0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не пишешь ли ты стихов вдруг спросил петр иванович как это странно думает верочка

Не пишешь ли ты стихов вдруг спросил петр иванович как это странно думает верочка

Роман в двух частях

Писатели двумя способами исследуют жизнь – умственным, начинающимся с размышлений о явлениях жизни, и художническим, суть которого – постижение тех же явлений не умом (или, вернее, не только умом), а всей своей человеческой сущностью, или как принято говорить, интуитивно.

Интеллектуальное познание жизни приводит автора к логическому изложению изученного им материала, художническое – к выражению сущности тех же явлений через систему художественных образов. Писатель-беллетрист как бы дает картину жизни, но не просто копию с нее, а преображенную в новую художественную реальность, отчего явления, заинтересовавшие автора и освещенные ярким светом его гения или таланта, предстают перед нами особо зримыми, а иногда и зримыми насквозь.

Предполагается, что истинный писатель дает нам жизнь только в виде художественного ее изображения. Но на деле таких «чистых» авторов не так много, а может быть, и не бывает совсем. Чаще всего писатель является и художником и мыслителем.

Иван Александрович Гончаров издавна считается одним из самых объективных русских писателей, то есть писателем, в произведениях которого личные симпатии или антипатии не выставляются в качестве мерила тех или иных жизненных ценностей. Он дает художественные картины жизни объективно, как бы «добру и злу внимая равнодушно», предоставляя читателю самому, своим собственным умом вершить суд и выносить приговор.

Именно в романе «Обыкновенная история» Гончаров устами сотрудника журнала излагает эту мысль в самом ее чистом виде: «…писатель тогда только, во-первых, напишет дельно, когда не будет находиться под влиянием личного увлечения и пристрастия. Он должен обозревать покойным и светлым взглядом жизнь и людей вообще, – иначе выразит только свое я, до которого никому нет дела». А в статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров замечает: «…я о себе прежде скажу, что принадлежу к последней категории, то есть увлекаюсь больше всего (как это заметил обо мне Белинский) „своею способностью рисовать“.

И в своем первом романе Гончаров нарисовал картину русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века. Разумеется, Гончаров не мог дать полной картины жизни и деревни и Петербурга, как вообще ни один автор не может этого сделать, потому что жизнь всегда многообразнее любого ее изображения. Посмотрим, получилась ли изображаемая картина объективной, как этого желал автор, или какие-то побочные соображения сделали эту картину субъективной.

Драматическим содержанием романа является та своеобразная дуэль, которую ведут два главных ее персонажа: молодой человек Александр Адуев и его дядя Петр Иваныч. Дуэль увлекательная, динамичная, в которой успех выпадает на долю то одной, то другой стороны. Поединок за право прожить жизнь согласно своим идеалам. А идеалы у дяди и племянника прямо противоположные.

Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, с ног до головы одетый в доспехи высоких и благородных душевных порывов, является в столицу не из праздного любопытства, а с тем, чтобы вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. «Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности», – восклицает этот наивный идеалист. И на бой он вызвал не кого-нибудь, а весь мир зла. Этакий маленький доморощенный донкихотик! И ведь тоже начитавшийся и наслушавшийся всяческих благородных бредней.

Тонкая ирония Гончарова, с какой он описывает в начале романа своего юного героя – его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу своему Поспелову, первые его робкие шаги в Петербурге, – именно этот весьма насмешливый взгляд Гончарова на своего юного героя делает образ Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, авторы не относятся с иронией.

А вот и противная сторона: столичный житель, владелец стекольного и фарфорового завода, чиновкник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний Петр Иваныч Адуев – второй герой романа. Гончаров наделяет его и юмором, и даже сарказмом, но сам не относится к этому своему детищу с иронией, что заставляет нас предполагать: вот он, истинный герой романа, вот тот, на кого автор предлагает нам взять равнение.

Два этих характера, заинтересовавшие Гончаров, были ярчайшими типа своего времени. Родоначальником первого явился Владимир Ленский, второго – сам Евгений Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Замечу здесь в скобках, что и холодность Онегина, его опытность терпят точно такой же крах, как и опытность и значение жизни Петра Иваныча Адуева.

Еще смутно ощущая цельность своего романа, Гончаров пишет: «…в встрече мягкого, избалованного ленью и барством, мечтателя-племянника с практическим дядей – выразился намек на мотив, который едва только начал разыгрываться в самом бойком центре – в Петербурге. Мотив этот – слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела в борьбе со всероссийским застоем».

Гончарову очень хочется взять себе в образец именно этого человека «живого дела», и не только себе, но и предложить его вниманию читателя именно в качестве образца.

С каким блеском написаны диалоги дядюшки и племянника! Как спокойно, уверенно, безапеляционно разбивает дядя своего горячего, но не вооруженного страшным оружием логики и опыта племянника! И каждая критическая фраза убийственна, неотразима. Неотразима оттого, что он говорит правду. Тяжелую, иногда даже обидную и беспощадную, но именно правду.

Вот он высмеивает «вещественные знаки… невещественных отношений» – колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу любимому Сашеньке. «И это ты вез за тысячу пятьсот верст. Лучше бы ты привез еще мешок сушеной малины», – советует дядя и швыряет в окно бесценные для Александра символы вечной любви. Александру кажутся дикими и холодными слова дяди и его поступки. Может ли он забыть свою Сонечку? Никогда.

Увы, прав оказался дядя. Прошло совсем немного времени, и Александр влюбляется в Наденьку Любецкую, влюбляется со всем пылом молодости, со свойственной его натуре страстностью, безотчетно, бездумно. Сонечка забыта совершенно. Он даже не только ни разу не вспомнит ее, но и забудет ее имя. Любовь к Наденьке заполнит Александра целиком. Конца не будет его лучезарному счастью. Какое тут может быть дело, о котором твердит дядя, какая работа, когда он, можно сказать, денно и нощно пропадает за городом у Любецких! Ах, уж этот дядя, у него на уме только дело. Бесчувственный. Как у него язык поворачивается говорить, что Наденька, его Наденька, это божество, это совершенство, может его надуть. «Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность…» – восклицает юный Александр. «А все-таки женщина, и, вероятно, обманет», – отвечает дядя. Ох, эти трезвые, беспощадные ум и опыт. Тяжело. Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получает отставку. Вся жизнь сразу же окрасилась в черный цвет. А дядя твердит: я же предупреждал тебя.

Александр терпит крах решительно по всем статьям – в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Всё, решительно всё, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и с легким хрустом разлеталось под железной поступью трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр доведен до отчаяния, запил, опустился, воля его атрофирована, интерес к жизни исчез полностью, дядя последний лепет оправдания племянника парирует: «Чего я требовал от тебя – не я все это выдумал». «Кто же? – спросила Лизавета Александровна (жена Петра Иваныча – В.Р.). – Век».

Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра Иваныча Адуева. Веление века! Век требовал! «Посмотри-ка, – взывает он, – на нынешнюю молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со всем этим вздором, что на вашем старом языке называется треволнениями, страданиями… и черт знает что еще!»

Презентация «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» 9 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

«Знаки препинания служат

нотами при чтении.»

(Отрывок из повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»).

В эту минуту послышался легкий шум, и из-за шкапа явилась Палаша бледная и трепещущая. «Ах, Петр Андреевич! – сказала она, всплеснув руками. – Какой денек, какие страсти!»

Четвертое мая

Классная работа

Знаки препинания в предложениях

(Прямая речь – это воспроизводимая дословно чужая речь, вводимая в текст словами автора; может состоять из одного или нескольких предложений.

С синтаксической точки зрения прямая речь связывается со словами автора только по смыслу и интонационно).

Вспомните, что называется

как она оформляется на письме.

Место прямой речи по отношению к авторским словам.

(Запись на доске и в тетради).

А: «П». «П», – а. «П, – а, – п».

А: «П!» «П!» – а. «П, – а. – П».

А: «П?» «П?» – а. «П? – а.– П».

А: «П…» «П…» – а. «П! – а.– П».

после перед слова

слов автора словами автора автора внутри

прямой речи

Прочитайте выразительно, интонационно выделяя прямую речь.

1) (Не) пишешь ли ты стихов вдруг спросил Петр Иванович 2) Как это странно думает Верочка ведь я сама все это передумала, перечувствовала, что он говорит и о бедных, и о женщинах. 3)Огл..дев внимательно нов..чка с ног до головы, он буркнул Фамилия? 4) Ну сказал я с радостью близко ночлег. 5) А ты меня Вася (не) пугай. равнодушно попросила она. 6) Уже вечер спросила она с (не)доумением. Правда, темно. Но ведь весь день было темно, как ночью. Который час 7) Говорит им князь тогда Добрый путь вам господа. 8) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский я уже здесь (не) хозяин. 9) (Не)даром на нем эта кольчуга подумал я уж он, верно, что(нибудь) замышляет. 10) (За)чем вы повязаны платком спросил я Владимира. 11) Однажды пр..ходил ко мне этот Шурка сказал директор Понравился мне паренек: умный, самостоятельный.

4. Выписать предложения, соответствующие

(Проверка выполненного задания).

«Гоп, гоп, эгей! – крикнул им ласково Макар и, похлопав ладонью шею своего любимого вороного коня, сказал, обращаясь ко мне: –

«Я знаю, что вы завтра уезжаете, поэтому и пришел,-

сказал Князев и добавил: – Вы уж извините, что так

Авторские слова содержат два разных глагола,

относящихся к разным частям прямой речи, после

авторских слов ставится двоеточие и тире, вторая

часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Кайгородов сказал: «Да ну, чего тут!…» – и посмотрел на жену.

На мой вопрос: «Когда придет поезд?»– никто не ответил.

Когда он говорил: «Извините, я посвящаю вас в тайны этого письма», она внимательно смотрела на него.

Прямая речь разрывает авторские слова, перед ней ставится двоеточие, после нее запятая (по условиям контекста) или тире, если на месте разрыва не должно быть знака.

Сказав «До свидания», она вышла из комнаты.

Сказав, она вышла из комнаты.

Она сказала: «До свидания» – и вышла из комнаты.

– Она сказала и вышла из комнаты.

Читать еще:  На каком языке писал стихи расул гамзатов

Он сказал: «Извините …» и закрыл дверь.

– Он сказал и закрыл дверь.

  • В прямую речь включается тот знак (он ставится до закрывающих кавычек), который должен был стоять в конце ее, кроме точки;
  • после кавычек ставится знак, отделяющий авторские слова от прямой речи:
  • тире, если на месте разрыва не должно быть знаков,
  • или запятая, если она имеется в авторских словах (проверить можно, опустив прямую речь).

Слова автора разрывают предложение прямой речи

Слова автора на границе предложений

В словах автора – два глагола

со значением речи, мысли.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

знаки препинания, заменяя, где нужно, строчные буквы прописными.

1. Эта княжна Мери прехорошенькая сказал я ему. У неё такие бархатные глаза именно бархатные.

2.Заметьте любезный доктор сказал я что без дураков было бы на свете очень скучно. 3. Хорошо начинайте сказал я продолжая рассматривать потолок и внутренно улыбаясь. 4. Я уверен продолжал я что княжна в тебя уже влюблена.

5. Вы молчите продолжала она Вы может быть хотите чтоб я первая вам сказала что я вас люблю. 6. Княжна сказал я вы знаете что я над вами смеялся. 7. Да я уже здесь служил при Алексее Петровиче отвечал он приосанившись. Когда он приехал на Линию я был подпоручиком прибавил он и при нём получил два чина за дела против горцев.

(По М.Ю. Лермонтову.)

1. «Эта княжна Мери прехорошенькая, – сказал я ему.

– У неё такие бархатные глаза, именно бархатные».

2. «Заметьте, любезный доктор, – сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно. »

3. «Хорошо, начинайте», – сказал я, продолжая рассматривать потолок и внутренно улыбаясь.

4. «Я уверен, – продолжал я, – что княжна в тебя уже влюблена».

5. «Вы молчите? – продолжала она. – Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю. »

6. «Княжна, – сказал я, – вы знаете, что я над вами смеялся. »

7. «Да, я уже здесь служил при Алексее Петровиче, – отвечал он приосанившись. – Когда он приехал на Линию, я был подпоручиком, – прибавил он, – и при нём получил два чина за дела против горцев».

Отметьте неверные схемы предложений

1. «П»,: а. 5. «П, – а. – П».

2. А: – «П». 6. «П, – а: – п».

3. «П», – а. 7. А: – «П,» – А.

1. Белинский писал – «В «Онегине» все части органически сочленены.

2. «Двенадцать миллионов людей вне закона! ..Ужас. » – писал в своем дневнике Герцен, имея в виду крепостных крестьян тогдашней России.

3. «Первоэлементом литературы – указывал Горький – является язык, основное орудие ее и – вместе с фактами, явлениями жизни – материал литературы».

4. Приближение грозы художественно описывается так: «Между далью и правым горизонтом мелькнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. «.

Отметьте предложения,

в которых знаки препинания расставлены неверно.

Отметьте предложения, в которых

знаки препинания расставлены, верно.

1. Упав в крапиву, он задергал руками и ногами и закричал –»Мама! Мама!»

2. – Я хотел бы купить крестьян . сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи.

3. Мы бы хотели, – продолжал незнакомец, – С вашего позволенья здесь остаться ночевать».

4. Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как. «

5. «Вот он, край света! – воскликнул Мохов. – Здорово! Никогда еще так далеко не ездил!»

«Расставь знаки»

1. Чего ты хочешь от меня

Нахмурясь, голова вскричала. (А. Пушкин)

2. По-настоящему начала старуха, показывая мне

маленькую записку я должна была дать вам это

только в случае, если бы вы зашли ко мне сами (И. Тургенев)

    Но втайне думает она Вдали от милого, в неволе

Зачем мне жить на свете боле (А. Пушкин)

4. Ты вразумил меня, герой,

со вздохом голова сказала. (А. Пушкин)

На мой вопрос Когда придет поезд никто не ответил.

6. Вы хотите знать произнес я твердым голосом

нравится ли мне ваша сестра (И. Тургенев)

Домик в Коломне

Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякой. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу.
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.

А чтоб им путь открыть широкой, вольный,
Глаголы тотчас им я разрешу…
Вы знаете, что рифмой наглагольной
Гнушаемся мы. Почему? спрошу.
Так писывал Шихматов богомольный;
По большей части так и я пишу.
К чему? скажите; уж и так мы голы.
Отныне в рифмы буду брать глаголы.

Не стану их надменно браковать,
Как рекрутов, добившихся увечья,
Иль как коней, за их плохую стать, —
А подбирать союзы да наречья;
Из мелкой сволочи вербую рать.
Мне рифмы нужны; все готов сберечь я,
Хоть весь словарь; что слог, то и солдат —
Все годны в строй: у нас ведь не парад.

Ну, женские и мужеские слоги!
Благословясь, попробуем: слушай!
Ровняйтеся, вытягивайте ноги
И по три в ряд в октаву заезжай!
Не бойтесь, мы не будем слишком строги;
Держись вольней и только не плошай,
А там уже привыкнем, слава богу,
И выедем на ровную дорогу.

Как весело стихи свои вести
Под цыфрами, в порядке, строй за строем,
Не позволять им в сторону брести,
Как войску, в пух рассыпанному боем!
Тут каждый слог замечен и в чести,
Тут каждый стих глядит себе героем,
А стихотворец… с кем же равен он?
Он Тамерлан иль сам Наполеон.

Немного отдохнем на этой точке.
Что? перестать или пустить на пе.
Признаться вам, я в пятистопной строчке
Люблю цезуру на второй стопе.
Иначе стих то в яме, то на кочке,
И хоть лежу теперь на канапе,
Всё кажется мне, будто в тряском беге
По мерзлой пашне мчусь я на телеге.

Что за беда? не всё ж гулять пешком
По невскому граниту иль на бале
Лощить паркет или скакать верхом
В степи киргизской. Поплетусь-ка дале,
Со станции на станцию шажком,
Как говорят о том оригинале,
Который, не кормя, на рысаке
Приехал из Москвы к Неве-реке.

Скажу, рысак! Парнасской иноходец
Его не обогнал бы. Но Пегас
Стар, зуб уж нет. Им вырытый колодец
Иссох. Порос крапивою Парнас;
В отставке Феб живет, а хороводец
Старушек муз уж не прельщает нас.
И табор свой с классических вершинок
Перенесли мы на толкучий рынок.

Усядься, муза: ручки в рукава,
Под лавку ножки! не вертись, резвушка!
Теперь начнем. — Жила-была вдова,
Тому лет восемь, бедная старушка
С одною дочерью. У Покрова
Стояла их смиренная лачужка
За самой буткой. Вижу как теперь
Светелку, три окна, крыльцо и дверь.

Дни три тому туда ходил я вместе
С одним знакомым перед вечерком.
Лачужки этой нет уж там. На месте
Ее построен трехэтажный дом.
Я вспомнил о старушке, о невесте,
Бывало, тут сидевших под окном,
О той поре, когда я был моложе,
Я думал: живы ли они? — И что же?

Мне стало грустно: на высокой дом
Глядел я косо. Если в эту пору
Пожар его бы охватил кругом,
То моему б озлобленному взору
Приятно было пламя. Странным сном
Бывает сердце полно; много вздору
Приходит нам на ум, когда бредем
Одни или с товарищем вдвоем.

Тогда блажен, кто крепко словом правит
И держит мысль на привязи свою,
Кто в сердце усыпляет или давит
Мгновенно прошипевшую змию;
Но кто болтлив, того молва прославит
Вмиг извергом… Я воды Леты пью,
Мне доктором запрещена унылость:
Оставим это, — сделайте мне милость!

Старушка (я стократ видал точь-в-точь
В картинах Рембрандта такие лица)
Носила чепчик и очки. Но дочь
Была, ей-ей, прекрасная девица:
Глаза и брови — темные как ночь,
Сама бела, нежна, как голубица;
В ней вкус был образованный. Она
Читала сочиненья Эмина,

Играть умела также на гитаре
И пела: Стонет сизый голубок,
И Выду ль я, и то, что уж постаре,
Всё, что у печки в зимний вечерок,
Иль скучной осенью при самоваре,
Или весною, обходя лесок,
Поет уныло русская девица,
Как музы наши грустная певица.

Фигурно иль буквально: всей семьей,
От ямщика до первого поэта,
Мы все поем уныло. Грустный вой
Песнь русская. Известная примета!
Начав за здравие, за упокой
Сведем как раз. Печалию согрета
Гармония и наших муз и дев.
Но нравится их жалобный напев.

Параша (так звалась красотка наша)
Умела мыть и гладить, шить и плесть;
Всем домом правила одна Параша.
Поручено ей было счеты весть,
При ней варилась гречневая каша
(Сей важный труд ей помогала несть
Стряпуха Фекла, добрая старуха,
Давно лишенная чутья и слуха).

Старушка мать, бывало, под окном
Сидела; днем она чулок вязала,
А вечером за маленьким столом
Раскладывала карты и гадала.
Дочь, между тем, весь обегала дом,
То у окна, то на дворе мелькала,
И кто бы ни проехал иль ни шел,
Всех успевала видеть (зоркой пол!).

Зимою ставни закрывались рано,
Но летом до-ночи растворено
Всё было в доме. Бледная Диана
Глядела долго девушке в окно.
(Без этого ни одного романа
Не обойдется; так заведено!)
Бывало, мать давным-давно храпела,
А дочка — на луну еще смотрела.

И слушала мяуканье котов
По чердакам, свиданий знак нескромный,
Да стражи дальный крик, да бой часов —
И только. Ночь над мирною Коломной
Тиха отменно. Редко из домов
Мелькнут две тени. Сердце девы томной
Ей слышать было можно, как оно
В упругое толкалось полотно.

По воскресеньям, летом и зимою,
Вдова ходила с нею к Покрову
И становилася перед толпою
У крылоса налево. Я живу
Теперь не там, но верною мечтою
Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову — и в воскресенье
Там слушать русское богослуженье.

Туда, я помню, ездила всегда
Графиня…. (звали как, не помню, право)
Она была богата, молода;
Входила в церковь с шумом, величаво;
Молилась гордо (где была горда!).
Бывало, грешен; всё гляжу направо,
Всё на нее. Параша перед ней
Казалась, бедная, еще бедней.

Порой графиня на нее небрежно
Бросала важный взор свой. Но она
Молилась богу тихо и прилежно
И не казалась им развлечена.
Смиренье в ней изображалось нежно;
Графиня же была погружена
В самой себе, в волшебстве моды новой,
В своей красе надменной и суровой.

Она казалась хладный идеал
Тщеславия. Его б вы в ней узнали;
Но сквозь надменность эту я читал
Иную повесть: долгие печали,
Смиренье жалоб…. В них-то я вникал,
Невольный взор они-то привлекали….
Но это знать графиня не могла
И, верно, в список жертв меня внесла.

Она страдала, хоть была прекрасна
И молода, хоть жизнь ее текла
В роскошной неге; хоть была подвластна
Фортуна ей; хоть мода ей несла
Свой фимиам, — она была несчастна.
Блаженнее стократ ее была,
Читатель, новая знакомка ваша,
Простая, добрая моя Параша.

Читать еще:  Байгали серкебаев стих на что мы тратим жизнь

Коса змией на гребне роговом,
Из-за ушей змиею кудри русы,
Косыночка крест-на-крест иль узлом,
На тонкой шее восковые бусы —
Наряд простой; но пред ее окном
Всё ж ездили гвардейцы черноусы,
И девушка прельщать умела их
Без помощи нарядов дорогих.

Меж ими кто ее был сердцу ближе,
Или равно для всех она была
Душою холодна? увидим ниже,
Покаместь мирно жизнь она вела,
Не думая о балах, о Париже,
Ни о дворе (хоть при дворе жила
Ее сестра двоюродная, Вера
Ивановна, супруга гоф-фурьера).

Но горе вдруг их посетило дом:
Стряпуха, возвратясь из бани жаркой,
Слегла. Напрасно чаем и вином,
И уксусом, и мятною припаркой
Ее лечили. В ночь пред рождеством
Она скончалась. С бедною кухаркой
Они простились. В тот же день пришли
За ней и гроб на Охту отвезли.

Об ней жалели в доме, всех же боле
Кот Васька. После вдовушка моя
Подумала, что два, три дня — не доле —
Жить можно без кухарки; что нельзя
Предать свою трапезу божьей воле.
Старушка кличет дочь: «Параша!» — «Я!»
— «Где взять кухарку? сведай у соседки,
Не знает ли. Дешевые так редки».

— «Узнаю, маменька». И вышла вон,
Закутавшись. (Зима стояла грозно,
И снег скрыпел, и синий небосклон,
Безоблачен, в звездах, сиял морозно.)
Вдова ждала Парашу долго; сон
Ее клонил тихонько; было поздно,
Когда Параша тихо к ней вошла,
Сказав: — «Вот я кухарку привела».

За нею следом, робко выступая,
Короткой юбочкой принарядясь,
Высокая, собою недурная,
Шла девушка и, низко поклонясь,
Прижалась в угол, фартук разбирая.
— «А что возьмешь?» — спросила, обратясь,
Старуха. — «Всё, что будет вам угодно»,
Сказала та смиренно и свободно.

Вдове понравился ее ответ.
— «А как зовут?» — «А Маврой». — «Ну, Мавруша,
Живи у нас; ты молода, мой свет:
Гоняй мужчин. Покойница Феклуша
Служила мне в кухарках десять лет,
Ни разу долга чести не наруша.
Ходи за мной, за дочерью моей,
Усердна будь; присчитывать не смей».

Проходит день, другой. В кухарке толку
Довольно мало: то переварит,
То пережарит, то с посудой полку
Уронит; вечно всё пересолит. —
Шить сядет — не умеет взять иголку,
Ее бранят — она себе молчит;
Везде, во всем уж как-нибудь подгадит.
Параша бьется, а никак не сладит.

Поутру, в воскресенье, мать и дочь
Пошли к обедне. Дома лишь осталась
Мавруша; видите ль: у ней всю ночь
Болели зубы; чуть жива таскалась;
Корицы нужно было натолочь, —
Пирожное испечь она сбиралась.
Ее оставили; но в церкве вдруг
На старую вдову нашел испуг.

Она подумала: «В Мавруше ловкой
Зачем к пирожному припала страсть?
Пирожница, ей-ей, глядит плутовкой!
Не вздумала ль она нас обокрасть
Да улизнуть? Вот будем мы с обновкой
Для праздника! Ахти, какая страсть!»
Так думая, старушка обмирала
И наконец, не вытерпев, сказала:

«Стой тут, Параша. Я схожу домой,
Мне что-то страшно». Дочь не разумела,
Чего ей страшно. С паперти долой
Чуть-чуть моя старушка не слетела;
В ней сердце билось, как перед бедой.
Пришла в лачужку, в кухню посмотрела, —
Мавруши нет. Вдова к себе в покой
Вошла — и что ж? о боже! страх какой!

Пред зеркальцем Параши, чинно сидя,
Кухарка брилась. Что с моей вдовой?
«Ах, ах!» и шлепнулась. Ее увидя,
Та, второпях, с намыленной щекой
Через старуху (вдовью честь обидя),
Прыгнула в сени, прямо на крыльцо,
Да ну бежать, закрыв себе лицо.

Обедня кончилась; пришла Параша.
— «Что, маменька?» — «Ах, Пашенька моя!
Маврушка…» — «Что, что с ней?» — «Кухарка наша:
Опомниться досель не в силах я…
За зеркальцем… вся в мыле…» — «Воля ваша,
Мне право ничего понять нельзя;
Да где ж Мавруша?» — «Ах, она разбойник!
Она здесь брилась. точно мой покойник!» —

Параша закраснелась или нет,
Сказать вам не умею; но Маврушки
С тех пор как не было, — простыл и след!
Ушла, не взяв в уплату ни полушки
И не успев наделать важных бед.
У красной девушки и у старушки
Кто заступил Маврушу? признаюсь,
Не ведаю и кончить тороплюсь.

— «Как, разве все тут? шутите!» — «Ей-богу».
— «Так вот куда октавы нас вели!
К чему ж такую подняли тревогу,
Скликали рать и с похвальбою шли?
Завидную ж вы избрали дорогу!
Ужель иных предметов не нашли?
Да нет ли хоть у вас нравоученья?»
— «Нет… или есть: минуточку терпенья…

Вот вам мораль: по мненью моему,
Кухарку даром нанимать опасно;
Кто ж родился мужчиною, тому
Рядиться в юбку странно и напрасно:
Когда-нибудь придется же ему
Брить бороду себе, что несогласно
С природой дамской… Больше ничего
Не выжмешь из рассказа моего».

Презентация «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» 9 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

«Знаки препинания служат

нотами при чтении.»

(Отрывок из повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»).

В эту минуту послышался легкий шум, и из-за шкапа явилась Палаша бледная и трепещущая. «Ах, Петр Андреевич! – сказала она, всплеснув руками. – Какой денек, какие страсти!»

Четвертое мая

Классная работа

Знаки препинания в предложениях

(Прямая речь – это воспроизводимая дословно чужая речь, вводимая в текст словами автора; может состоять из одного или нескольких предложений.

С синтаксической точки зрения прямая речь связывается со словами автора только по смыслу и интонационно).

Вспомните, что называется

как она оформляется на письме.

Место прямой речи по отношению к авторским словам.

(Запись на доске и в тетради).

А: «П». «П», – а. «П, – а, – п».

А: «П!» «П!» – а. «П, – а. – П».

А: «П?» «П?» – а. «П? – а.– П».

А: «П…» «П…» – а. «П! – а.– П».

после перед слова

слов автора словами автора автора внутри

прямой речи

Прочитайте выразительно, интонационно выделяя прямую речь.

1) (Не) пишешь ли ты стихов вдруг спросил Петр Иванович 2) Как это странно думает Верочка ведь я сама все это передумала, перечувствовала, что он говорит и о бедных, и о женщинах. 3)Огл..дев внимательно нов..чка с ног до головы, он буркнул Фамилия? 4) Ну сказал я с радостью близко ночлег. 5) А ты меня Вася (не) пугай. равнодушно попросила она. 6) Уже вечер спросила она с (не)доумением. Правда, темно. Но ведь весь день было темно, как ночью. Который час 7) Говорит им князь тогда Добрый путь вам господа. 8) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский я уже здесь (не) хозяин. 9) (Не)даром на нем эта кольчуга подумал я уж он, верно, что(нибудь) замышляет. 10) (За)чем вы повязаны платком спросил я Владимира. 11) Однажды пр..ходил ко мне этот Шурка сказал директор Понравился мне паренек: умный, самостоятельный.

4. Выписать предложения, соответствующие

(Проверка выполненного задания).

«Гоп, гоп, эгей! – крикнул им ласково Макар и, похлопав ладонью шею своего любимого вороного коня, сказал, обращаясь ко мне: –

«Я знаю, что вы завтра уезжаете, поэтому и пришел,-

сказал Князев и добавил: – Вы уж извините, что так

Авторские слова содержат два разных глагола,

относящихся к разным частям прямой речи, после

авторских слов ставится двоеточие и тире, вторая

часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Кайгородов сказал: «Да ну, чего тут!…» – и посмотрел на жену.

На мой вопрос: «Когда придет поезд?»– никто не ответил.

Когда он говорил: «Извините, я посвящаю вас в тайны этого письма», она внимательно смотрела на него.

Прямая речь разрывает авторские слова, перед ней ставится двоеточие, после нее запятая (по условиям контекста) или тире, если на месте разрыва не должно быть знака.

Сказав «До свидания», она вышла из комнаты.

Сказав, она вышла из комнаты.

Она сказала: «До свидания» – и вышла из комнаты.

– Она сказала и вышла из комнаты.

Он сказал: «Извините …» и закрыл дверь.

– Он сказал и закрыл дверь.

  • В прямую речь включается тот знак (он ставится до закрывающих кавычек), который должен был стоять в конце ее, кроме точки;
  • после кавычек ставится знак, отделяющий авторские слова от прямой речи:
  • тире, если на месте разрыва не должно быть знаков,
  • или запятая, если она имеется в авторских словах (проверить можно, опустив прямую речь).

Слова автора разрывают предложение прямой речи

Слова автора на границе предложений

В словах автора – два глагола

со значением речи, мысли.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

знаки препинания, заменяя, где нужно, строчные буквы прописными.

1. Эта княжна Мери прехорошенькая сказал я ему. У неё такие бархатные глаза именно бархатные.

2.Заметьте любезный доктор сказал я что без дураков было бы на свете очень скучно. 3. Хорошо начинайте сказал я продолжая рассматривать потолок и внутренно улыбаясь. 4. Я уверен продолжал я что княжна в тебя уже влюблена.

5. Вы молчите продолжала она Вы может быть хотите чтоб я первая вам сказала что я вас люблю. 6. Княжна сказал я вы знаете что я над вами смеялся. 7. Да я уже здесь служил при Алексее Петровиче отвечал он приосанившись. Когда он приехал на Линию я был подпоручиком прибавил он и при нём получил два чина за дела против горцев.

(По М.Ю. Лермонтову.)

1. «Эта княжна Мери прехорошенькая, – сказал я ему.

– У неё такие бархатные глаза, именно бархатные».

2. «Заметьте, любезный доктор, – сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно. »

3. «Хорошо, начинайте», – сказал я, продолжая рассматривать потолок и внутренно улыбаясь.

4. «Я уверен, – продолжал я, – что княжна в тебя уже влюблена».

5. «Вы молчите? – продолжала она. – Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю. »

6. «Княжна, – сказал я, – вы знаете, что я над вами смеялся. »

7. «Да, я уже здесь служил при Алексее Петровиче, – отвечал он приосанившись. – Когда он приехал на Линию, я был подпоручиком, – прибавил он, – и при нём получил два чина за дела против горцев».

Отметьте неверные схемы предложений

1. «П»,: а. 5. «П, – а. – П».

2. А: – «П». 6. «П, – а: – п».

3. «П», – а. 7. А: – «П,» – А.

1. Белинский писал – «В «Онегине» все части органически сочленены.

2. «Двенадцать миллионов людей вне закона! ..Ужас. » – писал в своем дневнике Герцен, имея в виду крепостных крестьян тогдашней России.

3. «Первоэлементом литературы – указывал Горький – является язык, основное орудие ее и – вместе с фактами, явлениями жизни – материал литературы».

4. Приближение грозы художественно описывается так: «Между далью и правым горизонтом мелькнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. «.

Читать еще:  Стихи некрасова плакала саша как лес вырубали

Отметьте предложения,

в которых знаки препинания расставлены неверно.

Отметьте предложения, в которых

знаки препинания расставлены, верно.

1. Упав в крапиву, он задергал руками и ногами и закричал –»Мама! Мама!»

2. – Я хотел бы купить крестьян . сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи.

3. Мы бы хотели, – продолжал незнакомец, – С вашего позволенья здесь остаться ночевать».

4. Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как. «

5. «Вот он, край света! – воскликнул Мохов. – Здорово! Никогда еще так далеко не ездил!»

«Расставь знаки»

1. Чего ты хочешь от меня

Нахмурясь, голова вскричала. (А. Пушкин)

2. По-настоящему начала старуха, показывая мне

маленькую записку я должна была дать вам это

только в случае, если бы вы зашли ко мне сами (И. Тургенев)

    Но втайне думает она Вдали от милого, в неволе

Зачем мне жить на свете боле (А. Пушкин)

4. Ты вразумил меня, герой,

со вздохом голова сказала. (А. Пушкин)

На мой вопрос Когда придет поезд никто не ответил.

6. Вы хотите знать произнес я твердым голосом

нравится ли мне ваша сестра (И. Тургенев)

Прямая и косвенная речь

Приветствую всех! Этот урок посвящён двум способам передачи чужой речи.

Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

Способы передачи чужой речи

Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

Например: Миша попросил: « Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу ».

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу .

3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты , началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

Предложения с прямой речью

Прямая речь — это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.

В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др. Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли. Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать.

Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.

Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: « Сюда плывите! » (Мигал сопровождает действие звал).

Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.

Например: Вода в ручьях запела : «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» — спросил Вова. «Надо готовить, — решили ребята, — скворечники к прилету скворцов».

Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.

Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: — Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью представлены в таблице:


«П?» — а.


«П!» — а.

«П. » — а.

« Лесть и трусость — самые дурные пороки », — громко промолвила Ася.

« Не пишешь ли ты стихов? » — вдруг спросил Петр Иванович.

« Ой, да тут глубоко! » — со смехом сказала она.


А: «П?»


А: «П!»

Алёнка говорит: « Спорим, не пойдёт? »

Мишка кричит: « Здорово получается! »

Если авторские слова стоят внутри прямой речи, то ставятся следующие знаки препинания:

— если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;

— если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них — точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

— если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

« Нам придется здесь ночевать, — сказал он . — В такую метель через горы не переедешь ».

« Что вы говорите? — воскликнула Марья Гавриловна .— Как это странно! »

« Здравствуйте, товарищи! — крикнул он им .— Здорово ».

« Не надо. — сказал Вершинин . — Не надо, парень ».

« Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил : — Что молчишь? »

На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне вразумительного ответа.

Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

Диалог оформляется двумя способами:

1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.

2. Реплики следуют в строку.

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Если между репликами диалога при передаче его на письме нет авторских слов, а сами реплики заключены в кавычки, то между этими репликами ставится тире.

Например: Приказчик не мог опомниться. «Ну что же, — продолжил генерал, — рассказывай: где ты встретился с Дубровским?» — «У двух сосен, батюшка, у двух сосен». — «Что же сказал он тебе?» — «Он спросил у меня, чей ты, куда идешь и зачем?» — «Ну, а после?» — «А после потребовал он письмо и деньги». — «Ну». — «Я и отдал ему письмо и деньги». — «А он. Ну — а он?» — «Батюшка, виноват». — «Ну, что же он сделал. » — «Он возвратил мне деньги и письмо да сказал: ступай себе с Богом, отдай это на почту». (А. Пушкин.)

В тексте по соседству могут оказаться предложения прямой речи в кавычках и предложения – реплики диалога, выделенные тире.

Настала весна. Вот проснулись пчелки от своего зимнего сна.

Полетели пчелки к вишне: « Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок? » — Наведайтесь, милочка, завтра, — отвечает им вишня. — Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка. (К. Ушинский.)

В этом тексте два предложения прямой речи. Первое идет сразу после предложения авторской речи, примыкает к нему. Перед вторым предложением прямой речи ставится тире, так как это предложение начинает абзац.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Например: Мне сказали, что это был брат мой. . (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

Прямую речь можно заменить косвенной.

Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей . Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей . Гидрологи сообщили, что в поисках новых источников пресной воды они исследовали сотни озер в степях .

Сравните: « Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости »,— сказала Валя. (А. Фадеев.) — Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости .

Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.

Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду . Щука едва дышит и просит Ивана-царевича, чтобы он пожалел ее, бросил в синее море .

Сравните: Иван Фёдорович. попросил: « Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них ». (А. Фадеев.) — Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них .

Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи.

Например: Я спросил, который час . Мы спросили встречных, куда они едут . Я спросил товарища, решил ли он эту задачу .

Сравните: « Уж не думаешь ли со мной в прятки играть? » — сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) — Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть .

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.

Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.

Например: Учитель сказал: « Алеша, сходи за мелом ». — Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом .

Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
Использована информация с сайта https://videotutor-rusyaz.ru

22,833 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector