1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На какую тему писать стихи

Как писать стихи

Как писать стихи? Многим кажется, что настоящий поэт не будет задавать такие вопросы. Бытует мнение, что слова должны приходить сами, вместе с вдохновением. Тот, кто интересуется «как писать стихи?» якобы никогда не достигнет мастерства. Спешим развеять этот миф. Конечно, без таланта и вдохновения не обойтись, но литературное мастерство недаром преподают в университетах. Учиться писать — важная часть работы каждого поэта и писателя. Умение посмотреть на свою работу со стороны, придумать строки, которые запомнятся и найти тему, интересную читателю — всё это требует терпения и определенных навыков, которым можно научиться.

Как писать стихи?

Начните читать стихи

Эта рекомендация может показаться необычной, но именно с этого стоит начать. Попробуйте почитать поэзию разных жанров и стилей. Обязательно изучите классику. Какие стихи вызывают у вас, как у читателя, горячий живой отклик? Попробуйте проанализировать, почему одни стихи близки нам и запоминаются, а другие не остаются в памяти и забываются сразу после прочтения?

Изучите стихотворные размеры

Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение. Как писать стихи, если вы не отличаете ямб от хорея? Очевидно, что это невозможно. Да, в современной поэзии нет четких критериев, но искушенный читатель сразу поймет, что в ваших стихах нет ритма.

Подумайте, что хотите сказать читателю

Каждое стихотворение — это высказывание автора. Мысль, которую вы доносите разными художественными способами. У стихотворения есть определенная драматургия. Подумайте, как вы раскроете эту мысль? Какими художественными приемами воспользуетесь?

Избегайте банальностей

Существуют рифмы, которые уже стали символами плохих стихов «любовь-кровь», «розы-морозы». Так же плохо будут читаться «глагольные» рифмы — «любила-укрыла», «спросила-дарила». Лучше, если рифмующиеся слова — это разные части речи.

Единство

У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение обсценной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в самом начале творческого пути.

Учитесь искать необычные метафоры

Голубые глаза всегда сравнивают с «цветом неба», каждый знает, что «весна — пора любви», а увядание природы осенью — символ печали. Постарайтесь подобрать более оригинальные метафоры для описаний.

Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно

Друзья и родственники, вероятнее всего, будут снисходительны к вашему творчеству. Постарайтесь найти «поэтического наставника» из числа тех, чье творчество кажется вам достойным восхищения. Относитесь к критике терпеливо и внимательно. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а настоящие профессионалы учатся на своих ошибках.

Пишите о том, что хорошо знаете

Старайтесь не браться за темы, в которых «плаваете». Ревность, доводящая до исступления, стихи о прозе жизни людей из восемнадцатого века… Всё это стоит использовать в сюжетах своих произведений, если вы хорошо разбираетесь в проблеме.

Выполняйте упражнения

Тренируйтесь и развивайте свои творческие способности.

  • Попробуйте подобрать максимальное количество рифм к слову «облако» или любому другому;
  • Напишите первую строчку, лишенную смысла и составьте четверостишие, которое уже расскажет читателю маленькую историю;
  • Возьмите известное стихотворение, уберите строки через одну и попробуйте написать свою версию.

Заинтересуйте читателя

Стихотворение должно «цеплять» и интриговать читателя с первой строчки, чтобы его хотелось продолжить читать. Вот удачные примеры:

Нам сразу хочется узнать, что же произошло с главной героиней? Если человек, о котором она говорит, не хотел зла, то, о каком событии идет речь?

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»…

Анна Ахматова

Почему на героине темная вуаль? И, действительно, отчего она бледна?

Необязательно начинать стихотворение с вопроса, но хорошо, если в сюжете есть интрига.

Не публикуйтесь за деньги

Всегда хочется увидеть свое творчество на бумаге. Старайтесь не поддаваться соблазну опубликовать свое произведение за деньги даже, если вам предлагают и гарантируют наплыв читателей. Подождите, пока ваше мастерство достигнет такого уровня, что гонорар за публикацию будут предлагать уже вам.

Пишите чаще

Количество написанных стихов не всегда переходит в качество, но, чем больше вы тренируетесь, тем больше шансов, что однажды у вас родится по-настоящему гениальное произведение. Старайтесь в стихотворной форме описывать все, что вы видите и все, что вас волнует. Ведь именно благодаря сильным переживаниям во все времена рождались лучшие стихи!

Стихосложение-21. Какие темы в поэзии особенно популярны?

Когда-то написал шокирующее эссе о том, что вся мировая литература построена всего на четырех сюжетах. В этом явном преувеличении есть зерно правды. Если прочтете несколько сборников лирики, то легко обнаружите темы, которые определенно превалируют над всеми остальными.

Одним из лидеров является любовная тема, что и неудивительно, ведь влюбленность даже на физическом уровне приводит организм в состояние повышенной чувствительности. Всё вокруг наполняется светом любви, мир воспринимается ярче и обостренней. Кажется, что о любви шепчут звезды и поют соловьи, грудь наполняет смятение, тоска и счастье. Иногда для поэта состояние влюбленности даже важнее самого объекта любви.

С одной стороны, именно в этом состоянии поэтическое вдохновение проявляет себя наиболее мощно. С другой — именно частое обращение к любовной теме делает написание оригинального, ни на что не похожего, любовного стихотворения необычайно трудным. Наверное, такого количества плохих и избитых стихов, как на тему любви, мы больше нигде не найдём.

Любовь — одно из мощнейших, но далеко не единственное сильное чувство. Поэтому остальные эмоциональные стихи я бы объединил под условным названием «Стихи пограничных состояний». Сюда можно отнести состояния счастья, радости, отчаянья, одиночества, страха. Особо плодотворным является щемящее состояние просветленной тоски и грусти, то, что Пушкин описал словами: «Мне грустно и легко; печаль моя светла».
Анри Руссо, «Муза, вдохновляющая поэта», 1909 г.
Фото: artchive.ru

Иногда, когда чувства особенно сложны и смятенны, поэты пишут своеобразным методом «Потока сознания», позволяя рождающимся словам и образам вольно и причудливо сменять друг друга и самостоятельно диктовать направление стиха. Здесь главное — не логическая связь и осмысленность, а соответствие определенному настроению.

…Выдыхал неистово,
Вздрагивали искрами
Силы света.
Силы света белые,
Силы света чистые
Силы света.
Когда ногу за ногу,
Когда солнце за солнце,
Сила света всасывает,
От неё не спрячешься.
Что-то перепуталось,
Был по нитке спущенный
И в петле болтается…
Сила света всё.
С. Аксёненко

А вот как передал бред горячки Р. Киплинг (пер. М. Фромана):

…В утра свежем дуновенье
Видел я — верблюд ко мне
Вне законов тяготенья
Подымался по стене,
И каминная задвижка
Пела с пьявками, дрожа,
Распаленная мартышка
Сквернословила, визжа.

С криком несся в дикой скачке
Весь багровый, голый гном,
Говорили о горячке
И давали в ложке бром,
А потом загнали в нишу
С мышкой, красной как луна,
Я просил: «Снимите крышу,
Давит голову она!

Читать еще:  Анализ стиха я ль виноват что я поэт

Я молил, ломая руки, —
Врач сидел как истукан, —
Что меня спасти от муки
Может только океан.
Он плескался подо мною,
Пену на берег гоня,
И понадобились трое,
Чтобы сбросить вниз меня…

Почти вровень со стихами о любви идут стихи о природе и ее явлениях. Я бы даже назвал их «стихами о пейзаже». Ведь человека могут восхищать не только облака и березки, но и каменные джунгли города, и терриконы шахт. Хотя наиболее благотворно влияют на поэта именно загородные прогулки, где тишина, красота, покой и ничто не отвлекает.

Природа и ее явления могут служить как объектом стихотворения, так и фоном для раздумий. Вечные, истертые, но продолжающие волновать природные темы — это, прежде всего, времена суток, небо с облаками и светилами, лес, сад, поле, дорога, дождь, ну и, конечно, времена года.
Фото: rolandmey, pixabay.com

Среди времен года, безусловно, лидируют осень и весна, когда в природе происходят особенно яркие изменения — увядание и расцвет. Следом за ними идет зима, которая, благодаря своей тишине, покою и домоседству, более стимулирует к творчеству, чем жаркое и шумное лето.

Стихи о природе нередко перекликаются с патриотическими стихами, в которых поэтом руководит чувство своей причастности к родной земле, стране, к своим соотечественникам, чувство гордости или горечи за свою Родину.

Патриотические стихи так часто бывают востребованы государством, что притягивают к себе внимание орды конъюнктурных стихотворцев. Некоторые из подобных творений создаются не без известной доли таланта, как, например, тексты А. Шаганова для песен группы ЛЮБЭ. Многие, наверно, помнят, что группа начинала с шуточных «люмпеновских» песен вроде «Батько Махно» или «Атас», а затем, уловив изменившийся дух времени, полностью перепрофилировалась на патриотическую тематику.

Не меньшую потребность официоз испытывает и в праздничных стихах, будь то Новый год, Рождество или Международный Женский день. Хороших стихов в этом жанре поэзии, по понятным причинам, написано крайне мало.

Прогулки на природе и ночные бдения часто стимулируют рождение так называемых «Размышлений о жизни», огромное место в которых занимает вечно волнующая человека тема смерти, быстротечности бытия, смысла жизни и тому подобных «проклятых» вопросов без четкого ответа.
Татьяна Матвеевна Громыко, «Молитва», 2014 г.
Фото: artchive.ru

К ним вплотную примыкают и религиозные стихи — молитвы, восхваления и обращения к Богу. В старые времена, когда религиозностью было пропитано всё общество, эти стихи были и популярнее, и подлиннее.

Среди стихов о людях, безусловно, превалируют посвящения, особенно матери и детям. Немало стихотворений посвящается людям какой-либо профессии — монтажникам-высотникам, морякам, учителям или себе любимым — поэтам и писателям.

Особенно выделяются в русской поэзии военные стихи, что неудивительно для страны, пережившей самую страшную войну в истории человечества. На этом, ценимом государством, жанре тоже подвизалось немало бездарей, но сама тема не позволила затеряться в графоманском потоке по-настоящему сильным стихам, многие из которых стали популярны в народе, благодаря песням:

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.

Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя — мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, —
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.

Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.
М. Исаковский

Особым жанром, включающим в себя понемногу все предыдущие, являются детские стихи. Часть из них носят игровой, развлекательный характер. Часть — познавательный и воспитывающий. Советской поэзии с этим жанром чрезвычайно повезло. Детские стихотворения К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Б. Заходера по качеству не уступают взрослой поэзии, в них нет глупого «сюсюканья» и заигрывания с детьми. Как нет и суровой дидактичности.
Агния Львовна Барто
Фото: ru.wikipedia.org

Разумеется, детская поэзия имеет свои особенности, отличающие ее от взрослой.

Во-первых, она не должна быть чрезвычайно сложной по языку, по форме и «темной» по смыслу. Верлибр ребенку будет и непонятен, и неприемлем, ведь он любит «складные» музыкальные стихи, которые хочется скандировать и напевать, под которые хочется прыгать и танцевать.

Во-вторых, не стоит касаться тем, которые ребенку скучны и неинтересны. Ребенок скорее получит удовольствие от страшилки про запертого в холодильник «маленького мальчика», чем от стихов о быстротечности бытия. А ведь такие ужасные детские стихи когда-то писали. Вот нравоучительное произведение XVIII века английского богослова И. Уоттса:

Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела! —
Гудит и вьется над цветком,
Прилежна и мила.

…И я хочу умелым быть,
Прилежным, как она, —
Не то для праздных рук найдет
Занятье Сатана!

Пускай в ученье и в труде
Я буду с ранних лет —
Тогда и дам я на суде
За каждый день ответ!
пер. О. Седаковой

Ребенка надо учить, не только запугивая, но и развлекая. Даже нравоучительная до оскомины сказка К. Коллоди о Пиноккио до сих пор читается детьми именно из-за яркого увлекательного сюжета. Пиноккио. Первая иллюстрация 1883 г.
Фото: Enrico Mazzanti, ru.wikipedia.org

Описывая тематику поэзии, я касался в основном лирики. Эпические и повествовательные стихи ныне пишутся редко. Причина в том, что многие функции сюжетного повествования взяла на себя художественная проза. И написать талантливый, превосходящий по воздействию прозу сюжетный стих гораздо сложнее, нежели менее стесненную в выражении лирику. Зато тематика повествовательного стихотворения практически неисчерпаема, и писать о ней я смысла не вижу.

Открой в себе поэта: как научиться писать стихи

Сможешь, как Пушкин?

Возможно, читать стихи сейчас не так популярно, как смотреть сериалы. Но мы верим, что остались еще истинные ценители поэзии. Ты с удовольствием читаешь стихи Есенина, Пушкина, Фета, Рождественского и мечтаешь сочинить что-то хоть отдаленно похожее? Тогда скорее читай наши советы. Упорство, тренировка и вот уже вместо унылого текстового поздравления с днем рождения ты пишешь подруге целое стихотворение!

Пиши только тогда, когда есть вдохновение

Творчество напрямую связано с твоим внутренним состоянием. Невозможно создать что-то хорошее, если у тебя нет подходящего настроения. Ни в коем случае не заставляй себя, не загоняй в какие-то рамки, типа «напишу что-то завтра после уроков, потому что будет свободное время» или «сегодня вечером нужно пару строчек написать, а завтра уже побольше». Поверь, ничего хорошего из этого не выйдет. Поэзия – это отражение твоих чувств и порыв души.

Читать еще:  Стих как хорошо уметь читать видео

Начни с простого

Если ты хоть иногда проявляла внимание на уроках литературы, ты должна вспомнить, что существуют разные типы рифм и размеры стихотворений. Но на первом этапе не советуем тебе забивать этим голову. Для начала просто найди самые легкие рифмы, которые придут в голову, и запиши их. Потом с помощью этих слов попробуй составить несколько строк. Не обязательно, чтобы они содержали какой-то глубокий смысл, ведь ты только пробуешь. На начальном этапе главное для тебя – научиться работать со словом.

Выбери темы, которые тебе интересны

У поэтов и писателей есть огромный простор для творчества. Можно писать абсолютно обо всем, что происходит в жизни, что нас окружает, что мы чувствуем. Поэтому очень важно найти именно то, что близко тебе. Обычно любимая девичья тема, конечно же, любовь. Но если ты наслаждаешься пейзажами и любишь слушать шум моря, смело отражай ощущения от единения с природой в стихотворных строках. Если тебя волнует проблема поиска себя, пиши об этом. Просто прислушайся к внутреннему голосу и поймешь, чем хочешь поделиться с миром. Ну… или только с самыми близким.

Пиши обо всем, что видишь

Если ты уже потренировалась рифмовать слова и составлять незамысловатые строки, стоит перейти к написанию конкретного стихотворения на определенную тему. Где ее взять? Из жизни, конечно. И если в твоей жизни совсем ничегошеньки не происходит, надо срочно кардинально менять ситуацию! Пробуй новое, соглашайся на все-все-все даже самые сумасшедшие предложения друзей, а еще извлекай выгоду из плохого. Несчастная любовь? Замечательно! Это просто непаханое поле для творчества! Запиши все слова и фразы, которые у тебя на уме. Если там не будет ни одной рифмованной пары – ничего страшного. Когда будет список с конкретными словами и фразами, на них уже и будешь ориентироваться: придумывать рифмы, определять очередность.

Не забывай использовать художественные приемы

Метафоры, эпитеты, антитезы, анафоры, аллитерации – это именно то, что делает стихотворение таким легким, сказочным и придает идеальное звучание. Ведь в обычной жизни мы редко пользуемся подобными приемами. Чаще мы разговариваем очень просто и понятно. Поэзия же дает нам возможность окунуться в совсем иной мир, увидеть то, что было скрыто. В общем, средства художественной выразительности – твои лучшие друзья.

Изучи теорию

Если ты уже определилась с основными темами, подобрала много рифм, написала десяток простеньких стихотворений без особого смысла и поняла, что это действительно тебе интересно и ты хочешь совершенствоваться – тебе пора переходить к подробному изучению этого ремесла. Теперь важно окунуться в теорию и разобраться, какие же бывают рифмы, определить, какие ты использовала в своих первых «трудах» и какие ближе всего твоему сердцу. Также обязательно изучи все приемы, которые используют поэты. Очень полезно всю эту теорию разбирать на конкретных примерах, то есть проводить подробный анализ известных произведений. Можешь даже позаниматься с репетитором, если тебе так легче.

Учись у профессионалов

Конечно, в любом деле необходим определенный пример, ты должна на кого-то равняться. К счастью, мы знаем огромное количество талантливых поэтов, у которых можно чему-то научиться. Поэтому лучшей тренировкой в промежутках между написанием собственных стихов будет чтение произведений других авторов. Тебе очень повезло, ведь специально для тебя мы составили подборку лучших стихотворений талантливейших поэтов. Все они совершенно разные, каждый по-своему видит и показывает мир. Ты обязательно найдешь того, кто близок твоему сердцу.

КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ. 11 советов начинающим

Вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Это ни в коем случае не страница учебника. До учебников не дорос. Это просто несколько личных советов.

Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.

Заранее извиняюсь за возможные описки или ошибки. Всё как в анекдоте: “писатель я, а не чита. “, а не филолог. В статье не стану использовать редкие специфические термины, известные лишь кругу посвященных. К чему здесь “умничать”?
________________________

Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?

Нужно в себе обнаружить желание поделиться с другими, высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя (более распространенный случай).
Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским “alter ego” – его отражением, внутренним голосом, собеседником и субъектом, желающим донести некую мысль и слова до читателя.

Следующее, что необходимо обнаружить в себе, – это тему и саму мысль, которую следует донести. Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком – отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной “бич”, напрочь обесценивающий результат.

Редким исключением может являться пейзажная лирика – словесная картина. Но этой “продукцией” настолько завалены литературные сайты, что, говоря “коммерческим языком”, предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.

________
Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой и т.п.. И тут я вас снова огорошу. Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но дам практические советы.

Совет по ритму:
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах “Евгений Онегин”. Все помнят:

“Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.”

Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:

м о й д Я д я с А м ы х ч Е стн ы х пр А в и л,
к о гд А н е в ш У тк у з А н е м О г.

Если обратить внимание только на гласные буквы, то сильные, акцентированные отмечены КРАСНЫМ заглавным шрифтом, а слабые, неакцентированные – зелёным строчным. Попробуйте прочитать эти две строчки, ставя ударения на красных гласных – и сразу же ощутите ритм.

Читать еще:  Что такое инверсия в стихах

Если же обозначить гласные буквы или связанные с ними слоги альтернативным способом, то получим следующую схему (которая более наглядна):

_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /

Здесь каждый слог, в основе которого есть некая гласная буква, обозначается символами “_” или “/”. При этом “_” соответствует слабому месту (ну, или безударному слогу), а “/” соответствует сильному месту, на которое можно ставить ударение при чтении. Одна такая повторяющаяся пара ” _ / ” – называется стопой.

Благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.

Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.

Так, например в приведенном отрывке количество слогов (можете сосчитать) в строках таково:
9
8
9
8

А если считать в стопах, то в 1-ой и 3-ей строке 4 с половиной стопы, а во 2-ой и 4-ой строке 4 стопы. Таким образом, мы имеем дело с четырехстопным ямбом.

Очень часто стихотворцы стараются уместить по одной мысли в каждую строку или каждые две строки (т.е. кратно). Так легче сочинять. Но слова русские длинные, количество стоп в строке ограничено, поэтому удачно втиснуть законченную мысль в заданное “пространство” бывает сложно. Поэтому новичкам не советую формировать кроткие строки, например, в три стопы. Пробуйте варианты в четыре стопы, лучше в пять стоп на строку. и даже шесть. Так легче будет совладать с сюжетом.

а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: “кОле тся – успОкоя тся “. При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы “набить руку” в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях. Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.

Освоив точные рифмы, можете переходить к рифмам более сложным.

б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда – беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы в неопределённой форме. “Кидаться – смеяться – ругаться – целоваться – “. Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: “пришёл – нашёл – зацвёл – “. Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, “козёл” – и будет счастье :).

в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: “шла” (1 слог) и “заволокла” (4 слога).

г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: “ботинок – полуботинок”. Кто только уже над этим не посмеялся.

Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: “брак” (семейный союз) и “брак” (плохое качество).

Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн. С длинным списком рифм дело пойдет быстрее, а стихи станут более складными.

На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение – оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов – важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе и растекаться мысью по древу может практически каждый.

Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они – типичные враги лапидарности.

Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?

Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней “воды”, допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество – это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:

“Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды”.

“Ударная концовка” – удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной. Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! 😉

Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё чувствуют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку. Мой же совет – для тех, кто его ищет.

Удачная концовка – важнейший элемент ваших будущих произведений. Но далее я усилю требования следующим призывом:

Если в стихотворении несколько четверостиший, то подойдите к ним с теми же требованиями, что и к финалу. То есть 7-ой пункт – это тот же 6-ой пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию (строфе) в составе стихотворения. А именно:

а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте “сюжетной подводкой” рифмованных (по отношению к концовке) строк.

Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.

Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова “для вставки”, как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям.

В итоге совет: пишите строки по возможности “длинными” словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, “длинные” слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть “достаточными” для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку.

Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные. вплоть до размеров целого четверостишия. Используйте причастные, деепричастные обороты.

Используйте метафоры (но не “перегибая палку”). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, определения из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: