2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На какие темы некрасов писал стихи

Основные темы и мотивы лирики Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов — величайший поэт, который начал записывать свои первые стихотворения в тетрадь, когда ему было всего 11 лет. Николай Алексеевич с детства был очень трудолюбивым и целеустремленным, поэтому в своих стихах он затрагивал разные темы и мотивы. Существует множество литературных тем, например: тема любви, памяти, одиночества и т.д. Мотив в литературе является простейшей составной частью сюжета. Читая произведения Некрасова мы можем выделить три основные темы — это тема любви, природы и Родины. Давайте кратко разберем их.

Тема любви. Панаева Авдотья Яковлевна — это русская писательница, которая была женой Некрасова. В честь их любви Николай Алексеевич посвятил целую серию стихов. Произведение “Мы с тобой бестолковые люди” посвящены именно ей, ведь пара, то встречалась, то ссорилась, то мирилась, при этом Некрасов утверждал, что невозможно жить со своим партнером в постоянном согласии. Хоть автор и пишет нам, что любовь приносит ссоры и обиды, но при этом она дарит смысл жизни. Эта любовь принесла влюбленным много счастья и горя, закончившись как и все красивые истории, печально. Любовь в стихах Некрасова утешает, человека, поддерживает в жестоком мире.

Тема природы. Для Некрасова природа — одушевленный предмет, это мать и друг. Он посвящает свои строки обычной красоте нашей природы в разные времена года. Русская природа — не экзотика, но в ней часть души русского человека, часть его жизни. Если в произведении идет речь о природе, то стих необыкновенно легкий и оптимистичный. Создавая свои работы, Некрасов хотел донести до читателя одно, раскрытие народного страдания. В его лирики даже упоминается о женской судьбе, где приходится выходить замуж за раба, рожать ему детей, и ему же подчиняться.

Тема Родины. Некрасов не раз признавался в своей любви к Родине и людям. У нашего автора она вязана с темой труда. Николай Алексеевич Некрасов — великий патриот, у него есть одно популярное стихотворение на данную тему, которое называется “Родина”. Вся его любовь к Родине пронизывает все стихотворения Некрасова. В этом произведении автор написал о тяжелой жизни людей, его мучениях, но автор нам утверждает, что настанет момент, когда народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”. Но прежде народу надо сообщить, помочь осознать свою могущественную силу. Некрасов призывал каждого быть гражданином-борцом за свободу и счастье народа, его волнует не только внешняя сторона жизни народа, но и особенности национального характера. Николая Алексеевича — идеальный представитель того, как важно быть гражданином своей страны, идеальный образец любви к своей Родине.

В заключении хочу сказать, что Некрасов был замечательным человеком, который неравнодушно относился к своей стране и народу. Во всех его произведениях мы можем увидеть его отношению к окружающему миру.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Некрасова

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Аустерлицкое сражение в романе Война и мир (анализ)

Аустерлицкое сражение имело большие надежды на победу над Наполеоном. Но оказалось всё наоборот. Наполеон показал себя талантливым полководцем, разбил две армии – русскую и австрийскую.

В эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц. Безусловно, кто-то из них является положительным героем, а кто-то отрицательным. Каждый читатель проникается историей одного из персонажей

Философская драма Максима Горького рассматривает вопросы человеческого бытия. Главный герой как на подбор располагают сложной судьбой. Людей с таким положением жизни называют никак иначе

Когда отряд кавалеристов проходил по деревне Бережки, разорвавшимся снарядом ранило коня. Раненого коня решили оставить в деревне.

Произведение по жанровой направленности представляется реалистичным, поскольку повествует о действительности во всех ее многообразных проявлениях в виде хроникальности, сурового историзма мышления, философичности

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 29.08.2018 2018-08-29

Статья просмотрена: 1409 раз

Библиографическое описание:

Аушева, Т. М. Поэзия Николая Алексеевича Некрасова / Т. М. Аушева, М. Р. Бесаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/220/52409/ (дата обращения: 26.10.2021).

Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изображал истинные картины жизни простых людей, их боль и страдания. Данная тема впервые была затронута в литературе именно у Некрасова.

Основные темы лирики Некрасова — о назначении поэта и поэзии («Умру я скоро», «Муза», «Поэт и гражданин», «Элегия»), тема Родины и народа («Железная дорога», «Школьник», «Размышление у парадного подъезда»), идеал общественного деятеля («Сеятелям», «Памяти Добролюбова»), тема детства и матери («Мать», «Детство»), дружбы и любви (стихотворения, посвященные А. Я. Панаевой, «Друзьям»), тема судьбы русской женщины («Слезы и нервы», «О письма женщины, нам милой»), философская лирика («Рыцарь на час», «Я сегодня так грустно настроен»).

Ключевые слова: поэзия, сборник стихотворений, реализм, лирический герой.

Свой дебютный сборник стихотворений «Мечты и звуки» Некрасов опубликовал в 1840 году при финансовой поддержке друзей и знакомых. Его терзали сомнения, и он обратился к Жуковскому за советом. Прочитав сборник, поэт сказал: «Если хотите печатать, то издавайте без имени, впоследствии вы напишите лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Приняв совет, Некрасов скрыл свое имя под псевдонимом («Н.Н.»), а по истечении некоторого времени стали появляться отрицательные отзывы. Некрасов вспоминал: «Белинский тоже обругал мою книгу», а также рассказывал о дальнейшей судьбе своего первого сборника: «Роздал книгу на комиссию; прихожу в магазин через неделю — ни одного экземпляра не продано, через другую — тоже, через два месяца — тоже. В огорчении отобрал все экземпляры и большую часть уничтожил, отказался писать лирические и вообще нежные произведения в стихах». Тем не менее, поэт, обладая сильным характером, не сдался и продолжил активно заниматься литературно-журнальной деятельностью. «Это был лучший урок» — говорил Некрасов, вспоминая свою неудачу.

Стихотворения, входившие в сборник «Мечты и звуки», носили названия вроде «Злой дух», «Ангел смерти» и т. п. В поэзии начинающего поэта чувствовалось влияние поэта-романтика Жуковского, но, как у всякого поэта, у Некрасова были любимые темы, которые он предпочитал затрагивать чуть ли не в каждом стихотворении из книги «Мечты и звуки». Основные темы сборника: стихотворения о любви и смерти, о предназначении поэта и о том, что человек находится под властью судьбы и рока. Он включал в себя 40 стихотворений. Внешняя форма делилась на 2 половины: одна была написана ямбом, другая — амфибрахием, дактилем и хореем.

Стихотворение «Колизей», которое открывает сборник «Мечты и звуки», поражает своей образностью. Легендарному зданию Некрасов придает человеческие черты, повествование ведется от самого Колизея:

Великим умом я задумано было.

Я грозной и прочной стояло стихией.

В начале 1840-х годов Некрасов начал работу в «Отечественных записках», в библиографическом отделе. В 1843 году он познакомился с Белинским. Это знакомство стало причиной появления реалистических стихотворений, первое из которых получило название «В дороге». Стихотворение написано поэтом в 1845 году в возрасте 24 лет в форме диалога. Центральная тема — крепостное право, вернее, его обличение. Написано оно, разумеется, не напрямик, т. к. в середине 19 века писать предельно откровенно, полностью честно и напрямую могли позволить себе лишь подпольщики. Тем не менее, ужасы крепостничества предстают перед читателем в истории крестьянки о том, что владение людьми, как вещами, зачастую ломает их судьбы. Стихотворение начинается репликой барина, который просит развеять его скуку. Ямщик начинает грустную историю собственной жизни, жалуется на плохую жену, которая его «сокрушила». Однако постепенно мы узнаем и о её нелегкой судьбе. Груша выросла в господском доме, получила хорошее образование, но после смерти барина она была возвращена в село:

Знай де место свое ты, мужичка!

Не спрашивая ее согласия, ее выдали замуж. Груша страдает от подневольной жизни, более она не может сама распоряжаться своей судьбой. Стихотворение «В дороге» знаменовало собой новый этап в творчестве Некрасова.

24 января 1846 года в продажу поступает «Петербургский сборник». Его можно считать наиболее успешным издательским проектом Николая Некрасова. Главным открытием этого сборника явилась публикация романа «Бедные люди», которая вписала это издание в историю как русской, так и мировой литературы. Стоит отметить, что этот роман явился литературным дебютом Достоевского, о котором Белинский в своей рецензии утверждал: «Перед нами талант необыкновенный и самобытный, который сразу, ещё первым произведением своим, резко отделился от всех наших писателей. Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому. Это первая попытка у нас социального романа.»

В период с 1847 по 1866 года Николай Алексеевич являлся издателем и редактором журнала «Современник». В нём печатаются лучшие революционно-демократические произведения того времени. Это был период, когда Некрасов написал лирические стихотворения и поэмы, посвященные городским беднякам, судьбе народа, крестьянской жизни. К их числу относится стихотворение «Железная дорога», написанное поэтом в 1864 году. Оно состоит из 4 частей, которые объединены сюжетом и образом лирического героя-рассказчика и его соседей, речь которых является эпиграфом.

В первой части идёт описание идеальной русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. Вторая же контрастирует с первой. В ней рассказчик ведет монолог, посредством которого Некрасов точно подмечает менталитет терпеливого народа, способного веками преодолевать страдания и боль. Третья часть-это возражения генерала, считающего, что народ, склонный к пьянству, не в силах сотворить что-либо великое, он способен только лишь сокрушить. В четвертой части рассказчик оповещает о награде рабочих после строительства дороги, которая представляет собой бочку вина.

Несмотря на то, что в стихотворении присутствуют безрадостные описания, его можно отнести к оптимистическим творениям Некрасова, ибо поэт старается пробудить в молодёжи своего времени веру в свой народ, в победу добра и справедливости, а также в светлое и беззаботное будущее. Николай Некрасов утверждает, что русский народ наделен особой силой, потому вынесет не только одну дорогу, а абсолютно всё.

В 1850–60 годах, в период крестьянской реформы, Некрасов создал стихотворение «Поэт и гражданин», в 1856 году оно было включено в сборник в качестве предисловия и напечатано более крупным шрифтом. Стихотворение написано в форме поэтического диалога, родоначальником которого был Пушкин. В нем проявляется конфликт между Поэтом и Гражданином, т. к. собеседники имеют разные взгляды на искусство и его значение. «Поэт и гражданин» можно считать поэтическим манифестом Некрасова революционной демократии. Тема стихотворения — роль поэта и поэзии в обществе. Для Николая Алексеевича она связана с твёрдой гражданской позицией.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Поэт должен служить талантом народу и Отечеству, и доказать это мастерам слова Некрасову удалось в полной мере. Актуальность свою не потеряло стихотворение и в наши дни.

Некрасовские стихи становились любимыми песнями молодежи. Тяжелая болезнь, утрата друзей и осознание одиночества — обо всем этом писал поэт в последние годы жизни. Годы огромного труда и горьких страданий состарили Некрасова раньше времени. Тяжелая болезнь (рак кишечника) приковала его к постели навсегда, и только поддержка преданных читателей помогала хоть как-то держаться. Он писал: «Мой дом — постель, мой мир — две комнаты». Несмотря на болезнь, которая забирала у поэта последние силы, он продолжал работать, тем самым смягчая свой недуг. Перед смертью Николай Алексеевич писал:

О муза! Я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба

—Не плачь! Завиден жребий наш.

Не надругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Не русский — взглянет без любви

На эту бедную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу.

Кровный союз между поэтом и другом-читателем был установлен навсегда. Несмотря на тяжелые страдания, Некрасов продолжал писать о народе, о борцах за его благополучие.

Для всей нашей многонациональной литературы художественный опыт Некрасова оказался чрезвычайно значимым. Поэт оставил несмываемый след в творчестве таких выдающихся поэтов и писателей, как Янка Купала, О. Туманян, М. Налбандян, Якуб Колас, К. Хетагуров и др. Его поэзия была источником художественных идей, мотивов и образов для национальных литератур. Художественное наследие Некрасова отразилось и в творчестве таких поэтов, как Владимир Маяковский, Демьян Бедный, Сергей Есенин, Михаил Исаковский, Александр Твардовский и многие другие.

8 января (нового стиля) 1878 года Некрасов умер. Один из современников писал: «Со времени Пушкина едва ли ко гробу какого-нибудь писателя стекалось столько народу, сколько мы видели при гробе Некрасова». Тысячи людей провожали поэта в его последний путь.

  1. Некрасов Н. А., Полное собрание сочинений и писем, том 1 «Стихотворения 1838–1856», Москва, 1948.
  2. Белинский В. Г., статья ««Мечты и звуки» Н.Н». в «Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах: Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 — февраль 1841», Москва, 1976.
  3. Осьмаков Н. В., статья «Реализм Некрасова и поэзия второй половины 19 века» в сборнике «Н. А. Некрасов и русская литература», Москва, 1971, с. 5–61.
  4. Пушкин А. С., «Избранное», Москва, 1975.
  5. Лермонтов М. Ю., «Стихотворения и поэмы», Москва, 1956.
  6. Батюшков К. Н., «Полное собрание стихотворений» М.-Л., 1964.
  7. Жуковский В. А., «Стихотворения», Ленинград, 1939.

О ЧЕМ ПИСАЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕКРАСОВ? И КАКИЕ ТЕМЫ ЕГО ВОЛНОВАЛИ?​

u0422u0435u043cu0430 u043e u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0438 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u2014 u043eu0434u043du0430 u0438u0437 u043eu0441u043du043eu0432u043du044bu0445 u0432 u043bu0438u0440u0438u043au0435 u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432u0430. u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u201cu041fu043eu044du0442 u0438 u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0438u043du201d u2014 u044du0442u043e u0434u0440u0430u043cu0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0435 u0440u0430u0437u0434u0443u043cu044cu0435 u043fu043eu044du0442u0430 u043e u0441u043eu043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u0438 u0432u044bu0441u043eu043au043eu0439 u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u0438 u0441 u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u043c u0438u0441u043au0443u0441u0441u0442u0432u043eu043c. u041fu0435u0440u0435u0434 u043du0430u043cu0438 u0433u0435u0440u043eu0439, u043du0430u0445u043eu0434u044fu0449u0438u0439u0441u044f u043du0430 u0440u0430u0441u043fu0443u0442u044cu0435 u0438 u043au0430u043a u0431u044b u043eu043bu0438u0446u0435u0442u0432u043eu0440u044fu044eu0449u0438u0439 u0440u0430u0437u043du044bu0435 u0442u0435u043du0434u0435u043du0446u0438u0438 u0432 u0440u0430u0437u0432u0438u0442u0438u0438 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u0442u0435u0445 u043bu0435u0442, u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0443u044eu0449u0438u0439 u043du0430u043cu0435u0447u0430u044eu0449u0443u044eu0441u044f u0434u0438u0441u0433u0430u0440u043cu043eu043du0438u044e u043cu0435u0436u0434u0443 u201cu0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0441u043au043eu0439 u043fu043eu044du0437u0438u0435u0439u201d u0438 u201cu0447u0438u0441u0442u044bu043c u0438u0441u043au0443u0441u0441u0442u0432u043eu043cu201d.

u0427u0443u0432u0441u0442u0432u0430 u041fu043eu044du0442u0430 u0438u0437u043cu0435u043du044fu044eu0442u0441u044f u043eu0442 u0438u0440u043eu043du0438u0438 u043fu043e u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u044e u043a u0413u0440u0430u0436u0434u0430u043du0438u043du0443, u043eu0442 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430 u043fu0440u0435u0432u043eu0441u0445u043eu0434u0441u0442u0432u0430 u043du0430u0434 u043du0438u043c u043a u0438u0440u043eu043du0438u0438, u043eu0431u0438u0434u0435 u043du0430 u0441u0430u043cu043eu0433u043e u0441u0435u0431u044f, u0437u0430u0442u0435u043c u043a u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0443 u043du0435u043eu0431u0440u0430u0442u0438u043cu043eu0439 u043fu043eu0442u0435u0440u0438 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u043au0438u0445 u0438 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u043au0438u0445 u0446u0435u043du043du043eu0441u0442u0435u0439 u0438 u0434u0430u043bu0435u0435 (u0432 u043fu043eu0441u043bu0435u0434u043du0435u043c u043cu043eu043du043eu043bu043eu0433u0435) u043a u0443u0433u0440u044eu043cu043eu043cu0443 u043eu0437u043bu043eu0431u043bu0435u043du0438u044e. u0414u0432u0438u0436u0435u043du0438u0435 u0447u0443u0432u0441u0442u0432 u0443 u0413u0440u0430u0436u0434u0430u043du0438u043du0430: u043eu0442 u0442u0440u0435u0431u043eu0432u0430u043du0438u044f u201cu0433u0440u043eu043cu0438u0442u044cu201d u043fu043eu0440u043eu043au0438 u0441u043cu0435u043bu043e, u201cu043eu0431u043bu0438u0447u0430u0442u044c u0437u043bu043eu201d u043a u043fu043eu043du0438u043cu0430u043du0438u044e u043du0435u043eu0431u0445u043eu0434u0438u043cu043eu0439 u0434u043bu044f u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0435u0439 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u0430u043au0442u0438u0432u043du043eu0439 u0431u043eu0440u044cu0431u044b, u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0441u043au043eu0439 u043fu043eu0437u0438u0446u0438u0438. u041fu043e u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u0443, u043fu0435u0440u0435u0434 u043du0430u043cu0438 u043du0435 u043fu043eu0435u0434u0438u043du043eu043a u0434u0432u0443u0445 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043du0438u043au043eu0432, u0430 u0432u0437u0430u0438u043cu043du044bu0439 u043fu043eu0438u0441u043a u0438u0441u0442u0438u043du043du043eu0433u043e u043eu0442u0432u0435u0442u0430 u043du0430 u0432u043eu043fu0440u043eu0441 u043e u0440u043eu043bu0438 u043fu043eu044du0442u0430 u0438 u043du0430u0437u043du0430u0447u0435u043du0438u0438 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u0432 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438. u0421u043au043eu0440u0435u0435 u0432u0441u0435u0433u043e, u0440u0435u0447u044c u0438u0434u0435u0442 u043e u0441u0442u043eu043bu043au043du043eu0432u0435u043du0438u0438 u0440u0430u0437u043du044bu0445 u043cu044bu0441u043bu0435u0439 u0438 u0447u0443u0432u0441u0442u0432 u0432 u0434u0443u0448u0435 u043eu0434u043du043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430. u0412 u0441u043fu043eu0440u0435 u043du0435u0442 u043fu043eu0431u0435u0434u0438u0442u0435u043bu044f, u0430 u0435u0441u0442u044c u043eu0431u0449u0438u0439, u0435u0434u0438u043du0441u0442u0432u0435u043du043du043e u0432u0435u0440u043du044bu0439 u0432u044bu0432u043eu0434: u0440u043eu043bu044c u0445u0443u0434u043eu0436u043du0438u043au0430 u0432 u0436u0438u0437u043du0438 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0430 u043du0430u0441u0442u043eu043bu044cu043au043e u0437u043du0430u0447u0438u0442u0435u043bu044cu043du0430, u0447u0442u043e u0442u0440u0435u0431u0443u0435u0442 u043eu0442 u043du0435u0433u043e u043du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0433u043e u0442u0430u043bu0430u043du0442u0430, u043du043e u0438 u0433u0440u0430u0436u0434u0430u043du0441u043au0438u0445 u0443u0431u0435u0436u0434u0435u043du0438u0439.

Читать еще:  Стих где же яблоко андрюша

u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432 u0432 u0431u043eu043bu044cu0448u0438u043du0441u0442u0432u0435 u0441u0432u043eu0438u0445 u043fu043eu044du0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0439 u0440u0430u0437u043cu044bu0448u043bu044fu043b u0438 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u043b u043du0435 u043eu0442 u0442u0435u0445, «u043au043eu043cu0443 u043du0430 u0420u0443u0441u0438 u0436u0438u0442u044c u0445u043eu0440u043eu0448u043e». u041fu0438u0441u0430u043b u043e u043du0430u0440u043eu0434u043du044bu0445 u0433u043eu0440u0435u0441u0442u044fu0445, u043fu0440u0438u0447u0451u043c u0442u0430u043a, u0447u0442u043e u043du0438u043au0442u043e u043du0435 u0441u043eu043cu043du0435u0432u0430u043bu0441u044f u0432 u0435u0433u043e u0438u0441u043au0440u0435u043du043du043eu0441u0442u0438 u0438 u0434u043eu0441u0442u043eu0432u0435u0440u043du043eu0441u0442u0438. u041du043e u043fu0440u0438 u044du0442u043eu043c u0441u0430u043c u043bu044eu0431u0438u043b u0440u043eu0441u043au043eu0448u044c, u043fu043eu043au0443u043fu0430u043b u043du0435u0434u0432u0438u0436u0438u043cu043eu0441u0442u044c u0438 u0435u0437u0434u0438u043b u0437u0430 u0433u0440u0430u043du0438u0446u0443. «>]» data-test=»answer-box-list»>

Урок 5. Тема. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

Урок 5. Тема. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

Цель урока: знакомство с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием.

Методические приемы: групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов.

I . Проверка домашнего задания

1. Пересказ конспекта предыдущего урока.

2. Чтение наизусть «Любимые строки Н. А. Некрасова».

II . Запись, темы, эпиграфа, плана урока

Некрасов — целое поэтическое государство,

живущее по своим законам.

I I I. Слово учителя

Н. А. Некрасов — один из трех гигантов русской поэзии ХIХ века. Продолжив традиции своих великих предшественников — Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

В чем же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова?

• Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

• Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлаков и т. д.

• Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».

• Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

• Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

• Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

I V . Чтение и анализ стихотворений

— Каковы основные темы лирики Некрасова?

1. Тема поэта и поэзии.

Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

а) «Поэт и гражданин» (1856)

— О чем спорят герои стихотворения?

— Кто победил в этом споре?

(В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

б) Звучит стихотворение «Муза» (1852)

(Муза — 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.)

— А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза — крестьянка, потому что крестьянская тема — среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка — сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»)

Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом иссеченной Музы», «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей. согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт создал в своем творчестве.

в) «Элегия (1874)

В письме к А. Н. Ермакову (А. Н. Ермаков был инженером путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова — Анна Алексеевна — воспитывала детей Ермакова, а позже вышла замуж за него) 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Записываем определение жанра элегии.

Элегия — жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

— Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

— О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?

(В первой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)

— О чем говорится во второй строфе стихотворения?

(Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).

— Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

(Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

— О чем говорится в четвертой строфе стихотворения?

(Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).

— Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

(Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Некрасовская муза — страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу).

2. Тема родины и народа.

Слово учителя

Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа; бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги — все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой).

Стихотворения для чтения: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном о разгаре. »

а) «Размышления у парадного подъезда»

Это стихотворение написано в 1858 г. В первоначальной редакции «Размышлений. » автор выражал надежду, что народ забудет свои печальные песни, подобные стону и споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической уверенности.

— Какие композиционные особенности стихотворения вы мо жете выделить?

(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес. Даже при беглом чтении «Размышлений…» становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны — «владелец роскошных палат», с другой — обездоленные бедняки).

Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются (и разбивают его на две части) две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем-компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости (или резкости)).

б) «Забытая деревня»

— О чем это стихотворение? Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение?

(Это стихотворение затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Мы вспоминаем гончаровскую Обломовку, чеховский «Вишневый сад», которые когда-то являлись подобием земного рая. Но наступили новые времена, и хозяева покидают свои владения. Впрочем, не о «хозяевах» грустил Некрасов. Автор наверняка сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает.)

— Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

(Это стихотворение нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя, этого навязчивого я с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого — рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал.)

— Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении?

(Но при всей сдержанности Некрасова, читатели не упустили между строк нечто грандиозное: забытая деревня — вся Россия! Стихотворение опубликовано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I — старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине — Александре I I . Можно истолковать и так.)

Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжать не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступ

3. Идеал общественного деятеля.

Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864). Слушаем стихотворение.

Слово учителя

Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворение «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит лишь в подтексте, выражается лишь в том, что обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит в прошедшем времени: «Суров ты был. » Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение невозвратимой утраты.

Последние две строчки, напоминающие восклицание Горацио над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.

В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге, учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.

В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве Некрасова тема «Белинский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 году, когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует стихотворение «Памяти приятеля» (к пятилетию со дня смерти друга). Белинскому посвящены и поэмы «В. Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856).

Все свое творчество Некрасов посвятил народу. И тяжело больной, он не переставал думать о нем. Так, стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить борьбу за освобождение народа. Сеятели — это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды.

4. Некрасов-сатирик.

В русскую поэзию Некрасов вошел не только как поэт-гражданин, патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония — сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника

— Каков тон стихотворения?

— Каково отношение поэта к своему герою?

Учащиеся слушают чтение стихотворения «Нравственный человек».

— Каков герой этого стихотворения?

(Герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу).

— Что хотел сказать нам о нравственности автор?

(Некрасов хотел показать, каким гибким стало понятие нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже такому, как герой стихотворения.)

5. Любовная лирика Некрасова

Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

Звучит стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди. »

— Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова?

(Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Слово учителя

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины — подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Домашнее задание

1. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

2. «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

3. Знать содержание поэмы «Мороз, Красный нос».

Николай Алексеевич Некрасов

Повседневный быт городских низов, крестьянские будни, женская доля, несправедливость мироустройства и боль «маленького человека». Автор знаменитых поэм «Коробейники», «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины» Николай Алексеевич Некрасов в большинстве своих поэтических произведений размышлял и рассказывал не о тех, «кому на Руси жить хорошо».

Читать еще:  Хочу как раньше стихи

Таким мы его представляем, знаем, помним, но часто, еще со школьных лет, не любим и не понимаем, за что его ценить.

Отказ от военной карьеры вопреки воле отца, нищенская, а затем богемная жизнь в Петербурге, многолетняя связь с женой известного литератора и венчание с женщиной «из народа», бесконечные победы за карточным столом, репутация жесткого предпринимателя, «литературного кулака», любовь к охоте и женщинам. Об этом мы не знаем ничего или почти ничего.

Да, Некрасов писал о народных горестях, причем так, что никто не сомневался в его искренности и достоверности. Но при этом любил роскошь, покупал недвижимость и ездил за границу, лечился у лучших врачей и обыгрывал в карты друзей-поэтов и писателей, приговаривая: «У картишек нет братишек».

Известный литературовед Михаил Макеев написал о знаменитом поэте, публицисте, издателе и редакторе журналов «Современник» и «Отечественные записки» книгу, которая разрушает дореволюционные и советские каноны жизнеописания Некрасова.

«Некрасов предстает в книге Макеева не как расколотый надвое поэт народного горя и предприниматель-«капиталист», но как цельная личность, в восприятии которой не существовало конфликта между законным зарабатыванием денег и воспеванием тягот простонародья. Читатель постепенно понимает, что Некрасов, бросивший гимназию и не получивший никакого серьезного образования, с юношества был удивительно предприимчивым человеком, способным быстро принимать оптимальные решения, впитывать прогрессивные идеи, моделировать поведение, развиваться и преодолевать трудности», — пишет историк литературы Алексей Вдовин о новой книге, которую он называет «биографией предпринимателя и поэта в одном лице».

Видео: YouTube / Библиотека им. Н.А.Некрасова

В 1920-е годы Корней Чуковский, изучавший творчество Некрасова, составил и распространил среди писателей «анкету о Некрасове».

Известные поэты и писатели — Александр Блок, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Зинаида Гиппиус, Николай Гумилев, Евгений Замятин, Владимир Маковский и другие — ответили на 10 вопросов: какие стихи Некрасова они считают лучшими, повлиял ли Некрасов на их собственное творчество, считают ли они его безнравственным человеком и т. д.

В 20-е годы Корней Чуковский составил и распространил среди писателей новую «анкету о Некрасове».

Ему ответили Н. Асеев, А. Ахматова, А. Блок, М. Волошин, М. Герасимов, З. Гиппиус, М. Горький, С. Городецкий, Н. Гумилев, Е. Замятин, Вяч. Иванов. В. Кириллов, А. Крайский, М. Кузьмин, В. Маяковский, Д. Мережковский, Б. Пильняк, И. Репин, И. Садофьев, Ф. Сологуб и Н. Тихонов.

И, наконец, в 1986 году библиотека имени Н.А. Некрасова распространила новую анкету о Некрасове, которую составил В.Н. Леонович. Свои ответы прислали: Л. Аннинский, В. Берестов, С. Бирюков, Е. Благинина, К. Ваншенкин, Л. Вышеславский, А. Гелескул, Ю. Карабчиевский, В. Корнилов, М. Кудимова, А. Кушнер, В. Лакшин, С. Липкин, Ю. Мориц, Л. Озеров, Б. Окуджава, Л. Пантелеев, И. Петрова, И. Роднянская, Н. Рябинина, Д. Самойлов, Б. Сарнов, Б. Чичибабин, А. Чудаков, А. Юдахин.

Следуя традиции, заведенной Корнеем Чуковским в 1920-е годы, вместе с поэтом Сергеем Нещеретовым и журналистом Константином Воровичем в Некрасове собрали ответы 28 современных поэтов, писателей и филологов, от Владимира Аристова до Мариэтты Чудаковой, на 10 вопросов о Некрасове.

Мы сделали свою анкету, в которой не будет вопросов, но которая (надеемся) поможет вам самим разобраться в том, каким человеком он был, вспомнить некоторые его произведения, а какие-то, возможно, открыть для себя заново.

Найти книги Н.А. Некрасова или проверить их наличие можно в электронном каталоге библиотеки, почитать его произведения — в Библиотеке имени Н.А. Некрасова.

Имя: Некрасов Николай Алексеевич.

Родился: 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1821, г. Немиров (Украина).

Умер: 8 января 1878 (27 декабря 1877 по старому стилю), г. Санкт-Петербург.

Знак зодиака: Стрелец.

Семья: Был третьим ребенком в многодетной семье дворян. У него было три брата (Андрей (1820), Константин (1824), Федор (1827)) и две сестры (Елизавета (1821), Анна (1823)).

Отец — Алексей Сергеевич Некрасов (1788–1862) был из обедневшего дворянского рода, малограмотный армейский офицер, картежник, заядлый охотник. Учил сына стрелять глухарей, вальдшнепов и травить волков. Отец хотел сделать его физически выносливым человеком, поэтому заставлял по 10 часов находиться под дождем или снегом.

Мать — Елена Андреевна Закревская (1803–1841) была известна своим прекрасным образованием, добродетельным характером, хорошими вокальными данными и знанием иностранных языков. Елена Андреевна приучила сына к чтению, старалась сделать его интеллектуальным человеком. В доме была большая библиотека, чтение вслух было хорошей традицией в семье. Некрасов посвятил матери много стихотворений, поэмы («Мать»,«Рыцарь на час»), во многих женских персонажах его произведений можно заметить элементы образа его матери и ее непростой судьбы.

Образование: Закончил 4 класса Ярославской гимназии. Учился плохо, часто сбегал с уроков, писал сатирические стихи о наставниках. Отец мечтал о военной карьере сына, но тот вместо поступления в кадетский корпус стал вольнослушателем философского факультета в Петербургском университете. Отец лишил его финансовой поддержки, Некрасов практически ночевал на улицах и голодал.

Как зарабатывал Некрасов в трудные времена: Составлял письма и прошения для крестьян. Затем для разных заказчиков стал писать заметки, рекламные объявления, стихотворные сказки, азбуки, фельетоны, водевили, театральные обозрения. Параллельно работал над стихами, прозой, критикой и публицистикой.

Современники: Федор Достоевский, Федор Тютчев, Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, Лев Толстой, Владимир Соллогуб, Иван Тургенев, Афанасий Фет.

Фото: Группа писателей журнала « Современник » : И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев.

Первое печатное произведение: Стихотворение «Мысль» в журнале «Сын Отечества» № 5 за 1838 г.

Первая критика: Сборник юношеских стихов «Мечты и звуки» Некрасов напечатал в 19 лет, спустя два года после публикации «Мысли». Показал его В.А. Жуковскому, тот сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишете лучше». Некоторое время он подписывался «Н.Н.».

Белинский сборник разгромил, читатели тоже были не в восторге от книги и не покупали ее. Спустя несколько лет Некрасов выкупил оставшийся тираж и уничтожил его.

Белинский vs Некрасов: После знакомства с редактором «Отечественных записок» и самым влиятельным критиком своего века Н.А. Некрасову пришла идея бесплатно собирать у известных литераторов по одному произведению, а затем издавать литературные альманахи. Корифеи того времени неохотно шли на контакт или отделывались не самыми лучшими произведениями. Но, к примеру, в одном из таких сборников начинающий писатель Достоевский опубликовал свою повесть «Бедные люди».

Дальше все развивалось стремительно: Белинский захотел поправить дела и стал собирать произведения для своего альманаха «Левиафан»; Некрасов пообещал помочь ему, а сам стал перекупать за его спиной авторские права у присылавших материалы; предложил Белинскому учредить собственный новый журнал; нашел спонсора и взял в долю писателя Панаева; Николай I не разрешил открыть журнал (мотивируя это тем, что и «без того в России много пишут»); Некрасов арендовал пушкинский «Современник» и решил его возродить. «Случается писать без отдыха более суток, и как только паралич не хватил правую руку», — жаловался Некрасов.

Очень скоро «Современник» стал необыкновенно популярен из-за невысокой суммы подписки и бесплатных бонусов для читателей в каждом журнале. Например, к одному из номеров прилагалась книжечка «Кто виноват?» А.И. Герцена. Но главное, в «Современнике» начинает печататься сам Белинский, а вслед за ним и все известные литераторы.

«О, у этого человека непременно будет капитал — теперь-то я знаю, как это делается. Он начал с меня, но то ли еще будет!» — негодовал вначале Белинский. А затем признал, что Некрасов создал лучший отечественный журнал, спас его от провального «Левиафана» и, вообще, — победителей не судят.

Видео: YouTube / Библиотека им. Н.А.Некрасова

Самые известные произведения: Поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины».

Главные герои произведений Некрасова: Бурлаки, путники, безлошадные крестьяне, овдовевшие крестьянки, ямщики, коробейники, сироты, рекруты.

Что писал Некрасов: Поэмы, романы, сказки, стихи, элегии и думы.

Хвалебная ода генералу: В 1866 году, пытаясь спасти «Современник» от закрытия, Некрасов пишет и затем читает на обеде в Английском клубе хвалебную оду «Муравьеву-вешателю» — так называли генерала М.Н. Муравьева-Виленского, который подавил польское восстание в 1863 году, а в 1866-м был назначен председатель комиссии по делу о покушении Дмитрия Каракозова на жизнь императора Александра II.

А.И. Герцен назвал появление подобных хвалебных стихов и высказываний «патриотическим сифилисом», репутация Некрасова в глазах либеральной общественности была испорчена.

Как читал Некрасов: «…Голос у него был всегда слабый, и он читал очень тихо, но потом разошелся. Некрасов имел вид болезненный и казался на вид гораздо старее своих лет; манеры у него были оригинальные: он сильно прижимал локти к бокам, горбился, а когда читал, то часто машинально приподнимал руку к едва пробивавшимся усам и, не дотрагиваясь до них, опять опускал. Этот машинальный жест так и остался у него, когда он читал свои стихи» (из воспоминаний Авдотьи Панаевой).

Поэтический стиль: Правда, простота, конкретность, лирическая взволнованность, искренность, душевное напряжение. Особая музыкальность, образность, напевность, народно-поэтическое начало, публицистическая заостренность, глубокая эмоциональность.

Простая лексика, просторечия. Любимые стихотворные размеры дактиль, амфибрахий и анапест.

Как критиковали творчество Некрасова: Белинский высказывался в адрес его гражданской поэзии так: «Что за талант у этого человека! И что за топор его талант!» И посоветовал Некрасову не писать прозу, практически запретил.

Тургенев говорил, что в его стихах «поэзия и не ночевала», а его Муза — вечно несчастная крестьянка, скорбная и нелепая. Читатели же любили произведения Некрасова и считали его «выше Пушкина».

Видео: YouTube/«Открытый урок» с Дмитрием Быковым // RTVi

Карточные игры:

Некрасов любил играть в карты с самого детства, причем ему всегда везло. Как-то раз после очередной победы Некрасова в доме у Панаевых Белинский очень разозлился и сказал: «С вами, батенька, играть опасно, без сапог нас оставите!»

Проигрывать Некрасов тоже умел, но чаще всего делал это специально. Например, однажды он «проиграл» министру двора графу Адлербергу.

Кодекс игры Николая Некрасова:

— никогда не испытывать судьбу,

— если в одной игре не везет, нужно переходить на другую,

— расчетливого, умного игрока надо брать измором,

— перед игрой надо посмотреть партнеру в глаза: если он взгляда не выдержит, игра ваша, но если выдержит, то больше тысячи не ставить,

— играть только на деньги, которые отложены заранее, именно для игры.

Женщины Некрасова: Еще до отъезда в Петербург молодой Некрасов крутил романы с горничными в доме отца, затем пользовался услугами недорогих проституток. В 22 года он познакомился с женой писателя и критика Ивана Панаева — Авдотьей. Она была красивой девушкой, писательницей и мемуаристкой, и за ее внимание боролись многие знаменитые и не очень литераторы XIX века. Например, Герцен, Гончаров, молодой Достоевский. Авдотья всех отвергала, но в итоге выбрала Некрасова. Это был один из громких романов в среде русских литераторов того времени, который длился 20 лет. Они жили в гражданском браке, часто ссорились (Некрасов был очень ревнивым), скандалили и быстро мирились. Иван Панаев, которому жена давно была неинтересна, не мешал их союзу. Авдотья стала Музой поэта, а 12 строчек стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» вполне могут считаться кратким гидом по их отношениям.

Вместе они написали романы «Мертвое озеро» и «Три страны света».

Н.Г.Сверчков. Амазонка (А.Я.Панаева) на лошади орлово-ростопчинской породы

После разрыва с Авдотьей Панаевой (скандалы, измены, смерть общего ребенка), Некрасов некоторые время встречался с французской актрисой Селиной Лефрен. Она плохо говорила по-русски и была не очень красивой, зато умела играть на рояле, пела и остроумно шутила. Некрасов ее содержал, а всем его знакомым она очень нравилась. В 1867 году они поехали вместе в Париж, но Некрасов вернулся оттуда один — Лефрен бросила его.

Единственной законной женой Некрасова была простолюдинка Фекла Викторова. Они встретились, когда поэту было 48, а ей — 23. Он называл ее Зинаидой Николаевной, потому что ему не нравилось имя Фекла. Последние годы Некрасов тяжело болел, и Зинаида самоотверженно ухаживала за ним. Незадолго до смерти поэта они обвенчались. После смерти мужа Зинаида Николаевна отдала свою долю наследства родственникам Некрасова и остаток жизни провела в одиночестве в родном Саратове.

Как умер Некрасов: В 1875 году ему поставили диагноз рак кишечника, после чего он прожил всего три года. На похороны Некрасова пришло много знаменитых людей и простых читателей, которые его очень любили. Федор Достоевский сказал речь, в которой поставил Некрасова на третье место среди поэтов после Пушкина и Лермонтова. Но читатели не согласились с этим заявлением и кричали, что Некрасов — номер один.

Н. А. Некрасов в период « Последних песен» — картина русского художника Ивана Крамского , написанная в 1877–1878 гг.

Именем Некрасова в нашей стране названы многие библиотеки и другие культурные и образовательные учреждения, улицы во многих городах России и других стран. Музеи Некрасова открыты в Санкт-Петербурге, в городе Чудово Новгородской области и в усадьбе Карабиха.

Произведения Некрасова, а также библиографический указатель литературы о нем можно найти несколькими способами: в электронном каталоге или библиотеке. Познакомиться с нужными вам материалами можно в читальном зале Библиотеки имени Н.А. Некрасова или взять их на дом.

Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Новаторский характер его поэзии

Основные мотивы лирики Некрасова

Уникальный дар Некрасова помог ему донести свои лирические настроения до читателей, создать целостную картину мира в поэзии. Этот гениальный человек соединил в своем творчестве много аспектов, которые до него считались несочетаемыми и относились к совершенно разным литературным жанрам.

Об авторе

Николай Алексеевич появился на свет 28 ноября (10 декабря) 1821 года в небольшом городе Немиров Подольской губернии, в Российской империи, в дворянской, некогда богатой семье. Помимо его стихов, Некрасов стал известен и благодаря занятой им твердой позиции революционера с демократическими настроениями.

Читать еще:  Стихи про тех кто долго спит

Поэт вошел в список классиков русской литературы. Долгое время он выпускал журнал под названием «Современник», а чуть позже – «Отечественные записки». Лирика Н.А. Некрасова основана на теме народа, его обездоленности.

Писатель часто пользовался простонародными выражениями. Именно благодаря Николаю Алексеевичу в официальной грамматике появились некоторые обороты.

Некрасов был известен своими сатирическими произведениями, поэмами, памфлетами.

Сам он был дворянином. Его семья была не такой богатой, как их знатные предки, но и нужды они не испытывали. Отец служил поручиком в армии.

Вся жизнь поэта вошла в основные темы лирики Некрасова.

Родина в творчестве поэта

Для него на первом месте всегда был простой народ. Соответственно, именно эта линия стала основополагающей в его поэзии.

Основные темы лирики Некрасова достаточно разнообразны и проницательны. Он не просто поверхностно затрагивал волнующие темы, но и погружался в них полностью. Казалось, что поэт переносит себя благодаря своему творчеству в жизнь крестьян, испытывает те же чувства.

Возможно, что именно поэтому и сейчас популярна и актуальна лирика Некрасова. Стихи его были крайне остросоциальными, он давал подлинные описания таким проблемам, как нищета, рабство.

Некрасов не раз признавался в своей любви к простым людям. Он также ожидал вместе с ними, что когда-нибудь появится герой, который сможет спасти всех страждущих и отомстить за их невзгоды.

Любовь к своей Родине у него всегда стояла на первом месте, и не важно, что происходило в то время в его жизни.

Несчастные крестьяне

Судить о том, насколько Николай Алексеевич был поклонником простых людей России, как тяжело переживал за их участь, можно уже по тому факту, что в одном из его произведений бессмертная Муза являлась к нему в крестьянском облике.

В этом произведении девушку жестоко избивали ее хозяева, а Некрасов увидел эту картину.

Глубокие познания психологии и природы человека помогали поэту в произведениях рисовать поразительно яркие и правдоподобные образы. Однако он чаще всего старался передать крестьянский. Он не только любил людей, которые проживали в его стране, но еще и ненавидел тех, кто делал жизнь других нестерпимой.

Некрасов всегда оставался готовым к тому, чтобы подняться на борьбу с угнетателями. Он ждал начала таких действий, не задумываясь, положил свою жизнь на то, чтобы открыть всему миру глаза на несправедливость.

Некрасов объяснил свою позицию в стихотворении «Рыцарь на час». Там он высказал идею о том, что настоящая борьба за права людей – это великое дело всех, кто любит.

Поэт не боялся рассказывать о реальном положении вещей. Он сострадал всем, кого угнетают.

Вдохновение

Что вдохновляло Некрасова? Широкие просторы страны, ее зеленые дали, белые зимы, леса, поля, реки, озера и горы. Несмотря на то что поэт описывал крестьян с состраданием, для него всегда народ представлялся в мужественном прекрасном облике сильных и ничем не сломленных людей.

Его произведение под названием «Тишина» можно воспринимать как признание в любви своей родине. Поэт говорит, что любит только ее, другая ему не нужна. Некрасов желал увидеть еще при своей жизни свободных крестьян, с которых сняли все цепи угнетения.

Он сетовал на то, что может не застать того момента, когда крестьян сделают свободными и счастливыми.

Поэт представлял, что будет в тот момент, когда люди станут еще сильнее. Страна начнет процветать.

Женские мотивы лирики Некрасова

Народный поэт черпал свое вдохновение и в простых девичьих образах. Ему нравилось превращать ничем не примечательную на первый взгляд девушку в персонажа, который навсегда останется в сердцах читателей. Этот вид лирики Некрасова – один из главных в произведениях поэта.

Основной действующей героиней является крестьянка, которая способна на самые различные подвиги. Она предана своей Родине. Также женщина может быть любящей матерью.

Зажиточный класс избивает и унижает простую крестьянку, а она все молча терпит. Героиня работает не покладая рук.

Образ простой русской красавицы с высокими моральными качествами можно найти в большинстве стихов Некрасова.

Поэт хотел научить своих читателей тому, что важно не только то, что бросается в глаза, что снаружи, но и внутренний мир человека. Он сам восхищался такими качествами, как трудолюбие, гордость, самоотверженность.

В стихотворении о женщинах из русских селений Некрасов сравнивает крестьянок с настоящими царицами.

Светлый образ матери

Поэт рос в семье, где постоянно видел страдания самого близкого человека. Отец его играл в карты, был достаточно вульгарным. А мать представляла собой интеллигентную женщину, которая влюбилась в малограмотного молодого человека. Она вышла замуж без согласия на то родителей и всю жизнь прожила несчастной.

Некрасов сильно внутренне переживал за мать и всю сложившуюся в семье ситуацию. О доли своей матери он позже написал в таких произведениях, как «Рыцарь на час», «Мать», «Последние песни». Эта женщина вдохновляла его. Она была прообразом для самых любимых героинь, сильных и стойких духом, способных выживать в нелегких условиях.

Мать всегда оставалась положительным персонажем в любых поэмах. Помимо нее, в некоторых поэмах есть и такие герои, как сестра героя, а также отец. Но в то время, как первая – это его друг, помощник, страдающая от жестокого родителя, то последний описывается в роли настоящего деспота.

Любовная лирика

Такой стиль написания стихов предполагает наличие чувств. Если древние греки называли лирикой песни и баллады, которые повествуют о любви, то и во времена поэта ничего не менялось.

Темы лирики Некрасова стали еще более интимными. На написание новых произведений его вдохновляла именно любовь.

Однако поэт привносил в нее несколько другие оттенки. Если у всех остальных любовная лирика возвышенная и очень вдохновляющая, то у Некрасова совсем наоборот. Его влюбленные становятся бестолковыми, ироничными и почти оторванными от реальности.

Многие идеи для своих произведений Некрасов почерпнул из личных переживаний и проблем, они определенно наложили отпечаток на его лирику. Он одновременно любил трех разных женщин. Две из них были абсолютно недоступны для поэта.

Вполне возможно, что, называя своих персонажей мятежными или оторванными от реальности, он подсознательно стремился получить такую же жизнь, пережить те же эмоции.

Гражданская лирика Некрасова

Несмотря на то что любовная лирика у поэта сквозит почти в каждом стихотворении, она принимает самые разнообразные формы: страдания по Отчизне, переживания, страхи и надежды. Некрасов остро чувствовал всю несправедливость мира тех времен.

Он сам исполнял свой долг перед страной и призывал других руководствоваться собственной головой и сердцем, не забывая отдавать себя на благо Родины. Одна из самых часто цитируемых фраз Николая Алексеевича говорит о том, что даже если человек никогда не будет поэтом, он всегда останется гражданином.

Пример такой лирики Некрасова найти несложно. Но самый показательный – это «Поэт и гражданин». В нем создатель высказывает все свои мысли о том, каким должен быть идеальный житель России. Некрасов говорит о нравственности поступков, которые позже будут влиять на будущее поколение.

Основной линией этой поэмы является идея долга каждого, который заключается в участии. Гражданская лирика Некрасова намекает на то, что любой, кто видит чужие страдания, не должен просто проходить мимо них. Он обязан помочь как-то, защитить угнетаемый народ.

Некрасов ориентировался для себя на следующих личностей:

  • Шевченко;
  • Добролюбова;
  • Белинского.

Их собственные очерки и работы были такими же социально острыми, как и лирика Некрасова. Стихи, посвященные этим великим гениям, говорят о том неоценимом вкладе, который они внесли в такой вид искусства, как литература.

Женский образ

Писатель очень любил писать о женщинах, делая и прогнозы и выводы. Взять хотя бы стихотворение «Свадьба»


Ждет тебя много попреков жестоких, Дней трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качать, Буйного мужа домой поджидать, Плакать, работать — да думать уныло, Что тебе жизнь молодая сулила, Чем подарила, что даст впереди… Бедная! лучше вперед не гляди!

Все эти выводы и обращения к девушке, идущей под венец, поэт делает на основании того, что много общался с более старшими женщинами, со старухами, крестьянками, видел реальность их будней.

Прекрасно знал Николай Алексеевич быт не только деревенский. Он легко окунулся в городской помещичий быт. И то, что страдали у него все женщины по-разному хорошо проанализировать по стихотворению «Дешёвая покупка или Петербургская драма».

Распродаётся имущество. Барину всё равно какие цены будут выручены, а барыня мучительно торгуется. Автору интересно, что стоит за этой скрупулёзностью.

Только у няни глаза заслезилися: «Вот и с приданым своим мы простилися!» — Молвила няня… «Какое приданое?» — «всё это взял он за барышней нашею…

Вот и отгадка всей скрупулёзности и печали барыни. Молодая женщина прощается со своими мечтами, со своим образом жизни, с торга продаются её желания и мечты.

Няня меж тем заунывные жалобы Шепчет мне в ухо: «Распродали дешево — Лишь до деревни доехать достало бы. Что уж там будет? Не жду я хорошего!

Таких стихотворений о неприглядной городской жизни у Некрасова достаточно. Сюжеты между матерью и дочерью, когда именно мать толкает дочь или замуж либо просто на распутную дорогу, встречаются часто и вызывают негодование.

Лирика Некрасова, основные темы и мотивы сочинение

Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.

Темы и мотивы лирики Некрасова

Поэт Некрасов предстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы.

Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики любви к Родине, затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную.

Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова.

Тема народа в лирике Некрасова

Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа.

Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей.

Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться.

Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.

Родина в лирике Некрасова

Еще одной важной темой является мотивы Родины в лирике Некрасова. Чувство любви к Родине пронизывает все стихи автора. Вдохновение же писатель черпал из родных просторов. Как пишет автор стихов, достаточно попасть на родную сторону с ее зеленым летом, как душа поэзии полна, и только на Родине от может быть поэтом.

Образ родного края проходит через все творчество Некрасова, где свою страну поэт называет матушкой Русью. Изучая тему Родины в творчестве Некрасова, мы понимаем, что она неразрывно связана и переплетается с мотивом народного страдания, где писатель не прячет свою ненависть к крепостничеству.

Стихотворения о Родине — это думы поэта о судьбе страны, размышления о том, кому на Руси жить хорошо, мысли о своем предназначении, как поэта и как гражданина.

Стихи Некрасова — это прекрасный образец любви к своей Родине и показательный пример того, как важно быть гражданином своей страны и не забывать о патриотических началах.

Образ матери

Нельзя обойти знаменитое стихотворение «Арина, мать солдатская», написанное по воспоминаниям, и основанное на реальных событиях. Когда автор работал над этим произведением, он несколько раз специально ходил в деревню к этой Арине, чтобы не потерять никаких деталей, чтобы правильно передать глубину её горя. Чтобы донести до читателя, что жить было плохо и когда все были живы, но после смерти сына женщина начинает понимать насколько хуже стало её состояние.
Плачет бедная женщина, рассказывая свою историю. Всё произведение пропитано болью и страданием. Из стихотворения мы узнаём, что всего лишь перед самой смертью, когда померещилось Ванюшке облегчение, падая, произнёс он «Ваше благородие», и становится понятно, что забит был солдат, пострадал не в бою, пришёл изувеченным от армейского беспредела того времени.

Этим произведением автор отражает горе матерей намного десятилетий вперёд, вплоть до нашего времени.

Мало слов, а горя реченька, Горя реченька бездонная.

В произведениях Некрасова, старухи и возрастные героини, вообще, живут полной жизнью. Вот хотя бы стих «О чём думает старуха, когда ей не спится».

В произведении образ старухи рисуется в перечислении её грехов. Перебирая собственные грехи, с самой молодости, пожилой человек корит себя, бичует: раз ушла с крестного хода на свидание, в другой раз взяла из-под соседской курочки пару яиц, из-за желания встретить мужа, в самую страду притворилась больной, да и перед праздником спала с ним, а один раз чуть не изменила с солдатом Федькой, молока попила в пост.

То-то я грешница! то-то преступница! С горя валялась пьяна… Божия матерь! Святая заступница! Вся-то грешна я, грешна.

Такое заключение делает автор устами старухи. Всё написано очень простым языком. Поэт будто желает, чтобы читатель разобрал все прегрешения русской простой бабы и пришёл к заключению, что перед ним образ почти святой женщины.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: