О чем стих блока в ресторане
В ресторане. Блок.
Конечно, школьная программа литературы включает в себя массу необходимых произведений, однако, к сожалению, некоторые стихотворения остаются в стороне. Например, вспоминая о творчестве Александра Блока, мы представляем знаменитые произведения «Ночь, улица, фонарь» и «Россия». Печально, что многие шедевры авторов остаются незамеченными, и сейчас, благодаря всеобщему доступу в интернет, это проблему можно исправить.
Как и любой другой творческий человек, Александр Блок искал вдохновение во всем, что его окружало, но чаще находил его в любви – именно она двигала поэтом, заставляла подбирать самые красивые рифмы и продумывать сюжет, и именно она не позволяла творцу опускать руки даже в самые тяжелые времена. И именно любовь воспевает Блок в своем стихотворении «В ресторане».
Стихотворение «В ресторане». Александр Блок.
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Анализ стихотворения
Большинство компетентных специалистов в области литературы в один голос твердят, что у Александра Блока на протяжении всей его нелегкой жизни была одна-единственная муза – его неподражаемая и горячо любимая супруга. Но, как известно знатокам биографии поэта, уже в 1907 году в семье произошел разлад. Пара, которая, на первый взгляд, ранее казалась самой счастливой, практически не проживала вместе. Да, были некоторые дни в месяце, когда Александр и его жена проводили вместе, однако, это уже было почти невозможно назвать парой и полноценной семьей. Все их отношения рушились на глазах у знакомых и окружающих их людей.
Конечно, для Александра Блока, как для поэта, как до безумия тонко чувствующего человека, подобный разрыв был настоящим противостоянием судьбы – это сильно ударило и по нему самому, и по манере его творчества. Поэт стал писать совершенно иначе, ведь теперь свои стихи он не посвящал той самой, горячо любимой. Да, он любил ее и никогда не прекращал любить женщину, с которой его свела сама судьба, однако, это совершенно не мешало ему проводить время в свое удовольствие. А какое удовольствие может быть без ресторанов и женщин? Мимолетные романы с красавицами стали частью новой жизни поэта, и это он старался воспеть в своих стихотворениях, как бы компенсируя тяжелый разрыв с избранницей.
Новая муза
Женщины, которые появлялись в жизни Блока после любимой жены, не вызывали у него таких ярких чувств. Но он продолжал творить и презентовать свои творения новым избранницам. Возможно, это был хитрый ход продуманного и уже опытного в отношениях мужчины, возможно, женщины и правда вдохновляли великого человека на создание настоящих шедевров, в любом случае – свое стихотворение «В ресторане» Блок посвятил своей новой избраннице – Ольге Судейкиной. На тот момент, в 1910 году, между молодыми не было никаких романтических отношений. Да, они были знакомы с глубокого детства, часто пересекались на творческих вечерах и вращались в общих кругах среди хороших друзей и знакомых, однако, ни о каких чувствах или отношениях речи не шло – их общение полностью отражено в стихотворении, и из него видно, что Ольга была особой популярной, вызывала восхищенные взгляды и не удивлялась тому, что в нее влюблялся очередной мужчина, пусть и давно ей знакомый.
Здесь Блок в очередной раз показал себя, как человека непросто тонко чувствующего, но способного к настоящим предсказаниям своей и чужой судьбы. Ранее он написал пророческую «Россию», и, видимо, подобное видение будущего стало для него привычкой.
В самом стихотворении идет описание обычного вечера в приличном обществе, во время которого уже разочарованный в жизни поэт увидел прекрасную женщину в объятиях очередного кавалера. Поэт не мог оставить даму без внимания и послал ей великолепную черную розу, но реакция дамы превзошла все ожидания. Ольга Судейкина уже давно была утомлена мужским вниманием и не принимала всерьез подобных ухаживаний, однако, Александр Блок увидел непросто красивую картинку, а самую настоящую близкую по духу женщину. Виной тому стали похожие судьбы главных героев – и сам поэт, и его новая избранница были глубоко разочарованы неудачами в семейной жизни, оба расстались со своими любимыми, и уже свободная Ольга с трудом отбивалась от кавалеров, а еще свободный Блок постоянно искал новый источник для вдохновения.
Ольга не обратила серьезного внимания на такие знаки от поэта – в ее жизни таких поступков было достаточно. Но, как позже писал сам Блок, именно в этот вечер между ними зародилась самая неподдельная искренность и близость, не имеющая ничего общего с любовными чувствами, но объединяющая двух людей в одно целое. Ольга не заинтересовалась поэтом, по крайней мере, постаралась показать это в максимально суровой форме, однако, на протяжении всего вечера в том самом ресторане тайком бросала заинтересованные взгляды в его сторону, пытаясь понять, почему же ее так притягивает этот мужчина.
Финал
Конечно, между поэтом и его новой музой просто не могло родиться никаких серьезных отношений – Александр всем сердцем любил свою жену, а Ольгу вполне устраивал ее образ жизни – у нее была и успешная карьера, и просто восхищающее количество ухажеров вокруг. Однако, эти двое и дальше пересекались на различных вечерах – Ольга ходила на поэтические выступления, Александр был поклонником разных видов творчества – казалось, сама судьба объединяет этих людей, однако, между ними установилась совсем иная, возможно, даже более высокая форма отношений.
Постепенно Ольга и Александр стали самыми близкими друзьями – ей он мог доверить абсолютно все. Она ему рассказывала о своих жизненных ситуациях, они проводили вместе очень много времени. Стихотворение «В ресторане» стало своеобразным пророчеством, в котором Блок описал, что романтические чувства между двумя людьми уже не появятся, ведь искра должна пробежать в первые секунды, но та химия, которая произошла в тот вечер, стала стартом для появления настоящей, искренней дружбы.
Заключение
Александр Блок прожил довольно непростую жизнь. Всего за сорок лет он успел буквально перевернуть литературный мир – его произведения были широко востребованы еще при жизни поэта, а после его смерти расходились невероятными тиражами. Блока до сих пор знают наизусть. Его стихотворения близки каждому. Их вспомнит как ученик младших классов, так и пенсионер в возрасте.
Александр писал обо всем, что его окружало и волновало – здесь и тема родины, любимой страны, которую, к своему величайшему сожалению, поэт надолго покидал, и тема настоящей любви, и глубокая философская лирика.
Далеко не каждый поэт может похвастаться тем, что практически каждое его стихотворение сбывалось – наверное, именно в этом и заключается то волшебство литературы, что гениальный человек не только умеет складывать слова в рифмы, создавать яркие образы, но и чувствует, как будут развиваться события в будущем. Откройте любое стихотворение Блока – вы найдете там актуальные для себя строки, описание именно вашей, современной жизни – как это возможно, если с момента смерти поэта прошло почти сто лет?
Поэт искренне и горячо любил – в его жизни присутствовала та единственная женщина, с которой он был готов встретить свою старость. Никто не может утверждать, по каким именно причинам распался этот союз, но, к великому сожалению самого поэта, жизнь с супругой у него не заладилась – каждый пошел своей дорогой, но даже после расставания бывшие влюбленные не смогли уйти друг от друга далеко и периодически встречались и даже жили вместе. Большинство стихотворений Блока посвящены именно его жене – она долгие годы являлась той самой вдохновительницей, которая в любые времена заставляла творить.
А.А. Блок «В ресторане» полный анализ стихотворения
Александр Александрович Блок, которому принадлежит произведение «В ресторане», считается одним из самых романтичных поэтов Серебряного века, это легко увидеть, углубившись в полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру с радостью поделится необходимой информацией, которою ей удалось собрать на данную тему.
- История создания
- Жанр, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и проблемы
- Основная мысль
- Средства художественной выразительности
История создания
Анализируемое стихотворение появилось в 1910 году, а именно 19 апреля. Это было очень непростое время для поэта, поскольку он столкнулся с проблемами, которые появились в его семье.
Этот год так же забрал очень талантливых людей. Появляется новое направление – футуризм, который быстро начал занимать лидирующие позиции и оттеснять символизм. Но Блока мало заботили данные изменения в мире литературы.
По домыслам очевидцев считается, что Александр Александрович посвятил стихотворение «В ресторане» некой Ольге Афанасьевне Судейкиной, которая была танцовщицей. Её муж боготворил её и восхищался ею. Примерно эти же чувства испытывал Блок к Любови Дмитриевне. Именно ей было посвящено огромное количество стихотворений поэта.
О другой версии стихотворение «В ресторане» автор посвятил супруге артиста – Марии Дмитриевне Нелидовой.
Данное произведение входит в цикл стихотворений «Страшный мир». Отличительными чертами цикла можно назвать трагизм, непринятие опошлевшего мира, а так же страх дальнейшей жизни.
Жанр, размер
Данное стихотворение очень напоминает размышления поэта. Здесь мы видим полет мыслей автора, когда он начинает припоминать встречу, которая сумела оставить отпечаток в его памяти.
Эти все качества присущи больше всего элегии. Большая часть произведений Блока несет некий философский характер. В отличие от большинства поэтов, Александр Александрович посвятил все свои произведения единственной женщине, которая для него была эталоном.
Данной женщиной, а по совместительству и музой автора, была его супруга Любовь Дмитриевна Менделеева.
Символизм стал образом жизни Блока, что легко прослеживается в его творчестве. Это очень мешало его семейной жизни, потому что его супруге постоянно не хватало именно человека рядом, а не поэта, который в ней видит музу.
Размер написания автор использует анапест, но чередует его с четырехстопного на трехстопный. Рифмовка используется перекрестная, рифма так же чередуется – мужская и женская.
Композиция
В стихотворении «В ресторане» Александр Александрович Блок использует кольцевую композицию. В то время, как само стихотворение разделяется на шесть строф.
В первой строфе автор готовит читателя к предстоящему рассказу. Все это выглядит как разговор двух старых товарищей, которые рассказывают друг другу все самое личное.
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.
Данная строфа является началом композиционного кольца.
Во второй строфе уже начинается сама история. Автор переносит читателя в тот памятный вечер. Именно в этой строфе мы знакомимся с главным образом, который раскрывает поэт в стихотворении.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.
В третьей строфе мы видим реакцию женщины, благодаря которой мы имеем возможность узнать её лучше.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».
Четвертая строфа рассказывает о том, как это все воспринял сам лирический герой.
В пятой строфе мы опять возвращаемся к образу незнакомки. То, как поэт описывает даму, дает понять, что он увлекся ею не на шутку.
И завершающая строфа произведения рассказывает читателю об уходе дамы. О том, какие взгляды она бросала. Мы можем лишь догадываться – это была взаимность чувств, или же простая благодарность. Последними строками автор снова возвращается к описанию ресторана, чем закрывает начатое кольцо композиции.
Образы и символы
Лирического героя автор показывает в образе человека, который многое пережил, он устал от всего и на данный момент ему очень тяжело. Он страдает и мысли его невесёлые. Именно в этом состоянии и происходит столь неожиданная встреча, которая зарождает в нем надежду на любовь.
Главным образом произведения становится образ дамы. Мы встречались с ней уже в стихотворении «Незнакомка», ведь сходство в описании дает понять, что речь идет об одном и том же человеке. Но лирический герой относится по-разному. Скорее всего, это происходит из за «взросления» самого автора.
Темы и проблемы
Главной темой в анализируемом стихотворение, становится тема любви. Во всей поэзии Блока она занимает лидирующие позиции. Преподносит правда автор её не везде одинаково. В одних произведениях он воспевает любовь, возвышает и придает неземные черты. В других же – для него любовь становится трагедией, испытанием.
Проблемой же можно назвать разочарование поэта в светлых чувствах, любви. Он всеми путями старается заставить себя, а заодно и читателя, начинать искать в этом мире что-то прекрасное. Да, окружающий нас мир далеко не безупречен, в нем хватает негатива и пошлости. Но все же стоит присмотреться к нему получше, и перед нами раскроется не столь мрачная картина. Именно поэтому настроение стихотворения «В ресторане» меняется, но в итоге у читателя остаются лишь положительные эмоции.
Основная мысль
Основной мыслью стихотворения является несовершенство окружающего мира. Лирический герой понимает, что его идеалы рухнули, но это не значит, что нужно отчаиваться и опускать руки.
Он больше не верит в идеальную любовь, потому что в его глазах она была омрачена пороком. Поэтому автор призывает наслаждаться прекрасным, пока есть такая возможность. Да, мир не идеален, как того хотелось бы. Но не стоит считать, что в нем нет ничего прекрасного и красивого. Необходимо каждый миг стараться увидеть, дотронуться, почувствовать ту красоту, которая все же осталась в нашем окружении.
Средства художественной выразительности
Блок использует большое количество разнообразных троп, с помощью которых доносит до читателя основной смысл произведения. Яркие эпитеты, которые придают стихотворению краски. Сравнения, с помощью которых поэт более четко рисует образ.
Метафоры и олицетворения так же играют далеко не последнюю роль. Они делают текст более выразительным и красивым.
Так же в данном произведении можно увидеть инверсию, анафору, эллипсис и аллитерацию.
Благодаря совокупности всех использованных троп, стихотворение становится очень красивым и легким в прочтении. Читатель словно переносится в тот самый ресторан и наблюдает все происходящее воочию.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Анализ поэтического произведения А.А. Блока «В ресторане»
Автор: Guru · Опубликовано 14.11.2020 · Обновлено 15.11.2020
Стихотворения Александра Блока называют одними из самых романтичных произведений Серебряного века. Это связано с тем, что большая часть его творчества, в той или иной степени, затрагивает тему любви. Одним из наиболее ярких подтверждений этому — «В ресторане», написанное поэтом в1910 году.
История создания
Для Блока 1910 год выдался не самым простым. Сложные отношения в семье, больная мать, смерть Л.Н. Толстого и М.А. Врубеля. Кроме того, на сцену литературных подмостков выходит футуризм, чуждый для поэта символиста.
Стихотворение «В ресторане» входит в цикл поэта «Страшный мир» и является своеобразным продолжением его «Незнакомки». Согласно различным данным, есть две версии того, кому оно посвящено. Одни исследователи полагают, что в произведении речь идет о супруге одного из известных артистов того времени Марии Нелидовой, другие считают, что так поэт описывал актрису Ольгу Судейкину.
Размер и жанровая направленность
Своими раздумьями стихотворение напоминает жанр элегии. Оно представляет собой чередование четырех и трехстопного анапеста. Блок как бы вспоминает тот вечер встречи с прекрасной дамой, ее мимолетные взгляды за вуалью тоски. Многие произведения поэта часто обрамлены неким философским окрасом. И понятие «прекрасная дама» носит для него не конкретный образ какой-то женщины, а скорее само понятие женственности, ее идеал.
Таким идеалом для Блока стала его супруга Любовь Дмитриевна Менделеева. Она была для него не столько возлюбленной, сколько символом самой любви. Все их отношения были пропитаны неким символизмом, который затем находил свое отражение в произведениях автора. «В ресторане» также не стало исключением.
Композиция
Данное произведение представляет собой кольцевую композицию, состоящую из шести строф:
- В первой строфе упоминаниями о небе и «жёлтой заре» открывается композиционная закольцованность. Здесь идет как бы вступление к последующему повествованию.
- Во второй строфе начинается сама история, когда автор посылает даме розу, являющуюся одним из основных символов всего произведения.
- Третья строфа описывает реакцию дамы, демонстрирующую ее взгляды на жизнь и мировоззрение.
- В четвертой строфе показывается восприятие автором происходящего. Он замечает мельчайшие нюансы: «… Чуть заметным движением руки…».
- Пятая строфа снова посвящена даме, ее сравнительному описанию со сном и испуганной птицей, через которое выражается искренняя заинтересованность автора к ее персоне.
- Шестая строфа завершает историю и замыкает сюжетное кольцо: » … И визжала заре о любви». При этом дама покидает ресторан, бросая на автора пронзительные взоры, как бы показывая мимолетную взаимную увлеченность ним.
Символы и образы
Как и в других творческих изысканиях поэта, в данном стихотворении наличествует множество различных символов. В частности, «пожар зари» можно расценивать в качестве отрезвляющего символа после пьянящий мечты. «Черную розу в бокале» можно рассматривать, как нечто противоположное белой розе, которая символизирует непорочность и чистоту. При этом роза передается в бокале с «золотым» шампанским, цвет которого символизирует любовь и красоту, а сам игристый напиток — роскошь и веселье. В совокупности все это дает понимание того, что автор все еще верит в идеал любви, пусть и омраченный жизненными реалиями.
Нельзя не отметить и символичность звуков в стихотворении. «Пели смычки», «грянули струны», «зашептались… шелка», «манисто бренчало», «визжала заре» — все эти звуки позволяют символично передать само мироощущение автора и характер происходящего.
Тема и основная идея
Главной темой стихотворения является любовь, красной нитью проходящая через все творчество Блока. Здесь она носит некий волнообразный характер. Автор то разочаровывается в ее идеальности, то снова заставляет себя поверить, что пусть мир и не идеален, но и не так уж плох, если в нем все есть хотя бы намек на взаимность.
Главной идеей «В ресторане» является осознание несовершенства существующих реалий и разрушение сформировавшихся идеалов автора. Строки «Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо аи» представляют собой визуализацию основной идейной составляющей произведения. Здесь поэт как бы демонстрирует, что порочная реальность омрачила чувственный идеал, но золото игристого вина, все же обрамляет ее своей красотой и вселяет надежду.
Анализ стихотворения «В ресторане» (А. А. Блок)
Самым «романтичным» поэтом Серебряного века смело можно считать Александра Александровича Блока. Большинство стихов поэта посвящены теме Любви. Многомудрый Литрекон представляет анализ по плану одного из произведений Александра Александровича «В ресторане» и предлагает ознакомиться с данным разбором в этой статье.
История создания
Стихотворение «В ресторане» написано 19 апреля 1910 года. Для Александра Александровича этот год оказался непростым. У него очень сложные отношения в семье:
«Люба довела маму до болезни… Люба выталкивает от себя и от меня всех лучших людей…»
В этом же году от оспы умирает В. Ф. Комиссаржевская, уходит из жизни М. А. Врубель, уходит Л. Н. Толстой. Также в 1910 году «на сцену» выходит русский футуризм, а значит символизм отходит на второй план. Но только не для Блока!
Разбираемое стихотворение является неким переосмыслением «Незнакомки». Многие источники сообщают, что «В ресторане» посвящено актрисе, танцовщице Ольге Афанасьевне Судейкиной.
Очень интересен тот факт, что для своего мужа, художника Сергея Судейкина, она была «мечтой», обожаемым, «бесплотным объектом». Подобные отношения сложились и в семье Блоков. Любовь Дмитриевна была для Блока живым воплощением Прекрасной Дамы, которую он всю жизнь воспевал в своих произведениях. Также имеется предположение, что данное стихотворение посвящено отнюдь не Судейкиной, а жене одного из артистов, Марии Дмитриевне Нелидовой.
Стихотворение «В ресторане» является составной частью цикла «Страшный мир». Данный цикл отличается особым трагизмом, неким страхом перед жизнью, перед пошлостью современного мира.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «В ресторане» похоже на воспоминания автора, его раздумья. Поэт излагает свои мысли, припоминая значимые нюансы той самой встречи, мимолетные взгляды, облаченные в вуаль тоски, какой-то безысходности. Всё это близко к такому жанру лирики, как элегия.
Хочется отметить, что подавляющее большинство стихотворений Александра Александровича имеет философский оттенок. Написанные поэтом произведения посвящались отнюдь не многим женщинам, а одной единственной Прекрасной Даме, воплощению Вечной Женственности, о которой существовала теория у философа Владимира Соловьева, с которой, отчасти был согласен и Блок.
Свою «Прекрасную Даму» Александр Александрович рассмотрел в Любови Дмитриевне Менделеевой, которая стала его женой, музой, вдохновительницей.
Блок – поэт-младосимволист. Но данное определение очень узкое. Что касается Александра Александровича, то он «просто» символист, то есть символизм – это образ жизни Блока, его мироощущение.
«Символистом можно только родиться» (А. А. Блок)
Встреча, жизнь с Менделеевой были пронизаны тайными нитями символизма. Для самой Любови Дмитриевны это было не в радость. Ей не хватало Блока-мужа, она жила с Блоком-творцом, относившимся к ней как к «символу», а не как к женщине. Вскоре она не выдержала и попыталась уйти от него, но от любви не уйдёшь.
Размер стихотворения «В ресторане» – чередование четырехстопного анапеста с трехстопным. Рифмовка перекрестная, со сменяющими друг друга женской и мужской рифмой.
Композиция
Стихотворение «В ресторане» состоит из 6 строф. Композиция – кольцевая.
- 1-я строфа является своеобразным вступлением к дальнейшему увлекательному рассказу. «Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер)…». Данные строки напоминают непринужденную беседу старых друзей, обменивающихся самым сокровенным, личным. Также в данном четверостишье автор упоминает небо, «желтую зарю», чем открывает композиционное кольцо.
- 2-я строфа – это начало истории. Поэт окунает читателя в атмосферу того вечера. «Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви…». Автор пишет, что послал «прекрасной даме» бокал шампанского с черной розой. Этот образ можно считать одним из главных образов произведения «В ресторане».
- 3-я строфа посвящена даме, описанию её реакции, через которую можно определить её мировоззрение, отношение к жизни.
- 4-я строфа – это восприятие происходящего лирическим героем. «И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступлённо запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…». Тонкое, глубокое мироощущение позволяет герою заметить «чуть заметные» нюансы.
- 5-я строфа вновь описывает «её». Здесь поэт видит в даме «испуганную птицу», сравнивает её со сном, который прошёл, пишет о «задремавших ресницах». Данное четверостишие является доказательством искреннего увлечения лирического героя описываемой дамой.
- 6-я строфа – это завершение мини-романа. Дама ушла. Но «из глуби зеркал… взоры бросала». Этот жест можно расценить как взаимное увлечение лирическим героем, а быть может, это просто благодарность за «комплимент» от незнакомого мужчины. «А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви.». Две последние строки возвращают читателя «в ресторан» и замыкают сюжетное кольцо произведения.
Образы и символы
Лирический герой Блока – это «эволюционирующий», меняющийся со временем герой.
Цикл «Страшный мир», к коему относится стихотворение «В ресторане», является составляющей частью третьего тома «Трилогии вочеловеченья». Данный том отличается попыткой принятия окружающей действительности, в отличие от первых двух томов, которые являются отражением идеального мира и проявлением конфликта между реальностью и тем же идеальным миром соответственно. Поэтому все циклы третьего тома имеют легкий отблеск трагичности.
Лирический герой «Страшного мира», в частности, стихотворения «В ресторане», — это человек переживающий, страдающий от осознания своей греховности, страдающий от безысходности, уставший от этого. На фоне безрадостных чувств еле-еле пробивается луч любови. Главным образом произведения является дама.
Проводя параллель между стихотворением «Незнакомка» (2 том, цикл «Горд») и стихотворением «В ресторане» (3 том, цикл «Страшный мир»), можно заметить изменения во взглядах поэта.
Два этих произведения рассказывают о событиях, происходящих в ресторане, но эпизод «Незнакомки» разворачивается в вечернее время суток, тогда как события второго произведения происходят на заре. Это можно связать с мировосприятием поэта в ранние и более поздние годы. Вечер – это тайна, вуаль, прикрывающая «ненужное» в мире, поэтому автор выбрал вечер, который позволяет видеть только желанное. Заря – это символ знания, прозрения, поэтому второй раз поэт выбрал именно это время суток. Сам автор стал опытней, мудрей, «взрослей». «В ресторане» больше нет облака домыслов.
Говоря о схожести двух произведений, нельзя не заметить подобие в системе повествования.
«И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)…»
«Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер)…»
В описании дамы также можно заметить некое подобие.
«Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами…»
«Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка…»
Все это говорит о новом взгляде на старое, о прозрении.
Стихотворение «В ресторане» наполнено символами, так же, как и «Незнакомка». Метафору «пожар зари» можно рассмотреть как символ отрезвления от опьяняющей мечты, осознание человеческой греховности, то есть и собственной греховности, что не могло не удручать поэта.
Нельзя не обратить внимание на цветовую гамму стихотворения «В ресторане».
«…раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари…»
Желтый цвет для Блока – это трагичный цвет, цвет праздности повседневной жизни. Именно поэтому автор зарю окрасил в данный цвет, поэт осознал неприятную реальность.
Но на небе есть фонари, которые являются символом озарения, истины, символом сердца, символом жизни. То есть в самом начале стихотворения поэт не позволяет ни себе, ни читателю полностью поверить в безнадежность.
«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи…»
Белая роза – это символ чистоты, непорочности, соответственно черная роза символизирует противоположное. Она всё та же прекрасная роза, но черная, цвета страданий и страха.
Роза в бокале «золотого аи», то есть в бокале игристого вина, шампанского. Золотой цвет у Блока – это цвет любви, красоты, символ девичества и непорочности. Шампанское – это напиток аристократов, символ веселья и роскоши. Соединяя всё это воедино можно сказать, что поэт всё ещё верит, знает о существовании идеала, пусть даже и «омрачённого» реалиями современной жизни.
Особое место в поэзии Александра Александровича занимают звуки.
«…в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…»
«Зашептались тревожно шелка.»
«И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»
Пение, грохот, шепот, крики, бренчание, визжание – все эти разноплановые звуки являются символами, позволяющими точнее передать характер происходящего, описать ощущения, чувства автора.
«А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.»
Две последние строки стихотворения тоже можно «расшифровать».
Образ цыган в литературе встречается нередко. Они символизируют свободу, вольнолюбие, независимость. Цыганка – символ радости бытия неиспорченной цивилизацией личности, женской красоты, любви. Упоминание в конце стихотворения о ней является отражением надежды, веры в свои идеалы, веры в Прекрасную Даму.
Темы, проблемы, настроение
Главная тема произведения «В ресторане» — это тема Любви. В поэзии Александра Александровича она занимает главенствующее положение. Эта тема проявляет себя по-разному в каждом новом стихотворении автора, приобретая то возвышенные, неземные черты, то черты трагические.
Проблематика произведения «В ресторане» сводится к некой разочарованности в светлом чувстве, в идеалах. Но поэт будто пытается переубедить себя, читателя в том, что осознал, пытается сказать, что, возможно, мир не такой идеальный, как представлялся изначально, но и не такой мрачный, как может показаться на первый взгляд.
За счет этого настроение стихотворения «В ресторане» волнообразное, послевкусие остается довольно приятным, без нот отчаяния.
Основная идея
Смысл произведения «В ресторане» — это осознание автором неидеальности окружающей действительности, разрушение устоявшихся идеалов поэта.
«Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.»
Данные строки можно считать отражением главной мысли стихотворения «В ресторане», так как они являются симбиозом Блоковских идеалов и Блоковского трагического осознания, являются чем-то новым, более реалистичным и живым. Идеальная любовь омрачена порочной действительностью, но человек может дотронуться до нее в мгновении созерцания красоты, молодости, грации.
Анализ стихотворения «В ресторане» был бы неполным без списка средств художественной выразительности.
Средства выразительности
Обратите внимание на тропы в стихотворении «В ресторане». Главная мысль произведения воплощена в этих художественных средствах выразительности.
- Эпитеты: «бледное небо», «переполненный зал», «встретил смущенно и дерзко», «взор надменный», «обратясь намеренно резко», «презрение юное», «иступленно запели», «чуть заметное дрожание руки», «тревожно зашептались».
- Сравнения: «золотого, как нёбо», «рванулась движеньем испуганной птицы», «прошла, словно сон мой легка».
- Метафоры: «пожар зари», «сожжено и раздвинуто небо», «на желтой заре – фонари», «что-то грянули струны», «глубь зеркал».
- Олицетворение: «пели смычки», «запели смычки», «вздохнули духи, задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало».
- Анафора: «Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка…»
- На протяжении всего стихотворения встречается инверсия.
- Эллипсис: «И на жёлтой заре — фонари».
- Аллитерация: «грянули струны», «запели смычки», «вздохнули духи», «задремали ресницы», «зашептались шелка», «монисто бренчало» (повторяющиеся «рычащие», «звенящие» и «шипящие» звуки усиливают эмоциональный окрас произведения, позволяя читателю «глубже окунуться» в смысл стихотворения).
Анализ стихотворения «В ресторане» Блока
Средняя оценка: 4.9
Всего получено оценок: 42.
Средняя оценка: 4.9
Всего получено оценок: 42.
Одно из самых сложных произведений Блока — стихотворение “В ресторане”, посвящённое актрисе Ольге Судейкиной и наполненное множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 11 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.
История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.
Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.
Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрёстной рифмовкой.
Эпитеты – “бледное небо”, “жёлтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”.
Олицетворения – “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.
История создания
Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.
Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребёнка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, всё же не может не чувствовать боль. Он выплескивает её со свойственным ему изяществом – в творчестве.
Лирический герой, стремившийся к недосягаемому идеалу, разочарован тем, что не может найти его в реальном мире. Женщина, которая казалось ему прекрасной и далекой, на деле оказывается такой же продажной, как и все в этом мире.
Основная тема этого произведения – разочарование в любви, которое очень остро испытывает лирический герой. Очевидно, что когда-то он был настроен романтически, но это прошло.
Композиция
Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.
Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.
Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что всё происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведётся от лица искренне страдающего человека.
Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюблённого в неё мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.
Это лирическое стихотворение с философскими элементами, где герой опосредованно, через символы и образы, передаёт свои чувства и рассказывает о разбитом сердце. Такой жанр идеально подошёл Блоку для воплощения его идеи.
Разностопный (трёх- и четырёхстопный) анапест с перекрёстной рифмовкой делает этот литературный шедевр совершенным с точки зрения формы. Все части стихотворения гармонично связаны между собой.
Средства выразительности
Это стихотворение прежде всего наполнено символами, однако Блок использует в нём и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:
- Эпитеты – “бледное небо”, “жёлтая заря”, “чёрная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
- Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
- Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”.
- Олицетворения– “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.
Все художественные приёмы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.
“В ресторане” – анализ стихотворения А.А. Блока
Александр Александрович Блок является одним из известных русских поэтов. В данной статье будет рассмотрено стихотворение «В ресторане» Блока и проведён его анализ. Представленное произведение изучается в старших классах школы, и часто ученики пишут по нему сочинения и делают доклады.
Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане»
Стихотворение написано полностью в прошедшем времени. Воспоминания героя о том вечере не ясны, создаётся впечатление иллюзии. Блок сам пишет в начале первого четверостишия «. он был, или не был, Этот вечер. ».
В произведении есть всего два главных действующих персонажа – молодая дама и рассказчик (мужчина). Главный герой сидел в ресторане и заметил среди всех гостей прекрасную даму. Несмотря на то, что рядом с ней сидел кавалер, лирический герой решает впечатлить её, подарив розу в бокале. И женщина отвечает герою заинтересованным взглядом.
Настроение произведения можно назвать элегическим. В стихотворении представлены такие чувства, как грусть, неразделённая любовь.
История создания
Стихотворение «В ресторане» было написано Александром Александровичем Блоком в 1910 году и заметно напоминает более известное творение поэта, представленное свету намного раньше – «Незнакомка». Переживания, описанные в произведении, связаны с тем, что у него были трудные времена в личной жизни. Дама сердца изменила ему с другим мужчиной, и родила от него ребёнка. Поэт не перестал испытывать сильные чувства к женщине, но все же сердечная боль дала о себе знать.
Жанр и композиция
Композиция стихотворения хорошо продумана. На первый взгляд сюжет произведения ничем не примечателен, но стоит лишь вчитаться, и понимаешь всю суть проблемы. Главный герой сидит в ресторане возле окна, через которое виднеется небо, с золотым отливом от заката. Персонаж расстроен из-за неразделенной любви, и, чтобы забыть свои переживания, заказывает из меню алкогольный напиток. Он чувствует себя поникшим и одиноким, но тут замечает прекрасную даму. Хотя герой увидел, что рядом с женщиной сидит кавалер, он все равно преподнёс ей в виде презента чёрную розу в бокале. Дама оценила данный жест и заинтересовалась незнакомцем.
Данное произведение представлено в виде лирики с философскими рассуждениями. Образ мужчины передаёт свои чувства через различные знаки и символы.
Главная тема и идея стихотворения
Главной темой и идеей является разочарование в любви. Лирический герой пришёл в ресторан грустным из-за того, что стремился к идеалу, которого в реальном мире не существует. Женщину, которую он находил прекрасным созданием и считал, что является любовью всей его жизни, оказалась надменной и циничной.
Стихотворный размер
Блоку удалось грамотно и гармонично связать все детали стихотворения. В произведении он использовал пятистопный анапест, а в качестве формы рифмовки выбрал перекрёстную.