0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем пишет бунин в своих стихах

Основные темы и особенности творчества Бунина

Без творчества Ивана Алексеевича Бунина сегодня невозможно представить отечественную литературу. Он — первый российский обладатель Нобелевской премии по литературе и один из самых любимых за рубежом российских писателей. Хотя на Родине сегодня его читают мало. А зря, ведь в его произведениях есть практически все, что ищет большинство читателей. Любители красивого слога, длительных описаний найдут в Бунине родную душу. Мужчины оценят поэтическое наследие Бунина. Особенно стихотворение, в котором автор, тоскуя по любимой ушедшей от него женщине, размышляет о приобретении собаки и о том, какие его ждут одинокие пьяные вечера.

А какие женские образы он выводил в своих произведениях! Оля Мещерская, Клаша Смирнова, Ида. Бунин – действительно замечательный писатель, за книги которого стоит браться чаще.

Особенности творчества Бунина делают его универсальным писателем, который может быть близок любому – зрелому читателю и юноше.

О чем писал Бунин?

Творчество писателя условно можно разделить на несколько этапов. Конечно, важно рассматривать миропонимание Бунина в два периода его жизни:

  1. Российский период.
  2. Жизнь в эмиграции.

Однако такая схема будет не совсем полной. В разное время автора волновали различные проблемы:

  • деревенская жизнь, жестокий мир деревни;
  • гибельность Октябрьской революции, идей большевиков;
  • дореволюционное прошлое России, собственное детство;
  • трагизм существования, противостояние мрака и света;
  • любовь как противоположность смерти.

Тема Родины в творчестве Бунина

Тема Родины в творчестве Бунина – одна из основных. Уже самые первые его произведения, написанные в юношеские, молодые годы, ярко отображают знакомый ему деревенский быт. В 1890-х он пишет стихотворения «Родина» и «Родине». В первом из них Россия выведена как нищая крестьянка, которую злопыхатели укоряют за простоту. Обе работы написаны, безусловно, человеком, которого можно назвать патриотом.

Но свою страну Бунин видел не только такой бедной и нищей, он также восхищался российскими закатами, богатством российской осени. В начале 1900-х годов его увлекала и тема истории древней Руси, фольклор.

Свое денежное вознаграждение от Нобелевской премии Бунин потратил очень быстро. Почти все средства разошлись на помощь писателям-эмигрантам и различным зарубежным российским обществам. И в этом тоже можно уследить большой патриотизм Бунина, который перед лицом нового мира и успеха остался верен своему народу.

Видео об особенностях творчества Бунина

Тема природы в творчестве Бунина

Родина для Бунина – это не только люди, но и природа. Александр Блок писал, что так чувствовать и любить природу мало кто умеет. Природа, место человека в ней – это вечные темы творчества Бунина. Живой мир русского леса он воспринимал как музыку: «утро светлое, на почерневших, почти голых лозинках, на их сучьях и редкой пожухлой листве – блестки растаявшего мороза. вдали, у нас, в сизо-туманном утреннем саду, мягко, неизъяснимо-прекрасно краснеют клены».

Деревенской тематике Бунин не изменял всю жизнь, хотя после эмиграции в его работах заметен большой перелом. Даже еще раньше, во время Первой мировой войны, он чувствовал приближение катастрофы. В эмиграции тема России в творчестве Бунина обретает наибольшего размаха. Автор неустанно размышляет, что же будет с его родной землей, которая стала местом для красного террора, которая сильно пострадала из-за братоубийственной Гражданской войны. Он прекрасно понимал, что прежней, дореволюционной России уже не вернуть, и ставил перед собой вопрос: а найдут ли место в этой новой жизни надломленные русские люди, вечно ищущие и не находящие своего.

Концепция любви в творчестве Бунина

Немало место занимает и концепция любви в творчестве Бунина. В двадцатые годы он написал один из самых известных своих рассказов «Дело корнета Елагина». В нем он вспоминает свои собственные переживания и чувства к В.В.Пащенко. По сюжету, главный герой влюбляется в актрису. Эта любовь приносит ему много мучений, и именно через нее в Елагине происходит «жуткий расцвет. первая месса пола». Отношения Бунина и Пащенко были такими же трудными. Дочь елецкого лекаря первой призналась ему в любви, но потом стала неуверенной в своих чувствах и почти не отвечала будущему знаменитому писателю взаимностью. Позже они расстались, Бунин даже хотел покончить с собой, он то презирал свою неудавшуюся любовь, то высоко возносил ее.

Любовь у автора часто перекликается с чувством ревности. Писатель как бы намекает, что ревность неизбежна, ведь женщины постоянно дают к ней повод: они всегда загадочны, в них есть тайна, недоступная мужчинам, да и им самим бывает очень трудно понять себя, из-за этого они терзаются сами и не дают покоя любящим их. Чувствительные личности всегда тянутся к таким женщинам. И это – закономерность. Закономерность, которая в итоге приводит к трагедии.

Проводя анализ творчества Бунина, Анна Саакянц в своем очерке высказала мысль, что любовь по Бунину – это некий напряженный момент бытия, который озаряет всю жизнь человека подобно зарницам в ночи.

Тема смерти в произведениях Бунина

Любовь для автора – противоположность смерти. К такому выводу он приходит в середине 1920-х годов. А впоследствии, в конце 1930-1940-х годов, любовь и Родина вообще становятся основными темами творчества Бунина. Отсюда вытекают и основные проблемы творчества Бунина. С одной стороны – тяга к любви, с другой – восприятие смерти, как логического завершения всех противоречий, споров, неудач, как абсолютной очищающей силы.

Как жизнь Ивана Бунина повлияла на его творчество?

Чтобы понимать творчество любого писателя, нужно знать и биографию Бунина. Не зря творчество Бунина рассматривают в контексте его жизни в России или в эмиграции. На родине все вокруг было своим, понятным. Писатель родился в дворянской семье, но много проводил времени с крестьянскими детьми, часто засиживался у них дома.

Затем он поступил в Елецкую уездную гимназию, потом занимался самообразованием: много читал, сам писал стихи и прозу. Его непростые отношения с Варварой Пащенко начали складываться в период его работы корректором в газете «Орловский вестник». Из этой любви ничего не вышло. Его женой впоследствии стала дочь революционера-народника, взгляды которого он совсем не поддерживал, Анна Цакни. Брак был недолгим и несчастливым.

После Октябрьской революции он перебрался в Одессу. В городе несколько раз сменялись власти. Сначала в Одессе стояли австрийские войска, затем войска Красной армии, а потом и белогвардейцы. Приход последних Бунин горячо приветствовал, но после очередного прихода большевиков, в феврале 1920 года, уехал во Францию. Там он много помогал эмигрантам, выступал с лекциями, поддерживал тесную связь с монархистами.

В годы Второй мировой войны жил в Грасе, помогал прятать евреев: в его доме нашли убежище как минимум трое представителей еврейского народа.

Эмиграцию считают самым плодотворным периодом творчества писателя. Именно там, переживая за страну и ее будущее, он написал лучшие свои произведения: «Митину любовь», цикл рассказов «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева». До 1955 года в СССР его книги не издавались, но потом эпохе забвения пришел конец, и его начали активно печатать, благодаря чему у отечественных читателей появилась, наконец, возможность познакомиться с его удивительным даром.

Бунин часто получал различные литературные премии. Задолго до Нобелевской его дважды награждали Пушкинской премией.

Творчество Бунина можно отнести к реализму, хотя часто в его работах прослеживает и влияние романтизма, а также скептицизма. В первые творческие годы он много писал в жанре деревенской прозы, но позже объект его интересов значительно расширился, а вместе с тем появились и стилистические изменения. Все его труды сегодня являются неотъемлемой частью классической русской литературы.

А Вам нравится творчество Бунина? Какая из тем в его произведениях Вам наиболее близка? Расскажите об этом в комментариях.

Произведения Бунина

Бунин болезненно наблюдал за разрушениями и запущенностью дворянских усадеб, властвующей буржуазией и ухудшающейся жизнью обычных крестьян. Эта тема часто поднималась в его стихотворениях и рассказах.

Великий литератор был чутким художником слова, поэтому все социальные потрясения в стране болезненно переживались автором. Революция 1917 года и предвидение братоубийственной Гражданской войны, заставили русского писателя покинуть родину и эмигрировать в Европу. Он переехал во Францию, здесь же и были написаны многочисленные произведения Бунина.

Иван Алексеевич выступал против революции, он был верен своим убеждениям и не желал принимать происходящие события, как возможность для преобразования жизни в стране. Наблюдения за страшными деяниями активистов, мысленное сопоставление возможного исхода и простая жалость к обычным людям, нагнетала предчувствие беды. Свои опасения, а также реальные факты революционного процесса, он описал в известном произведении «Жизнь Арсеньева». В этом романе автор довольно четко и правдиво описал события 1917 года, и эта смелое высказывание вызвало восторг у читателя и критиков.

Бунин писал на разные темы. Он много путешествовал и занимался переводами. Его насыщенная жизнь и разносторонняя деятельность позволила проявить талантливые качества во многих направлениях.

Первые произведения Бунина

Иван Алексеевич начал писать еще в детстве, однако, первое стихотворение великого автора было опубликовано, когда ему исполнилось 17 лет. В конце 80-х годов XIX столетия, он начинает бурную литературную деятельность, посвященную бедной крестьянской жизни. В этот период были написаны рассказы «На чужой стороне», «На краю света», «На хуторе» и другие.

Произведения 90-х годов отличаются демократической идеей, особым знанием и сопереживанием обычной народной жизни. Бунин знакомится со многими зрелыми русскими писателями и поэтами, от которых черпает профессиональный опыт, пытаясь отыскать свой стиль в литературном искусстве.

Ивану Алексеевичу удалось приблизиться к импрессионизму, в его произведениях просматривается гармоничное сочетание принципов композиции с новыми приемами, эффектно переплетенными с реалистическими традициями русской литературы.

В его произведениях часто присутствует социальные моменты, проблемы жизни и смерти, а также неувядающая красота натуральной природы. Разносторонность в творчестве всегда вызывала интерес у читателя, а самое главное, этот замечательный поэт и великий писатель XIX-XX века, мог умело доносить до слушателя свои мысли и идеи.

Произведения о родине

Иван Алексеевич Бунин очень любил свою родину, однако, правдивость обычной человеческой жизни русских, оставляла болезненный след в его душе. Он не мог игнорировать все происходящие в стране события, с тревожностью описывал свои наблюдения и четко передавал наболевшие моменты в новых произведениях.

Тема родины в творчестве Бунина является основной. Он воспевает ее уже в первых произведениях, и следует этой традиции на протяжении всего творческого пути.

Первые стихи и рассказы, написанные еще в юном возрасте, четко отображают жизнь крестьян и типичный деревенский быт. В своем стихотворении «Родина» поэт представляет Россию, как нищую крестьянку, над которой изымаются злопыхатели, желающие осквернить ее за простоту. Вчитываясь в это стихотворение, становится понятным, что сочинить такую честную и правдивую историю мог только настоящий патриот, всем сердцем переживающий за свою родину.

Бунин отчетливо видел все проблемы страны, его угнетала ее беднота и нищета, но, в то же время, поэт был восхищен благородной красотой русской природы, ее закатами и осенними пейзажами. Любовь к окружающему также была представлена в творческих произведениях Ивана Алексеевича, который, словно опытный художник, умело переносил на лист бумаги, волшебные моменты природной красоты.

Патриотизм великого русского автора всегда присутствовал в его творческих шедеврах. Он умело писал о родине, гармонично высказывал свои убеждения и красочно передавал ее естественную красоту. Эта тема была актуальной на протяжении всего авторского пути, даже когда писатель находился в эмиграции.

Тема природы в творчестве русского поэта

Иван Алексеевич Бунин очень любил русскую природу, восхищался и боготворил ее очаровательную красоту. Поэт написал множество стихотворений, посвященных данной тематике.

Человек и природа – самое главное направление в его творчестве. Он наблюдал за многоликими пейзажами, сменяющимися в разное время года. Был восхищен живостью русского леса и воспринимал его шелест как приятную музыку для души.

Бунин прожил последние годы жизни во Франции. Разлука с родиной и невозможность наблюдения за природными пейзажами родного края, часто нагнетали печаль и искреннюю боль. Поэт увлеченно писал новые произведения, не изменяя своим взглядам и не предавая истинную любовь к стране и природным краскам. Теперь он все больше размышляет о возможных переломных последствиях, ожидающих Россию в послереволюционный период.

Иван Алексеевич всегда ценил творчество великих поэтов, таких как Пушкин, Полонский, Фет, Есенин и другие. Он был очарован их произведениями, живо передающими неземную красоту русской природы. Чувствуя подобную связь и желая достичь совершенства и истинной красоты в творческих работах, поэт с особой старательностью воспроизводил живой мир природы, отчетливо передавая ее неповторимый шарм и безупречную красоту.

Читать еще:  Стихи михалкова о чем

Философское направление в творчестве Бунина

С 1917 года в произведениях Ивана Алексеевича Бунина стала часто проявляться философская тематика, основанная на размышлениях автора. Он пытается заглянуть за грань бытия, разобраться с основным предназначением каждого человека, его угнетает обреченность и эти волнения передаются в произведениях великого русского писателя.

Довольно глубоко тема смертельного исхода была раскрыта автором в рассказе «Человек из Сан-Франциско». Главный герой самодоволен и полон снобизма, он стремится к богатству и роскоши, и это идея полностью захватывает его мысли и жизненные принципы. Когда господину все же удается достичь поставленной цели, наступает переломный момент, приходит понимание, что за деньги нельзя стать счастливым и благополучным. Герой умирает, а его ставки на богатство при жизни оказываются никчемными и пустыми. Бунин отчетливо описал страшную смерть богатого господина, его бездыханное тело, перевозимое в трюме корабля и пустоту воспоминаний в памяти людей об этом человеке, жизнь которого была выстроена исключительно на материальном уровне.

Творческие произведения Ивана Алексеевича решают многие философские проблемы, раскрывают перед читателями мировоззрение автора, его избыточный интерес к неизведанному и естественному. Проблема жизни и смерти часто переплетается с вечной темой любви, что также удалось описать автору в своих многочисленных произведениях.

Концепция любви в произведениях Бунина

В произведениях Бунина особое внимание уделяется любовной теме. В его жизни было несколько женщин, и отношения с ними часто находили отражение в творчестве. В 26 году вышел известный рассказ Ивана Алексеевича «Дело корнета Елагина». В этом произведении автор описал личные чувства и душевные переживания, испытываемые к Варваре Пащенко.

Эта женщина стала первой любовью юного писателя, но страстные отношения между влюбленными часто омрачались серьезными скандалами и ссорами. Её родители были против брака с бедным поэтом, поэтому недолговременная совместная жизнь Бунина с Пащенко была обречена.

Любовные отношения с Варварой автор описал и в другом известном произведении, вышедшем в пятой книги «Жизни Арсеньева». Бунин часто испытывал ревность к любимой женщине, а их скорый разрыв серьезно отразился на состоянии известного поэта и в какое-то время ему даже приходили мысли о самоубийстве.

Некоторые читатели могут воспринять Бунина как сухого и черствого человека, но в действительности, это мнение ошибочно. Люди, близко знакомые с Иваном Алексеевичем, часто говорили о его необычной душе, наполненной нежностью и страстью. Бунин умел любить и всецело отдавал себя этому волшебному чувству. Он часто скрывал свои эмоции от окружающих, пытался замаскировать собственные переживания и страх, и это вполне удавалось ему в творчестве, но не в реальной жизни.

Безумная любовь к Варваре Пащенко выражалась самозабвенно и порывисто. Искренние чувства вдохновляли писателя, и эта тема стала занимать особое место в его творческом списке.

Особенности творчества И.А. Бунина — характеристика, этапы и направления

Характеристика деятельности

Творчество И. А. Бунина — это фундамент, на котором стоит как отечественная, так и мировая литература. Классик в своих произведениях открыл новый взгляд на мир, расширил горизонты. Произведения поэта наполнены яркими образами, свежими идеями, необычной игрой слов, красивыми слогами. На прозу классика большое влияние оказали Гоголь, Толстой, Чехов.

Творил писатель на рубеже ХIХ—ХХ веков, но его творческие задумки не совпадали с литературными течениями того периода. Он не был под влиянием каких-то литературных школ, был свободным.

Исследователи считают направление Бунина в литературе труднопостигаемым, так как тяжело определить, в каком направлении он творил: скрытый модернизм, реалистичный символизм или необыкновенный реализм.

Творческая эволюция

Ранние рассказы бессобытийные и лиричные. «Золотое дно», «Антоновские яблоки», «Новая дорога» — музыкальные утончённые произведения, в которых рассказчик — наблюдатель. В начале 1910-х годов сюжет немного усложнился. Теперь в основе рассказов человек, чувства которого раскрывались на фоне происходящих вокруг событий. Для написания произведения о конкретной ситуации автору достаточно несколько кратких, обыденных ситуаций.

Во время Первой мировой войти тематика творчества классика расширилась — его интересовали другие культуры, страны, цивилизации. Главные герои — молодой немецкий учёный, стремящийся стать известным, американский миллионер, который умирает в гостинице на Капри. Произведения наполнены социальным пафосом.

Социальные мотивы стали исчезать в период эмиграции. Поэт вновь вернулся к раскрытию внутреннего мира человека, но без привязывания к определённой эпохе или временному промежутку.

Тематика произведений

Бунин очень точно описывал в рассказах свои чувства — даже самый искушённый читатель сразу понимал, какие чувства испытывал автор во время написания того или иного творения — так открыто и ярко были переданы переживания. В одном из стихотворений автор писал о болезненном расставании с любимой. После его прочтения стразу хочется завести верную собаку, которая не предаст, и губить себя постоянным пьянством.

Особенно ярко в произведения классика представлены женские образы. Автор настолько подробно описывает каждую женщину, что возникает ощущение, что давно уже с ней знакомы.

Основная особенность творчества Бунина — универсальность. В его творениях что-то для себя может отыскать любой, вне зависимости от интересов или классов, опытный читатель или человек, который только знакомится с литературой.

Поэт очень подробно описывал всё, что его окружало: собственные чувства, погружался в прошлое, вспоминал приятные и негативные моменты, анализировал их и одновременно стремился донести до читателей свою глубокую мысль. Творческий путь не лишён и трагизма, особенно это относится к любовной тематике. Автор видел в отношениях только трагедию и гибель.

Основными темами творчества классика стали:

  1. · Окружающий мир.
  2. · События во время и после революции.
  3. · Трагичная любовь.

Произведений на любовную тематику в творчестве Бунина немного. Они характеризуются сдержанностью, чувственностью, а главные герои далеки от излишней восторженности. За внешней сдержанностью скрывается полнота и многообразие человеческих чувств. В стихах о любви раскрываются темы разлуки, одиночества, неразделённой любви.

Большей популярностью творчество Бунина пользуется за границей, несмотря на то, что его творения изучают в школах начиная с младших классов. В произведениях присутствуют жизненные, чистые, яркие, свежие образы, изысканный слог, актуальные идеи. Иван Алексеевич Бунин посвятил всю свою жизнь служению родному языку, земле и русской культуре.

Поэзия Бунина: особенности, темы. Стихи Бунина о любви

А ведь словом можно писать картины, создавать настоящие шедевры, наполненные яркими красками, ароматами, жизнью, философией и лирикой. Эти слова невозможно прочитать вот так просто. Читатель обязательно их увидит, услышит, почувствует вкус, ощутит запах и, со сбившимся на мгновение дыханием, будет перечитывать вновь и вновь. Мистика, гипноз, халтура? Отнюдь. Всего лишь поэзия Бунина.

Поэт или писатель?

Наверное, трудности созданы специально, чтобы превращать людей в искусных мастеров своего дела. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года. Он был выходцем из обедневшего дворянского рода, поэтому с ранних лет вынужден был работать. Выдающийся поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе рано начал жить самостоятельно.

Он работал в издательствах различных газет и журналов, временами подрабатывал в канцелярии и много путешествовал. Его первое стихотворение увидело мир в 1887 году, а первый сборник вышел в 1891-м. За время творческой деятельности не только поэзия Бунина, но и произведения, написанные прозой, получили мировое признание. Но сам литератор говорил, что он больше поэт, нежели писатель. Поэтому стоит рассмотреть именно эту грань его деятельности.

Наследство

Говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Именно такой представляется поэзия Бунина на фоне литературного модерна. Иван Алексеевич успешно продолжил лучшие пушкинские традиции. От его строгих строк так и веет простотой и благородством. Поэт не нуждается в «свободном стихе», он отлично себя чувствует среди границ ямба и хорея. Он словно принял их в наследство от предыдущих поколений поэтов. Бунин не заботится о новых творческих приемах и стилях написания стихов. Иван Алексеевич уверен, что старые формы никогда не исчерпают себя.

Бунин – поэт. Он сам неоднократно настаивал на этом. И здорово в нем то, что он никогда не причислял себя ни к каким школам или направлениям. Он просто писал прекрасные стихи, писал их тогда, когда ему хотелось, и было что сказать.

Художник

Для поэта Бунина примерами, на которых он равнялся, всегда были Чехов, Пушкин и Толстой. Он считал их «богами» литературы. Но несмотря на то что Иван Алексеевич брал с них пример, в его работах было много своих особенностей.

В поэзии Бунин использует классические размеры (двух- и трехсложные). Но это нисколько не ограничивает его мыслей. Бунин умудряется наполнить эти небольшие строки таким богатством интонации, что они приобретают новое, ни с чем не сравнимое звучание. Иван Алексеевич – настоящий художник слова. Он тонко ощущает красоту окружающего мира: его звуки, краски, эмоции. И это отражается в его поэзии. Невозможно найти другого такого поэта, который бы смог раскрыть все великолепие природы до последнего звука ястребиного крика.

Темы творчества

Поэт по-особому смотрел на мир, и сколько не анализируй, трудно обозначить отдельные темы поэзии Бунина. Лирика Бунина – это совокупность неких граней творчества. Он пишет о жизни, одиночестве, тоске, радости земного бытия. Одним словом, Бунин отображает в своей поэзии все аспекты человеческой жизни – начиная от природы, что его окружает и, заканчивая внутренними переживаниями.

Любовная лирика

Первое, с чего стоит начать рассматривать творчество поэта Бунина – это любовная лирика. Он часто писал о трудностях и трагедии любви, а также о ее мимолетных прекрасных мгновениях. В стихах о любви Бунин глубоко проникает в самые потаенные глубины человеческого сердца, раскрывая миру его неизведанные и непознанные законы. Но даже здесь он видит все по-своему.

В стихах о любви Бунин ассоциирует это чувство с вечной и первозданной красотой природы. Он воспринимает только ту любовь, что есть естественной – не выдуманной, не ложной, не корыстной, а настоящей. Жизнь без любви и не жизнь вовсе, если погибает любовь, то и жизнь становится никчемной и беспросветной. Однако автор не скрывает, что от любви приходится ожидать не только радости. Она может принести немало горестных воспоминаний. В одном из своих писем он писал, что любовь и смерть неразрывно связаны: каждый раз, когда он переживал очередную любовную катастрофу, он был близок к самоубийству. И несмотря на это, чувство любви остается для поэта чем-то возвышенным, идеальным и, без сомнений, вечным.

«Одиночество»

Когда-то Бунин признался, что пережил немало любовных трагедий, поэтому тему одиночества в творчестве поэта можно считать ключевой, и стих «Одиночество» Бунина – естественное тому доказательство. Это произведение было написано в 1903 году, и его лишь отчасти можно назвать автобиографическим, так как поэт посвятил стих своему близкому другу, художнику Петру Нилусу, которого он величал «поэтом живописи».

В стихе «Одиночество» Бунин подчеркивает, что быть одному – это удел многих творческих личностей. Эти люди так и остаются непонятыми друзьями и теми, кого они считают своими возлюбленными. Человеческая душа – это не отражение кого-то, а совершенно другая вселенная, живущая по своим правилам. Поэтому никто и никогда не сможет ее понять, а что касается людей творчества – их не поймут и подавно.

Стихотворение «Одиночество» было написано в разгар лета, но от него так и веет промозглой осенней сыростью, что так выгодно подчеркивает одиночество и тоску главного героя. В этих строках смешалось все: пейзажная лирика, личная трагедия и принятие жизни такой, какая она есть.

Да ну ее, эту рифму

Именно этим интересен поэт. Проводя анализ поэзии Бунина, можно заметить, что он не особо придерживается рифмы. Предложения могут ломаться или заканчиваться там, где не закончился стих. Лирические произведения поэта словно утратили свою самостоятельность, они не оторваны от обыденной речи, но все же остаются настоящими произведениями искусства. Стихи Бунина естественные и живые, они целостные, даже несмотря на разорванность предложений.

Бунин не похваляется изысканной рифмой, ритмичность его стихов своеобразная, но благодаря ей читатель может увидеть изысканную красоту в обыденных вещах.

Звучать по-новому

Что касается особенностей лирики, поэзия Бунина повествует о жизни, ее микрокосме и отдельных настроениях. Для поэта вполне нормально сравнивать белоснежные крылья чаек с яичной скорлупой или называть тучи лохматыми. Автор не боится поэтизировать повседневные реалии, не боится использовать старые и в то же время всегда актуальные ценности мира. Воспевать то, на чем не единожды акцентировали свое внимание литераторы прошлого, Бунину не составляет труда. Казалось, эти темы уже полностью исчерпали себя, но в стихах Бунина они обретают новое звучание.

Пейзажная лирика

Если сравнивать с поэзией Тютчева, который передавал окружающему миру свои эмоции, Бунин не навязывает природе личных душевных переживаний. Он принимает мир таким, какой он есть, во всей его красоте. Поэт уверен, что природа не должна полностью соответствовать человеческим переживаниям, но все же она подчеркивает их.

Читать еще:  Как оригинально подарить подарочный сертификат в стихах

И тем не менее пейзажная лирика в поэзии Бунина занимает почетное место. Поэт всегда переживал, насколько точно ему удалось передать те краски, звуки и запахи, что его окружают. Для поэта важно передавать красоту окружающего мира в различных его состояниях, чтобы запечатлеть безвозвратно уходящие мгновения. Например, как в произведении «Догорел апрельский светлый вечер», где показано краткое мгновение уходящего вечера, на смену которому приходит ночь.

Но читатель не только проникается прелестью апрельского вечера – он словно ощущает его запах и тихое дуновение шаловливого ветра. Поэт будто переносит читателя именно в тот, последний, миг угасающего весеннего дня.

Маленькая особенность

Особую роль в пейзажной лирике играет запах, благодаря которому можно по-настоящему понять всю прелесть, изящество и красоту русской природы. В стихотворении «Полями пахнет» лирический герой словно ловит яркое благоухание полей «от сенокосов и дубрав». Здесь Бунин смог передать и «лугов прохладное дыхание», и замирание природы перед грозой, да и саму грозу – в образе человека с «безумными глазами».

Большинство стихов Бунина о природе не имеют названий, поскольку практически невозможно передать то состояние, в котором пребывает окружающий мир, двумя-тремя словами.

И как уже было сказано, природа является фоном, на котором более ярко отражаются переживания. Благодаря своим пейзажным зарисовкам Бунин передает сложность человеческого внутреннего мира. При описании времен года или природы автору легко удается подчеркивать эмоции человека. Но он не смешивает эти понятия, а словно усиливает одно другим.

Ощущения, которые испытывает человек при изменениях в окружающей среде, можно считать универсальными и понятными каждому. Холодный осенний дождик нагоняет тоску, а яркое весеннее солнышко вселяет надежду. Эти понятия доступны каждому, и Бунин, пытаясь передать глубину переживаний лирических героев, использует этот прием, но при этом природа остается одной темой, а эмоции – другой.

Традиции русской классики

Творческая деятельность Бунина припала на конец XIX – начало XX века. В это время мир стоял на пороге новых перемен. Все избитые темы уходили в призрачное прошлое, покрываясь временной пылью, а на смену им зарождались новые течения. Даже литературу эта участь не обошла стороной.

Поэты того времени словно соревновались друг с другом в том, кто придумает самую изощренную словоформу. Новые слова, эпитеты, гиперболы, размеры стихов – все это вливалось в литературное течение без права на осуждение. Поэты искали новые способы, чтобы выражать свои эмоции, мысли и чувства. И пускай временами новаторские методы были слишком шокирующими, сложными для восприятия и непонятными простым обывателям, их принимали. Это ведь модерн. Общество желало меняться, стремилось полностью перекроить мир, вступая в новую эпоху, поэтому готово было принять все новшества.

И только в поэзии Бунина традиции русской классики сохранились во всей своей красоте. Поэт остался верным тем ценностям, что оставили после себя Фет, Тютчев, Полонский и другие. Он писал живые, реалистичные, простые и понятные стихотворения и совершенно не пытался проводить сомнительные эксперименты над словом. Красоты и богатства русского языка было более чем достаточно, чтобы «простого» Бунина признали в условиях «сложного» модерна.

Не такой, как все

Бунин пытался отыскать гармонию мира и понять, в чем же смысл человеческого существования. В природе он видел мудрость и вечный, неиссякаемый источник красоты. В его творчестве все живое было разумным, а человеческая жизнь рассматривалась в контексте природы, не меняя ее, но играя по ее правилам.

Бунин – знаток пейзажной лирики. Его стихи – будто живые картины, которые способны передавать запахи и звуки. Со временем пейзажная лирика приобретает философские нотки. Поэт начинает рассматривать темы жизни и смерти.

В стихотворениях Бунина не были отражены революционные процессы, что происходили в стране. Пока шла революция, так или иначе получившая огласку в творчестве других литераторов того времени, Бунин продолжал развивать философские мотивы. Если перечитать все его стихотворения, то можно с уверенностью сказать, что поэта больше волнует не «что» происходит, а «почему» та или иная ситуация случается с человеком.

Всего лишь И. А. Бунин

В поэзии Бунина проблемы современности соотносятся с понятиями добра и зла, жизни и смерти. Поэт ищет истину, в ее поисках обращается к истории и религии других стран. Он пытается понять, согласно каким законам развивается общество и человек в целом. По его словам, жизнь человека есть не что иное, как небольшой отрезок вечности. Он хочет посмотреть, что находится по ту сторону жизни, и не желает признавать разрушение дворянского уклада.

Вот в чем своеобразие поэзии Бунина. Она словно опоздала на век, не пострадала от мотивов революции, не поддалась модернистским течениям. Следуя лучшим классическим традициям, Бунин свободен в выражении своих мыслей. Он не тратит времени на придумывание чего-то нового, ведь осталось еще так много недосказанного.

Писатель и художник в одном лице. Пускай он никогда не держал в руках кисти, не стоял задумчиво у чистого холста на мольберте, его стихи – те же картины. Такие яркие, живые и точные. Немногословные, сдержанные, лаконичные, временами незаконченные, но в то же время полноценные. Что же это? Мистика, гипноз, халтура? Отнюдь. Всего лишь поэзия Бунина.

МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина

Главное меню

  • Сведения об образовательной организации
  • Профилактика коронавирусной инфекции
  • Дистанционное обучение
  • food
  • Школьное питание
  • Прием в школу
  • Лента новостей
  • Демократическая школа
  • График работы спортивных объектов МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина
  • Всероссийская олимпиада школьников
  • Государственная итоговая аттестация
  • Психолого-педагогический консилиум
  • Управляющий совет
  • Направление работы
  • Школьный мир
    • Школьный Ученический Совет
    • Школьная форма
    • Школьный музей
    • Расписание уроков на 2019-2020 учебный год
    • Липецкая область — здоровый регион
    • ДОО «Новое поколение»
    • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
    • Школьная Служба Примирения
    • Наше творчество
  • Из опыта работы
  • Противодействие коррупции
  • Муниципальные услуги
  • ВПР
  • Мероприятия 21
  • Календарь памятных дат военной истории
  • Видеоролики
  • Полезные ссылки
  • Страница профсоюзной организации
  • Страница психолога
  • Электронный журнал
  • Российская электронная школа
  • Госуслуги
  • Нужна помощь, обращайся!
  • Cайт администрации городского округа город Елец
  • Электронная приемная
  • Информационная безопасность
  • ШСК «Атлант»
  • Анкета получателей образовательных услуг Липецкой области (НОК-2021)
Тема природы в творчестве Ивана Алексеевича Бунина.

Родился Бунин в обедневшей дворянской семье, свое детство и юность он провел в деревне в Орловской губернии, где полюбил природу, научился ценить ее красоту. Его горячим желанием было стать художником, и он действительно им стал, но художником слова, который безыскусными мазками создает безупречное полотно.

Творчество великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина представляет собой особый прекрасный мир. Его рассказы и повести могут на весь век остаться в душе, сделав ее более восприимчивой к жизни и красоте природы. Родная природа — это особая реальность в творчестве писателя. Ей посвящены многие его вдохновенные строки — как в прозе, так и в поэзии. Всю жизнь Бунин углублял в себе чувство органической связи с природой в ее глобальном смысле. В своих произведениях он утверждал неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в лесу, в поле, на морском берегу. Прелесть природы — это единственная ценность мира. Своих читателей независимо от того, где они родились и живут, писатель делает своими земляками. Он предлагает им вместе пройтись по хлебным полям, густым лесам, степным дорогам, оврагам, заросшим лесом.

Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называется «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса. Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной», чувствуем запах («Лес пахнет дубом и сосной»), ощущаем тишину, в которой можно «расслышать листика шуршанье», чувствуем, как перед морозами «лес стоит в оцепененье». Вслед за Пушкиным Бунин восторгается осенью, передает ее тихую ностальгию, которая переходит в тревогу и умирание.

Еще немало стихотворений напишет Бунин о природе. Любовь к летней грозе в «Полями пахнет», восторг переменой погоды в «Голубях», прекрасные зарисовки природы в произведениях «В открытом море», «Из окна», «Речка», «Две радуги», «Закат», «Вечер». Каждое слово в них говорит о любви к природе, о том, как тонко взаимосвязана она с человеком, сколько совершенства даже в самом крохотном ее творении.

По мнению исследователей творчества- небо- это один из любимых образов поэта. Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать. Поэт размышляет в своих стихах о жизни, о человеке, о своем предназначении:

Зачем я должен радость этой муки,

Вот этот небосклон, и этот звон,

И темный смысл, которым полон он,

Вместить в созвучие и звуки?.

Счастье для Бунина — это полное слияние с природой, но оно доступно лишь тем, кто проник в тайны природы. В природе заключена гармония, к которой человек стремится. Быть естественным, как сама природа, — вот идеал Бунина во все времена.

Бунин-прозаик продолжал создавать поэтичные, романтичные, очень чистые произведения, многие из которых похожи скорее на стихотворение в прозе, чем на рассказы. Недаром говорят, что у него нет обычных рассказов, а есть рассказ-впечатление, рассказ-настроение. И в них продолжает он тему природы.

В своём произведении «Антоновские яблоки» Бунин раскрыл одну из основных вечных тем человечества – тему природы. В рассказе нет захватывающего сюжета, а просто прекрасное и нежное описание природы в осеннюю пору и времяпрепровождения дворян. Но именно эти описания заслуживают пристального внимания читателя.
Внимательно вчитываясь в рассказ, можно заметить, что автор показывает нам каждую деталь, каждую мелочь окружающей обстановки, вплоть до звуков и запахов. Говоря о запахах, стоит отметить их особую красоту и неповторимость: «тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести», «крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою». В ходе рассказа меняются настроения, меняются запахи, меняется жизнь.
Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он заметно изменяется на протяжении рассказа. В первых главах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – здесь мы видим даже не сами цвета, но их оттенки, благодаря чему автор раскрывает нам свой внутренний мир. Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”.
Это произведение, пропитанное тонким ароматом антоновских яблок, переносит нас в переломную пору — расцвета дворянства и его стремительного упадка. Постепенно проходит «золотой век» дворянства: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч. ” Угасающий дух помещиков поддерживает только охота. Автор вспоминает обряд охоты в доме Арсения Семеновиҹа, особенно приятный отдых, когда случалось проспать охоту, тишина в доме, чтение старых книг в толстых кожаных переплетах, воспоминания о девушках в Дворянских усадьбах… Но всё это в прошлом, и герой понимает, что его не вернуть.
В рассказе можно проследить лёгкое чувство грусти и ностальгии по ушедшему времени. Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах. Она выражена через описание осени и через картины упадка крупнопоместного хозяйства. Умирает не просто прежний уклад жизни, но целая эпоха русской истории, дворянская эпоха. Но для героя «…хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!», открывающая перед автором новые чувства, воспоминания и ощущения.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что Бунин сумел передать все свои воспоминания о дворянской жизни, погрузив нас в атмосферу той эпохи с помощью звуков, цветов и запахов, передающих тончайшие оттенки чувств.

Повествование в рассказе «Антоновские яблоки» ведется от лица лирического героя, вспоминающего раннюю осень в имении. Перед нами одна за другой встают картины жизни деревни. Рассказчик любуется природой, красотой земного мира, мужиками, насыпающими собранные яблоки, уносится воспоминаниями в далекое прошлое. Образ ароматных антоновских яблок – ключевой в рассказе. Это символ простой деревенской жизни.

Природа и люди – все восхищает рассказчика-барчука. Днем – буйство прекрасной природы, ночью – небо, полное звезд и созвездий, которыми не устает любоваться герой: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

Проза, написанная поэтом, уникальна по художественности и глубине. Бунин рисовал словами, как гениальный художник красками. От природы писатель был наделен необыкновенной остротой чувств: превышающими человеческие возможности зрением, слухом и обонянием. Именно поэтому, читая рассказы Бунина, мы слышим птиц, ветер и дождь, видим мельчайшие подробности окружающего мира, которые сами бы не заметили, ощущаем множество запахов. «Тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок». Автор воспевает мудрость природы, ее вечное обновление и красоту.

Произведения Бунина передают множество разных запахов: от грибной сырости оврага до жаркого аромата степей. И везде писатель стремится к максимальной точности. Это очень хорошо и красочно показано в рассказе «Антоновские яблоки», когда герой едет по деревне и слышит запах антоновских яблок. Этот запах будит в нем воспоминания детства и заставляет его грустить, ведь та счастливая пора давно прошла. А вот как он описывал запахи полыни: «И все жарче, шире веет из степей теплынь, и все суше, слаще пахнет горькая полынь». Очень часто Бунин обращался к природе в своих стихах. Любимым его образом было небо. Небо для него — это радость, потому что в него так хорошо смотреть и думать.

Природа в произведении Бунина жива, автор проецирует ее на собственные ощущения, на жизнь человека. Если «веяло весенним ароматом», то «юной жизни тайна в мир пришла» («Три ночи»), если он видит полевые цветы, то они «говорят про давно позабытые светлые дни» («Полевые цветы»), а яркий свет и шелковый песок ассоциируются у него с его детством («Детство»).

Поэзия и проза Бунина – нежные, печальные, грустящие о былом. И такая же у него природа, в ней есть только деликатные цвета: розовое утро, матово-зеленые хлеба, голубая низменность («Деревня»). И люди у Бунина живут по законам природы, подчиняясь ее цикличности, ее умиранию и возрождению и даже ее настроению. Посмотрите, как гармонируют описание природы «холодное осеннее ненастье», залитые дождем дороги, с описанием героев «серьезный и темноликий» мужик со строгим и усталым взглядом («Темные аллеи»).

Бунин – это поэт, воспевающий природу, продолжатель традиций Пушкина и Тютчева, романтик, который всегда будет грустить о своей родине, и который даже в разлуке будет писать только о родных просторах, лесах, полях, цветах. Все его творчество – это выражение его тихой любви к родной природе и обычному человеку.

Тема родной природы всегда присутствует в творчестве Бунина. Только со временем она изменяется: писатель все более эмоционально рассказывает о деревьях, небе, облаках, реке и т. д. Так, когда он пишет о вьюге, он старается передать ее вой и то чувство, которое охватывает человека при этом. Бунин может умело передавать и вой ветра, и шелест листвы, и едва слышимое трепетание крыльев бабочки.

Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы. «Так знать и любить природу, как умеет Ив. Бунин, мало кто умеет», — писал Александр Блок в 1908 году. Недаром Пушкинская премия в 1903 году была присуждена Бунину за сборник стихотворений «Листопад», воспевающих русскую деревенскую природу. В своих стихотворениях поэт связал печаль русского пейзажа с русской жизнью в одно нераздельное целое. «На фоне золотого иконостаса, в огне листопада, позолоченная закатом, встает покинутая усадьба». Осень — «тихая вдова»— необыкновенно гармонирует с пустующими усадьбами и покинутыми хуторами. «Томит меня родная тишина, томит меня гнезда родного запустенье». Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина, которые похожи на стихи. Вернемся еще раз к началу его знаменитого рассказа «Антоновские яблоки»:

«Помню раннее, свежее, тихое утро: Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести:»И тот самый запах антоновских яблок сопровождает его во всех скитаниях как память о родине. «Но по вечерам, — описывает Бунин, — я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям. А ящики моего стола полны антоновскими яблоками, и здоровый осенний аромат переносит меня в деревню, в помещичьи усадьбы».

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним. Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

1.Собрание сочинений: В 9-ти т. М.: Художественная литература, 1965-1967.

2.Избранная проза.- М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.-656с.- (Школа классики).

3. Муромцева – Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989/ Издание подготовил А.К. Бабореко.

4.Чуковский К.И. Ранний Бунин// Вопросы литературы. 1968.№5

О творчестве Бунина » Айхенвальд Ю.И. Иван Бунин » I (Его стихотворения)

I (Его стихотворения)

На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты. Счастливо-старомодный и правоверный, автор не нуждается в «свободном стихе»; он чувствует себя привольно, ему не тесно во всех этих ямбах и хореях, которые нам отказало доброе старое время. Он принял наследство. Он не заботится о новых формах, так как еще далеко не исчерпано прежнее, и для поэзии вовсе не ценны именно последние слова. И дорого в Бунине то, что он — только поэт. Он не теоретизирует, не причисляет себя сам ни к какой школе, нет у него теории словесности: он просто пишет прекрасные стихи. И пишет их тогда, когда у него есть что сказать и когда сказать хочется. За его стихотворениями чувствуется еще нечто другое, нечто большее: он сам. У него есть за стихами, за душой.

Его строки — испытанного старинного чекана; его почерк — самый четкий в современной литературе; его рисунок — сжатый и сосредоточенный. Бунин черпает из невозмущенного Кастальского ключа. И с внутренней и с внешней стороны его лучшие стихи как раз вовремя уклоняются от прозы (иногда он уклониться не успевает); скорее он прозу делает поэтичной, скорее он ее побеждает и претворяет в стихи, чем творит стихи, как нечто от нее отличное и особое. У него стих как бы потерял свою самостоятельность, свою оторванность от обыденной речи, но через это не опошлился. Бунин часто ломает свою строку посредине, кончает предложение там, где не кончился стих; но зато в результате возникает нечто естественное и живое, и нерасторжимая цельность нашего слова не приносится в жертву версификации. Не в осуждение, а в большую похвалу ему надо сказать, что даже рифмованные стихи его. производят впечатление белых: так не кичится он рифмою, хотя и владеет ею смело и своеобразно, — только не она центр красоты в его художестве. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни высокому. Из житейской будничности он извлекает красоту и умеет находить новые признаки старых предметов.

Он рассказывает себе поэзию своей жизни, ее микроскопию, ее отдельные настроения. Проникнутый духом честности, он не испытывает страха перед прозой, ложного стыда перед нею, и для него так нормально сравнить крылья скользящих чаек с белой яичной скорлупою, или назвать тучи лохматыми, или с помощью солнца в золото превратить грубую заплату ветряка. Поэтизируя факты, он не боится старых, но не стареющих ценностей мира, не стесняется петь то, на чем останавливались уже многие взоры, что воспевали уже многие чужие уста. Весна, ручей, восход, полдень, настойчивые песни соловьев, голуби, звезды его любимые, февраль, апрель, «золотой иконостас заката» — все это продолжает его вдохновлять, все это, казалось бы, исчерпанное его предшественниками на разных концах земли, дожидалось его, существует и для него, свежее и светлое, не ослабленное в своей первозданной чистоте. Правда, это же свойство Бунина делает более слабые из его стихотворений слишком бесспорными и прирожденно-хрестоматическими.

Поэт сдержанный, он не навязывает природе своих душевных состояний, он люби? ее за нее самое: ведь это совсем не обязательно, чтобы она непременно и всегда соответствовала чему-нибудь человеческому. Бунин не хочет сказать больше, чем есть: у него, правдивого, слова отвечают явлениям, и оттого ему веришь, в нем не сомневаешься. Бережный и целомудренный, классик жизни, он не выдумывает, не сочиняет и не вносит себя туда, где можно обойтись и без него. Когда он говорит о себе, то это является внутренней необходимостью, и слово ему принадлежит по праву.

Своего лиризма он не расточает понапрасну; вообще, он не словоохотлив. Нещедрыми словами рассказав о чем-нибудь важном или случайном, о том, что было в природе или в комнатах усадьбы, строгим очерком незаменимых линий передав какую-нибудь восточную легенду или притчу, он этим самым неизбежно и как бы не по собственной воле пробуждает у нас известное впечатление, теплое движение сердца.

Он рисует факты, а из них уже сама, органически, рождается красота. И можно ее назвать белой, потому что это — его любимый цвет; эпитеты «белый, серебряный, серебристый» часто слышатся на его светлых страницах. Не только на окне его, «серебряном от инея, точно хризантемы расцвели», но и вообще его типичные стихотворения словно подернуты инеем, и они иногда вызывают представление как раз о тех пленительных узорах, которые выводит на стекле наш русский пейзажист-мороз, и они звенят иногда, как хрустальные подвески той люстры, о которой не раз поминает Бунин в своих стихах.

У него — поэзия спокойная, без исключительности, без событий. У него — жизнь медленная и матовая. Сердце его уже стало «трезвей и холодней», и его тронули уже первые заморозки жизни. Он порою сам напоминает «сон-цветок» своего стихотворения: «он — живой, но сухой». Это сочетание жизненности и сухости в результате приводит Бунина к стихии серьезной и вдумчивой. Не горит и не жжет его поэзия, нет в ней пафоса, но зато присуща ей сила искренности и правды. Так характерно для него, что ему пришлось отвесить своей возлюбленной только «сдержанный поклон», между тем как страстно хотел он к ней «хоть раз, только раз прильнуть всем сердцем, в этот ранний, в этот сладкий час». У него есть великое и трудное самообладание; но это не равнодушие к любви — напротив, он упоенно ждет ее и знает, как она страшна, и жутка, и требовательна в самом счастье своем:

Общая успокоенность, светлая осень, когда рассыпается не только «чертог из янтаря», но и самая жизнь, и с застывшей печалью в лице приходит к фонтану девушка, влача по листьям спущенную шаль, и убегают дни, которым «ничего не жаль», — этот осенний дух бунинской поэзии как-то не позволяет говорить о том, какие чувства в ней преобладают, что по преимуществу движет ее уверенную, но замедленную поступь. В этой поэзии, как и в осени, вообще нет преобладания.

Он согласен чистому образу новобрачной петь эпиталаму, только еще более украшенную и углубленную сближением свадьбы и смерти:

Но в то же время, таинство брака склоняя перед высшим таинством любви, он торжествует свою беззаконную победу:

Он поет и бурную любовь, и ласковую тишину ее, и в одном и том же стихотворении горит и страсть и слышно тихое веяние братской нежности:

В виду все той же осенней ослабленности и успокоенности немолодого сердца нельзя сказать, чтобы автор даже природу патетически любил; он ее попросту замечает, поэтически констатирует ее великий факт, и со своей палитры берет для нее верные краски и оттенки: «день прохладный и пустой», розовеющий пепел небосклона, солнечные палаты бора — и даже сон воспоминания, его даль, для него синеет. Он — высокий мастер пейзажа, изобразитель природы. Как много зелени у него, дыхания русской деревни, как много полей, ржи, сенокоса; какие сладкие пары несутся от его хлебных нив! Хотя он сам (как-то вяло и прозаически) говорит, что «не пейзаж его влечет, не краски жадный взор подметит, а то, что в этих красках светит — любовь и радость бытия», но это — только неудачный комментарий к собственному художественному тексту, необязательная для нас выноска к поэтической странице. На самом деле он больше всего привержен именно к пейзажу, и благодарна ему осень, что он — несравненный поэт листопада, когда

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector