9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На стихи какого поэта кабалевский

Музыка. 5 класс

Конспект урока

«О подвигах, о доблести, о славе…». Знакомство с жанром реквиема

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— знакомство с жанром реквиема в гражданском аспекте;

— знакомство с жанром реквиема в других видах искусства;

— знакомство с произведениями Д. Б. Кабалевского «Реквием», Р. И. Рождественского «Реквием», С. А. Красаускас «Вечно живые».

Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.

Обязательная литература

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Тематический материал для самостоятельного изучения

Есть в истории народа события, которые невозможно забыть…. Они внедряются в генетический код и звучат в ритме сердца. Таким событием стала для нашей страны Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. Беда пришла на нашу землю, мирную, развивающуюся, полную надежд. Враг напал вероломно, страшно, поправ всё самое светлое и дорогое, что есть в сердце каждого человека. Все: молодые и старые, мужчины и женщины, школьники-подростки – вся страна встала на защиту своего дорогого отечества! Не найти ни одной семьи, которой бы не коснулась эта страшная трагедия.

Подвигом был каждый день, каждый час, каждый шаг, шаг через боль, страх, страдание во имя мира, во имя будущей жизни, во имя светлых идеалов добра и счастья. Люди отдали свои жизни для того, чтобы потомки могли жить, радоваться и строить счастливое будущее для следующих поколений. Подвиг народа, ценой невероятных жертв одержавшего победу над фашизмом, был воспет многими художниками того времени. Воспет и увековечен для потомков, которые будут жить, не зная войны. Эта память даёт силы быть достойными их подвига, бороться за мир во всём мире. И в поэзии, и в музыке, и в изобразительном искусстве отразилась война.

Очень подходящим оказался жанр реквиема. Он трансформировался из церковной заупокойной мессы в патриотическую ораторию, посвящённую памяти погибших героев.

Жанр стал использоваться не только в музыке, но и в поэзии, и в изобразительном искусстве. Поэт Роберт Рождественский, который во время войны был ребёнком, в 1960 году написал поэму, назвав её «Реквиемом», и посвятил её «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны». Поэма эта – не просто дань уважения погибшим, она написана болью и кровью сердца и глубоко волнует каждого, кто слышит её. Нет человека, кто мог бы слушать её без слёз.

Идея создания реквиема по погибшим героям войны родилась у Роберта Рождественского и композитора Дмитрия Кабалевского, который хотел увековечить подвиг народа в крупном музыкальном произведении. Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского широко известно в мире искусства советского периода. Будучи талантливым композитором, педагогом и общественным деятелем, он широко пропагандировал музыкальное искусство, затрагивая актуальные вопросы современности. Большое значение композитор придавал музыкальному воспитанию подрастающего поколения, на детей он возлагал большие надежды, ведь дети – будущее страны, будущее народа. Результатом его работы стала программа по музыке для общеобразовательных школ, на которую до сих пор опираются музыкальные педагоги.

Дети становятся в «Реквиеме» Рождественского и Кабалевского выражением надежды, светлого будущего, радости жизни. Часть кантаты «Наши дети» исполняется детским хором, это песня – клятва павшим быть достойным их подвига и их памяти и песнь, полная оптимизма, надежды и солнечного света.

Всего в оратории десять частей, построена она на принципе контраста, как и в традиционном реквиеме, исполняется сочинение так же традиционно оркестром, хором и солистами. Несмотря на то, что «Реквием» Дмитрия Кабалевского не является церковным произведением, в нём есть молитва. Такова часть «Я не умру». Это обращение воина к природе, частью которой он является, к силам судьбы, это надежда успеть допеть свою песню и испить чашу до дна. Образ чаши страдания перекликается с историей страданий Иисуса Христа.

Бесконечное горе, которое пережила страна, мы слышим в части «Сердце матери». Это плач, безутешное горе матери, потерявшей на войне самое дорогое – своего сына. «Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою. Не хочу я ничегошеньки, только сына милого». Так и Родина-мать оплакивает своих сыновей.

Образ Родины предстаёт перед слушателями во второй части «Реквиема».

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Горе твоё – это наше горе, Родина.

Правда твоя – это наша правда, Родина.

Слава твоя – это наша слава, Родина!

Судьба Родины – это судьба каждого человека, в трагические моменты истории это единство особенно сильно, не было другого выбора у наших дедов и прадедов, корме как встать на защиту своего отечества.

Решимость, мужество, доблесть и готовность пройти через огонь и ужас, отдать жизнь, защищая свой дом, звучит в маршевом ритме части «Поступь дивизий». В этой части впервые звучит слово «Победа!». И как итог – память! Память будущих поколений о том, какой ценой была завоёвана Победа! Память, почтение и бесконечная благодарность за возможность жить в мире, не знающем войны. Эта память обязывает потомков быть достойными её и идти в будущее со светлыми идеалами добра и мира.

Заключительная часть «Реквиема» – «Помните!». «Убейте войну, прокляните войну!» – призыв ко всем людям будущего, рождённый памятью подвига павших.

«Реквием» написан о погибших, но посвящен живым. Он рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.

Поэма Роберта Рождественского нашла отклик и в сердце литовского художника-графика, друга поэта Стасиса Красаускаса. Он проиллюстрировал поэму «Реквием», создав контрастом двух цветов образы жизни и смерти, мира и войны, горя и радости. Позже на основе этих иллюстраций, художник создаст цикл из 35 гравюр «Вечно живые», воплотившие жанр реквиема в изобразительном искусстве.

Композитор Д. Б. Кабалевский закончил работу над «Реквиемом» в 1963 году и был удостоен за его создание государственной премии имени М. И. Глинки.

Стасис Альгирдо Красаускас создавал в различных техниках гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Сама техника гравюры, основанная на контрасте чёрного и белого цветов, определяет лаконичность стиля и метафоричность образов произведений художника.

Проиллюстрировав в 1961 году поэму Роберта Рождественского «Реквием», художник, вдохновляясь вновь и вновь этими пронзительными стихами, создал к 1975 году целый цикл из 35 гравюр «Вечно живые», выходящий за рамки иллюстраций к поэме, став отдельным художественным произведением. Прообразом и композиционным ключом к циклу стала фреска неизвестного художника на фасаде кирхи в Зеленополье (Калининградская область), посвящённая жертвам первой мировой войны. В основе композиции – два плана: фигура погибшего воина внизу и картины мирной жизни в верхней части. Такое построение композиции служит напоминанием о тех, кто отдал свою жизнь во имя счастья детей и внуков. Из их смерти, рождается новая жизнь, а память о них является залогом сохранения мира. «Борьба». «Память». «Грёзы». «Жизнь» – таковы названия частей цикла «Вечно живые».

Читать еще:  Кто написал стих вдруг со всех концов поднялася русь

Сам художник писал о своём произведении: «Никогда не позабудет мир подвига Советского Воина. Он сражался, пал и остался с нами, как напоминание о великом нашем долге перед Родиной, Прогрессом, Человеком. Ему, Вечно живому, и посвящаю этот свой цикл».

Примеры заданий из тренировочного модуля:

№1. Подберите правильное описание для изображения:

Обложка грампластинки «Реквием» Д. Б. Кабалевского на стихи Р. И. Рождественского

Варианты ответов: камерное сочинение для фортепиано; музыкальный спектакль с участием артистов балета; многочастное сочинение для оркестра, хора и солистов, построенное на принципе контраста.

Для ответа на вопрос достаточно вспомнить определение жанра реквиема – как многочастного сочинения, написанного для оркестра, хора и солистов, построенного на принципе контраста.

Правильный ответ: многочастное сочинение для оркестра, хора и солистов, построенное на принципе контраста.

№2. Установите соответствия между автором и произведением.

Варианты ответов: В. А. Моцарт; Ф. Шопен; Д. Б. Кабалевский; «Реквием на традиционный латинский церковный текст; не писал в жанре «Реквиема»; «Реквием» на стихи Р. Рождественского, посвящённый памяти героев Великой Отечественной войны.

Из предыдущих уроков известно, что Ф. Шопен не писал произведений в жанре «Реквиема», а В. А. Моцарт написал свой знаменитый «Реквием» на традиционный латинский церковный текст. В обучающем видео рассказывается о реквиеме, написанном светскими композиторами, отошедшими от религиозной тематики, посвящённом памяти героев Великой Отечественной войны, написанным совместно композитором Д. Б. Кабалевским и поэтом Р. И. Рождественским.

Значит, правильный ответ:

В. А. Моцарт / «Реквием» на традиционный латинский церковный текст.

Ф. Шопен / не писал в жанре «Реквиема».

Д. Б. Кабалевский / «Реквием» на стихи Р. Рождественского, посвящённый памяти героев Великой отечественной войны.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • автомобиль (1)
  • аудикниги (1)
  • бытовая техника (1)
  • вышивка (48)
  • гладь, узорные швы (7)
  • журналы (2)
  • канва (1)
  • мы судьбу вышиваем на пяльцах (3)
  • натяжение канвы (1)
  • нитки (3)
  • обереги (7)
  • оформление (4)
  • подарки (2)
  • полезные советы (8)
  • станки (1)
  • часы (2)
  • вязание и шитье — советы (49)
  • вязание крючком (649)
  • ананасы (33)
  • воротнички (2)
  • детям (33)
  • джемперы, пуловеры (40)
  • джурабы, носки, тапочки (7)
  • для собак (1)
  • женские модели 50 (4)
  • журналы (33)
  • игрушки (98)
  • ИК (33)
  • кайма (3)
  • кожа и крючок (5)
  • обучение (122)
  • пальто,кардиганы, кофточки, жакеты, жилеты (83)
  • платья (14)
  • пледы, коврики, прихватки, подушки (34)
  • пояса, ремни (6)
  • скатерти, занавески, салфетки (15)
  • сколько стоит вязание (1)
  • сумки (12)
  • топы, туники (42)
  • узоры (20)
  • филе (12)
  • шали, шарфы, палантины,снуды (75)
  • шапочки, повязки на голову (25)
  • шнуры (3)
  • юбки (10)
  • вязание на вилке (18)
  • вязание спицами (971)
  • игрушки (20)
  • пледы, коврики, прихватки, подушки (14)
  • свитера, пуловеры, джемперы (187)
  • варежки (6)
  • двуцветные узоры (22)
  • детям (43)
  • для собак (3)
  • жакеты, жилеты, кардиганы, пальто (199)
  • журналы (34)
  • кайма (3)
  • мужчинам (28)
  • носки, тапочки (13)
  • обучение (156)
  • платья (9)
  • пояса, ремни (1)
  • скатерти, занавески, салфетки (2)
  • сколько стоит вязание (1)
  • сумки (5)
  • топы, туники, пончо (30)
  • узоры (52)
  • цветное вязание (67)
  • шали, шарфы, палантины, снуды (175)
  • шапочки, повязки на голову (59)
  • юбки (4)
  • для детей (173)
  • бумажные куклы (16)
  • воспитание (56)
  • вязаные куклы (28)
  • егэ (2)
  • игры, раскраски, игрушки, домики (26)
  • куклы тильды (20)
  • музыка (17)
  • наука и техника (1)
  • обучение — куклы (2)
  • песни, стихи, загадки (17)
  • соленое тесто (8)
  • домоводство (48)
  • мыло (4)
  • пластиковые окна (4)
  • средства от моли, комаров и клещей (2)
  • стирка, чистка (37)
  • живопись (10)
  • животные (1)
  • кошки (1)
  • жизнь (4)
  • заработок (5)
  • интернет, компьютер (76)
  • ипотека, покупка-продажа квартиры (3)
  • как делать покупки за рубежом (1)
  • квилтинг (1)
  • книги, фильмы (2)
  • комнатные растения (13)
  • лимоны (1)
  • красота и здоровье (346)
  • 2*4 (2)
  • акупунктура (22)
  • бросить курить (3)
  • БФ (10)
  • волосы (21)
  • ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ (1)
  • детям (2)
  • ЖКТ (22)
  • здоровье (36)
  • зубы (4)
  • кожа (23)
  • латина (1)
  • лимфа (2)
  • луценко (3)
  • ОКСИ (10)
  • онкология (15)
  • позвоночник, суставы (20)
  • похудение (79)
  • простудные заболевания (7)
  • сердечно-сосудистые заболевания (14)
  • сон (5)
  • травы (16)
  • тренируем мозг (3)
  • упражнения для фигуры (15)
  • уход за лицом и телом (57)
  • щитовидка (2)
  • кулинария (531)
  • блюда из курицы (64)
  • блюда из овощей (24)
  • выпечка на заказ (2)
  • галушки, вареники, пельмени, манты и т.д. (12)
  • десерт — мороженое, желе, суфле, кремы, напитки (40)
  • домашние молочные продукты (20)
  • закуски (11)
  • запеканки (5)
  • качественные продукты (4)
  • каши (3)
  • красивая разделка теста (8)
  • Ложка и стакан вместо кухонных весов (2)
  • макаронные изделия (4)
  • маринады, соленья, варенья (20)
  • микс (1)
  • мультиварка (3)
  • мясо (28)
  • НАПИТКИ (1)
  • несладкая выпечка (45)
  • оформление стола (13)
  • оформление тортов (8)
  • пирожки жареные, чебуреки,блины, беляши, хворост, (33)
  • роллы (1)
  • рыба (17)
  • салаты (20)
  • сладкая выпечка (164)
  • соусы разные (6)
  • супы, борщи, жаркое и т.п. (8)
  • тесто (24)
  • яйца (11)
  • мех (1)
  • мечта (1)
  • дом (1)
  • мне (5)
  • мудрые мысли (51)
  • музыка (73)
  • классическая (28)
  • легкая (25)
  • мыловарение (2)
  • настроение (58)
  • огород (1)
  • огород на подоконнике (8)
  • открытки, поздравления, подарки (8)
  • отпуск (2)
  • поделки (7)
  • поиск (2)
  • полезные мелочи в быту (44)
  • праздник (5)
  • оформление (2)
  • психология (44)
  • религия (22)
  • ремонт (43)
  • интерьер (38)
  • сантехника (2)
  • свадьба (3)
  • секреты успеха (71)
  • стиль (37)
  • стихи (53)
  • украшения рукодельные (26)
  • куклы (2)
  • пояса, ремни (3)
  • светильники, люстры (3)
  • украшение окна, шторы (4)
  • цветы, бабочки — ленты (8)
  • часы (1)
  • уроки LI.RU -начинающим (63)
  • фильмы (3)
  • фото (2)
  • цветы (20)
  • денежное дерево (2)
  • каланхое (1)
  • оформление (2)
  • пионы (6)
  • розы (1)
  • шитье (198)
  • без выкроек (14)
  • постельное (8)
  • тимофеев (6)
  • трикотаж (5)
  • топы (4)
  • ДЖЕМПЕР, ТРИКОТАЖ (2)
  • ВАРЕЖКИ (1)
  • брюки (2)
  • детям (6)
  • джинсы (7)
  • ждем аиста (12)
  • журналы (1)
  • игрушки (2)
  • КОЖА (4)
  • креш (2)
  • мех и трикотаж (3)
  • обучение (55)
  • платья (24)
  • разное (20)
  • сумки (3)
  • тапочки (4)
  • ткань+вязание (8)
  • тренчкот (1)
  • туники и леггинсы (5)
  • шапочки, береты (4)
  • шарф, французская косынка (4)
  • швейные машины (2)
  • шифон (9)
  • юбки (9)
  • юбки из джинсов (2)
  • школа (46)
  • биология (7)
  • география (6)
  • история (12)
  • литература (9)
  • математика (7)
  • россия (4)
  • скорочтение (1)
  • физика (2)
  • эзотерика (42)
  • языки (36)
  • английский (18)
  • немецкий (1)
  • русский (15)
Читать еще:  Что попросить у золотой рыбки в стихах

Музыка

  • Все (5)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

  • Все (50)

Сообщества

Статистика

Дмитрий Кабалевский. «Реквием».

Дмитрий Кабалевский. «Реквием».

Дмитрий Кабалевский.
«Реквием».

Произведение Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвящено «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры.

Для солистов , смешанного хора , детского хора и оркестра
Текст Роберта Рождественского.
Солисты — В.Левко, В.Валайтис Дирижер — Д.Б.Кабалевский
Хор художественного института образования
Московский симфонический оркестр
Дирижёр: Дмитрий Кабалевский
Изображение : « Оборона Севастополя » Александра Дейнеки

В советской музыке это не первое сочинение такого плана— еще в середине 30-х годов появился первый атеистический, не только не основанный на богослужебных текстах, но прославляющий борца за коммунизм «Реквием» памяти Кирова М. Юдина, затем, в 1946 году, — Реквием памяти павших героев Ю. Левитина. Так что Кабалевский лишь продолжил традицию советского атеистического реквиема. Однако его сочинение стало наиболее популярным в этом ряду
В конце 1963 г. Кабалевский завершил грандиозную по замыслу и содержанию ораторию на слова Р. Рождественского — «Реквием», посвятив его памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Основная идея «Реквиема» — призыв к живым быть достойными подвига павших, помнить о жертвах, бороться за жизнь на земле.
«Реквием», состоит из десяти частей: Вступление – «Помните»; «Вечная слава»; «Родина»; «Я не умру»; «Поступь дивизий»; «Черный камень»; «Сердце матери»; «Грядущее»; «Наши дети»; «Слушайте»;
Во вступительной части «Реквиема», слышится призыв всем людям мира помнить ужасы войны и из поколения к поколению передавать память о погибших героях, защищавших мир ценой огромных человеческих жертв.
В теме «Родина» звучит мотив, что человек должен быть в единстве со своей родиной: «…горе твое – это наше горе, Родина. Правда твоя – это наша правда, Родина. Слава твоя – это наша слава, Родина».
Маршем звучит «Поступь дивизий» и хоровое пение ему вторит: «… и слышалась поступь дивизий, великая поступь дивизий, железная поступь дивизий, точная поступь солдат…».
На могилах павших устанавливают надгробные черные камни. Эти камни, как напоминание о жертвах войны.
Война принесла много горя, сердца матерей скорбят по не вернувшимся сыновьям: «Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою. Не хочу я ничегошеньки – только сына милого».
Как и во многих других сочинениях Кабалевского, в «Реквиеме» тема светлого будущего связана с образами детей. Хор «Наши дети» — один из самых ярких и вдохновенных эпизодов оратории.
«Реквием» Кабалевского — произведение большой гражданской и художественной силы. Патриотический пафос, ненависть к врагам мира, призыв к людям: «Убейте войну, прокляните войну!» — все это было горячо принято слушателями, ибо каждому близки и дороги образы, воспетые композитором.

Дмитрий Борисович Кабалевский: биография, семья, творчество

Дмитрий Борисович Кабалевский — замечательный композитор, общественный деятель, педагог. Его можно отнести к наиболее выдающимся деятелям советской музыкальной культуры. Биография Кабалевского – тому подтверждение.

Детство

Дмитрий Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге. Его дед был военным инженером, отец – математиком, окончившим Петербургский университет. Мать воспитывала детей. С раннего возраста у мальчика проявились разнообразные творческие способности, одной из которых была музыкальность. В семье это, конечно, поощрялось. Однако учительница музыки, с которой занимался юный Кабалевский, была слишком уж строга и не разрешала ему импровизировать. Это надолго отвратило Дмитрия от музыки. Увлеченность музыкой сменилась желанием рисовать. Желая выразить себя, Кабалевский стал заниматься в училище живописи и ваяния.

Переезд в Москву

В Москву семья Кабалевских переехала в 1918 году. Дмитрий вновь решает заняться музыкой. В музыкальной школе он стремится наверстать упущенные годы. После года занятий в школе он учился в Музыкальном техникуме имени Скрябина, в классе фортепиано директора В. Селиванова. В это же время он начал заниматься сочинением музыки. Своей активной творческой активностью он подтолкнул директора к открытию в техникуме нового отделения – композиторского. На должность преподавателя по композиции пригласили Г. Катуара – выдающегося музыкального ученого, автора трудов по гармонии и музыкальному анализу.

Начало трудовой деятельности

Жизнь после революции была очень тяжелой. Кроме учебы необходимо было заботиться и о заработке. Кабалевский пробовал заниматься различными подработками. Он работал почтальоном, рисовальщиком плакатов, тапером в кино. Затем Дмитрий начал заниматься с маленькими детьми в музыкальной школе при техникуме. Для них он пишет разнообразные инструктивные пьесы.

Учеба в Московской консерватории

В 1925 году Кабалевский начал учиться в Московской консерватории на фортепианном и композиторском факультетах, которую с отличием окончил в 1929 году у Н. Мясковского по классу композиции и в 1930-м у А. Гольденвейзера по классу специального фортепиано.

В годы учебы он много занимался общественной деятельностью, став активистом общества студентов, обучающихся композиции. Идеей этого оригинального объединения стало полное отрицание старого художественного наследия как пережитка дворянского искусства, а также призыв к созданию нового искусства, понятного и доступного для всех простых людей: рабочих, крестьян и красноармейцев. В этом новом искусстве особое место занимали хоры и массовые песни. Кабалевский много общался с людьми, бывал на фабриках, заводах, занимался с кружками самодеятельности. Все это время он не прекращал работу с детьми. Он постоянно пишет для них детскую музыку.

К окончанию учебы в консерватории у Кабалевского появляется Первый концерт для фортепиано с оркестром и струнный квартет.

В 30-е годы композитор много работает в различных жанрах. Он становится автором трех симфоний, музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям.

Работа в Московской консерватории

В 1932 году помимо работы с детьми Кабалевский был преподавателем в Московской консерватории. Им была получена ученая степень кандидата искусствоведения без защиты диссертации в 1935 году, а в 1939 году он был уже профессором. В 1940 году он стал членом единственной в стране, правящей Коммунистической партии.

Уральская консерватория

В период Великой Отечественной войны Дмитрий Борисович был эвакуирован с Союзом композиторов. Он жил в Свердловске и преподавал в Уральской консерватории. Там он много занимался общественной работой по организации концертов и бесед о музыке и искусстве в профессионально-технических училищах. В 1942 году многократно ездил в действующую армию. Под впечатлением от военных событий он написал песни на слова Е. Долматовского. В это время была задумана сюита «Народные мстители», написанная для смешанного хора и симфонического оркестра.

Побывав осенью 1943 года в блокадном Ленинграде, он по возвращению начал работу над «24 прелюдиями для фортепиано» — циклом пьес, каждая из которых основана на народной мелодии, оригинально переработанной автором. Этот цикл был законен осенью 1944 года, а исполнен Я. Флиером уже в послевоенные годы.

Читать еще:  Стихи подруге о том что я ее люблю

Военная тематика еще долго используется композитором. В послевоенное время была написана опера «Семья Тараса», в основе которой лежит повесть Б. Горбатова «Непокоренные». Произведения Кабалевского этого периода насыщены образами военных лет, они присутствуют и во Втором струнном квартете, Второй и Третьей фортепианных сонатах, некоторых песнях.

Произведения для детей

Все это время Кабалевский продолжает работу над детскими произведениями (24 легкие фортепианные пьесы, «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «4 песни-шутки» на стихи С. Михалкова). В 1948 году был написан первый из них — для скрипки с оркестром, который он посвятил молодежи. Это стало одним из самых удачных сочинений композитора. В 1949 году был завершен Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году — фортепианный концерт, который основывался на детских, пионерских песнях и был рассчитан на исполнение школьниками. Средняя часть этого концерта строится на интонации популярной песни Кабалевского «Наш край».

В 1955 году создан вокальный цикл «10 сонетов Шекспира» — сочинение, которое Кабалевский долго планировал. Еще одним обращением к поэзии Шекспира стала музыка к спектаклю «Ромео и Джульетта». Впоследствии композитор сделал сюиту из этой музыки.

Сочинения 50-х годов

В 1955 году была написана и состоялась премьера оперы «Никита Вершинин». В следующем году была создана Четвертая симфония. В 1957 год Кабалевским написаны два крупных сочинения — кантата «Песни утра, весны и мира», посвященная теме борьбы за мир, и оперетта «Весна поет», в которой продолжается тема молодости, которая была очень любима композитором.

Кабалевский — композитор много работал над музыкой к кинофильмам, среди которых «Академик Иван Павлов», «Первоклассница», «Вихри враждебные», «Вольница», «Мусоргский», «Хождение по мукам» по роману А. Толстого.

В 1962 году Кабалевский написал Реквием на стихи Роберта Рождественского, посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне. Это произведение было написано в традициях советского атеистического реквиема, который не только не содержал богослужебных текстов, но и прославлял борцов за коммунизм.

«Детская тема»

На протяжении всех этих лет Дмитрий Борисович Кабалевский не прерывал «детскую тему». Несмотря на то, что он уже не занимался преподавательской работой, композитор писал инструктивные пьесы. В эти годы Кабалевский возглавляет некоторые международные общества и комиссии, специализирующиеся на эстетическом воспитании молодежи. Им написано множество статей о молодежи, он проводит лекции, беседы в концертных залах и по телевидению. Кабалевский встречается с юными исполнителями и слушателями, систематически посещает крымский пионерский лагерь «Артек», а также другие пионерские лагеря, там проходят его встречи с ребятами у пионерских костров.

Композитор становится автором труда «Про трех китов и про многое другое», в которой рассказывает о марше, танце и песне, как о «трех китах» музыки, о связи различных видов искусства.

В 60-е годы в Куйбышеве появился конкурс юных пианистов, которому Дмитрий Кабалевский дал свое имя. На первых его проведениях он считает необходимым свое присутствие. Кроме того, он специально для него пишет музыку, участвует в качестве дирижера в гала-концертах лауреатов.

Деятельность Кабалевского в 60-70-х годах

В эти же годы Кабалевский — композитор — перерабатывает свою оперу «Кола Брюньон». А несколько позднее в Пермском оперном театре остоялась премьера еще одной оперы — «Сестры», в основе которой — повесть И. Лаврова «Встреча с чудом». Биография Кабалевского этого периода связана с городом Пермь, так как именно там он много лет избран депутатом в одну из палат Верховного Совета СССР – Совет национальностей, в котором заседали выдающиеся представители советской культуры и искусства. На этой должности Кабалевский активно выполняет свои обязательства перед народом. В 1970 году Кабалевский — председатель парламентской группы СССР, а с 1979 по 1984 год — заместитель председателя Совета Национальностей.

Никто другой из его современников — деятелей культуры — не пользовался таким доверием со стороны всемогущей советской власти. В отличие от С. Прокофьева и Д. Шостаковича, на долю которых выпали издевательства и гонения со стороны власти, музыку Д. Кабалевского принимали восторженно. Полученные Кабалевским награды и звания – свидетельство тому. Более того, он был включен в состав тех людей, которые определяли государственную политику в области культуры и искусства.

Творчество Кабалевского периода 70-80 годов уже не так многообразно – много времени и сил композитора уходят на общественную работу. К сочинениям этих относятся «Пражский» фортепианный концерт, кантата «О родной земле», вокальный цикл «Время», состоящий из шести романсов на стихи Маршака.

С 1960 года Кабалевский – активный деятель Интернационального общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), а в последние годы он был членом Совета директоров. Дмитрий Борисович был на конгрессах ИСМЕ в Токио, Париже, Будапеште, Стокгольме, Варшаве, Дижоне, Интерлохене (США), Монтре (Швейцария), Перте (Австралия). На всех конгрессах он обязательно выступает с докладами, речами, сообщениями.

Неожиданно в 1973 году в биографии Кабалевского появляется новое занятие: он стал преподавать музыку в общеобразовательной школе. Это своеобразная творческая лаборатория для создания новой программы занятий музыкой, в которой он ведет один класс в течение 7 лет, разрабатывая положения программы.

Личная жизнь композитора

О Дмитрие Борисовиче Кабалевском много пишут в прессе. Он рассказывает авторам о своем творчестве, общественной деятельности. Но личная жизнь композитора – это закрытая информация. Известно лишь, что он рано женился. Эдварда Иосифовна Блюман — преподаватель английского языка, переводчик художественной литературы – женщина, на которой женился Кабалевский. К сожалению, семья просуществовала совсем недолго. От этого брака у него появился сын Юрий Дмитриевич.

Второй брак стал более удачным. С Ларисой Павловной, второй женой, композитор прожил всю жизнь. У него родилась дочь Мария, которая впоследствии возглавила Музыкальный культурно-образовательный центр имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Кабалевский много ездит по стране и за рубеж. Его основная деятельность теперь направлена на продвижение программы музыкально-эстетического воспитания, которую не принимает Академия педагогических наук. К этому времени он является одним из руководителей Союза композиторов СССР. Большие надежды композитор возлагает на объявленную М. Горбачевым перестройку, он пишет статьи на эту тему.

В феврале 1987 года в Москве велась подготовка международного форума «За безъядерный мир, за выживание человечества». По просьбе руководства страны Кабалевский должен был принять в нем участие. После его открытия, где он встретился со многими известными людьми, композитор возвращался домой, и внезапно смерть настигла его. Похороны Кабалевского отличались официальностью и торжественностью, соответственно его статусу выдающегося композитора и общественного деятеля советского государства.

Биография Кабалевского — это биография творческого человека, который был принят и признан правящей властью. Имя композитора было увековечено советской властью: в некоторых городах СССР (Ростове-на-Дону, Чайковском и других) появилась улица Кабалевского.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector