Настроение стиха где гнутся над омутом лозы
Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» Толстого
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 58.
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 58.
Сказочная зарисовка “Где гнутся над омутом лозы” Алексея Толстого, буквально воплощает в себе всю многогранность его творческой натуры. Краткий анализ “Где гнутся над омутом лозы…” по плану помогает лучше понять его смысл и структуру. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 10 классе для полного усвоения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Где гнутся над омутом лозы.
История создания – произведение написано в 1840 году, причём изначально оно было значительно больше, однако поэт решил, что нужно сократить написанную им балладу, так что итогом стала практически зарисовка со сказочными мотивами. Впервые было опубликовано в 1856 году в “Русском вестнике”.
Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни и безвозвратность происходящих в ней драматических событий.
Композиция – балладная история развивается последовательно. В первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу омута, третья посвящена подробному описанию стрекоз, которые привлекают главного героя, маленького мальчика. Четвёртая строфа завершает зарисовку, но оставляет финал истории открытым.
Жанр – баллада.
Стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “летнее солнце”, “весёлый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
Символ – омут.
Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.
История создания
Это простое, но в то же время многогранное стихотворение было написано Алексеем Толстым в 1849 году. История создания его непростая: изначально поэт написал классическую народную балладу со страшной концовкой, однако после убрал целых четыре строфы, оставив только небольшую зарисовку. Это полностью отражает его поэтические взгляды: Толстой считал, что поэзия витает в воздухе, ожидая только возможности воплотиться на бумаге. А это значит, что не нужно держаться за написанные строки, идея в любом случае будет воплощена.
Годом первой публикации этого произведения считается 1856 год, тогда оно было напечатано в “Русском вестнике”, однако некоторые историки литературы допускают, что были и более ранние, однако информация о них не дошла.
Основная тема стихотворения – это хрупкость человеческой жизни. Опасность может подстерегать человека даже на лоне тихой природы, где только трава и стрекозы. Оказывается, что даже такие безобидные создания могут представлять опасность.
Главная мысль, которую автор выражает в своём произведении, заключается в том, что трагические события, происходящие в жизни человека, часто имеют самую невинную подоплёку, но они безвозвратны и приносят множество страданий.
Композиция
Произведение, лирический герой которого – маленький мальчик, состоит из четырёх строф. Первая и вторая необходимы автору для того, чтобы создать экспозицию истории. Читатель легко реконструирует, что произошло: мать с ребёнком пришли поиграть на природе, женщина устала и прилегла отдохнуть, уверенная, что её малышу в таком идиллическом месте ничего не угрожает – и тут его начинают звать к себе стрекозы.
Третья строфа полностью посвящена описанию стрекоз – они сами рассказывают о себе, приманивая ребёнка подобно тому, как сирены приманивали моряков. И цели у них, очевидно, очень тёмные.
И в последней строфе, завершающей композицию, читатель видит завершение истории: ребёнок явно уже готов шагнуть в омут, завороженный уверениями стрекоз в том, как они его любят и как весело им будет играть. Но, несмотря на расставленные акценты, прямо об этом не говорится.
Хотя изначально финал истории был трагическим, а урок для людей – очень явным, в окончательной версии Толстой оставляет его открытым, давая читателю возможность самому додумать, что же произошло в произведении.
Важную роль играет также стихотворный размер – с помощью амфибрахия создаётся простая и размеренная ткань повествования. Читателю не нужно отвлекаться на ритмические сложности, он может сосредоточиться на истории. Равномерная ритмика, без неровностей и сбоев текста, для этого необходима. Толстой использует характерную для себя перекрестную рифму, которая делает чтение ещё более лёгким и быстрым, не лишая произведение балладного очарования.
Это баллада, на создание которой автора вдохновили произведения Гёте и Гейне, а также немецкие народные песни с фантастическим сюжетом. Это небольшое произведение даже и после существенного сокращения его автором, обладает всеми признаками баллады: наличие сюжета, таинственность, символический характер пространства и времени, вмешательство роковых сил, фольклорное начало.
Выразительные средства
Для создания особой атмосферы и передачи настроения стихотворения Толстой использовал разные средства выразительности:
- Эпитеты – “летнее солнце”, “весёлый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
- Символ – омут.
- Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.
Настроение стиха Где гнутся над омутом лозы (А. К. Толстой)
u0413u0414u0415 u0413u041du0423u0422u0421u042f u041du0410u0414 u041eu041cu0423u0422u041eu041c u041bu041eu0417u042b.
u0413u0434u0435 u0433u043du0443u0442u0441u044f u043du0430u0434 u043eu043cu0443u0442u043eu043c u043bu043eu0437u044b,u00a0
u0413u0434u0435 u043bu0435u0442u043du0435u0435 u0441u043eu043bu043du0446u0435 u043fu0435u0447u0435u0442,u00a0
u041bu0435u0442u0430u044eu0442 u0438 u043fu043bu044fu0448u0443u0442 u0441u0442u0440u0435u043au043eu0437u044b,u00a0
u0412u0435u0441u0435u043bu044bu0439 u0432u0435u0434u0443u0442 u0445u043eu0440u043eu0432u043eu0434.u00a0
u00abu0414u0438u0442u044f, u043fu043eu0434u043eu0439u0434u0438 u043a u043du0430u043c u043fu043eu0431u043bu0438u0436u0435,u00a0
u0422u0435u0431u044f u043cu044b u043du0430u0443u0447u0438u043c u043bu0435u0442u0430u0442u044c,u00a0
u0414u0438u0442u044f, u043fu043eu0434u043eu0439u0434u0438, u043fu043eu0434u043eu0439u0434u0438 u0436u0435,u00a0
u041fu043eu043au0430 u043du0435 u043fu0440u043eu0441u043du0443u043bu0430u0441u044f u043cu0430u0442u044c!u00a0
u041fu043eu0434 u043du0430u043cu0438 u0442u0440u0435u043fu0435u0449u0443u0442 u0431u044bu043bu0438u043du043au0438,u00a0
u041du0430u043c u0442u0430u043a u0445u043eu0440u043eu0448u043e u0438 u0442u0435u043fu043bu043e,u00a0
u0423 u043du0430u0441 u0431u0438u0440u044eu0437u043eu0432u044bu0435 u0441u043fu0438u043du043au0438,u00a0
u0410 u043au0440u044bu043bu044bu0448u043au0438 u0442u043eu0447u043du043e u0441u0442u0435u043au043bu043e!u00a0
u041cu044b u043fu0435u0441u0435u043du043eu043a u0437u043du0430u0435u043c u0442u0430u043a u043cu043du043eu0433u043e,u00a0
u041cu044b u0442u0430u043a u0442u0435u0431u044f u043bu044eu0431u0438u043c u0434u0430u0432u043du043e -u00a0
u0421u043cu043eu0442u0440u0438, u043au0430u043au043eu0439 u0431u0435u0440u0435u0433 u043eu0442u043bu043eu0433u0438u0439,u00a0
u041au0430u043au043eu0435 u043fu0435u0441u0447u0430u043du043eu0435 u0434u043du043e!u00bb
1840 u0433.
u00a0 u00a0 u00a0 u00a0u041fu0440u0438 u0447u0442u0435u043du0438u0438 u043fu0435u0440u0432u044bu0445 u0441u0442u0440u043eu043a u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u043du0430u0441u0442u0440u0430u0438u0432u0430u0435u0448u044cu0441u044f u043du0430 u0431u043bu0430u0433u043eu0434u0443u0448u043du043e-u0441u043eu0437u0435u0440u0446u0430u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439 u043bu0430u0434 . u0416u0430u0440u043au0438u0439 u043bu0435u0442u043du0438u0439 u0434u0435u043du044c. u041du0430u0434 u0432u043eu0434u043eu0439 u0440u0435u0437u0432u044fu0442u0441u044f u043fu043eu0434 u0441u043eu043bu043du0446u0435u043c u0441u0442u0440u0435u043au043eu0437u044b. u0420u0435u0431u0435u043du043eu043a u0432u043eu043eu0431u0440u0430u0436u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u044du0442u0438 u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du044bu0435 u0441u043eu0437u0434u0430u043du0438u044fu00a0u0445u043eu0442u044fu0442 u0441 u043du0438u043c u0434u0440u0443u0436u0438u0442u044c. u041eu043d u0443u0436u0435 u0441u043bu044bu0448u0438u0442 u0438u0445 u0440u0430u0437u0433u043eu0432u043eu0440. u0422u043e, u0447u0442u043e u043fu043eu044du0442 u0432 u043fu0435u0440u0432u043eu0439 u0441u0442u0440u043eu0447u043au0435 u043fu0440u0435u0434u0443u043fu0440u0435u0436u0434u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u043cu0435u0441u0442u043e u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u044fu00a0 — u043eu043cu0443u0442, u043fu0440u043eu0441u043au043eu043bu044cu0437u043du0443u043bu043e u043cu0438u043cu043e u0441u043eu0437u043du0430u043du0438u044f.
u00a0 u00a0 u00a0u0410 u0432u0435u0434u044c u043eu043cu0443u0442 — u044du0442u043e u0433u043bu0443u0431u043eu043au0430u044f u044fu043cu0430 u043du0430 u0434u043du0435, u043du0430u0434 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0439 u043eu0431u0440u0430u0437u0443u0435u0442u0441u044f u043fu043eu0434u0432u043eu0434u043du0430u044f u0432u043eu0440u043eu043du043au0430, u0437u0430u0442u044fu0433u0438u0432u0430u044eu0449u0430u044f, u043fu043eu0434u043eu0431u043du043e u0441u043cu0435u0440u0447u0443. u0418, u0447u0442u043e.u0441u0430u043cu043eu0435 u0441u0442u0440u0430u0448u043du043eu0435, u043eu043cu0443u0442 u043cu043eu0436u0435u0442 u0431u044bu0442u044c u0442u0438u0445u0438u043c, u043du0435 u043eu0431u043du0430u0440u0443u0436u0438u0432u0430u044eu0449u0438u043c u0441u0435u0431u044f u043du0430 u043fu043eu0432u0435u0440u0445u043du043eu0441u0442u0438.
u00a0 u00a0 u041du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u0435 u0440u0435u0437u043au043e u043cu0435u043du044fu0435u0442u0441u044f , u043au043eu0433u0434u0430 u0432u0434u0440u0443u0433 u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0448u044c, u0447u0442u043e u044du0442u043eu00a0 — u043du0435 u0432u0435u0441u0435u043bu044bu0435 u0441u0442u0440u0435u043au043eu0437u044b. u041fu043eu0434 u0438u0445 u043cu0430u0441u043au043eu0439 u0441u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043du0435u0434u043eu0431u0440u0430u044f u0441u0438u043bu0430, u0433u0438u043fu043du043eu0442u0438u0437u0438u0440u0443u044eu0449u0430u044f u043cu0430u043bu044cu0447u0438u043au0430: «u041fu043eu0434u043eu0439u0434u0438 u0431u043bu0438u0436u0435. u041fu043eu0434u043eu0439u0434u0438. u041fu043eu0434u043eu0439u0434u0438 u0436u0435 u0441u043au043eu0440u0435u0435, u043fu043eu043au0430 u043cu0430u0442u044c u043du0435 u043fu0440u043eu0441u043du0443u043bu0430u0441u044c.» u0421u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u0441u044f u0442u0440u0435u0432u043eu0436u043du043e u0437u0430 u0431u0435u0437u0437u0430u0449u0438u0442u043du043eu0435 u0434u0438u0442u044f, u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u0435u0449u0435 u043du0435 u043du0430u0441u0442u043eu043bu044cu043au043e u0440u0430u0437u0443u043cu043du043e, u0447u0442u043eu0431u044b u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu0441u0442u043eu044fu0442u044c u0438u0441u043au0443u0448u0435u043du0438u044e. u0410 u0441u0442u0440u0435u043au043eu0437u044b u0431u0435u0441u0441u0442u044bu0434u043du043e u0445u0432u0430u043bu044fu0442u0441u044f u0441u0432u043eu0435u0439 u043au0440u0430u0441u043eu0442u043eu0439, u043bu0433u0443u0442, u043fu0440u0438u0442u0432u043eu0440u044fu044fu0441u044c, u0447u0442u043e u043eu043du0438 u0434u0430u0432u043du043e u043bu044eu0431u044fu0442 u044du0442u043eu0433u043e u0440u0435u0431u0435u043du043au0430, u0438 u043fu043eu0434u0442u0430u043bu043au0438u0432u0430u044eu0442u00a0u0435u0433u043e u043a u0432u043eu0434u0435.
u00a0 u00a0 u0410 u0432 u043au043eu043du0446u0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u043du0430u043au0430u0442u044bu0432u0430u0435u0442 u0431u0435u0437u043du0430u0434u0435u0436u043du043eu0441u0442u044c . u041eu0442u0447u0430u044fu043du0438u0435 , u043eu0442 u0442u043eu0433u043e, u0447u0442u043e u043du0435 u0441u043cu043eu0436u0435u0448u044c u043du0438u043au0430u043au0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c u043fu043eu043cu043eu0447u044c u043cu0430u043bu044bu0448u0443, u0441u043fu0430u0441u0442u0438 u0435u0433u043e. u041eu043d u0441u0430u043c u0434u043eu043bu0436u0435u043d u0441u0434u0435u043bu0430u0442u044c u0432u044bu0431u043eu0440. u0418, u043fu043eu0445u043eu0436u0435, u043eu043d u0441u0434u0435u043bu0430u0435u0442 u0448u0430u0433 u043du0430u0432u0441u0442u0440u0435u0447u0443 u0433u0438u0431u0435u043bu0438.
u041fu0440u0438u043bu043eu0436u0435u043du0438u0435 .1. u0418u0432u044b; 2. u0413u0438u043fu043du043eu0437 u0441u0442u0440u0435u043au043eu0437; 3. u041eu043cu0443u0442.
u041fu0440u0438u043cu0435u0447u0430u043du0438u0435: u0410u043bu0435u043au0441u0435u0439 u041au043eu043du0441u0442u0430u043du0442u0438u043du043eu0432u0438u0447 u0422u043eu043bu0441u0442u043eu0439 u0441u043du0430u0447u0430u043bu0430 u043fu0440u043eu0434u043eu043bu0436u0438u043b:
«u0414u0438u0442u044f u043fu043eu0431u0435u0436u0430u043bu043e u043fu0440u043eu0432u043eu0440u043du043e u041du0430 u0433u043eu043bu043eu0441 u043cu0430u043du044fu0449u0438u0445 u0441u0442u0440u0435u043au043eu0437. u0422u0430u043c u0438u043b u0431u044bu043b u0433u043bu0443u0431u043eu043au0438u0439 u0438 u0447u0435u0440u043du044bu0439 u0418 u0442u0438u043du043eu044e u043eu043cu0443u0442 u043fu043eu0440u043eu0441.»
u00a0 u00a0 u00a0u0418 u0435u0449u0435 3 u0436u0443u0442u043au0438u0445 u0441u0442u0440u043eu0444u044b.
u00a0 u00a0 u00a0u041du043e u043fu043eu0442u043eu043c u043eu043d u043du0435 u0441u0442u0430u043b u0441u0433u0443u0449u0430u0442u044c u043au0440u0430u0441u043au0438, u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0432 u043du0430u043c u043fu043eu043bu043eu0432u0438u043du0443 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u0438 u0432u044bu0431u043eu0440, u043cu043eu0433u0443u0449u0438u0439 u043fu0440u0435u0434u043eu0442u0432u0440u0430u0442u0438u0442u044c u0442u0440u0430u0433u0435u0434u0438u044e.
«>]» data-test=»answer-box-list»>
А.К.Толстой.
ГДЕ ГНУТСЯ НАД ОМУТОМ ЛОЗЫ.
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно —
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!»
1840 г.
При чтении первых строк стихотворения настраиваешься на благодушно-созерцательный лад. Жаркий летний день. Над водой резвятся под солнцем стрекозы. Ребенок воображает, что эти прекрасные создания хотят с ним дружить. Он уже слышит их разговор. То, что поэт в первой строчке предупреждает, что место действия — омут, проскользнуло мимо сознания.
А ведь омут — это глубокая яма на дне, над которой образуется подводная воронка, затягивающая, подобно смерчу. И, что.самое страшное, омут может быть тихим, не обнаруживающим себя на поверхности.
Настроение резко меняется, когда вдруг понимаешь, что это — не веселые стрекозы. Под их маской скрывается недобрая сила, гипнотизирующая мальчика: «Подойди ближе. Подойди. Подойди же скорее, пока мать не проснулась.» Становится тревожно за беззащитное дитя, которое еще не настолько разумно, чтобы противостоять искушению. А стрекозы бесстыдно хвалятся своей красотой, лгут, притворяясь, что они давно любят этого ребенка, и подталкивают его к воде.
А в конце стихотворения накатывает безнадежность. Отчаяние, от того, что не сможешь никаким образом помочь малышу, спасти его. Он сам должен сделать выбор. И, похоже, он сделает шаг навстречу гибели.
Приложение.1. Ивы; 2. Гипноз стрекоз; 3. Омут.
Примечание: Алексей Константинович Толстой сначала продолжил:
«Дитя побежало проворноНа голос манящих стрекоз.Там ил был глубокий и черныйИ тиною омут порос.»
И еще 3 жутких строфы.
Но потом он не стал сгущать краски, оставив нам половину стихотворения и выбор, могущий предотвратить трагедию.
«Где гнутся над омутом лозы» анализ стихотворения Толстого по плану кратко – эпитеты, история создания, метафоры, идея
Сказочная зарисовка “Где гнутся над омутом лозы” Алексея Толстого, буквально воплощает в себе всю многогранность его творческой натуры. Краткий анализ “Где гнутся над омутом лозы…” по плану помогает лучше понять его смысл и структуру. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 10 классе для полного усвоения материала.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Где гнутся над омутом лозы.
История создания – произведение написано в 1840 году, причем изначально оно было значительно больше, однако поэт решил, что нужно сократить написанную им балладу, так что итогом стала практически зарисовка со сказочными мотивами. Впервые было опубликовано в 1856 году в “Русском вестнике”.
Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни и безвозвратность происходящих в ней драматических событий.
Композиция – балладная история развивается последовательно. В первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу омута, третья посвящена подробному описанию стрекоз, которые привлекают главного героя, маленького мальчика. Четвертая строфа завершает зарисовку, но оставляет финал истории открытым.
Жанр – балладная зарисовка.
Стихотворный размер – амфибрахий с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “летнее солнце”, “веселый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
Символ – омут.
Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.
История создания
Это простое, но в то же время многогранное стихотворение было написано Алексеем Толстым в 1849 году. История создания его непростая: изначально поэт написал классическую народную балладу со страшной концовкой, однако после убрал целых четыре строфы, оставив только небольшую зарисовку. Это полностью отражает его поэтические взгляды: Толстой считал, что поэзия витает в воздухе, ожидая только возможности воплотиться на бумаге. А это значит, что не нужно держаться за написанные строк, идея в любом случае будет воплощена.
Годом первой публикации этого произведения считается 1856 год, тогда оно было напечатано в “Русском вестнике”, однако некоторые историки литературы допускают, что были и более ранние, однако информация о них не дошла.
Основная тема стихотворения – это хрупкость человеческой жизни. Опасность может подстерегать человека даже на лоне тихой природы, где только трава и стрекозы. Оказывается, что даже такие безобидные создания могут представлять опасность.
Главная мысль, которую автор выражает в своем произведении, заключается в том, что трагические события, происходящие в жизни человека, часто имеют самую невинную подоплеку, но они безвозвратны и приносят множество страданий.
Композиция
Произведение, лирический герой которого – маленький мальчик, состоит из четырех строф. Первая и вторая необходимы автору для того, чтобы создать экспозицию истории. Читатель легко реконструирует, что произошло: мать с ребенком пришли поиграть на природе, женщина устала и прилегла отдохнуть, уверенная, что ее малышу в таком идиллическом месте ничего не угрожает – и тут его начинают звать к себе стрекозы.
Третья строфа полностью посвящена описанию стрекоз – они сами рассказывают о себе, приманивая ребенка подобно тому, как сирены приманивали моряков. И цели у них, очевидно, очень темные.
И в последней строфе, завершающей композицию, читатель видит завершение истории: ребенок явно уже готов шагнуть в омут, завороженный уверениями стрекоз в том, как они его любят и как весело им будет играть. Но, несмотря на расставленные акценты, прямо об этом не говорится.
Хотя изначально финал истории был трагическим, а урок для людей – очень явным, в окончательной версии Толстой оставляет его открытым, давая читателю возможность самому додумать, что же произошло в произведении.
Изначально по жанру это была баллада, на создание которой автора вдохновили произведения Гете и Гейне, а также немецкие народные песни с фантастическим сюжетом. Однако после сокращения осталась только балладно-сказочная зарисовка. Важную роль играет также стихотворный размер – с помощью амфибрахия создается простая и размеренная ткань повествования. Читателю не нужно отвлекаться на ритмические сложности, он может сосредоточиться на истории. Равномерная ритмика, без неровностей и сбоев текста, для этого необходима. Толстой использует характерную для себя перекрестную рифму, которая делает чтение еще более легким и быстрым, не лишая произведение балладного очарования.
Выразительные средства
Для создания особой атмосферы и передачи настроения стиха Толстой использовал разные средства выразительности:
- Эпитеты – “летнее солнце”, “веселый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.
- Символ – омут.
- Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.
Предыдущая
Стихотворение и анализ «Где гнутся над омутом лозы…»
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
“Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно –
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!”
Краткое содержание
И. Левитан. У омута. 1891
В своём произведении Алексей Толстой описывает восхитительный солнечный день лета. Мы видим, как мать вместе со своим малолетним сынишкой пришла не берег омута. Следует заметить, автор называет это место вовсе не берегом, не прудом, не озером, а именно омутом, с которым в народном придании связана обитель всякой нечистой силы. В реальности, женщина с сынишкой пришли отдохнуть на весьма опасное место: глубокое, славящееся частыми водоворотами. Поэт живописует следующую картину: сильно печёт солнце, женщину разморило на берегу, она погружается в крепкий сон, оставив сына без присмотра. Вокруг мальчика пляшут крупные яркие стрекозы. Автор их одушевляет: они вступают в диалог с мальчуганом и водят вокруг него хороводы. Подобно прекрасным русалкам, стрекозы манят ребёнка в самую глубину омута. Они дают обещание мальчику, что научат его летать, пока мать крепко спит.
Алексей Толстой снискал немалую известность и как автор сказок-страшилок. Поэтому нет ничего странного в том, что в изъятом самим автором окончании баллады, прописан трагический финал. Ребёнок, побуждаемый стрекозами, заходит в воду: дно омута превращается в зыбучий песок. Мальчик начинает захлёбываться, на него нападают чёрные раки со страшными клешнями и утягивают на дно омута.
Полный, не усечённый автором текст баллады, завершается картиной прекрасного летнего дня, где яркие стрекозы манят любознательных и наивных детей в опасный омут. Вот такой страшный урок преподаёт Толстой всем неразумным детям и их сонным матерям.
История создания
Данное произведение увидело свет в 1849 г. История его написания весьма занимательна. Дело в том, что поэт сначала создал классическую народную балладу с ужасающе страшным концом, а затем решил убрать четыре строфы, сохранив лишь незначительную по объёму зарисовку. Это в полной мере отражает творческую позицию Толстого: он полагал, что поэзия буквально витает в воздухе, ожидая удобной возможности найти стихотворное воплощение на листке бумаги. Поэтому не следует крепко цепляться за написанные ранее стихотворные строки, ведь идея всегда оказывается гораздо лучше её воплощения. Первая публикация баллады случилась в 1856 г. на страницах «Русского вестника». Большинство специалистов уверены, что Толстым были написаны и более ранние варианты произведения, просто информация о них не дошла до наших времён.
Жанр, направление, размер
Согласно задумке автора, изначально произведение было балладой. На её создание Толстого вдохновили творения таких великих немецких творцов, как Гейне и Гёте, а также немецкие народные песни, имеющие фантастический сюжет. После существенного сокращения изначально написанного произведения, от него осталась одна лишь балладно-сказочная зарисовка, не более того.
Поэтический размер – амфибрахий. С его помощью автор создаёт размеренную и простую повествовательную «ткань». Читателям нет никакой необходимости отвлекаться на ритмические сложности: они имеют возможность сконцентрироваться непосредственно на самой истории, рассказываемой автором. Рифмовка перекрёстная: она делает процесс чтения лёгким и быстрым, при этом не лишая стихотворение балладного очарования.
Композиция
Произведение, лирическим героем которого является малолетний ребёнок, включает в себя четыре строфы:
- Первая и вторая строфы – в них автор создаёт экспозицию всего повествования. Читатели могут с лёгкостью реконструировать произошедшие события: мать с сыном приходят отдохнуть на природу, женщина устаёт и погружается в крепкий сон. Она убеждена, что всё вокруг благополучно и её малышу ничто не угрожает. И именно в этот момент мальчугана начинают призывать к себе яркие стрекозы.
- Третья строфа целиком посвящена описанию привлекательности стрекоз: насекомые очеловечены автором и способны говорить. Они рассказывают о себе, желая заманить наивного ребёнка в омут, обрекая его на верную гибель. Стрекозы, подобно сиренам, заманивающим моряков, имеют недобрые планы относительно мальчика.
- Четвёртая строфа – завершающая. Автор повествует об окончании истории. Мы видим следующую картину: мальчик практически готов идти в омут за стрекозами, желая полетать и поиграть с ними. Несмотря на то, что окончание истории безрадостно, а урок читателям – явный, в окончательной версии произведения, дошедшей до наших дней, Толстой оставляет финал открытым. Тем самым, он предоставляет возможность каждому читателю самому понять всё то, что случится с мальчиком дальше.
Образы и символы
С целью донесения до читательской аудитории сути основной идеи произведения, Толстой создаёт следующие образы:
- образ стрекоз – центральный. Автор сравнивает насекомых с опасными и жестокими сиренами, завлекающими моряков на верную смерть. Стрекозы являются главными злодейками, преисполненными страшных устремлений и планов. Образ стрекоз символизирует опасность, ужас и неминуемую гибель;
- образ мальчика – центральный. Он заворожен яркими стрекозами, они влекут его, и ребёнок добровольно идёт в омут. На примере мальчика, Толстой демонстрирует читателям, насколько опасно привязываться к чему бы то ни было в жизни. Ведь любая зависимость – это отклонение от нормы, а значит, таит в себе опасность. Мальчугана погубило вовсе не солнечное лето и яркие стрекозы, его погубила собственная наивность и бурная фантазия;
- образ омута – автор подчёркивает тот факт, что мать с сыном пришли именно на берег омута. Вовсе не озера, не пруда – а, омута, который в сознании народа ассоциируется с обителью нечистой силы. Омут символизирует неминуемую смерть, опасность, мрак и безысходность. Когда под ногами омут, уже невозможно ничего изменить;
- образ летнего дня – автор описывает картину упоительного дня лета, в котором маленький ребёнок чувствует себя, словно рыба в воде. Ведь, лето для мальчика сродни природной стихии, когда всё вокруг тёплое, ароматное и цветущее. Находясь «внутри» лета, ребёнок чувствует себя в полной безопасности. Но, как оказалось, даже в самом идеальном времени года таится немало опасностей и «подводных камней».
Темы и настроение
Ключевая тема произведения – хрупкость человеческой жизни. Человека, вне зависимости от возраста, опасность может подстерегать в любом, даже самом, на первый взгляд, безопасном месте: на лоне летней природы, среди трав и стрекоз. Произведение хранит интригу для читателей, и этим оно особенно привлекательно. У баллады открытый конец, позволяющий каждому читателю самостоятельно додумать финал рассказанной автором истории. Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями напряжённого трагизма, неминуемой опасности, тревоги и волнения. Читатели, погружаясь в события невинного летнего дня, невольно испытывают чувства страха и тайной угрозы.
Основная идея
Ключевая мысль, которую стремится донести до нас Алексей Толстой, заключается в следующем: многие трагические и фатальные происшествия, происходящие в жизни людей, как правило, имеют самую невинную подоплёку. Но, к сожалению, их невозможно изменить, и поэтому они приносят людям столько страданий.
Средства выразительности
Чтобы создать у читателей нужное настроение, и транслировать им основную эмоцию стиха, автор использует следующие средства выразительности:
- эпитеты – «песчаное дно», «летнее солнце», «отлогий берег»;
- метафоры – «трепещут былинки», «летают и пляшут стрекозы»;
- символ – омут.
Алексей Толстой — Где гнутся над омутом лозы: Стих
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!
Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!
Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно —
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!»
Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» Толстого
Алексей Константинович Толстой — тончайший лирик середины XIX века. В жанре баллад ему не было равных, примером тому служит стихотворение «Где гнутся над омутом лозы».
Стихотворение написано в 1840 году. Его автору исполнилось 23 года, он состоит на государственной службе, а пишет пока в стол, не публикуя. По жанру — пейзажная лирика, баллада, по размеру — амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. В стихотворении чувствуется интонация страшной сказки, позднего европейского романтизма. Первоначальная редакция произведения была значительно длиннее и заканчивалась смертью ребенка.
Мать ребенка разморило от жары, она спит. Между тем, ее чадо подстерегает опасность. Враждебна ли природа к человеку? Или тут нечто другое, ведь стрекозы ведут себя как феи, древнегреческие сирены, как нечистая сила, заманивая ребенка на дно. Интересно, что стрекозы не впервые следят за ребенком: мы тебя любим давно. Чтобы установить с ним доверительный контакт, они ласково обращаются к нему «дитя». Предложение «тебя мы научим летать» насторожило бы любого взрослого, но ребенку можно лгать беззастенчиво. Или же это все ему чудится, а на самом деле он, предоставленный сам себе, просто влечется к воде? Последняя строфа словно окатывает читателя холодной водой, близость несчастья и невозможность вмешаться — основные чувства, которые обуревают его. Поэт оставляет финал открытым: проснется ли, почувствовав разлитую в воздухе угрозу, мать, спугнет ли ребенка какая-нибудь птица, а может, он сам в последний момент отшатнется? Впрочем, даже название стихотворения с упоминанием омута — грозный знак свершившегося несчастья. При этом сам пейзаж останется таким же идиллическим, как был.
Повторы: мы, где, дитя. Поэтических эпитетов практически нет, разве что «веселый хоровод». Зловещим контрастом выступает употребление поэтом уменьшительных суффиксов, навевающих беззаботность: былинки, спинки, крылышки, песенок. Олицетворения: пляшут, ведут хоровод. Насекомые одушевлены и человеческой способностью говорить, 3 строфы из 4-х — это их прямая речь. Сравнения: точно стекло. Настойчивый рефрен «подойди» трижды встречается в тексте. Вообще, в речах стрекоз использовано побудительное, повелительное наклонение: смотри.
В творчестве молодого графа А. Толстого уже видны все его характерные темы, которые в дальнейшем получат свое развитие. Данью немецкому романтизму можно считать драматичное произведение «Где гнутся над омутом лозы».
Анализ стихотворения А.К.Толстого «Где гнутся над омутом лозы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geraskina_s.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Выполнила: ученица Гераськина Софья, Проверила: учитель литературы Кравченко Л.М г.Узловая 2018 Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы»
1.Биография 2.Анализ а)История создания б)Идея в)Средства худ.выразительностит г)Моё отношение к сихотворению . Содержание
Алексей Константинович Толстой был рожден в конце лета 1817 года. Его родители были дворянского происхождения. Но они разошлись после рождения мальчика. Его дядя был художником. Ребенка воспитывал брат мамы, он был писателем и сочинил сказку для мальчика. Алеша получил хорошее образование на дому. Дядя мотивировал мальчика придумывать рассказы. Так что ребенок с детства был творческим. Ребенок с детства путешествовал. Свои воспоминания и впечатления мальчик записывал в дневники. В будущем, опираясь на них, Алексей написал некоторые из своих рассказов.
Молодой человек служил при дворе царя. Некоторые из его рассказов были написаны на французском языке. Современники писателя признавали молодого человека одарённым. Вскоре писатель решил, что службу нельзя совмещать с литературным искусством, он написал об этом царю и ушел в отставку.
Писатель много путешествовал. Он побывал в разных странах Европы. Его произведения печатали в нескольких газетах. Алексей написал много баллад. Ему нравилось творить в жанре сатиры. Многие из них были на политическую тему. Среди произведений писателя есть также исторический роман. Лирика, написанная автором, является проникновенной и не оставит равнодушным никого. Постановкой одной из драм писателя был открыт театр в столице России. Алексей не смог соединять творчество и ведение хозяйства. В итоге он разорился. Умер в 1875 году от передозировки морфия .
Где гнутся над омутом лозы. Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. «Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы так тебя любим давно — Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!»
Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы» было написано в 1840 году. Изначально поэт создал балладу, навеянную «Лесным царём» Гёте. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым. Гёте Толстой История создания
Мысль о том,что в летний жаркий день важно не потерять реальность и понять действительность. Идея
Эпитеты: Летнее солнце,весёлый хоровод,бирюзовые спинки,берег отлогий,песчаное дно. Сравнения: Крылышки точно стекло. Олицетворения: Летают и пляшут стрекозы,весёлый ведут хоровод Метафоры: Солнце печёт,гнутся лозы,трепещут былинки. Анафора: « Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт» « Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно» Стихотворение имеет 4 строфы,16 строк Написано амфибрахием. Средства художественной выразительности:
Это стихотворение вызвало у меня двойственное чувство. Оно, конечно, очень красиво и точно написано, прекрасно передаёт летнюю картину, но остаётся какая-то недосказанность, как будто должно быть продолжение у этой песни, у этой истории. Моё отношение к стихотворению