0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На какие стихи пушкина поэт указывает гражданину

Поэт и Гражданин

Осенью 1856-го года вышло первое издание книги «Стихотворения Н. Некрасова». В самом начале книги было помещено стихотворение «Поэт и Гражданин», которое до той поры не появлялось в печати. Н.А. Некрасов придавал этому стихотворению особое значение, поэтому оно было напечатано в виде предисловия к книге – более крупным шрифтом, чем остальные стихи. Стихотворение «Поэт и Гражданин» стало своеобразным литературным манифестом, программой действия для той части русской интеллигенции, которую принято называть революционными демократами. Зрелый, умудрённый жизненным опытом поэт Н.А. Некрасов поэтическими методами бросает вызов принципам так называемого «чистого искусства», хотя в острой полемике идейные противники Н.А. Некрасова и революционные демократы не брезгуют использовать авторитет самого А.С. Пушкина.

Стихотворение «Поэт и Гражданин» по объёму приближается к поэме, а по форме – к небольшой одноактовой пьесе с двумя героями. Один из них – Поэт, переживающий духовный и творческий кризис. Другой – Гражданин, олицетворяющий собою носителя высокой гражданственности, человека глубоко и болезненно переживающего за судьбу Родины и Народа, стремящегося разбудить в душе Поэта чувство гражданской ответственности. Стихотворение «Поэт и Гражданин» построено в форме диалога двух литературных героев – Поэта и Гражданина. Начинается стихотворение с того, что в обитель поэта входит Гражданин. И что же он видит? Поэт «лежит – и ничего не пишет. хандрит и еле дышит». Налицо типичный творческий кризис. Гражданин возмущён поведением поэта: «Хорош портрет! Ни благородства, ни красоты в нём нет, поверь, А просто пошлое юродство. Лежать умеет дикий зверь. »

Возмущению Гражданина нет предела: он не только стыдит Поэта, но и страстно призывает его не быть сторонним наблюдателем жизни, но активно участвовать в ней своим творчеством: «Проснись: громи пороки смело. » Однако и Поэт не сдаётся, он даже призывает себе на помощь авторитет великого Пушкина и цитирует его стихотворение, а точнее предоставляет эту возможность Гражданину. Поэт и Гражданин одинаково оценивают творчество Пушкина, но выводы делают разные. Если для Поэта это оправдание собственной пассивности («Так я, по-твоему, великий, Повыше Пушкина Поэт?»), то для активной жизненной позиции Гражданина не является препятствием:

«Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Ещё стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать. »

Наступило грозное время, и общество, которое гражданин отождествляет с кораблём, плывущим в открытом море. В стихотворении этого нет, и не может быть, но мы-то знаем кое-что об истории России того периода: страна стояла на пороге крутых перемен и ей предстоял выбор революционными переменами снизу и реформами сверху. Гражданин критически оценивает современное ему общество и своих современников, сри которых он видит очень мало патриотов:

«Наперечёт сердца благие,
Которым Родина свята.
Бог помочь им. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни – стяжатели и воры,
Другие – сладкие певцы,
А третьи. третьи – мудрецы:
Их назначенье – разговоры».

Мудрецами Гражданин называет малодушных трусов, которые бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждём: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»

Мало быть безвредным, нужно быть полезным для общества, для Родины. И здесь Гражданин произносит пламенный призыв, выражающий основную идею стихотворения:

«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны
За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно,
Умрёшь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь. »

Как бы мы ни старались, но всё равно лучше Некрасова не напишешь, а можно было бы продолжить цитирование из стихотворения, в котором многие строки приобретают значение афоризмов:

А ты, поэт! Избранник неба
Глашатай истин вековых,
Не верь, что неимущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!»

Искусство, в том числе литература, особенно – поэзия, должно служить делу просвещения и освобождения народа, а поэт должен быть примерным гражданином, отдающим свой литературный поэтический гений на службу Родине. Гражданин всё время атакует, а Поэт изо всех сил защищается, оправдывает себя, свою лень. Свою пассивность, своё нежелание и неумение бороться, свою трусость:

«Учить других – потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой
Не стоим медного гроша».

Читать еще:  Анализ стиха вот какой рассеянный

Поэт не только самоунижается («Куда жалка ты, роль поэта!»), но даже завидует Гражданину:

«Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведёт их к благодарной цели,
И труд его успешен, спор…»

И здесь Гражданин произносит слова, заключающие в себе основную идею стихотворения «Поэт и Гражданин»:

«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын».

Не каждый может быть поэтом, но не каждому дан поэтический дар, но каждый обязан быть гражданином, не сочинителем, не героем, не предводителем, не плантатором и даже не сенатором, отличительная особенность которого заключается в том, что

«Он как свои на теле носит
Все язвы родины своей».

Положение Поэта лучше, чем участь Гражданина: Поэт может уйти от реальной жизни в свой придуманный им же поэтический мир, где царствуют мечты и звуки, но Гражданин не может уйти от реальной жизни, от её вопросов и проблем:

«Блажен болтающий поэт
И жалок гражданин безгласный!»

В этом споре последнее слово принадлежит Поэту, который продолжает оправдываться, хотя и не так твёрдо, но даже во многом соглашается с Гражданином:

«Не мудрено того добить
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить –
В свободном слове есть отрада».

Поэт вспоминает свои молодые годы, когда он был безрассудно смел, но его творчество сочли чёрной клеветой, и в душе Поэта произошёл надлом:

«Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой.
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но. гибнуть, гибнуть и когда?
Мне был двадцать лет тогда!»

Поэт предпочёл жить, он не захотел героической гибели, которую вряд ли оценило общество, но он самокритичен:

«Я горькой правды не скрываю,
И робко голову склоняю
При слове: честный гражданин.
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.

По прочтении стихотворения «Поэт и Гражданин» возникают вопросы. Кого имел в виду Некрасов в лице героев произведения Поэта и Гражданина? Конкретных лиц или обобщённые образы? Проще всего было бы утверждать, что речь идёт об обобщённых образах. Возможно, это и так, но слишком просто. Скорее всего, можно предположить, что Поэт и Гражданин – одно и то же лицо, а именно – Н.А. Некрасов. А их диалог – внутренний спор в душе самого автора, который пытается найти ответы на вечные вопросы о роли поэта и поэзии в жизни общества, о гражданственности поэзии, о патриотизме, о борьбе за правду и за свободу, о необходимости свободы для творчества. Поэтому в споре Поэта и Гражданина нет победителя и нет побеждённого.

П.С. В первоначальном замысле это эссе – второе школьное сочинение по литературе по мотивам не всего творчества великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1878), а только одного стихотворения «Поэт и Гражданин», которое было вымучено мною совместно с моим племянникомшкольником 11-го класса средней школы. В нём внесены минимальные орфографические изменения!

27 марта 2021 г.
© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Читать еще:  Какой образ музы создал своих стихах некрасова

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но

…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Читать еще:  Чему учит стих дядя степа

20 эпиграмм Александра Пушкина

Едкие, смешные, а порою и злые четверостишия о современниках поэта

Остряк, бретер и самый известный русский поэт. Стихотворения Александра Пушкина считаются образцом классической литературы, и с ранних лет читатели заучивают наизусть строки о «гении чистой красоты», «дне чудесном» и «голубке дряхлой», однако лиричность и высокий стиль — не совсем то, что отличает его поэзию от текстов других авторов. Часто Пушкин — хулиган, сатирик и эксцентрик, писавший едкие, а порой злые и не совсем приличные эпиграммы.

Мы выбрали 20 его эпиграмм:

Моя эпитафия

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век.
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.

Пучкова, право, не смешна:
Пером содействует она
Благотворительным газет недельных видам,
Хоть в смех читателям, да в пользу инвалидам.

«Послушайте: я сказку вам начну
Про Игоря и про его жену,
Про Новгород и Царство Золотое,
А может быть про Грозного царя. » —
И, бабушка, затеяла пустое!
Докончи нам «Илью-богатыря».

Всё пленяет нас в Эсфири:
Упоительная речь,
Поступь важная в порфире,
Кудри черные до плеч,
Голос нежный, взор любови,
Набеленная рука,
Размалеванные брови
И огромная нога!

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
грошевой солдат.

Лечись — иль быть тебе Панглосом,
Ты жертва вредной красоты —
И то-то, братец, будешь с носом,
Когда без носа будешь ты.

Иной имел мою Аглаю
За свой мундир и черный ус,
Другой за деньги — понимаю,
Другой за то, что был француз,
Клеон — умом ее стращая,
Дамис — за то, что нежно пел.
Скажи теперь, мой друг Аглая.
За что твой муж тебя имел?

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

На К. Дембровского

Когда смотрюсь я в зеркала,
То вижу, кажется, Эзопа,
Но стань Дембровский у стекла,
Так вдруг покажется там жопа.

(Из антологии)

Лук звенит, стрела трепещет,
И клубясь издох Пифон;
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
Кто ж вступился за Пифона,
Кто разбил твой истукан? Ты, соперник Аполлона, Бельведерский Митрофан.

Там, где древний Кочерговский
Над Ролленем опочил,
Дней новейших Тредьяковский
Колдовал и ворожил:
Дурень, к солнцу став спиною,
Под холодный Вестник свой
Прыскал мертвою водою,
Прыскал ижицу живой.

Не то беда, Авдей Флюгарин,
Что родом ты не русский барин,
Что на Парнасе ты цыган,
Что в свете ты Видок Фиглярин:
Беда, что скучен твой роман.

В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть.

Угрюмых тройка есть певцов —
Шихматов, Шаховской, Шишков,
Уму есть тройка супостатов —
Шишков наш, Шаховской, Шихматов,
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской!

Аптеку позабудь ты для венков лавровых
И не мори больных, но усыпляй здоровых.

Когда б писать ты начал сдуру,
Тогда б наверно ты пролез
Сквозь нашу тесную цензуру,
Как внидишь в царствие небес.

Нет ни в чем вам благодати;
С счастием у вас разлад;
И прекрасны вы некстати
И умны вы невпопад.

История стихотворца

Внимает он привычным ухом Свист;
Марает он единым духом Лист;
Потом всему терзает свету Слух;
Потом печатает — и в Лету Бух!

Ex ungue leonem

Недавно я стихами как-то свистнул
И выдал их без подписи моей;
Журнальный шут о них статейку тиснул,
Без подписи пустив ее, злодей.
Но что ж? Ни мне, ни площадному шуту
Не удалось прикрыть своих показ:
Он по когтям узнал меня в минуту,
Я по ушам узнал его как раз.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector