1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем говорят стихи есенина

О чем говорят стихи есенина

Имя С.Есенина занимает совершенно особое место в русской литературе, в художественной культуре, в русском сознании. В произведениях именно этого великого художника слова наиболее глубоко раскрываются главные особенности и сокровенные черты русского национального характера, таинственных стихий русской души. Можно сказать, что Есенин – это сама Россия, явленная нам, выраженная, воплощенная в художественном слове. В трагическую эпоху 20 века, с «кровавым гуманизмом» и «сентиментальными палачами», в эпоху «кровавых костей в колесе», когда поэту «на плечи кидается век-волкодав», когда возникла реальная угроза превращения всей России в «Мертвый Дом», Есенин стал восприниматься русским народом «как символ национального единства русской культуры, символ духовной целостности русской нации». Есенин объединяет русских людей звуком русской песни, где сознание общей вины и общего братства сливаются в общую надежду на освобождение.

Есенин был не склонен подразделять свой творческий путь на какие – либо этапы. И отчасти с этим можно согласиться. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней – о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». В стихотворении 1914года «Гой ты, Русь моя родная…» Есенин утверждал: «Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою», но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своем: «Я буду воспевать / Всем существом в поэте / Шестую часть земли / С названьем кратким «Русь».

В этом же стихотворении – «Русь Советская» — «о других юношах, поющих другие песни, сказано: «Уж не село, а вся земля им мать». Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Он – главный нерв первых сборников Есенина – «Радуница» и «Голубень». Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница – день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли и первые весенние дни. Голубая, синяя – постоянные эпитеты есенинской Руси:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах…

«Обаяние и тайна есенинской Руси – в тихо лучащемся отсутствии». Ключевые образы – звон и сон. Есенинская Россия – это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон,

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты – смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, — это лишь поэтический миф, «красивая Гипотеза России». Примечателен и тот факт, что есенинская Русь – родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» — другая – «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса…

В стихотворении «За темной прядью перелесиц …» лирический герой прямо отождествляет себя с поэтом:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России – «земная» и «небесная» — уживаются в душе поэта, хотя его тоска – о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина – «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что – оставленная. Мотив покинутого отчего дома – ведущий в лирике Есенина.
Есенин стал не только «последним поэтом» Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого».
Год 1920-й – переломный в творчестве Есенина. Его муза «сменила походку»; к мотиву покинутого дома прибавился конфликт «Русь Советская» — «Русь уходящая». Поэзия Есенина требует исторического подхода, и непременно в свете ленинской постановки вопроса. Между тем историки литературы и общественной мысли, изучающие творчество Есенина, его стихотворения и поэмы посвященные крестьянской России, не всегда учитывают конкретные обстоятельства политической жизни страны, особенности крестьянской психологии, судят о «крестьянском уклоне» в поэзии слишком отвлечено, не принимая во внимание тех сложных социальных и нравственных проблем, которые неизбежно возникали после гражданской войны и в период перехода к нэпу. Если объективно посмотреть на поэзию Есенина, на его «деревенские» стихи, то не будет преувеличением сказать, что крестьянский вопрос он решал с огромной ответственностью, вдумчиво и заинтересованно. Через десять лет после знаменитого стихотворения «Русь» создается своеобразная трилогия: «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь бесприютная». В 1925году все эти стихотворения объединяются в программный для автора сборник «Русь Советская». Творчество Есенина впитало в себя целую «радугу» народного мироощущения: и твердое, незыблемое признание святости земледельческого труда, и молодую «жениховскую» радость весеннего обновления жизни, и врачующее душу чувство единения с родной природой. Но за любой чертой близкого поэту сельского обихода, за каждым, не ему одному свойственным, переживанием угадывалось тут еще и нечто большее. Великий сын своего Отечества, Есенин обладал единственным в своем роде умением «собирать» в едином звуке Россию земную и небесную, открывать словом ту потаенную связь, что определила на века судьбу России, судьбу каждого из русских. Простая жизненная подробность, непосредственная эмоция в то время, как правило, выступали у него проводниками возвышенного и чистого созерцания.

«Я ведь «Божья дудка». Как думали о Сергее Есенине современники, и что он рассказывал сам

Есенин оставался на второй год в третьем классе

Но не из-за учебы, а по причине ужасного поведения. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!», — вспоминал поэт. Несмотря на это, учеба ему давалась: в мае 1909 года Сергей весьма успешно сдал первые в своей жизни экзамены и был награжден Похвальным листом и Евангелием.

В детстве поэт был лишен материнской любви

Отношения между родителями не заладились с самого начала — мама, Татьяна Федоровна Титова, вышла замуж против своей воли. Когда Сереже Есенину было около трех лет, Татьяна Федоровна бросила мужа, Александра Никитича, и уехала работать в Рязань. Сережа остался с дедом и бабкой по материнской линии, которые и занимались воспитанием внука. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», – писал поэт в автобиографии. Старушка была кроткой и набожной. Рассказывала народные сказки и притчи, пела частушки. «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».

Читать еще:  Соловьиная трель как звоночек стих

Наивность милая
Нетронутой души!
Недаром прадед
За овса три меры
Тебя к дьячку водил
В заброшенной глуши
Учить «Достойно есть»
И с «Отче» «Символ веры».
Хорошего коня пасут.
Отборный корм
Ему любви порука.
И, самого себя
Призвав на суд,
Тому же самому
Ты обучать стал внука.

Но материнской любви мальчику не хватало. С самого детства Есенин считал себя круглым сиротой. Знакомая Есенина вспоминала в 1926 году со слов поэта: «Мать свою он в детстве принимал за чужую женщину, и, когда она приходила к деду, где жил Есенин, и плакалась на неудачи в семье, он утешал ее: «Ты чего плачешь? Тебя женихи не берут? Не плачь, мы тебе найдем жениха».

Он не был крестьянином в подлинном смысле этого слова

Вопреки амплуа «последнего поэта деревни», которое Есенин во многом создал себе сам. Хотя он вырос в деревне и умел и косить, и пахать, и лошадь запрягать, изо дня в день ничем этим он не занимался – настоящего крестьянского хозяйства семья его не держала. Показательно письмо шестнадцатилетнего Есенина, в котором он жалуется другу на то, что ему нечем заняться, так как все приятели на сенокосе: «У нас все уехали на сенокос. Я дома. Читать нечего, играю в крокет».

Ну и вернуться в воспетую им русскую деревню он не особо стремился: родное Константиново навещал очень редко. Имажинисты, к которым примкнул Есенин чуть позже в Москве, на крестьянских парней уж точно не походили: они делали ставку на стиль и являлись по сути законодателями моды той поры. Костюмы, кстати, сидели на поэте безупречно. Крестьянский деревенский мальчик быстро прослыл прирожденным джентльменом.

Бельгийский поэт Франц Элленс, переводивший на французский язык есенинского «Пугачева», встречался с русским поэтом в 1923 году в Париже. Есенин тогда внешне походил на типичного пьянчугу – с тем же специфическим выражением лица и и тем же разбродом мыслей и чувств. Тем не менее Элленс был восхищен поэтом: «элегантность в одежде и совершенно непринужденная манера держаться», «он сочетал в себе здоровье и полноту природного бытия», «этот крестьянин был безукоризненным аристократом». Есенин, будучи уже известным поэтом, часто с раздражением реагировал на звание «крестьянский поэт». «Я не крестьянский поэт, я просто поэт!» – отвечал он в такие моменты.

Проходил военную службу в военно-санитарном поезде № 143

В январе 1916 года Есенина призвали на войну. Но, благодаря хлопотам друзей (по рекомендациям Григория Распутина, который очень хорошо относился к начинающему поэту, и Николая Клюева) и «с высочайшего соизволения» поэт не отправился на фронт, а нес службу в Царском Селе в качестве санитара шестого вагона военно-санитарного поезда № 143 государыни императрицы Александры Федоровны. «Однажды читал стихи императрице. – вспоминал Есенин. – Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия».

В 1916 году Есенин выступал на концерте в присутствии членов императорской семьи со своими стихами. В благодарность ему были подарены золотые часы с гербом и золотой цепочкой. Находясь на военной службе, он писал стихи и даже готовил к печати сборник «Голубень», который уже в мае 1918 года появился в Петрограде. С началом революции поэт самовольно покинул армию Керенского и, «проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт», – позже писал он в своей биографии.

В столицу он приехал почти непьющим

Поэтому в компаниях часто просто притворялся пьяным – видимо, чтобы сойти за своего. Позже пристрастие к алкоголю буквально поработило поэта, изменив его не только внутренне, но и внешне. Отметим, что по убеждению ряда исследователей творчества Есенина, в состоянии алкогольного опьянения стихов он не писал: все даже самые жуткие и безысходные строки были им написаны в абсолютной трезвости.

Сергей Есенин страдал сифилофобией и страхом перед милиционерами

Боязнь заразиться сифилисом доходила до маниакальности. Друг поэта Анатолий Мариенгоф вспоминал: «Выскочит, бывало, на носу у него прыщик величиной с хлебную крошку, и уж ходит он от зеркала к зеркалу суров и мрачен». Не меньший страх в Есенине вызывали милиционеры. Однажды проходя мимо Летнего сада, он заметил стоящего у ворот стража порядка. «Он вдруг хватает меня за плечи так, что сам становится лицом к закату, – рассказывал Вольф Эрлих. – и я вижу его пожелтевшим, полные непонятного страха глаза. Он тяжело дышит и хрипит: «Слушай, а! Только никому ни слова! Я тебе правду скажу! Я боюсь милиции. Понимаешь? Боюсь. ».

Вторая жена Есенина была старше его на 18 лет.

Танцовщица Айседора Дункан не говорила на русском, Есенин – на английском, поэтому их частые и очень страстные ссоры состояли из языковой смеси ругательных слов. Многие исследователи считают, что именно после встречи с Дункан пристрастие Есенина к алкоголю стало роковым.

Третьей и последней супругой Сергея Есенина стала внучка Льва Толстого

Софья Андреевна в ту пору заведовала библиотекой Союза писателей. Но, увы, и этот брак оказался непродолжительным и не принес поэту так необходимого ему ощущения спокойствия и домашнего уюта. После смерти поэта именно Софья Толстая занялась разбором архива Есенина, посвятив свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нем.

Лучшим временем своей жизни считал 1919 год

«Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена».

Христианин или безбожник

Одни исследователи считают Есенина христианином, передающим в лирике свои религиозные чувства, другие – безбожником и атеистом. Цитаты из его творчества скорее усложняют поиск, чем дают точный ответ. Конечно, в стихах обозначается фигура лирического героя, но мы понимаем, что явная или скрытая рефлексия самого автора.

Пойду в скуфье смиренным иноком

Иль белобрысым босяком

Туда, где льется по равнинам

Березовое молоко.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Читать еще:  Есенин матерные стихи что же ты

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою.

И в то же время – воспоминания о кощунствах в монастыре: «Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать. Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов».

Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

И в то же время –

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

За несколько дней до смерти, ведя полушутливый разговор с соседкой по «Англетеру» Елизаветой Устиновой, он произнес: «Жизнь штука дешевая, но необходимая. Я ведь «Божья дудка». И когда Елизавета попросила объяснить, что это значит, поэт ответил ей: «Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и неинтересно. И я такой же». К сожалению, эти слова были довольно точным определением образа жизни Есенина, который тратил свой особый дар рьяно и безжалостно.

Перед смертью Есенин провел месяц в психиатрической клинике

Оттуда он сбежал в Ленинград, в это время его разыскивали представители советской власти под предлогом избавить поэта от алкоголизма и отправить в санаторий.

Самый популярный миф о поэте – версии о его убийстве

Есть множество разнообразных версий, которые обвиняют в жестокой расправе с поэтом то чекистов, то евреев, а то и литературных завистников. Тем не менее факты опровергают такие сценарии. К концу 1925 года психологическое состояние Есенина было очень тяжелым. Перед отъездом в психиатрическую клинику он навестил своих родных и попрощался с ними.

Анна Изряднова, первая гражданская жена поэта, вспоминала: «…Видела его незадолго до смерти. Сказал, что пришел проститься. На мой вопрос: «Что? Почему?» – говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру». Просил не баловать, беречь сына». Поэзия Есенина не менее красноречиво свидетельствует о его стремлении к смерти: за два года, предшествующих смерти, в его стихотворениях содержится просто громадное количество упоминаний о скорой кончине, причем в большей части речь идет о самоубийстве. Свою поэму «Черный человек» Есенин читал постоянно и всем подряд – друзьям, родным, писателям и поэтам.

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь…

Поэт словно хотел объяснить что-то главное о себе, найти помощь, поддержку или хотя бы понимание. Но строки поэмы, как и поведение ее автора, только отпугивали и отталкивали окружающих.

Последнее стихотворение поэта было написано кровью

«До свиданья, друг мой, до свиданья…», по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему Есениным накануне смерти: поэт жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди…

Похороны были грандиозными

Со времен общенародного прощания с Николаем Некрасовым таких многолюдных похорон не было. После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву. От Дома печати, где проходило прощание с поэтом, траурная процессия двинулась к Страстному монастырю – той самой обители, стены которой поэт некогда «раскрашивал» своими стихами. Пунктом назначения, конечно, был не монастырь, а памятник Пушкину, располагавшийся тогда в самом начале Тверского бульвара, лицом к монастырю. Гроб с телом Есенина три раза обнесли вокруг памятника Пушкину – в знак преемства пушкинской славы – и толпа поплыла дальше, к Ваганьковскому кладбищу.

У Сергея Есенина было четверо детей от разных браков

Юрий Есенин (Изряднов) был старшим техником-конструктором военно-воздушной академии РККА им.Жуковского. В 1937 году по ложному обвинению в подготовке покушения на Иосифа Сталина был расстрелян. Реабилитирован 28 ноября 1956 года.

Татьяна Есенина в годы Великой Отечественной войны была эвакуирована с мужем и сыном в Узбекистан, где прожила полвека, работая корреспондентом газеты «Правда Востока» и научным редактором в издательствах Узбекистана.

Александр Есенин-Вольпин стал советским, а затем и американским математиком, философом, поэтом, одним из лидеров диссидентского и правозащитного движения в СССР.

Константин Есенин в одном из сражений Великой Отечественной войны после гибели командира и его замполита в звании младшего лейтенанта принял командование ротой. Был трижды ранен (в том числе получил тяжелое ранение легких разрывной пулей). Стал кавалером трех орденов Красной Звезды. Прославился как спортивный журналист, специалист по футболу. Константин Есенин писал стихи, но никому об этом не рассказывал. Видимо, фамилия отца в этом смысле накладывала слишком много обязательств.

О чем говорят стихи есенина

Умей смертельно ненавидеть, тогда научишься любить…

Спит ковыль. Равнина дорогая

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
… показать весь текст …

Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — тюрьма,
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.
… показать весь текст …

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки за ветками,
Смотрят в шали пурги огоньки.
… показать весь текст …

…»Милая», «любимая», «навеки» —
а в душе всегда одно и тож,
если тронуть страсти в человеке,
то конечно правды не найдешь…

Отрывок из стихотворения С.А.Есенина «Кто я? Что я?»

Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Читать еще:  Какие стихи есенин посвятил вольпин

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
… показать весь текст …

Он целовал её так , словно её губы были кислородом.

Таких , как я , увы , не любят.
Таких , как я , увы , не ждут.
Таких , как я , всего лишь губят,
Сердца таких нещадно жгут.

Каждой твари по паре таких, как я 🙂

«Месяц рогом облако бодает. «

Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
В эту ночь никто не отгадает,
Отчего кричали журавли.
В эту ночь к зеленому затону
Прибегла она из тростника.
Золотые космы по хитону
Разметала белая рука.
Прибегла, в ручей взглянула прыткий,
Опустилась с болью на пенек.
И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек.
… показать весь текст …

Всё живое особой метой

Из цикла «Москва кабацкая»

Всё живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживет».
… показать весь текст …

Клён ты мой опавший

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
… показать весь текст …

И так всегда. За пьяною пирушкой…

И так всегда. За пьяною пирушкой,
Когда свершается всех дней круговорот,
Любой из нас , приподнимая кружку,
В нее слезу нечаянно прольет.

Мы все устали. Да , устали очень.
И потому наш голос за тобой —
За васильковые , смеющиеся очи
Над недовольною и глупою судьбой.

Видно, так заведено навеки —
К тридцати годам перебесясь,
Все сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая —
Знак того, что вместе нам сгореть.
… показать весь текст …

«Над окошком месяц. Под окошком ветер…»

..
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий —
И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
… показать весь текст …

Быть поэтом — это значит тоже,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом — значит петь раздольно,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поёт — ему не больно,
У него одна и та же песня.

Канарейка с голоса чужого —
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.
… показать весь текст …

Не криви улыбку, руки теребя.
Я люблю другую, только не тебя.
Ты сама ведь знаешь — знаешь хорошо!-
Не тебя я вижу, не к тебе пришёл.
Проходил я мимо — сердцу всё равно.
Просто захотелось заглянуть в окно.

Упоенье — яд отравы,
Не живи среди людей,
Не меняй своей забавы
На красу бесцветных дней.

Всe пройдeт, и жизни холод
Сердце чуткое сожмeт,
Всё, чем жил, когда был молод,
Глупой шуткой назовёт.

Берегись дыханья розы,
Не тревожь еe кусты.
Что любовь? Пустые грeзы,
Бред несбыточной мечты.

Я тем завидую,
Кто жизнь провел в бою,
Кто защищал великую идею.
А я, сгубивший молодость свою,
Воспоминаний даже не имею.

Статьи об авторе » Юрий Прокушев. Сергей Есенин

Сергей Наровчатов. Об этой книге

Автор этой книги Ю. Л. Прокушев много лет занимается исследованием жизни и творчества замечательного поэта Сергея Есенина. В годы, когда поэзия Есенина отодвигалась на второй план, он способствовал ее решительной и справедливой переоценке. Ю. Л. Прокушевым был разыскан и введен в литературный обиход ряд неизвестных произведений поэта, прояснены многие стороны его жизни; им открыты ценные факты, важные для установления точной биографии знаменитого писателя. Много интересного Прокушев открыл в детстве и юношестве поэта.

Именно эти существенные открытия, сведенные воедино, составили вместе с известными ранее фактами основу нынешней книги «Сергей Есенин». Думается, что юный читатель с особым интересом прочтет страницы, посвященные детству в рязанской деревне, школе в Спас-Клепиках, московской и петербургской юности поэта. Обилие фактов в книге не рассеивает внимания, а сосредоточивает взгляд на необычности пути, казалось бы, обычного паренька. В книге оттенена мысль о том, что выделял Есенина из среды сверстников его поистине чудотворный талант. И для обрисовки этого таланта Прокушев находит верные и убедительные слова.

Автор приводит много примеров того, как страстно стремился к знанию юный поэт. Любовь к книге, раннее формирование умственных интересов, горячие ученические споры — все это хорошо прослежено в книге. Примеры, взятые из школьных сочинений одноклассников Есенина, вводят читателя в атмосферу спас-клепиковской школы.

Подробно рассказано об университете Шанявского, приобщившего молодого Есенина к серьезным знаниям. Все эти факты, точно и добросовестно объясненные, говорят о большой роли знаний в формировании таланта. И не навязчиво, но решительно снимают с Есенина тривиальную «славу» самородка-неуча, которая долго тянулась за ним.

Книга построена своеобразно. В начале читатель получает представление о всем пути и творчестве Есенина, а затем более подробно узнает о наиболее важных моментах жизни и творчества Есенина. В последней главе приведены исследовательские новеллы.

Такая композиция позволила автору избежать скороговорки, более раскованно вести свое повествование. Читатель сперва получает общее представление о поэте, а потом, в последующих главах, уже уточняет его.

Долгие годы длилась полемика вокруг имени Есенина. Множество ложных представлений о творчестве поэта отброшено навсегда. Большую роль в очищении поэзии Есенина от несправедливых обвинений сыграл Ю. Л. Прокушев. И здесь, в этой книге, написанной специально для юного читателя, он приводит свои выводы, подтвержденные современным литературоведением.

Книга «Сергей Есенин» свежа по материалу. Она воссоздает перед нами прекрасный, обаятельный образ великого поэта России.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector