0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем говорится в стихе пророк

Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 287.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 287.

Духовная ода «Пророк» – хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль Александра Пушкина, его умение вкладывать идею в метафоричные выразительные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайловское после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – роль и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использованы все виды рифмовки.

Метафоры«духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».

Эпитеты«шестикрылый серафим», «горний ангелов полёт», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».

Сравнения«персты, лёгкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

История создания

История создания произведения связана с печальным событием – казнью друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Критики неоднозначно восприняли пушкинское творение, так как считали, что им поэт пытался вознести себя над другими служителями пера.

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для её раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нём воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. « Шестикрылый серафим » оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.

Начал он с глаз. Через лёгкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что скрыто от простых глаз. После прикосновения Божественного посланца к ушам, рождающийся пророк услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменён на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.

После перевоплощения герой был в изнеможении: как труп, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: « Глаголом жги сердца людей ».

Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть всё, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно – нужно уметь пропускать всё сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых » слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой: автор использует все виды рифмовки. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь – обращение шестикрылого серафима.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал мужские и женские рифмы.

Жанр – ода, то есть торжественное стихотворение. На принадлежность к оде указывает и множество старославянизмов.
.

Средства выразительности

Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них чётко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры: «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты – «шестикрылый серафим», «горний ангелов полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый» , сравнения – «персты легкие, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

Анализ стихотворения «Пророк» (А. С. Пушкин)

Тема поэта и поэзии — традиционная для европейской литературы. В России на эту тему рассуждали многие авторы, в их числе – А. С. Пушкин. Одним из самых ярких его произведений на эту тематику является стихотворение «Пророк». В нем отражена мысль о гражданском назначении поэта. Чтобы узнать об этом поэтическом тексте поподробнее, прочитайте подробный разбор от Многомудрого Литрекона.

История создания

Считается, что стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 году в Михайловском имении. Возможно, толчком для его создания стали раздумья и переживания после казни пяти декабристов и ссылки в Сибирь некоторых близких друзей-лицеистов. В это время Пушкин погрузился в религию. Он читал Библию, которую прислал ему брат, до этого он изучил главную мусульманскую книгу, переведенную на русский язык, и написал цикл стихотворений «Подражание Корану».

В основе сюжета «Пророка» лежит библейская легенда об Исайе. Исайя осознал, что народ грешен и не хочет исправляться, и впал в отчаяние. Тогда он сказал:

Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами…

И один из серафимов услышал его слова. Он прилетел к Исайе с горящим углем, которым коснулся губ будущего пророка. После этого герой очистился от грехов и услышал послание свыше:

Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите, потому что огрубело сердце народа всего.

По велению Господа Исайя должен был нести пророческую службу до конца существования человечества.

Пушкин несколько переосмысливает эту историю. В его произведении пророком становится поэт. В какой-то мере автор сопоставлял себя с лирическим героем, и своему другу П. А. Плетневу писал следующее: «Я – пророк, ей-богу, пророк!». Значит, для самого автора значение стихотворения «Пророк» было очень велико. Позже критик М. О. Гершензон отметит:

Мицкевич несомненно был прав, когда назвал “Пророка” Пушкина его автобиографическим признанием. Недаром в “Пророке” рассказ ведется от первого лица; Пушкин никогда не обманывал. Очевидно, в жизни Пушкина был такой опыт внезапного преображения.

В пушкинском произведении читатель видит одинокого путника, влачащегося в «пустыни мрачной». К нему является шестикрылый серафим, который поначалу аккуратно его преображает: «Перстами легкими как сон…». Отныне герой видит и слышит все, что происходит в мире, для него больше не существует тайн. Но становление пророком происходит через мучение. Освобождение от человеческой сущности и очищение от грехов осуществляются через физические страдания. Поэтому серафим рассекает путнику грудь мечом, вынимает оттуда трепещущее сердце и кладет вместо него пылающий уголь. Для преображения в пророка нужно отказаться от человеческих чувств, например, от страха, от любви, от жалости. После этого герой остался лежать в пустыне без сил, «как труп», но потом он услышал Господа, который призывал исполнить его волю: «Глаголом жги сердца людей».

Так Пушкин определяет предназначение поэта. Таким образом, он, сохраняя сюжет библейской легенды, переносит ее в свою современность: в качестве пророка у него выступает поэт, который должен духовно просвещать и направлять народ, нести ему правду. Возможно, автор видел своих друзей-декабристов такими пророками: они не побоялись императорского суда и вышли против государя, призывая его изменить Россию, хотя знали, что их арестуют и казнят.

Впервые стихотворение было опубликовано в 1828 г. в «Московском вестнике». Некоторые исследователи предполагают, что первоначально «Пророк» — это общее название для цикла из четырех произведений. Такая гипотеза в своем основании имеет свидетельство историка и публициста М. П. Погодина, с которым Пушкин тесно общался. Он утверждал, что из цикла было напечатано лишь одно стихотворение, которое начиналось со слов: «Духовной жаждою томим…». По идее, именно это произведение должно было стать завершающим в цикле, однако только оно вышло в печать.

Жанр, направление, размер

В стихотворении «Пророк» чувствуются возвышенность, торжественность и патетика, что свойственно такому литературному жанру, как ода. Оно написано четырехстопным ямбом, что тоже характерно для оды. Поэтому данное произведение можно отнести именно к ним, однако некоторые считают «Пророка» элегией, так как в нем затронута вечная, неразрешимая тема, и даже притчей, исходя из библейской тематики сюжета. Поэтому в отношении «Пророка» многие употребляют термин «философская лирика».

Обычно творчество Пушкина относят к романтическому и реалистическому направлениям, однако в данном случае речь идет, скорее, о классицизме. Философская лирика здесь раскрывается через интерпретацию библейского сюжета при помощи торжественного стиля и старославянизмов. Но в лирическом герое есть черты романтического персонажа – он в одиночестве блуждает по пустыне, ища ответы на свои вопросы и убегая от общества.

Композиция и конфликт

Стихотворение «Пророк» не поделено автором на части, однако его можно поделить на три смысловые составляющие:

  • лирический герой находился в начале своего пути. Он «в пустыне мрачной влачился». Туда он попал из-за того, что его терзали душевные метания, которые не утихали. И тогда к нему на перепутье приходит посланник с небес – серафим. Пушкин отмечает, что ангел был шестикрылым – то есть самым приближенным к Богу;
  • вторая часть посвящается преображению путника: его глаза раскрываются, уши наполняются звоном, «лукавый язык» был заменен на «жало мудрыя змеи», а сердце – на пылающий уголь. Любопытно, что многие теологи трактуют Змея как образ самого Иисуса Христа;
  • наступает перерождение героя, и он слышит голос Бога, который говорит ему о его предназначении.

Эти части можно условно назвать экспозицией, завязкой и кульминацией. По факту финал остается открытым: если абстрагироваться от личности Пушкина, читатель не узнает, примет ли герой свою судьбу или нет.

Что касается конфликта, то в данном случае от реализуется поверхностно: это типический для романтизма конфликт между личностью и обществом. О нем нам намекают лишь в первых строках.

Читать еще:  Кому посвящен стих тютчева она сидела на полу

Образы и символы

Можно выделить три основных образа: путника, серафима и Бога.

  • Лирический герой – простой человек, который перерождается в пророка для важной миссии, обозначенной как «глаголом жечь сердца людей». Образ пророка у Пушкина напоминает евангельского персонажа, но между тем цель лирического героя – открыть людям истину через свое творчество, в то время как Исайя должен был проповедовать Божьи законы.
  • Обычный человек не способен смело говорить правду, как это делал Исайя, поэтому к нему, как и к библейскому пророку, спускается помощник с небес – шестикрылый серафим. Серафим – это высший чин среди ангелов, они наиболее приближены к Богу, поэтому именно серафиму доверяют перерождение поэта, мучительное и болезненное.
  • Сам Господь появляется в конце произведения и объясняет пророку его предназначение. Он выступает здесь в качестве своеобразного наставника, который определяет цель жизни человека.

Среди символов основными можно назвать пустыню и перепутье. Пустыня в Священном Писании описывается как место встречи человека с Богом, место для покаяния, выбора и обретения свободы. Именно поэтому и для своего сюжета Пушкин в качестве места действия выбирает пустыню. А перепутье – это место расходящихся дорог, но в переносном значении – состояние сомнения, выбора дальнейшего пути. Именно на перепутье к путнику спускается серафим, чтобы помочь ему определиться с дальнейшим путем.

Темы и проблемы

Тематику и проблематику произведения пронизывают библейские мотивы, об источнике и смысле которых Многомудрый Литрекон рассказал под заголовком «История создания».

  1. Основной темой стихотворения является тема предназначения поэта. Для Пушкина «Пророк» — это своеобразное рассуждение и о смысле своей жизни. Назначение поэзии – это говорить людям правду, поднимать такие проблемы, которые видишь будто только ты, в то время как остальные трусливо молчат.
  2. Столь же важна тема поэта и поэзии. Для Пушкина его творчество было столь же свято, как слово Божие, через него он проповедовал людям высокие христианские добродетели: доброту, любовь к ближнему, стремление к справедливости, отзывчивость, гуманизм. В этом автор видит священный долг каждого поэта.
  3. Пушкин также затрагивает тему пророка. Избранный Богом будет одинок, но без страха и сомнения он должен пытаться с достоинством выполнить свое предназначение, даже если его лишат радостей человеческой жизни.
  4. Тема любви к ближнему тоже имеет место быть, ведь источник силы пророка — желание помочь людям.
  5. Отсюда вытекает основная проблема произведения – мученический путь праведника. Пророк имеет дар и божье провидение, но он отрезан от общества, которому служит. Пушкин и сам не раз был предан теми, кто, казалось бы, был его другом. Но таков жребий избранника – он постигается через страдания.
  6. Взаимоотношения пророка и окружающего мира — отдельная проблема произведения. Неслучайно Бог приходит к нему в пустыне, где нет людей. Очевидно, что большинство не готово принять истину, не готово узреть Бога, поэтому ему, всемогущему, все же нужен глашатай. Но и сам пророк обречен на непонимание и презрение толпы, ведь она слепа и глуха к истине. Эту проблему будет развивать в своем «Пророке» М.Ю. Лермонтов, вот сравнительный анализ этих произведений.

Смысл

Основная идея, которую пытается донести Пушкин, — это преодоление страха следовать своему сердцу, своему предназначению. Автор показывает это на примере поэта. В Российской империи существовало множество проблем, о которых дворяне боялись говорить, но пытались поднять в своем творчестве литераторы. И хотя цензурные уставы, появившиеся во время правления Николая II, всячески препятствовали этому, писатели искали различные способы отражения проблем в своих текстах. Это и есть цель пророка — «глаголом жечь сердца людей».

Пушкин говорит об поэтическом таланте как о даре свыше, потому что многими он воспринимался именно в таком ключе. Кроме того, в XIX веке православие было официальной религией России, и Бог – это тот, к кому человек может обратиться в минуты отчаяния. Автор, говоря об одиночестве избранника среди людей, подчеркивает, что всегда есть тот, кто его поддерживает. Поэт, который должен «жечь глаголом сердца людей», будет встречать в народе непонимание и равнодушие, как было с Исайей, прославлявшим Господа среди иудеев, поклонявшимся идолам. Таковая главная мысль произведения.

Критик В. С. Соловьев отмечал, что «Пророк» Пушкина воплощает в себе «идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании», и в нем автор «открывает нам свои мысли или свои внутренние опыты относительно существенного характера и значения поэзии, художественного гения вообще и настоящего призвания поэта»

Можно сделать вывод, что стихотворение «Пророк» стало своеобразным литературным манифестом о гражданской миссии поэзии, написанным уже сформировавшимся и признанным поэтом. В дальнейшем Пушкин продолжит эту тему в других своих произведениях. Кроме того, спустя годы другие поэты будут писать свои произведения, так или иначе ссылаясь на «Пророка» — полемизируя или соглашаясь с ним. Произведения Пушкина живы уже почти два века, а читатели неустанно к ним обращаются. В этом смысле он стал тем пророком, о котором писал.

Средства выразительности

Для создания и раскрытия темы автор использует различные тропы:

  • сравнения – «как труп», «как у испуганной орлицы», «легкие как сон»;
  • метафоры – «неба содроганье», «глаголом жги сердца людей», «И внял я неба содроганье»;
  • аллитерация – «Отверзлись вещие зеницы», «И гад морских подводный ход»;
  • старославянизмы и устаревшие слова – «вещий», «десница», «уста», «зеницы»;
  • эпитеты – «шестикрылый», «грешный», «празднословный и лукавы», «испуганной», «дольней», «кровавой»;
  • церковная лексика – «внемли», «виждь»;
  • анафора (единоначатие) – многие строки начинаются с союза «и»;
  • эпифора (одинаковый конец строк) – «Моих зениц коснулся он, / … Моих ушей коснулся он».

С их помощью Пушкин также создает чувство торжественности и возвышенности, которые нужны для схожести с библейскими текстами.

Смысл стихотворения Пушкина — Пророк

Элегия Александра Сергеевича Пушкина «Пророк» была написана после восстания декабристов, в 1826 году. Это хрестоматийное стихотворение, смысл которого не так прост и доступен, однако вполне возможно и необходимо истолковать его, поскольку произведение программное, объясняет многое в творчестве поэта.

Сюжет и смысл стихотворения Пророк

Только что расстреляны декабристы, многие из которых были друзьями Пушкина. Тяжело на сердце у поэта, скорбные мысли мучают его и не дают покоя. Мы знаем, что Александр Сергеевич действительно был близок с многими из восставших: вел с ними свободолюбивые разговоры, догадывался о грядущем восстании, хотя его не посвящали в подробности.

Перед самым восстанием поэт намеревался ехать в Петербург, однако, как он сам вспоминал позже, несколько дурных предзнаменований остановили его, он остался в деревне. Потом, узнав о восстании, он сначала сетовал, что не был в одном ряду с товарищами. Но точно ли это было необходимо? К лицу ли поэту политическая пристрастность, в этом ли его предназначение?

Мы знаем, что сам царь Николай I встретился с Пушкиным, вызвал его на откровенность и услышал всю правду. Поэт получил прощение – царь слишком хорошо понимал, сколь велика и значительна фигура творца. Это в земной жизни царь стоит над всеми подданными. Но в истории, в глазах Бога поэты и цари не только не равны – земные властители ничтожны по сравнению с теми, чьим пером водит вдохновение, божественное прозренье. Николаю хватило мудрости понять это. А Пушкину хватило ума осознать, что его истинное предназначение гораздо выше политической борьбы. И вот, рождается стих «Пророк», полный библейской важности.

Сюжет взят из книги пророка Исайи, в которой господь призывает себе пророка, простого смертного, и, очистив его от всякой земной скверны, от человеческой близорукости и ничтожности, велит говорить от имени своего. Пушкин сравнивает поэта и приходящее к нему божественное вдохновение, которое как ангел господень врывается в жизнь творца, отбрасывает прочь все его мелкие земные нужды и велит служить высшему, божественному началу.

Поэту негоже ему быть близоруким. Полет его ума равен божественной воле. Таким образом, Пушкин верит в свою священную миссию, призванность. Священный характер стихотворения обусловил все его поэтические особенности. Мы сразу сталкиваемся с необычайным обилием церковнославянских слов – это священный язык в русском православии. Воззвал, дольней лозы прозябанье, отверзлись, внять, влачиться..

Образ пустыни следует толковать двояко. Это и пустыня в буквальном смысле этого слова, куда удалился страждущий библейский пророк, что ищет божественного откровения. А для поэта это пустыня обычной человеческой жизни – бездуховной и суетной. Недаром он томится духовной жаждою.

Стих изобилует метафорами. Поэт говорит о содроганьи неба – он способен понять божественный замысел. Свое новое сердце, которое ангел дарит ему взамен вырванного человеческого, он описывает так: «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». То есть, сердце поэта любит и страдает не так, как простое человеческое. Оно уже сгорело, оно теперь пылает холодным огнем и способно вынести все боли мира, чтобы описать их беспристрастно, не боясь мягкосердечия и личного страдания.

Более того, теперь поэт будет глаголом жечь и сердца других людей. То есть, слово его могущественно, и оно не дает покоя смертным, потому что таково божественное предназначение поэта – как и пророка.

Вместо грешного, празднословного и лукавого языка поэту дадено «жало острыя змеи». Оно тоже никому не даст покоя. Шестикрылый серафим, прилетевший к избранному среди людей, коснулся глаз его и подарил способность видеть то, что недоступно простым смертным. Ангел прикасается к ушам творца, и теперь ему слышно все – «и гад морских подземный ход, и дольней лозы прозябанье». То есть, все, что скрыто для людских ушей, понятно поэту, он способен предвидеть.

Смысл концовки

После такого посвящения простой смертный должен умереть. И действительно, пророку кажется, что он уже погиб. Но господь велит очнуться и идти к людям, дабы возвестить им слово божие. Поэтому истинный поэт должен стоять над любой схваткой и видеть каждую из сторон беспристрастно и правдиво. Пушкин тяжело переживал своё отступничество от декабристов – как человек. Но как поэт, он понимал, насколько выше его призвание, насколько ценнее его голос, чем все политические дрязги.

Важность и возвышенность стиха во многом задается его степенным, древним ритмом – четырехстопным ямбом. Он чеканит каждое слово, каждая строка словно пылает на каменной стене огненными скрижалями. Нам прямо объясняют, что вдохновение поэта – не в его личном распоряжении. Оно приходит нежданно, как божье благословение, которое так просто не вымолить . Осознание своей высокой миссии должно наполнять поэта не гордостью, но жертвенностью и пониманием своей сверхчеловеческой судьбы. В минуты вдохновения он не владеет собой, но Дух божий говорит его устами, пишет его руками.

Читать еще:  О чем стихи заболоцкого

Стихотворение и анализ «Пророк»

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, –

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, –

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Краткое содержание

Стихотворение «Пророк» было написано А.С. Пушкиным в 1826 году, опубликовано два года спустя, в 1828 году, в «Московском вестнике».

В центре сюжета – изможденный путник, едва волочащий ноги по «мрачной пустыне». На перепутье ему является «шестикрылый серафим» (божественный ангел) и слегка касается его «зениц». Путник открывает глаза, и его взору предстает то, что недоступно обыкновенному человеку.

Когда серафим прикоснулся к ушам будущего пророка – ему стали слышны совсем новые, незнакомые звуки.

Затем божий посланник вырывает у путника язык, вкладывая вместо него жало змеи. Этот образ автор использует неспроста. Во-первых, считается, что змея – это символ мудрости, а, во-вторых, острого, жалящего языка, как огня боятся те, кто не желает слышать правду.

Наконец, ангел вынимает из груди странника сердце, а вместо него помещает горящий уголь.

Завершив свой ритуал, божественный посланник покидает путника. Перенесший неимоверные страдания, лишенный всего человеческого, грешного, тот лежит на земле, подобно трупу. Внезапно с небес доносится воззвание Господа:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Анализ

История создания

По своей сути это произведение не что иное, как размышление на философские темы: о миссии поэта и о роли поэзии в обществе.

Пророк. Библейская живопись

Как и множество других гениальных творений, «Пророк» создавался Пушкиным в Михайловском. Толчком к его написанию послужило известие о трагической судьбе декабристов, пятеро из которых были казнены, а остальные сосланы в Сибирь. Поскольку, практически все эти люди были друзьями поэта, эта новость вызвала у него глубочайшее потрясение.

Незадолго до этого брат переслал Пушкину Закон Божий. Поэт настолько увлекся сюжетами из этой книги, что один из них решил сделать основой нового стихотворения. Выбранная им легенда гласила, что однажды пророк Исайя повстречал ангела, посланника Бога, серафима. Эта встреча стала для Исайи судьбоносной – ему открылась истина, и он стал проповедовать смертным Закон Божий.

При написании «Пророка» Пушкин старался не уходить далеко от сюжета, и ему это удалось. Только вместо пророка, который повстречал серафима, автор подразумевал поэта, которого ждало перерождение для духовного служения людям и отечеству. Призванием, как пророка, так и поэта, Пушкин считал особую просветительскую миссию, способность донести до масс правду без каких-либо искажений. Поэт верил в святость искусства и считал, что оно не должно подчиняться политике.

Персонажи и образы

В начале произведения перед читателем предстает обычный человек, томящийся в пустыне (пустыню нужно рассматривать, как неволю поэта). В финале он перерождается в пророка, наделенного особой миссией.

Несмотря на то, что образ пророка напрямую связан с евангельским героем, для пророка-поэта Пушкиным обозначена иная задача. Поэт, как пророк, должен глаголом жечь сердца людей, раскрывать перед ними всю красоту поэзии. Полное перерождение дает ему право осуществить эту цель.

Осознавая, что простой поэт не наделен способностью Исайи открыть людям истину, автор вводит в произведение образ серафима, посланного Богом. Ангел совершает действия, направленные на перерождение героя, и это перерождение сопровождается невыносимой болью и мучениями.

В последних строках слышится наставление Бога, которое определяет жизненный путь и цель, которую должен выполнить пророк.

Композиция

В стихотворении прослеживается классическая линейная композиция со всеми сопутствующими элементами.

В экспозиции читатель знакомится с человеком, бредущим по пустыне.

Завязка представляет собой встречу путника с серафимом.

Развитие действия начинается с манипуляций ангела, преображающих человека.

Кульминация показывает, как обессилевший от боли, новоиспеченный пророк, словно труп, лежит на земле.

Развязка представлена напутствием Бога своему новому посланнику.

Условно стихотворение можно поделить на три части. В каждой из них происходит постепенное перерождение героя. Сначала он «влачится» по пустыне, этим выражением автор дает понять, что поэт находится в духовном поиске. Далее, «на перепутье» ему встречается серафим. Поскольку в пустыне однозначно не может быть никаких перепутий, Пушкин специально обозначает его, чтобы показать, что поэту необходимо сделать правильный выбор.

Во второй части происходит преображение героя. У него появляется особый взгляд на мир и чуткий слух, позволяющий услышать до этого неслышимое. Он лишается грешного языка и человеческого сердца. Заканчивается произведение призывом Бога проповедовать людям истину.

Стихотворение относится к литературному направлению классицизм. Здесь четко обозначены время и место действия. Но, поскольку повествование ведется от лица героя, то эмоции, переживаемые им, говорят о том, что в произведении присутствуют и элементы романтизма.

По роду стихотворение относится к философской лирике. По жанру его можно назвать элегией или духовной одой.

Размер и средства художественной выразительности

«Пророк» написан четырехстопным ямбом, размером, который характерен для произведений Пушкина периода его творческой зрелости.

Автор использовал перекрестную рифму в первых четырех строках, парную – в следующих четырех и кольцевую – в последующих строках. Этот прием выбран сознательно, чтобы разнообразить произведение, сделать его сложнее и многослойнее.

Если говорить о средствах художественной выразительности, то здесь в достаточном количестве метафор: «неба содроганье», «угль, пылающий огнем», «глаголом жги сердца людей», «духовной жаждою томим»; эпитетов: «шестикрылый», «грешный», «десницею кровавой», «трепетное сердце»; сравнений: «как у испуганной орлицы», «как труп», «легкие как сон».

Также используется аллитерация: «ОтверЗлись веЩие ЗениЦы», «И гаД морСких поДвоДный хоД»; возвышенный стиль произведению придают старославянизмы: «вещий», «десница», «уста», «зеницы» и церковные слова: «серафим», «зеницы», «десница», «уста», «восстань», «виждь», «внемли».

В стихотворении очень много глаголов, благодаря которым читатель ощущает стремительность действия. Также они делают повествование необыкновенно жизненным и ярким.

Проблематика и основная идея произведения

Чтобы понять, какую проблему поднимал Пушкин в стихотворении, читателю стоит обратить внимание на взаимоотношения пророка и окружающего мира. Пророк стремится все делать во благо общества, так как в этом заключается его прямая миссия. Но, в начале произведения читатель видит совсем иной образ – отверженный герой бесцельно бредет по пустыне. Только с постепенным приобретением божественного предназначения ему открывается его истинная задача – доносить до людей истину, дарить прекрасное миру.

Таким образом, автор затрагивает проблему честного, открытого творчества. Главную мысль произведения Пушкин вложил в уста Бога: цель пророка (поэта) – в раскрытии своего таланта, в том, чтобы дать почувствовать людям всю силу и красоту поэзии.

Идея стихотворения заключена в том, что поэт своим творчеством должен зажигать сердца людей, не снимая с себя ответственности, возложенной Богом.

Анализ стихотворения «Пророк» (А.С. Пушкин)

Анализ стихотворения «Пророк», которое написал великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, помогает лучше узнать основные моменты произведения, а так же насладиться непревзойденной лирикой автора. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, благодаря которому изучение произведения займет намного меньше времени.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы, проблемы
  6. Средства художественной выразительности
  7. Основная мысль

История создания

Стихотворение «Пророк» Александр Сергеевич написал в 1826 году, когда находился в своем имении в Михайловском. Толчком для написания стала казнь пяти декабристов, а так же ссылка в Сибирь товарищей Пушкина. Эти события очень взволновали поэта, погрузив надолго в тяжкие мысли, раздумья и переживания. В этот период автор очень много времени посвятил религии – он изучал Библию, а так же Коран. Благодаря этому вышел целый цикл произведений под названием «Подражание Корану».

За основу стихотворения поэт берет библейскую легенду об Исайе. Когда Исайя понял, что люди погрязли в грехах, и не пытаются стать на путь исправления, он впадает в отчаяние. Тогда Господь велел Исайю нести пророческую службу до самого конца человеческого существования.

Пушкин немного изменяет историю, поэтому у него главным пророком стал поэт.

Перед читателем представлена картина пустыни, по которой влечется путник. Неожиданно к нему спускается Серафим. Он наделяет путника умением слышать и видеть все вокруг. Тайны мира перестают быть для него тайнами. Но чтобы стать пророком, путнику необходимо пройти через мучения. Серафим меняет сердце путника на раскаленный уголь. Более того, он должен отречься от всех чувств, присущих человеку – любви, страха и жалости.

Умирая в пустыне, путник слышит Господа, который призывает его «Глаголом жечь сердца людей». В этом самом изречении Александр Сергеевич и видит истинное предназначение поэта. Он умело соединяет библейскую легенду с современностью. В лице пророка выступает поэт, главной задачей которого является донести правду до народа.

Можно подумать, что друзья-декабристы и являлись для поэта воплощением того самого пророка. Ведь они смело пошли против государя, не побоявшись расплаты. Они знали, что за подобные действия их ждет наказание в виде казни.

В печать стихотворение попало в 1828 году в «Московском вестнике».

Жанр, размер

Данное стихотворение является одой, поскольку оно пропитано духом возвышенности, торжественности и патетики. Для его написания поэт выбирает четырехстопный ямб. Так же его относят к философской лирике. Написан «Пророк» в направлении классицизма.

Что же касается лирического героя, то у него присутствую романтические черты. Поэт показывает его одиноким, блуждающим, находящимся в поиске ответов на интересующие его вопросы.

Композиция

По смыслу анализируемое стихотворение можно разделить на три части.

Первая часть стихотворения, которая является экспозицией произведения, рассказывает читателю о том, как лирический герой начинает свой нелегкий путь. В пустыне он оказывается из-за терзания душевных метаний. В этот момент он и встречает посланника с небес – Серафима.

Вторая часть произведения – завязка. Здесь идет речь о преображении путника: он начинает видеть, слышать, язык его меняется из лукавого на жало змеи, а сердце — на раскаленный уголь.

Читать еще:  Стих будь красива как мальвина

Заключительная часть стихотворения – кульминация. В этой части путник слышит голос Господа, который дает ему свое наставление и рассказывает о его предназначении.

Стихотворение не имеет точного итога, поэтому для читателя так и остается загадкой, принял ли лирический герой свою судьбу.

Образы и символы

В стихотворении «Пророк» присутствует три главных образа. Первый образ – это образ лирического героя, который представляется простым человеком, который впоследствии становится пророком. На его плечи возложена очень серьезная и ответственная миссия. Главная цель лирического героя – это просвещение людей, он должен донести до них истину через свою поэзию.

Вторым образом в стихотворении можно выделить образ шестикрылого Серафима. Серафим – это самый приближенный к Богу ангел, поэтому именно он должен помочь поэту переродиться через боль и мучения в пророка.

Образ Бога так же присутствует в стихотворении. С ним автор знакомит читателя в самом конце, когда он говорит пророку о его предназначении. В его лице отчетливо виден наставник, который говорит человеку о его цели в жизни.

Что же касается символов, то здесь есть два символа – символ пустыни и перепутья.

Темы, проблемы

Главная тема стихотворения – это предназначение поэта. В произведении автор рассуждает о своей собственной жизни и своем предназначении. Главная роль поэзии – донести правду народу.

Так же затрагивается тема поэзии. Пушкин очень трепетно относился к своему творчеству, с помощью которого он старался донести людям правду. Так же благодаря своим произведениям поэт старался научить людей добру, любви к ближнему, гуманизму. Автор считает, что каждый поэт должен ставить перед собой именно такие цели.

Тема пророка – еще одна интересная тема стихотворения. Тот, кого выбрал сам Господь, всегда будет находиться в одиночестве, но у него есть великая миссия, которую он должен выполнить, отбросив страх и сомнения.

Тема любви показывает су самую самоотверженную любовь, которая должна руководить пророком при желании помочь людям.

Главной проблемой стихотворения является мученический путь пророка. Пророк наделен божественным даром, но взвалив на себя данную миссию, он обрекает себя на одиночество. Пушкин так же неоднократно оказывался преданным близкими ему людьми, которых любил и ценил.

Еще одна проблема стихотворения – это отношения пророка с окружающим миром. Бог является ему в пустыне, где нет никого. Тем самым автор показывает, что большинство людей не готово познать и принять истину. Пророк обречен на пожизненные мучения, потому что люди не хотят видеть и слышать истину, которую он несет.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Пророк» Александр Сергеевич использует большое количество различных троп: сравнения, метафоры, аллитерация, эпитеты, анафора и эпифора.

Благодаря их совокупности создается чувство торжественности и возвышенности.

Основная мысль

Главная мысль стихотворения «Пророк» заключается в том, что человек, на которого возложена особая миссия, должен преодолеть свой страх и сомнения. Чтобы показать это наглядно, автор выбирает пример поэта. Во время творчества Александра Сергеевича в стране существовало большое количество проблем и несправедливости, о чем неоднократно творческие люди говорили в своих произведениях. Проблемой на их пути становилась жесткая цензура, но они всевозможными путями пытались обойти её. Это и является основной целью пророка.

Александр Сергеевич считает поэтический талант даром свыше. Но так уж вышло, что поэт, главной задачей которого является «глаголом жечь сердца людей», постоянно будет сталкиваться с человеческим непониманием и равнодушием.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Краткий анализ стихотворения «Пророк» А. С. Пушкина

Со всей глубиной и серьёзностью творчества Александра Сергеевича Пушкина дети знакомятся ещё в начальной школе. Тематика поэта и поэзии пользовалась большей популярностью на западе, но и в России её обсуждали многие авторы. Достойным примером является стихотворение «Пророк» Пушкина. Анализ работы по плану поможет ученикам лучше разобраться в жанре, композиции, сюжете.

  1. История создания
  2. Жанр и направление
  3. Композиция и тематики
  4. Образы и символы
  5. Смысл и художественные тропы

История создания

Написание произведения приходится на 1826 год. В это время Пушкин временно проживал в посёлке Михайловское, где мучительно переживал неудачное восстание декабристов, с которыми состоял в хороших отношениях. Новость о потере близких людей была сокрушительна, из-за чего автор увлёкся Библией, которую прислал брат. Перед этим он прочитал переведённую мусульманскую книгу, вдохновившую его на написание ряда стихотворений «Подражание Корану».

Фундаментом работы стала религиозная легенда об Исайе, которого посетил посланник Бога. Следуя Библейскому сюжету, мужчина должен был стать проповедником и рассказывать людям о Божьей воле. В своём стихотворении Александр Сергеевич кратко переосмысливает сказание. Он сам становится пророком и сравнивает себя с лирическим персонажем. При прочтении работы многие не понимают, почему дар поэта Пушкин считает пророческим. Александр Сергеевич считает поэтический талант подарком свыше. Многими людьми он воспринимается именно в таком ключе. Для автора был важен смысл произведения «Пророк».

Первая публикация произведения осуществилась в 1826 году в журнале «Московский вестник». Литературоведы утверждают, что изначально «Пророк» был общим названием для цикла из 4 работ. Знакомый автора Погодин говорил, что из общего количества в издание вышел только один стих, который начинается со слов: «Духовной жаждою томим…». Произведение должно был завершать весь цикл, но только оно и было напечатано.

Жанр и направление

Стихотворение наполнено энтузиазмом и торжественностью, а миссия действующего персонажа похожа на божью. Нельзя сказать, что «Пророк» — обычное романтическое произведение. Жанровое своеобразие более глубокое, таинственное, за счёт чего можно утверждать, что это ода.

При прочтении пушкинской работы появляется ощущение, что автор делал упор на сюжетную составляющую, нежели на форму написания. В сравнении с другими произведениями, «Пророк» состоит из одной строфы, используются несколько типов рифмовки. Размер — четырёхстопный ямб. Возрастающий ритм придаёт возвышенности стихотворению, немногие авторы способны на такой способ передачи предназначения.

Пушкин мастерски показывал себя во многих направлениях, особенно описывая лирических и реальных героев. Особенности «Пророка»: пересказ библейской основы, темы философии, возвышенный стиль изложения, говорят о классицизме в качестве направления.

Композиция и тематики

Стихотворение не разбито автором на строфы. Несмотря на это, его можно условно разделить на 3 смысловые части:

  1. Романтический персонаж находится в начале своего пути, медленно идёт по «мрачной пустыне». В это место он попал из-за душевных терзаний, которые не давали покоя. С первых строчек текста читатель очарован и ожидает необычного развития. Так и происходит: к персонажу спускается с небес посланник серафим.
  2. Во второй части рассказывается, как преображается странник: раскрываются глаза, звон наполняет уши, язык меняется на змеиный, а сердце — в раскалённый уголь. Многие богословы рассматривают Змея, как образ Иисуса.
  3. Персонаж окончательно перерождается, ему слышится Божий голос, который рассказывает о предназначении пророка.

Эти части можно назвать началом, завязкой и окончанием. Кульминация произведения остаётся незаконченной, если не вдаваться в подробности биографии поэта, читатель так и не узнаёт решения о принятии своей судьбы героем.

Через тематику произведения тонкой линией проходят библейские истории. «Пророк» раскрывает следующие темы:

  1. Предназначение поэта — главный мотив стихотворения. Пушкин рассуждает о своей роли, смысле жизни. Функция поэзии заключается в умении преподносить правду, затрагивать такие проблемы, о которых остальные боятся говорить.
  2. Немаловажной является тема поэта и поэзии. Для Александра Сергеевича стихосложение так же возвышенно и священно, как и Божьи законы и заповеди. С помощью стихов автор распространял лучшие качества: добродушие, заботу о близких, справедливость.
  3. Идея пророчества также освещена Пушкиным в стихотворении. Человек, которого выбрал Бог, обречён на одиночество, но он должен выполнить своё назначение, даже если ему придётся лишиться радости и счастья в жизни.

Образы и символы

Романтический герой в стихотворении является обычным человеком, который перевоплощается в посланника Божьего, чтобы исполнять важное задание. Оно обозначается, как «глаголом жечь сердца людей». Образ пророка у Александра Сергеевича похож на библейских героев, однако, задача лирического персонажа — нести правду человечеству через своё творчество, а Исайя должен быть рассказывать о Божьей воле.

Простому человеку не дано без опасения освещать правду, как этим занимался Исайя. По этой причине его посещает шестикрылый серафим.

Среди ангелов он является наиболее приближённым к Богу, из-за чего и выполняет его указания. Перерождение персонажа было мучительно и крайне болезненно. В конце стихотворения появляется Господь и говорит поэту о его важной роли. Он несёт образ наставника, который определяет дальнейшую жизнь персонажа и его предназначение.

К символам можно отнести пустыню и перепутье, на котором оказался поэт. В религиозных писаниях говорится, что пустыня является местом встречи человека и Господа, пространством для покаяния и осознания ошибок. Вероятно, по этой причине А. С. Пушкин выбирает именно это место для создания сюжета произведения.

Перепутье — место, где расходятся пути, означает опасения, сомнения. На расхождении дорог к действующему лицу приходит серафим, который помогает сделать правильный выбор.

Смысл и художественные тропы

Александр Сергеевич Пушкин хочет донести до читателя, что нужно бороться со страхом, следовать внутреннему голосу и своему жизненному предназначению. Это и является главной идеей стихотворения.

На примере поэта Пушкин демонстрирует эту тему. В Российской империи было множество проблем, о которых обычные люди не могли говорить, но писатели и поэты поднимали подобные проблематики в своём творчестве. Несмотря на жёсткую цензуру, которая была введена при Николае II, литераторы находили способы для её обхода. В этом и состоит роль пророка — нести правду в широкие массы.

Поэт использует средства художественной выразительности для создания и развёртывания темы. К ним можно отнести:

  • Аллитерация — «Отверзлись вещие зеницы», «И гад морских подводный ход»;
  • Анафора — множество строк начинаются с союза «и»;
  • Эпифора — «Моих зениц коснулся он, / … Моих ушей коснулся он»;
  • Сравнения — «как труп», «лёгкие как сон»;
  • Эпитеты — «грешный», «празднословный и лукавы», «дольней», «кровавой».

Таким образом, произведение великого автора включает глубокий смысл: человек, который с рождения определён поэтом, должен не только уметь рифмовать слова, но и быть полезным для общества. Если литератору удаётся приносить пользу окружающим людям, значит, это действительно его предназначение. Краткий анализ стихотворения «Пророк» будет полезен для учеников 9-х классов при подготовке к урокам.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector