0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем стих пушкина простишь ли мне ревнивые мечты

Пушкин, а была ли загадка?

Пушкин, а была ли загадка?

1823 год, начало лета.
Александр Сергеевич переезжает из Кишинёва в Одессу. Продолжение ссылки, должность коллежский секретарь МИДа при администрации генерал – Губернатора Воронцова М.С. Для общественности и не ссылка, обычный перевод по службе…

В перечне стихотворений поэта о любви, «Простишь ли мне ревнивые мечты…», этот шедевр считался загадкой, кому оно адресовано. Исследователи – профессионалы думали, спорили, делали выкладки – каждый своё. Решили, могло быть посвящено любой женщине (?).
Наиболее активные рьяно доказывали, жене Воронцова… Оппоненты возражали, не может быть в принципе, познакомились только поздней осенью.

Принялись за надуманный вариант… Собаньская.
Из энциклопедий.
«Каролина Розалия Текла Ржевуская, по мужу Собаньская, авантюристка и тайный агент царского правительства, в которую были влюблены и которой посвящали свои стихи Александр Пушкин и Адам Мицкевич. Хозяйка одесского салона прославилась в начале 1820-х своей жгучей, демонической красотой».
Полька Собаньская, колоритный приключенческий вариант для поэта, чисто мифический. «Пришить» ему женщин и разных, целенаправленно занимались мистификаторы на протяжении всей его короткой жизни..
Как муза одесской жизни, поэт её отметил в романе в стихах «Евгений Онегин».

Профессионалы «пушкинисты» по «неведомым причинам» не принимали во внимание женщину для поэта, Вяземскую Веру Фёдоровну, а она в письме князю, своему мужу откровенно написала в 1824 году, «… Я была единственной…» в Одессе. Пушкин ей посвятил несколько четверостиший в поэме «Евгений Онегин».
Но поэт написал любовные строки стихотворения в 1823 году и акцент – ревность.

Мнение «пушкиноведения», аннотация из сс. «Стихотворение А. С. Пушкина обращено к Амалии Ризнич — жене итальянского негоцианта (купца), жившего в Одессе, которая в мае 1824 года уехала в Италию, а через год умерла от чахотки».
Большего несоответствия к личности поэта, эту даму добавляют ему в увлечения… Как одесскую музу, посвятил ей рисунки на полях черновиков «Евгений Онегин».
Издателей собраний сочинений совсем не смутил тот факт, время написания элегии. Прямо с пыльной дороги, Пушкин по прибытии в Одессу, бросился восхвалять двухметрового роста Амалию, жену владельца одесского Оперного театра. Исходя из ревности и желаний…

Дата написания любовной элегии, 1823 год
Для самодеятельных любителей реальной «пушкинистики», на первый план ставится временной отрезок написания строк, а он…, именно, по времени переезд из Кишинёва в Одессу.
Из письма брату, «Я оставил мою Молдавию и явился в Европу».

Строки строф,
«Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать моё воображенье. »,
говорят о РАННЕЙ верности, О длительных отношениях. О жизни двух близких людей по духу и плоти.
Фраза, «Всегда пугать…», слово «ВСЕГДА», … на годы, как минимум.

Ревнивые мечты, РЕВНОСТЬ временем. Элегия, разговор с женщиной при расставании.
«Твои глаза не следуют за мной. »
——
«Но я любим, тебя я понимаю. (слово «любим», по времени срок длительный)
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Полный текст. А. Пушкин «Простишь ли мне ревнивые мечты. »

«Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты (ревность поэта безмерна)
Всегда пугать моё воображенье?
Окружена поклонников толпой, (красавица, божественно прелестна)
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда, в толпе их страстной, (сходят ли от ревности с ума. )
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой; (вынужденный отъезд…)
Ни слова мне, ни взгляда. друг жестокий!
Хочу ль бежать, — с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор, —
Спокойна ты; весёлый твой укор (допускает свой флирт без любви,
Меня мертвит, любви не выражая. он мертвит)
Скажи ещё: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой, (теперь её
Зачем тебя приветствует лукаво. (ревность к мифическому сопернику,
Что ж он тебе? Скажи, какое право она остаётся, божественно красивая…)
Имеет он бледнеть и ревновать.
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета, (без контроля, обеспокоен, может сорваться)
Зачем его должна ты принимать.
Но я любим. Наедине со мною (он ей верит, отошьёт обязательно, ведь,
Ты так нежна! Лобзания твои она так нежна с ним…)
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Тебе смешны мучения мои; (она клянясь смеётся, верная буду и останусь такой)
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю». (поэт, он поэт…, красиво говорить умел…)
1823

В свете вновь открывшихся обстоятельств: события, и разгадка стихотворения «Романс», о чём начало моего авторского цикла «Сенсация ХХI века»…
Вывод:
Любовная элегия Пушкина, стихотворение «Простишь ли мне ревнивые мечты…», не что иное, как РАЗГОВОР поэта со своей гражданской женой перед отъездом из Кишинёва.
Его цикл любовной лирики, разговор с женщиной…, ЕДИНСТВЕННОЙ. Матери его первого сына, итальянки Ангелики Поли, католичке Ангел, которую обожествил в образе «мадонны» с одной «н», «Глава 10. Чистейший образец. потомкам изумлённым».

Примечание.
Использовал в своём творчестве слово АНГЕЛ с большой или маленькой буквы бессчетное количество раз, на подсознании думал о ней, говорил о ней, вспоминал.
Исследования впереди, нужен тщательный текстовый анализ словосочетания, то есть, расшифровка всех текстов, а известна только четверть наследия поэта.

Ангел осталась в Кишинёве, незаконная (в 19 веке называлась временная жена), с незаконнорожденным сыном 1814 года. Из состоятельных итальянцев родственников, владельцев театров. Жили в России давно, работала в семье с матерью, ездила за мужем, как «декабристка».
Он позже в Одессе, много раз срывался к ней, к сыну, встречались от пересудов на отдалении. Контроля церкви, требования догм единоверия, многих других причин цензуры в личной жизни претендента на Первого поэта империи, а в то время им мог быть только православный. Без близких связей с лицами другой веры…

Форма разговора в стихотворении,… не посвящение.
Приём беседы, глубоко личной, интимной, со своей иностранкой. Красавицей, прелестью неземной,
содержание и похожесть двух произведений, поясняющих характер взаимоотношений между ними.
Стихотворение годом раньше.

«На языке тебе невнятном
Стихи прощальные пишу,
Но в заблуждении приятном
Вниманья твоего прошу:
Мой друг, доколе не увяну,
В разлуке чувство погубя,
Боготворить не перестану
Тебя, мой друг, одну тебя.

На чуждые черты взирая,
Верь только сердцу моему,
Как прежде верила ему,
Его страстей не понимая». 1822.

Есть всё, его подтекст, переходящий в литературный шифр – защита от цензуры.
Его безмерная любовь на протяжении восьми лет к своей иностранке, встречи – расставания,

«Боготворить не перестану
Тебя, мой друг, одну тебя. »

Стиль, форма, манера разговора с одной единственной, женой…
Два шедевра гения поэзии, два в одном – неземная любовь…, а в ней естественная ревность.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Простишь ли мне мои ревнивые мечты»

Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лириче­ского героя, но порой и создается образ героини, раскрывает­ся ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба.

Одно из таких произведений — элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич.

Лирическое содержание элегии составляет любовь и рев­ность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотво­рении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит бла­годаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лири­ческого героя.

Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности:

Простишь ли мне мои ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и «неправомерность» собственной ревности: в ре­чи героя звучат извинительно-просительные интонации.

Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает пове­дение возлюбленной и пытается понять его мотивы:

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплод­ность своих подозрений: надежда, которую Она подает по­клонникам — «пустая». В дальнейшем герой как будто теря­ет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах — определенности.

Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одно­временно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выраже­нием своего отношения:

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда. друг жестокий!

Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини — гордой, рав­нодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведе­ние в свете:

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор, —

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво.

Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвер­гает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать.

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Читать еще:  Как критиковать стихи

Зачем его должна ты принимать.

Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим. » Однако в интонаци­ях героя — не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях — от­сюда последующая пылкость восклицаний, горячность:

Но я любим. Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

«Чужая личность. „потеряна» для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоре­чия души. Где истинное лицо героини — там, наедине с со­перником, или здесь, наедине с героем, — для него это роко­вой в своей неразрешимости вопрос», — пишет В. А. Грех­нев.

Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведе­ние возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в све­те — и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворе­ние нежной просьбой к возлюбленной:

Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

В этом стихотворении Пушкин представляет нам два ха­рактера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он на­ходится в плену стереотипа обыденности.

В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глу­бину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойст­вие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стерео­типов, поэтому поведение более гибко, многовариантно.

Элегия написана в форме монолога-размышления. Компо­зиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть — описание поведения героини в свете. Вторая часть — описание поведения ее наедине с героем. Эти части противо­поставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюб­ленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части эле­гии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения — герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора:

. Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Анафора присутствует и в финале стихотворения:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как сильно я страдаю.

Здесь повтор как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств ге­роя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безум­ное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчаст­ной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой оди­нокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояс­нить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг».

Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тон­кий психологизм, острота человеческих переживаний, глу­бинный философский подтекст — все это присутствует в пуш­кинском творении.

Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974. С. 305—306.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1987. С. 260.

Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985. С. 228.

Анализ стихотворения Простишь ли мне ревнивые мечты (Пушкин А. С.)

Пушкин не дал названия стихотворению, написанному им в 1823 году, а потому оно носит имя по первой своей строке «Простишь ли мне ревнивые мечты…».

Сложные взаимоотношения со своей возлюбленной Амалией Разнич побудили молодого поэта на создание этого произведения. Его возлюбленная импульсивная и кокетливая, отчего в стихотворении Пушкин пишет, как его терзают сомнения. В первых строках он выражает уверенность и негодование в отношении поведения девушки: «Ты мне верна, зачем же любишь ты всегда пугать моё воображенье?».

А уже под конец поэт кидает тень сомнения, описывая микро сюжет, в котором присутствует «соперник вечный» и чувства ревности. Такими небольшими отрывками из жизни нам представляются два героя. Один – безнадёжный романтик, стремящийся найти любовь в глазах своего предмета обожания, а второй герой – девушка, для которой вся эта ситуация игра и ей «смешны мучения» первого. Автор описывает сцены поведения героини, противопоставляет два её отношения к мужчине – одно, когда они находятся в обществе, и второе, когда они остаются наедине.

В своих произведениях Пушкин использует знаменитые ямб и хорей. Именно здесь – ямб, то есть, ударение падает на вторые, третьи, четвёртые и т.д слоги. Рифма строится на чередовании первой и третьей, второй и четвёртой строк. Иначе это называется перекрёстная рифмовка. Литературное направление, в котором работал автор – романтизм, а жанр стиха – элегия. Определение данного произведения в романтизм можно объяснить стремлением героя к любви, в чём он находит собственное освобождение, и следующее за исканием идеала разочарование.

Лирическое произведение богато художественными определениями. Например, в первой же строке «ревнивые мечты». Далее это такие эпитеты как «чудный взор», «досадой одинокой». Пушкин использует перифразу, называя возлюбленную «мой милый друг». Анафора тоже имеет место быть, конкретно здесь это частое обращение к девушке и повторение прилагательного, к примеру, в конце: «Не знаешь ты, как сильно я люблю, не знаешь ты, как сильно я страдаю». Все эти тропы подчёркивают теплоту по отношению к любимой, её важность в жизни поэта на данном этапе.

Это стихотворение понравилось мне тем, что описанный сюжет не редко встречается и в наше время. Наивный романтик, пытаясь обратить на себя внимание любимого человека, сталкивается с трудностями, такими как горделивость и неопределённость в чувствах. Как мне кажется, подобное поведение не даёт положительных результатов, зато помогает человеку взглянуть на мир со стороны реальности.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Александр Пушкин — Простишь ли мне ревнивые мечты: Стих

Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокой!
Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор —
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво.
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать.
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета,
Зачем его должна ты принимать.
Но я любим… Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

Анализ стихотворения «Простишь ли мне ревнивые мечты» Пушкина

Жанр так называемой «унылой элегии» под пером Александра Сергеевича Пушкина приобретает особую остроту и темпераментность. Примером такого произведения служат стихи «Простишь ли мне ревнивые мечты…»

Стихотворение написано в 1823 году. Его автору в эту пору 23 года, он в Одессе, пишет стихи и, конечно же, влюблен. Адресатом стихотворения обычно считают А. Ризнич, однако, есть версия, что это К. Собаньская. По жанру — любовная лирика, по размеру — пятистопный ямб со смешанной рифмой, без деления на строфы. Лирический герой — сам автор. Интонация колеблется от горестной до испытующей, видно, что поэт в смятении от того, как умеет владеть собой его избранница. Он чувствует себя смешным, одураченным, сбитым с толку. «Но я любим» со вздохом облегчения говорит поэт, но и в заключительных строках продолжает жалобно просить: не мучь меня, молю. Ему кажется, что он любит сильнее, чем она, однако, наедине «ты так нежна!» Обескураженный поэт признает, что поводов для ревности у него нет: ты мне верна. Так в чем же дело? Все просто: она пугает его воображенье. То есть, все его страхи надуманны, являются наваждением, бредом, рожденным страстным чувством.

Множеством вопросов засыпает герой возлюбленную: что ж он тебе? Зачем должна ты принимать? Какое право бледнеть и ревновать? Есть и красноречивые восклицания: друг жестокий! Лобзания (поцелуи) так пламенны! Привлекает внимание типичное в поэзии того времени обращение к любимому человеку: мой милый друг. Поэт словно заглядывает виновато в глаза своей несравненной возлюбленной, но сделать с собой ничего не может: мнительность и оскорбленное самолюбие уже хорошенько поработили его. Видимо, он впервые в такой роли: любим, но на людях «твои глаза не следуют за мной».

Эпитеты: веселый укор, соперник вечный, двусмысленный разговор, чудный, нежный, унылый взор, толпе страстной, нескромный час. Повторы: ни, то, так, не знаешь ты. И самый частый рефрен: зачем? Многоточия подчеркивают растерянность героя: ни слова мне, ни взгляда… Инверсия: заводит ли красавица. Олицетворения: укор мертвит, слова полны душою. Синтаксис стихотворения наполнен деепричастиями: овладев, омрачив, застав. Анафора последних двух строк завершает произведение.

Молодой поэт А. Пушкин в 1823 году по служебным делам оказался в Одессе. Здесь он пишет главы из «Евгения Онегина», а еще — пылкую элегию о чувствах к таинственной незнакомке.

Анализ стихотворения «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» Пушкина А.С.

Анализ стихотворения «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» Пушкина А.С.

Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба. Одно из таких произведений — элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич. Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя. Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности: Простишь ли мне мои ревнивые мечты,

Читать еще:  О чем стих блока ночь улица фонарь аптека

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье? Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и «неправомерность» собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации. Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы: Окружена поклонников толпой, Зачем для всех казаться хочешь милой, И всех дарит надеждою пустой Твой чудный взор, то нежный, то унылый? Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам — «пустая». В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах — определенности. Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения: Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий! Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини — гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете: Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор, —

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво.

Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому: Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать.

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать. Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим…» Однако в интонациях героя — не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях — отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность:

Но я любим… Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою! «Чужая личность… „потеряна» для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини — там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, — для него это роковой в своей неразрешимости вопрос», — пишет В. А. Грехнев. Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете — и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной: Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю. В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности. В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно. Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть — описание поведения героини в свете. Вторая часть — описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения — герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора: …Лобзания твои Так пламенны! Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою! Анафора присутствует и в финале стихотворения: Не знаешь ты, как сильно я люблю, Не знаешь ты, как сильно я страдаю. Здесь повтор Как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг». Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст — все это присутствует в пушкинском творении.

LiveInternetLiveInternet

Простишь ли мне ревнивые мечты, Моей любви безумное волненье? Ты мне верна: зачем же любишь ты Всегда пугать мое воображенье? Окружена поклонников толпой, Зачем для всех казаться хочешь милой, И всех дарит надеждою пустой Твой чудный взор, то нежный, то унылый? Мной овладев, мне разум омрачив, Уверена в любви моей несчастной, Не видишь ты, когда, в толпе их страстной Беседы чужд, один и молчалив, Терзаюсь я досадой одинокой; Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий! Хочу ль бежать,— с боязнью и мольбой Твои глаза не следуют за мной. Заводит ли красавица другая Двусмысленный со мною разговор,— Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая. Скажи ещё: соперник вечный мой, Наедине застав меня с тобой, Зачем тебя приветствует лукаво. Что ж он тебе? Скажи, какое право Имеет он бледнеть и ревновать. В нескромный час меж вечера и света, Без матери, одна, полуодета, Зачем его должна ты принимать. Но я любим… Наедине со мною Ты так нежна! Лобзания твои Так пламенны! Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою! Тебе смешны мучения мои; Но я любим, тебя я понимаю. Мой милый друг, не мучь меня, молю: Не знаешь ты, как сильно я люблю, Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

Александр Сергеевич Пушкин

Простишь ли мне ревнивые мечты,Моей любви безумное волненье?Ты мне верна: зачем же любишь тыВсегда пугать мое воображенье?Окружена поклонников толпой,Зачем для всех казаться хочешь милой,И всех дарит надеждою пустойТвой чудный взор, то нежный, то унылый?Мной овладев, мне разум омрачив,Уверена в любви моей несчастной,Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,Беседы чужд, один и молчалив,Терзаюсь я досадой одинокой;Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий!Хочу ль бежать,- с боязнью и мольбойТвои глаза не следуют за мной.Заводит ли красавица другаяДвусмысленный со мною разговор,-Спокойна ты; веселый твой укорМеня мертвит, любви не выражая.Скажи еще: соперник вечный мой,Наедине застав меня с тобой,Зачем тебя приветствует лукаво. Что ж он тебе? Скажи, какое правоИмеет он бледнеть и ревновать. В нескромный час меж вечера и света,Без матери, одна, полуодета,Зачем его должна ты принимать. Но я любим… Наедине со мноюТы так нежна! Лобзания твоиТак пламенны! Слова твоей любвиТак искренно полны твоей душою!Тебе смешны мучения мои;Но я любим, тебя я понимаю.Мой милый друг, не мучь меня, молю:Не знаешь ты, как сильно я люблю,Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

К ИСТОРИИ ЭЛЕГИИ «ПРОСТИШЬ ЛИ МНЕ РЕВНИВЫЕ МЕЧТЫ…»

Анализ стихотворения «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» Пушкина А.С.

Анализ стихотворения «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» Пушкина А.С.

Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба. Одно из таких произведений — элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич. Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя. Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности: Простишь ли мне мои ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье? Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и «неправомерность» собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации. Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы: Окружена поклонников толпой, Зачем для всех казаться хочешь милой, И всех дарит надеждою пустой Твой чудный взор, то нежный, то унылый? Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам — «пустая». В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах — определенности. Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения: Мной овладев, мне разум омрачив,

Читать еще:  Стихи для друга который болеет

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий! Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини — гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете: Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор, —

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво.

Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому: Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать.

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать. Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим…» Однако в интонациях героя — не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях — отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность:

Но я любим… Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою! «Чужая личность… „потеряна» для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини — там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, — для него это роковой в своей неразрешимости вопрос», — пишет В. А. Грехнев. Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете — и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной: Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю. В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности. В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно. Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть — описание поведения героини в свете. Вторая часть — описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения — герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора: …Лобзания твои Так пламенны! Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою! Анафора присутствует и в финале стихотворения: Не знаешь ты, как сильно я люблю, Не знаешь ты, как сильно я страдаю. Здесь повтор Как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг». Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст — все это присутствует в пушкинском творении.

Анализ стихотворения Пушкина «Простишь ли мне мои ревнивые мечты»

Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба.

Одно из таких произведений — элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич.

Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя. Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности:

Простишь ли мне мои ревнивые мечты, Моей любви безумное волненье? Ты мне верна: зачем же любишь ты Всегда пугать мое воображенье?

Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и «неправомерность» собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации. Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы:

Окружена поклонников толпой, Зачем для всех казаться хочешь милой, И всех дарит надеждою пустой Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам — «пустая». В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах — определенности.

Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения:

Мной овладев, мне разум омрачив, Уверена в любви моей несчастной, Не видишь ты, когда в толпе их страстной, Беседы чужд, один и молчалив, Терзаюсь я досадой одинокой; Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий!

Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини — гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете:

Заводит ли красавица другая Двусмысленный со мною разговор, — Спокойна ты; веселый твой укор Меня мертвит, любви не выражая. Скажи еще: соперник вечный мой, Наедине застав меня с тобой, Зачем тебя приветствует лукаво.

Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:

Что ж он тебе? Скажи, какое право Имеет он бледнеть и ревновать. В нескромный час меж вечера и света, Без матери, одна, полуодета, Зачем его должна ты принимать.

Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим…» Однако в интонациях героя — не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях — отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность:

Но я любим… Наедине со мною Ты так нежна! Лобзания твои Так пламенны! Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою!

«Чужая личность… „потеряна» для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини — там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, — для него это роковой в своей неразрешимости вопрос», — пишет В. А. Грехнев.

Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете — и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной:

Мой милый друг, не мучь меня, молю: Не знаешь ты, как сильно я люблю, Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности.

В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно.

Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть — описание поведения героини в свете. Вторая часть — описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения — герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора:

…Лобзания твои Так пламенны! Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою!

Анафора присутствует и в финале стихотворения:

Не знаешь ты, как сильно я люблю, Не знаешь ты, как сильно я страдаю. Здесь повтор Как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг».

Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст — все это присутствует в пушкинском творении.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector