0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем стих дума лермонтова

Краткий анализ стихотворения «Дума» Лермонтова по плану

1. История создания

Произведение было написано в 1838 году, впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

Было время, когда Лермонтов очень хотел быть принятым в свете, но двери аристократических салонов были для него закрыты. Они открылись лишь тогда, когда к поэту пришла известность.

В конце 1838 года он напишет в письме к Лопухиной: «Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой. Тем не менее, я скучаю».

Светская жизнь не оправдала его ожиданий. Поэт скучает, но продолжает посещать балы и салоны, поскольку, как признаётся в том же письме к Лопухиной, его главный недостаток – тщеславие и самолюбие.

Впечатления, полученные на балах и светских раутах, помогли Лермонтову лучше узнать своих современников – молодых аристократов. Результат его наблюдений и размышлений – стихотворение «Дума».

2. Литературное направление

Здесь в равной степени переплелись романтизм и реализм.

3. Род

Родовая принадлежность произведения – лирика.

4. Жанр

«Дума» это исповедальная гражданская лирика с элементами сатиры.

Литературовед А.И. Журавлёва считает, что это произведение является синтезом элегии, оды и философского размышления.

5. Проблематика

Лермонтов в «Думе» поднимает проблему нравственности и уровня гражданского самосознания в среде образованных, но избалованных и слабовольных, не способных к действию молодых людей, которые «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны, / и перед властию – презренные рабы».

Косвенно затрагивается также проблема несоответствия между ожиданиями молодости и реальностью взрослой жизни. Золотая дворянская молодёжь, в большей своей части, не находила применения своим способностям и силам в обществе, многие жили словно по инерции, понапрасну растрачивая время на бессмысленное прожигание жизни.

6. Тематика

«Дума» – одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова гражданской тематики. Он обращается к теме потерянного поколения, поскольку и сам является его представителем.

Но если он пытается искать смысл жизни, большая часть его современников ведёт потребительское существование. Кочуя из одной гостиной в другую, они попусту растрачивают накопленные предками материальные средства, также равнодушно «потребляют» и ценности художественные, всё то, что было создано предыдущими поколениями:

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережём в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад…».

7. Идея

В чём смысл жизни? Зачем живёт человек? Салонное общение с представителями своего поколения выявляет для автора пустоту жизни большинства его ровесников, принадлежащих к сливкам общества.

Оставит ли что-то после себя это потерянное поколение? Или «в бездействии состарится оно», исчезнет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда»?

8. Пафос

В “Думе” ярко выражен гражданская позиция автора, его горечь и недовольство при виде сложившихся в обществе порядков.

Употребление высокой лексики, энергичный слог подчёркивают обличительно-исповедальный пафос произведения.

9. Система образов

В “Думе” представлен собирательный образ молодого поколения.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем является не один герой, в целое поколение автора, от имени которого идёт повествование.

К нему причисляет себя и сам поэт.

11. Лирический герой

Лирический герой («мы») – дворянство середины девятнадцатого века, собирательный образ богатой молодёжи.

Многоликий лирический герой с рождения принадлежит к привилегированному сословию, пользуясь всеми возможными благами цивилизации.

12. Сюжет

Чётко выраженного сюжета, как и хронологического порядка в развитии действия нет. Произведение представляет собой описание образа жизни «светских львов» и резкую критику этого образа жизни.

Имея доступ к образованию и всевозможным материальным благам, это поколение неспособно дать что-то обществу взамен. Молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели», поскольку по природе своей они эгоистичны, холодно-равнодушны и не способны к созидательной работе. Неудивительно, что грядущее этого поколения – «иль пусто, иль темно».

13. Композиция

Произведение состоит из пяти строф. Композиция линейная, структура не выраженная, но строфы крепко связаны тематикой, что придаёт произведению цельность.

14. Художественное своеобразие произведения

В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.

Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.

Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом.

Рифмовка перекрёстная (АВАВ).

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении много тропов. Здесь присутствуют эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и оксюморон (фигура речи, объединяющая взаимоисключающие понятия).

  • Эпитеты: «презренные (рабы)», «поздний (ум)», «тощий (плод)», «бесплодная (наука)», «осмеянные (страсти)», «сладостный (восторг)», «бесполезный (клад)», «тайный (холод)», «роскошные (забавы)», «угрюмая (толпа)», «презрительный (стих)», «горькая (насмешка»,
  • Метафоры: «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «иссушили ум», «тощий плод», «чаша наслажденья».
  • Сравнения: «жизнь томит, как ровный путь без цели», «как пир на празднике чужом».
  • Метонимия (с древнегреческого – «переименование»): «богаты мы едва из колыбели», «и к гробу мы спешим».
  • Оксюморон: «добросовестный, ребяческий разврат».

17. Значение произведения

Поэт правдиво показывает бесплодность существования большинства представителей «золотой молодёжи» своего времени. Но и сегодня произведение актуально, многие представители современной молодёжи живут пассивно, «к добру и злу постыдно равнодушны».

18. Актуальность

«Думу» можно рассматривать как предостережение. Потребительское отношение к жизни во все времена разрушало и разрушает духовное начало в человеке.

19. Моё отношение

Мне нравится “Дума” за её беспощадную правдивость. Произведение великолепно и по исполнению. Нравится его энергетика и точность слов.

20. Чему учит

Стихотворение учит ценить каждый миг отпущенной человеку жизни и разумно использовать время; искать своё место в жизни общества. Пустое времяпрепровождение – «как пир на празднике чужом».

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Стихотворение «Дума» написанное в жанре оды – это размышление уже взрослого поэта о своем поколении. Привыкший относиться критически к себе и другим, Лермонтов не совсем справедлив, вынося столь жестокий приговор своему поколению. Он излишне требователен в отношении к своим ровесникам.

Потомки вправе гордиться поколением, давшим самого Лермонтова, Белинского, Н.В. Гоголя, А.С. Даргомыжского. И. Айвазовского. Поэт тонко чувствовал притворство, обман, и это обстоятельство делало его желчным, придирчивым, несносным.

Немного об истории создания стихотворения

В феврале в 1838 года Лермонтов был переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, квартировавший в Селищенских казармах близ Новгорода. Это, несправедливо заброшенное сейчас место было любимым детищем военного министра графа А. А. Аракчеева. Казармы позднее стали называться аракчеевскими. К ним были подведены шоссейные дороги, территория была благоустроена. Сюда привозили иностранных гостей, желая похвастаться военной выправкой русской Армии.

Корнет Лермонтов жил вместе с корнетом Краснокутским в так называемом «сумасшедшем доме». Так называли часть дома, в которой жили неженатые молодые офицеры. В часы несения службы он командовал взводом, а в часы отдыха участвовал в офицерских забавах. Из комнат сумасшедшего дома почти круглосуточно слышались звуки гитары, фортепиано. Офицеры много читали, кто-то что-то писал. В комнате Лермонтова стены были исписаны стихами. Очевидно, с бумагой было туговато, рождавшиеся в его мозгу рифмы, он выцарапывал прямо на стене.

Офицеры долго берегли эти надписи, пока однажды во время отсутствия полка в казармах, инженер, которому был поручен ремонт, не распорядился закрасить их. Вполне возможно, что стихотворение «Дума» было записано на этих стенах, поэтому бумажного автографа не сохранилось.

Стихотворение «Дума» было впервые напечатано в «Отечественных записках», принадлежавших на тот момент Андрею Краевскому 1839 году.

Тема и идея стихотворения

Стихотворение называется «Дума». И наверняка оно стало плодом наблюдений за офицерами в этом самом «сумасшедшем доме». Большинство из них часы досуга посвящало пьянкам, карточным играм, другим увеселениям. Лермонтов с молодых лет начал задумываться о смысле жизни. Воспитанный на творениях Байрона и Пушкина, он видел смысл жизни в борьбе с несправедливостью. Но его мысли не находили поддержки у ровесников.

Тема стихотворения «Дума» — это философское размышление о судьбе целого поколения, утомленного жизнью. Основная мысль стихотворения – это переживание поэта о том, что

Идея стиха была духовно близка и Герцену, который всего на 2 года старше поэта. Через 3 года после написания «Думы» Герцен записал в своем дневнике следующее:

Композиция, построение стихотворения

Стихотворение «Дума» написано в жанре оды, хотя классические каноны оды нарушены. Впрочем, Лермонтов в этом не повинен. В русской литературе эти каноны начал нарушать еще Державин. Профессор филологического факультета МГУ А. И. Журавлёва увидела в «Думе» сложный синтез элегии, ямбической оды и философского монолога.

Композиция стихотворения простая. Стихотворение цельное, одночастное, хотя и разбито на отдельные строфы. Первая строфа стихотворения состоят из 16 строк, третья строфа – из 12 строк, вторая и четвертая строфы содержат по 8 строчек. Рифмовка перекрестная, женские рифмы сочетаются с мужскими. Размер стиха – шестистопный ямб, обеспечивающий произведению задумчивую неторопливость.

Средства художественной выразительности

В стихотворении использованы средства, художественной выразительности, помогающие Лермонтову ярче, рельефнее выразить свою мысль. Преобладают негативные олицетворения.

  • Эпитеты: грядущее, богаты, ровный, чужом, созрелый, постыдно равнодушны, лучшие, промотавшимся отцом.
  • Олицетворения: пусто, темно (о будущем целого поколения) наукою бесплодной, осмеянных страстей, Восторгом сладостным, зарытый скупостью и бесполезный клад, холод тайный, роскошные забавы, добросовестный, ребяческий разврат. мысли плодовитой, Насмешкой горькою;
  • Метафоры: мы вянем, иссушили ум, огонь кипит,
  • Сравнения: жизнь томит, как путь без цели, Так тощий плод
  • Гипербола: презренные рабы.
  • Антитезы: к добру и злу; надежды лучшие – неверие; и ненавидим мы, и любим мы; ни злобе, ни любви, холод – огонь.

В заключение анализ стихотворения Лермонтова «Дума» вспомним о том, что Белинский высоко оценил художественные достоинства и идейное содержание этого произведения. Наряду с «алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти», известный русский критик отмечал, что в этом стихотворении люди «нового поколения» найдут разгадку «собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней…».

Анализ стихотворения «Дума» (М. Ю. Лермонтов)

Михаил Лермонтов прославился среди потомков не только любовной лирикой и поэмой о свободолюбивом юноше, но и серьезными философскими стихами о наболевших проблемах и острых вопросах. Одним из таких произведений Многомудрый Литрекон считает «Думу» и предлагает вам обратиться к ее анализу.

Читать еще:  Я в весеннем лесу чьи стихи

История создания

Стихотворение «Дума» было создано в 1838 году. Оно относится к зрелой лирике поэта (на тот момент ему было 24 года). В этот период он все чаще рассуждает в своих шедеврах над темой поколения, осуждает своё настоящее и презирает будущее.

История написания произведения тесно связана с тем, что чувствовал Михаил Лермонтов в первой кавказской ссылке. Там он не находил взаимопонимания с коллективом, был белой вороной среди черной стаи. Молодые офицеры поразили его своим равнодушием к жизни страны, своей апатией и праздностью. Пылкие речи поэта были чужды им, и юный дворянин замкнулся в себе, изливая горечь одиночества на бумагу. Он был настроен оппозиционно по отношению к действующей власти и к конформистскому обществу, которое ее поддерживало.

Жанр, направление, размер

Стихотворение трудно отнести к определённому жанру, оно совмещает в себе как черты элегии, так и сатиры.

  1. Первый жанр проявляется в размере и композиции произведения. Оно написано шестистопным ямбом, разделено на пять строф, четыре из которых состоят из восьми строк, одна из двенадцати. Такой объём прибавляет «грузность» стихотворению, создаёт медленность прочтения.
  2. Второй жанр раскрывается в направлении, тематике. Автор обличает пороки окружающего общества, с язвительностью и негодованием рассуждает о прошлом и будущем.

Образы и символы

  • В бездеятельности поколения лирический герой винит «ошибки отцов». Под этим образом скрывается восстание декабристов 1825 года. Горькая попытка предков изменить своё положение научила будущее поколение не высказывать своё мнение, не стремится к справедливости. Потому с ранних лет их жизнь томит как «ровный путь без цели», а перед опасностью они «позорно малодушны».
  • Лирический герой является частью своего поколения, поэтому везде пишет «мы». Но его отличает печаль, с которой он смотрит на недостатки своих ровесников. Он задумывается о будущем и грустит, что ничего не сможет оставить потомкам. Значит, его отличает сознательность, с которой он прозябает в праздности. Но он не властен над своей судьбой: таково ярмо его времени. Он – игрушка в руках рока и заложник паутины исторических и социальных закономерностей.
  • Образ толпы раскрывается как бездушная масса людей, существующая без духовных ценностей, без высших стремлений. Однако лирический герой и себя относит к ней. Он понимает, что связан неразрывной нитью с окружающим обществом. Историческое прошлое обусловило эту нить.
  • Символ раннего плода отражает состояние поколения, о котором пишет поэт. Эти люди рано взрослеют и столь же рано увядают, но толку от их созревания нет, ведь они бесполезны, будто фрукт, лишенный вкуса и запаха. Праздность губит их ум, а несвобода разлагает их души.
  • В глаголах «иссушили», «извлекли (сок)» автор выражает сущность увядания своего поколения. Весь сок жизни, свои чувства они скрывают и умеряют, чтобы не быть осмеянными лицемерным обществом.

Темы и настроение

Тематика произведения М. Лермонтова довольно-таки богата, хоть стихотворение и не отличается большим объемом.

  1. Основная тема стихотворения — сущность современного человека. Лирический герой скептически относится к своему поколению, он не видит его будущего. По его мнению, современное общество ведёт бессмысленное существование, ведь оно равнодушно и к добру, и к злу, у него нет принципов и целей, ради которых стоит жить.
  2. Также затронута тема преемственности поколений. «Ошибки отцов» повлияли на «младое племя». Их опыт привёл к бездействию «детей», отсутствию стремления к знаниям, к прогрессу. Лирический герой переживает за духовное наследие, которое оставит их век.
  3. Лермонтов дал исчерпывающую характеристику своему времени, затронув тему власти и выразил свое презрение к ней. Современников он назвал презренными рабами и не случайно, ведь после декабристского восстания дворяне больше не участвовали в жизни страны, закрылись в ограниченном мирке удовольствий и радостей своего положения, чтобы не замечать общественных проблем.
  4. В стихотворении преобладает настроение тоски, сожаления, ощущение безысходности. Лирический герой язвительно обличает пороки своего времени, причисляя и себя к тем, кого он обвиняет.

Проблемы

Проблематика произведения тесно связана с идеей и говорит о том, что же поэт осуждает в людях, за что корит их.

  1. Праздность. Дворяне жили «на всем готовом», то есть не работали и не служили отечеству. Страна держалась на крестьянском труде, а элита лишь паразитировала на народе. Это состояние «ничегонеделания» развратило молодых людей. Они перестали развиваться и стремиться улучшить жизнь в России, хотя это именно их долг перед Родиной.
  2. Лицемерие. Современники Лермонтова скрывали свои истинные душевные порывы, чтобы не быть осмеянными. Это привело к тому, что они перестали получать удовольствие от жизни. Все эмоции были наиграны, речи – циничны, а душа оставалась одинокой и непонятой, поэтому все радости молодости стремительно пролетели мимо.
  3. Бессмысленность бытия. Герои того времени – пловцы по течению. У них нет целей, искренних чувств, возвышенных идеалов. Их циничная ухмылка – лишь стремление придать себе мнимой значимости. Они не наполняют свое бытие смыслом, просто прожигают жизнь. Именно поэтому героя страшит упрек сыновей, который они обратят к промотавшимся отцам.
  4. Равнодушие. Современники автора ко всему безразличны, даже их любовь случайна и легковесна. Их ничего не трогает, ничего не волнует, ничего не вдохновляет, значит, они пусты.
  5. Цинизм. Поколение Лермонтова лишь насмехается и упражняется в остроумии, но за едкими репликами скрывается пустота.

Основная идея

Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.

Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.

Средства художественной выразительности

Поэзия Лермонтова богата средствами художественной выразительности, которые помогают придать мелодичность строкам, увидеть равнодушные глаза лирического героя, полные презрения и тоски.

Метафоры — неотъемлемый троп многих произведений. В каждой строфе можно увидеть скрытое сравнение, необычный оборот речи.

Так, в первом восьмистишии лирический герой во фразе «Богаты мы, едва из колыбели/ Ошибками отцов…» выражает преемственность молодого поколения и пагубное воздействия на него опыта предков. Далее он сравнивает жизнь с пиром «на празднике чужом». В этой фразе выражается равнодушие к жизни, отсутствие стремления ко всякой деятельности.

Чтобы придать монотонности звучанию, автор использует такой примем, как анафора — единоначалие. В предпоследней строфе отчаяние героя достигает высшей степени:

И ненавидим мы, и любим мы случайно/ Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви/ И царствует в душе какой-то холод тайный.

Также важную роль играют эпитеты. Они выражают презрение героя к прошлому и настоящему: «презренные рабы», «бесполезный клад», «ребяческий разврат», «толпой угрюмою».

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 105.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 105.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума” присутствует ярко выраженная гражданская позиция поэта, слышна скорбь о судьбе нового поколения. Автор порицает равнодушие и эгоизм общества, отсутствие высоких идеалов и стремление к праздному существованию. Полный и краткий анализ “Дума” по плану поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Дума.

История создания – написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.

Тема – тема потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.

Композиция – пять строф с ослабленной структурной, но сильной тематической связью.

Жанр – дума, стихотворение с философским и гражданским пафосом, есть черты элегии, сатиры, эпиграммы.

Стихотворный размер – в основном шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “чаша наслаждения”.

Эпитеты“презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.

Метонимия“богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.

Сравнение“жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.

Оксюморон“добросовестный, ребяческий разврат”.

История создания

В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.

Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что не верящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать своё мнение о современном поколении. Родилось великолепное, сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости произведение.

Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов” , не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы” , которая их совершенно не страшит.

Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение” . Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомков, исчезнут с лица земли никем не замеченными и бессмысленно.

Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…” . Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.

Читать еще:  Под каким псевдонимом писал стихи бугаев

Композиция

Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь героя ведётся от первого лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей, и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.
Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха.

Жанр стихотворения заявлен уже в названии – дума. Это Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Есть в стихотворении и черты элегии, а также эпиграммы и сатиры.

Средства выразительности

Эпитеты – “ презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих” .

Нетрудно заметить, что большинство эпитетов имеют отрицательную окраску, что создаёт характер всего произведения. Очень тонко поэт подметил отношение своего поколения к жизни с помощью сравнения и метонимии: “нас жизнь томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом…”, ” и к гробу мы спешим без счастья и без славы” .

Краткий анализ стихотворения «Дума» Лермонтова по плану


Стихотворение «Дума» написанное в жанре оды – это размышление уже взрослого поэта о своем поколении. Привыкший относиться критически к себе и другим, Лермонтов не совсем справедлив, вынося столь жестокий приговор своему поколению. Он излишне требователен в отношении к своим ровесникам.
Потомки вправе гордиться поколением, давшим самого Лермонтова, Белинского, Н.В. Гоголя, А.С. Даргомыжского. И. Айвазовского. Поэт тонко чувствовал притворство, обман, и это обстоятельство делало его желчным, придирчивым, несносным.

История создания

Произведение было написано в 1838 году, впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

Было время, когда Лермонтов очень хотел быть принятым в свете, но двери аристократических салонов были для него закрыты. Они открылись лишь тогда, когда к поэту пришла известность.

В конце 1838 года он напишет в письме к Лопухиной: «Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой. Тем не менее, я скучаю».

Светская жизнь не оправдала его ожиданий. Поэт скучает, но продолжает посещать балы и салоны, поскольку, как признаётся в том же письме к Лопухиной, его главный недостаток – тщеславие и самолюбие.

Впечатления, полученные на балах и светских раутах, помогли Лермонтову лучше узнать своих современников – молодых аристократов. Результат его наблюдений и размышлений – стихотворение «Дума».

Тема и идея стихотворения

Стихотворение называется «Дума». И наверняка оно стало плодом наблюдений за офицерами в этом самом «сумасшедшем доме». Большинство из них часы досуга посвящало пьянкам, карточным играм, другим увеселениям. Лермонтов с молодых лет начал задумываться о смысле жизни. Воспитанный на творениях Байрона и Пушкина, он видел смысл жизни в борьбе с несправедливостью. Но его мысли не находили поддержки у ровесников.

Тема стихотворения «Дума» — это философское размышление о судьбе целого поколения, утомленного жизнью. Основная мысль стихотворения – это переживание поэта о том, что

Идея стиха была духовно близка и Герцену, который всего на 2 года старше поэта. Через 3 года после написания «Думы» Герцен записал в своем дневнике следующее:

Проблематика

Лермонтов в «Думе» поднимает проблему нравственности и уровня гражданского самосознания в среде образованных, но избалованных и слабовольных, не способных к действию молодых людей, которые «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны, / и перед властию – презренные рабы».

Косвенно затрагивается также проблема несоответствия между ожиданиями молодости и реальностью взрослой жизни. Золотая дворянская молодёжь, в большей своей части, не находила применения своим способностям и силам в обществе, многие жили словно по инерции, понапрасну растрачивая время на бессмысленное прожигание жизни.

Композиция, построение стихотворения

Стихотворение «Дума» написано в жанре оды, хотя классические каноны оды нарушены. Впрочем, Лермонтов в этом не повинен. В русской литературе эти каноны начал нарушать еще Державин. Профессор филологического факультета МГУ А. И. Журавлёва увидела в «Думе» сложный синтез элегии, ямбической оды и философского монолога.

Композиция стихотворения простая. Стихотворение цельное, одночастное, хотя и разбито на отдельные строфы. Первая строфа стихотворения состоят из 16 строк, третья строфа – из 12 строк, вторая и четвертая строфы содержат по 8 строчек. Рифмовка перекрестная, женские рифмы сочетаются с мужскими. Размер стиха – шестистопный ямб, обеспечивающий произведению задумчивую неторопливость.

Тематика

«Дума» – одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова гражданской тематики. Он обращается к теме потерянного поколения, поскольку и сам является его представителем.

Но если он пытается искать смысл жизни, большая часть его современников ведёт потребительское существование. Кочуя из одной гостиной в другую, они попусту растрачивают накопленные предками материальные средства, также равнодушно «потребляют» и ценности художественные, всё то, что было создано предыдущими поколениями:

Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережём в груди остаток чувства – Зарытый скупостью и бесполезный клад…».

Жанр, направление и композиция

Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры.

По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.

Композицию произведения составляет четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведется от второго лица и является печальным размышлением лирического героя.

Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого.

Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвертая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.

Сюжет

Чётко выраженного сюжета, как и хронологического порядка в развитии действия нет. Произведение представляет собой описание образа жизни «светских львов» и резкую критику этого образа жизни.

Имея доступ к образованию и всевозможным материальным благам, это поколение неспособно дать что-то обществу взамен. Молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели», поскольку по природе своей они эгоистичны, холодно-равнодушны и не способны к созидательной работе. Неудивительно, что грядущее этого поколения – «иль пусто, иль темно».

Основная идея

Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.

Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.

Художественное своеобразие произведения

В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.

Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.

Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».

Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов”, не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы”, которая их совершенно не страшит.

Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение”. Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомком, исчезнут с лица земли незамеченно и бессмысленно.

Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ни чем не жертвуя ни злобе, ни любви…”. Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.

Средства художественной выразительности

В стихотворении много тропов. Здесь присутствуют эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и оксюморон (фигура речи, объединяющая взаимоисключающие понятия).

  • Эпитеты: «презренные (рабы)», «поздний (ум)», «тощий (плод)», «бесплодная (наука)», «осмеянные (страсти)», «сладостный (восторг)», «бесполезный (клад)», «тайный (холод)», «роскошные (забавы)», «угрюмая (толпа)», «презрительный (стих)», «горькая (насмешка»,
  • Метафоры: «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «иссушили ум», «тощий плод», «чаша наслажденья».
  • Сравнения: «жизнь томит, как ровный путь без цели», «как пир на празднике чужом».
  • Метонимия (с древнегреческого – «переименование»): «богаты мы едва из колыбели», «и к гробу мы спешим».
  • Оксюморон: «добросовестный, ребяческий разврат».

Настроение общества первой половины 19 века

1838 – год написания «Думы» — это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором.

После поражения декабристского восстания настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, равнодушие и бесцельность существования.

Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.

Читать еще:  Короткие стихи о любви парню который нравится

Сам поэт за смелое изъявление мыслей был сослан на военную службу на Кавказ. Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, который поразил поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». С этого момента начинается история создания «Думы».

Жанровое многообразие и композиционное построение

Не будет большим преувеличением утверждать, что «Дума» Лермонтова создана в особом литературном жанре, форма которого предопределена поэтами-декабристами.
По содержанию жанр близок к философской элегии, тесно переплетенной с романтической новеллой и лирической исповедью. Белинский, напротив, увидел в творении автора «сатиру…, как законный вид поэзии», ибо под «сатирой» он разумел «громы негодования… оскорбленного позором общества».

Всё построение «Думы» основано на развитии мысли. Вначале поэт отстраненно от своего лица судит и упрекает современников. Но уже после первого четверостишия автор замыкает круг на себе, определяя свою принадлежность к поколению лишних людей: «мы вянем без борьбы…», «мы иссушили ум…», то есть это не взгляд человека со стороны, а откровения личности, являющейся членом этого общества.

Композиция стихотворения выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом.

Произведение состоит из трех частей:

  1. Первая – это прорисовка темы и описание молодых сверстников, здесь автор еще разделяет «я» и «они».
  2. В центральной — второй части — грань размывается и выстраивается единое «мы».
  3. В третьей — финальной — звучит тема грядущего.

Внимание! Стихотворение написано высоким слогом, который использовали для написания оды. Это шестистопный ямб, или «александрийский стих». Выбранный размер подчеркивает значимость мыслей и обращений поэта, течение стиха, благодаря ямбической стопе, становится величаво неторопливым и замедленным.

Тема замкнутого, уставшего и непонятого лирического героя, присущая музе Лермонтова, звучит и в «Думе», где он предстает в роли ни сколько обличителя, сколько персонажа, осознающего своё истинное положение в обществе. Грустное элегическое раздумье сменяется безрадостным обобщением, за романтичными нотами следует горький сарказм. Осуждая общество, в котором живет лирический герой, он одновременно судит и себя — иронично и беспощадно.

Анализ кратко

«Дума», написанная в 1838 году – это одно из обличительных гражданских произведений в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт яро выражает свою гражданскую позицию. Лермонтов во многих стихотворениях выказывает свое презрение придворному свету. В негуманном, жестоком и пустом обществе ценится только бездеятельность и повиновение. Оттого Лермонтов скорбит о судьбе нового поколения.
С первых строк поэт будто смотрит на молодых издалека, предрекая их печальную участь. Но уже во втором четверостишии начинает звучать местоимение «мы». Лермонтов будто берет на себя ответственность за бездеятельность и пустоту поколения, объединяясь с ним. Молодые люди полны огня, таланта и решимости. У них есть все, чтобы стать индивидуальностями, но окружающий мир не хочет принимать сильных личностей и подавляет их. Исход восстания на Сенатской площади 1825 года показал, что власть может подавить пылающий огонь протестующих. Новое поколение не желает повторять ошибок отцов и живет в бездействии, порожденном страхом и неведением.

Стихотворение «Дума» полно сочувствия и содержит предостережение потомкам. Если народ не станет противостоять власти и неугодному порядку, он будет потворствовать преступлениям, духовному и личностному разложению.

Стихотворение и анализ «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию – презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Краткое содержание

В. Шегедин. Лермонтов. Вдохновение. 1989

В развитии действия данного произведения нет чётко выраженного сюжета и хронологического порядка. Стихотворение представляет собой рассказ об образе жизни представителей светского общества, так называемых «светских львов», и гневную критику этого образа жизни. «Светские львы», обладая по праву рождения неограниченными возможностями и материальными преференциями, абсолютно не способны дать что-то полезное обществу.

Мы узнаём из произведения, что молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели». По своей природе они крайне эгоистичны, равнодушны, не обладают способностью к созидательной работе. В связи с этим не удивительно, что будущее этого поколения «иль пусто, иль темно».

История создания

Стихотворение появилось на свет в 1838 году. Первая публикация состоялась в 1839году, в журнале «Отечественные записки». Известно, что какое-то непродолжительное время Лермонтов искренне желал быть принятым в избранное общество высшего света, но аристократические салоны захлопнули перед ним свои богатые двери. Эти двери широко распахнулись для поэта лишь после того, как к нему пришла всенародная известность.

Надо признать, насыщенная светская жизнь нисколько не оправдала радужных ожиданий поэта. Тем не менее, он продолжал посещать множество балов и салонов, так как был весьма тщеславен и самолюбив от природы. Об этих своих качествах Лермонтов пишет в письме к Лопухиной, называя себя человеком «самолюбивым и тщеславным». Впечатления, полученные на многочисленных балах и светских раутах, помогли Лермонтову гораздо глубже узнать своих современников в лице молодых аристократов. В данном произведении отразился результат долгих раздумий и наблюдений поэта.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности, перед нами философско-гражданское лирическое стихотворение, во многом близкое либо к философской элегии, либо к лирической исповеди гражданского характера. В произведении также присутствуют черты эпиграммы и сатиры. К примеру, известный литературовед А.И. Журавлёва полагает, что это стихотворение «представляет собой синтез элегии, оды и философского размышления».

В данном произведении равномерно переплелись такие литературные направления, как «реализм» и «романтизм». Поэтический размер – шестистопный ямб. Он иногда меняется на пятистопный и четырёхстопный ямб с целью выделения определённых важных фраз и мыслей. Рифма перекрёстная.

Композиция

Стихотворение включает в себя пять строф. Композиция произведения линейная, чёткую структуру выявить невозможно, но строфы тесно связаны между собой общей тематикой. Такой приём придаёт стихотворению особую семантическую цельность.

Образы и символы

В стихотворении представлен собирательный образ молодого поколения. Лермонтов пишет не об одном герое, а о целом поколении, к которому причисляет и себя. В произведении представлены следующие образы:

  • лирический герой («мы») – начиная с середины девятнадцатого века, дворянство являлось собирательным образом молодёжи. Поэтому многоликий лирический герой с первого дня своего рождения принадлежит к привилегированному сословию людей: он может пользоваться всеми благами цивилизованного мира;
  • образ толпы раскрывается в произведении, как бездушная масса людей. Однако, лирический герой («мы») относит и себя к этой людской массе. Он осознаёт, что намертво связан нитью судьбы с окружающим его бездушным обществом. Историческое прошлое страны обусловило такую неразрывную связь.

Темы и настроение

В стихотворении поднято несколько значимых, весьма актуальных даже в наше современное время, тем:

  1. Тема сущности человека – лирический герой, относя себя к современному поколению молодых аристократов, крайне негативно относится к новому поколению. Причина такого отношения очевидна: он не видит будущего. По мнению поэта, современное общество ведёт потребительское существование, оно полностью равнодушно к таким базовым понятиям, как «зло» и «добро». Это поколение утратило принципы и цели, ради которых ему стоит жить.
  2. Тема преемственности поколений – поэт считает, что «ошибки отцов» повлияли на «младое племя». Негативный отцовский опыт привёл детей к бездействию, полному отсутствию стремлений к прогрессу, к знаниям, к саморазвитию. Лирический герой переживает за бездушие, которое оставит его век.
  3. Тема власти – давая исчерпывающую характеристику своему времени, поэт напрямую затрагивает тему самодержавной власти и ненависти к ней. Своих современников он характеризует «презренными рабами», ведь после восстания декабристов дворяне не принимали активного участия в жизни страны, закрывшись в своём сытном и комфортном мирке.

Настроенческий пафос произведения – недовольство и горечь при виде общественных устоев и порядков.

Основная идея

Основная идея произведения заключена в ответах на следующие вопросы: «зачем живёт человек?», «в чём смысл жизни?». Несмотря на скрытые порывы души, поколение поэта обречено на бессмысленное существование. Лермонтов полагает, что потерянное поколение ничего полезного после себя не оставит, «в бездействии состарится оно» и полностью исчезнет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой… ни гением начатого труда».

Средства выразительности

В данном произведении Лермонтов особенно щедр на разнообразные художественные тропы. В тексте присутствуют:

  • эпитеты — рабы «презренные», ум «поздний», плод «тощий», наука «бесплодная»;
  • метафоры – «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «чаша наслажденья»;
  • сравнения – «как пир на празднике чужом», «жизнь томит, как ровный путь без цели»;
  • метонимия – «и к гробу мы спешим», «богаты мы едва из колыбели»;
  • оксюморон – «добросовестный, ребяческий разврат».
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector