Не напрасно дули ветры о чем стих
Анализ стихотворения Не напрасно дули ветры Есенина
Стихотворение «Не напрасно дули ветры» относится к первой половине творческого периода Сергея Есенина, когда ещё совсем молодой поэт только пытался делать первые шаги по направлению к осознанию смысла жизни.
Осеннее и весеннее время года, юношество и взрослость, осознание и принятие ценностей жизни. Все это преподносится в произведении как одна сюжетная линия. Есенин, как никто умел преподносить живописное описание природы в сочетании с глубоким пониманием смысла человеческого существования.
Невероятные метафорические образы поражают воображение читателей. Способствуют иному взгляду на обыденные вещи, такому, какими видел их сам поэт.
Есенину удалось достичь полного воссоединения с миром природы. С завершением каждого дня он чувствует, что становится мудрее. Его уже не беспокоят напрасные переживания. Природный образ позволяет автору почувствовать свободу, избавиться от тревоги перед неизбежной вечностью.
Композиционная структура произведения состоит из пяти катренов объединенных перекрестной точной и неточной рифмовкой. Обилие средств художественной выразительности использовано в виде эпитетов «тайный, тихий свет», «синяя мгла», «родительский очаг», «немая млечность», «звёздный страх». Использование в первой строфе анафоры «не напрасно» указывает на то, что у поэта нет сожалений относительно того, что ему пришлось пережить. Все невзгоды, которые представлены в образе ветра и грозы, лишь помогли ему, пролили свет на многое.
Анафора в форме отрицательной частицы «не» употребленная в третьей строфе указывает, что герой становится более рационально — мыслящим и его больше не способно заставить испытывать страх какое-либо неведение. В значении прояснения сути всего происходящего использовано олицетворение «напоил глаза». В третьей строфе идёт сравнение в проявлении любви героя к миру и вечности, как к родительскому очагу. Гипербола применена в заключительной части стихотворения «море хлеба». Последние строки, в которых присутствует прием олицетворения совмещенный с метафорой, «отелившееся небо лижет красного телка», можно интерпретировать как образ революционной России.
Стихотворение Есенина переполнено яркими и красочными описаниями природных явлений с присущими им изменениями. Одно только выражение «рдяный мак заката» уже способно перевернуть сознание читателя.
Вариант 2
Сергей Александрович Есенин заслуженно считается одним из самых талантливейших представителей русской литературы. Одним из его многочисленных произведений является стихотворение «Не напрасно дули ветры. «, написанное в 1917 году.
Главный герой данного стихотворения — природа, которую Сергей Александрович очень любил и, которой он посвятил не один десяток своих произведений. Повествование в данном стихотворении идет от имени автора, поэтому не трудно догадаться, что сам Есенин и выступает здесь в качестве лирического героя.
Есенин описывает природу во всей красе и восхищается ею, что бы не происходило. Автор пытается донести до нас, что мир прекрасен при любой погоде, в любое время года то, что весь этот мир полюбился ему, как родительский очаг. Можно сказать, что он считает природу чем то священным, порой описывает её, как живого человека, с которым он знаком еще с детства. Поэт считает, что душа человека и природа — единое целое, поэтому они должны находиться в гармонии.
Все явления природы Есенин описывает очень ярко, для чего использует большое количество троп и средств выразительности. Почти в каждом предложении присутствуют метафоры. Также в тексте часто встречаются олицетворения, благодаря которым описываемые природные явления предстают перед нами абсолютно живыми. Например: «Плещет рдяный мак заката. «, «Отелившееся небо лижет красного телка.» и т.д. Выразительность тексту придают многочисленные эпитеты, такие как «неразгаданная земля», «немая вечность» и тому подобные. Не скуп автор и на многочисленные сравнения. В первых строках первого абзаца употреблено такое средство выразительности. Как анафора. Можно было бы предположить, что в тексте используется и противопоставление, так как автор описывает два противоположных явления — грозу и душевное спокойствие. Но в именно в данном тексте автор совмещает данные понятия, не противопоставляя их друг другу. Написано данное стихотворение четырехстопным хореем, что характерно для многих произведений Есенина.
Я считаю, что это одно из прекраснейших творений Есенина. Автор призывает наслаждаться природой всегда, другими слова, он пытается объяснить нам одну известную фразу » У природы нет плохой погоды!».
Анализ стихотворения Не напрасно дули ветры по плану
Не напрасно дули ветры
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Ленинград Мандельштама
Стихотворение «Ленинград» Мандельштам написал в 1930 году. Он вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург, который в 1924 году переименовали в Ленинград. Стихотворение он написал в ожидании этой поездки
Идеальным источником вдохновения, объектом для создания романтических образов, достижения наивысшего душевного покоя и наслаждения в творчестве А. А. Фета становится погружение в мир природы.
В стихотворении Прячет месяц за овинами лирический герой испытывает искренне душевное чувство неподдельного восторга от наступления весны и пробуждения природы.
Основной темой произведения является размышления поэта о разлуке с родной землей в эмиграции. Повествование стихотворения ведется от имени лирического героя
Осип Эмильевич Мандельштам является истинным творцом и признанным гением в русской литературе. Его поэзия это вздох легкости и ритм переливающихся строк. Это произведение Петербургские строфы было написано в январе 1913 года
«Не напрасно дули ветры. » — Сергей Есенин
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
«Не напрасно дули ветры. »
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.
С чьей-то ласковости вешней
Отгрустил я в синей мгле
О прекрасной, но нездешней,
Не гнетет немая млечность
Не тревожит звёздный страх.
Полюбил я мир и вечность
Как родительский очаг.
Всё в них благостно и свято,
Всё тревожное светло.
Плещет рдяный мак заката
На озёрное стекло.
И невольно в море хлеба
Рвётся образ с языка:
Лижет красного телка.
Описание произведения.
Стихотворение Сергея Есенина «Не напрасно дули ветры. » можно понять, если ключом к его содержанию взять центральное песнопение православной вечерни «Свете тихий». В ранней христианской церкви вечерню служили на закате солнца, и, глядя, как солнце исчезает за горизонтом, пели этот вечерний гимн. Тихий свет солнечного заката — как излияние лучей светила, сравнивали со Христом, Который есть отражение славы (света) Бога-Отца. — Именно о Христе — Свете тихом и поётся при выносе Писания на вечернем богослужении. (Ин.1:4; Мф.4:16).
Внимательно прочитав каждый стих, мы убедимся, что всё стихотворение построено как аллюзия к песнопению вечерни. Стихотворение изображает закат солнца. Его лирический герой, по всей видимости, поэт: ибо с его уст «рвётся образ» отелившегося неба, которое «лижет красного телка». Но он же — Христос, что характерно для раннего Есенина, который в своих первых поэтических сборниках сближает своего лирического героя-поэта и себя самого с Христом. Стихотворение звучит как рассказ от первого Лица, т.е. от Христа: «Кто-то тайный тихим светом / Напоил мои глаза». Бог-Отец здесь именуется прикровенно: «Кто-то тайный». И снова об Отце: «С чьей-то ласковости вешней / Отгрустил я в синей мгле / О прекрасной, но нездешней, / Неразгаданной земле». — Это надо понимать так: по доброй воле Отца, Христос, грустивший «в синей мгле» (на небесах) о «прекрасной», но «неразгаданной земле», жаждавший её познать, разгадать её секреты, перестал грустить, потому что был на этой земле таинственно рождён Отцом.
Читая следующую строфу, мы снова погружаемся в двойственную природу героя — это Христос, но ещё и поэт. Христос, в соответствии с христианской догматикой, совершенный Бог и совершенный человек, Сын Божий и Сын Человеческий по Евангелию. Так и поэт, по Есенину, не только сын человеческий, но и сын божий — по дару, по умению изрекать слова неизреченные, по способности к пророческому зрению. — «Полюбил я мир и вечность / Как родительский очаг» — и мир, и вечность — равно дороги сыну божьему и человеческому — ему везде родина.
«Глаза» Христа-поэта, напоённые «тихим светом», видят мир в свете вечности, т.е. глазами Отца: «Всё в них благостно и свято,/ Всё тревожное светло./ Плещет рдяный мак заката / На озёрное стекло». — Можно сказать, что Христос в стихотворении Есенина всё более и более становится поэтом. Во всяком случае, лирический герой, который в предыдущих строфах говорил от Лица Христа, теперь говорит от лица поэта. Он видит и воспевает вечернюю зарю: Свете тихий, Христос, Свет славы Отчей, отражается в водах озёрных. Озеро превращается в «море хлеба»: Христос — евхаристический хлеб. Озеро, отразившее тихий свет Христа — море хлеба.
В последней строфе, как это часто бывает у Есенина, сам автор, сняв с себя маску лирического героя, являет себя поэтом: «И невольно в море хлеба / Рвётся образ с языка:/ Отелившееся небо / Лижет красного телка». — Слова «отелившееся небо» нужно пояснить особенностью есенинского поэтического языка. Эти строки отсылают нас к циклу «Преображение» (1917 г.), в котором присутствуют такие строки: «Пою и взываю: / Господи, отелись!». Сам Есенин писал, что «отелись» значит «воплотись». — Картина заката в стихотворении «Не напрасно дули ветры…» в полном соответствии с песнопением вечерни «Свете тихий» означает воплощение Христа на земле. «Отелившееся небо» — Бог-Отец, «красный телок» соответственно Христос. Христос как «море хлеба» для всего сущего на земле питает нас Своей плотью, заповедуя и нам поступать так же.
История создания.
Стихотворение написано в 1917 году. Есенин становится популярным и часто выступает с новокрестьянскими поэтами. «Песенники, гусляры и народный поэт Есенин, читающий свои произведения, опять мешали действительность со сказкой» — так описал выступление поэтов корреспондент «Петроградских новостей».
Стихотворение «Не напрасно дули ветры. » вошло во многие критические и фельетонные статьи о поэте, благодаря сопоставлению строки о «красном телке» со строкой из «Преображения»: «Господи, отелись!». Одним из первых начал М.А. Осоргин, писатель и журналист: «Ещё не так давно в «Знамени труда» он молился словами „Господи, отелись!“ И вот сбылось по слову его, и из «Голоса труд. крест.» мы узнаем, что: «Отелившееся небо / Лижет красного телка». Есть, стало быть, надежда, что из телка скоро вырастет большой красный бык, который оставит в покое родителя и заживет самостоятельно, если только не попадет на бойню. Всё это не мешает Сергею Есенину быть несомненным поэтом».
Позже образ «красного телка» стал напрямую связываться с событиями Октябрьской революции. В 1926 г. П.В. Орешин, например, писал: «. если он в семнадцатом году сказал: „Господи, отелись!“, то потом, в восемнадцатом году, он, продумав до конца свою мысль, развил этот образ до его совершенно логического оформления. Что это за „красный телок“, можно легко догадаться».
В дальнейшем это положение широко вошло в литературу о поэте, хотя и не соответствовало религиозному, а точнее, литургическому контексту стихотворения.
Отношение автора к вере.
Проблема религиозных взглядов Есенина не решена исследователями по сей день. Поэт не раз писал, что не верит в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина говорят в пользу его атеизма.
Однако в произведениях автора много аллюзий на Священное писание. Особенно часто они встречаются в раннем творчестве поэта, отражающем его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. В ранних стихах Есенина мы видим мечту об идеальном мире, порождённом христианской надеждой на откровение в жизни Божьего Града.
Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».
В последние годы жизни приходит осознание страшного числа жертв, понесённых народом при советской власти. Из творчества Есенина уходит воспевание страны «Инонии», сменяясь тоской по «потерянному раю» молодости, его чистоте и вере. В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронес через бури революции и незаметно вкрапливает ее тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».
Биография.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.
В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.
В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).
Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.
Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.
В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым в номере гостиницы «Англетер».
Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.
Анализ стихотворения Есенина Не напрасно дули ветры
Анализ стихотворений С. Есенина «Не напрасно дули ветры…» и «Закружилась листва золотая…»
Сравнительный анализ стихотворений С. Есенина «Не напрасно дули ветры. » и «Закружилась листва золотая. «
Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.
Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям. Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту. Олицетворение наоборот — образ человека наделяется природными характеристиками — отражает мировоззрение автора.
Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы:
Вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но
Озеро — Замкнутый в себе самом водоём — завершённость, законченность
Пруд — Вода в него втекает, из него вытекает — предполагается движение
Упоминается весна (С чьей-то ласковости Вешней ), но Море хлеба Возможно только летом
Осень обозначена Золотом листвы и Желтизной дола. этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы
Ветры Вместе с Грозой — символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол — символизирует хулиганство, озорство, молодость
Совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:
Рдяный мак заката
Тревожный, но и радостный, сильный цвет
В розоватой воде, розовость вод.
Листва золотая, желтеющий дол —
Детски-наивная, простодушная палитра
Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое
ОТел Ившееся небо
Лижет красного Тел Ка
Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства
Галактика была страшна безъязыкостью
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба
Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло —
Вода — твёрдая, закат — жидкий:
«плохая физика, но какая поэзия!»
Синий сумрак как Стадо овец,
Словно становится реальным:
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.
Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям. Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту. Олицетворение наоборот — образ человека наделяется природными характеристиками — отражает мировоззрение автора.
Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы:
вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но
озеро — замкнутый в себе самом водоём — завершённость, законченность
пруд — вода в него втекает, из него вытекает — предполагается движение
упоминается весна (С чьей-то ласковости вешней ), но море хлеба возможно только летом
осень обозначена золотом листвы и желтизной дола. этот цвет распространяется соответственно на образы берёзы и ивы
Ветры вместе с грозой — символ испытаний, которые остались позади и привели природу и лирического героя к новому состоянию
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол — символизирует хулиганство, озорство, молодость
совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:
рдяный мак заката
тревожный, но и радостный, сильный цвет
В розоватой воде, розовость вод.
листва золотая, желтеющий дол —
детски-наивная, простодушная палитра
Холодному, мрачному, мёртвому, противопоставлено живое, яркое, тёплое
Отел ившееся небо
Лижет красного тел ка
Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства
галактика была страшна безъязыкостью
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба
Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло —
Вода — твёрдая, закат — жидкий:
«плохая физика, но какая поэзия!»
Синий сумрак как стадо овец,
словно становится реальным:
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напра сно. )
3-стопный анапест напевный, плавный
рифма: aBaB — перекрёстная, с чередованием женских и мужских рифм
Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности — пространства и времени — в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба Рвется образ с языка. ), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала — враждебный, пугающий, гнетущий, теперь — родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, «оземлённом» виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) — остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать. ).
Анализы стихотворений Есенина «Не напрасно дули ветры…» и «Закружилась листва золотая…»
Осень и весна, молодость и зрелость, понимание и принятие жизни такой, как она есть. Все эти символы присутствуют в произведениях С.А. Есенина. Ему, как никому другому из современников, удалось сочетать великолепное описание природы с глубинным смыслом человеческого бытия.
Невероятные метафоры завораживают, заставляют увидеть абсолютно привычные вещи по-другому, так, как видит их поэт. Ну кому бы, как не Есенину, пришла в голову идея сравнивать ветер с молодым парнем-хулиганом, который пристаёт к девушке-берёзке. Но смысл этих строк не так очевиден, как кажется на первый взгляд: молодость ветра — быстротечна, ценить нужно каждый момент в этой жизни, оставив в памяти лишь прекрасные моменты.
Душа поэта прохладна, как и залитая розовым светом долина. Это значит, что автор сохранил трезвость ума, хотя каких усилий ему это стоило, знает только манящая природа, дарующая то «розовость вод», то тишину сада со смолкшими вдали бубенцами.
Оба стихотворения перекликаются не только описанием времен года, но также ярким стремлением Есенина достичь полного уединения с природой, постигнуть таинство перевоплощения, так же, как «вешние воды» постепенно становятся «морем хлеба». Любовь — общий символ лирики С. Есенина, любовь к природе — частный случай, возможность стать мудрее с последними лучами угасающего вечера, с отблесками заката на «озёрном стекле».
Поэт стремиться к полной гармонии с собой, что невозможно без соединения с природой, ведь её жизнь так схожа с жизнью Есенина. Новые чувства захватывают, как весенний гром, длинные ноябрьские вечера заставляют одуматься, понять, что холодный, как зимняя стужа, разрыв столь близок.
Но есть такие моменты, когда хочется забыть обо всём, когда кажется весь мир исчез, остался только лишь тихий, сводящий с ума вечер и невыносимая грусть, тонкий отголосок тихой радости, где можно «всё любя, ничего не желать».
Оба стихотворения богаты разнообразием стилистических фигур: здесь и анафоры, заставляющие сердце биться быстрее, выдерживая ритм, и богатый набор эпитетов, позволяющих четче увидеть картину происходящего, и лексические повторы, вновь и вновь заставляющие обращаться к самым глубинам мироздания.
Образ природы даёт автору полную свободу, избавляет от страха перед неизвестностью и вечностью. Наоборот, мир и вечность стали «как родительский очаг» — такими привычными, знакомыми и понятными.
Осень и весна, молодость и зрелость, понимание и принятие жизни такой, как она есть. Все эти символы присутствуют в произведениях С.А. Есенина. Ему, как никому другому из современников, удалось сочетать великолепное описание природы с глубинным смыслом человеческого бытия.
Невероятные метафоры завораживают, заставляют увидеть абсолютно привычные вещи по-другому, так, как видит их поэт. Ну кому бы, как не Есенину, пришла в голову идея сравнивать ветер с молодым парнем-хулиганом, который пристаёт к девушке-берёзке. Но смысл этих строк не так очевиден, как кажется на первый взгляд: молодость ветра — быстротечна, ценить нужно каждый момент в этой жизни, оставив в памяти лишь прекрасные моменты.
Душа поэта прохладна, как и залитая розовым светом долина. Это значит, что автор сохранил трезвость ума, хотя каких усилий ему это стоило, знает только манящая природа, дарующая то «розовость вод», то тишину сада со смолкшими вдали бубенцами.
Оба стихотворения перекликаются не только описанием времен года, но также ярким стремлением Есенина достичь полного уединения с природой, постигнуть таинство перевоплощения, так же, как «вешние воды» постепенно становятся «морем хлеба». Любовь — общий символ лирики С. Есенина, любовь к природе — частный случай, возможность стать мудрее с последними лучами угасающего вечера, с отблесками заката на «озёрном стекле».
Поэт стремиться к полной гармонии с собой, что невозможно без соединения с природой, ведь её жизнь так схожа с жизнью Есенина. Новые чувства захватывают, как весенний гром, длинные ноябрьские вечера заставляют одуматься, понять, что холодный, как зимняя стужа, разрыв столь близок.
Но есть такие моменты, когда хочется забыть обо всём, когда кажется весь мир исчез, остался только лишь тихий, сводящий с ума вечер и невыносимая грусть, тонкий отголосок тихой радости, где можно «всё любя, ничего не желать».
Оба стихотворения богаты разнообразием стилистических фигур: здесь и анафоры, заставляющие сердце биться быстрее, выдерживая ритм, и богатый набор эпитетов, позволяющих четче увидеть картину происходящего, и лексические повторы, вновь и вновь заставляющие обращаться к самым глубинам мироздания.
Образ природы даёт автору полную свободу, избавляет от страха перед неизвестностью и вечностью. Наоборот, мир и вечность стали «как родительский очаг» — такими привычными, знакомыми и понятными.
Подобные записи
Сергей Есенин — Не напрасно дули ветры
Ne naprasno duli vetry,
Ne naprasno shla groza.
Kto-to tayny tikhim svetom
Napoil moi glaza.
S chyey-to laskovosti veshney
Otgrustil ya v siney mgle
O prekrasnoy, no nezdeshney,
Nerazgadannoy zemle.
Ne gnetet nemaya mlechnost
Ne trevozhit zvezdny strakh.
Polyubil ya mir i vechnost
Kak roditelsky ochag.
Vse v nikh blagostno i svyato,
Vse trevozhnoye svetlo.
Pleshchet rdyany mak zakata
Na ozernoye steklo.
I nevolno v more khleba
Rvetsya obraz s yazyka:
Otelivsheyesya nebo
Lizhet krasnogo telka.
Yt yfghfcyj lekb dtnhs,
Yt yfghfcyj ikf uhjpf/
Rnj-nj nfqysq nb[bv cdtnjv
Yfgjbk vjb ukfpf/
C xmtq-nj kfcrjdjcnb dtiytq
Jnuhecnbk z d cbytq vukt
J ghtrhfcyjq, yj ytpltiytq,
Ythfpuflfyyjq ptvkt/
Yt uytntn ytvfz vktxyjcnm
Yt nhtdj;bn pdtplysq cnhf[/
Gjk/,bk z vbh b dtxyjcnm
Rfr hjlbntkmcrbq jxfu/
Dct d yb[ ,kfujcnyj b cdznj,
Dct nhtdj;yjt cdtnkj/
Gktotn hlzysq vfr pfrfnf
Yf jpthyjt cntrkj/
B ytdjkmyj d vjht [kt,f
Hdtncz j,hfp c zpsrf:
Jntkbdittcz yt,j
Kb;tn rhfcyjuj ntkrf/
Послушать стихотворение Есенина Не напрасно дули ветры
Анализ стихотворения Есенина Не напрасно дули ветры
Есенин очень любил природу и часто писал стихи, связанные со временами года и красотой бескрайних полей и лесов. Есенин родом из деревни детство и юность он провел там и видел много проявлений природы. В данном стихотворении Есенин пишет о грозе и ветре которые наполнили его глаза необычайным светом. Писатель любуется окружающим миром и пытается передать всю красоту своему читателю, ему остается только закрыть глаза и представить.
Писатель пишет о том, что он уже отгрустил по былым временам. Земля, которая дана людям, еще не до конца изведана и вокруг столько интересного. Каждый человек может увидеть всю её красоту, если прислушается к звукам природы. Как красиво синее небо, в котором летают стаи птиц. Их полет олицетворяет свободу, Есенин любит мир и вечность как родительский очаг. Для писателя весь мир это дом, в котором царит гармония и душевное спокойствие.
В стихотворении Есенина закат обретает красный цвет неба, будто маковое соцветие и отражается в зеркальном отражении озера, которое спокойно в вечернее время. На огромном поле проростки пшеницы, с которого вскоре соберут урожай и получат много хлеба. Есенин описывает небо с диковинными облаками и применяет метафору про телка.
В стихотворениях Есенина очень ярко и красочно описаны природные явления и изменения в ней. Ему присущ лирический стиль в произведениях. Он до последнего продолжал восхищаться красотой каждого камушка и тропинки. Есенин во всем видел положительную сторону.
Картинка к стихотворению Не напрасно дули ветры
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Есенина Слушай поганое сердце
Стихотворение «Слушай поганое сердце», написанное Есениным, в то время, когда он вернулся с войны. Судя по самому стихотворению, состояние у поэта было довольно таки депрессивное. Отчетливо приходит понимание самого смысла,
Некрасов, как и другие поэты в своем творчестве очень часто затрагивал тему поэта и поэзии, а именно назначения поэта. Именно об этом идет речь в данном произведении. Стихотворение написано в 1852г., спустя год, после смерти Гоголя.
Не все деятели литературы с воодушевлением приняли революционные события в советской России. Всеобщая разруха, мародёрство, невинные жертвы – всё это никоим образом не оправдывало приход большевиков к власти.
Знаменитый и многими любимый поэт Александр Брюсов с самой юности был ярким сторонником символизма. Именно это направление привлекало поэта больше всех других. Поэтому вовсе не удивительно, что самые первые произведения
Русский поэт Константин Николаевич Батюшков писал на различные темы. Его считают предшественником Пушкина. Батюшков писал в несколько необычном стиле. В его произведениях был и классицизм, и сентиментализм,
Сравнительный анализ стихотворений С.Есенина «Не напрасно дули ветры…» и «Закружилась листва золотая…»
Разделы: Литература
Цель урока:
I. Учитель. Дома, используя собственные наблюдения, учебники, другие источники, вы записали в своих тетрадях три, на ваш взгляд, главные особенности творчества Есенина. Прочитаем и обсудим.
В процессе работы — запись на доске. Например:
«Песенность» (напевность, народность, мелодичность)
Мотивы тоски по родине, по деревне как утраченному идеалу
Диалектическое разрешение трагических противоречий жизни
Метафоры, построенные на олицетворении образов природы
«Сквозные» образы: небо, звезды, месяц, вода, заря, ветер, берёза.
Автобиографичность: «Что касается автобиографических сведений, — они в моих стихах:» (С. Есенин)
Чтобы проверить на практике сделанные нами выводы, предлагаю выполнить следующее задание.
II. Из пяти стихотворений (авторы и даты не указаны) необходимо выбрать два текста Есенина для сравнительного анализа. Аргументировать выбор
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад.
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Последовательно исключаем стихотворения
Пушкина: обращаем внимание на нехарактерные для Есенина ритмический узор, интонацию, отсутствие рифм; попутно проверяем эрудицию — некоторым удаётся «опознать» автора;
Рубцова: сразу настораживает строка «На войне отца убила пуля» — стихотворениям Есенина присуща автобиографичность, а подобного факта в его биографии нет;
«Не жалею, не зову, не плачу. «: отмечаем типичные для Есенина темы и мотивы, образы, но предпочитаем написанные в один период (и соответственно сходные по мировосприятию лирического героя), а потому и более удобные для сопоставления оставшиеся два текста:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.
С чьей-то ласковости вешней
Отгрустил я в синей мгле
О прекрасной, но нездешней,
Неразгаданной земле.
Не гнетет немая млечность,
Не тревожит звездный страх.
Полюбил я мир и вечность
Как родительский очаг.
Все в них благостно и свято,
Все тревожное светло.
Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло.
И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка:
Отелившееся небо
Лижет красного телка.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?
III. В сильном классе — обмен впечатлениями и наблюдениями по цепочке (возможны попытки сформулировать идею, что облегчит дальнейшие поиски).
Вероятные варианты ответов:
Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира.
Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья.
Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.
Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям.
Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту.
Олицетворение наоборот — образ человека наделяется природными характеристиками — отражает мировоззрение автора.
IV. Работа в группах.
V. Обсуждение результатов поиска.
Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы
вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но
совпадение цветовых определений:
в синей мгле = синий сумрак, но:
листва золотая, желтеющий дол —
Лижет красного телка
Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло —
Вода — твёрдая, закат — жидкий:
Синий сумрак как стадо овец,
словно становится реальным:
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
оксюморон словно примиряет два мира (земной и небесный,
Все любя, ничего не желать?
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза —
к констатации чудесного преображения лирического героя:
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.
Через избавление от страха и зависимости перед бесконечностью (вечностью):
Не гнетет немая млечность,
Не тревожит звездный страх —
к неизбежности поэтического творчества:
И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка.
сегодня в этот вечер, мечтает окунуться в окрашенную закатом воду подобно иве, видит появляющийся над стогом сена месяц и представляет себя жующим сено в облике загадочного существа с мордой месяца. хочет перестать желать.
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть —
Я отгрустил
Полюбил я мир и вечность
Я влюблён
Никогда так не слушал:
Плещет рдяный мак заката | Хорошо бы, на стог улыбаясь, |
4-стопный хорей, но первая стопа отчётливо хореическая только в 1-3 стихах 4 строфы и 2 и 4 стихах 5 строфы |
VI. Выводы. Запись в тетрадях (в сильном классе — самостоятельно, в слабом — с помощью учителя или сильных учеников).
Второе стихотворение, написанное в 1918 году, словно начинается там, где заканчивается первое (датированное 1917 годом), в котором на смену грусти пришла любовь как ощущение гармонии природы и человека, как приятие мира и вечности — пространства и времени — в качестве родного дома. Лирический герой призван всё назвать (И невольно в море хлеба Рвется образ с языка. ), стать голосом немой вселенной. Если в первом стихотворении взгляд героя обращён к небу, все метафоры связаны с ним, оно символизирует, прежде всего, мир иной, вечный (сначала — враждебный, пугающий, гнетущий, теперь — родной и любимый), то мир второго текста представляется более камерным и домашним, пейзаж прописан более подробно, и небо, и звезда даны в отражённом, «оземлённом» виде. Вслушиваясь в разумную плоть, герой приходит к желанию раствориться в открывшейся красоте природы, стать её частью. Эволюция лирического героя не приводит к абсолютной гармонии и покою (Все любя, ничего не желать) — остаётся мучительное желание: слиться с природой до конца (Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать. ).
VII. Рефлексия. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание:
- Выбрать 2 стихотворения (1 — Клюева, 1 — Есенина) для сравнительного анализа.
- Записать 2-3 вопроса (задания) по этим текстам.
- Или: сочинение на тему «Каким я представляю лирического героя стихотворений Есенина».
Не напрасно дули ветры о чем стих
Войти через uID
Необычные метафоры заставляют по-новому взглянуть на знакомые, привычные предметы и явления окружающего мира. Лирический герой стремится к единению с природой как воплощению счастья. Отмеченные в начале урока как традиционные для Есенина образы природы в этих стихотворениях воплощают стремление поэта к гармонии внутреннего мира и внешнего.
Благозвучие, точные рифмы, анафоры придают песенный характер обоим стихотворениям. Есенин сам любуется окружающим миром и нам помогает увидеть его красоту. Олицетворение наоборот — образ человека наделяется природными характеристиками — отражает мировоззрение автора.
Отмечаем общие для обоих текстов пейзажные образы:
вечерней зари, звёздного неба, воды, ветра, но
Заголил на березке подол — символизирует хулиганство, озорство, молодость
совпадение цветовых определений: в синей мгле = синий сумрак, но:
красного телка —
тревожный, но и радостный, сильный цвет
листва золотая, желтеющий дол —
детски-наивная, простодушная палитра
Лижет красного телка
Закат и его отражение в воде представляются воплощением единения двух начал через символ материнства
немая млечность —
галактика была страшна безъязыкостью
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Мечта лирического героя о слиянии, единении с природой воплощается в образе некоего фантастического существа (телёнка?) космического масштаба
Плещет рдяный мак заката
На озерное стекло —
Вода — твёрдая, закат — жидкий:
«плохая физика, но какая поэзия!»
Синий сумрак как стадо овец,
словно становится реальным:
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Мотив покоя, гармонии, просветления, чистоты
оксюморон словно примиряет два мира (земной и небесный,
реальный и мир мечты — прекрасной, но нездешней, неразгаданной земли)
Все любя, ничего не желать?
мотив тоски по уже утраченному (или ещё не найденному?) состоянию покоя
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза —
к констатации чудесного преображения лирического героя:
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.
Через избавление от страха и зависимости перед бесконечностью (вечностью):
Не гнетет немая млечность,
Не тревожит звездный страх —
к неизбежности поэтического творчества:
И невольно в море хлеба
Рвется образ с языка.
сегодня в этот вечер, мечтает окунуться в окрашенную закатом воду подобно иве, видит появляющийся над стогом сена месяц и представляет себя жующим сено в облике загадочного существа с мордой месяца. хочет перестать желать.
(что-то в этом можно увидеть лермонтовское: «Я б хотел забыться и заснуть. «)
Кто-то тайный тихим светом
Напоил мои глаза.
лирический герой является объектом по отношению к некоему (природному? божественному?) началу
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть —
природа олицетворена и является объектом внимания лирического героя
Я отгрустил
Полюбил я мир и вечность
Я влюблён
Никогда так не слушал:
Лирический герой открывает в себе (в своей душе) новое состояние
Пиррихии в начале большинства стихов уподобляют их анапесту (Не напрасно. )
рифма: aBaB — перекрёстная, с чередованием женских и мужских рифм