5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Над чем смеется маяковский в своих стихах

Сатирические произведения. Что высмеивает, осуждает автор? (Стихотворения «О дряни» «Прозаседавшиеся» ) (Маяковский В. В.)

Спустя несколько лет после революции Маяковский написал в 1921г. стихотворение «О дряни». Поэт был разочарован в последствиях революции, изменения, которые произошли в стране, не удовлетворяли его. Поэт использует такие средства сатиры, как ирония (много уменьшительно-ласкательных суффиксов «потолочек», «спаленка»), гипербола, (резкие, грубые слова «мразь», «дрянь», «зады») язвительный сарказм и гротеск.

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.

Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру — учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Тема стихотворения – идеалы и желания советских мещан. Люди мыслят примитивно, бездумно следят за модой, ставят целью жизни – материальное обогащение. Материальная составляющая жизни первостепенная для советской буржуазии, нет места духовному развитию. Маяковский высмеивает таких людей, которые считают себя интеллигенцией, но в душе так и остались малообразованными горожанами. Автор критикует не самих мещан как сословие, а их тип мышления. К. Маркс критиковал буржуазную политику, был сторонником революции. В стихотворении герой критикует общество и его нравы, привычки; если люди не перестанут заботится только о своем благополучии, то вся жестокость, насилие, связанные с революцией были напрасны. В таком примитивном обществе никогда не будут существовать такие идеи, как равноправие, демократия. Весь смысл жизни мещанина заключается в том, чтобы похвастаться новыми вещами, потешить самолюбие. Маяковский противопоставляет большое количество материальных благ и пустую душу людей.

Стихотворение «Прозаседавшиеся» написано в 1922г. Тема бюрократии представлена в данном произведении. Это стихотворение – возмущение системой бюрократического апарата. Основу советской бюрократии составляют бессмысленные постоянные заседания и бумажная волокита. Чиновники не решают настоящие проблемы, они занимаются всем, но только не помощью народу. Государственные служащие не выполняют своих функций, то есть не служат и не помогают народу, им неважно, что обсуждать, главное сделать видимость бурной деятельности. В произведении использует автор различные средства выразительности: гипербола в названиях заседаний («А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком»), для того, чтобы подчеркнуть их бессмысленность; автор высмеивает пустые и ненужные собрания, на которые чиновники тратят весь рабочий день. Ирония в том, что на заседаниях чиновники присутствуют без головы, автор хотел показать всю бесполезность их собраний. Маяковский осуждает бюрократический аппарат за то, что из-за его безалаберности страдают обычные граждане.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду

Сатира в творчестве Маяковского: объекты

Содержание:

Маяковский – поэт, известный своей оригинальностью. Каждый стих автора напоминает гимн свободе, народу, революции. В начале двадцатых годов он окончательно выбрал сатирический жанр. Первыми работами в этом направлении стали: «О дряни», «Последняя страничка гражданской войны». В раннем творчестве писатель восхищался мужеством, красноармейцами, духом народа. С годами в его работы добавились стихотворения, обличающие пороки мещанства, бюрократизм, советское общество.

Сатира в творчестве Маяковского – это уникальная композиция юмора, призыва к действию, осуждения, восхищения. Автор самоотверженно служил идеалистическим образом своего времени. Через стихотворения он старался показывать читателям прелести революционных изменений, делиться своей верой, надеждами на светлое будущее при коммунизме.

Сатира в поэзии Маяковского – это новый юмор, обличающий все помехи, преграды, не позволившие создать истинный социализм. Он обвинял власти, мещан, обеспеченных людей в неудачах народа.

Сатира в произведениях Маяковского – образы, приемы

Изначально сатира в лирике Маяковского высмеивала толпу, общество, которое не принимало инновационную поэзию Владимира Владимировича. Основные приемы, используемые поэтом:

  • Гротеск. Художественный стиль формирования стихов. Гротеск является отдельным жанром, основан на трагикомических, комических образах, переплетающихся между собой. Для заострения внимания читателя сочетаются реальные, фантастические структуры, карикатура и правдоподобные персонажи.
  • Гипербола. Литературный инструмент, чрезмерно преувеличивающий количественные, качественные характеристики явления, предмета, человека;
  • Пародия. Литературная, художественная имитация. Автор подражает определенному жанру, произведению, направлению, чтобы высмеивать его. Применимо для описания людей.

Сатира ярко выражена в стихе «Нате». Маяковский смеется над мещанами. Он считает, что люди живут в своих ракушках, не воспринимают мир в его полном масштабе. Писатель смеется над глупостью, приверженностью к вещам, безнравственностью. Он не заботится о том, что подумают другие. Главными действующими лицами становились:

  • Лентяи;
  • Глупцы;
  • Обжоры;
  • Мещане;
  • Взяточники;
  • Чинопочитатели.

Сатира в творчестве Маяковского кратко с примерами

В ранних работах писателя встречаются романтические мотивы, гармонично соединенные с политическими настроями, описанием окружающего мира. В юности революция стала основной темой произведений автора. Его искренняя вера в переворот излагалась в стихотворениях. Для него революция – вдохновительница, роковая женщина. В период борьбы поэт посвящал свое творчество надеждам на избавление от буржуазии. Например:

«Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй». Автор искренне ждет, что новая власть свергнет зажиточных буржуев. Сатира заметна в стихах «150 000 000», «Мистерия-Буфф».

Со временем изменилось сатирическое направление писателя. Он перестал высмеивать внешнего врага. Основой стихов стали внутренние пороки людей. Личность поэта выступала против социума, привычных взглядов. Автор противопоставлял себя окружающим, стараясь подать пример, всколыхнуть людей. Сатира по отношению к буржуазии явно читается в этих строках:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, – на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Поэт негативно относился к государственному устройству страны. Он был уверен, что власть ничего не делает для народа, исключительно заседает, пирует, тратит деньги на новые вещи. Об этом автор говорит в стихе «Про заседавших»: «Разве мало у нас сейчас заседаний, постановлений и других пустых обсуждений, а воз и ныне там». Заседания, собрания вызывают отрицательные эмоции, недоверие.

Сатирические образы в творчестве Маяковского сочинение 11 класс

Владимир Маяковский вошел литературу, как сатирик, который сразу решил отказаться от шаблонов. В его произведениях идет отрицание буржуазии и мира полного лжи и лицемерия. Стихотворения начального периода поэта сильно отличаются от произведений других поэтов того времени. Его первые произведения печатаются в альманахе «Пощечина общественному вкусу» в 1912 году.

Темами его сатирических произведений были лозунги из его произведения «Облако в штанах». Это призывы к восстанию и подъёму волны недовольства: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Это стихотворение имеет четыре части, в каждой из которых он раскрывает все пороки общества. В каждой части по одному.

Первые произведения сатиры Маяковского направлены против толпы, которая не принимает его творчество. Поэт отрицает философию толстосумов и пошлость их мышления. Когда он выступал перед зрителями, он как бы бросался в бой за свои взгляды и идеалы.

И названия произведений звучат как свист кнута: «Вам!», «Надоело» и подобные этому.

В стихотворении «Нате!» поэт высмеивает мир мещан, которые не видят мир в широком смысле, сами как бы находятся в ракушке. Он высмеивает их вещизм, говорит об их глупости и безнравственности. Автору все равно обидятся на него или нет люди, которые относятся к этому типу населения. Он специально выступает с оскорблением народа, он хочет всколыхнуть общество, поднять общественную волну. Он показывает то, что мешает жить нормально в мире.

Маяковский является сатириком начала ХХ века. Он его обогатил и обновил. У него большой список юмористическим тем на злобу дня, он просто поражает своей обширностью. Он высмеивал всё негативное в обществе, он их все поднял на смех, всем уделив своё внимание.

У поэта большая галерея юмористических лиц, это все те кого ненавидел Маяковский. Его сатира родилась из гнева и возмущения. Даже свою книгу с сатирическими произведениями он назвал «Грозный смех». Он является продолжателем традиций сатиры в литературе, которую заложили Грибоедов и Салтыкова-Щедрина.

Стихотворения Владимира Маяковского актуальны по сей день. И сейчас есть такие же взяточники и бюрократы, как и во времена Маяковского. Он использует такие средства сатиры, как ироническая насмешка и сарказм, реальный и фантастический гротеск.

Маяковский в своей сатире соединил черты трагедии, буффонады, фарса и драмы.

Всю свою карьеру Маяковский писал сатирические произведения.

2 вариант

На протяжении всей своей творческой карьеры Владимир Владимирович Маяковский создавал сатирические произведения. Он даже создал ряд произведений гимнов, где описывал унылых судей, люди которые пытаются навязать всем свои правила и не хотят ничего менять. Как правило, гимн это торжественная песнь, но в произведениях Маяковского все наоборот это больше сатира, чем песнь.

Сочинённая частушка в 1917 году дает всем понять, что Маяковский, который на тот момент был футуристом, поддерживает новую власть. Он написал о том, что Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй. Когда Маяковский поддержал революцию, он стал высмеивать старую власть, поэтому отношения сложились не очень хорошие.

Многие произведения Владимира Владимировича Маяковского показывают пороки новой жизни, которую предложила новая власть. В своем стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский описывает людей половины, которые пытаются все успеть, но у них ничего не выходит. В стихотворении власть все собирает собрания и заседает, пытается, что решить и изменить, но все в пустую.

Еще в одном стихотворении, которое стало больше известно, чем остальные «О дряни» описаны на первый взгляд обычные предметы быта. Только вот в этом стихотворении они выступают в роли нового мещанства, что так зловещи. В произведении оживает портрет, на котором изображен Маркс, который призывает всем канарейкам свернуть головы.

Читать еще:  И чем случайней тем вернее слагаются стихи навзрыд

В произведениях Владимира Владимировича Маяковского много неологизмов и нововведённых слов, которые не всем понятны, но прочитав все стихотворение, становится все понятно. Маяковский пытается высмеять власть из-за того что по его мнению и мнению народа они ничего не делают и перемены, которые грядут, пройдут еще не скоро.

Владимира Владимировича Маяковского считают неординарным сатириком ХХ века, ведь он ворвался как вихрь и зарекомендовал себя с хорошей стороны как писатель. Маяковский создал огромное количество сатирических образов в роли взяточников, мещан, обжор, глупцов и лентяев. Писатель не обошел стороной ни одного образа, который мог бы помочь ему в написании своих произведений. Маяковский, создавая свои стихотворения, рассчитывал на то, что они будут долгие годы пользоваться успехом и не ошибся. До сих пор произведения Маяковского популярны в современном мире.

Также читают:

Картинка к сочинению Сатирические образы в творчестве Маяковского

Популярные сегодня темы

  • Анализ пьесы Школа злословия Шеридана

«Школа злословия» — это замечательная комедия, написанная Р.Б. Шериданом. Первые действия происходят в салоне одной женщины по имени Снируэл. Это место является основой «школы злословия»

Городничий города N, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, первостепенный и важный персонаж произведения. Именно благодаря нему развивается действие комедии: он сообщает чиновникам

Отправились как-то охотники в лес. Одного звали дядя Ваня, другого – дядя Федя, а третьего — дядя Кузьма. Долго блуждали они по лесу, но дичи не было. Сделали охотники привал. Расположились на лужайке и начали рассказывать невероятные истории.

Собакевича автор сделал схожим с таким грозным и опасным зверем, как медведь. И, разбираясь в первопричинах того, почему герой стал таким, можно задаться вопросом являлось ли это его истинной чертой личности, или он ее приобрел

В 1891 году, выдающийся русский художник А. С. Степанов презентовал свою картину «Журавли летят». Эта картина является самой знаменитой из всех работ Степанова. Многие люди были и будут очарованы

Творчество Маяковского. Сатира в творчестве Маяковского

Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. Сатира писателя необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.

Биографическая справка

Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами. За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Строгановское училище. Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского. Сатира — наряду с эпатажем и бравадой — становится отличительной чертой его поэзии.

Однако футуризм с его нигилистическим протестом не мог полностью вместить всю силу писательского слова Маяковского, и темы его стихотворений быстро стали выходить за пределы избранного направления. Все больше и больше слышался в них социальный подтекст. Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки царской России; гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.

Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.

Что такое футуризм?

Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.

  • Анархичность и бунтарство.
  • Отрицание культурного наследия.
  • Культивирование прогресса и индустрии.
  • Эпатаж и пафос.
  • Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
  • Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
  • Создание новых слов.

Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.

Что такое сатира?

Сатира – способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений. Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности. Ее основная характерная черта – ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.

Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.

В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на страницы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.

Сатира в стихах

Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии. Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны. Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.

Послереволюционное творчество Маяковского резко меняет свою направленность. Теперь его герои — не сытые буржуи, а враги революции. Стихотворения дополняются лозунгами и агитационными плакатами, отражающими окружающие перемены. Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи – безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи. Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем – пережитки минувшего.

Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, — стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности. Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.

Сатира в пьесах

Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них — это «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова. Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной. Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.

Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее страницах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее. Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена. Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком. Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.

В. В. Маяковский — основоположник поэзии нового типа

Школьное сочинение

Владимир Маяковский появился на поэтической арене в сложный, переломный для России период: атмосфера была накалена до предела, кровавая первая русская революция и вихрь мировой войны заставили людей усомниться во всех прежних идеалах и ценностях. Люди жаждали перемен и с надеждой смотрели в будущее. В искусстве, как в зеркале, отразились все сложные общественные процессы — в этом один из секретов популярности футуризма с его откровенным отрицанием традиционной культуры, эпатажем, почти религиозным, культом техники, современной индустрии и ее сверхчеловеческой мощи. Противоречия эпохи нашли предельно концентрированное отражение в творческой индивидуальности Владимира Маяковского, который вышел навстречу » настоящему» веку с удивительной искрой дерзости, юмора, иронии и одновременно с беззащитно обнаженным сердцем. Он стал первым в истории литературы свободолюбивым поэтом, который не был в оппозиции к властям, призывая от имени народа противоборствовать законам и предрассудкам, бросая вызов тем, кто несправедливо сделал себя хозяевами жизни. Напротив, он открыто заявил, что верой и правдой, каждой строкой своей хочет служить новой власти — власти советов, власти народа. Он видел «неизбежность крушения старья» и средствами искусства предвосхищал грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». «Рваться в завтра, вперед!» — девиз поэта.

«Мне плевать на то, что я поэт, — сказал он однажды в сердцах. — Я не поэт, а прежде всего посвятивший свое перо в услужение — заметьте, в услужение — сегодняшнему часу, настоящей действительности и проводнику ее — Советскому правительству и партии».

Новое время требовало новых форм. Все привычное, устоявшееся воспринималось поэтом, как и другими футуристами, как старое, отжившее, не соответствующее историческому моменту. Маяковский утвердил совершенно новое отношение как к самой поэзии, так и ко всем элементам стиха — к рифме, к ритму, к построению строки.

Читать еще:  Кто написал стихи о советском паспорте

езда в незнакомое.

Это «незнакомое», непознанное и становится предметом осмысления в его творчестве. И вместо спокойной, «усыпляющей» и «укачивающей» поэзии возникает новая, беспокойная, взъерошенная и будоражащая поэзия революции. «Я люблю Пушкина! — утверждал поэт. — Наверное, больше всех вас люблю его. Может, я один действительно жалею, что его нет в живых! Когда у меня голос садится, когда устанешь до полного измордования, возьмешь на ночь «Полтаву» или «Медного всадника» — утром весь встанешь промытый, и глотка свежая. И хочется писать совсем по-новому. Понимаете? По-новому! А не переписывать, не повторять слова чужого дяди! Обновлять строку, слова выворачивать с корнем, подымать стих до уровня наших дней. А время у нас посерьезней, покрупней пушкинского. Вот за что я дерусь». И Маяковский неутомимо сражается за свою боевую, политическую поэзию. Он обращается со словом и словарем как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным лекалам. У поэзии Маяковского не только своеобразный язык образов и метафор, он также широко использует звуковые и ритмические возможности слова.

Поэт решительно и бесстрашно ломает привычные стихотворные формы. Напевную, мелодичную строку рвет на клочья.

Ритм стиха вольно меняет по требованию темы, а строки выстраивает так, чтобы они, как солдаты на плацу, «подменяли ногу» на ходу, чтобы «шаг» стиха соответствовал каждый раз, при любом повороте темы, новому смысловому строю.

Так, в стихотворении «Наш марш» отчетливо слышится бой барабанов и мерный шаг марширующих колонн:

Медленна лет арба.

Сердце наш барабан.

Маяковский вводит в свои стихи приемы ораторской речи. Его строка разбита на ступеньки, что облегчает чтецу-оратору произнесение стиха вслух. Но от такого членения строка не распадается. Ее крепко связывают в одну звуковую цепь изобретательно найденные созвучия внутри слов, повторяющиеся схожие слоги. Неожиданные, никем не употреблявшиеся ранее рифмы заканчивают строки, «подтянув подпруги» стиха. Но эти рифмы — не просто оригинальное обрамление четверостишия, а отточенное оружие поэта: «Рифма — бочка. Бочка с динамитом. Строчка — фитиль. Строка додымит, взрывается строчка, — и город на воздух строфою летит», «Целься рифмой и ритмом ярись!»,»Дрянцо хлещите рифм концом», — призывает поэт. Он убежден, что «самые важные слова в стихе — термины, названия, понятия, имена — должны быть обязательно зарифмованы, должны стоять в конце строчки ударными словами».

В стихах Маяковского представлены необычные составные многосложные рифмы: «Носки подарены —наскипидаренный», «Молоти стих — молодости», «За мед нам — пулеметным», «Оперяться — кооперация», «Карьер с Оки — курьерский». Такие рифмы легко запоминаются, а богатство ритмов придает стиху Маяковского особую энергию. Меняет Маяковский и словарь поэзии, ведь изысканное, хрупкое слово литературно-книжного обихода непригодно для речи поэта-трибуна, для марша, для лозунга. Поэт открывает доступ в поэзию словам разговорного стиля, иногда грубоватым и режущим слух, но полным жизни, свежести и силы. Маяковский убежден, что новое слово можно сказать только по-новому, поэтому у него так много необычных неологизмов. Он с неистощимой изобретательностью открывает новые, запоминающиеся созвучия, значительно расширяет запас рифмующихся слов, по праву считая себя поэтом-словотворцем, обогащающим литературный язык и помогающим народу выражать свои новые чувства и новые мысли. Но Маяковский не уставал подчеркивать, что не игра рифм и слов, и не блеск образов являются для него решающими в поэзии.

уесть покрупнее буржуя.

Маяковский в своем творчестве — бог, который создает свой поэтический мир независимо от того, понравится ли кому-нибудь его творение. Поэту все равно, что его нарочитая грубость может шокировать кого-то, он убежден, что поэту позволено все.

Так, например, дерзким вызовом и «пощечиной общественному вкусу» звучат строки из стихотворения «Нате!»:

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется — и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам,

Я — бесценных слов транжир и мот.

Маяковскому свойственно абсолютно новое видение мира, он будто выворачивает его наизнанку. Привычное в его поэзии становится странным и причудливым, мертвое — живым и наоборот.

Поэт чрезвычайно любит контрасты. Красивое у него всегда соседствует с безобразным, высокое — с низким: «Проститутки, как святыню, меня понесут и покажут Богу в свое оправдание». Мертвые предметы в его поэзии оживают и становятся более одушевленными, чем живые.

Маяковский изменил не только поэзию, но и прежнее представление о ней, сознательно стал рупором идей и настроений эпохи. Стихотворения поэта — «оружие масс», он вывел поэзию из салонов на площади и заставил ее шагать вместе с демонстрантами.

Владимир Маяковский был твердо убежден в том, что людям. нужно новое искусство, что поэзия должна стать поэзией улицы, толпы, должна выражать ее гнев, ее любовь, ее отчаяние — настоящие, простые и сильные человеческие чувства:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая —

ей нечем кричать и разговаривать.

Поэт подарил улице этот недостающий ей язык, позволил ей говорить, научил ее кричать о себе. Он сознательно принял идеи новой эпохи, потому что был уверен в их прогрессивности и гуманности, и считал, что своим пером он действенно участвует в революционном обновлении жизни, в очищении ее от грязи и мерзости.

Русской словесности Владимир Маяковский подарил новую индивидуальность поэта, преодолев, по мнению Б. Эйхенбаума, старое противоречие русской поэзии, обретя гармонию лирического и гражданского начал: «Маяковский вовсе не «гражданский» поэт в узком смысле слова: он создатель новой политической личности, нового поэтического «я», ведущего к Пушкину и Некрасову и снимающего их историческую противоположность, которая была положена в основу деления на «гражданскую» и «чистую» поэзию». Маяковский, в стихах которого бок о бок уживаются пафос и насмешка, оратория и частушка, здравица и проклятия, лирика и плакат, вывел за собой молодую поэзию Страны Советов на новые просторные пути. Его открытия восприняли и стали применять в своих стихах и другие поэты советской эпохи. Сам же Владимир Маяковский на протяжении всего творческого пути продолжал последовательно отстаивать свою дерзко-независимую позицию.

Урок «Особенности сатиры Владимира Маяковского»

Предмет _литература__________________________

Тема урока: Особенности сатиры Маяковского

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Достижение планируемых результатов

Планируемые результаты:

Личностные: Развитие творческих и интеллектуальных способностей; определить, в чем жизненность и современность сатирических произведений Маяковского в наши дни, выразить собственное негативное отношение к таким явлениям, как «мещанство» и «бюрократизм». формирование активной гражданской позиции; воспитание нравственных качеств личности;

Метапредметные:

А) регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что ещё не известно, планирование, прогнозирование, развитие умения соотнести свой продукт деятельности с эталоном.

Б) коммуникативные УУД: развитие умения верно ставить вопрос, умения точно выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения,

В) познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации

3. Предметные: обобщить знания об особенностях сатирических произведений, использовать термины «ирония», «сатира», «сарказм». «гротеск», «гипербола», «литота», «сниженная лексика».

Оборудование:

портрет В. В. Маяковского, иллюстрации к стихам, толковый и литературоведческий словари., презентация «Оружия любимейшего род»

Оформление доски:

— портрет В. В. Маяковского,

— иллюстрации к стихам,

— запись темы урока:

«Особенности сатиры Маяковского»

В. Маяковский «Во весь голос»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Доброе утро, уважаемые гости. Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что эта встреча пройдёт очень интересно и плодотворно. Я желаю нам всем удачи.

II.Определение темы и целей урока.

В 1930 году, за три недели до смерти, Маяковский говорил: “Как-то так получилось, что всю жизнь я работал не над тем, чтобы делать красивые вещички и ласкать человеческое ухо; всё у меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял. И 20 лет моей литературной работы — это, главным образом, выражаясь просто, литературный мордобой, т. е каждую минуту мне приходилось отстаивать свои позиции”.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала строки самого Маяковского:

Откуда они? О каком оружии идёт речь?

О каких произведениях пойдёт речь на уроке?

Какую цель будем преследовать?

Так что тема сегодняшнего урока «Особенности сатиры В. Маяковского». Записываем в тетрадь число, тему, эпиграф.

Это строки из поэмы «Во весь голос». А оружие – это сатира.

Определять тематику стихов, художественные особенности.

III. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,

Одну из своих книг он назвал: «Маяковский улыбается. Маяковский смеётся. Маяковский издевается.» О каком смехе идёт речь?

(2 Слайд) (Обложка книги)

Современники признавали, что Маяковский был очень остроумным человеком и шутить он умел.

Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заряжают!

— Мои стихи не море, не печка, не чума!

Маяковский, зачем Вы носите кольцо на пальце? Оно Вам не к лицу.

-Вот потому, что не к лицу, и ношу его на пальце, а не на носу.

Ваше перо никому, никому не нужно!

-Мадам, не о Вас речь, Вам перья нужны только на шляпку.

О каком пере идёт речь?

Читать еще:  Стихи подруге какая она красивая

В стихотворении «Долой!» Маяковский напишет:» Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо». То есть для него поэзия всегда была оружием. Он мог не только шутить, но и издеваться. А это уже смех злой. (Сатира)

(3 слайд) Заполняем схему. Тематика сатирических произведений.

Против кого и чего направлена сатира раннего Маяковского? Что он отрицает в своих ранних стихах и поэмах? Назовите четыре «Долой» ранних стихов Маяковского.

Когда строй поменялся, произошла революция, каково было отношение Маяковского к революции?

В первые послереволюционные годы и годы Гражданской войны против чего направлял своё оружие Маяковский?

“Окна РОСТа” — та же передовая батарея, обстреливавшая врага. За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей.

Время НЭП. Против чего направлял своё оружие Маяковский в этот период?

Тематика произведений.

До революции Гражданская война

В процессе работы в классе мы заполним третью колонку : «Против чего борется Маяковский в период НЭПа.

Ирония (насмешка)

Сарказм (высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка)

Юмор (добрый, сочувствующий смех)

Сатира (обличающий, гневный смех)

Фантастика (надуманное, неправдоподобное, сверхъестественное)

Гипербола (преувеличение)

Гротеск (чрезмерное преувеличение, изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде)

Аллегория (образное иносказание)

Против сытых буржуев, мира жующих и развлекающихся. Против продажности мира. Сущность дореволюционных сатирических произведений – протест против неправды, во имя человека, его разума.

Долой вашу любовь, вашу религию, ваше искусство, ваш строй.

Маяковский принял её и начал работать на благо её.

Против врагов внешних, Антанта, контрреволюционеров.) После революции, в которую Маяковский искренне поверил, сатирическая направленность его поэзии меняется. Героями его стихов становятся враги революции. В 1919-1922 г.г. Маяковский работал в «Окнах РОСТА», рисовал плакаты, сочинял к ним стихотворные подписи. Поэт воспевал победы Красной Армии, беспощадно высмеивал врагов революции

Если раньше сатира Маяковского была почти исключительно обращена на врагов внешних, то, когда успокоились «бури революционных лет», он переносит «огонь» на внутренние недостатки.

3 Получение новых знаний.

В стихотворении «Разговор с товарищем Лениным»

поэт пишет о новой жизни:

одеваем нищь и оголь,

(слайд 4)В кого метит своё оружие Маяковский, создавая целую галерею неприятных типов: «Трус», «Подлиза», «Сплетник», «Служака». Представляем работу 3 ряда.

Против каких недостатков выступает Маяковский в этих стихах? Записываем в схему

(слайд 5) Чью традицию он продолжает, называя стихи «Плюшкин», «Головотяпы»

Следуя лучшим достижениям сатирической литературы 19 в., Маяковский создаёт сатирические портреты и типы мещан, бюрократов и других носителей чуждых обществу нравов и пережитков.

Анализ стихотворения «О дряни» 2 ряд

(Слайд 6) В 1920-1921 годах появилось стихотворение «О дряни»,

Стихотворение обличает «мурло мещанина» нового советского времени. Кто такой мещанин? В каком значении автор использует слово в данном тексте? Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей.

Большую роль играют детали в стихотворении.

Какие вещи изображены. Какие реалии того времени? Внешняя маскировка (портрет Маркса, газета «Известия») скрывают истинную суть мещанина, его стремление к материальному благополучию, комфорту, престижу. Его мечты-это галифища. Вспомните, о чём мечтали рабочие, строители Кузнецка, в холоде, голоде, лёжа под телегой.: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Ими восхищается автор. А почему нашему герою нужны не просто галифе, а галифища? Как когда-то бояре мерили, у кого борода длиннее, так и наш чиновник будет гордиться размерами галифе.

Что такое серп и молот? Это символ единства рабочего и колхозника на государственном флаге. А для Нади это просто узор на платье. Теряется значимость элемента знамени и герба.

Как автор относится к своим героям? Какие слова подбирает?

Девочки выходят с рисунками и читают наизусть отрывки стихотворений «Подлиза», «Сплетник», «Служака».

В этих стихотворениях автор выступает против карьеризма, безынициативности, сплетен.

Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина.

(учащиеся ставят сценку «О дряни»)

Лингвисты отвечают, (Слайд 7-8) МЕЩАНИН – 1.В царской России лицо городского сословия, составлявшееся из мелких торговцев и ремесленников, низших служащих. 2. перен. Человек с мелкими интересами и узким кругозором.

Автор говорит не о сословии, а об образе жизни.

Историки 2 ряда говорят про портрет Маркса, про газету «Известия», про галифе, серп и молот (Слайды 9-12)

Лингвисты говорят об использовании сниженной лексики «мразь, «дрянь», «зады», «мурло», «заорёт». Сниженная лексика позволяет выразить своё негативное отношение к проявлению мещанства в советские республике.

Мещанский символ — канарейка — оказывается страшнее Врангеля. В целом получается абсурдная картина. Она настолько возмутительна, что портрет Маркса не выдерживает и «орет: «Скорее / головы канарейкам сверните — / чтоб коммунизм / канарейками не был побит!» Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели обобщённое значение символа мещанства (аллегория). Образ орущего портрета-это какой сатирический приём?

Чем опасно мещанство?

Слово Мещанство записываем в схему

Мещанин — замаскированный под советского работника враг, считает автор

( Слайд 13) В 1922 году выходит в свет стихотворение «Прозаседавшиеся».

Анализ стихотворения – «Прозаседавшиеся». 1 ряд

Какую мишень выбрал Маяковский в этом стихотворении для нанесения сатирического удара?

Как достигается комический эффект?

Используя прием доведения качества до абсурда, Маяковский придумывает «Объединение ТЕО и ГУКОНА». Историки , объясните нам значение этих слов.

(Слайд 16-17) Объединяя несоединимое, Маяковский,наоборот, разбил реально существующий Главкомполитпросвет на четыре организации). Лингвисты, объясните, что означают эти части.

Тенденция к увеличению бюрократического аппарата наметилась уже в первые годы советской власти. С невероятной быстротой стали возникать учреждения, погрязшие в непрерывных заседаниях, собраниях, имитирующие кипучую деятельность, но далекие от истинных нужд народа.

Объясните, зачем автор, при упоминании об Иван Ваныче ставит глагол во множественном числе? (Товарищ Иван Ваныч ушли заседать)

Вывод: Что обличает в стихотворении «Прозаседавшиеся» автор? Записываем в схему.

Слайд 19. Оценка стихотворения В. Лениным. Историки, расскажите, как оценил вождь это сатирическое стихотворение?

На этот вопрос : Что обличает в своём стихотворении Маяковский ?» — был получен такой ответ. «B стихотворении «Прозаседавшихся» В. Маяковский обличает бюрократизм и волокиту». Прав был ученик?

Межрпредметные связи

B стихотворении «Прозаседавшихся» В. Маяковский обличает бюрократизм и волокиту.

Какая грамматическая ошибка встретилась в этом предложении?

Задание 24 ЕГЭ что проверяет. Напомните мне?. Вот проверим, насколько вы разбираетесь в этих терминах. Если количество заседаний преувеличено (А), то в вопросе, обсуждаемом на собрании, явное преуменьшение — «покупка склянки чернил Губкооперативом». (Б) Фантастично зрелище сидящих на заседании половин людей — «до пояса здесь, а остальное там», В этих строчках Маяковский использует приём(В)– предельного преувеличения, придающего образу фантастический характер. В этом стихотворении поэт передал в буквальном смысле привычный (Г) «разрываться на части».

1) вопросно-ответная форма изложения

2) развёрнутые метафоры

4) профессиональная лексика

5) фразеологический оборот

6) ряды однородных членов

Выразительное чтение наизусть подготовленным учеником.

Ударил по советской бюрократии, способной в ворохе бумаг, в сутолоке заседаний утопить любое, даже самое важное дело).

Историки объясняют: Маяковский придумывает «Объединение ТЕО и ГУКОНА», т. е. театральное объединение соединяет с Главным управлением конезаводов,(Слайд 14-15) чтобы показать абсурдность происходящего. Что у этих объединений может быть общего, о чём они могут совещаться? Только для сатирического эффекта можно придумать такое. Но Маяковский опирался на реальный факт: в 1921 году бывший заведующий Тео режиссёр С. Н. Кель был назначен на работу в Гукон начальником отдела коннозаводства.

ГЛАВНЫЙ ПОЛИТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ (ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ) ПРИ НАРКОМАТЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР. Существовал с 1920 по1930г. В ведении Г. находились библиотеки, избы-читальни, клубы, народные дома, внешкольные учреждения. Г. проводил ликвидацию неграмотности, занимался лекционной работой, художественной самодеятельностью, распространением печати

Чтобы уж совсем высмеять нелепость этого явления, он называет учреждение по буквам алфавита. А-б-в-г-д-ж-з-ком.

Об Иван Ваныче секретарь говорит. как говорила раньше горничная о своём барине. НЕ искоренилось ещё подобострастие.

(Слайд18) Автор осуждает такое явление, как бюрократизм.

В.И. Ленин «Вчера я случайно прочитал в «Известиях» стихотворение Маяковского на политическую тему. Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, хотя вполне признаю свою некомпетентность в этой области. Но давно я не испытывал такого удовольствия с точки зрения политической и административной. В своем стихотворении он вдрызг высмеивает заседания и издевается над коммунистами, что они все заседают и перезаседают. Не знаю насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно».

Да, по сути он прав, но оформлен ответ неверно.

Ошибка в построении предложения с несогласованным приложением.

Задание 7 ЕГЭ по русскому языку

Знание средств выразительности.

У учеников распечатаны задания.

4.Подведение итогов урока. Маяковского по праву можно назвать талантливым сатириком XX века

Маяковский продолжает лучшие сатирические традиции русской литературы: Грибоедова и Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Чехова.

Актуально ли творчество В. В. Маяковского в наше время?

И задача этого вида искусства, по словам великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, «провожать в царство теней все отживающее».

«Я к вам шагну в коммунистическое далеко», -писал поэт.

Попробуйте дома ответить на вопрос «Против каких недостатков выступал бы Маяковский сейчас, в 21 веке» Или на вопрос «А на ваш взгляд, что опаснее в жизни, бюрократизм или мещанство?»

Ответы учащихся: К сожалению, общественные пороки, порицаемые художником начала прошлого века, имеют место и в наши дни. Стихи поэта пережили свое время и остались актуальными и сегодня.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector