0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маленькие стихи как называются

Занятие 33. Виды стиха

БЕЛЫЙ СТИХ — стих без рифм. Чаще всего белый стих встречается в народных сказаниях, былинах, сказках, отличающихся большой напевностью, лиричностью и выразительностью.

Высоко стоит
Солнце на небе,
Горячо печёт
Землю-матушку.
А. Кольцов

Белые стихи, в отличие от безрифменных, — это сознательное отступление от правил стихосложения, своеобразный художественный приём. На слух белый стих более приятен, чем верлибр. Метрическая организация остаётся неизменной — при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них.
Можно привести ещё один пример белого стиха: Это небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

Наступило красно утро
В середине где-то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идет.
Он ходил в далеки страны,
Повидал немало дива.

БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ — зародился в античные времена. Безрифменным стихом писали Овидий, Гораций, Вергилий и другие поэты древности. Этот вид стиха можно назвать далёким предком белого стиха.

Нет, не завидую я, скорей удивляюсь; такая
Смута повсюду в полях. Вот и сам увожу я в печали
Коз моих вдаль, и одна еле-еле бредёт уже, Титир.

ВЕРЛИБР — свободный стих. Нерифмованные стихи без метра. Они разделены на стихотворные строки, не обладающие признаками соразмерности.

. Оказалось, что большой пёстрый кот
С трудом лепится на краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
А. Блок

В верлибре нет никаких правил, абсолютно никаких. Не нужно соблюдать метра, рифмовать. Почему же в данном случае верлибр относится к поэзии? Потому что верлибр — это текст, максимально изобилующий декоративной поэтической техникой. Тут работает аксиома: чем дальше автор в стихотворении отступает от метра, тем больше декоративных техник должно быть применено. Иного не дано. Разбирать верлибр с точки зрения строения скелета занятие абсолютно пустое.

Я думаю о том
что возможно существует язык
в котором эта цепочка следов
и есть вторая половина
моей истории.

ВОЛЬНЫЙ стих — сочетание стихов с различным количеством стоп в них. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи — его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. . Чтобы уйти от этого поэты иногда прибегают к такому виду стихосложения, как вольный стих. Виды такого стиха определяются в зависимости от вида стоп. Например, ямб с различным числом стоп называют стихом. Образец такого ямба мы видим у Крылова:

Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся.
Другая вскачь несётся.

У вольного стиха имеется одна особенная разновидность — стих смешанный, который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:
Давно в любви отрады мало:
Без отзыва вздохи, без радости слезы;
Что было сладко — горько стало,
Осыпались розы, рассеялись грезы.

В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй — трехсложный, то общее количество стоп разнится.

ХОЛОСТЫЕ СТИХИ — стихи, в которых кроме зарифмованных строк, есть и не зарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Схема рифмовки холостых стихов может быть различной АВСВ, АВАС, ААВА и т.п. Этот вид стихосложения пришел в Россию из немецкой поэзии (холостой рифмовкой часто пользовался Г.Гейне). С начала девятнадцатого столетия холостые стихи стали обычными в русской литературе.

Месяц тянется любовь —
И ещё ни поцелуя!
Сохнут жаркие уста,
В одиночестве тоскуя.
Г. Гейне

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — небольшое нерифмованное эмоционально насыщенное лирическое произведение отличающееся мелодичностью и напевностью. Примером такого произведения может служить «Песня о соколе» М.Горького.

«Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Стихи в прозе являются как бы промежуточной художественной формой между свободным стихом и прозой . Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такой вид стихосложения встречается редко, но поэтам забывать его не стоит.

У М. Ю. Лермонтова есть прекрасные строки:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею. «

МОНОРИМ — стих, построенный на одной рифме. В Европе и России применяется редко. Распространён в странах Ближнего и Среднего Востока. Рубаи Омара Хайяма также могут быть отнесены к монориму.

Куда уйти от пламенных страстей,
Что причиняет боль душе твоей?
Когда б узнал, что этих мук источник
У той в руках, что всех тебе милей.
Омар Хайям.

Разновидности монорима: газель, фард и др. Пример фарда:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
Саади

Пример старинного европейского монорима:

Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина.
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?

АЛФАВИТНЫЙ СТИХ — стих, ведущий своё начало от Азбучной молитвы, написанной в Х веке. В этом стихе каждый стих или строфа (часто двустишие) начинаются с одной буквы.

Азь словом сим молюся Богу
Боже всея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнёть в сердце ми слово
Еже будеть на успехъ вьсемъ.

Сочетание стихов, написанных разными стопами (и количество их также меняется в стихах) образует СВОБОДНЫЙ СИЛЛАБО — ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ. Например, в «Русалке» М.Ю.Лермонтова:

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.

Однако такой стих в литературе явление не очень распространенное.
Кроме вышеперечисленных видов стиха, часто применяемых в русской литературе существуют так называемые экспериментальные (или экзотические) стихи, построенные на нетрадиционном построении строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам относятся: акростихи, панторим, реверс, бесконечный стих, буриме, шарада и др.

АКРОСТИХ — стих, первые буквы всех строк которого образуют слово. Это достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать ему новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки.
Примером акростиха могут служить следующие отрывки:

Храня покой Отчизны милой
Родных селений, тучных нив,
У рубежей страны любимой
Щитом надёжным мы стоим.
Ей нашу молодость и силу
Всегда готовы мы отдать.

(Стихотворный памфлет, написанный в 70-ых годах прошлого века)
или:

Лазурный день
Угас, угас.
Ночная тень
Ах! Скрыла нас.

Известны еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это — мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы).

ПАНТОРИМ — стих, в котором рифмуются все слова. В чистом виде встречается редко.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
В.Брюсов

БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ — стихи с кольцевой рифмой, в котором конец переходит в начало. Примером может служить всем известное стихотворение:

У попа была собака
Он ее любил,
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
И на камне написал:
— У попа была собака. и т.д.

БУРИМЕ — сочинение стихов на заранее заданные рифмы. Как стихотворная форма буриме зародилось во Франции в первой половине семнадцатого века. В ХV11-ХV111 веках эта игра была модной в великосветских салонах многих стран Европы. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди любителей поэзии.

ШАРАДА — стихотворение — загадка, иносказательно описывающая то или иное явление.
Начало слова — зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)

короткое стихотворение

Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2011 .

  • короткое стекловолокно
  • короткое текстовое сообщение, посылаемое с помощью мобильного телефона

Смотреть что такое «короткое стихотворение» в других словарях:

стихотворение — я; ср. Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Читать с. Стихотворения А. Блока. Написать с. Неопубликованные стихотворения. С. в прозе (короткое поэтическое произведение повышенной эмоциональности, написанное … Энциклопедический словарь

стихотворение — я; ср. см. тж. стихотвореньице Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Читать стихотворе/ние. Стихотворения А. Блока. Написать стихотворе/ние. Неопубликованные стихотворения … Словарь многих выражений

Кузнечик (стихотворение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кузнечик (значения). Кузнечик Кузнечикъ Жанр: стихотворение Автор: Велимир Хлебников Язык оригинала: русский … Википедия

Читать еще:  Анализ стиха почему мы исчезаем

Будет ласковый дождь (стихотворение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Будет ласковый дождь (значения). Будет ласковый дождь There Will Come Soft Rains Жанр: стихотворение Автор: Сара Тисдэйл (более распространённая транскрипция фамилии Тисдейл) … Википедия

МАДРИГАЛ — (фр. madrigal, от греч. mandra стадо, потому что прежде мадригал был пастушечья песня). Небольшое любовно шуточное стихотворение, состоит обыкновенно из трех рифмованных куплетов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

ЭПИГРАММА — (греч. надпись, от epi над и grapho пишу). 1) у древних греков надписи на памятниках и краткие остроумные стихотворения. 2) у римлян и в наше время, стихотворения сатирического и насмешливого содержания. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

эпиграмма — (греч. epigramma – надпись), 1) жанр античной антологической лирики; короткое стихотворение, написанное элегическим дистихом. Античные образцы разнообразны по стилю, тематике и функциям (любовные послания, эпитафии, и т. д.). Вершина развития… … Литературная энциклопедия

Танка — (иначе: мидзикаута «короткая песня») основная форма японской феодальной лирической поэзии, принадлежавшая к так наз. «вака» (песни Ямато древнее название японцев). Истоки Т. в народных предаиях и устной поэзии эпохи родового строя. В дальнейшем Т … Литературная энциклопедия

Япония — I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кузнецов, Юрий Поликарпович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кузнецов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Кузнецов, Юрий. Юрий Кузнецов Дат … Википедия

Япония* — Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

  • Text Link

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

  • Ваня — хорей:
    «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
    В
    аня-Ваня-Ваня-Ваня
  • Иван — ямб:
    «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
    Ив
    ан-Иван-Иван-Иван
  • Ванечка — дактиль:
    «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
    В
    анечка-Ванечка-Ванечка
  • Ванюша — амфибрахий:
    «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
    Ван
    юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
  • Иоанн — анапест:
    «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
    Ио
    анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Читать еще:  Ну где ты стихи

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Проверим себя стр. 68 — 70

1. Какие произведения С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова ты читал раньше? Назови их. Перескажи самое любимое.

В этом разделе собраны самые известные произведения этих писателей.

Из них: Путаница, Кот и лодыри С. Маршака; Мой секрет и Сила воли С. Михалкова; Верёвочка и В школу А. Барто; и многие другие.

Но одно произведение, которое понравилось мне больше остальных.

Оно одновременно и смешное, и интересное.

Там описываются события одного весёлого случая, который произошёл с ребятами и котом.

Дело было утром, дети раскрашивали картинки, а кот игрался рядом.

Вдруг он прыгнул за мухой и зацепил шляпу, которая лежала на краю стола.

Шляпа упала прямо на кота, и закрыла его.

Но испуганный кот начал бегать по комнате, а со стороны эта шляпа казалась живой.

Мальчишки не на шутку и пугались, и начали кидаться в неё картошкой.

При попадании бедный кот мяукнул и выдал себя.

Все поняли, что это он двигал шляпу, а не она сама.

2. Как ты думаешь, почему произведения этих писателей объединены в один раздел? Что сближает этих авторов?

Выбери ответ:

— пишут интересно, весело;

— ругают детей;

— радуются хорошим детским поступкам, помогают избавиться от недостатков;

— показывают плохих детей (подшучивают над плохими детьми);

— учат добру.

Во всех этих рассказах присутствует весёлое настроение.

Это можно объяснить тем, что во всех них участвуют дети.

А они всегда попадают в смешные ситуации.

Авторы учат на примере них, как надо поступать в той или иной ситуации.

Когда проблема разрешается, и автор, и герои, и читатели радуются.

Герои избавляются от своих недостатков через жизненные уроки.

А читатель может посмотреть на эту ситуацию со стороны, и понять как следует себя вести.

И если вдруг произойдёт похожая ситуация, будет знать, что делать.

3. Обращаешь ли ты внимание, когда читаешь произведение, на автора и название?

Да, перед самим текстом всегда указывается и название, и автор.

Я всегда смотрю на это, чтобы потом можно было порекомендовать произведение моим друзьям или просто поговорить о нём с кем-то.

Без названия сложно понять, о чём будет рассказ.

И всегда интересно, читая название, предоставлять, о чём будет рассказ и какие события в нём описываются.

А потом сравнивать, угадал ли ты.

И если этого автора я уже читал, можно примерно понять, будет этот рассказ серьёзным или шуточным.

4. Расскажи о своём любимом писателе, перечисли его произведения. Знаешь ли ты других писателей, которые также весело пишут для детей? Подготовь и сделай сообщение в классе.

Сообщение о любимом писателе Николае Носове для 2 класса

Мне очень нравится такой писать, как Н. Носов.

Он написал такие известные произведения: На горке, Живая шляпа, Затейники и другие.

Я знаю ещё писателей, которые пишут с таким же весёлым настроением, как и мой любимый писатель.

Например, А. Барто, К. Чуковский, М. Михалков и многие другие.

Всех этих писателей мы изучаем в школьной программе и учимся на этих сказках.

Мне нравится такие произведения, потому что все недостатки человека автор показывает не с негативной стороны, а с юмором.

И через призму хорошего настроения мы понимаем, что всё это можно и нужно исправлять.

И тогда всё становится лучше.

5. Какие произведения народного фольклора можно поставить в один ряд со стихами К. Чуковского «Радость» и «Небылица»?

Как называются такие маленькие стихи: сказки; потешки; пословицы: поговорки; небылицы?

Такие весёлые произведения, в которых описываются фантастические события, можно назвать небылицами или потешками.

В народном творчестве есть много похожих рассказов.

Главное отличием небылиц в том, что автор придумывает такие события, которых не может быть в реальном мире.

То есть это полностью придумка.

В таких произведениях животные могут разговаривать, делать вещи, которые им несвойственны.

И вокруг них обычно происходят невероятные события.

Такие маленькие сказки могут быть в форме стихотворения или же нет.

6. Какой ты представляешь Федору из стихотворения К. Чуковского? Рассмотри рисунок на странице 19.

Какой момент изобразил художник? Найди и прочитай эти строки.

На иллюстрации мы видим Федору из рассказа «Федорино горе», автор которого К. Чуковский.

В нём описывается бабушка, которая ленилась и не мыла посуду.

В результате посуда обиделась и решила уйти от неё.

Но вовремя Федора поняла, что была неправа и совершала ошибки.

На рисунке она выглядит очень расстроенной, потому что в этот момент от неё уходит вся обиженная посуда.

В итоге она извинилась и пообещала, что такого больше не повторится.

7. Обсудите с другом. В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям?

В рассказе Федорино горе вся посуда умеет разговаривать и мыслить.

Она обижается и решает уйти от такой плохой хозяйки.

Но потом меняет своё решение на противоположное, потому что ей становится жалко бабушку.

Автор наделяет предметы человеческими качествами для того, чтобы читатель смог лучше понять чувства и ситуацию.

Ведь если бы он просто сказал, что нужно мыть посуду, то это неинтересно и не запоминающееся.

А вот история, когда вся посуда сбежала, надолго запомнится и будет уроком.

8. На самом ли деле шляпа из рассказа Н. Носова была живая? Что хотел сказать автор читателям этим названием?

Когда дети попали в шляпу картошкой, котёнок мяукнул и секрет был раскрыт.

На самом деле это всё он внутри двигался.

А из-за того, что котёнок маленький, и лапы, и хвост спрятались под шляпой.

Этим весёлым рассказом автор показывает, что некоторые вещи не такие, какими кажутся на первый взгляд.

То есть всегда нужно думать и советоваться, по поводу спорной ситуации.

А также необязательно придумывать небылицы, когда не можешь объяснить ситуацию.

Лучше попытаться найти логическое объяснение этому.

9. Весёлые или грустные рассказы написал Н. Носов? Нравятся ли вам герои произведения. Обсудите с другом.

Задайте в классе вопросы по содержанию рассказов.

Это больше юмористический писатель, рассказы которого поднимают настроение и веселят.

Это один из моих любимых писателей.

Я прочитал очень много его рассказов.

Можно задать вопросы по рассказу «Живая шляпа».

Например, как ребята отреагировали на шляпу, которая движется.

Или по произведению Затейники.

Был ли на самом деле волк и кто схватил Петю?

Можно придумать много вопросов, на которые смогут ответить только самые внимательные читатели.

И только те, кто понял главную мысль, которую хотели донести автор.

10. Какое настроение вызывают у тебя стихи А. Барто? Кому они посвящены?

Из каких стихов видно, что поэт любит детей?

Стихотворения этого поэта всегда вызывают только положительные эмоции.

Они отличаются своей добротой и светлой радостью.

Когда читаешь их, всегда улыбаешься или же смеёшься.

А в конце обязательно находишь ту главную мысль и понимает, как бы ты поступил в этой ситуации.

Я часто рекомендую стихов А. Барто моим друзьям и знакомым. И всем тоже нравится.

Читать еще:  Стихи где тебя искать

11. Расскажи, чем интересны произведения С. Михалкова. Назови своё самое любимое стихотворение.

Все они очень хорошие и добрые.

В них он акцентирует внимание, на детство и позитив, учит оставаться детьми и любить животных.

Но при этом, знакомит читателя с тем, что же такое сила воли.

Из одноимённого произведения мы узнаём, что её можно и нужно развивать.

В стихотворении мальчик боится спать в темноте, но пытается заснуть без света.

Тем самым он борется со своими страхами и становится лучше.

Это поучительная история, ведь подобные случаи наверняка были у каждого.

12. Вспомни названия произведений.

1) А что у вас? С. Михалкова;

2) Рассеянный с улицы Бассейновой С. Маршак;

Контрольная работа по разделу «Писатели — детям» 2 класс УМК «Школа России»

«Литературное чтение» 2 класс УМК «Школа России»

Пояснительная записка

Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по литературному чтению для начальной школы. Структура материала соответствует структуре аналогичных ЕГЭ, что позволит начать подготовку к таким заданиям уже со 2 класса.

Данная работа позволяет:

быстро проверить усвоение материала у большинства количества учащихся;

объективно оценить результаты работы;

повторить пройденный материал;

углубить и систематизировать знания учащихся.

На выполнение работы отводится весь урок (в зависимости от уровня подготовленности класса).

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» — если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» — если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» — если работа не содержит ошибок.

Задания 1- 6 следует оценивать 1 баллом, задания 7-8 – 2 баллами.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «Писатели – детям»

1.Кто из поэтов является автором цикла «Игрушки»?

2.Почему мальчики не заметили, как шляпа накрыла котёнка?

1) Они читали книгу.

2) Они раскрашивали картинки.

3) Они смотрели мультфильмы.

4) Они играли в шашки.

3.Какую ошибку совершил Котька?

1) Ещё раз залил горку водой.

3) Посыпал горку песком.

4) Испортил горку коньками.

4.Вспомни стихи К. Чуковского «Радость» и «Путаница». Как называются такие маленькие стихи в устном народном творчестве?

5.В произведениях, какого писателя есть герои: астроном Стекляшкин, Гунька, Мишка с его злополучной кашей, всё вылезающей и вылезающей из кастрюли?

6.Из какого произведения взяты строки?

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом.

4) «Приключения Незнайки»

7.Прочитай загадку К. Чуковского, выбери отгадку.

Красивые двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю.

2) глаза и ресницы

8.Прочитай загадку С. Маршака, выбери отгадку.

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожи мы, как братья,

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «Писатели – детям»

1.Кто из писателей является автором книги «От двух до пяти»?

2.Почему мальчики не стали больше играть в «три поросёнка»?

1) Они долго играли, и им надоело.

2) Пришла мама и стали их ругать.

3) Они боялись, что кто-нибудь опять схватит за ногу.

4) Игра была скучная.

3.Почему Котька посыпал горку песком?

1) Никак на горку не мог взобраться.

2) Решил навредить.

3) Чтобы никто не мог кататься с неё.

4) Чтобы никто больше не падал.

4.Какое из произведений К. Чуковского можно назвать небылицей?

2) «Краденое солнце»

4) «Федорино горе»

5.Почему произведения писателей К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и Н. Носова объединены в один раздел?

3) Помогают избавиться от недостатков, изображая их в смешном, комичном виде.

4) Радуются хорошим детским поступкам.

6.Из какого произведения взяты строки?

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

4) «Приключения Незнайки»

7.Прочитай загадку К. Чуковского, выбери отгадку.

Хожу-брожу не по лесам

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

3) сапожная щётка

8.Прочитай загадку С. Маршака и выбери отгадку.

В Полотняной стране

По реке Простыне

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

ОТВЕТЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «Писатели – детям»

1.Кто из поэтов является автором цикла «Игрушки»?

2.Почему мальчики не заметили, как шляпа накрыла котёнка?

1) Они читали книгу.

2) Они раскрашивали картинки.

3) Они смотрели мультфильмы.

4) Они играли в шашки.

3.Какую ошибку совершил Котька?

1) Ещё раз залил горку водой.

3) Посыпал горку песком.

4) Испортил горку коньками.

4.Вспомни стихи К. Чуковского «Радость» и «Путаница». Как называются такие маленькие стихи в устном народном творчестве?

5.В произведениях, какого писателя есть герои: астроном Стекляшкин, Гунька, Мишка с его злополучной кашей, всё вылезающей и вылезающей из кастрюли?

6.Из какого произведения взяты строки?

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом.

4) «Приключения Незнайки»

7.Прочитай загадку К. Чуковского, выбери отгадку.

Красивые двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю.

2) глаза и ресницы

8.Прочитай загадку С. Маршака, выбери отгадку.

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожи мы, как братья,

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

1.Кто из писателей является автором книги «От двух до пяти»?

2.Почему мальчики не стали больше играть в «три поросёнка»?

1) Они долго играли, и им надоело.

2) Пришла мама и стали их ругать.

3) Они боялись, что кто-нибудь опять схватит за ногу.

4) Игра была скучная.

3.Почему Котька посыпал горку песком?

1) Никак на горку не мог взобраться.

2) Решил навредить.

3) Чтобы никто не мог кататься с неё.

4) Чтобы никто больше не падал.

4.Какое из произведений К. Чуковского можно назвать небылицей?

2) «Краденое солнце»

4) «Федорино горе»

5.Почему произведения писателей К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и Н. Носова объединены в один раздел?

3) Помогают избавиться от недостатков, изображая их в смешном, комичном виде.

4) Радуются хорошим детским поступкам.

6.Из какого произведения взяты строки?

Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

4) «Приключения Незнайки»

7.Прочитай загадку К. Чуковского, выбери отгадку.

Хожу-брожу не по лесам

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

3) сапожная щётка

8.Проочитай загадку С. Маршака и выбери отгадку.

В Полотняной стране

По реке Простыне

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

«Литературное чтение» 2 класс УМК «Школа России»

Пояснительная записка

Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по литературному чтению для начальной школы. Структура материала соответствует структуре аналогичных ЕГЭ, что позволит начать подготовку к таким заданиям уже со 2 класса.

Данная работа позволяет:

  • быстро проверить усвоение материала у большинства количества учащихся;
  • объективно оценить результаты работы;
  • повторить пройденный материал;
  • углубить и систематизировать знания учащихся.

На выполнение работы отводится весь урок (в зависимости от уровня подготовленности класса).

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» — если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» — если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» — если работа не содержит ошибок.

Задания 1- 6 следует оценивать 1 баллом, задания 7-8 – 2 баллами.

  • Хоролова Аша МагомедовнаНаписать 14055 10.02.2020

Номер материала: ДБ-987805

  • Литературное чтение
  • 2 класс
  • Тесты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    10.02.2020 121
    09.02.2020 68
    09.02.2020 55
    09.02.2020 51
    09.02.2020 150
    09.02.2020 34
    09.02.2020 58
    08.02.2020 47

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector