3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем стих ахматовой сжала руки под темной вуалью

Анна Ахматова — Сжала руки под темной вуалью: Стих

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой

Русская поэзия дала огромное количество блестящих образцов мужской любовной лирики. Тем ценнее являются стихотворения о любви, написанные женщинами. Одним из них стало произведение А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 г.

Стихотворение появилось, когда поэтесса уже была замужем за Н. Гумилевым. Однако оно не было посвящено мужу. Ахматова признавалась, что никогда не любила его по-настоящему и вышла замуж лишь из жалости к его страданиям. При этом она свято хранила супружескую верность и не имела романов на стороне. Таким образом, произведение стало выражением внутреннего любовного томления поэтессы, не нашедшего своего выражения в реальной жизни.

В основе сюжета лежит банальная ссора между влюбленными. Причина ссоры не указана, известны лишь ее горькие последствия. Героиня потрясена случившимся настолько, что ее бледность заметна окружающим. Ахматова подчеркивает эту нездоровую бледность в сочетании с «черной вуалью».

Мужчина находится не в лучшем положении. Героиня косвенным образом указывает, что она была причиной ссоры: «напоила его допьяна». Она не может изгнать из памяти образ любимого человека. Она не ожидала такого сильного проявления чувств от мужчины («искривился мучительно рот»). В порыве жалости она была готова признать все свои ошибки и достигнуть примирения. Героиня сама делает первый шаг навстречу. Она догоняет любимого человека и пытается убедить его считать ее слова шуткой. В выкрике «Я умру!» нет никакого пафоса и хорошо продуманной позы. Это выражение искренних чувств героини, раскаивающейся в своем поступке.

Однако мужчина уже взял себя в руки и принял решение. Несмотря на бушующий в душе пожар он спокойно улыбается и произносит холодную равнодушную фразу: «Не стой на ветру». Это ледяное спокойствие страшнее, чем грубость и угрозы. Она не оставляет ни малейшей надежды на примирение.

В произведении «Сжала руки под черной вуалью» Ахматова показывает хрупкость любви, которая может быть разбита из-за одного неосторожного слова. Также она изображает слабость женщины и ее непостоянный характер. Мужчины, в представлении поэтессы, очень ранимы, но их воля значительно сильнее женской. Принятое мужчиной решение уже невозможно изменить.

Анализ стиха «Сжала руки под темной вуалью» Ахматова

Посвященное, как и многие стихотворения Анны Андреевны, взаимоотношениям мужчины и женщины, произведение «Сжала руки под темной вуалью» получилось у Ахматовой особенно пронзительным и глубоким.

Сочинение и анализ «Сжала руки под темной вуалью» рекомендуем использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

  1. Текст стиха «Сжала руки под темной вуалью»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стиха «Сжала руки под темной вуалью»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихе Сжала руки под темной вуалью

Текст стиха «Сжала руки под темной вуалью»

Анна Ахматова

Сжала руки под темной вуалью

Сжала руки под тёмной вуалью…

“Отчего ты сегодня бледна?”

– Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.”

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Краткий анализ произведения

Анна Ахматова – не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчины и женщины. Герои её стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сжала руки под тёмной вуалью» по плану.

  • История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.
  • Тема стихотворения – разрыв отношений влюблённых людей.
  • Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые постепенно раскрывают тему.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,
  • Эпитеты – «тёмная вуаль», «ты сегодня бледна».

Личность человека, о котором Анна Андреевна написала столь проникновенные строки, до сих пор не раскрыта. Считается, что он был лишь плодом воображения Ахматовой, которая на протяжении всего своего несчастливого брака хранила верность мужу.

Однако ей не хватало настоящих эмоций. Выход, как человек творческий, она нашла в порождении эмоций воображаемых. Они-то и воплотились в стихотворении.

Анализ стиха «Сжала руки под темной вуалью»

Стихотворение Анны Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» посвящено теме любви. В основу сюжета положена история разрыва двух любящих людей.

В стихотворении Ахматова рисует нам картину последних мгновений ссоры двух влюбленных. Лирическая героиня переживает и страдает из-за разрыва («Сжала руки под тёмной вуалью…», «бледна»).

Женщина признает то, что сама виновата в случившемся. Она понимает, что не сможет забыть ту боль, которую причинила возлюбленному («Как забуду? Он вышел, шатаясь,//Искривился мучительно рот…) и пытается исправить совершенную ошибку.

Лирическая героиня, понимая, что может потерять любимого человека, бежит за ним, «не касаясь перил». Однако это не спасает их отношения.

Женщина пытается остановить возлюбленного криком «Шутка//Всё, что было. Уйдешь, я умру.», однако в ответ слышит лишь равнодушное «Не стой на ветру». Герои не хотят понять друг друга, они равнодушны и эгоистичны, поэтому их отношения уже невозможно спасти.

Выразительные средства, используемые Анной Ахматовой в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…», помогают передать весь накал чувств и переживания героев.

С помощью эпитетов («терпкая печаль», «искривился мучительно», «улыбнулся спокойно и жутко») и метафор («печалью напоила допьяна») поэтесса показывает боль героев от разлуки, а благодаря образу «черной вуали» читатели понимают, что любовь погибла навсегда.

Таким образом, А. А. Ахматова подводит нас к выводу о том, что любовь – это сильное и глубокое чувство, которое невозможно сохранить там, где царят эгоизм, непонимание и обида.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стихотворения Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями.

Стихотворение раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но Анна Андреевна никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.

Тема

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит её с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подаёт всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Её внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.

В первой строчке автор рассказывает о сжатых под тёмной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно. Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль.

Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.

Читать еще:  Где в киеве можно почитать свои стихи

Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «тёрпкой печалью напоила его допьяна». Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Сцена у ворот ранила теперь её. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: «Уйдёшь, я умру» не остановил его.

Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать с собой, когда внутри металась буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным. Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что складывалось годами.

Композиция

Произведение А. Ахматовой по смыслу делится на две части: описание «погони» за любимым после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его уходом. Начинается стихотворение с небольшого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям.

Для передачи всех деталей в тексте используется прямая речь. Также поэтесса вводит второстепенный образ невидимого собеседника.

Данное стихотворение сюжетное: в нём можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный размер – трехстопный анапест. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы

Жанр

Жанр произведения можно определить как элегию, так как в нём чувствуется печальное настроение. Есть в произведении и признаки лирического стихотворения, так как в центре – переживания лирической героини. В конце стихотворения темп ускоряется, что не характерно для элегии.

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передаётся при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи.

В тексте есть несколько метафор: «тёрпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот». Они придают обыденной ссоре художественность. Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэт не использует.

Психологическое состояние передаётся и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции.

Некоторым строкам выразительности придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».

Сочинение о стихе Сжала руки под темной вуалью

Известная поэтесса Анна Ахматова смогла создать такие прекрасные стихотворные работы, которые доказали целому миру факт о том, что особы слабого пола не только испытывают волнующие трепетные чувства, они могут мастерски выражать их при помощи пера и бумаги.

На счету у писательницы десятки работ, которые можно отнести к любовной лирике. Одной из них является «Сжала руки под темной вуалью».

Данное стихотворение можно назвать загадкой. Оно считается образцовым для работ интимной лирики. Кому посвящено стихотворение? Кто тот незнакомец, о котором пишет поэтесса?

Имя его не известно и до сих пор. Данная работа была написана после годовщины замужества Ахматовой и Гумилева. Но, их недолгий и не очень счастливый брак не давал повода Анне для измен и романов. Литературные критики считают, что герой, которому посвящена не одна работа, просто был выдуман Ахматовой. Его и вовсе никогда не существовало.

Тема стихотворения – ссора возлюбленных.

Оба героя переживают последние минуты после ссоры. Они огорчены, опечалены. Героиня стихотворной работы осознает, что наговорила множество горьких слов своему любимому. Однако иначе она поступить не могла. Иначе, она предала бы саму себя.

Такими же терзаниями переполнена душа и самого героя. Однако Ахматова обещала писать только о женщинах, поэтому, никак не характеризует обиженного мужчину.

Из последних строк читатель узнает о том, что возлюбленные расстаются. Героиня пыталась догнать любимого остановить его. Однако он ответил ей отказом. Он не хочет быть с той, которая делает так больно обычными фразами и словами.

На этом, творческая работа поэтессы обрывается. Она дает каждому из нас возможность поразмыслить, а возможно ли вообще примирение после такой серьезной, болезненной ссоры.

Читайте также: Анализ стихотворения «Песня последней встречи» А.А. Ахматовой.

Таким образом, А.А. Ахматова подчеркивает тему ответственности любимых людей друг перед другом. Любовь — не только радость, но еще и страшная, порой смертельно опасная сила, и с нею нельзя безнаказанно шутить.

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» (А. А. Ахматова)

Анна Андреевна Ахматова очень тонко чувствовала все перипетии любви, что четко выражается в ее поэтическом творчестве. В ее поэзии перед нами предстает сильная, но очень несчастная женщина, которая испытывает глубокие эмоции и переживания. Так и в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» — лирическая героиня пытается предотвратить уход возлюбленного, что становится для нее трагедией. Многмудрый Литрекон предлагает свой разбор данного произведения.

История создания

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» было написано поэтессой в 1911 году, в период ее раннего творчества. Оно входит в первый сборник Ахматовой «Вечер», неким образом отражая общую идейную направленность книги. В то время она заинтересовалась акмеизмом, о котором пойдет речь дальше. Это модернистское течение найдет свое отражение как раз в сборнике «Вечер», где Ахматова рассмотрит любовную драму с разных сторон.

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» было написано всего спустя год после ее свадьбы с Николаем Степановичем Гумилевым. Поэтесса не посвящает его мужу, оно в принципе не имеет посвящения, поэтому, скорее всего, подобная ситуация – лишь плод авторского воображения. Такая психологическая лирика обычно основывается на личных переживаниях, однако с Гумилевым Ахматова прожила около восьми лет, а другой мужчина не был замечен около нее в те времена.

Жанр, направление, размер

  • Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» можно отнести и к любовной, и к психологической, и даже к сюжетной лирике. Если говорить о жанровой принадлежности, то оно очень напоминает элегию — лирическое стихотворное произведение, в котором рассказаны глубоко личные, очень интимные переживания человека, окутанные состоянием грусти, печали и ностальгии. Очень часто элегии являются отражением авторских мечтательных и философских раздумий о человеческой жизни.
  • В то время, когда Ахматова писала анализируемое стихотворение, она увлекалась акмеизмом – одним из модернистских течений русской поэзии начала XX века, для которого нет аналога в европейской литературе. Акмеизм формировался как некая реакция на крайний символизм, который тогда процветал. Его антипод призывал вернуться к более конкретным описаниям. Так, акмеизм декларировал возврат к изначальному смыслу слова, а не символическому. И действительно, в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» нет каких-либо многозначных слов, все образы достаточно просты для трактовки и не требуют дополнительной информации для разбора.
  • Произведение написано анапестом – это трехсложный стихотворный размер с ударением на последний слог. Благодаря этому оно приобретает своеобразную мелодичность и динамику. Тип рифмовки – перекрестный (abab).

Образы и символы

В тексте представлено два образа – женщины и мужчины, которые переживают расставание. Героиня чувствует себя виноватой из-за того, что причинила боль любимому человеку: «…что я терпкой печалью / Напоила его допьяна». Для нее ситуация трагическая, потому что она все еще любит, она пытается его догнать, чтобы все исправить, в то время как для мужчины любовь уже закончилась: «Улыбнулся спокойно и жутко / И сказал мне: «Не стой на ветру»». Он не смог простить возлюбленную и будто прощается с ней навсегда. Улыбка кажется женщине жуткой именно потому, что она знает – это конец их отношений. Однако будет ошибочно считать, что герою все равно. Для него происходящее тоже было ударом, о чем свидетельствуют следующие строки: «Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот». Просто он не смог простить героиню и отпустил чувства раньше, чем она. Лирическая героиня тяжело переживает утрату, но не теряет достоинства и лишь «сжимает руки», то есть делает над собой мучительные усилия.

Единственным символом в стихотворении становится темная вуаль – символ траура, смерти. Такие вуали часто надевали вдовы, оплакивающие своих умерших мужей. Кроме того, вуаль ассоциируется с мистикой, загадочностью и неоднозначностью – именно такими словами можно описать любовную связь двух людей. Поэтому эпитет «темная» в данном случае точно приобретает оттенок мрачности и отчаяния.

Читать еще:  Нам есть что вспомнить стихи

Темы и настроение

Основная тема стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» – разрыв отношений двух влюбленных. Болезненное для обоих расставание отражено Ахматовой в динамике жестов и чувств. По факту поэтесса изображает момент осознания, что все кончено, при этом не используя типичные приемы – выражение обвинения, обилие восклицаний, описание слез. Это говорит о том, что и герой, и героиня очень сильны духом и могут достойно пережить свои чувства внутри себя, быстро совладать с собой. И от этого читатель чувствует особенную трагичность, ведь эмоции героев нельзя назвать показушными.

В тексте косвенно затронуты темы раскаяния и прощения. Героиня чувствует себя виноватой, как было отмечено ранее, она подмечает каждое движение, каждое изменение в мимике некогда любимого человека. Она надеется, что он ее простит, быстро сбегает по лестнице за ним, «перил не касаясь», задыхаясь, умоляет остаться: «Уйдешь, я умру». Но герой не прощает и даже игнорирует ее слова, будто не слыша и спокойно отвечая: «Не стой на ветру».

Грустным, даже трагическим мотивом проникнуты все действия и слова в стихотворении. Этого Ахматова добивается с помощью средств выразительности, о которых пойдет речь далее.

Смысл

Основную идею, которую пыталась выразить Ахматова, можно выразить так: любовь – это очень хрупкая, почти хрустальная материя, неоднородная по своему содержанию и восприятию для любящих, и оттого любовный мир очень легко разрушить. Читатель так и не узнает, за что себя корит героиня, но можно предположить, что именно ее поступки и слова стали началом конца.

Поэтесса как будто предостерегает: оскорбление и обида, нанесенные избранником или избранницей, пережить тяжелее всего, они порождают усталость, отчаяние и безразличие. И не всегда мольбы о прощении могут восстановить ту удивительную и хрупкую связь, которая когда-то казалось нерушимой. Это и есть главная мысль стихотворения «Сжала руки под темной вуалью».

Средства выразительности

Ахматова использует разные приемы для создания атмосферы и образов героев. Среди них:

  • метафора («терпкой печалью напоила его допьяна»),
  • антитезы («тёмной вуалью» — «ты сегодня бледна», «задыхаясь» — «крикнула»),
  • эпитеты («темной», «терпкой», «бледна»),
  • риторический вопрос («Как забуду?»),
  • аллитерация (Он вышел, шатаясь, / Искривился мучительно рот… / Я сбежала, перил не касаясь, / Я бежала за ним до ворот»),
  • оксюморон («спокойно и жутко»).

Таким образом, Ахматова представила в русской поэзии тему расставания с женской точки зрения. С помощью деталей и довольно однозначных слов она передает отчаянное состояние героев во время расставания. Поэтесса нарочно не говорит нам ни о дальнейшем развитии отношений героев, ни о ее мнении – возможно ли было счастье? Мог бы герой простить свою возлюбленную? Подобная недосказанность позволяет читателям самим решить для себя, как бы они поступили в такой ситуации, и поразмыслить о судьбе героев. Возможно, именно поэтому стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» стало одним из самых трогательных и узнаваемых произведений поэтессы.

Ахматова о любви. Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью»

Каждый стих Анны Андреевны Ахматовой касается тончайших струн человеческой души, хотя автор не использует много средств выразительности и фигур речи. Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» доказывает, что поэтесса могла сказать о сложном довольно простыми словами, доступными каждому. Она искренне верила, что чем проще языковой материал, тем более чувственными, яркими, эмоциональными и жизненными становятся ее стихотворения. Судите сами.

Особенности лирики Ахматовой. Тематические группы

А. А. Ахматова гордо называла себя поэтом, она не любила, когда к ней применяли наименование «поэтесса», ей казалось, что это слово умаляет ее достоинства. И действительно, ее произведения встают в один ряд с трудами таких грандиозных авторов, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок. Как поэт-акмеист, А. А. Ахматова уделяла большое внимание слову и образу. В ее поэзии было мало символов, мало образных средств. Просто каждый глагол и каждое определение подбиралось с особой тщательностью. Хотя, конечно, Анна Ахматова уделяла большое внимание женской проблематике, то есть таким темам, как любовь, замужество, женская душа. Было немало стихов, посвященных друзьям-поэтам, теме творчества. Также Ахматова создала несколько стихотворений о войне. Но, безусловно, основная масса ее стихов — о любви.

Стихи Ахматовой о любви: особенности трактовки чувства

Практически ни в одном стихотворении Анны Андреевны любовь не была описана как счастливое чувство. Да, она всегда сильная, яркая, но роковая. Причем трагический исход событий может быть продиктован разными причинами: несоответствием социальных статусов, ревностью, изменами, безразличием партнера. Ахматова о любви говорила просто, но в то же время торжественно, не умаляя значения этого чувства для любого человека. Часто ее стихи событийны, в них можно выделить своеобразный лирический сюжет. Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» подтверждает эту мысль.

К разряду любовной лирики можно отнести и шедевр под названием «Сероглазый король». Здесь Анна Андреевна говорит об адюльтере. Сероглазый король — возлюбленный лирической героини — погибает случайно на охоте. Но поэтесса немногозначно намекает на то, что к этой смерти приложил руку муж этой самой героини. И так перкрасно звучит окончание стихотворения, в котором женщина смотрит в глаза своей дочери, глаза серого цвета. Казалось бы, банальную измену Анна Ахматова сумела вознести до глубокого поэтического чувства.

Классический случай мезальянса изображает Ахматова в стихотворении «Ты письмо мое, милый, не комкай». Героям этого произведения не дано быть вместе. Ведь ей все время приходится быть для него никем, лишь незнакомкой.

«Сжала руки под темной вуалью»: тема и идея стихотворения

В широком смысле темой стихотворения является любовь. Но, если конкретизировать, то речь идет о расставании. Идея стихотворения в том, что любящие часто совершают какие-то поступки сгоряча и не обдумав, а потом жалеют об этом. Также Ахматова говорит о том, что любимые иногда проявляют видимое равнодушие, в то время как в душе у них — самая настоящая буря.

Лирический сюжет

Поэтесса изображает момент расставания. Героиня, выкрикнувшая ненужные и обидные слова своему возлюбленному, спешит за ним по ступеням, но, догнав, уже не может его остановить.

Характеристика лирических героев

Без характеристики лирического героя невозможно сделать полноценный анализ стихотворения. «Сжала руки под темной вуалью» — произведение, в котором фигурируют два персонажа: мужчина и женщина. Она наговорила глупостей сгоряча, напоила «терпкой печалью». Он — с видимым равнодушием — говорит ей: «Не стой на ветру». Ахматова не дает другой характеристики своим героям. За неё это делают их поступки и жесты. Это характерная особенность всей ахматовской поэзии: не говорить о чувствах напрямую, а использовать ассоциации. Как ведет себя героиня? Она сжимает руки под вуалью, она бежит так, что не касается перил, что свидетельствует о величайшем напряжении душевных сил. Она не говорит, она кричит, задыхаясь. А у него на лице вроде бы нет никаких эмоций, но рот искривился «мучительно», что свидетельствует о том, что лирическому герою не все равно, его равнодушие и спокойствие — показные. Достаточно вспомнить стих «Песня последней встречи», где также ничего не говорится о чувствах, но выдает внутреннее волнение, глубочайшее переживание обычный, казалось бы, жест: героиня надевает перчатку с левой руки на правую руку.

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» показывает, что свои стихи о любви Ахматова строит как лирический монолог от первого лица. Поэтому многие ошибочно начинают отождествлять героиню с самой поэтессой. Этого делать не стоит. Благодаря повествованию от первого лица стихи становятся более эмоциональными, исповедальными и правдоподобными. Кроме того, Анна Ахматова часто использует прямую речь как средство характеристики своих героев, что также добавляет ее стихам живости.

Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью» Ахматовой

Средняя оценка: 4.2

Читать еще:  Анализ стиха как чудесно хороши вы

Всего получено оценок: 58.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 58.

Анна Ахматова – не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчины и женщины. Герои её стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Стихотворение, о котором пойдёт речь, изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сжала руки под тёмной вуалью» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сжала руки под тёмной вуалью.

История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.

Тема стихотворения – разрыв отношений влюблённых людей.

Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые постепенно раскрывают тему.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,

Эпитеты«тёмная вуаль», «ты сегодня бледна».

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стихотворения Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями. Стихотворение раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но Анна Андреевна никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит её с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подаёт всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Её внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.

В первой строчке автор рассказывает о сжатых под тёмной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно. Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль. Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.

Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «тёрпкой печалью напоила его допьяна» . Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Сцена у ворот ранила теперь её. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: « Уйдёшь, я умру » не остановил его. Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать с собой, когда внутри металась буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным. Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что складывалось годами.

Композиция

Произведение А. Ахматовой по смыслу делится на две части: описание «погони» за любимым после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его уходом. Начинается стихотворение с небольшого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям. Для передачи всех деталей в тексте используется прямая речь. Также поэтесса вводит второстепенный образ невидимого собеседника.
Данное стихотворение сюжетное: в нём можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный размер – трехстопный анапест. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы

Жанр произведения можно определить как элегию, так как в нём чувствуется печальное настроение. Есть в произведении и признаки лирического стихотворения, так как в центре – переживания лирической героини. В конце стихотворения темп ускоряется, что не характерно для элегии.

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передаётся при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи. В тексте есть несколько метафор: «тёрпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот» . Они придают обыденной ссоре художественность. Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэт не использует.

Психологическое состояние передаётся и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции. Некоторым строкам выразительности придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».

«Сжала руки под темной вуалью» — анализ стихотворения Анны Ахматовой

История создания

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки…» будет неполным без предыстории. Работа была написана в 1911 году. Анна уже год жила с Николаем Гумилевым, но исследователи творчества поэтессы склонны полагать: стихотворение относилось к другому человеку.

Ахматова прожила с Гумилевым почти 10 лет. Их брак нельзя назвать счастливым, многое им пришлось испытать, но Анна никогда не изменяла супругу. Женщина вышла за него замуж только из чувства сострадания. Возможно, что ее работа не была посвящена кому-то конкретному. Скорее, через нее она выразила свои чувства.

Есть еще одна версия. Согласно ей, Ахматова планировала расставание и мысленно продумывала его. Ей хотелось выглядеть гордой и сильной в такой ситуации.

В стихотворении есть множество деталей — сжала руки, темная вуаль, бледная кожа и другие. Все это служит лучшим отражением состояния лирической героини. Размер работы — трехстопный анапест.

Краткий анализ

Центральная тема стиха — проблема разрыва отношений. Рассказ ведется от лица брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Поэтессе потребовалось всего несколько сцен, чтобы передать глубину отношений между персонажами.

В первой строчке уточняется, что женщина сжимает руки под темной вуалью. Это позволяет передать нервное напряжение, боль и переживания. Ей не хочется стать объектом пристального внимания и она прячет свои ладони. Во второй строчке появляется неизвестный человек, который спрашивает, от чего героиня так бледна.

После героиня рассказывает о причинах своего состояния. Она сама виновата в случившемся, между ней и любимым произошла ссора. Мужчина серьезно переживал из-за этого, и об этом свидетельствуют строки с упоминанием шаткой походки, искривленный рот.

Героиня бежала за ним, а у ворот попыталась сообщить, что случившееся всего лишь неудачная шутка. Мужчина тоже был сильный и он совладал с собой. Его ответ прозвучал спокойным и холодным. В то же время в них слышится забота о женщине.

Через стихотворение поэтесса показала простую мысль — неосторожное слово или поспешный поступок могут разрушить отношения, поэтому всегда нужно аккуратно относиться к произнесенным фразам, иначе может стать мучительно больно от случайных слов.

Средства выразительности

Жанр стихотворения Ахматовой — элегия, так как в строчках ярко чувствуется печаль. Текст условно можно разделить на 2 части. В первой части героиня рассказывает, что она чувствовала при потере любимого, потом идет описание последних минут расставания.

Поэтесса использует следующие средства выразительности:

  • метафоры — печаль становится терпкой, рот смог искривиться.
  • эпитеты — улыбка жуткая, вуаль темная.
  • аллитерация — повторение свистящих и шипящих звуков в словах.

Поэтесса не применяет сравнения, но и без них текст выглядит полным, ярким, чувственным. Ахматова оригинальным образом доносит до читателя эмоции героини. В ее словах обыкновенная ссора превращается в художественное произведение.

Анна Ахматова передала психологическое состояние героев через интонацию, вопросительные и риторические предложения. Все использованные средства выразительности позволяют в трех четверостишьях отразить всю боль и трагедию расставания из-за глупого поступка женщины.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector