которые умеют сочинять стихи,как у вас это получается?

считаете ли вы что у вас какой то врожденный особый дар? или вы его приобрели? как? читали ли вы много книжек,чтобы знать много слов для составления стихов? составляются ли у вас рифмы за один момент,либо это дело требует длительного времени?

Я писала, когда была подростком. Очень много и всегда по-разному. Иногда не успевала записывать на бумагу, так сильно творчество пёрло, иногда думала часами над одной строчкой. Сейчас не пишу. Жалко.

Я с детства стихи сочиняла, когда даже еще читать не умела. Потом читала очень много. Сейчас без труда могу сочинить посредственное стихотворение за несколько минут, где нужна только рифма.. Были у меня и более серьезные стихи, только я стеснялась читать их другим. А, может, надо опять попытаться сочинить что-то стоящее.

У меня это с детства,как только научилась читать и писать.Иногда сидела и специально сочиняла,иногда стихи сочинялись сами собой и нужно была только их записать.Бывало,что просыпаюсь среди ночи,а в голове созрело несколько четверостиший,вставать лень,так и засыпаешь,а наутро всё забыла.Уже давно этим не занимаюсь,т.к. нет времени и появились другие интересы.Но ничего,мировая поэзия это переживёт!

сначала мысль, потом иногда выбор слов.

Но подгона рифмы обычно нет.

вначале стихи получаются очень плохими. но с практикой становятся лучше и лучше, но все-равно похожи один на другой. а в какой-то момент строчки сами начинают рождаться и уже сам не понимаешь. разве я мог такое написать(сочинить)

Я пишу только когда есть душевный порыв, когда сильные чувства переполняют. Начала в 14 лет, был период где-то пол года писала много. Потом долго не было никакого желания писать, далее в 29 лет подруге оду написала на 30ти летие, потом уже со 2ым мужем сильные чувства, переживания были – писала первый год много. Просто как канал открывается откуда-то и слова сами на бумагу ложаться. а потом все. видимо действительно от души когда идет.

Читать еще:  Какие стихи цветаевой о любви показывают глубину этого чувства

у меня тоже это началось в подростковом возрасте))

Странный какой-то вопрос. всегда думала, что писать стихи это элементарное умение, я скорее не представляю как можно не уметь этого. Имею в виду простые обычные стихи, а не гениальные. Интересно что Автор имела в виду. стихи гениев?сомневаюсь что на форуме гениальные поэты сидят и ответят на вопрос. А обычные стихи типа розы-морозы, “я его любила и любовь хранила” любой напишет 10 штук за 5 минут. Или Вы не умеете такие стихи писать автор?не верю,любой умеет.

Даже такие – не любой.)

Ну не знаю. я даже ни разу в жизни не встречала человека,который бы не писал стихи. Со временем случайно выяснялось, что абсолютно все знакомые хоть раз в жизни стихи писали:кто-то в детстве, кто-то в подростковом возрасте,кто-то во взрослом и пишет до сих пор. Поэтому не считаю это особыми способностями и уж тем более даром. Автор спрашивает требуется ли длительное время чтобы написать стих. а я даже не понимаю чего там писать-то?))села да написала,зачем какое-то время. Или у нас разное понимание того что такое “длительное время”? Я тоже стихи иногда пишу, в основном за 5-15 минут,изредка полчаса. Ну если при этом по 100 раз отвлекаться на другую ерунду,то могу час писать. В основном сначала либо в голове есть общая идея о чем стих, либо одна конкретная строчка,по которой уже пишу остальное. Но у меня нет никакого таланта,так. ерунда для себя. Я даже выкладывала на одном сайте,так за много лет у меня всего лишь около полторы тысячи отзывов, в то время как я вижу что у действительно талантливых сотни тысяч отзывов за более короткое время.

Так что,Автор, я считаю что сам факт написать стих могут абсолютно все и не верю что Вы не можете. А вот написать талантливо – это да, 1 из 100 способен наверно

Как писать стихи. Возможно ли научиться писать стихи?

Как писать стихи, возможно ли развить свой поэтический дар и каким образом это сделать, существуют ли законы стихосложения или надо “писать под диктовку небес”. Мы продолжаем рубрику “В помощь начинающему автору”. В прошлых статьях мы больше говорили о прозе и о писательстве в целом. Мы говорили о значимости словарей и пополнении словарного запаса (см. тут), говорили о природе писательства (см. тут), даже ставили вопрос на обсуждения: “какие 3 составляющие необходимы писателю для достижения успеха” (см. здесь). Сейчас же пришло время поговорить о вершине литературы – о её величестве поэзии… Ирина Смирнова, наш постоянный автор рубрики, продолжает рассказывать о тонкостях поэтического мастерства… И всё-таки как научиться писать стихи.

Как научиться писать стихи

Стихотворение должно состоять из строк,

каждая из которых — стихотворение.
Ралф Уолдо Эмерсон

Там, где рождается стихотворение.
В течение десяти лет написания стихотворений, я была твёрдо убеждена, что есть только вдохновение. Муза и перо – это единственное, что я признавала, отказываясь перечитывать свои произведения и вносить поправки. Стихи лились из меня, как поток света. Я ими дышала, я ими жила, я ими мыслила. Но вот теперь, перечитывая около тысячи (если не больше) маленьких рифмованных композиций, я начала понимать, что над ними ещё придётся очень долго и усиленно трудиться.

Искусство оттачивать слово – это не только нужно, но и крайне интересно. Как выбрать из веера разнообразных слов то, что надо? Как довести одну строку до совершенства, чтобы она оставалась в душе и влекла за собой? Как передать свои чувства и достучаться даже до самого глухого читателя? Собственно, с этих простых вопросов и начался долгий путь в литературу.

Ритм и рифм. Или как писать стихи в рифму

Пожалуй, эти двое явно могут обречь на неудачу даже самое лучшее и пронзительное творение. Стихотворение – это песнь души, это естественный поток слов. Но если читателю приходится постоянно спотыкаться о неровности, то он перестанет следовать вашей мысли. Он начнёт озираться по сторонам и ожидать очередного бугорка, чтобы вовремя отступить.

Для того, чтобы этого не произошло, стоит иметь элементарное представление о системе стихосложения. Подробнее об этом мы говорим в других статьях. Вспомним лишь то, что самая подходящая система для нашего с вами языка – это силлабо-тоническая, которая держится на фиксированном чередовании ударных и безударных слогов. Такие чередования возможны в пяти различных вариациях. Отсюда и названия:

  • хорей (ударный/безударный)
  • ямб (безударный/ударный)
  • дактиль (ударный/два безударных)
  • амфибрахий (безударный/ударный/безударный)
  • анапест (два безударных/ударный).

Бывают, конечно, различные нарушения, когда проскальзывают два ударных слога подряд (спондей) или два безударных (пиррихий). Чаще всего нарушение ритма объясняется особым авторским желанием подчеркнуть волнение, тревогу и другие сильные чувства лирического героя. Но не стоит прикрывать этими благородными целями собственное невежество. Когда мы имеем дело с текстом, в котором строки напоминают разбежавшихся утят, мы мгновенно разочаровываемся в авторе и уже не хотим продолжать с ним беседу.

Лирика – это гармония. Плавное и осмысленное сочетание слов, их безмятежное течение. Строки должны переливаться одна в другую, достигая самых высших сфер бытия.

К сожалению, безответственность молодых авторов распространяется и на подборку рифм. Кажется, что если ты зарифмовал слова «когда-никогда», то уже достиг высшей точки своего таланта. Увы, нет ничего печальнее убогих и неумело подобранных рифм. Конечно, рифмы тоже имеют свои разновидности и способы чередования, но сейчас хочется сказать о другом. Рифма – это то, на чём порой держится всё стихотворение.

Это те ключевые слова, которые наиболее запоминаются читателю. Вы можете подобрать самые искусные метафоры, самые неожиданные оксюмороны и самые восхитительные сравнения, но стоит вам повторить в рифме или сделать малейшую оплошность в её звучании – всё. Стихотворение испорчено, оно больше не будет переливаться всеми цветами радуги и манить волшебным звучанием. Оно потеряет свой голос и мгновенно станет тяжёлым и неуклюжим.

Конечно, речь идёт ещё о талантливых читателях. О тех, которые способны оценить красоту слога и стиля, которым не чужда сфера прекрасного. Быть читателем – это тоже талант, как не странно, ведь вся литература построена на сотрудничестве тех, кто пишет и кто читает.

Поэт же должен пробудить самые светлые ноты своего невидимого друга. Он должен так натянуть струны стихотворения, так ими перебирать, чтобы у читателя не осталось другого выбора, как поддаться общему очарованию. Замечали ли вы, что некоторые стихи хочется неоднократно перечитывать, запоминать, иллюстрировать? Замечали ли вы, что звучание строк иной раз напоминает музыку, которая исходит изнутри слов? Не в этом ли высшее таинство поэзии?

Художественные средства. Или как правильно писать стихи

И вот мы подошли к тому, что именуют тропами. Да, средства художественной выразительности – это действительно тропы возвышенного мира, по которым гуляют наши уставшие от суеты души.

Пусть на небе светит луна. Вы захотели об этом написать. Но как привлечь читателя к тому, что он и без вас видит почти каждый вечер и каждую ночь? Давайте попробуем подобрать такие неожиданные ассоциации, которые подогреют воображение и заставят посмотреть на всё иначе. Например: «Золотом дышит луна на чёрном пергаменте неба». Красиво? Хотите что-то более агрессивное и современное? Пусть будет так: «Луна на небе кальяном дымится». Впечатляет? А можно продолжить эксперимент: «Крохотной капелькой лунного вина пролилась на небо медная луна».

Пусть каждый подберёт ту метафору, которая выразит его личные чувства. Главное, чтоб это было неожиданно и интересно. Пытайтесь отступать от банальности. Банальность хороша в технической стороне: соблюдение языковых норм, правил орфографии и пунктуации… Но когда дело доходит до образов, то вся власть в ваших руках. Никаких ограничений! Однако не переусердствуйте. Любое художественное средство должно быть на своём месте.

Ваша задача не только – удивить и покорить уникальностью образов, но и придать им всем глубокий внутренний смысл. Задайте себе несколько вопросов: «Что я хочу этим сказать? Чего я хочу достичь? Могу ли я себе объяснить, что такое «зелёное небо» или «кислое облако»?

Ясность и прозрачность

Из последнего следует ещё один фактор, о котором не надо забывать. Стихотворение должно быть понятным. Оно может иметь тысячу намёков, десятки иносказаний, но читатель, пусть и не сразу, обязательно должен вас понять. Ведь понять – это значит и запомнить. Разве вы не этого хотите? Крик души – это хорошо, но тогда не претендуйте на звание народного любимца и не спрашивайте, почему вдруг вы не победили в каком-нибудь конкурсе, где вы должны были непременно победить! Вы можете ежедневно называть себя лучшим и мечтать о признании, но ваши стихи явно другого мнения об этом.

Один русский поэт Спиридон Дрожжин рассказывал о том, что все написанные стихи сначала читал своей неграмотной жене. Если она понимала, значит, – хорошо. Если нет, значит, надо было что-то дорабатывать, подбирать другие способы выражения мысли. Безусловно, не стоит ориентироваться на крайне невежественного читателя, который не понимает даже собственных мыслей. Однако не стоит замахиваться исключительно на тех, кто способен открыть все двери разума. Стихотворение должно быть уникально и становиться близко абсолютно всем (не в эмоциональном или содержательном плане, а точки зрения восприятия). Пусть одни почувствуют или увидят больше, чем другие. Пусть кого-то зацепит всё стихотворение, а кого-то – лишь одна строка. Все мы разные. И нравится нам разное. Но вот если из всех ваших читателей не находится ни один, кто смог бы проникнуть в ваш глубинный смысл, значит, проблема в вас, а не в том, кто сидит по обратную сторону книги. Задумайтесь об этом.

Подражание или новаторство?

Есть и ещё одна крайность: бегство к большинству. Попытка угодить всем. Особенно молодым и современным людям, которые и являются большей частью активной публики. Однако стихотворение, хоть и должно отражать время, не должно уродоваться молодёжным сленгом, русифицированными версиями зарубежных словечек и прочей мишурой, которая превращает искусство в мусорную яму. Быть современным – это не значит деградировать со всеми. Это значит, иметь представление о культуре настоящего времени и использовать только лучшие её достижения.

Наши дети никогда не выучат русский язык, если мы будем писать для них исключительно напыщенные тексты с постоянными сокращениями и лишённые всяких моральных устоев. Есть простая цепочка: стихотворение – искусство – красота – вечность. Никто не предлагает использовать архаизмы и историзмы, а также соблюдать традиции стихосложения XVIII века. Но всегда остаётся та золотая середина, которая не позволит современной поэзии оторваться от своего прошлого, нарушив этим связь преемственности.

Быть новатором – это не значит полностью отвергать опыт предыдущих поколений. Быть новатором – это опираться на бесценный клад прошлого, приумножая его новыми достижениями. Как-то так, друзья мои.

Самоучитель, шпаргалки, книги, методические пособия и др. ДЛЯ тех, кто пишет стихи.

С ББДП (большая библиотека ДЛЯ писателей (поэтов и прозаиков)). Полный обучающий писательскому мастерству контент, с пожизненным обновлением:

Неологизм или ошибка?

Говорят, что все свои промахи и неудачно можно вполне грамотно объяснить другим и остаться правым. Представьте, что вы употребили «наисильнее всех», но когда вам указали на явную грамматическую ошибку, вы не опустили руки и не пошли исправлять недочёт. Напротив, вы попытались доказать, что нарушили законы русского языка для того, чтобы усилить впечатление. Использовали гиперболу, так сказать.

Так же обстоит дело с неологизмами. Люди сначала придумывают непонятные слова, а потом обвиняют других в несообразительности. Конечно, стать автором нового в языке слова – это крайне радужная перспектива, но к этому ещё надо прийти. Ради этого стоит ещё постараться. Если же вам явно не хватает слова, то отложите стихотворение. Вы обязательно найдёте необходимую лексическую единицу. Со временем. Если вы заглянете в словарь русского языка, то увидите, как много вы ещё не знаете. Велосипед уже изобретён. Давайте же тратить время и силы на другое. Например, на отшлифовку собственного мастерства.

Будем же честными с собой и забудем про щит из нелепых объяснений. Авторство не является надёжным объяснением грубых ошибок. Когда вы садитесь за перо (ручку или ноутбук), вы берёте на себя огромную ответственность. Вы не только выражаете самого себя, но и выражаете своё время, своё окружение. Вы не только излагаете свои мысли и чувства, но и становитесь хранителем многовековой мудрости, культурных знаний. Невозможно быть поэтом наполовину. Невозможно думать о смысле, забывая о материальной оболочке. Помните, Достоевский говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно? Так и здесь… Так давайте не кабы как писать стихи. В крохотном литературном произведении должно быть безупречно всё, и только в этом случае оно станет достойным проявлением вашего таланта.

Друзья, писать стихи – это одно, а стать поэтом… Впрочем, читайте в этой статье…

Успехов вам, друзья!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: